Научная статья на тему 'Традиции академического художественного образования и гуманитарные технологии'

Традиции академического художественного образования и гуманитарные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции академического художественного образования и гуманитарные технологии»

А. А. Васильева,

доцент кафедры рисунка

ТРАДИЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Герценовский университет активно и плодотворно работает над инновационной образовательной программой «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». Все факультеты и кафедры вовлечены в эту деятельность, направленную на развитие университета и упрочнение его конкурентоспособности в российском образовании, а шире — на сохранение и развитие культуры страны. Осознавая неизбежность перемен в привычной и отлаженной системе художественного образования, педагоги творческих факультетов задаются вопросами: Что несут гуманитарные технологии? Возможно ли органичное включение гуманитарных технологий в такую тонкую сферу, как обучение худож-ника-педагога? Не станут ли эти технологии неким «троянским конем», способным разрушить ту методику преподавания дисциплин художественного цикла (живописи, рисунка, скульптуры, композиции, истории искусства) на факультете изобразительного искусства, что складывалась годами и явля-

ется наследием вековой традиции системы обучения в Российской академии художеств? Попытка осмыслить опыт традиционной системы художественного образования и содержание гуманитарных технологий может помочь увидеть возможный путь движения факультета изобразительного искусства в русле инновационной программы.

Факультет изобразительного искусства (ФИИ) РГПУ им. А. И. Герцена имеет долгую историю. Он по праву гордится тем, что стал первым факультетом искусства в России, перешедшим с привычной пятилетней формы обучения «специалитет» на многоуровневую систему «бакалавриат — магистратура». Здесь работают живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры, искусствоведы и методисты — выпускники Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академии художеств), Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. А. Штиглица и нашего факультета, являющиеся членами профессиональных творческих союзов России — художников,

архитекторов, дизайнеров, международной ассоциации искусствоведов.

Кредо факультета изобразительного искусства: служить сохранению и развитию отечественной культуры, искусства и образования, обеспечивая условия становления мыслящей творческой личности. Не каждый выпускник может по окончании обучения стать профессиональным художником, но бакалавры и магистры художественного образования будут компетентными педагогами, знающими и любящими искусство, владеющими современными образовательными технологиями.

Принципы обучения искусству нашего факультета базируются на академической системе образования. Эта позиция педагогов факультета является принципиальной: учить классическому рисунку и живописи на основе наблюдения и изучения натуры с кистью и карандашом в руках, взращивать в будущих художниках-педагогах понимание ценности академической школы. Благодаря этому на международном уровне художественное образование России является узнаваемым и отличается от западного тем, что придерживается традиционной академической модели обучения, в то время как в художественных институтах Европы процветает абстрактное искусство, а классическая школа почти утеряна.

Термин инновационный используется для обозначения таких явлений культуры, которые отсутствовали на предыдущем историческом этапе развития страны, но на последующем появились. Социологи выделяют два основных пути появления инноваций: внутренний — целенаправленное изобретение (например, возникновение металлургии, создание книгопечатания и пр.) и внешний — заимствование и усвоение явлений из других культур. При этом заимствование является наиболее распространенной формой инноваций. Внедряясь извне в культуру страны, инновации проходят три последовательных этапа: первый — этап отбора, в ходе которого не все новшества усваиваются культурой, но только те, которые наиболее соответствуют ей; второй —

этап модификации, в процессе которого нововведения изменяются, принимая приемлемую для данной культуры форму; третий — этап интеграции, когда инновации перестают восприниматься как нечто новое и надежно усваиваются культурой, становясь ее традицией. Исходя из этой логики, можно полагать: то, что сейчас кажется чужеродным, непривычным и пугающим своей новизной, через какое-то время может стать культурной традицией. Конечно, при условии осмысленного отбора и видоизменения новшеств в традициях страны.

Инновационность образовательной программы Герценовского университета состоит и в определении нового направления подготовки выпускников — специалистов в области гуманитарных технологий, и в построении новой системы подготовки на мо-дульно-компетентностной основе, и в обновлении методов, форм и технологий обучения в педагогическом вузе на современной научно-методологической базе, учитывающей и развивающей новейший отечественный и зарубежный опыт.

В современных публикациях и научных дискуссиях понимание термина гуманитарные технологии различно и неоднозначно.

