Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИЙ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ЗАНЯТИЯХ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИЙ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ЗАНЯТИЯХ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕДАГОГ-ВНЕШКОЛЬНИК / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатьева Т.В.

В статье автор рассматривает особенности использования квазипрофессиональных ситуаций в процессе подготовки специалистов в области дополнительного образования. В статье представлены примеры ситуаций, сходных с деятельностью педагога-внешкольника в области изобразительного искусства, для решения студентами художественно-педагогических высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИЙ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ЗАНЯТИЯХ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ»

тирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

В настоящее время главным является то, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход - один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе -это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.

Список литературы:

1. Андреева А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фи-лософско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.

3. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход. -М., 1981. - 143 с.

4. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования:Высшее образование в России. - М., 2005. - С. 23-30.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 148 с.

6. Килпатрик УХ. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Брокгауз, 1925. - 112 с.

7. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - 48 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИЙ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ЗАНЯТИЯХ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

© Филатьева Т.В.1

Луганская государственная академия культуры и искусств, г. Луганск

В статье автор рассматривает особенности использования квазипрофессиональных ситуаций в процессе подготовки специалистов в облас-

1 Кандидат педагогических наук, доцент.

ти дополнительного образования. В статье представлены примеры ситуаций, сходных с деятельностью педагога-внешкольника в области изобразительного искусства, для решения студентами художественно-педагогических высших учебных заведений.

Ключевые слова: квазипрофессиональная ситуация, художественно-педагогическая ситуация, педагог-внешкольник, дополнительное образование в области изобразительного искусства.

Включение студентов в решение художественно-педагогических ситуаций, адекватных особенностям художественно-педагогической деятельности в внешкольных учебных заведениях осуществлялось путем использования художественно-педагогических ситуаций квазипрофессионального характера, требовали активного проживания, переживания, решения будущими специалистами в области искусства тех или иных проблем практико-ориентированного характера.

Такие художественно-педагогические ситуации могут быть объединены отдельными воспитательными задачами и составлять цепочку последовательных событий: художественно-творческие проекты (групповые, индивидуальные творческие показы), мастер-классы, выступление на семинарском занятии и т.п. В процессе моделирования педагогических ситуаций на занятиях по курсу «Методика преподавания изобразительного искусства» создавались условия для познания каждым студентом самого себя, своих эмоций, оценок, отношений. При решении художественно-педагогических ситуаций будущий педагог-внешкольник демонстрировал не только свои профессиональные знания, умения и навыки, но и собственную педагогическое мастерство в ходе организиции учебно-воспитательного процесса во внешкольном учреждении художественно-эстетической направленности.

Умения и навыки, необходимые для организации художественно-педагогической деятельности в системе дополнительного образования, главным образом, формировались в рамках курса «Методика преподавания изобразительного искусства» у студентов специальностей «Декоративно-прикладное искусство», «Изобразительное искусство», в процессе преподавания вспомогательных психолого-педагогических дисциплин. В ходе усвоения лекционного курса использовались такие средства реализации художественно-педагогической деятельности, как игра, моделирование (например, образа воспитателя внешкольного заведения), домысливание, ассоциирование, проектирование, коллективное творческое дело.

Весьма актуальным является средство моделирования педагогических ситуаций, применяемый на практических занятиях, где студент представлял себя в образе воспитателя внешкольного заведения художественно-эстетического направления, создавал собственную модель руководителя учебно-воспитательного процесса, разрабатывал необходим наглядный демонстративный материал, конспекты занятий по определенной теме. Члены студен-

ческой группы преображались в образы воспитанников внешкольных заведений, помогая воображаемому педагогу внешкольников реализовать замысел. Указанная форма работы помогает будущим преподавателям искусства почувствовать себя и в роли педагога внешкольного учреждения художественно-эстетического направления, и в роли воспитанника; отметить «плюсы» и «минусы» в работе организатора художественно-педагогического процесса. На занятиях такого типа на каждый экспериментальный урок определялись оппоненты, эксперты или рецензенты, которые пытались дать оценку деятельности одногруппника, отметить преимущества и недостатки творческого акта. Некоторые практические занятия проводились непосредственно на базе учреждения дополнительного образования (художественная школа).

