Научная статья на тему 'Обучающее тестирование как метод освоения дидактических единиц дисциплины «Теория и методика избранного спорта (спортивная борьба)»'

Обучающее тестирование как метод освоения дидактических единиц дисциплины «Теория и методика избранного спорта (спортивная борьба)» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
242
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА / ОБУЧАЮЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / АБСОЛЮТНАЯ ОБУЧЕННОСТЬ / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ОБУЧЕННОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / THE INNOVATORY TECHNIQUE / THE TEACHING TESTING / THE ABSOLUTE TAUGHT RESULTS / THE RELATIVE TAUGHT RESULTS / THE SPECIAL THEORETICAL AND METHODICAL KNOWLEDGE / ABILITIES AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова Дарья Александровна

В данном исследовании рассматриваются возможности использования тестов в обучающем режиме. Выявлена необходимость комплексного учёта шести функций обучающего тестирования для его применения на занятиях по специализации студентов-борцов I курса: активизирующей, диагностической, корригирующей отношение к учебной деятельности, культурообразующей, методико-подготовительной, прогностической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHING TESTING AS A METHOD OF DIDACTICS' UNITS' MASTERING THE SUBJECT «THEORY AND TECHNIQUE OF THE CHOSEN SPORT (WRESTLING)»

The possibilities of tests' using in a teaching regime are scrutinized in this research. The necessity of complex taking account of six teaching testing's functions has been revealed for its adaptation for the specialization's studies of freshmen-wrestlers: activating, diagnostic, correcting attitude to studies, culture-formative, technique-preparative, prognostic.

Текст научной работы на тему «Обучающее тестирование как метод освоения дидактических единиц дисциплины «Теория и методика избранного спорта (спортивная борьба)»»

Rowbottom, D.G. Jenkins. // Int. J. Sports Med. - 2003. - Vol. 24, № 3. - P. 223-229.

7. Fahlman, M.M. Mucosal IgA and URTI in American college football players : a year longitudinal study / M.M. Fahlman, H.J. Engels // Med. Sci. Sports Exerc. - 2005. -Vol. 37, № 3. - P. 374-380.

8. Relationship between salivary IgA secretion and upper respiratory tract infection following a 160-km race / D.C. Nieman, D.A. Henson, C.L. Dumke, R.H. Lind, L.R. Shooter, S.J. Gross // J. Sports Med. Phys. Fitness. - 2006. - Vol. 46, № 1. - P. 158-162.

9. Variation of salivary immunoglobulins in exercising and sedentary populations / J.L. Francis, M. Gleeson, D.B. Pyne, R. Callister, R.L. Clancy // Med. Sci. Sports Exerc. -

2005. - Vol. 37, № 4. - P. 571-578.

10. Salivary IgA response to prolonged exercise in a hot environment in trained cyclists / S.J. Laing, D. Gwynne, J. Blackwell, M. Williams, R. Walters, N.P. Walsh // Eur. J. Appl. Physiol. - 2005. - Vol. 93, № 5-6. - P. 665-671.

11. Reversal in fatigued athletes of a defect in interferon gamma secretion after administration of Lactobacillus acidophilus / R.L. Clancy, M. Gleeson, A. Cox, R. Callister, M. Dorrington, C. D'Este, G..Pang, D. Pyne, P. Fricker, A. Henriksson // Br. J. Sports Med. -

2006. - Vol. 40, № 4. - P. 351-354.

12. Spatial learning deficits induced by chronic prenatal ethanol exposure can be overcome by non-spatial pre-training / U. Iqbal, S. Rikhy, H.C. Dringenberg, J.F. Brien, J.N. Reynolds // Neurotoxicol. Teratol. - 2006. - Vol. 28, № 3. - P. 333- 341.

13. Cartoni, G.P. The antidoping control in horseraces in Italy / G.P. Cartoni, M. Montanaro // Br. J. Sports Med. - 1976. - Vol. 10, № 3. - P. 168-170.

