Научная статья на тему 'Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека'

Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
4132
596
Поделиться
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СМИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Сергеева Татьяна Сергеевна

Рассматривается арт-журналистика как часть «культурной» журналистики в контексте развития современной российской культуры, включая культурологический и образовательный аспекты. Актуальность темы связана с проблемой роли СМИ в формировании ценностной системы человека и общества.

Art Journalism and Modern Russian Culture: Valuable and Semantic Dominants and Problem of Preservation of the Person

This article deals with the art journalism as a part of “cultural” journalism in a context of the modern Russian culture development, including cultural study and educational aspects. Relevance of this article is connected with a problem of a mass media role in formation of valuable system of the person and society.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 152-156.

АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Рассматривается арт-журналистика как часть «культурной» журналистики в контексте развития современной российской культуры, включая культурологический и образовательный аспекты. Актуальность темы связана с проблемой роли СМИ в формировании ценностной системы человека и общества.

Ключевые слова: российская журналистика, арт-журналистика, культурная журналистика, СМИ, медиаобразование, искусство, система ценностей.

Мы живем в эпоху «цивилизационного сдвига», становления информационного общества, безграничного положения в нем массме-диа, бурного развития технологий, что проявляется в так называемом «кризисе сознания», смене мировосприятия, изменении отношения к классической культуре, традиции, наследию. Кардинальной перестройке подвергаются все сферы нашего общества, включая экономику, образование, искусство, средства массовой информации.

Кроме того, современная культурная ситуация в России характеризуется тотальным разобщением поколений - по ценностям, идеалам, уровню образования, типу культуры, а развитие медиатехнологий только обостряет все это. По мнению Е. Прониной, современная массовая коммуникация сыграла роль гигантского ускорителя и резонатора всех позитивных и негативных, разрушительных и созидательных процессов, происходящих в обществе [9].

Мы не будем затрагивать проблему причин трансформации культуры. По определению

А. Моля, она из гуманитарной превратилась в «мозаичную» [6], хотя первое касается качества, а второе - технологии. Оставим в стороне и проблему кризиса современной культуры (который назвали постмодернизмом).

Посмотрим на ситуацию в свете взаимодействия / взаимовлияния общества и массме-диа как на естественный процесс. Что должно было произойти - произошло; в результате мы имеем:

- изменившуюся культуру, ценностным стержнем которой стало развлечение, культ потребления (консьюмеризм) и гламур;

- массовую аудиторию, нацеленную на выше обозначенные ценности;

- изменившуюся журналистику, переживающую глубокий кризис.

В последнее время на первый план выходит «журналистика факта», являясь всецело функциональной, основанной на констатации и исполнении чьего-то заказа. Личностное начало (то, что называют «журналистикой мнения») постепенно уходит, затушевывается либо видоизменяется, поскольку связано с усилением функционализации общества.

Для многих сейчас разговор о гуманитарной важности журналистики, об общественной значимости и ее воспитательной роли кажется не более чем красивыми словами. Определяющим в журналистике стало зарабатывание денег, то есть журналистика превратилась в бизнес. Главные персоны СМИ - знаменитости, сильные мира сего, люди власти, успешные в карьере, состоятельные, с модельной внешностью и лучезарными улыбками. Более того, в современной журналистике сама ценность человеческой жизни предстает совершенно девальвированной. Журналистика отчуждается от человека, поскольку, по мнению А. Бик-Булатова, сам человек в постмодернистском мире не воспринимается как личность, он становится лишь комбинацией знаков [3].

Однако, как идеал, миссия журналиста заключается, прежде всего, в том, чтобы быть социально ответственным, то есть ориентироваться не на бизнес и не на власть, а на общество. Журналист, по определению Е. Вартановой, это человек, которого надо приравнять к учителям, работникам культуры или врачам. Он постоянно контактирует с людьми, принимает непосредственное участие в жизни общества, на нем лежит большая ответственность [2]. Особо выделяет последнее и Л. Агеева, вспоминая свой опыт профессионального становления: «Мы прошли хорошую школу ответственности. Нам было стыдно быть невеже-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственными, было стыдно, если тебя уличат во лжи, в неосведомленности» [1].