Очевидно, что прилагательное гуманитарный в этом словосочетании происходит от латинского слова ЬптапИа8 — человеческая природа, образованность, духовная культура, и обозначает относящееся к человеку, его личности, к культуре, бытию и сознанию общества. Второе слово — технология — обозначает совокупность специально выбранных методов человеческой деятельности, обусловленных ценностными критериями данной культуры и состоянием науки и имеющих общественный характер.

Следовательно, гуманитарные технологии в идеальном понимании — это методы деятельного взаимодействия в человеческом обществе. Гуманитарные технологии соединяют в себе междисциплинарные знания, накопленные науками о человеческом обществе — философией, историей, этикой, культурологией, правом, социологией, психологией, теорией коммуникации, семиоти-

кой и герменевтикой с прикладными науками и методиками взаимодействия с людьми и управления коллективом. Вспомнив о том, что термин технология происходит от греческого слова techne, которым в античности величали искусство и мастерство, можно сказать, что гуманитарные технологии — это искусство работы с людьми.

Собственно образование — одна из гуманитарных технологий, поскольку и школа, и колледж, и институт обучают выпускника некоторым навыкам работы с людьми. Ведь в какой бы сфере человек ни трудился — науке, производстве, экономике, тем более образовании, политике, судопроизводстве или журналистике — везде он будет находиться в обществе коллег, заказчиков, клиентов, учеников.

Сегодня, в условиях обострившихся во всем мире и в каждом городе проблем взаимопонимания и взаимодействия между живущими, работающими и учащимися рядом людьми разных национальностей, принадлежащими разным культурным и социальным слоям, исповедующими разные религии, от всех специалистов, работающих в социальной сфере — сфере «человек— человек», — требуется владение гуманитарными технологиями. Гуманитарные технологии, согласно концепции инновационной программы, являются важнейшим инструментом гармонизации отношений человека и жизненной среды. Владение гуманитарными технологиями позволяет человеку аналитически воспринимать и интерпретировать большие объемы разнородной информации, креативно мыслить и находить нестандартные решения в решении разнообразных проблем, эффективно осуществлять взаимодействие в разных социальных группах и профессиональных сообществах, что особенно ценится работодателями. Понимая ценность культуры каждого этноса, гуманитарные технологи будут способны укреплять толерантность в многонациональном городе, каковым является Санкт-Петербург, урегулировать социальные конфликты, преодолевать враждебное

отношение к представителям других национальностей и вероисповеданий.

Осознание значимости гуманитарного знания в управлении социальными процессами свидетельствует о повышении роли гуманитариев в современном обществе. Понимая важность освоения и обучения гуманитарным технологиям, следует помнить и о том, что понятие «гуманитарные технологии» имеют другой полюс значений — как технологии манипуляции общественным сознанием, осуществляемое средствами массовых коммуникаций и политическими институтами с хорошо замаскированными целями (см. [3]).

Гуманитарные технологии порождены человеческим обществом, в нем существуют и на него воздействуют. Но возможно ли существование человеческого общества без искусства, могла ли сложиться история человечества без искусства? Над ответом на эти вопросы размышляло не одно поколение ученых, мыслителей, художников. «Занятый производством, борющийся за сохранение своей жизни, почти всегда лишенный самого необходимого, человек неизменно находит время для художественной деятельности, ощущает ее необходимость, — писал Ю. М. Лотман. — Не являясь обязательным ... с точки зрения непосредственных жизненных нужд ... искусство всей свое историей доказывает свою насущную необходимость» [4. С. 14-16].

Зародившись в период становления человечества, искусство уже в его первоначальных формах — сочинении мифов и песен, сложении танцев, изображении сцен охоты на стенах пещер, орнаментальном украшении оружия и бытовой утвари, одежды и самого человеческого тела — играло важнейшую роль, ибо способствовало единению сообщества людей, помогало им осознать их духовную и социальную природу, и совершало очеловечивание человека. Искусство, в отличие от науки, производства и других форм деятельности общества, призванных удовлетворять различные потребности людей, необходимо человечеству как способ целостного воспитания

личности, ее эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к вековой мудрости и накопленному человечеством коллективному опыту, и шире — как путь социализации личности. Обладая мощной силой художественного воздействия на человека, искусство выступает и как средство общения людей, и как способ их просвещения, обогащения знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе системы ценностей, присущих данному сообществу, и как источник эстетического наслаждения, радости и катарсиса.

