Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ СТУДИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ СТУДИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДИЗАЙН / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ОПОП)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочаров Сергей Александрович

Статья посвящена исследованию проблем подготовки педагогов - специалистов в области художественно-эстетического воспитания детей. Опираясь на концепцию преподавания предметной области «Искусство», где среди многих проблем особо подчеркивается необходимость совершенствования подготовки педагогических кадров для реализации этого направления, автор ставит целью своего исследования найти и предложить оптимальные, на его взгляд, решения заявленной проблемы. Используя традиционные методы научных исследований, таких как анализ, обобщения, педагогические наблюдения, автор в своих выводах опирается на уже себя зарекомендовавшие в течение многих лет результаты деятельности ведущих отечественных учебных заведений педагогического и художественного направлений, федеральные документы, регламентирующие образовательный процесс в области искусства и педагогики, учебные программы, созданные для общеобразовательных и специализированных художественных школ, педагогический опыт коллег ведущих художественных и педагогических вузов страны. Также он использует практический опыт коллег по кафедре и собственный многолетний опыт в области организации художественно-педагогического образования. На этой основе предлагаются способы разрешения возникших проблем. Автор статьи предлагает к рассмотрению целый комплекс мероприятий, которые, по его мнению, помогут решить возникшие проблемы. Это, прежде всего, правильный выбор профилей подготовки (он определяется региональными потребностями и возможностями учебного заведения). Затем важна оптимальная организация учебного процесса для художниковпедагогов и полноценное наполнение содержанием образовательной программы. Обеспечить эффективность образовательного процесса, считает автор статьи, может правильно организованный набор абитуриентов. Далее, залогом высоких профессиональных качеств будущего выпускника могут стать оптимально организованные учебные и производственные практики. Выводы и предложения, высказанные в данной статье, могут найти продолжение по пути их совершенствования каждым учебным заведением в зависимости от местных условий и возможностей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочаров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND PEDAGOGICAL TRAINING OF A HEAD OF THE STUDIO OF CHILDREN’S ARTISTIC CREATIVITY: ISSUES AND THEIR SOLUTIONS

The article is devoted to the study of the problems of training teachers - specialists in the field of artistic and aesthetic education of children. Based on the Based on the concept of teaching the subject area of Art, among other things, the need to improve the training of pedagogical personnel for implementation of this field is emphasized. The author aims to find and propose optimal, in his opinion, solutions to the above mentioned problem. Using traditional methods of scientific research, such as analysis, generalizations, and pedagogical observations, the author in his conclusions relies on the results of the activities of leading domestic educational institutions of pedagogical and artistic directions, federal documents regulating the educational process in the field of art and pedagogy, curricula created for general education and specialized art schools, pedagogical experience of colleagues leading art and pedagogical universities of the country. He also uses the practical experience of colleagues in the department and his own extensive experience in organization of art and pedagogical education. On this basis, ways to resolve the given issues are proposed. The author of the article offers for consideration a whole range of measures that, in his opinion, will help solve the problems to arise. It should be, first of all, the correct choice of training profiles (it is determined by the regional needs and capabilities of an educational institution). Moreover, optimal organization of the educational process for artists-teachers and fulfilling of the content of an educational program are important. A properly organized set of applicants can ensure effectiveness of the educational process. The key to the highly professional qualities of a future graduate is optimally organized educational and production practices. The conclusions and suggestions expressed in this article can be developed and improved by each educational institution depending on local conditions and capabilities of the university

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ СТУДИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

ПЕДАГОГИКА

Научная статья/ Original article УДК 378

https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-4-113

Художественно-педагогическая подготовка руководителя студии детского художественного творчества: проблемы и возможности их решения

Бочаров Сергей Александрович

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина,

sab.49@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем подготовки педагогов — специалистов в области художественно-эстетического воспитания детей. Опираясь на концепцию преподавания предметной области «Искусство», где среди многих проблем особо подчеркивается необходимость совершенствования подготовки педагогических кадров для реализации этого направления, автор ставит целью своего исследования найти и предложить оптимальные, на его взгляд, решения заявленной проблемы.

Используя традиционные методы научных исследований, таких как анализ, обобщения, педагогические наблюдения, автор в своих выводах опирается на уже себя зарекомендовавшие в течение многих лет результаты деятельности ведущих отечественных учебных заведений педагогического и художественного направлений, федеральные документы, регламентирующие образовательный процесс в области искусства и педагогики, учеб-

© Бочаров С. А., 2022

ные программы, созданные для общеобразовательных и специализированных художественных школ, педагогический опыт коллег ведущих художественных и педагогических вузов страны. Также он использует практический опыт коллег по кафедре и собственный многолетний опыт в области организации художественно-педагогического образования.