Остановимся на «культурной» журналистике - направлении, связанном со сферой культуры, и на ее более узкой области - арт-журналистике (художественной журналистике). Несмотря на то, что культура и искусство - это далеко не одно и то же, однако их взаимосвязь столь велика, что второе находится в непосредственном потоке первого. И если культура - это «такая машина по производству ценностей» (А. Архангельский), которые воздействуют на все общество в целом, то искусство - способ миропознания, плоды художественно-творческой деятельности и непреходящая часть духовной культуры человечества.

И хотя «культурная» журналистика (подобно публицистике), как наиболее личностная, отходит на второй план, и, таким образом, происходит отказ от человека (чувствующего, одухотворенного) в качестве объекта журналистики, а вместе с тем от журналиста-личности, тем не менее, духовная традиция продолжается (пусть и усилиями небольшой прослойки общества). Просветительские и воспитательные функции СМИ, если и «задвинуты», но их никто не отменял, и они сохраняются, например, на федеральном телеканале «Культура» (аудитория которого составляет лишь 2 % от всего населения страны), на республиканском телеканале «Татарстан -Новый Век». Это малые «островки» в огромном океане массовой культуры, транслируемой через СМИ.

С одной стороны, возникает вопрос: что же может повернуть журналистику к человеку, культуре и духовным ценностям? С другой стороны, на повестку дня встают более конкретные и реалистичные вопросы: востребована ли арт-журналистика современными читателями и зрителями? Что вообще нужно сейчас собственникам СМИ, государственной власти, аудитории СМИ? Как в эти потребности вписывается идея о необходимости просветительской журналистики? Заинтересованы ли в ней сами журналисты?

Безусловно, перед СМИ должна ставиться задача не только «врачевания» социальных болезней, но еще и работы на перспективу. Именно СМИ формируют современное общество и его будущее, являясь посредником не только между народом и властью, но и между традицией и современностью, между прошлым и будущим.

Здесь мы выходим на проблему роли СМИ в формировании ценностной системы общества в целом и особенно молодого поколения (в этом процессе возможности телевидения безграничны, хотя сейчас молодежь отвратили от него).

Просветительская и воспитательная функции журналистики заключаются в передаче, ретрансляции уже существующих феноменов культуры и культурных ценностей. Чтобы родилась личностная культура, необходим определенный багаж знаний, и средства массовой коммуникации должны распространять и прививать эти знания аудитории, значительно поднимая ее культурный уровень [13]. Как считает

В. Третьяков, «если общество полностью отказывается от высокой культуры и оставляет ее для какой-то элиты, а для себя - современную массовую культуру, то этому обществу наступает конец» [12].

Другой вопрос: а нужен ли человек разумный, порядочный и образованный современному обществу и власти? Ведь таким человеком труднее манипулировать и управлять. Одна из проблем современного российского общества заключается в том, что нашу интеллигенцию отстранили от непосредственного участия в его жизни. Она может высказать свое мнение, но окончательное решение принимают чиновники. Пример, который привела в своем интервью Е. Вартанова, говорит о совершенно другой ситуации во Франции. Там любой философ будет обсуждать с журналистом свои философские идеи на материале живой жизни, потому что он в нее вовлечен, и он, как всякий гражданин, чувствует, как его идея воздействует на эту жизнь, меняет ее к лучшему или к худшему. А когда не меняет, когда ему не дают вторгаться в это пространство, он возмущается и протестует [2].

