Научная статья на тему 'Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека'

Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9493
1241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СМИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / RUSSIAN JOURNALISM / ART JOURNALISM / CULTURAL JOURNALISM / MASS-MEDIA / JOURNALISTIC EDUCATION / ART / SYSTEM OF VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сергеева Татьяна Сергеевна

Рассматривается арт-журналистика как часть «культурной» журналистики в контексте развития современной российской культуры, включая культурологический и образовательный аспекты. Актуальность темы связана с проблемой роли СМИ в формировании ценностной системы человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Journalism and Modern Russian Culture: Valuable and Semantic Dominants and Problem of Preservation of the Person

This article deals with the art journalism as a part of “cultural” journalism in a context of the modern Russian culture development, including cultural study and educational aspects. Relevance of this article is connected with a problem of a mass media role in formation of valuable system of the person and society.

Текст научной работы на тему «Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 152-156.

АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Рассматривается арт-журналистика как часть «культурной» журналистики в контексте развития современной российской культуры, включая культурологический и образовательный аспекты. Актуальность темы связана с проблемой роли СМИ в формировании ценностной системы человека и общества.

Ключевые слова: российская журналистика, арт-журналистика, культурная журналистика, СМИ, медиаобразование, искусство, система ценностей.

Мы живем в эпоху «цивилизационного сдвига», становления информационного общества, безграничного положения в нем массме-диа, бурного развития технологий, что проявляется в так называемом «кризисе сознания», смене мировосприятия, изменении отношения к классической культуре, традиции, наследию. Кардинальной перестройке подвергаются все сферы нашего общества, включая экономику, образование, искусство, средства массовой информации.

Кроме того, современная культурная ситуация в России характеризуется тотальным разобщением поколений - по ценностям, идеалам, уровню образования, типу культуры, а развитие медиатехнологий только обостряет все это. По мнению Е. Прониной, современная массовая коммуникация сыграла роль гигантского ускорителя и резонатора всех позитивных и негативных, разрушительных и созидательных процессов, происходящих в обществе [9].

Мы не будем затрагивать проблему причин трансформации культуры. По определению

А. Моля, она из гуманитарной превратилась в «мозаичную» [6], хотя первое касается качества, а второе - технологии. Оставим в стороне и проблему кризиса современной культуры (который назвали постмодернизмом).

Посмотрим на ситуацию в свете взаимодействия / взаимовлияния общества и массме-диа как на естественный процесс. Что должно было произойти - произошло; в результате мы имеем:

- изменившуюся культуру, ценностным стержнем которой стало развлечение, культ потребления (консьюмеризм) и гламур;

- массовую аудиторию, нацеленную на выше обозначенные ценности;

- изменившуюся журналистику, переживающую глубокий кризис.

В последнее время на первый план выходит «журналистика факта», являясь всецело функциональной, основанной на констатации и исполнении чьего-то заказа. Личностное начало (то, что называют «журналистикой мнения») постепенно уходит, затушевывается либо видоизменяется, поскольку связано с усилением функционализации общества.

Для многих сейчас разговор о гуманитарной важности журналистики, об общественной значимости и ее воспитательной роли кажется не более чем красивыми словами. Определяющим в журналистике стало зарабатывание денег, то есть журналистика превратилась в бизнес. Главные персоны СМИ - знаменитости, сильные мира сего, люди власти, успешные в карьере, состоятельные, с модельной внешностью и лучезарными улыбками. Более того, в современной журналистике сама ценность человеческой жизни предстает совершенно девальвированной. Журналистика отчуждается от человека, поскольку, по мнению А. Бик-Булатова, сам человек в постмодернистском мире не воспринимается как личность, он становится лишь комбинацией знаков [3].

