Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюсенбаева Б. А., Саржанова А. Н.

Смена образовательных парадигм, растущая вариативность образовательной среды, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий, - все это достаточно резко меняет представление о том, какие же качества современного педагога стоит считать действительно значимыми. В статье рассмотрены различные подходы к подготовке специального педагога к работе в условиях инклюзивного образования. Одной из ключевых в этой связи является проблема кадрового обеспечения системы образования. Посредством подготовки педагогических кадров, обеспечивающих образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования и социокультурную интеграцию лиц с особыми образовательными потребностями в современное общество. Согласно руководящим документам Министерства образования и науки цели современного образования сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности каждого человека, повышению уровня его профессиональной подготовки. Авторами делается акцент на том, что первичным и важнейшим этапом подготовки специальных педагогов к реализации инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF SPECIAL TEACHER TRAINING FOR WORK IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article discusses various approaches to the preparation of a special teacher to work in an inclusive education; highlighted the existing problems in this process; the concept of -training teachers for work in an inclusive education‖ is revealed. One of the key in this regard is the problem of staffing the education system, which is solved through the training of teachers, providing the educational process, psychological and pedagogical support of subjects of education and the socio-cultural integration of individuals with special educational needs in modern society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МРНТИ 14.29.01

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б.А. Дюсенбаева1, А.Н. Саржанова2 докторант 1-курса1, , к.п.н.2

'Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы, Казахстан

2Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева, г. Петропавловск, Казахстан, email: bibigul-68-68@mail.ru

Смена образовательных парадигм, растущая вариативность образовательной среды, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий, — все это достаточно резко меняет представление о том, какие же качества современного педагога стоит считать действительно значимыми. В статье рассмотрены различные подходы к подготовке специального педагога к работе в условиях инклюзивного образования. Одной из ключевых в этой связи является проблема кадрового обеспечения системы образования. Посредством подготовки педагогических кадров, обеспечивающих образовательный процесс, психо лого-педагогическое сопровождение субъектов образования и социокультурную интеграцию лиц с особыми образовательными потребностями в современное общество. Согласно руководящим документам Министерства образования и науки цели современного образования сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности каждого человека, повышению уровня его профессиональной подготовки. Авторами делается акцент на том, что первичным и важнейшим этапом подготовки специальных педагогов к реализации инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов.

Ключевые слова: инклюзивное образование, подготовка, подготовка специалиста, подготовка специального педагога, профессиональная компетентность педагога

Внедрение инклюзивного образования решается на уровне государственных задач, о чем свидетельствует анализ Законов Республики Казахстан и других нормативно-правовых актов. Основным документом социальной защиты и гарантией обеспечения прав людей с ограниченными физическими возможностями здоровья в области образования является Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», статья 5 гласит «Доступности и равных прав инвалидов, наряду с другими гражданами, на охрану здоровья, образование и свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой» [1]. В «Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы» разработан план развития инклюзивного образования, в нем говорится вовлечение детей в образовательные организации. «Будет обеспечено сопровождение в инклюзивной среде детей с особыми образовательными потребностями; будет продолжена работа по созданию равных условий и безбарьерного доступа для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями (пандусы, подъемники, лифты, а также обеспечение информационными и библиотечными ресурсами и другие). Это также предусматривает дальнейшее расширение технологий дистанционного образования, открытие массовых онлайн курсов, разработку специальных образовательных программ и учебно-методических материалов для работы с особыми образовательными потребностями» [2].

Подготовка специального педагога к работе в условиях инклюзивного образования может принести положительные результаты и помочь преодолеть многочисленные барьеры, возникающие у педагогов при работе с детьми данной категории. Например, ученики с особыми образовательными потребностями, как правило, эмоционально нестабильны, и они могут выражать раздражительность в классе. Другими трудностями являются физические недостатки, такие как паралич, неспособность контролировать дефекацию, отсутствие социализации в обществе. Если проблемы становятся более специфичными в отношении нарушений учащегося или возникают вопросы о том, как применять некоторые специальные методы лечения или методы в процессе обучения, то учитель сомневается в том, чтобы рассчитывать только на свой предыдущий опыт. Положительный результат учителя обычно ассоциировался способностью сосредоточиться на обучение, выражать свое мнение, писать и выполнять простую арифметику, побеждать на соревнованиях, олимпиадах, играх. Непосредственное взаимодействие помощников учителей с учениками также способствует их активному обучению.

Исследование Рейнольдса и Муйса [3] подтвердило, что те дети, которые, как считалось, не успевали в математике, улучшили свои навыки в период целенаправленного вмешательства со стороны помощников учителя.

Кроме того, поддержка помощников педагогов повышает навыки грамотности учащихся с выявленными трудностями в обучении. В связи с этим в Финляндии роль помощника преподавателя в инклюзивных и специальных классах становится все более важной [4].

