Problems of training teachers of Russian language and literature and the competence approach Baisubanov M.
Проблемы подготовки учителей русского языка и литературы и компетентностный подход Байсубанов М. Т.
Байсубанов Мисирбек Турдубаевич / BaisubanovMisirbek - и. о. доцента,
кафедра всемирной литературы, факультет русской филологии, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы подготовки учителей русского языка и литературы на компетентностной основе в контексте прошлого и современного состояния их подготовки в Кыргызстане.
Abstract: the article deals with the problems of training teachers of Russian language and literature based on competence in the context of the past and the current state of their training in Kyrgyzstan.
Ключевые слова: учитель русского языка и литературы, компетенции, компетентность, компетентностный подход, дидактическая подготовка.
Keywords: teacher of Russian language and literature, competence, competence, competence approach, didactic training.
История недавнего прошлого и современного состояния подготовки учителей русского языка и литературы в вузах Кыргызстана показывает, что, в зависимости от идеологии и особенностей социально-экономического развития государства, отношение к вопросу подготовки учителей русского языка и литературы было разным. Историю развития данного вопроса в Кыргызстане можно разделить на три этапа: первый этап, или период расцвета, второй этап, или период спада, и третий этап, или период возобновления интереса и роста потребности в подготовке специалистов этого профиля.
На первом этапе (1970 - 1980-е гг.) наблюдалась тенденция к увеличению количества приема абитуриентов в педагогические вузы республики на специальность «русский язык и литература». Это было связано с идеологией советского государства, направленной на расширение сферы влияния русского языка в национальных окраинах СССР, в том числе в Кыргызстане. Так, в 1979 году в столице Кыргызстана (ныне г. Бишкек) был открыт специализированный Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы (ФПИРЯЛ) с ежегодным приемом абитуриентов в количестве 500 человек. В те же годы в Кыргызский государственный университет на данную специальность ежегодно принимали 125 человек, Ошский государственный педагогический институт - 225 человек, в Пржевальский государственный педагогический институт - 75 человек. Эти цифры многократно превышали контингент студентов любой другой специальности в вузах Кыргызстана. Учителя русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения получали зарплату на 30% выше, выпускники данной специальности имели преимущества в карьерном росте. В результате массовая подготовка русистов привела к их перепроизводству и нехватке рабочих мест по этой специальности.
Второй этап (1990-е гг.) проходил в условиях независимости Кыргызстана, когда подготовка учителей русского языка и литературы продолжалась, но уже в условиях массового оттока русскоязычного населения из страны, когда не стало ажиотажного спроса на данную специальность. В связи с экономическим кризисом и выездом многих специалистов в Россию, в том числе и русистов, интерес и потребность в подготовке учителей русского языка и литературы переживали спад. Как результат, в вузы на эту специальность стали поступать абитуриенты с очень слабой подготовкой по русскому языку.
Третий этап (2000 - 2010-е гг.) характеризуется возобновлением интереса и повышением потребности в подготовке учителей русского языка и литературы в связи с усилением внешней миграции. В нынешней ситуации, когда для устройства на работу в России мигранты должны сдавать экзамен на знание русского языка, когда для адаптации и интеграции в сообществе и успешной карьеры в этой стране наши соотечественники должны хорошо знать историю, культуру, обычаи, традиции и менталитет русского народа, возрастает актуальность качественной подготовки специалистов по русскому языку и литературе, причем необходимо отметить, что отток специалистов-русистов из Кыргызстана в Россию продолжается.
Интеграция Кыргызстана в мировое образовательное пространство, смена парадигмы образования и формирование его новой модели еще более остро ставят вопросы качества подготовки педагогических
кадров, - тех, кто будет решать задачу воспитания молодого поколения с инновационным типом мышления, развитой мировоззренческой культурой и поликультурным сознанием.
Подготовка педагога относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения, и это естественным образом отражается во взглядах на систему профессиональной подготовки учителей. В связи с этим актуализируется и проблема совершенствования подготовки будущих учителей русского языка и литературы.
Компетентностный подход научно обоснован учеными стран Европейского Союза в начале 70-х гг. прошлого столетия: Р. Бадером, Д. Мертенсом, Б. Оскарсоном, Самоном Шо, А. Шелтеном и др. [1]. В российской научной литературе проблема модернизации профессионального образования на основе компетентностного подхода содержится в работах Б. Байденко, В. А. Болотова, В. В. Серикова, Э. Ф. Зеера, Б. Д. Эльконина. В Кыргызстане вопросы компетентностного подхода в подготовке специалистов относительно новы, однако имеют хорошо разработанную научно-теоретическую основу, представленную трудами таких ученых-педагогов, как К. Д. Добаев и др.
