Научная статья на тему 'Проблемы подготовки журналистов, освещающих вопросы культуры и искусства в СМИ'

Проблемы подготовки журналистов, освещающих вопросы культуры и искусства в СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1649
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературно-художественная критика / арт-журналистика / структура / функции / жанры / профессиональная самореализация / literary and art criticism / art journalism / structure / functions / genres / professional self-realization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Т Н. Черепова

Статья посвящена осмыслению опыта преподавания курса «Литературно-художественная критика в СМИ». На основе анализа содержания и форм подачи учебного материала делаются выводы о необходимости поиска новых методик и подходов к ведению курсов, знакомящих студентов с культурной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Т Н. Черепова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to understanding the experience of teaching the course "Literary and art criticism in the media". Based on the analysis of the content and form of presentation of teaching material substantiate conclusions about the need to find new methods and approaches to the management of courses that introduce students to the cultural issues.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки журналистов, освещающих вопросы культуры и искусства в СМИ»

УДК 070 Т.Н. Черепова

Томский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ, ОСВЕЩАЮЩИХ ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В СМИ

Статья посвящена осмыслению опыта преподавания курса «Литературно-художественная критика в СМИ». На основе анализа содержания и форм подачи учебного материала делаются выводы о необходимости поиска новых методик и подходов к ведению курсов, знакомящих студентов с культурной проблематикой.

Ключевые слова: литературно-художественная критика, арт-журналистика, структура, функции, жанры, профессиональная самореализация.

The article is devoted to understanding the experience of teaching the course "Literary and art criticism in the media". Based on the analysis of the content and form of presentation of teaching material substantiate conclusions about the need to find new methods and approaches to the management of courses that introduce students to the cultural issues.

Keywords: literary and art criticism, art journalism, structure, functions, genres, professional self-realization.

Как показывают многочисленные опросы и реальная практика, молодые журналисты в качестве приоритетных тематических направлений часто выбирают социальную и культурную сферы. Этим объясняется интерес студентов-журналистов к такому явлению, как арт-журналистика, то есть особая область специализированной журналистики, рассматривающей проблемы культуры и искусства в широком контексте и рассчитанной на удовлетворение информационных запросов аудитории в данных областях, а так же на формирование общественного мнения в сфере культуры и искусства.

Исследователи по-разному определяют само понятие «арт-журналистики». Достаточно сказать, что само это явление прозвучало в нашей стране в 90-е годы и пришло к нам с Запада, где под арт-журналистикой понимается все многообразие публикаций, посвященных отражению и анализу современного творческого процесса в различных видах литературы и искусства. В советской журналистике подобные публикации относились к «освещению вопросов литературы и искусства в СМИ», где профессиональные отражение и анализ данных вопросов окрашивались идеологическим оттенком. В процессе обучения студенты-журналисты знакомились с одним из разделов курса «Проблематика газетных выступлений», посвященному описанию данной тематики. Затем на смену старой терминологии пришла «культурная журналистика» и, наконец, «арт-журналистика», под которой отдельные исследователи подразумевают всю совокупность проблематики, связанной с культурой и искусством; другие - освещение и анализ художественных явлений искусства (художественная журналистика); третьи - только публикации, отражающие творческие процессы, происходящие в изобразительном искусстве. На наш взгляд, наиболее верным является определение арт-журналистики в целом как регулярной и систематической информацион-

но-аналитической деятельности по освещению в СМИ событий и явлений искусства и художественной жизни (в том числе театральной, литературной, музыкальной, кинематографической и т. д.) с использованием всех жанров и форм подачи материала, при наличии оценоч-ности и компетентного критического суждения [1]. Важной составляющей современной «культурной» или «арт-журналистики» является критика.

На факультете журналистики Томского государственного университета студентам, обучающимся по профилю «Журналист печатных и Интернет-СМИ», предлагается спецкурс «Литературно-художественная критика в СМИ». Данный курс входит в вариативную часть Учебного плана, читается по выбору. На спецкурс отводится 72 часа общего времени (34 часа аудиторных занятий, которые включают в себя лекционные и практические занятия, 38 часов отводится на самостоятельную работу). Курс читается в 5 семестре, форма отчетности - зачет.