По верному наблюдению В. Славкина, «если сейчас попытаться сформулировать наполнение концепта «человек», опираясь на журналистские тексты, то, к сожалению, на абсолютной периферии окажутся слова, отражающие духовность, порядочность, нравственную красоту человека (а не индивидуума). При этом определяющим в характеристике современного человека будет сугубо функциональный подход к нему, оценка того, насколько эффективна его деятельность в обществе. Создаётся впечатление, что средствам массовой информации интересны те проявления человека, которые могут быть востребо-

ваны, прежде всего, в потребительском плане. Происходит «консьюмеризация» отношения к личности» [11].

Кроме того, нельзя не коснуться всеобщей установки СМИ на развлекательность, которая, как считает Д. Туманов, перерождается в функцию контроля над сознанием, вследствие чего наблюдается уход определённой части общества от проблем. И противостоять этому может только высокая культура [13].

Отчасти отсюда проистекают такие явления, как деформация современного информационного рынка и невостребованность обществом серьёзных тем, которые поднимаются в СМИ. По мнению Л. Агеевой, молодежи общественно-политическая информация не нужна, как и любая другая [1]. Ей не нужны серьезные статьи и тедепередачи - молодежную аудиторию привлекают маленькие по размеру заметки, клиповая подача материала, что лучше всего получается у телевидения, свобода самовыражения блогосферы.

Самый эффективный путь приобщения человека к культуре лежит через искусство. Именно оно обращается к вечным ценностям, поднимает вопросы бытия, развивает в человеке личность, воспитывает интеллект, чувства и вкус.

И хотя интересы журналистики в целом, как мы видим, поменялись, однако специализации «культурная журналистика» и «арт-журналистика» востребованы и в Москве (в МГУ и МГК), и в Санкт-Петербурге (институт ПРО АРТЕ при Петербургском фонде культуры и искусства, СПбГАТИ), и в Новосибирском университете, а также в Нижегородской и Казанской консерваториях. (Проблемы консерваторского образования имеют свою специфику, которой мы не будем касаться). Опыт Е. В. Климовой в Новосибирском университете показывает, что направление художественной критики можно развивать не только в столицах. Вероятно, играют роль личностный фактор, личная инициатива, и, конечно же, сложившиеся традиции. По ее мнению, из хороших журналистов выходят хорошие критики. А люди, пишущие о культуре, - лучшие перья в журналистике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И здесь мы подходим к проблеме подготовки журналистов в области культуры и искусства. Безусловно, сейчас это направление в университете предполагает выпуск «штучного товара» по индивидуальным и магистерским программам. Умение критически отзываться

на события в области культуры и искусства требует от журналиста широкой эрудиции, культурологической компетенции и серьезной вовлеченности в художественный контекст. Формулу соотношения критики и журналистики точно определила Т. Курышова, отметив, что критика - это тип мышления (оценочного), а журналистика - форма деятельности, где критик может реализоваться [5].

Традиционное представление о журналисте как о человеке, который знает обо всем понемножку и ни о чем глубоко, сегодня изменилось, и в практической журналистике сейчас ценятся специализация и обширные знания, касается ли это сферы экономики, образования, здравоохранения или культуры.

Однако требования к материалам на темы культуры в практике современных СМИ достаточно противоречивы. С одной стороны, редакторы (чаще всего провинциальных изданий) склонны публиковать информационные заметки и репортажи о событиях в сфере культуры, а вот рецензии как аналитические отзывы на эти события печатают неохотно. Хотя именно рецензия в СМИ развивает эстетический вкус читательской аудитории. С другой стороны, во всех крупных изданиях сегодня совершенно явно развивается художественная журналистика, везде есть полосы «Культура» и авторские материалы, посвященные спектаклям и концертам, художественным событиям и выставкам. Поэтому, по мнению Т. Курышовой, говорить о том, что традиция художественной журналистики уходит, несправедливо [5]. Хотя на телевидении она, в основном, представлена только на ТК «Культура».