Идущее от человека к человеку и способное оказывать на личность эмоционально-психологическое и интеллектуальное воздействие, искусство является старейшей гуманитарной технологией. Не напрасно на всех этапах развития человечества искусство всегда привлекало к себе внимание ведущих социальных сил — власти, государства, политических и религиозных институтов, которые справедливо видели в нем мощный инструмент распространения своего влияния на людей. От грандиозных в своем пышном убранстве императорских резиденций — будь то французский Версаль, российский Петергоф или китайский Гугун, где всякий должен почувствовать себя лишь мелкой песчинкой у подножия императорской власти, — до острого политического плаката или телевизионного ролика, призванных пробудить в многотысячной аудитории эмоционально-ассоциативные реакции.

Искусство теснейшим образом вплетено в процесс общественных связей. Давно уже было указано на то, что искусство является особым средством коммуникации между автором и воспринимающими, шире — между творцом и обществом, ранней исторической эпохой и последующей, между одним этносом и другим. Даря возможность постижения внутреннего мира Другого — человека, эпохи, этноса, искусство является универсальным языком общественных коммуникаций. Языком, понятным без перевода людям, говорящим на разных наречиях. Недаром музыку и изобразительное

искусство называют языками международных коммуникаций.

Презентация художниками своих произведений на выставках различного уровня (городских, всероссийских, международных), участие в конкурсах творческих работ, конкурсная и выставочная деятельность являются гуманитарными технологиями.

Педагоги ФИИ, помимо педагогической и научно-методической работы, ведут активную творческую жизнь. Со своими произведениями они участвуют во всероссийских выставках, в городских выставках Союза художников России, общества акварелистов Санкт-Петербурга, многих коллективных вернисажах. С большим успехом проходят их персональные выставки не только в России, но и в Италии, Франции, Германии, Норвегии, Китае. Молодые педагоги до 35 лет, чьи работы отвечают требовательным критериям высокопрофессионального жюри, удостаиваются чести участвовать в таких значимых всероссийских выставках, как «Молодые художники России» в Центральном доме художника в Москве, в конкурсе «От Древней Руси к новой России», проводимом под покровительством Московского патриархата. Наши скульпторы занимают призовые места в престижных конкурсах на разработку памятников «Жене моряка», «Жертвам фашистских концлагерей». Эти вернисажи позволяют познакомить общество с тем, чем живет, о чем мыслит, чем восхищается и о чем печалится каждый автор.

Живописные и графические произведения педагогов факультета изобразительного искусства находятся в собраниях музеев России и различных стран, а скульптурные памятники установлены в Санкт-Петербурге и в других городах мира. Перечисление всех произведений, входящих в музейные коллекции, свидетельствующее об авторитетном признании творчества художников — педагогов Герценовского университета, занимает не одну страницу.

Удивительно добрые книги для детей и юношества, задорно и образно иллюстри-

рованные нашими графиками, издаются большими тиражами в солидных книжных издательствах и находят своих многочисленных читателей-разглядывателей. Авторская иллюстрация, выполненная художником акварелью и тушью, и воспроизведенная в книге для маленького читателя, несет в каждый дом ту притягательную силу подлинного рукотворного искусства, которой, к сожалению, лишены многие современные компьютерные игры и мультипликационные фильмы.

Несомненно, все эти сферы творчества педагогов факультета изобразительного искусства являются гуманитарными технологиями, направленными на сохранение и развитие в современном обществе потребности в прекрасном. Для студентов активная выставочная деятельность педагогов служит ориентиром в выбранной профессии, позволяет понять, что и как может сказать художник своим искусством.

Инновационная образовательная программа создается на основе компетентно-стного подхода, который предполагает построение и образовательной программы, и учебных курсов от результатов обучения. Разрабатывая учебную программу, педагог отчетливо представляет себе, «что будет в состоянии делать студент по завершении курса или модуля» [1. С. 322].

Принято выделять две группы компетенций, которые необходимы современному специалисту для эффективной деятельности. Первую группу составляют профессиональные компетенции. Они позволяют продуктивно работать и решать определенные профессиональные задачи в конкретной сфере предметной деятельности — образование, воспитание, социальная работа. Вторую группу составляют универсальные компетенции. Они дают возможность решать самые разнообразные задачи как в различных сферах общественной и профессиональной деятельности, так и в частной жизни: общаться с людьми разных социальных слоев и концессий; ориентироваться в потоке информации и критически относиться к сведениям, распространяемым

СМИ и рекламой; использовать современные технические средства для рационализации труда; владеть технологиями управления проектами и коллективами; иметь навыки разрешения конфликтных ситуаций. Если становление профессиональных компетенций всегда являлось необходимым условием высшего образования, то современные тенденции развития общества переносят акцент на необходимость формирования универсальных, так называемых «надпрофессиональных» компетенций.