На этой основе предлагаются способы разрешения возникших проблем. Автор статьи предлагает к рассмотрению целый комплекс мероприятий, которые, по его мнению, помогут решить возникшие проблемы. Это, прежде всего, правильный выбор профилей подготовки (он определяется региональными потребностями и возможностями учебного заведения). Затем важна оптимальная организация учебного процесса для художников-педагогов и полноценное наполнение содержанием образовательной программы. Обеспечить эффективность образовательного процесса, считает автор статьи, может правильно организованный набор абитуриентов. Далее, залогом высоких профессиональных качеств будущего выпускника могут стать оптимально организованные учебные и производственные практики.

Выводы и предложения, высказанные в данной статье, могут найти продолжение по пути их совершенствования каждым учебным заведением в зависимости от местных условий и возможностей вуза.

Ключевые слова: художник-педагог, эстетическое воспитание, художественное образование, концепция, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, дизайн, федеральный государственный образовательный стандарт, основная профессиональная образовательная программа (ОПОП)

Для цитирования: Бочаров С. А. Художественно-педагогическая подготовка руководителя студии детского художественного творчества: проблемы и возможности их решения // Человек. Культура. Образование. 2022. № 4. С. 113-131. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-4-113

Artistic and Pedagogical Training of a Head of the Studio of Children's Artistic Creativity: Issues and Their Solutions

Sergey A. Bocharov

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, sab.49@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the problems of training teachers — specialists in the field of artistic and aesthetic education of children. Based on the Based on the concept of teaching the subject area of Art, among other things, the need to improve the training of pedagogical personnel for

implementation of this field is emphasized. The author aims to find and propose optimal, in his opinion, solutions to the above mentioned problem.

Using traditional methods of scientific research, such as analysis, generalizations, and pedagogical observations, the author in his conclusions relies on the results of the activities of leading domestic educational institutions of pedagogical and artistic directions, federal documents regulating the educational process in the field of art and pedagogy, curricula created for general education and specialized art schools, pedagogical experience of colleagues leading art and pedagogical universities of the country. He also uses the practical experience of colleagues in the department and his own extensive experience in organization of art and pedagogical education.

On this basis, ways to resolve the given issues are proposed. The author of the article offers for consideration a whole range of measures that, in his opinion, will help solve the problems to arise. It should be, first of all, the correct choice of training profiles (it is determined by the regional needs and capabilities of an educational institution). Moreover, optimal organization of the educational process for artists-teachers and fulfilling of the content of an educational program are important. A properly organized set of applicants can ensure effectiveness of the educational process. The key to the highly professional qualities of a future graduate is optimally organized educational and production practices.

The conclusions and suggestions expressed in this article can be developed and improved by each educational institution depending on local conditions and capabilities of the university.

Keywords: Artist-teacher, aesthetic education, art education, concept, fine and decorative arts, design, the Federal State Educational Standard, Core Professional Education Program (BRI)

For citation: Bocharov S. A. Artistic and Pedagogical Training of a Head of the Studio of Children's Artistic Creativity: Issues and Their Solutions. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie = Human. Culture. Education. 2022; 4:113-131 (In Russ.). https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-4-113

Введение. Детское художественное творчество — одно из действенных средств, способствующих полноценному развитию личности ребёнка, поскольку направлено на воспитание в нём эстетического отношения к окружающему миру. Эстетическое воспитание априори столь же важно для развития личности, как нравственно-патриотическое, умственное, трудовое и физическое воспитание. Эстетическое воспитание — процесс непрерывный, и должен осуществляться, так же как и все виды воспитания, с момента появления ребёнка на свет. Но наиболее активная и результативная его фаза приходится на дошкольный и школьный периоды формиро-

вания личности ребёнка. Как правило, эту функцию берут на себя учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы, а также детские учреждения дополнительного образования. В них дети получают возможность непосредственного общения с искусством в различных формах, в том числе занимаясь собственно художественным творчеством. Художественное творчество всегда являлось мощным средством, обеспечивающим полноценность процесса эстетического воспитания.

На уровне школьного возраста эстетическое воспитание обеспечивается преподаванием многих дисциплин различных циклов. Но мы будем рассматривать дисциплины художественного цикла, связанные с изучением пластических искусств. В их число всегда входили изобразительное и декоративно-прикладное искусство, а в последние годы часто изучаются основы архитектуры и дизайна.

Как показывает практический опыт, дети, проявившие свои способности в области художественного творчества в общеобразовательной школе, имеют возможность продолжить их развитие в учреждениях системы дополнительного образования. Это специализированные школы искусства, художественные студии, кружки, клубы и т. д.

Для придания процессу эстетического воспитания и детского художественного образования системности утверждена и рекомендована к реализации специальная концепция преподавания предметной области «Искусство»1. В ней четко изложены цели и задачи, стоящие перед творческими дисциплинами, в рамках которых изучается искусство. Предлагаются примерные рекомендации по эффективной организации процесса эстетического воспитания и художественного образования в школе. К тому же отмечаются и некоторые проблемы, которые могут возникнуть в процессе ее реализации. Одна из них изложена следующим образом: «Система подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров недостаточно отражает современные тенденции в преподавании предметной области "Искусство" и не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в поликультурной среде, предусмотренных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального обще-

1 Концепция преподавания предметной области Искусство. URL: https://docs. edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b (дата обращения: 21.04.2022).