Тем не менее, вопрос о том, кто и как пишет об искусстве (о театре, музыке, изобразительном искусстве) стоит весьма остро. Как отмечает О. Шайдуллина, в освещении музыкальной жизни в СМИ существует два типа рецензентов: первый (и самый распространенный) -профессиональный журналист, сравнительно немного понимающий в музыке, и второй -профессиональный музыкант, мало понимающий в сфере массовых коммуникаций. В том и другом случае одна из сторон высказывания явно страдает: в первом случае может не хватать адекватной оценки музыкального явления, а во втором - умения грамотно и интересно донести информацию до аудитории [8].

Такая же ситуация характерна и для Казани: пишут два-три журналиста; по жанрам - в основном, заметки, анонсы и интервью; обращает

на себя внимание ангажированность, поскольку мелькают одни и те же имена. Последнее подтверждает известную закономерность, которую выявил Э. Ноэль-Нойман: то, о чем не сообщают, - не существует, и шансы несообщаемого стать частью действительности, воспринимаемой современниками, минимальны [7].

Показательно, что и роль театральной критики в последнее время существенно изменилась (опять же это характерно в большей степени для провинциальных изданий). И здесь постепенно уходит в прошлое жанр рецензии, а основные задачи журналиста заключаются в создании информационного поля и в освещении различных проектов и фестивалей, то есть, по существу, в выполнении функции «продвижения». Как результат - утрата механизма воздействия театральной критики на зрителя, который тоже изменился, и реакция которого часто бывает непредсказуемой.

Возвращаясь к проблемам подготовки молодых кадров, трудно не согласиться с Е. Климовой, считающей, что знание культуры для журналиста - первейшая необходимость. Любой журналистский материал опирается на духовный багаж автора, который исчисляется прожитыми годами и пережитыми, обдуманными, прочувствованными произведениями искусства [4]. Делая акцент в курсе по арт-журналистике на театре, Е. Климова считает, что «для журналистов театр важен (полезен, привлекателен) тем, что журналистика драма-тургична по своей сути; театр и журналистика отливают жизнь в похожие формы, хотя и по разным законам. И в провинции культурный обозреватель чаще всего пишет о театре» [4].

Значение приобщения к культуре и искусству будущих журналистов подчеркнул В. Третьяков на встрече в КФУ: «Мы своих студентов пытаемся обучать так, как будто они все будут работать на телеканале “Культура”. Мы пытаемся готовить специалистов, сведущих в гуманитарных науках, разбирающихся во всем, что касается культуры и искусства. Мы отталкиваемся от классических культурных образцов» [12]. Действительно, то, как мы будем ориентировать студентов, какие акценты расставлять, такую журналистику мы и получим. Если посмотреть на темы курсовых и дипломных работ на кафедре теории и практики электронных СМИ КФУ за последние годы, то в основном отражена проблематика телешоу, новостной, политической, спортивной журналистики, влияния PR-технологий в СМИ.

А еще десять-пятнадцать лет назад к культурной журналистике наблюдался большой интерес со стороны студентов, но жизнь расставляет свои акценты. Тем не менее, в жизни Казанского университета в этом году произошло событие, которое можно расценивать как «поворот» к Культуре. Мы имеем в виду открытие интернет-портала Hermitage Line, посвященного истории и культуре, искусству и вечным ценностям [15]. Как заметил М. Пиотровский, необходимо постоянно и систематически пополнять пространство Сети интеллектуальным продуктом, поскольку Интернет примитивизирует людей [14]. К формированию информационного поля нового портала приглашены преподаватели и аспиранты КФУ, а также студенты (будущие востоковеды, социологи, журналисты, историки, искусствоведы и филологи), то есть портал станет и учебной площадкой в сфере арт-журналистики.

Уверены, что обращение к культуре как сфере журналистского интереса способствует личностному и профессиональному росту студента, а также выработке гражданской позиции, для чего, безусловно, нужен кругозор. Ведь настоящий журналист - это, прежде всего, позиция и открытость, интерес к миру.

Завершая наброски общей картины развития арт-журналистики в контексте современной российской культуры, можно сделать следующие выводы.

