Научная статья на тему 'Проблемы подготовки педагогических кадров в предметной области «Искусство» в свете реализации Концепции художественного образования в Российской Федерации'

Проблемы подготовки педагогических кадров в предметной области «Искусство» в свете реализации Концепции художественного образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка педагогических кадров / предметная область «Искусство» / Концепция художественного образования / Концепция преподавания искусства / training of teaching staff / the subject area "Art" / the concept of art education / the concept of teaching art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Ирина Аркадиевна

Введение. В 2001 г. в России появилась Концепция художественного образования. Для понимания реальной ситуации общего образования в предметной области «Искусство» необходим анализ государственных документов и педагогической практики на предмет их соответствия. Теоретический анализ. Исторически сложившаяся система художественного образования в России имеет сложную многоступенчатую структуру. Особое место в ней занимает направление подготовки педагогических кадров в предметной области «Искусство» для общеобразовательных школ. Эмпирический анализ. Сопоставление современной ситуации подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыка») и проблем, обозначенных в Концепции преподавания учебного предмета «Искусство», приводит к пониманию зависимости решения части проблем от набора компетенций молодых специалистов, идущих работать в общеобразовательные организации. Сегодня существует объективное противоречие между традиционными формами и методами обучения искусству и отношением к нему молодого поколения, выросшего в условиях цифровой среды. Следовательно, подготовка кадров для преподавания искусства в школе, опирающаяся исключительно на традиции, мало эффективна. Заключение. Необходима разработка новой концепции профессиональной подготовки педагогов для предметной области «Искусство», учитывающей реалии современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Ирина Аркадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of teacher training in the subject area "Art" in the light of the implementation of the Concept of art education in the Russian Federation

Introduction. In 2001, the Concept of Art Education appeared in Russia. To understand the real situation of general education in the subject area of "Art", it is necessary to analyze state documents and pedagogical practice for their compliance. Theoretical analysis. The historically established system of art education in Russia has a complex multi-stage structure. A special place in it is occupied by the direction of training teachers in the subject area "Art" for comprehensive schools. Empirical analysis. A comparison of the current situation of training students in the field of "Pedagogical education" (profile "Music") and the problems identified in the Concept of teaching the subject "Art" leads to the understanding of the dependence of solving some problems on the set of competencies of young professionals going to work in educational organizations. Today, there is an objective contradiction between traditional forms and methods of teaching art and the attitude to it of the younger generation, who grew up in a digital environment. Consequently, training for teaching art at school, based solely on tradition, is not very effective. Conclusion. It is necessary to develop a new concept of professional training of teachers for the subject area "Art", taking into account the realities of modernity.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки педагогических кадров в предметной области «Искусство» в свете реализации Концепции художественного образования в Российской Федерации»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 348-352 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 348-352

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-348-352, EDN: BAQQQM

Научная статья УДК [[7:37]+37.014](470+571)

Проблемы подготовки педагогических кадров в предметной области «Искусство» в свете реализации Концепции художественного образования в Российской Федерации

И.А.Королева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Королева Ирина Аркадиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкально-инструментальной подготовки, korolev-saratov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2603-4893

Аннотация. Введение. В 2001 г. в России появилась Концепция художественного образования. Для понимания реальной ситуации общего образования в предметной области «Искусство» необходим анализ государственных документов и педагогической практики на предмет их соответствия. Теоретический анализ. Исторически сложившаяся система художественного образования в России имеет сложную многоступенчатую структуру. Особое место в ней занимает направление подготовки педагогических кадров в предметной области «Искусство» для общеобразовательных школ. Эмпирический анализ. Сопоставление современной ситуации подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыка») и проблем, обозначенных в Концепции преподавания учебного предмета «Искусство», приводит к пониманию зависимости решения части проблем от набора компетенций молодых специалистов, идущих работать в общеобразовательные организации. Сегодня существует объективное противоречие между традиционными формами и методами обучения искусству и отношением к нему молодого поколения, выросшего в условиях цифровой среды. Следовательно, подготовка кадров для преподавания искусства в школе, опирающаяся исключительно на традиции, мало эффективна. Заключение. Необходима разработка новой концепции профессиональной подготовки педагогов для предметной области «Искусство», учитывающей реалии современности.