14. Edwards, D.A. Intercollegiate soccer : saliva cortisol and testosterone are elevated during competition, and testosterone is related to status and social connectedness with team mates / D.A. Edwards, K. Wetzel, D.R. Wyner // Physiol. Behav. - 2006. - V. 87, № 1.

- P. 135-143.

15. Pre-competition hormonal and psychological levels of elite hockey players: relationship to the "home advantage" / J. Carre, C .Muir, J. Belanger, S.K. Putnam // Physiol. Behav. - 2006. - V. 89, № 3. - P. 392-398.

16. Karatosun, H. Blood and saliva lactate levels during recovery from supramaximal exercise / H. Karatosun, C. Cetin, M.L. Baydar // Saudi. Med. J. - 2005. - Vol. 26, № 11. -P. 1831-1832.

17. Saliva and marathon running / G. Ljungberg, T. Ericson, B. Ekblom, D. Birkhed // Scand. J. Med. Sci. Sports. - 1997. - Vol. 7, № 4. - P. 214-219.

18. Kivlighan, K.T. Salivary alpha-amylase response to competition: relation to gender, previous experience, and attitudes / K.T. Kivlighan, D.A. Granger // Psychoneuroendocrinology. - 2006. - Vol. 31, № 6. - P. 703-714.

19. Cavas, L. Possible interactions between antioxidant enzymes and free sialic acids in saliva: a preliminary study on elite judoists./ L. Cavas,. P. Arpinar, K. Yurdakoc // Int. J. Sports Med. - 2005. - Vol. 26, № 10. - P. 832-835.

ОБУЧАЮЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОСВОЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО СПОРТА (СПОРТИВНАЯ БОРЬБА)»

Дарья Александровна Михайлова, аспирант Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им.

П.Ф. Лесгафта

Аннотация

В данном исследовании рассматриваются возможности использования тестов в обучающем режиме. Выявлена необходимость комплексного учёта шести функций обучающего тестирования для его применения на занятиях по специализации студентов-борцов I курса: активизирующей, диагностической, корригирующей отношение к учебной деятельности, культурообразующей, методико-подготовительной, прогностической.

Ключевые слова: инновационная методика; обучающее тестирование; абсолютная обученность; относительная обученность; теоретические и методические знания, умения и навыки по специализации

THE TEACHING TESTING AS A METHOD OF DIDACTICS’ UNITS’ MASTERING THE SUBJECT «THEORY AND TECHNIQUE OF THE CHOSEN

SPORT (WRESTLING)»

Dar’ya Alexandrovna Mikhaylova, the post graduated student,

Saint-Petersburg state university of physical culture named after P.F. Lesgaft

Abstract

The possibilities of tests’ using in a teaching regime are scrutinized in this research. The necessity of complex taking account of six teaching testing’s functions has been revealed for its adaptation for the specialization’s studies of freshmen-wrestlers: activating, diagnostic, correcting attitude to studies, culture-formative, technique-preparative, prognostic.

Keywords: the innovatory technique; the teaching testing; the absolute taught results; the relative taught results; the special theoretical and methodical knowledge, abilities and skills.

ВВЕДЕНИЕ

Если технические средства и методы программированного обучения на учебных занятиях по спортивной борьбе в вузах физической культуры уже давно разработаны и применяются [1, 3], то методики комплексного тестирования как механизм управления качеством академической успеваемости по специализации студентов-борцов предметом таких исследований ранее не становились. Таким образом, целью нашего исследования явилась разработка инновационной методики комплексного тестирования, основу которой составило обучающее тестирование по специальной дисциплине «Теория и методика избранного спорта (спортивная борьба)». Данная методика может использоваться и при освоении других специальных дисциплин вузов физической культуры.

МЕТОДИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Методика была апробирована на кафедре теории и методики борьбы СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, где в 2005-2006 учебном году проводился открытый естественный педагогический эксперимент, который по целям был преобразующим, по направленности - сравнительным (последовательным по схеме единственного различия). В эксперименте участвовал 31 студент специализации «спортивная борьба» (в дальнейшем

- студент-борец).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исходя из содержания методики, в эксперименте было задействовано в комплексе четыре способа применения обучающего тестирования:

• культурообразующий (как организационный метод целенаправленного игрового погружения в нормы корпоративной культуры);

• методико-подготовительный (как метод освоения методического материала

- теоретической основы для практических занятий);

• диагностический (как метод, выявляющий оперативную и отставленную обученность);

• прогностический (как метод, определяющий развитие параметров учебной деятельности).