Однако, как идеал, миссия журналиста заключается, прежде всего, в том, чтобы быть социально ответственным, то есть ориентироваться не на бизнес и не на власть, а на общество. Журналист, по определению Е. Вартановой, это человек, которого надо приравнять к учителям, работникам культуры или врачам. Он постоянно контактирует с людьми, принимает непосредственное участие в жизни общества, на нем лежит большая ответственность [2]. Особо выделяет последнее и Л. Агеева, вспоминая свой опыт профессионального становления: «Мы прошли хорошую школу ответственности. Нам было стыдно быть невеже-

ственными, было стыдно, если тебя уличат во лжи, в неосведомленности» [1].

Остановимся на «культурной» журналистике - направлении, связанном со сферой культуры, и на ее более узкой области - арт-журналистике (художественной журналистике). Несмотря на то, что культура и искусство - это далеко не одно и то же, однако их взаимосвязь столь велика, что второе находится в непосредственном потоке первого. И если культура - это «такая машина по производству ценностей» (А. Архангельский), которые воздействуют на все общество в целом, то искусство - способ миропознания, плоды художественно-творческой деятельности и непреходящая часть духовной культуры человечества.

И хотя «культурная» журналистика (подобно публицистике), как наиболее личностная, отходит на второй план, и, таким образом, происходит отказ от человека (чувствующего, одухотворенного) в качестве объекта журналистики, а вместе с тем от журналиста-личности, тем не менее, духовная традиция продолжается (пусть и усилиями небольшой прослойки общества). Просветительские и воспитательные функции СМИ, если и «задвинуты», но их никто не отменял, и они сохраняются, например, на федеральном телеканале «Культура» (аудитория которого составляет лишь 2 % от всего населения страны), на республиканском телеканале «Татарстан -Новый Век». Это малые «островки» в огромном океане массовой культуры, транслируемой через СМИ.

С одной стороны, возникает вопрос: что же может повернуть журналистику к человеку, культуре и духовным ценностям? С другой стороны, на повестку дня встают более конкретные и реалистичные вопросы: востребована ли арт-журналистика современными читателями и зрителями? Что вообще нужно сейчас собственникам СМИ, государственной власти, аудитории СМИ? Как в эти потребности вписывается идея о необходимости просветительской журналистики? Заинтересованы ли в ней сами журналисты?

Безусловно, перед СМИ должна ставиться задача не только «врачевания» социальных болезней, но еще и работы на перспективу. Именно СМИ формируют современное общество и его будущее, являясь посредником не только между народом и властью, но и между традицией и современностью, между прошлым и будущим.

Здесь мы выходим на проблему роли СМИ в формировании ценностной системы общества в целом и особенно молодого поколения (в этом процессе возможности телевидения безграничны, хотя сейчас молодежь отвратили от него).

Просветительская и воспитательная функции журналистики заключаются в передаче, ретрансляции уже существующих феноменов культуры и культурных ценностей. Чтобы родилась личностная культура, необходим определенный багаж знаний, и средства массовой коммуникации должны распространять и прививать эти знания аудитории, значительно поднимая ее культурный уровень [13]. Как считает

В. Третьяков, «если общество полностью отказывается от высокой культуры и оставляет ее для какой-то элиты, а для себя - современную массовую культуру, то этому обществу наступает конец» [12].

Другой вопрос: а нужен ли человек разумный, порядочный и образованный современному обществу и власти? Ведь таким человеком труднее манипулировать и управлять. Одна из проблем современного российского общества заключается в том, что нашу интеллигенцию отстранили от непосредственного участия в его жизни. Она может высказать свое мнение, но окончательное решение принимают чиновники. Пример, который привела в своем интервью Е. Вартанова, говорит о совершенно другой ситуации во Франции. Там любой философ будет обсуждать с журналистом свои философские идеи на материале живой жизни, потому что он в нее вовлечен, и он, как всякий гражданин, чувствует, как его идея воздействует на эту жизнь, меняет ее к лучшему или к худшему. А когда не меняет, когда ему не дают вторгаться в это пространство, он возмущается и протестует [2].