Очевидно, что освоение гуманитарных технологий способствует развитию именно надпрофессиональных компетенций.

В результате освоения бакалаврской образовательной программы «Изобразительное искусство» у выпускника факультета изобразительного искусства формируются такие профессиональные компетенции, как способность к художественному творчеству, владение материалами и технологиями художественной деятельности, владение педагогическими технологиями и методиками преподавания искусства, способность к восприятию и осмыслению произведений изобразительного искусства, владение методологией научно-исследовательской деятельности в области изобразительного искусства.

Возникает справедливый вопрос: каким образом на занятиях рисунком, живописью, скульптурой, композицией педагоги могут способствовать развитию универсальных компетенций? Ведь эти занятия посвящены практической художественной деятельности — рисованию, живописи, лепке с натуры. Это является важнейшим принципом обучения на факультете изобразительного искусства, восходящим к системе преподавания Академии художеств: систематическое изучение натуры на всех дисциплинах художественного цикла служит условием становления профессионального мастерства художника-педагога.

Осмысливая процесс обучения на факультете изобразительного искусства, можно выявить различные формы и приемы развития универсальных компетенций, ко-

торые являются традициями нашего факультета. Приведем лишь несколько примеров. Так, текущая аттестация по дисциплинам «Рисунок», «Живопись», «Скульптура» проходит в форме блиц-выставок учебных работ студентов каждой группы. В ходе просмотра таких выставок несколькими преподавателями отмечаются достоинства и недостатки представленных работ, определяются пути корректировки недочетов. При этом студентам самим предлагается выделить наиболее удачные, по их мнению, работы, в которых решены задачи, поставленные преподавателем перед выполнением данного задания. Будущие педагоги постепенно осваивают и умение «видеть» сильные и слабые стороны своей и чужой работы, и выражать в словесных формулировках то, что они видят и чувствуют. Отрадно восхождение каждого студента от формулировки «надо делать лучше», часто звучащей на первом курсе обучения, до осмысленных конкретных указаний на ошибки и способы их исправления. При этом у студентов развиваются не только навыки самооценки достижений, но и приверженность академическим традициям, культура межличностного общения, умение регулировать конфликты.

Итоговая аттестация проходит в форме групповых выставок учебных работ студентов, выполненных за семестр. На этих выставках студенты демонстрируют не только работы, созданные в учебных аудиториях, но и работы, выполненные самостоятельно — наброски и зарисовки с натуры, копии произведений мастеров изобразительного искусства. Подготовка и организация выставок способствует формированию способности участвовать в совместном принятии решений и брать на себя ответственность, готовности к организационно-управленческой работе в коллективе. Таким образом, у студентов формируются универсальные надпрофессиональные компетенции.

Обновление методов обучения в высшем педагогическом образовании в русле мо-дульно-компетентностного подхода охватывает поиск, адаптацию и внедрение в

практику инновационных педагогических технологий, обладающих гуманитарным потенциалом, ориентирующих личность студентов и позволяющих активизировать их учебную деятельность.

Можно выделить несколько групп педагогических технологий, применение которых поможет решению основных задач в процессе обучения гуманитарным технологиям в социальной сфере.

Первую группу составляют технологии организации эффективного взаимодействия, диалога и мыслительного процесса в группе, позволяющие вырабатывать новые идеи. Благодаря технологиям «мозгового штурма», «групповой дискуссии» и «моде-рации» (см. [5; 7]) деятельность учебной группы направляется в нужном русле с целью достижения эффективного результата при высоком уровне активности каждого участника, при этом работа группы протекает энергично, но планомерно и структурированно.

Во вторую группу объединяются технологии включения студентов в различные виды деятельности — проектной, научноисследовательской, художественной, поисковой. Наибольшую значимость здесь имеют технологии, в процессе которых студент учится решать конкретные профессиональные задачи, творческие или научные проблемы — технологии контекстного обучения, технологии проблемного обучения, технологии кейс-метода, технологии организации ситуационных игр.