го, основного общего, среднего общего образования] (воспитатель, учитель]"»1.

Поэтому целью настоящего исследования является освещение существующих и предложение возможных оптимальных подходов в организации профессиональной подготовки будущих педагогов, реализующих эстетическое воспитание и художественное образование в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования.

Научная новизна предлагаемого исследования заключается в конкретных предложениях, основанных на обобщении достижений в области художественной педагогики и многолетнего практического опыта автора в области художественно-методической деятельности в системе профессионального образования [1].

Методологической основой исследования стали научные труды известных ученых педагогов-художников, профессоров Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой, Б. М. Неменского, Б. П. Юсова и разработанные под их руководством концепции художественного образования и эстетического воспитания детей.

Первая концепция всеобщей графической грамоты основана на методах преподавания в Российской академии художеств. Авторы современного варианта концепции — Н. Н. Ростовцев и В. С. Кузин [2].

Вторая концепция целостного подхода к обучению была разработана под руководством профессора Б. П. Юсова и Л. Г. Савенковой [3].

Третья концепция заключается в приобщении к мировой художественной культуре, создана под руководством народного художника РФ Б. М. Неменского [4].

Четвертая концепция приобщения к народному искусству как особому типу художественного творчества, автором её является профессор Т. Я. Шпикалова [5].

На основе перечисленных концепций были созданы образовательные программы в научных лабораториях при Российской академии образования (РАО], Академии художеств РФ (АХ РФ] и ведущих педагогических вузах, осуществляющих художественную подготовку будущих педагогов для школ и детских учреждений дополнительного образования.

1 Концепция преподавания предметной области Искусство. URL: https://docs. edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b (дата обращения: 21.04.2022]. С. 5.

Актуальным материалом для исследования явилась концепция преподавания предметной области «Искусство» (упомянута выше), разработанная НИИ художественного образования и воспитания РАО.

Также был изучен методический опыт ведущих педагогов Московской художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова [6], Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица [7; 8; 9], Института архитектуры, живописи, скульптуры им. И. Е. Репина [10], Пензенского государственного архитектурно-строительного института (в частности, методические разработки профессора Н. Г. Ли) [11].

Методы исследования: анализ, педагогические наблюдения, эмпирическое обобщение. Такой выбор продиктован их оптимальностью для достижения поставленной цели.

Практическая значимость исследования заключается в возможности оптимизации процесса профессиональной подготовки школьных учителей и педагогов дополнительного образования, обучающих детей пластическим искусствам, при соблюдении ряда организационно-методических условий и работы над наполнением содержания учебным материалом.

Результаты исследования и их обсуждение. Для решения возникшей актуальной проблемы необходимо было провести анализ существующей ситуации в современном образовательном процессе художественно-педагогической подготовки будущих учителей искусства на территории России. Автор изучил федеральные образовательные стандарты педагогического направления как предыдущих лет, так и нового поколения; основные профессиональные образовательные программы (ОПОП), составленные на их основе, учебные планы и другую учебно-методическую документацию, сопровождающую учебный процесс. Предметом изучения стал опыт работы ведущих вузов страны: Московского педагогического государственного университета (художественно-графический факультет)1, Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. Герцена (художественно-графический факультет)2, Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, Санкт-Петербургской государствен-

1 Учебно-методическая документация. URL: http://www.mpgu.ru (дата обращения: 22.04.2022).

2 Учебно-методическая документация. URL: http://www.herzen.spb.ru. (дата обращения: 22.04.2022).

ной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. В этих вузах осуществляется профессиональная подготовка архитекторов, дизайнеров, художников-живописцев, скульпторов и художников декоративно-прикладного искусства на высочайшем уровне. Их методический опыт, широко освещенный в научных и учебных изданиях, всегда являлся эталоном уровня профессионального мастерства выпускников региональных художественных учебных заведений. К этому уровню, считает автор, необходимо стремиться при подготовке художников-педагогов в педагогических вузах.

Предметом анализа в части содержания стали образовательные стандарты, учебные планы и программы общеобразовательных школ и гимназий, детских художественных школ, в которых определены цели и задачи образовательного процесса в работе с детьми по их творческому развитию. Следует отметить, что большинство из них создано с учетом концепции, упомянутой нами выше, и в настоящее время успешно реализуются. Однако обозначенная в концепции проблема подготовки кадров до конца не решается. По нашему мнению, устранить возникшие трудности поможет упор на качество и универсальность подготовки педагогов — специалистов в области художественно-эстетического воспитания детей.