По верному наблюдению В. Славкина, «если сейчас попытаться сформулировать наполнение концепта «человек», опираясь на журналистские тексты, то, к сожалению, на абсолютной периферии окажутся слова, отражающие духовность, порядочность, нравственную красоту человека (а не индивидуума). При этом определяющим в характеристике современного человека будет сугубо функциональный подход к нему, оценка того, насколько эффективна его деятельность в обществе. Создаётся впечатление, что средствам массовой информации интересны те проявления человека, которые могут быть востребо-

ваны, прежде всего, в потребительском плане. Происходит «консьюмеризация» отношения к личности» [11].

Кроме того, нельзя не коснуться всеобщей установки СМИ на развлекательность, которая, как считает Д. Туманов, перерождается в функцию контроля над сознанием, вследствие чего наблюдается уход определённой части общества от проблем. И противостоять этому может только высокая культура [13].

Отчасти отсюда проистекают такие явления, как деформация современного информационного рынка и невостребованность обществом серьёзных тем, которые поднимаются в СМИ. По мнению Л. Агеевой, молодежи общественно-политическая информация не нужна, как и любая другая [1]. Ей не нужны серьезные статьи и тедепередачи - молодежную аудиторию привлекают маленькие по размеру заметки, клиповая подача материала, что лучше всего получается у телевидения, свобода самовыражения блогосферы.

Самый эффективный путь приобщения человека к культуре лежит через искусство. Именно оно обращается к вечным ценностям, поднимает вопросы бытия, развивает в человеке личность, воспитывает интеллект, чувства и вкус.

И хотя интересы журналистики в целом, как мы видим, поменялись, однако специализации «культурная журналистика» и «арт-журналистика» востребованы и в Москве (в МГУ и МГК), и в Санкт-Петербурге (институт ПРО АРТЕ при Петербургском фонде культуры и искусства, СПбГАТИ), и в Новосибирском университете, а также в Нижегородской и Казанской консерваториях. (Проблемы консерваторского образования имеют свою специфику, которой мы не будем касаться). Опыт Е. В. Климовой в Новосибирском университете показывает, что направление художественной критики можно развивать не только в столицах. Вероятно, играют роль личностный фактор, личная инициатива, и, конечно же, сложившиеся традиции. По ее мнению, из хороших журналистов выходят хорошие критики. А люди, пишущие о культуре, - лучшие перья в журналистике.

И здесь мы подходим к проблеме подготовки журналистов в области культуры и искусства. Безусловно, сейчас это направление в университете предполагает выпуск «штучного товара» по индивидуальным и магистерским программам. Умение критически отзываться

на события в области культуры и искусства требует от журналиста широкой эрудиции, культурологической компетенции и серьезной вовлеченности в художественный контекст. Формулу соотношения критики и журналистики точно определила Т. Курышова, отметив, что критика - это тип мышления (оценочного), а журналистика - форма деятельности, где критик может реализоваться [5].

Традиционное представление о журналисте как о человеке, который знает обо всем понемножку и ни о чем глубоко, сегодня изменилось, и в практической журналистике сейчас ценятся специализация и обширные знания, касается ли это сферы экономики, образования, здравоохранения или культуры.

Однако требования к материалам на темы культуры в практике современных СМИ достаточно противоречивы. С одной стороны, редакторы (чаще всего провинциальных изданий) склонны публиковать информационные заметки и репортажи о событиях в сфере культуры, а вот рецензии как аналитические отзывы на эти события печатают неохотно. Хотя именно рецензия в СМИ развивает эстетический вкус читательской аудитории. С другой стороны, во всех крупных изданиях сегодня совершенно явно развивается художественная журналистика, везде есть полосы «Культура» и авторские материалы, посвященные спектаклям и концертам, художественным событиям и выставкам. Поэтому, по мнению Т. Курышовой, говорить о том, что традиция художественной журналистики уходит, несправедливо [5]. Хотя на телевидении она, в основном, представлена только на ТК «Культура».