Для проверки содержательного наполнения обучающих тестов, помимо функций, заложенных нами, выявлялись дополнительные функции обучающего тестирования. Методами факторного анализа анализировались следующие параметры: показатели систематичности учебной деятельности, показатели учебной успеваемости (школьной и академической), данные по вводному этапному и контрольному этапному тестированию, показатели прироста «теоретических и методических знаний, умений и на-

выков по специализации», показатели по обучающему тестированию (теоретическому и методическому). Большинство указанных параметров анализировалось по каждому семестру в отдельности и за учебный год в целом. По данным каждого типа обучающего тестирования вычислялась абсолютная и относительная обученность. Абсолютная обученность оценивалась как отношение общего количества баллов, набранных по обучающим тестам, к количеству учебных занятий по программе, таким образом, отражая комплексную академическую успеваемость по специализации. Относительная обученность представляла собой отношение общего количества баллов, набранных по обучающим тестам, к количеству тех учебных занятий, которые посетил студент, таким образом, отражая фрагментарную академическую успеваемость по специализации. Процедурам факторного анализа было подвергнуто около шестидесяти показателей, распределённых для этого на три группы в соответствии с их преимущественной направленностью:

• для первой части факторного анализа были отобраны в основном общие параметры и показатели обученности за учебный год;

• для второй - показатели абсолютной обученности по семестрам;

• для третьей - показатели относительной обученности по семестрам.

В каждом случае факторный анализ проводился с применением стандартных процедур, предусмотренных программой 8Р88 13.0. Полученные данные (значимые факторы) представлены в таблицах 1, 2 и 3, соответственно .

Таблица 1

Результаты проведения ( >акторного анализа первой группы показателей

№ фактора Собственное число Степень влияния фактора на полную дисперсию, % Накопленная степень влияния фактора на полную дисперсию, %

1 4,506 28,162 28,162

2 3,506 21,913 50,075

3 2,529 15,805 65,880

4 2,034 12,714 78,594

5 1,002 6,265 84,859

Так, анализ первой группы показателей (табл. 1) позволил определить, что наиболее информативным показателем академической успеваемости студентов-борцов является их относительная обученность по специализации за год. Наиболее информативным показателем абсолютной теоретической обученности за год является систематичность учебной деятельности студентов-борцов.

Таблица 2

Результаты проведения ( акторного анализа второй группы показателей

№ фактора Собственное число Степень влияния фактора на полную дисперсию, % Накопленная степень влияния фактора на полную дисперсию, %

1 4,394 27,461 27,461

2 3,489 21,804 49,266

3 2,269 14,178 63,444

4 1,991 12,444 75,888

5 1,472 9,199 85,087

Из данных по второй группе показателей (табл. 2) следует, что наиболее информативным показателем систематичности учебной деятельности студентов-борцов в I семестре является абсолютная методическая обученность за этот семестр. Систематичность учебной деятельности студентов-борцов во II семестре определяется абсолютной теоретической обученностью за этот семестр. Соответственно, второй фактор на примере обучающего методического тестирования определяет два новых направления применения обучающего тестирования:

• корригирующий отношение к учебной деятельности (как метод, стимулирующий систематичность учебной деятельности в вузе);

• активизирующий (как метод, обусловливающий повышение показателей учебной деятельности).

Установлена связь между высокой академической успеваемостью студентов-борцов в целом и их высокой академической успеваемостью по специализации, в частности. Эта связь была определена по результатам контрольного этапного тестирования за год. Кроме того, замечено несерьёзное отношение борцов-первокурсников к образовательному процессу в начале учебного года: высокая относительная теоретическая обученность проявляет, с одной стороны, их явные способности к освоению материала и, с другой, - наличие пропусков занятий, что, в свою очередь, ведёт к определённым пробелам в показателе прироста теоретических и методических знаний, умений и навыков по специализации и невысоким результатам контрольного этапного тестирования за I семестр.