Третью группу составляют технологии организации самостоятельной деятельности студентов, направленной на освоение содержания высшего образования — технологии самоконтроля, оценки достижений, самообразовательной деятельности, рефлексивного обучения. В новой системе образования возрастает роль самостоятельности студента в процессе обучения, когда его субъектная позиция, его личностные интересы становятся тем вектором, который позволяет ему выбрать собственный путь учения в процессе «учение через всю жизнь».

В четвертую группу входят технологии работы с различными источниками информации, в которых информация выступает не целью обучения, а средством организации учебной, научной, творческой деятельности — технологии критического мышлении, информационные технологии. Сегодня, когда поток информации многократно увеличивается, необходимы навыки осмысления разнородных сведений и отбора источников, несущих подлинную информацию.

Анализируя опыт педагогов факультета изобразительного искусства, можно увидеть, что многие из них используют интересные педагогические технологии активизации учебной, научной и художественной деятельности студентов. Причем эти технологии являются личностно-ориентированными, развивающими критическое и креативное мышление. Гуманитарный потенциал, заложенный в них, заставляет вслед за известным литературным персонажем воскликнуть: «А мы и не знали, что говорим прозой!»

Старший преподаватель кафедры художественного образования и музейной педагогики Т. П. Чаговец мастерски применяет на семинарских занятиях в Эрмитаже и Русском музее технологию модерации, помогая студентам в ходе групповой дискуссии совершить маленькое открытие, приблизившись к постижению сокрытых в картине смыслов. Какими яркими и запоминающимися на всю жизнь становятся дни сдачи экзамена по истории искусства, построенного на игровых технологиях, когда студенты представляют театрализирован-ные проекты, посвященные искусству конкретного исторического периода. И, наконец, ставшая притчей авторская система балльно-рейтинговой оценки достижений студентов: «Молодец, хорошо сформулировали! Поставлю Вам четверть плюсика за вопросик».

Доцент кафедры живописи Е. С. Гердюк широко использует технологию формирования учебной мотивации, подталкивая студентов к творческому решению учебных заданий по дисциплине «Живопись». Так,

например, он предлагал студентам написать натюрморт, используя некоторые приемы Матисса, Сезанна или Синьяка. Причем это были не жесткая рекомендация работать в манере какого-либо мастера и не задание на реплику по поводу картины художника. Ставилась задача создать изображение натюрморта с соблюдением всех требований учебной работы, но в иной, отличной от привычной манере. Ученики подводились к этому исподволь — и сама гамма или композиция предлагаемого к изображению натюрморта вызывала ассоциации с произведением импрессионистов, и педагог приносил альбом одного из мастеров, который студенты с интересом рассматривали, пытаясь проникнуть в творческий метод художника. Это был своеобразный «художественный кейс-метод»: студентам предлагалась ситуация (не вербальная, как в классических кейс-методах, а образная), требующая нахождения нестандартных путей ее решения.

Доценты кафедры рисунка К. О. Почтенная и А. И. Мажуга применяют технологии развития творческого мышления или, как сейчас принято говорить, технологии «развития креативности». При изучении дисциплины «Композиция в графике» студентам необходимо выполнить пейзаж в технике офорт. Конечно, можно предложить студентам самостоятельно выбрать мотив и, как правило, получить набор подкупающих открыточной красивостью привычных изображений Санкт-Петербурга. Педагоги же советуют студентам нарисовать виды из окон нашего университета. Такое «сужение» мотива изображения побуждает студентов самостоятельно обойти весь архитектурный ансамбль университета и выбрать интересные ракурсы, делает композиционные поиски более напряженными, что проявляется затем в лишенных стандартности офортах.

Каковы возможности формирования компетенций в сфере гуманитарных технологий на факультете изобразительного искусства?

Курс «Композиция книги», входящий в учебные планы разных профилей и предполагающий создание в уникальной графике авторских иллюстраций и выполнение оригинал-макета конкретного литературного текста (например, книги для детей), направлен на осознание будущими художниками-педагогами ценности книги как целостного произведения искусства. Это является особенно актуальным в условиях компьютеризации информационных технологий и лозунгов «книга умерла» и «компьютер вытеснит книгу, как когда-то она заменила глиняные дощечки».

В дисциплинах «Проектирование рекламы» и «Проектирование упаковки», изучаемых студентами, обучающимися по профилю «Дизайн и компьютерная графика», затрагиваются вопросы агрессивности рекламы, гармоничности сочетания шрифта и изображения, «вписывания» рекламы в городскую среду и в интерьер, экологичности упаковки. Понимание студентами этих проблем и поиск путей их разрешения в индивидуальных учебных проектах будет способствовать в будущем, когда выпускники будут работать и как педагоги, и как художники, гармонизации визуального облика окружающей среды.