Заботой о качестве подготовки художников-педагогов в стране стало открытие когда-то учебных заведений, специализирующихся на профессиональном обучении художников, владеющих и изобразительным мастерством, и методикой обучения этому мастерству. Так, в разные годы возникали художественно-графические факультеты педагогических вузов и отделения в педагогических учебных заведениях среднего профессионального образования (колледжах]. Но определение профиля подготовки на таких факультетах (отделениях], как «изобразительное искусство», в современных условиях, на наш взгляд, ограничивает профессиональные возможности будущего выпускника, несмотря на кажущуюся обширность содержания образовательной программы. Поэтому в свете современных требований к качеству подготовки таких специалистов нужно пересмотреть организационно-содержательную сторону образовательного процесса при их подготовке.

Анализ сложившейся практики подготовки специалиста в области творческого развития детей на основе опыта вышеупомянутых педагогических вузов и собственный практический преподава-

тельский опыт в школе, колледже и вузе позволяет определить некоторые пути решения заявленной проблемы.

Одним их первых шагов на пути ее решения является определение точного названия и в связи с ним содержания профиля подготовки. Так, профиль «Изобразительное искусство» — понятие очень широкое, поэтому определение содержательного наполнения его также будет многозначным. А это в некотором роде делает неопределенными круг задач, которые предстоит решать в будущем выпускнику. Если вновь обратиться к содержанию перечисленных выше концепций и разработанных на их основе школьных программ, мы убедимся, что от художника-педагога требуется гораздо больше профессиональных компетенций, чтобы эти программы реализовать на практике. Не следует забывать, что художественно-педагогическая работа затрагивает и сферу дополнительного образования, которая имеет определенную и организационную, и содержательную специфику.

Поэтому, по нашему убеждению, этот профиль необходимо заменить на профиль «Детское художественное творчество». Это позволит сделать предметное наполнение содержания учебных планов более универсальным при условии дополнения образовательной программы рядом дисциплин из области архитектуры, дизайна, регионального народного искусства, методики работы с учащимися разных возрастных групп. Ведь художественное творчество — понятие более универсальное, включающее в себя различные виды творческих практик не только из области изобразительного, декоративно-прикладного искусства, основ дизайна и архитектуры, но и дисциплин, связанных с цифровыми технологиями.

Такой подход расширит профессиональные возможности выпускника и в определённой мере поможет сделать профессию художника-педагога более привлекательной для абитуриентов. Руководствуясь собственными представлениями и мотивами, нечто подобное сделали у себя на художественных факультетах Московский педагогический государственный университет и Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.

Следующим шагом будет увеличение срока обучения по программе бакалавриата на один год, т. е. надо перейти от четырёхлетнего срока обучения к пятилетнему. Реализации этой идеи может способствовать федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Педагогиче-

ское образование» с двумя профилями подготовки (ФГОС ВО 3++)1. На наш взгляд, данный стандарт дает широкие возможности для подготовки педагога необходимого нам профиля «Детское художественное творчество». Необходимым моментом в решении данной проблемы является выбор второго профиля подготовки. Вероятно, он также должен быть в рамках педагогического направления и связан с вопросами культуры и искусства. К примеру, это может быть профиль, связанный с художественным творчеством или историко-теоретическими вопросами культуры.

Вторым профилем н нашей практике стал профиль «Художественная культура». Мы сочли, что тандем «Художественная культура» и «Детское художественное творчество» в будущем поможет педагогу не только получить полновесную учебную нагрузку в детском образовательном учреждении, но и обогатить знания будущего педагога в области теории культуры и искусства, помочь в более полном раскрытии его творческих способностей. Безусловно, формирование тандема профилей предоставляется самим вузам, которые будут исходить из собственных материальных возможностей, а также и потребностей региона. Обычно здесь руководствуются принципом однородности учебных дисциплин, чтобы они принадлежали одному блоку. В нашем случае полагаем: выпускник, получивший педагогическую подготовку по двум указанным профилям, имеет возможность преподавать дисциплины культурологического характера, руководить разного рода социокультурными практиками, вести профильный кружок (студию, клуб, факультатив и т. п.] по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству и другим видам пластической деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Следующий этап в реализации нашей идеи — формирование основной профессиональной образовательной программы (ОПОП] по выбранным профилям. Здесь необходимо так распределить объём учебных часов по каждому из профилей, чтобы обеспечить пол-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки «44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки]», с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г. URL: https://go.mail.ru/redir?type=sr&red ir=eJzLKCkpKLbS109KLE7VS08sSswr0Ssq1Tc3tLA0tzAz0Tc1Tr0wNDEyTEpKSUwz NzFMTTJKMUxNTjZJSUkySTY21mdgMDQzMzU1sDQys2SYK_GlJuhH7qebk3MeBsS7 SAEAaWQegA&src=41b679a&via_page=1&user_type=30&oqid=d11585261f07eb1b (дата обращения: 22.04.2022].

ноценную профессиональную подготовку выпускника по обоим профилям.