К тому же в Англии изучались взгляды и чувства учащихся по поводу присутствия ассистента преподавателя в классе [5]. Результаты показали, что они чувствуют себя более открытыми и комфортными, когда они получают дополнительную поддержку в процессе обучения. Это особенно верно для учащихся в возрасте от 5 до 11 лет, которые выразили значительное положительное отношение к этому опыту. А именно, они воспринимают поддержку помощников преподавателя как ценную и весьма полезную.

В своем исследовании Уолтер-Томас, Брайант и Лэнд [5;258] обнаружили, что, когда обычная школа обеспечивает хорошую организацию услуг и сотрудничество между сверстниками, дети с особыми образовательными потребностями достигают более высокого академического успеха и имеют лучшую социальную интеграцию. Например, этот вид помощи используется в таких казахстанских школах, как ННГ и Хейлибери, и он оказался очень полезным не только для учащихся, но и для учителей, поскольку их практика стала более индивидуальной и инклюзивной. Поддержка помощников преподавателей также предоставляет учителям больше свободного времени, которое можно использовать для профессионального развития, например, посещать семинары по инклюзивному образованию. В этом случае у учителей возможность сосредоточиться на инклюзивном планировании урока, которое отвечало бы потребностям всех учащихся. Это очень важно для развития современного образования.

Проблема в работе с детьми с особыми образовательными потребностями - это умение справляться с ними, но для этого необходимы не только профессиональные знания (специальное содержание образование педагогика и психологии), подготовка на основании анализа общенаучных подходов по изучению подготовки педагогов учебно-воспитательной деятельности Согласно данным исследованиям на следующие методологические подходы: личностно -деятельностный, аксиологический и другие подходы.

В личностно-деятельностном подходе подготовка педагога рассматривается как процесс развития личности педагога и улучшения его в профессиональной деятельности. В теоретическом исследовании В.А. Сластенина отмечает как совокупность знаний, умений, навыков и профессионально важных личностных качеств педагога. Согласно данным исследованиям подготовка не сводится лишь к знаниевой составляющей, а предполагает формирование качественных характеристик, следовательно, должна обеспечивать высокий уровень компетентности педагога и максимально благоприятные условия для развития его личности [6].

К.А. Абульханова-Славская раскрывая личностный уровень у педагогов, отмечает, что сейчас происходят изменения индивидуального характера и качества морально-психологического отношения к профессиональной деятельности [7].

Автор Л.А. Шипилина отмечает, что с позиции аксиологического подхода необходимо изменить в подготовке педагога его ценностные ориентации, перестраивать его личные установки [8].

Рассматривая компетентностный подход как результат подготовки, раскрывают как «... интегральную характеристику, определяющую способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [9].

В диссертационном исследовании И.Н. Хафизуллина отмечает, что подготовка специальных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования предполагает формирование у них «инклюзивной компетентности», которая является составляющей профессиональной компетентности и включая ключевые содержательные и функциональные компетентности [10].

Таким образом, каждый из перечисленных теоретических основ к подготовке педагогов, содержит рациональное зерно, требуя учета в работе со студентами.

Сейчас часто можно встретить детей с психической или физической недостаточностью. Родители также полагаются на то, что школы вовлекают ребенка-инвалида в нормальную жизнь в окружении тех, кто будет их учить. Быть учителем специального образования требует хорошей выдержки. Существуют различные виды инвалидности, которые дают право на получение специального образования.

«Педагоги специального образования должны быть терпеливыми, способными мотивировать учащихся, понимать особые потребностей своих учащихся и обычный уровень учащихся. Педагоги также должны пройти специальную подготовку, чтобы стать инструктором по специальному образованию. Родители - это те, кто решают, в какие программы они хотели бы, чтобы их ребенок был вовлечен, чтобы подтвердить их способность нормально функционировать. [9].

Сейчас в учебных заведениях обучаются студенты из разных слоев населения. Причем число представителей уязвимых классов ежегодно растет. Учителя должны обучать этих детей эффективным методам обучения и поэтому должны иметь педагогические подходы, которые углубляют их культурное понимание.

Важная характеристика данного этапа развития инклюзивного образования -недостаточная подготовка специальных педагогов в образовательные организации, способных реализовать инклюзивный подход. Они нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации личностно-ориентированных подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время возникает необходимость изучения такого понятия, как «подготовка специального педагога к работе в условиях инклюзивного образования». Подготовка современного специального педагога, способного к реализации инклюзивного образования, оказывается чрезвычайно актуальной и сложной задачей для высшей образовательной организации. Речь идет о личностно-ориентированной, духовно-нравственной, профессиональной подготовке специального педагога, самостоятельно улучшать навыки использования информационных и коммуникационных технологии, необходимых для такой специфической работы. В настоящее время в теории и практике казахстанского образования универсального подхода к определению указанного понятия нет.