Тем не менее, вопрос о том, кто и как пишет об искусстве (о театре, музыке, изобразительном искусстве) стоит весьма остро. Как отмечает О. Шайдуллина, в освещении музыкальной жизни в СМИ существует два типа рецензентов: первый (и самый распространенный) -профессиональный журналист, сравнительно немного понимающий в музыке, и второй -профессиональный музыкант, мало понимающий в сфере массовых коммуникаций. В том и другом случае одна из сторон высказывания явно страдает: в первом случае может не хватать адекватной оценки музыкального явления, а во втором - умения грамотно и интересно донести информацию до аудитории [8].

Такая же ситуация характерна и для Казани: пишут два-три журналиста; по жанрам - в основном, заметки, анонсы и интервью; обращает

на себя внимание ангажированность, поскольку мелькают одни и те же имена. Последнее подтверждает известную закономерность, которую выявил Э. Ноэль-Нойман: то, о чем не сообщают, - не существует, и шансы несообщаемого стать частью действительности, воспринимаемой современниками, минимальны [7].

Показательно, что и роль театральной критики в последнее время существенно изменилась (опять же это характерно в большей степени для провинциальных изданий). И здесь постепенно уходит в прошлое жанр рецензии, а основные задачи журналиста заключаются в создании информационного поля и в освещении различных проектов и фестивалей, то есть, по существу, в выполнении функции «продвижения». Как результат - утрата механизма воздействия театральной критики на зрителя, который тоже изменился, и реакция которого часто бывает непредсказуемой.

Возвращаясь к проблемам подготовки молодых кадров, трудно не согласиться с Е. Климовой, считающей, что знание культуры для журналиста - первейшая необходимость. Любой журналистский материал опирается на духовный багаж автора, который исчисляется прожитыми годами и пережитыми, обдуманными, прочувствованными произведениями искусства [4]. Делая акцент в курсе по арт-журналистике на театре, Е. Климова считает, что «для журналистов театр важен (полезен, привлекателен) тем, что журналистика драма-тургична по своей сути; театр и журналистика отливают жизнь в похожие формы, хотя и по разным законам. И в провинции культурный обозреватель чаще всего пишет о театре» [4].

Значение приобщения к культуре и искусству будущих журналистов подчеркнул В. Третьяков на встрече в КФУ: «Мы своих студентов пытаемся обучать так, как будто они все будут работать на телеканале “Культура”. Мы пытаемся готовить специалистов, сведущих в гуманитарных науках, разбирающихся во всем, что касается культуры и искусства. Мы отталкиваемся от классических культурных образцов» [12]. Действительно, то, как мы будем ориентировать студентов, какие акценты расставлять, такую журналистику мы и получим. Если посмотреть на темы курсовых и дипломных работ на кафедре теории и практики электронных СМИ КФУ за последние годы, то в основном отражена проблематика телешоу, новостной, политической, спортивной журналистики, влияния PR-технологий в СМИ.

А еще десять-пятнадцать лет назад к культурной журналистике наблюдался большой интерес со стороны студентов, но жизнь расставляет свои акценты. Тем не менее, в жизни Казанского университета в этом году произошло событие, которое можно расценивать как «поворот» к Культуре. Мы имеем в виду открытие интернет-портала Hermitage Line, посвященного истории и культуре, искусству и вечным ценностям [15]. Как заметил М. Пиотровский, необходимо постоянно и систематически пополнять пространство Сети интеллектуальным продуктом, поскольку Интернет примитивизирует людей [14]. К формированию информационного поля нового портала приглашены преподаватели и аспиранты КФУ, а также студенты (будущие востоковеды, социологи, журналисты, историки, искусствоведы и филологи), то есть портал станет и учебной площадкой в сфере арт-журналистики.

Уверены, что обращение к культуре как сфере журналистского интереса способствует личностному и профессиональному росту студента, а также выработке гражданской позиции, для чего, безусловно, нужен кругозор. Ведь настоящий журналист - это, прежде всего, позиция и открытость, интерес к миру.

Завершая наброски общей картины развития арт-журналистики в контексте современной российской культуры, можно сделать следующие выводы.