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, предметная область «Искусство», Концепция художественного образования, Концепция преподавания искусства

Для цитирования: Королева И. А. Проблемы подготовки педагогических кадров в предметной области «Искусство» в свете реализации Концепции художественного образования в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 348-352. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-348-352, EDN: BAQQQM Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Problems of teacher training in the subject area "Art" in the light of the implementation of the Concept of art education in the Russian Federation

I. A. Koroleva

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Irina A. Koroleva, korolev-saratov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2603-4893

Abstract. Introduction. In 2001, the Concept of Art Education appeared in Russia. To understand the real situation of general education in the subject area of "Art", it is necessary to analyze state documents and pedagogical practice for their compliance. Theoretical analysis. The historically established system of art education in Russia has a complex multi-stage structure. A special place in it is occupied by the direction of training teachers in the subject area "Art" for comprehensive schools. Empirical analysis. A comparison of the current situation of training students in the field of "Pedagogical education" (profile "Music") and the problems identified in the Concept of teaching the subject "Art" leads to the understanding of the dependence of solving some problems on the set of competencies of young professionals going to work in educational organizations. Today, there is an objective contradiction between traditional forms and methods of teaching art and the attitude to it of the younger generation, who grew up in a digital environment. Consequently, training for teaching art at school, based solely on tradition, is not very effective. Conclusion. It is necessary to develop a new concept of professional training of teachers for the subject area "Art", taking into account the realities of modernity. Keywords: training of teaching staff, the subject area "Art", the concept of art education, the concept of teaching art

© Королева И. А, 2024

И. А. Королева. Проблемы подготовки педагогических кадров в искусстве

For citation: Koroleva I. A. Problems of teacher training in the subject area "Art" in the light of the implementation of the Concept of art education in the Russian Federation. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 348-352 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-348-352, EDN: BAQQQM

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

В самом начале XXI в. в связи с разного рода трудностями, переживаемыми российским обществом, в области культуры можно было наблюдать ряд следующих проблем:

невнимание в повседневной общественной практике к художественной культуре в целом и к ее эстетической составляющей в частности;

несерьезное отношение к дисциплинам художественно-эстетического цикла в общеобразовательных учреждениях;

значительное отдаление основной школы от высокой академической культуры, которая начала приобретать налет элитарности;

отрицание современной молодежью значения и культурной ценности академического искусства, носящее массовый характер;

недостаточная материально-техническая оснащенность художественного образования и нехватка кадров, владеющих компетенциями, соответствующими современным потребностям общества;

продвижение платных форм обучения в области искусства на фоне низкой материальной обеспеченности большей части людей, отсутствие возможности приобретения специальных материалов и инструментов, технических средств для осуществления данной учебной деятельности.

Анализ сложившейся ситуации привел к появлению в 2001 г. Концепции художественного образования в Российской Федерации, направленной на устранение имеющихся противоречий и назревших проблем [1].

Функционирование и развитие системы художественного образования сегодня невозможны без понимания того, в какой степени за предыдущие два десятилетия удалось достигнуть поставленных государством задач, а что еще предстоит сделать.

Теоретический анализ

Рассматривая художественное образование как непрерывный процесс развития личности, подразумевающий формирование особых навыков образного восприятия и отображения

окружающего мира, параллельно сопровождающийся совершенствованием творческого начала в человеке и развитием его эмоционального интеллекта, следует представить себе комплексную многоуровневую и многокомпонентную структуру его организации. В современной России имеют место различные формы организации образования в сфере культуры. В дошкольный период ребенок начинает знакомство с родной культурой через освоение детского фольклора, синкретичность которого способствует формированию эстетического отношения к окружающему миру в целом. Базовые сведения, на основе которых впоследствии будет складываться система знаний о художественной культуре, начальные практические навыки художественного творчества, дети получают в младшем звене основной школы. На следующем этапе решается задача овладения подростками языком искусства, благодаря чему приобретается возможность самостоятельно знакомиться с произведениями различных видов искусств и заниматься собственно художественной деятельностью. На этапе профессионального обучения в учреждениях среднего и высшего звена происходит осознание молодым поколением своей принадлежности к определенной национальной культуре, приходит понимание специфики ее художественных особенностей. В этот период, как правило, формируются и собственные художественные приоритеты, и вкусы [2].