До сегодняшнего дня учителя-дефектологи получали профессиональную подготовку, не учитывающую особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях интегрированного обучения. Педагоги же других специальностей, работающие в организациях образования, обычно не владеют профессиональными знаниями о детях с особенностями психофизического развития и детях с особыми образовательными потребностями. В связи с этим появилась необходимость изменения содержания профессиональной подготовки специальных педагогов.

Имеющиеся специальные педагогические умения и навыки являются недостаточными. Активное развитие инклюзивной практики требует новых дидактических моделей и иной организации профессиональной подготовки специальных педагогов.

В своих исследованиях Е.Н. Кутепова определила два блока по подготовке педагогов к инклюзивному образованию, а именно в профессиональной и психологической готовности. В профессиональной готовности автор выделяют следующие направления: «владение педагогическими технологиями, знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии, информационную готовность, вариативность и гибкость педагогического мышления, учет индивидуальных различий детей, рефлексию профессионального опыта и результата, готовность к профессиональному взаимодействию. В направлении психологической готовности рассматривает: мотивационная готовность, состоящая из личностных установок (нравственные принципы педагога и сомнения в отношении инклюзии); эмоциональное принятие детей с различными нарушениями в развитии (принятие - отторжение); готовность включать таких детей в образовательную деятельность (включение - изоляция)» [11].

С.И. Сабельникова отмечает, что требования по подготовке педагогов к условиям инклюзивного образования, это обязательное базовое коррекционное образование и специальные компоненты профессиональной квалификации. Под ним понимается : включения в себя все навыки, необходимые преподавателю для интересной передачи единиц знаний, применения и отношения к ученику [12].

Обучение становится необходимым мостом между учителями и учениками с особыми потребностями. Обучение - это систематический и организованный процесс или акт повышения специальных знаний, отношений и навыков работника или не связанных с ним сотрудников для выполнения конкретной цели или работы. Необходимые людям, чтобы развивать их потенциал, жить работать. Для этого учителям необходимо развивать компетенции, которые включают в себя знания, навыки и расположение, чтобы преподавать справедливо и поощрять обучение всех учеников. Следовательно, подготовка учителей до и после обучения должны соответствовать подходам инклюзивного образования, с тем чтобы наращивать потенциал учителей.

Профессор Р. А. Сулейменова одна из первых в Республике Казахстан внедрила практику разработки нормативно-правовых основ инклюзивного образования [13]. Развитию данной идеи, рассмотрению вопросов подготовки педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования способствовали исследования профессора З. А. Мовкебаевой [14].

Во «Всемирной декларации об образовании для всех» в статье 1: Удовлетворение базовых образовательных потребностей указано, что «Каждый человек - ребенок, молодежь и взрослый - должен иметь возможность пользоваться возможностями образования, разработанными для удовлетворения их базовых потребностей в обучении. Эти потребности включают в себя как жизненно важные инструменты обучения (такие как грамотность, устное выражение, умение считать и решение проблем), так и базовый учебный контент (такой как знания, навыки, ценности и отношения), необходимые людям, чтобы иметь возможность жить, развиваться их полный потенциал, чтобы жить и работать достойно, вносить полноценный вклад в развитие, улучшать качество своей жизни, принимать обоснованные решения и продолжать обучение» [15].

С этой целью необходимо расширить качественные базовые образовательные услуги для подготовки специальных педагогов. Для достижения этого профессиональные учителя жизненно необходимы для удовлетворения потребности в качественном образовании, а также в инклюзивном образовании, в которое будут включены дети с особыми образовательными потребностями и получающие образование вместе с другими детьми, не являющимися инвалидами.

Основополагающим для этого является то, что успех инклюзивного образования зависит от различных переменных; наиболее значимым из них является учитель. Характер их работы претерпел большие изменения после внедрения инклюзивного образования. Теперь они должны выполнять ряд дополнительных задач, чтобы удовлетворить потребности разных учащихся. Чтобы выполнять столь важную роль, учителям необходимо наращивать или развивать свои компетенции и повышать их качество, проводя обучение для повышения своих компетенций.

При анализе научных исследовании по деятельности педагога инклюзивного образования можно выделить ряд проблем:

- недостаточное внимание к содержанию интегрированного обучения детей;

- недостаточная связь между некоторыми целями, содержанием и технологиями подготовки учителей в инклюзивном образовании;

- недостаток непрерывного научно-методического сопровождения учителей при возникновении трудностей в организации совместного обучения детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного осуществления инклюзивного образования необходимо улучшить качество подготовки педагога в отношении требуемой квалификации и обучения, акцент должен быть сделан на разработку методик преподавания, на использование стратегий преподавания.