Модернизация профессионального образования на основе компетентностного подхода позволяет:
- перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
- положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач;
- поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
- увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости) в мире труда;
ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и
жизненных ситуаций [1, с. 3-13].
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетентностей, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства [2, с. 138-143].
В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией [3].
Особенность компетентностного обучения состоит не в усвоении готового знания, а в том, что обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. Студент усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. При этом происходит развитие самопознания, самообразования личности.
Дисциплины специализации занимают важное место в подготовке будущих учителей русского языка и литературы к профессионально-педагогической деятельности. Задачей изучения этих дисциплин является формирование системы филологических знаний в области языка и литературы, развитие творческих способностей, умения анализировать художественные тексты на основе лингвистических и литературоведческих знаний, способности ориентироваться в современном развитии языка, мировой литературы и культуры.
Анализ теоретико-методологических подходов к формированию профессиональной компетенции будущих учителей русского языка и литературы, а также особенностей их проявления в условиях изучения филологических дисциплин выявляет необходимость проектирования модели формирования общепрофессиональных компетенций будущего учителя русского языка и литературы. Реализация такой модели позволит обеспечить целостность педагогического воздействия на личность будущего учителя русского языка и литературы, развитие его профессионально важных личностных качеств. В подготовке филологов одной из основных задач является формирование коммуникативных компетенций.
Коммуникативная компетенция студента - сложное комплексное образование, вбирающее в себя ряд других компетенций: лингвистическую, речевую, лингвострановедческую, литературоведческую и методическую. В нашем исследовании под названными компетенциями мы понимаем следующее:
1. лингвистическая компетенция - знания о системе и структуре языка, а также владение лексическими средствами и синтаксическими конструкциями, использующимися при анализе языкового и литературного текста;
2. речевая компетенция - способность использовать предложенные языковые средства, литературоведческий материал для построения собственного высказывания;
3. лингвострановедческая компетенция - обладание фоновыми знаниями, необходимыми для правильной интерпретации произведения;
4. литературоведческая компетенция - сформированные знания по теории и истории развития русской литературы, ее периодизации, владение терминологическим аппаратом курса;
5. методическая компетенция - комплекс профессионально ориентированных знаний по педагогике, психологии и методике преподавания русского языка и литературы.
Для формирования коммуникативной компетенции у студентов в ходе обучения русскому языку и литературе в вузе необходима не только опора на знания и интеллектуальные способности индивида, но также включение его в учебную и реальную деятельность.
Компетентностный подход предполагает замену системы обязательного формирования знаний, умений и навыков комплексом компетенций - новых субъектных качеств студента, формируемых на основе деятельностного и личностно ориентированного содержания обучения.
С целью выявления дидактических условий формирования общепрофессиональных компетенций у будущих учителей русского языка и литературы на основе реализации компетентностного подхода в учебном процессе возникла необходимость анализа влияния изучаемых ими дисциплин на формирование у них вышеуказанных компетенций.
Анализ содержания дисциплин, изучаемых студентами бакалавриата 1 и 2 курсов в вузах Кыргызстана, показал, что на формирование у них общепрофессиональных компетенций влияет изучение ими дисциплин социального, гуманитарного и экономического циклов (история, философия, экономика и др.), психолого-педагогических дисциплин и дисциплин профессионального цикла. Общественные дисциплины расширяют их мировоззрение, дисциплины профессионального цикла формируют у них профессиональные интересы, профессиональную привязанность. К примеру, психолого-педагогические дисциплины формируют у студентов психологические компетентности педагога (когнитивный компонент), знание особенностей психики человека, возрастных особенностей психики учащихся, формируют коммуникативные (аффективные) компетентности, умение контролировать себя и свои эмоции (умение слушать других, вести разговор, убеждать собеседника и др.).
Таким образом, анализ состояния и проблем подготовки учителей русского языка и литературы в Кыргызстане и процесса реализации компетентностного подхода в вузовском учебном процессе позволил сделать вывод о том, что в последнее время наблюдается усиление интереса и возрастание потребности в подготовке учителей русского языка и литературы, так как в настоящее время в Кыргызской Республике осуществляется политика многоязычия, в соответствии с которой предусмотрено обязательное изучение учащимися школ и студентами вузов государственного (кыргызского), официального (русского) и одного из иностранных языков. Данная языковая политика исходит из того, что современный высококвалифицированный специалист должен обладать языковыми компетенциями, входящими в структуру общепрофессиональных компетенций, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и готовым к постоянно и динамично меняющимся социально-экономическим условиям в процессе международной интеграции образования.
Литература
1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного
подхода) // Высшее образование в России, 2004. № 11. С. 3-13.
2. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование, 2004. № 4. С. 138-143.
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.