Пятилетнее обучение рассчитано на 300 зачетных единиц. Поэтому время, отводимое на обучение профильным дисциплинам, следует рассчитать равномерно, исходя из наличия блока социально-гуманитарных, психолого-педагогических дисциплин, блока дисциплин по выбору обучающихся, практик учебных и производственных, подготовки и защиты выпускных квалификационных работ и пр.

Поскольку мы пытаемся решить проблему качественной подготовки педагога по профилю «Детское художественное творчество» (ДХТ), для нас важным вопросом является предметное наполнение блока художественно-педагогических дисциплин. Какие творческие дисциплины надо изучать при овладении этим профилем, чтобы выпустить грамотных и творчески подготовленных педагогов? Думается, наличие дисциплин определяется возможностями ведущих кафедр, их профессиональной ориентацией. Безусловно, приоритетными будут дисциплины изобразительного характера: «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура»; дисциплины декоративно-прикладного характера: «Роспись по дереву», «Художественный текстиль», «Керамика»; дизайнерские дисциплины: «Дизайн-проектирование», «Конструирование», «Макетирование», «Специальный рисунок для дизайнера и художника декоративно-прикладного искусства», «Основы компьютерной графики с основами фотографии и анимации». При необходимости перечень дисциплин может быть дополнен или, наоборот, уменьшен. Опять же всё зависит от возможностей материальной базы вуза и наличия кадрового преподавательского состава.

При разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) на основе вышеупомянутого стандарта желательно придерживаться логической последовательности освоения художественных дисциплин. Здесь необходимо соблюдение принципа «от простого — к сложному». Это означает, что не следует изучать дисциплины узкоспециального содержания ранее дисциплин общепрофессиональной художественной подготовки. К примеру, не следует осваивать композицию раньше, чем будут освоены рисунок и живопись. Во всяком случае их освоение должно опережать изучение композиции на один год. Также, прежде чем изучать декоративные росписи, логичнее изучить основы декоративной композиции и т. д. На наш взгляд, логическая последовательность в изу-

чении творческих дисциплин поможет обеспечить качество овладения студентами соответствующих профессиональных компетенций. И еще очень важно увеличить количество аудиторных (контактных] часов на художественные дисциплины (не менее 60 % от общего объема], что существенно повлияет на качество подготовки специалиста.

Одной из важнейших проблем в подготовке будущего преподавателя творческих дисциплин является обеспечение качественного уровня владения методикой их преподавания. Несмотря на то что процесс обучения будет основываться на знаниях студентов в области педагогики и психологии, полученных ранее при изучении дисциплин в психолого-педагогическом блоке, каждая художественная дисциплина будет иметь некоторые методические особенности в силу своей специфики. Так, методические приёмы преподавания реалистического рисунка и специального декоративного или дизайнерского будут различными. Керамика и скульптура, несмотря на некоторое сходство материалов, будут иметь различия в методах и приёмах обучения. Преподавателям творческих дисциплин в вузе следует содержательно выстраивать занятия таким образом, чтобы в них четко прослеживалась методическая составляющая. Это означает, что структура занятия, последовательность объяснения нового материала, ход выполнения практического задания, подведение итогов, методические приёмы, используемые преподавателем, должны быть особо подчёркнуты в ходе проведения учебного занятия. В целом весь процесс его проведения должен являть собой методический образец для студента.

Учебные занятия по художественному творчеству будущему педагогу, возможно, предстоит проводить с детьми разного возраста, включая возраст дошкольный. Поэтому в рабочие программы по педагогике и психологии следует включать более подробное изучение вопросов об особенностях развития детей каждого возрастного периода, не ограничиваясь рассмотрением только общедидактических и общепсихологических вопросов.

В этом случае при освоении курса методики преподавания творческих дисциплин (это одна из значимых профессиональных дисциплин] студенты будут опираться на знания, полученные на лекциях по педагогике и возрастной психологии, что поможет углубить их профессиональные компетенции.

Следующая проблема в подготовке специалистов по руководству детским художественным творчеством — это наличие творче-

ских потенциальных возможностей (способностей] абитуриентов к моменту поступления. Традиционно это выявляется на вступительных творческих испытаниях. Как правило, они включают задания по рисунку, живописи или композиции. Но, думается, что уровень профессионального владения рисунком и живописью является всего лишь показателем изобразительной грамотности поступающего, но не всегда будет объективным показателем его креативности. Скорее всего, для выявления уровня креативности абитуриента лучше использовать другие показатели. К примеру, его домашние работы в любой сфере творчества — изобразительной, прикладной, дизайнерской. Также могут показать эффективный результат специальные тесты из области психологии творчества, разработанные совместно с преподавателями кафедры психологии. Наверное, возможно, учитывать участие поступающего в творческих конкурсах различного уровня и сертификаты, подтверждающие это участие. Практика показывает, что усвоить в дальнейшем изобразительную грамоту в период учебы не так уж сложно, а отсутствие творческой одарённости — это большая проблема для будущего педагога художественного творчества. Думается, этот вопрос предстоит решать выпускающей кафедре, факультету, вузу.