Современный специальный педагог инклюзивного образования - это педагог совершенно нового мышления, который может эффективно организовать педагогическое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Список литературы

1 Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года №39-III ЗРК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».

2 Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205.

3 Reynolds, D & Muijs, D, (2003). The effectiveness of the use of learning support assistants in improving the mathematics achievement of low achieving pupils in primary school, Educational Research, 45(3), 219-30

4 Takala, M. (2007). The work of classroom assistants in special and mainstream education in Finland. British Journal of Special Education, 34(1), 50-57.

5 Walther-Thomas, C., Bryant, M., & Land, S. (1996). Planning for Effective Co-Teaching: The Key to Successful Inclusion. Journal for Special Educators, 17(4), 255-264

6 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений -М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

7 Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и личность.- М.: Наука, 1980. - 335 с.

8 Шипилина, Л. А. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / -6-е изд., стер. - М.: Наука, 2013. - 202 с.

9 Кузьмина О.С., Чекалева Н.В., Четверикова Т.Ю. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография. Под общ.ред. Н.В. Чекалевой. - Омск: Издатель-Полиграфист, 2014. - 242 с.

10 Хафизуллина И.Н. Модель процесса формирования у будущих учителей инклюзивной компетентности для работы в общеобразовательной школе. / И.Н. Хафизуллина // Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» - Челябинск, 2007. - 330 с. - С. 123-126.

11 Кутепова Е. Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики / Е.Н. Кутепова, Ж.Н. Черенкова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Междунар.науч.-практ. конф. / отв. ред.: С.В. Алехина. -Москва, 2013. - С. 588-592.

12 Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 42-51

13 Сулейменова Р.А. Социальная коррекционно-педагогическая поддержка как путь интеграции детей с ограниченными возможностями. Проблемы включения детей со специальными образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. Алматы: Раритет, 2002.

14 Мовкебаева З. А. Вопросы подготовки педагогических кадров в Республике Казахстан к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогика и психология. - 2013. - №2. - С.6-11.

15 Всемирная декларация об образовании для всех»// Всемирная конференция «Образование для всех». Таиланд. 1990.

ИНКЛЮЗИВТ1 Б1Л1М БЕРУ ЖАГДАЙЫНДА АРНАЙЫ ПЕДАГОГТАРДЫ ЖУМЫСЦА

ДАЙЫНДАУДАГЫ МЭСЕЛЕЛЕР1

Б.А. Дюсенбаева1 , А.Н. Саржанова2

^окторльщ 2 курс студенп, 2п.г.к, 1Абай атындагы Казак ^лттык педагогикалыц университет^ Алматы к., Казахстан

2 Манаш Козыбаев атындагы Солтуспк Казахстан Мемлекетпк университет^ Петропавл, Казахстан

email: bibigul-68-68@mail.ru

Макалада инклюзивп бшм беруде арнайы м¥Fалiмнщ дайындыгына тYрлi тэалдер карастырылады; осы Yдерiстегi бар проблемаларды айкындады; «инклюзивп бшм берудеп м¥Fалiмдердi даярлау» т^жырымдамасы аныкталды. ОсыFан байланысты бiлiм беру жYЙесiн педагогикалык кадрларды даярлау, бiлiм беру процесш камтамасыз ету, бiлiм беру субъектшерш психологиялык-педагогикалык колдау жэне заманауи коFамдаFы арнайы бiлiм беру кажеттiлiктерiмен элеуметтiк-мэдени интеграциялау аркылы шешiлетiн шешушi мэселе.

Т}йт свздер: инклюзивтг бшм, дайындау, маман даярлау, арнайы оцытушыларды дайындау,

музалшнщ кэаби бшкттт

THE PROBLEMS OF SPECIAL TEACHER TRAINING FOR WORK IN CONDITIONS OF

INCLUSIVE EDUCATION

B.A. Dyusenbaeva1, A.N. Sarzhanova2 :PhD student of the 2nd year of study, 2 Cand. Sci (Pedagogy)

1 Kazakh National Pedagogical University named after Abai, Almaty, Kazakhstan

2 North Kazakhstan University named after M. Kozybayev, Petropavl, Kazakhstan

email: bibigul-68-68@mail.ru

The article discusses various approaches to the preparation of a special teacher to work in an inclusive education; highlighted the existing problems in this process; the concept of "training teachers for work in an inclusive education" is revealed. One of the key in this regard is the problem of staffing the education system, which is solved through the training of teachers, providing the educational process, psychological and pedagogical support of subjects of education and the socio-cultural integration of individuals with special educational needs in modern society.

Key words: inclusive education, training, training of specialist, training of special teacher, professional competence of the teacher

Поступило в редакцию 08.02.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.