1. Сегодня задача арт-журналистики - просвещать массы, художественно образовывать общество, тем самым повышая культурный уровень своих граждан.

2. Данная задача может быть выполнена только в рамках возрождения традиции просветительского телевидения и радио, включая возможности Интернета, позволяющие осуществить переход на новый уровень просвещения (используя опыт Японии, США и других стран). Кроме того, необходимы государственная поддержка и национальная программа просвещения общества через СМИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Необходима адаптация журналистских материалов к восприятию современной аудитории (то есть обучать и воспитывать в «скрытой форме»), главное - чтобы были плоды просвещения.

4. Требуется создание и освоение новых медиа-площадок при государственной поддержке для развития арт-журналистики (как, например, Hermitage Line).

5. Особое значение приобретает арт-журналистика для детей и молодежи, учитывая огромную роль СМИ в формировании системы ценностей и мировоззрения человека.

Список литературы

1. Агеева, Л. Журналист, у которого две извилины, - трагедия для общества [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://info.tatcenter.ru/ ргіП/25587/

2. Журенков, К. «На журфаке идеологии не будет». Интервью с Е. Вартановой [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ogoniok. сот/5053/30/

3. Нужна ли нам публицистика? Материалы дискуссионного клуба [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://mediart.ru/272.html

4. Климова, Е. А. Интервью [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://jf.nsu.ru/persons/klimova_ev/

5. Курышова, Т. Интервью [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.stinfa.ru/?id=59264

6. Моль, А. Социодинамика культуры. М., 2008. 416 с.

7. Ноэль-Нойман, Э. Стереотип как средство распространения общественного мнения [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://psyfactor. org/lib/stereotype3.htm

8. Проект арт-журналистов. Нижегородская консерватория [Электронный ресурс]. URL: http ://www. stinfa. ru/?id=59227

9. Пронина, Е. Антиномии массовой коммуникации, или «Правило Матфея» [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.ru/files/ MediaTrends_%2016.pdf

10. Сапрыкин, Ю. Кого возьмут в будущее? [Электронный ресурс]. URL: http://www.opens-pace.ru/society/world/details/17429/page1/

11. Славкин, В. Человек - это звучит? [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope. ru/files/MediaTrends_%2016.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Третьяков, В. Мы пытаемся обучать так, будто все наши выпускники будут работать на ТК «Культура». Интервью Н. Дорошкевич [Электронный ресурс]. URL: http://www.lsl.ksu. ru/main_page?p_cid=31098&p_sub=5

13. Туманов, Д. Журналистика завтрашнего дня [Электронный ресурс]. URL: http://www. dmtumanov.narod.ru/sience/articles/ist1.html

14. Шафикова, Р. КФУ и Государственный Эрмитаж подписали соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс]. URL: http://www. kpfu.ru/main_page?p_cid=31136&p_sub=12

15. Hermitage Line. Интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.hermitage-line.ru/

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 156-160.

А. В. Сидоренко

КОННОТАТИВНОЕ ИМПЛИЦИТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Показано, как в современном рекламном тексте реализуются коннотативные имплицитные содержания. Дается лингвистический и этический анализ представленных текстов, определяются причины и типы имплицирования.

Ключевые слова: рекламный текст, имплицитное содержание, коннотация.

Современный рекламный текст служит объ- воды как о специфике языковой организации

ектом исследования целого ряда гуманитарных рекламного текста в целом, так и о собственно

дисциплин. Лингвистика сосредоточивает свое языковых явлениях, связанных с выражением

внимание на изучении рекламного текста как имплицитных содержаний.

специфического коммуникативного явления. Коннотативное имплицитное содержание При этом в большинстве подобных текстов (ИС) - «это имплицитно выраженные стили-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основополагающая роль отводится неявно вы- стические или смысловые оттенки, наклады-

раженной информации различных типов. Ис- вающиеся на содержание текста или отдель-

следование этих типов позволяет сделать вы- ные его компоненты» [14. С. 14]. Эксплика-