Очевидной проблемой качественной подготовки специалиста в области ДХТ является содержательное наполнение рабочих программ дисциплин (РПД). Здесь следует учитывать такие факторы, как уровень базовой подготовленности абитуриентов в области художественных дисциплин и сроки освоения программного материала. Поэтому необходимо сразу определить примерный уровень профессионального освоения художественного мастерства будущего выпускника. Для чего чётко обозначить цели и задачи дисциплин и уровень специальных профессиональных компетенций (СПК), необходимых для овладения мастерством. СПК лучше разработать и обсудить на заседании кафедры. Разработка компетенций должна проводиться с учетом профессионального стандарта для учителей и педагогов детских учреждений дополнительного образования, а также профессионального стандарта для работников художественных профессий. Учёт требований этих стандартов поможет корректно определить уровень и характер профессиональных художественных компетенций. При этом следует всегда учитывать, что мы готовим не профессиональных художников, а педагогов-художников. Это значит, что в его будущей профессии важно владение не только материалами и технологиями изготов-

ления художественной продукции, но ещё и педагогическими технологиями и методами обучения. От выпускника в дальнейшем, может, не потребуется виртуозность в изготовлении художественной продукции с целью последующей реализации, но потребуются знания, умения, владения методикой работы в детском коллективе. Отсюда следует необходимость точной регламентации в определении содержания преподаваемого учебного материала. Этого следует придерживаться ещё и потому, что необходимо соблюдать дидактический принцип доступности. Кроме того, преподавателям специальных дисциплин надо помнить, что нельзя обучить абсолютно всему в искусстве. Главным для коллектива кафедры является развитие творческих возможностей выпускника, чтобы он в своей будущей практической деятельности мог продолжить самостоятельно обогащать собственный творческий потенциал.

С другой стороны, это не означает, что объём изучаемого материала надо минимизировать, а творческие компетенции максимально упростить в их требованиях. Всегда следует помнить: чтобы чему-то учить — надо учителю этим основательно владеть самому. Поэтому программный материал специальных дисциплин лучше реализовывать, используя различные интенсивные педагогические технологии и методы обучения. Таковые есть в арсенале у каждого опытного вузовского преподавателя творческих дисциплин.

На протяжении всего срока обучения студенты в соответствии с основной профессиональной образовательной программой (ОПОП] выполняют несколько курсовых работ, две из которых должны выполняться в рамках блока художественных дисциплин. Лучше всего, если это будет рисунок. Ему отводится наибольшее количество учебного времени в силу универсальности его задач и возможностей.

Курсовая работа по рисунку будет представлять собой практическое задание с теоретическим сопровождением. Практическим заданием может быть творческий композиционный рисунок в жанре натюрморта, выполненный самостоятельно, либо с натуры, либо по воображению, но с использованием натурного материала. Тематика работ определяется тематикой программных заданий, которые в это время выполняются по рисунку. Содержание композиции студенты определяют самостоятельно, исходя из своих возможностей и интересов. Также они самостоятельно организуют свои постановки под наблюдением руководителя, который может дать индивидуальные рекомендации с учётом возможностей каждого сту-

дента. Выполнение курсовой работы проходит, как правило, планомерно в течение семестра под контролем со стороны руководителя.

Чтобы придать работе педагогическую направленность, рекомендуется в пояснительной записке выделить главу, где будет раскрываться методическая последовательность ведения рисунка. Это поможет студенту более осмысленно вести процесс работы над рисунком и научит его методически верно излагать эту последовательность перед аудиторией обучающихся.

Процедура защиты проводится публично в присутствии всей группы, а в основу доклада обязательно нужно включить изложение методической последовательности выполнения изобразительной части задания так, как будто объяснение проводится для учеников студии.

Одной из проблем при выполнении курсовой работы является отсутствие систематичности процесса её исполнения. Чтобы работа велась систематически, на наш взгляд, лучше составить график отчётности по выполнению этапов задания. Согласно графику можно контролировать ход работы, таким образом, обеспечивается систематичность.

Вторая курсовая работа выполняется в рамках дисциплины «Методика преподавания художественных дисциплин». Тематика её может быть посвящена вопросам обучения детей определённого возраста конкретным художественным ремёслам, проблемам организационного характера, частным методическим вопросам в сфере системы дополнительного образования. При выполнении курсовой работы важно опираться на фундаментальные знания из общей педагогики, дидактики, возрастной психологии, и руководителю работы следует чаще напоминать об этом студентам.

Третья курсовая работа будет посвящена вопросам теории художественной культуры, искусствоведению, методике обучения художественной культуры.