1. Сегодня задача арт-журналистики - просвещать массы, художественно образовывать общество, тем самым повышая культурный уровень своих граждан.

2. Данная задача может быть выполнена только в рамках возрождения традиции просветительского телевидения и радио, включая возможности Интернета, позволяющие осуществить переход на новый уровень просвещения (используя опыт Японии, США и других стран). Кроме того, необходимы государственная поддержка и национальная программа просвещения общества через СМИ.

3. Необходима адаптация журналистских материалов к восприятию современной аудитории (то есть обучать и воспитывать в «скрытой форме»), главное - чтобы были плоды просвещения.

4. Требуется создание и освоение новых медиа-площадок при государственной поддержке для развития арт-журналистики (как, например, Hermitage Line).

5. Особое значение приобретает арт-журналистика для детей и молодежи, учитывая огромную роль СМИ в формировании системы ценностей и мировоззрения человека.

Список литературы

1. Агеева, Л. Журналист, у которого две извилины, - трагедия для общества [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://info.tatcenter.ru/ ргіП/25587/

2. Журенков, К. «На журфаке идеологии не будет». Интервью с Е. Вартановой [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ogoniok. сот/5053/30/

3. Нужна ли нам публицистика? Материалы дискуссионного клуба [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://mediart.ru/272.html

4. Климова, Е. А. Интервью [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://jf.nsu.ru/persons/klimova_ev/

5. Курышова, Т. Интервью [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.stinfa.ru/?id=59264

6. Моль, А. Социодинамика культуры. М., 2008. 416 с.

7. Ноэль-Нойман, Э. Стереотип как средство распространения общественного мнения [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://psyfactor. org/lib/stereotype3.htm

8. Проект арт-журналистов. Нижегородская консерватория [Электронный ресурс]. URL: http ://www. stinfa. ru/?id=59227

9. Пронина, Е. Антиномии массовой коммуникации, или «Правило Матфея» [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.ru/files/ MediaTrends_%2016.pdf

10. Сапрыкин, Ю. Кого возьмут в будущее? [Электронный ресурс]. URL: http://www.opens-pace.ru/society/world/details/17429/page1/

11. Славкин, В. Человек - это звучит? [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope. ru/files/MediaTrends_%2016.pdf

12. Третьяков, В. Мы пытаемся обучать так, будто все наши выпускники будут работать на ТК «Культура». Интервью Н. Дорошкевич [Электронный ресурс]. URL: http://www.lsl.ksu. ru/main_page?p_cid=31098&p_sub=5

13. Туманов, Д. Журналистика завтрашнего дня [Электронный ресурс]. URL: http://www. dmtumanov.narod.ru/sience/articles/ist1.html

14. Шафикова, Р. КФУ и Государственный Эрмитаж подписали соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс]. URL: http://www. kpfu.ru/main_page?p_cid=31136&p_sub=12

15. Hermitage Line. Интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.hermitage-line.ru/

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 156-160.

А. В. Сидоренко

КОННОТАТИВНОЕ ИМПЛИЦИТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Показано, как в современном рекламном тексте реализуются коннотативные имплицитные содержания. Дается лингвистический и этический анализ представленных текстов, определяются причины и типы имплицирования.

Ключевые слова: рекламный текст, имплицитное содержание, коннотация.

Современный рекламный текст служит объ- воды как о специфике языковой организации

ектом исследования целого ряда гуманитарных рекламного текста в целом, так и о собственно

дисциплин. Лингвистика сосредоточивает свое языковых явлениях, связанных с выражением

внимание на изучении рекламного текста как имплицитных содержаний.

специфического коммуникативного явления. Коннотативное имплицитное содержание При этом в большинстве подобных текстов (ИС) - «это имплицитно выраженные стили-

основополагающая роль отводится неявно вы- стические или смысловые оттенки, наклады-

раженной информации различных типов. Ис- вающиеся на содержание текста или отдель-

следование этих типов позволяет сделать вы- ные его компоненты» [14. С. 14]. Эксплика-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.