Театрализация способствовала формированию готовности к художественно-педагогической деятельности благодаря наличию в ней таких качеств, как синкретизм средств художественного выражения, коллективность деятельности, взаимодопоняемость ролевых позиций «режиссера» и «актера». В ней создана возможность самореализации, поскольку для достижения общей цели, создание нового художественного продукта каждый участник выполнял индивидуальное действие, которое было выбрано им самостоятельно, на основе собственных возможностей. Интеграция индивидуальных мотивов повышала взаимную заинтересованность участников в эффективности работы, определяла рост познавательной активности и творческой самостоятельности [1, с. 12].

С удельным интересом студенты решали педагогические ситуации, разные по содержанию и характеру, пытались сами смоделировать определенные ситуации. Такая форма работы способствовала выработке навыков адаптации будущего воспитателя в любой жизненной ситуации профессионально-педагогического характера. Так, приведем примеры педагогических задач, которые предлагались студентам для решения в ходе эксперимента.

Задача № 1. Воспитанники младших классов соскучились при ознакомлении с натюрмортами. По их мнению, рассматривать натюрморты не интересно, и зря художники их пишут. Задача: как растолковать воспитанникам сложную специфику этого жанра и его большие возможности?

Задача № 2. Занятия по декоративной композиции в 4 классе по расписанию последнее. Часто администрация снимает с занятия несколько или вообще всех воспитанников старших классов для подготовки к творческим мероприятий (монтаж / демонтаж выставок), общественной или хозяйственной работы. Задача: как на эту ситуацию должен реагировать воспитатель? Можно ли предотвратить такие срывы занятий и как?

Важным направлением в процессе моделирования различных форм деятельности художника-педагога во внешкольных учебных заведениях было обращение к информационно-коммуникационным технологиям, которые создают непревзойденные возможности для введения детей в мир искусст-

ва, презентации результатов детского творчества. Внимание студентов художественных специальностей было обращено к виртуальным галереям детского творчества (например, kidz-art.narod.ru; newart.ru; znv.ru; rndavia.ru/ gallery), к периодическим изданиям для педагогов художественного образования (art.1september. ru / index.php; art-in-school.narod.ru; art-in-school.ru/art/ index.php?page=00; art-in-school.ru/izo/index.php?page= 00 и др.). Так же, студенты обращались к специализированным Интернет-ресурсам по проблемам организации дополнительного образования (например, российские сайты - vidod.edu.ru; dopedu.ru; украинские - udcpo.ucoz.ua (Украинский государственный центр внешкольного образования), skviuarmk.ucoz. ua (сайт журнала «Внешкольное образование», pou.org.ua (сайт «Внешкольное образование») и др.

Таким образом, моделирование ситуаций педагогического общения обеспечивает развитие профессиональных способностей к решению художественно-педагогических ситуаций у будущих преподавателей художественных дисциплин. Моделирование таких конфликтных ситуаций воспринималось аудиторией как «минута отдыха», которая осуществлялась путем отвлечения, изменения вида деятельности. Решение таких художественно-педагогических ситуаций способствовало введению будущего педагога-внешкольника в профессионально-творческую атмосферу.

Художественно-педагогический процесс был организован так, что он базировался на сотворчества педагога и студента, будущих учителей между собой, при моделировании педагогических ситуаций созданы условия для познания каждым самого себя, своих эмоций, оценок, отношений. Сотворчество способствовало выработке у студентов важных социальных навыков: ответственности, умение конструировать свое поведение с учетом позиций других людей, является фактором развития гуманистических мотивов общения, помогало выработке у студентов демократического стиля управления. Сопереживание, возникающее в процессе сотворчества, способствовало эмоциональному развитию студентов, формированию чувства комфорта в процессе обучения, созданию предпосылок для возникновения чувства удовлетворения от занятий.

В рамках программного курса «Композиция» на практических занятиях студенты выполняли творческие задания, направленные на развитие художественно-творческих рефлексивных способностей. Студентам предлагалась тема, которую они должны были решить образно в указанной технике с применением определенных художественных средств. К решению было представлены такие темы, как:

- Создать пространственную композицию - образ в геометрических телах (материал: бумага, гелиевые ручки двух цветов).