Определённым показателем приобретенных профессиональных компетенций является производственная (педагогическая] практика. Как правило, в этот период студенту приходится чаще опираться на приобретённые знания из области педагогики, психологии, методики обучения детей художественному творчеству и специальным художественным дисциплинам. Практика демонстрирует студенту и его педагогам степень владения профессиональными знаниями, умениями и навыками как в области художественного творчества, так и методики обучения его основам. При плани-

ровании графика учебного процесса важно учитывать объём усвоенных художественных технологий студентами перед выходом на практику. Это вызвано тем, что на предполагаемых базах практик в учреждениях дополнительного образования могут изучаться предметы и технологии, которые студенты пока не успели освоить. К примеру, надо проводить занятия с детьми по скульптуре (лепке], а практиканту предстоит овладеть ею только в следующем семестре. Надо проводить занятия по росписи по дереву, а эта технология ещё не освоена. И таких накладок может встретиться достаточно. Чтобы избежать подобных ситуаций, следует при составлении учебного плана максимально учитывать период выхода на практику в соответствии с объёмом усвоенного материала. Для решения этой проблемы желательно разделить процесс освоения студентами обоих профилей на две ступени и выход на практику планировать по окончании освоения каждого профиля.

Возможно проведение педпрактики одновременно по двум профилям, если освоение обоих профилей проводилось параллельно друг другу.

ОПОП подготовки педагога по двум профилям предполагает по завершении курса обучения защиту выпускной квалификационной работы (ВКР). Эта работа выполняется по одному из профилей на выбор студента. Чаще всего исследования, проведенные в рамках курсовых работ, находят продолжение в выпускных квалификационных работах.

По профилю «Детское художественное творчество» выпускная (дипломная] работа, как правило, состоит из двух равнозначных частей: практической (художественная композиция в области изобразительного, декоративно-прикладного творчества, дизайна, архитектуры), в которой выпускник демонстрирует степень овладения художественным мастерством по одному из видов пластических искусств, и теоретической. Теоретическая часть оформляется в виде пояснительной записки. В ней, как правило, должна содержаться глава, посвящённая вопросам методики обучения детей тому виду творчества, который представлен практической частью.

Заключение. Таким образом, изучив современное состояние отечественного художественно-педагогического образования, опираясь на организационно-педагогический опыт вузов страны, изложенный в научных публикациях, опираясь на собственный опыт и опыт работы коллег, обсудив авторские выводы и суждения на заседаниях кафедры, отметим следующее. Профиль «Детское худо-

жественное творчество», реализуемый в направлении «Педагогическое образование», является не столь распространённым, но, на наш взгляд, будет привлекателен для молодёжи, имеющей склонности к художественному творчеству и работе с детьми. Профиль в силу его универсальности обеспечивает широкие возможности последующего трудоустройства выпускников с педагогическим образованием. Но для реализации его на практике требуется решить ряд организационно-методических вопросов:

а] разрабатывая основную профессиональную образовательную программу (ОПОП) на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», следует оптимально спланировать учебное время с учётом последовательности изучения дисциплин;

б] определяя второй профиль подготовки, лучше исходить из его родственности по направленности и содержанию;

в] перечень изучаемых творческих дисциплин ориентировать на национально-региональные традиции в области художественной культуры;

г] разработать содержание рабочих программ дисциплин, сообразуясь с принципами доступности и последовательности усвоения учебного материала;

д] стремиться создать полноценную материально-техническую базу для проведения занятий художественным творчеством;

е] при отборе абитуриентов желательно проводить конкурсные творческие испытания такого содержания, чтобы можно было объективно определить степень креативности абитуриентов;

ж] содержание учебного материала в рабочих программах творческих дисциплин следует дополнять методической составляющей;

з] тематику и содержание курсовых и выпускных квалификационных работ ориентировать на будущую педагогическую деятельность.

Исходя из предложенного проблему качества подготовки педагогических кадров для реализации концепции преподавания предметной области «Искусство» возможно решить в рамках подготовки педагогов по двум профилям. Такая организация обучения таит в себе большие возможности качественной подготовки будущих педагогов студий детского художественного творчества, поскольку даёт возможность обеспечить выпускника универсальными знани-

ями, умениями в практической области пластических искусств и педагогики творчества.

Изложенное в статье авторское видение разрешения поставленной проблемы является только небольшой частью на пути ее решения. Каждый педагог-художник, работающий в этом направлении, может провести свои исследования и, подключив собственный опыт, предложить свои шаги в данном направлении.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика : материалы 2-й международной научно-практической конференции / под ред. В. Б. Санжарова, Д. О. Антипиной, Т. А. Анисимовой. СПб.: СПбГУПТД, 2018. 563 с.

2. Изобразительное искусство. 5-9 кл. : программа для общеобразовательных учреждений / кол. авторов: В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. М.: Дрофа, 2010.

3. Изобразительное искусство и среда (природа, пространство, архитектура). 1-11 классы : программы общеобразовательных учреждений / автор Л. Г. Савенкова. М.: Просвещение, 2005.

4. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / под ред. Б. М. Неменско-го. М.: Просвещение, 2005.

5. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2005.

