Научная статья на тему 'Проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в Сибирском регионе'

Проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в Сибирском регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / SPECIALISTS' PREPARATION / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалев Владимир Иванович, Литош Нина Леонидовна

В статье рассматриваются проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в связи с отсутствием как законодательной, так и организационной основы в решении данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалев Владимир Иванович, Литош Нина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF SPECIALISTS PREPARATION ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN SIBERIAN REGION

The problems of specialists' preparation on adaptive physical culture are discussed in the article. This problem emerged according the absence of so legislative as organizational base in determination of that problem.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в Сибирском регионе»

ной борьбе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. И. Тищенков ; Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1975. - 23 с.

4. Трофимов, А. И. Дзюдо : метод. пособие по правилам дзюдо / А. И. Трофимов, М. В. Попов, Л. А. Капник ; под общ. ред. А. И. Трофимо-ва. - М. : ФГУП ЦКБ МТ «Рубин», 2001. - 115 с.

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Владимир Иванович Михалев, доктор педагогических наук, профессор.

Нина Леонидовна Литош, кандидат педагогических наук, доцент.

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

(СибГУФК), г. Омск

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в связи с отсутствием как законодательной, так и организационной основы в решении данного вопроса.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, подготовка специалистов.

THE PROBLEMS OF SPECIALISTS PREPARATION ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN SIBERIAN REGION

Vladimir Ivanovich Mikhalev, the doctor of pedagogical sciences, the professor.

Nina Leonidovna Litosh, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer.

The Siberian state university of physical training and sports

Omsk

Abstract

The problems of specialists' preparation on adaptive physical culture are discussed in the article. This problem emerged according the absence of so legislative as organizational base in determination of that problem.

Keywords: adaptive physical culture, specialists' preparation.

Рост инвалидности населения в России связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, ухудшением экологической обстановки и с другими причинами. Он обусловил разработку системы мер социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, среди которых особое место принадлежит средствам физической культуры и спорта. В соответствии с требованиями Федерального Закона «О социальной защите инвалидов» разработана концепция государственной политики в области физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время в стране насчитывается более 700 спортивных клубов инвалидов, проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования различного уровня.

Но, не смотря на достигнутые результаты, необходимо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются явно недостаточно. Основными причинами являются:

• практическое отсутствие специализированных физкультурнооздоровительных и спортивных сооружений, недостаток оборудования и инвентаря;

• неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;

• отсутствие специализированной пропаганды и рекламы по привлечению к физкультурно-спортивным занятиям инвалидов;

• недостаток профессиональных кадров.

Так, в Омской области среди учителей физической культуры специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов только 8% имеют высшее физкультурное и высшее дефектологическое образование, остальные являются выпускниками высших и средних физкультурных заведений. Такая же тенденция, в основном, сохраняется на всех территориях Сибирского региона.

Острый дефицит профессиональных кадров обусловил появление в 1997 г. новой специальности 022500 (032102) - «Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», утвержден Государственный образовательный стандарт по этой специальности. Сегодня будущие специалисты по адаптивной физической культуре готовятся в десяти университетах, академиях и институтах физической культуры страны.

Первым учебным заведением Сибири, осуществляющим подготовку специалистов по адаптивной физической культуре, стал Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, где в 1999 г. открыта кафедра адаптивной физической культуры и проводится обучение студентов по четырем специализациям. В настоящее время подготовка специалистов ведется также в двух филиалах СибГУФК: в г. Надыме Тюменской области и г. Березовском Свердловской области; планируется открытие специальности в филиале г. Кемерово. Проведение научных исследований по проблемам социальной адаптации, физической реабилитации, профессиональноприкладной физической подготовки детей-инвалидов осуществляется в подразделении университета НИИ ДЭУ (руководитель: д.б.н, профессор Л.Г.Харитонова), на базе которого защищены кандидатские и докторские диссертации.

Однако достаточно быстрое развитие и внедрение адаптивной физической культуры в систему образовательных и научных организаций и учреждений породили ряд трудностей и противоречий, обусловленных недостаточно четкой разработанностью ее проблемного поля и методологических основ.

В настоящее время в России накоплен большой опыт применения средств и методов физической культуры в работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, особенно в лечебном и образовательном направлениях. Проводятся многочисленные научные исследования частных проблем адаптивной физической культуры. Однако явно недостает обобщающих работ, в которых бы авторы рассматривали методологическую основу этой области социальной практики.

Кроме того, неразработанными до конца остаются проблемы организационных и научно-методических основ профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре: форм получения образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, модели специалиста (профессиограмма, квалификационные характеристики), технологии и структуры учебного процесса подготовки студентов, программы практик, содержания программного материала по специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций.

Дело в том, что адаптивная физическая культура объединяет в себе как минимум три крупных области знания - физическую культуру, медицину, специальную (коррекционную) педагогику. Все это приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями педагогов или научных работников, их предшествующим опытом работы.

Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет недостаточная разработанность теоретических, концептуальных проблем физической культуры инвалидов. Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности адаптивной и лечебной физической культуры или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. Данный вид (компонент) адаптивной физической культуры предоставляет для спортсменов возможность общения, рас-

ширение круга знакомых и друзей, ощущение и сопереживание настоящего праздника.

Адаптивная физическая культура существенно отличается от других специальностей высшего профессионального образования. Специфика деятельности в области адаптивной физической культуры заключается в том, что спектр учреждений, где может работать такой специалист, достаточно широк - все типы и виды образовательных учреждений, учреждения здравоохранения, социальной защиты, общественные организации инвалидов и т. п. Это является определяющим фактором в организации и содержании профессиональной подготовки студентов. Будущий специалист по адаптивной физической культуре должен быть хорошо ориентирован в профессиональной сфере, видеть перспективы се дальнейшего развития и совершенствования, понимать значимость данного вида социальной практики.

Следующей особенностью, отличающей адаптивную физическую культуру от других специальностей (направления «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм») является то, что студент в процессе обучения должен быть подготовлен к работе со всеми нозологическими и возрастными категориями лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Данное обстоятельство характеризуется ещё и тем, что работа с каждой категорией имеет свою специфику, которая различна в разных учреждениях. Это существенное отличие предъявляет свои требования к содержанию и организации образовательного процесса.

Подготовка специалистов по адаптивной физической культуре предусматривает и проведение процесса обучения на личностно-ориентированном подходе, основанном на учете психологических факторов, связанных со склонностью будущего специалиста к работе в этой сфере. Профессиональная деятельность специалиста по адаптивной физической культуре выходит за рамки традиционной педагогической деятельности, и направлена к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Сфера профессиональной деятельности выпускника такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время образовательное пространство адаптивной физической культуры в Российской Федерации практически сформировано и идет работа по переходу на третье поколение государственных образовательных стандартов в соответствии с основополагающими принципами Болонского соглашения [2].

Адаптивная физическая культура представляет собой ёмкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью физических методов реабилитации. Для достижения успеха в области физической культуры лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов необходим глубокий и осмысленный анализ их потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, особенностей их личности и индивидуальности. Без такого анализа невозможно провести качественный синтез средств и методов адаптивной физической культуры для формирования и корректировки аксиологической концепции жизни такой категории населения нашей страны, преодоления психологических комплексов и т.п. [3].

В настоящее время в физкультурных вузах, которые ведут подготовку специалистов по адаптивной физической культуре (РГУФКСиТ, СПбГУФК им. П.Ф. Лесгаф-та и др.), получают образование спортсмены-инвалиды, которые обучаются по индивидуальным образовательным программам. Такие примеры есть и в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта, его филиалах и подразделениях.

Но не менее важной стороной профессиональной деятельности является разра-

ботка и внедрение технологий, позволяющих подготовить общество к принятию инвалидов как равноправных его членов в самых различных видах человеческой деятельности. Необходимость подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к такому виду деятельности продиктована, с одной стороны, тем, что до настоящего времени в России и за рубежом понятия «здоровье» и «инвалидность» трактовались как взаимоисключающие. Такая постановка вопроса отказывает большому числу инвалидов в здоровье и здоровом образе жизни, ядром которого является рациональная двигательная активность, которая в современной критической ситуации, сложившейся в социальной сфере, может стать важнейшим фактором, способным помочь противостоять неблагоприятным условиям жизни. С другой стороны, в России действуют принятые в 1993 году Организацией Объединённых Наций «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Реализация требований, указанных во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, и контроль за их соблюдением будут являться неотъемлемой частью работы будущих специалистов по адаптивной физической культуре [1].

Другой проблемой, к сожалению, является то состояние дел, что сегодня ни наше общество, ни учреждения по работе с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в т. ч. и с инвалидами не готовы к приему таких специалистов. Подтверждением тому может служить отсутствие как законодательной, так и организационной основы для трудоустройства специалистов нового поколения.

По мнению, В. В. Ачкасова, С. Б. Нарзулаева, решить эту проблему возможно только через переподготовку руководителей всех звеньев управления. В этой связи, очевидным является то, что вузы должны выступить заказчиком к органам законодательной и исполнительной власти на создание правовой и организационной основы для успешной самореализации своих будущих выпускников [1]. Необходимо также при подготовке специалистов учитывать и региональные особенности, удаленность от центра, социальный заказ.

В новых социально-экономических условиях жизни общества возникает потребность в подготовке специалистов на перспективу, а это влечет за собой создание новых учебных технологий, организационных структур, учебно-методической и научно-исследовательской работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ачкасов, В.В. Подготовка специалистов по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» в условиях интеграции России в Болонский процесс/ В.В.Ачкасов, С.Б.Нарзулаев// «Современные аспекты адаптивной физической культуры»// Мат-лы I Всеросс.н-практ.конф.-Томск, 2007.- С.39-41.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

3. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник в 2-х тт. -Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика АФК / под общей редакцией проф. С.П.Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.