В системе российского художественного образования присутствуют два крупных направления - профессиональное и общеразвивающее. Цель первого состоит в следующем:

выявление и развитие одаренных людей с раннего возраста;

создание условий для художественного и эстетического развития;

совершенствование собственного опыта творческой деятельности.

Основные целевые установки второго направлены на реализацию следующих мер:

формирование у молодого поколения культурной идентичности;

введение молодежи в круг духовной жизни Отечества с выдвижением на первый план

морально-нравственных принципов и художественно-ценностных ориентаций российского социума;

развитие способности творческого освоения и преображения мира.

Получившие профессиональное художественное образование транслируют и популяризируют культурные ценности своим современникам на высоком качественном уровне, ведут культурно-просветительскую работу среди граждан, способствуя расширению духовной составляющей их личности и обучая навыкам творческой деятельности, так необходимым сегодня в обществе. Поэтому представляется важным уделить особое внимание проблемам подготовки педагогических кадров в предметной области «Искусство» для средних общеобразовательных школ.

Эмпирический анализ

Факультет искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского уже более полувека является одним из основных центров подготовки педагогических кадров в сфере художественного образования для Саратовской области и других регионов России. За это время сложилась обширная методическая база, применяемая в обучении студентов всех направлений подготовки. Однако последние два десятилетия наблюдаются разного рода противоречия между традициями преподавания искусства и происходящими научно-техническими и социальными изменениями.

В 2018 г. Министерство просвещения РФ опубликовало Концепцию преподавания учебного предмета «Искусство» [3]. При реализации основных образовательных программ высшего образования по педагогическим направлениям с художественным профилем необходимо руководствоваться данным документом. Рассмотрим нынешнюю ситуацию подготовки студентов в предметной области «Музыка», опираясь на опыт преподавания коллектива кафедры музыкально-инструментальной подготовки, с точки зрения Концепции, предложенной Министерством просвещения РФ.

В документе перечислен ряд проблем, на преодоление которых должны быть направлены усилия административно-преподавательских составов средних образовательных учреждений и вузов. Самой сложной, с точки зрения

их решения, можно назвать группу проблем мотивационного характера. По мнению разработчиков Концепции, в современном мире заметно изменились формы существования искусства, появились формы, предполагающие нелинейное восприятие произведения - цифровые, виртуальные, интерактивные. Возможности самореализации в таких формах творчества для детей школьного возраста значительно усложняются, что способствует снижению уровня их мотивации к освоению содержания учебных предметов в области искусства. Параллельно указывается на противоречие между эталонами современного искусства, к которым стремится нынешняя молодежь, и теми умениями и навыками, которые они могут приобрести, вовлекаясь в образовательные технологии традиционного, фундаментального содержания.

В учреждениях дополнительного образования гораздо чаще встречаются дети с высоким уровнем мотивации к занятиям художественным творчеством. Они составляют основной контингент учащихся, которые потом пойдут получать профессиональное художественное образование. Однако в эру социального интернет-пространства и всевозможных технических преимуществ даже у подготовленной в художественном плане молодежи сегодня наблюдается изменение отношения к процессу обучения в области искусства, а главное, к качеству конечного продукта творческой деятельности -художественному произведению. Мотивация к «погружению» в искусство, пониманию его устройства, закономерностей и традиционных культурных особенностей, к вложению личного времени, усилий и труда в творческий процесс пропадает, поскольку все можно «ускорить», «найти», «подправить» с помощью компьютера, навыками работы на котором молодое поколение владеет с детства. Данный феномен становится особенно очевидным в условиях существования индивидуальной траектории личностного и профессионального развития студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Музыка».