Спецкурс ставит своей целью дать представление о задачах, современных проблемах, жанрах литературно-художественной критики в СМИ, а так же познакомить студентов с творчеством известных критиков, активно работающих, в первую очередь, в специализированных и общественно-политических печатных изданиях.

Поскольку выше уже отмечалась разноголосица мнений по поводу арт-журналистики, у авторов подобных курсов, (а они ведутся во многих университетах), вполне обоснованно есть и разные подходы к построению курса. Так, Роман Баканов в Казанском государственном университете рассматривает литературно-художественную критику в системе медиакритики. Анна Базанова в РУДН выстраивает свой курс на объединении теории публицистики и литературно-художественной критики, подчеркивая общее и различное в этих сферах деятельности. Оба эти подхода интересны и способствуют удовлетворению интереса студентов к данной проблематике.

В Томском университете в предлагаемом спецкурсе «Литературно-художественная критика в СМИ» упор делается на освещение общих вопросов, которые лежат в основе критической деятельности, независимо от ее предметной специализации в области литературы, театра, кино, телевидения, музыки, изобразительного искусства.

Структура курса включает следующие разделы:

1. Критика в системе журналистской деятельности.

Данный раздел определяет само понятие литературно-художественной критики; место критики в мировом художественном процессе; рассматривает предпосылки ее возникновения; обозначает общественно-политические, социально-психологические, культурные, эстетические потребности, влияющие на развитие критики; определяет роль критики в исследовании и оценке текущей художественной и общественной жизни и т.д.

Журналистский ежегодник

46

2. Функции критики.

В этом разделе ведется речь о роли критики в организации литературно-художественного процесса. Критика рассматривается как средство анализа, разработки и пропаганды творческих принципов искусства. Важной частью функциональных особенностей современной критики является сочетание в материалах оперативности и проблемное™. Анализируется роль критики в развитии духовной культуры, художественных вкусов и эстетических потребностей, в первую очередь массовой аудитории. Большая часть данного курса отведена под освещение роли критики в СМИ, ее задач. Анализируется критика в различных типах СМИ: газетная, журнальная, критика на радио, телевидении, в Интернете - их взаимодействие.

3. Специфика жанров литературно-художественной критики.

Важнейшим разделом данного курса является рассмотрение всей совокупности различных жанров литературно-художественной критики, их место в системе жанров публицистики, обращается внимание на выбор жанра в зависимости от цели критического выступления и характера аудитории. В частности, речь идет о самом популярном жанре критики - рецензии (рассматриваются информационный и аналитический аспекты данного жанра, виды рецензий, композиция). Большое внимание уделяется монографической характеристике творческой деятельности художника -творческому портрету. Анализируются различные виды данного жанра, в том числе и творческий портрет-интервью. Не менее актуальным жанром литературно-художественной критики является критическая статья (особенно это касается публикаций в специализированных искусствоведческих изданиях). Знакомятся студенты и с такими жанрами, как обозрение, дискуссия, диалог, фельетон, реплика, репортаж на тему, связанную с искусством, информация этой же тематики.

4. Мастерство критика.

Большая роль в освоении курса отводится изучению опыта мастеров критики. Рассматриваются такие понятия, как творческая личность, талант эстетического восприятия, выделяются слагаемые критического мастерства. Анализируются образные и логические средства в критике, основные приемы, которые используют критики в своих материалах, способы ведения критической полемики. Выделяются наиболее яркие персоналии в области критики.

На наш взгляд, подобный подход к освещению тематики, связанной с искусством и литературой, позволяет студентам познакомиться с основными понятиями литературно-художественной критики, проявить и закрепить свой интерес к определенным видам искусства.

Для получения положительной оценки по итогам курса «Литературно-художественная критика в СМИ» студентам необходимо посещать лекционные и практические занятия, а так же выполнить ряд практических заданий.

Одной из форм работы на практических занятиях является выполнение контрольных работ по пройденному материалу. Цель таких работ - закрепить теоретические знания по курсу.