- Создать аппликацию (натюрморт) с собственно созданных разных фактур одного цвета (материал: бумага, простой карандаш).

- В технике кляксография создать композицию «Этнические сюжеты моей страны» (материал: бумага, тушь, черная гелиевая ручка).

В ходе выполнения творческих заданий студенты проявили заинтересованность к таким задачам. Анализ продуктов творческой деятельности показывает, что студенты художественных факультетов способны к рефлексии на творческом уровне. В рамках таких мероприятий мы формировали способность будущего художника-педагога донести информацию до аудитории, а в процессе дискуссии по вопросам по специфике техники выполнения способность к диалогу.

При проведении занятий по предметам «История искусств», «Интерпретация символики произведений изобразительного искусства», «Анализ художественных особенностей произведений декоративно-прикладного искусства» использовались различные формы организации занятий: лекции, беседы, экскурсии, индивидуальные занятия и т.п. С целью формирования навыков работы с произведениями искусства мы применили такую форму работы, как час искусства (основанный на вовлечении студентов к решению творческой задачи), в процессе которого будущие педагоги-внешкольники организовывали диалоговое взаимодействие художественного произведения, интерпретировали, анализировали произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Такая форма работы обусловила выработку у студентов навыков эстетической оценки художественных произведений. В случае непонимания студентами поставленной перед ними задачи мы разработали примерную схему анализа художественного произведения и предложили им.

Представляем основные, на наш взгляд, компоненты анализа произведений искусства: 1) Сведения об авторе, название, год написания картины. 2) Собственная интерпретация сюжета. 3) Идейно-тематическая направленность. 4) Анализ композиционного решения (устанавливается целесообразность отдельных деталей, выделение планов). 5) Оценка цветового решения произведения. 6) Символика образов, деталей. 8) Общее настроение произведения искусства.

Схема анализа предлагается исключительно для студентов художественно-педагогических факультетов или учебных заведений с углубленным изучением искусства как такового, поскольку круг поставленных вопросов требует предварительного усвоения специальных дисциплин, таких как «Цветоведение», «Композиция» и т.д. и дополнительных дисциплин, например, литературы, где они знакомятся с тропами: эпитет, сравнение, метафора, ассоциативная аналогия.

Итак, проведенная нами работа способствовала выработке навыков работы с произведениями искусства, способностей к художественно-критической, эстетической оценке, ведь в системе дополнительного образования будущим педагогам довольно часто придется сталкиваться с такими видами работы в рамках различных дисциплин.

Список литературы:

1. Прокофьева И.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / И.В. Прокофьева. - Тюмень, 2002. - 24 с.

2. Позашюльна освгга в Укралш: навч. поаб. / за ред. О.В. Биковсько!. -К.: 1ВЦ АЛКОН, 2006. - 224 с.

3. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие / Е.А. Ермолинская и др.; под ред. Е.П. Каб-ковой. - М.: Просвещение, 2009. - 171 с.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГРАММОЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Чебодаева Н.Г. 1

Профессиональное училище № 18, Республика Хакассия, с. Аскиз

В статье рассмотрены основные вопросы, возникающие перед преподавателем общеобразовательных дисциплин среднего профессионального образования при разработке рабочей программы по учебной дисциплине «Естествознание», в связи с внедрением в содержание курса федеральных образовательных стандартов среднего общего образования.

Ключевые слова ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт; СОО - среднее общее образование; СПО - среднее профессиональное образование; ПООП - примерная основная образовательная программа; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа; ФИРО - федеральный институт развития образования.

В связи с продвижением конкурса профессионального мастерства World-skills Russiа и предъявлению новых требований к уровню качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих, одним из требований является владение английским языком. Поэтому в нашем образовательном учреждении был кардинально пересмотрен учебный план по профессиям социально-экономического профиля. За счет объединения предметов биологии, химии, физики в естествознание, было дополнительно увеличено количество часов на изучение английского языка. Таким образом, на

1 Преподаватель химии и биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.