Следующая из обозначенных в Концепции проблем связана с содержательной составляющей учебного процесса в школе. В Министерстве просвещения считают, что в преподавании предметной области «Искусство» на сегодняшний день не в полной мере используются возможности информационно-коммуникативных технологий, формы практической и проектной

И. А. Королева. Проблемы подготовки педагогических кадров в искусстве

деятельности, потенциал внеурочных занятий школьников и учреждений культуры, мало внимания уделяется этнокультурным и национальным особенностям региона, где находится учреждение.

В реальной же практике все не так однозначно. Многое зависит от местонахождения учреждения - в областном, районном центре или отдаленном селе. При опросе студентов заочной формы обучения, осваивающих направление «Педагогическое образование», профиль «Музыка» и работающих в детских образовательных учреждениях разного уровня, обнаруживается наличие проблем с сетью Интернет на периферии Саратовской области. Сразу исчезает возможность посещения виртуальных концертов или театральных постановок. С другой стороны, в нашей области имеет место практика выездов артистических коллективов Саратовской областной филармонии имени А. Г. Шнитке в районы губернии.

Есть проблемы и с организацией детских творческих коллективов в общеобразовательных учреждениях. Например, известно, что в нашем городе наблюдается острая нехватка руководителей детских хоровых коллективов, и это несмотря на то, что ежегодно в Саратове из учреждений профессионального образования разного уровня выходят молодые специалисты данного профиля. Почему выпускники игнорируют школы? Ответ на этот вопрос связан, видимо, уже с личностной и профессиональной мотивацией.

Что касается практической и проектной деятельности в области искусства в общеобразовательных школах, то первая в основном заключается в коллективном разучивании и пении на уроках музыки песен к различным календарным праздникам и подготовке докладов о композиторах или каких-либо музыкальных явлениях. На большее у педагога просто не хватает времени, имея час в неделю урока музыки и более 30 чел. детей в классе. Организация же общешкольных мероприятий не всегда осуществляется с участием преподавателя музыки. Здесь предпочтительно обращаются к цифровым технологиям. Проще и быстрее включить уже готовую запись, чем организовать коллективное выступление учащихся. Реализация в общеобразовательной школе форм проектной деятельности, как правило, не связана с областью искусства.

Факультет искусств ежегодно инициирует конкурсы проектной деятельности и научные конференции в области художественной куль-

туры для школьников («Музыкальный серфинг», «Путь к успеху» и др.). Однако самое активное участие в них принимают дети из учреждений дополнительного образования. Внутри самого вузовского учебного процесса форма проектной деятельности также активно используется. В учебные планы основных образовательных программ по всем направлениям и уровням включены дисциплины, предусматривающие практическую работу студентов по разработке, планированию и реализации культурно-просветительских проектов. Также обстоит дело и с изучением музыкальной культуры народов разных национальностей, проживающих на территории Саратовской области: многонациональный состав факультетского сообщества способствует диалогу национальных культур, мотивирует к погружению в особенности музыкального искусства разных народов.

Еще одна серьезная проблема, по мнению разработчиков Концепции, связана с методическим обеспечением учебного процесса в общеобразовательном учреждении. Современный взгляд на преподавание искусства предполагает сквозное модульное обучение школьников с возможностью реализации различных вариаций по выбору самой организации. Вот эта самая вариативность и не обеспечена ни учебными пособиями, ни методическими разработками.

В рабочих программах специальных дисциплин в рамках реализации направления «Педагогическое образование» с профилем «Музыка» на факультете искусств есть раздел, посвященный практическим вопросам преподавания в общеобразовательных школах. Так, например, в течение всего обучения по музыкально-инструментальной подготовке студенты собирают методическое портфолио, куда входят все освоенные за это время музыкальные произведения, а также разработки фрагментов уроков и беседы о музыке для детей. Нужно признать, что в рамках такого вида учебной деятельности далеко не всегда студентам удается найти интересные методические идеи и развить их до оформления целого урока или внеклассного мероприятия. Часто творческие задания вызывают у обучающихся затруднения, иногда приходится сталкиваться с формальным отношением к работе такого рода. Методическая составляющая педагогической профессии требует аналитической работы с большим объемом информации, как музыкальной, так и педагогической, и в список личностных приоритетов общей массы молодежи не входит.