Таблица 3

Результаты проведения ( акторного анализа третьей группы показателей

№ фактора Собственное число Степень влияния фактора на полную дисперсию, % Накопленная степень влияния фактора на полную дисперсию, %

1 6,634 47,386 47,386

2 3,183 22,733 70,118

3 1,470 10,500 80,618

Наконец, анализ третьей группы показателей (табл. 3) позволяет заключить, что показатели абсолютной обученности тесно связаны с её методической составляющей, определяясь методической обученностью за год. Выявлена взаимозависимость показателей относительной обученности студентов-борцов и их академической успеваемости по специализации, обусловленность этой связи их относительной обученностью за I семестр, что, безусловно, также актуализирует активизирующий путь применения обучающего тестирования. Установлена тенденция идентичного отношения к учебной деятельности у хорошистов и отличников среди студентов-борцов на всех основных ступенях образования.

ВЫВОДЫ

К путям применения обучающего тестирования традиционно относят два: оно рассматривается, во-первых, как метод тренировочного контроля подготовленности к выполнению аттестационных процедур и, во-вторых, как метод освоения теоретического материала. Для полноценного освоения первокурсниками учебного материала по дисциплине «Теория и методика избранного спорта (спортивная борьба)» целесообразно использовать метод обучающего тестирования с учётом следующих его функций (путей применения) в комплексе: активизирующей, диагностической, корригирующей отношение к учебной деятельности, культурообразующей, методикоподготовительной и прогностической.

ЛИТЕРАТУРА

1. Роднов, В. С. Комплексное применение технических средств и методов программированного и проблемного обучения в процессе профессиональной подготовки по борьбе самбо : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. С. Роднов ; Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1982. - 20 с.

2. Табаков, С. Е. Тактическая подготовка начинающих дзюдоистов с применением компьютерных технологий : монография / С. Е. Табаков, А. А. Шахов ; Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина. - Елец : Изд-во ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. - 103 с..

3. Тищенков, И. И. Исследование методов применения технических средств и программирования в процессе обучения студентов, специализирующихся по спортив-

ной борьбе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. И. Тищенков ; Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1975. - 23 с.

4. Трофимов, А. И. Дзюдо : метод. пособие по правилам дзюдо / А. И. Трофимов, М. В. Попов, Л. А. Капник ; под общ. ред. А. И. Трофимо-ва. - М. : ФГУП ЦКБ МТ «Рубин», 2001. - 115 с.

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Владимир Иванович Михалев, доктор педагогических наук, профессор.

Нина Леонидовна Литош, кандидат педагогических наук, доцент.

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

(СибГУФК), г. Омск

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в связи с отсутствием как законодательной, так и организационной основы в решении данного вопроса.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, подготовка специалистов.

THE PROBLEMS OF SPECIALISTS PREPARATION ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN SIBERIAN REGION

Vladimir Ivanovich Mikhalev, the doctor of pedagogical sciences, the professor.

Nina Leonidovna Litosh, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer.

The Siberian state university of physical training and sports

Omsk

Abstract

The problems of specialists' preparation on adaptive physical culture are discussed in the article. This problem emerged according the absence of so legislative as organizational base in determination of that problem.

Keywords: adaptive physical culture, specialists' preparation.

Рост инвалидности населения в России связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, ухудшением экологической обстановки и с другими причинами. Он обусловил разработку системы мер социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, среди которых особое место принадлежит средствам физической культуры и спорта. В соответствии с требованиями Федерального Закона «О социальной защите инвалидов» разработана концепция государственной политики в области физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время в стране насчитывается более 700 спортивных клубов инвалидов, проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования различного уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но, не смотря на достигнутые результаты, необходимо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются явно недостаточно. Основными причинами являются:

• практическое отсутствие специализированных физкультурнооздоровительных и спортивных сооружений, недостаток оборудования и инвентаря;

• неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;

• отсутствие специализированной пропаганды и рекламы по привлечению к физкультурно-спортивным занятиям инвалидов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.