Дисциплина «Художественное краеведение» позволяет студентам, обучающимся по профилю «Музейная педагогика», увидеть памятники Санкт-Петербурга, его «императорских пригородов» и городов Ленинградской области не как праздным туристам, а как людям, наделенным художественным взором. Умение видеть рукотворную красоту архитектурных и парковых ансамблей поможет будущему педагогу научить этому своих учеников, которые, даже живя в Санкт-Петербурге, столь часто в суетном равнодушии не замечают его великолепия.

Изучая дисциплину «Декоративная композиция в скульптуре» в магистерской программе «Скульптура», студенты осваивают в индивидуальной практической работе весь процесс деятельности скульптора при создании интерьерной и садово-парковой

скульптуры: от зарисовок той среды, где предполагается установить скульптуру, до выполнения эскиза скульптуры в материале и графического проектирования постамента и пространственного расположения скульптуры. Опыт осмысления конкретного пространства, в котором будет существовать скульптура, помогает студентам понять взаимосвязь произведения и окружающей среды. Благодаря этому в дальнейшей творческой и педагогической деятельности они будут находить способы гармоничного согласования произведений и среды и при планировании убранства школьных интерьеров, и при организации выставок творческих работ — учеников и своих собственных — и при создании скульптурных проектов.

Во время традиционных летних выездных пленэрных практик студенты-горожане живут и пишут этюды в Торопце и Выборге, на Соловецких островах, и, ежедневно общаясь с природой, с древними памятниками культуры, с людьми, живущими на земле, постигают особый уклад жизни в гармонии с природой, столь необходимый каждому человеку и художнику в особенности.

Работая над дипломным проектом — будь то серия живописных или графических пейзажей, декоративное панно в технике батик или гобелен, скульптурный рельеф — студент неминуемо задумывается о том, в какой среде будут существовать его произведения — предполагается ли украсить им просторный интерьер общественного здания или камерный холл детского образовательного учреждения. Ведь произведение искусства живет только тогда, когда на него смотрят зрители, когда оно находится в молчаливом, но открытом и искреннем диалоге с человеком.

Нужно ли студентам факультета изобразительного искусства, будущим художни-кам-педагогам овладевать гуманитарными технологиями? Ответ на этот вопрос дает само желание студентов осваивать технологии взаимодействия в многонациональном, многоконфессиональном, многорелигиозном современном обществе.

Следует ли педагогам факультета изобразительного искусства в ходе преподавания творческих дисциплин формировать у студентов навыки гуманитарных технологов, используя для этого современные педагогические технологии? Не отнимут ли эти «разговорные жанры» слишком много столь драгоценного времени от практической художественной деятельности — рисования, живописи, лепки с натуры? Современные педагогические технологии нужны в той мере, в которой они способствуют развитию студента как творческой мыслящей личности. Они позволяют сделать учебный процесс более гибким, образным, запоминающимся тем озарением, которое происходит в процессе диалога и творческой деятельности. Однако обучение искусству имеет свою осо-

бенность — только ежедневный упорный труд позволяет достичь мастерства. И этот труд, это кропотливое познание искусства, прохождение его тернистого пути с кисточкой и карандашом в руке невозможно заменить никакими интерактивными играми и беседами. Искусство требует сосредоточенности. Подвести к новой идее, раскрепостить ученика, помочь ему совершить маленькое открытие, понять что-то внутри своей души помогут гуманитарные образовательные технологии. Но подлинное, глубокое освоение ремесла художника в высшем понимании этого слова, так, чтобы кисть могла выразить движение его души, а произведение вызвало отклик в сердцах зрителей — возможно только путем многолетних тренировок в изображении природы.

Литература

1. Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2005.

2. Валицкая А. П. Гуманитарные технологии и компетентностный подход в контексте инноваций (антропо-философский взгляд) // Вестник Герценовского университета. 2007. № 6 (44). С.29-33.

3. Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Материалы научно-практической конференции СПбГУ. СПб., 2001.

4. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.,

2000.

5. Петров А. В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. СПб., 2005.

6. РавенДж. Компетентность в современном обществе. М., 2000.

7. Эдмюллер А., Томас В. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.