6. Рыжкин А. Н. Как рисовать фигуру человека : пособие для поступающих в художественные вузы. М.: Эксмо, 2014. 56 с.

7. Современный пленэр в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, Peinture moderne en plein-air. Альбом / Т. Е. Гудова. СПб.: СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2012. 280 с.

8. Традиции школы живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Альбом / отв. ред. В. С. Миронов. СПб.: Невский мир. Лики России, 2010. 272 с.: ил.

9. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. В. В. Пугин. СПб.: Лики России, 2009. 256 с.: ил.

10. Могилевцев В. А. Основы учебного рисунка : учебное пособие. СПб.: Артиндекс, 2007. 72 с.: ил.

11. Ли Н. Г. Основы учебного академического рисунка (Классическая библиотека художника]. М.: ЭКСМО, 2003. 480 с.

References

1. Dizayn i khudozhestvennoye tvorchestvo: teoriya, metodika i praktika: materialy 2-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Design and Artistic Creativity: Theory, Methodology and Practice: Materials of the 2nd International Scientific and Practical Conference] /edited by V.B. Sanzharov, D.O. Antipina, T.A. Anisimova. St. Petersburg: SPbGUPTD, 2018. 563 p.

2. Izobrazitel'noye iskusstvo. 5-9 kl.: Programma dlya obshcheobrazo-vatel'nykh uchrezhdeniy [Fine Arts. Grade 5-9: Program for general educational institutions] / number of authors: V. S. Kuzin, S. P. Lomov, E. V. Shorokhov, S. E. Ignatiev, P. Yu. Kovalenko. Moscow: Drofa, 2010.

3. Izobrazitel'noye iskusstvo i sreda (priroda, prostranstvo, arkhitektura). 1-11 klassy: Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Fine Arts and Environment (Nature, Space, Architecture]. Grades 1-11: Programs of general educational institutions] / author L. G. Savenkova. Moscow: Prosveshchenie, 2005.

4. Izobrazitel'noye iskusstvo i khudozhestvennyy trud 1-9 klassy: Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Fine Arts and Artistic Work 1-9 Grades: Programs of General Educational Institutions] / B. M. Nemensky. Moscow: Prosveshchenie, 2005.

5. Izobrazitel'noye iskusstvo. Osnovy narodnogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva. 5-9 klassy: Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Fine arts. Fundamentals of folk and decorative arts. Grades 5-9: Programs of general educational institutions] / author's team under the leadership of T. Y. Shpikalova. Moscow: Prosveshchenie, 2005.

6. Ryzhkin A. N. Kak risovat' figuru cheloveka: posobiye dlya postupayushchikh v khudozhestvennyye vuzy [How to draw a human figure. Manual for applicants to art universities]. Moscow: Eksmo, 2014. 56 p.

7. Sovremennyy plener v Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy khudo-zhestvenno-promyshlennoy akademii im. A. L. Shtiglitsa, Peinture moderne en plein-air. Al'bom [Modern plein air at the St. Petersburg State Academy of Art and Industry named after A. L. Stieglitz, Peinture moderne en plein-air. Album] / I. E. Gudova. St. Petersburg, 2012. 280 p.

8. Traditsii shkoly zhivopisi Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy khudozhestvenno-promyshlennoy akademii im. A. L. Shtiglitsa. Al'bom [Traditions of the School of Painting of the St. Petersburg State Academy of Art and Industry named after A.L. Stieglitz. Album]. editor V.S. Mironov. St. Petersburg: Nevsky Mir. Liki Rossii, 2010. 272 p.

9. Traditsii shkoly risovaniya Sankt-Peterburgckoy gosudarstvennoy khudozhestvenno-promyshlennoy akademii im. A. L. Shtiglitsa [Traditions of the

drawing school of the St. Petersburg State Academy of Art and Industry named after A.L. Stieglitz]. Ed. 2nd, ispr. et al. Otv. editor V. V. Pugin. St. Petersburg: Liki Rossii, 2009. 256 p.

10. Mogilevtsev V. A. Osnovy uchebnogo risunka: uchebnoye posobiye [Fundamentals of educational drawing: A textbook]. St. Petersburg: Artindex, 2007. 72 p.

11. Lee N.G. Osnovy uchebnogo akademicheskogo risunka. (Klassicheskaya biblioteka khudozhnika) [Basics of educational academic drawing. (Classical Library of the Artist)]. Moscow: EKSMO, 2003. 480 p.

CeedeHUR об авторе/Information about the author Бочаров Сергей Александрович Sergey A. Bocharov

кандидат педагогических наук, доцент, Candidate of Pedagogical Sciences, Сыктывкарский государственный Associate Professor, Pitirim Sorokin

университет имени Питирима Syktyvkar State University

Сорокина

167001, Россия, г. Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar, 167000, Russia

Статья поступила в редакцию / The article was submitted Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing Принята к публикации / Accepted for publication

27.04.2022 27.06.2022 17.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.