Второй вариант практического занятия - обсуждение просмотренного фильма или спектакля. В этом случае двум студентам дается задание - подготовить устные

выступления (собственный анализ увиденного материала). Это дает возможность услышать различные точки зрения на произведение искусства, что служит основой для дальнейшей дискуссии.

Третий вариант практического занятия - приглашение журналистов, работающих в области культурной журналистики. Занятие проводится в форме пресс-конференции, тему которой студенты определяют вместе с преподавателем.

Финальной формой практической отчетности становится написание материала в форме рецензии, творческого портрета или статьи. Приветствуется опубликование данного материала в печатном издании или на сайте.

Работа с данным курсом в течение многих лет выявила ряд проблем.

Первая - это недостаток знаний в области искусства у современного студента. Причем, любого вида искусства, даже если студент этим искусством интересуется, поскольку и в этом случае отсутствует систематическое знание о предмете. Со знанием литературы дело обстоит несколько проще, поскольку с первого по четвертый курс студенты знакомятся с историей русской и зарубежной литературы и, соответственно. с литературной критикой. В процессе подготовки к зачетам и экзаменам по данным предметам, а так же к коллоквиумам, студенты учатся анализировать произведения. С другими видами искусства, за редким исключением, студенты практически не знакомы.

Преподаватели, ведущие курсы, связанные с культурной журналистикой, ощущают это очень остро и предлагают разные пути выхода из сложившейся ситуации. Так, Елена Климова, ведущая подобный курс в Новосибирском государственном университете, опирается в своей работе на искусство театра, поскольку «для журналистов театр важен (полезен, привлекателен) тем, что журналистика драматургична по своей сути» [2]. И, как справедливо отмечает преподаватель, в провинции культурный обозреватель чаще всего пишет о театре. В связи с таким положением вещей плодотворной, на наш взгляд, кажется идея - часть курса посвятить краткому, пунктирному знакомству с историей кино, театра, живописи, музыки. И по итогам этого раздела предложить студентам подготовить реферат по тому или иному периоду развития того вида искусства, которое его в большей степени заинтересует (например, реферат на тему «Искусство импрессионизма во Франции и России»). Цель написания подобного сочинения - подтолкнуть студента к самостоятельному изучению тех областей искусства, о которых он будет писать в дальнейшем, направить студента на активный поиск новых знаний.

В освоении курса «Литературно-художественная критика в СМИ» могут также оказать большую помощь кампусные курсы, которые предлагаются в Томском государственном университете, например, такие, как «Режиссура кино», «Основы масляной живописи, от реалистического изображения к условно-стилизованному». А так же лекции, которые читаются в Томске искусствоведами в музеях и киноклубах.

Хотелось бы обозначить еще одну проблему, характерную для сегодняшнего восприятия студентами искусства. Как показывает опыт, при анализе явлений искусства современные студенты, в первую очередь, обращают внимание на коммерческую составляющую, их материалы зачастую носят рекламный характер. То есть значи-

мость произведения для большинства определяется сегодня коммерческим успехом произведения искусства. Особенно это касается современных фильмов. И здесь примером являются сегодняшние телепрограммы и довольно многочисленные журналы, посвященные кинопроцессу. Поэтому одной из образовательных и воспитательных задач курса является разворот студентов к идейно-нравственному анализу произведений искусства.

В заключение следует отметить, что при преподавании курса «Литературно-художественная критика в СМИ», так же, как и при ведении других учебных дисциплин, необходимо учитывать современные профессиональные требования к журналистам, которые предполагают

наличие у них мультимедийных навыков, то есть умения создавать материалы для любого СМИ. В связи с этим студентам предлагается итоговый отчетный материал представить в двух вариантах - для печатного издания и для городского сайта, что явно должно продемонстрировать готовность студентов к профессиональной самореализации.

Литература

1. Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / под общ. ред. Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. — СПб.: Высш. школа журн. и мае. коммуникаций, 2012. — 304 с.

2. Климова Е.А. Интервью [Электронный ресурс]. URL: http://jf.nsu.ru/persons/klimova_ev/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.