Последняя проблема, обозначенная в Концепции, напрямую касающаяся вузов, - кадровое обеспечение преподавания предметной области «Искусство»: молодые специалисты не обладают в достаточной степени компетенциями, необходимыми для преподавания в поликультурной среде школы, не в полной мере используют информационно-коммуникационные технологии, современные методы, формы обучения и воспитания.

Находясь внутри вузовского процесса подготовки будущих педагогов музыки, пытаемся решить обозначенные вопросы. Выше были упомянуты некоторые обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться педагогам высшей школы в области музыкального образования. В ежедневном учебном процессе их можно встретить еще больше. Сложившаяся ситуация требует изменений концептуального порядка. В первую очередь речь должна идти о создании нового имиджа музыкального образования, так как в наш век люди не могут отдавать слишком много своего личного времени для занятий искусством лишь для того, чтобы быть эстетически развитыми, как это было в предшествующие столетия [4]. Традиционные формы и методы музыкального образования и воспитания сильно «отстают» от стремительно меняющейся картины мира. Появилась необходимость изменить ситуацию, чтобы сохранить отрасль педагогики культуры вообще.

Заключение

Несмотря на представленную в государственных документах стратегию развития и функционирования системы художественного образования в России, образовательные учреждения разного уровня сегодня реализуют ее далеко не в полной мере. Связано это, прежде всего, с целым рядом противоречий между традиционной системой художественного образования и изменившимися под воздействием интернет-культуры и цифровых возможностей представлениями молодежи о художественном творчестве. Назрела острая необходимость в модернизации содержания высшего образования в области искусства и, возможно, создании новой концепции профессиональной подготовки педагогов для предметной области «Искусство», учитывающей реалии современности.

Список литературы

1. Концепция художественного образования в Российской Федерации. URL: https://rulaws.ru/acts/ Prikaz-Minkultury-RF-ot-28.12.2001-N-1403/ (дата обращения: 09.02.2024).

2. Алексеева Л. Л., Быховская И. М, Кочеляева Н. А., Мартынова В. В., Олесина Е. П., Федорова Т. С., Школяр Л. В. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналитический доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / отв. ред. К. Э. Разлогов. М. : ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2011. 72 с.

3. Концепция преподавания учебного предмета «Искусство» // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://docs. edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b (дата обращения: 26.01.2024).

4. Кирнарская Д. К. Новый имидж музыкального образования // Инфоурок. URL: https://infourok. ru/dk-kirnarskaya-noviy-imidzh-muzikalnogo-obra-zovaniya-3081445.html (дата обращения: 05.04.2024).

References

1. Kontseptsiya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii (The concept of art education in the Russian Federation). Available at: https://rulaws. ru/acts/Prikaz-Minkultury-RF-ot-28.12.2001-N-1403/ (accessed February 9, 2024).

2. Alekseyeva L. L., Bykhovskaya I. M., Kochelyaeva N. A., Martynova V. V., Olesina E. P., Fedorova T. S., Shkolyar L. V. Khudozhestvennoe obrazovanie v Rossiyskoy Federatsii: razvitie tvorcheskogo potentsiala v XXI veke: analiticheskiy doklad [K. E. Razlogov, ans. ed. Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: Analytical report]. Moscow, FGUP "Proizvodstvenno-izdatel'skiy kombinat VINITI", 2011. 72 p.

3. The concept of teaching the subject "Art". Bank dokumentov Ministerstva prosveshcheniya Rossi-yskoy Federatsii (The Bank of documents of the Ministry of Education of the Russian Federation). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/ 11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b (accessed January 26, 2024).

4. Kirnarskaya D. K. The new image of music education. Infourok (Infowork). Available at: https://infourok. ru/dk-kirnarskaya-noviy-imidzh-muzikalnogo-obra-zovaniya-3081445.html (accessed April 5, 2024).

Поступила в редакцию 05.04.2024; одобрена после рецензирования 25.04.2024; принята к публикации 03.06.2024; опубликована 30.09.2024 The article was submitted 05.04.2024; approved after reviewing 25.04.2024; accepted for publication 03.06.2024; published 30.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.