Научная статья на тему 'Проблемы подготовки педагогических кадров по естественнонаучным дисциплинам: концептуальное осмысление'

Проблемы подготовки педагогических кадров по естественнонаучным дисциплинам: концептуальное осмысление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / МОДУЛЬНО-ЭВРИСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / NATURAL SCIENCE EDUCATION / PEDAGOGICAL STAFF / MODULAR-HEURISTIC COMPLEXES / HEURISTIC METHODS OF QUALITIES OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тесленко Валентина Ивановна, Смирнова Нелли Захаровна

В статье рассматриваются пути обновления естественнонаучного образования на основе изменения функционально-структурной организации профессиональной подготовки будущего учителя. Обоснованы подходы к обновлению подготовки педагогических кадров с учетом содержательного, деятельностного и аксеологического аспектов. Проведен анализ модульно-эвристических комплексов, способствующих организации исследовательской деятельности студентов через разработку педагогических проектов для школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тесленко Валентина Ивановна, Смирнова Нелли Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of preparation of pedagogical staff on natural science disciplines: conceptualization

In this article the ways of updating of natural-science education on the basis of the changes of the functional and structural organization of vocational training of a future teacher are considered. The approaches to updating of the preparation of pedagogical staff taking into account substantial, pragmatist and axiological aspects are proved. The analysis of modular and heuristic complexes promoting the organization of research activity of students through the development of pedagogical projects for schools is carried out.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки педагогических кадров по естественнонаучным дисциплинам: концептуальное осмысление»

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ЕСТСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Естественнонаучное образование, педагогические кадры, модульно-эвристические комплексы,

эвристические методы, качества личности.

Развитие современного естествознания идет по пути все более глубокого отражения в его законах и категориях многообразия материального мира. Следовательно, обеспечение информационной функции естественнонаучных знаний требует постоянного обновления их содержания; пересмотра состава знаний в соответствии с уровнем развития научных знаний в области физики, химии, биологии и других наук. Приведение знаний, подлежащих усвоению, в соответствие с уровнем развития наук есть процесс непрерывный и объективный. Как показывает анализ исследований, современное содержание предметов естественнонаучного цикла не обеспечивает раскрытия перед будущими учителями взаимосвязи физических, биологических и химических явлений, общности фундаментальных понятий, законов, теорий, общности методов научных исследований. У будущего учителя не формируется единая естественнонаучная картина мира. Этот серьезнейший недостаток усугубляется в настоящее время еще и тем, что при многоуровневой подготовке у студентов-биологов и химиков не изучается физика, а у студентов-физиков — химия и биология. Обновление естественнонаучного образования — это системное преобразование, требующее исследования путей и средств приведения его содержания в соответствие с современными требованиями с учетом его роли в экологическом воспитании и современном научно-техническом прогрессе общества, ознакомления обучаемых с научными основами современных технологий, опирающихся на достижения естественных наук.

Необходимость обновления диктуется и изменениями, произошедшими в нашей стране, ресурсная недостаточность большинства составляющих жизни (идеологическая, нравственная, физическая, интеллектуальная, сырьевая и т. д.), изменение типа педагогической культуры, стратификация общества, неудовлетворенность общества качеством образования выпускников [Гурьев, 2002].

В связи с этим изменяются и функции педагогических кадров по дисциплинам естественнонаучного цикла. Учитель должен не только обучать учащихся мыслить, самостоятельно искать и находить ответы на поставленные вопросы, опираясь на уже известные знания, добывать новую информацию, но и развивать у них любознательность, творческие способности на основе сформированных знаний и развивать мировоззренческое отношение к каждому научному факту. Возникает актуальная проблема, которая состоит в преодолении противоречия между современным требованием к профессиональной подготовке педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла и существующим его уровнем в современном педагогическом вузе. Следовательно, целью исследования является разработка концепции и программы инновационного профессионального естественнонаучного образования и условий, необходимых для ее реализации в педагогическом университете.

При решении выделенной проблемы объектом исследования является профессиональная подготовка педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла в современном педагогическом вузе, а предметом исследования являются пути, методы и средства приведения содержания профессиональной подготовки учительских кадров по дисциплинам естественнонаучного цикла в соответствие с современными требованиями к ней с учетом запросов общества и государства.

Одной из современных тенденций в конструировании и проектировании учебных предметов естественнонаучного цикла является выделение базисных идей, объединяющих конкретные знания о природе. Такими стержневыми научными идеями являются: соотношение физических, биологических и химических форм движения материи; взаимодействие и преобразование обмена веществ, энергообмена и фундаментальная структура мира (сфера нанотехнологии). Центральное место в человеческом миропонимании занимает взаимоотношение между живой и неживой природой.

Как известно, цель любой науки о природе — объективная истина. Но средства, пути и способы достижения истины у естественных наук могут быть различными. Когда пути этих наук пересекаются, возникающие при этом новые научные направления обогащаются средствами познания той и другой науки. В общеобразовательном аспекте принципиальное значение имеет не только усвоение определенной суммы физических, биологических и химических понятий, но и формирование соответствующего современному уровню развития естественнонаучного мировоззрения. Выделение основополагающих естественнонаучных идей способствует развитию мышления обучаемых, облегчает понимание учебного материала, снимает необходимость запоминания большого объема информации, мало связанного между собой в конкретном содержании. Таким образом, встает комплекс диалектических взаимосвязанных проблем: повышение научного уровня знаний, развитие познавательной и исследовательской самостоятельности студентов, воспитание у них высокой нравственности и культуры поведения.

Поэтому в данной статье основы обновления естественнонаучного образования рассматриваются в содержательном, деятельностном и аксеологическом аспектах.

Обсуждаемые здесь подходы к подготовке педагогических кадров по естественнонаучным дисциплинам в настоящее время разрабатываются и представляют проблему в функционально-структурной организации профессионального обучения будущего учителя. Это очень сложная проблема, в решении которой в настоящее время педагогическим вузам предоставляются большая самостоятельность, инициатива выбора инновационных учебных планов и программ [Концепция и программа..., 2000].

Содержательный аспект обновления, определяемый критериями и принципами отбора информации и структуры предметов естественнонаучного цикла представляет собой разработку единого подхода к формированию общих для предметов естественного цикла фундаментальных понятий и учебно-познавательных умений на основе теории деятельности и принципа преемственности. Характерными чертами этой разделенное™ является то, что преподавание дисциплин естественного цикла не всегда удерживает цель формирования естественнонаучного мировоззрения. Закономерности, изучаемые в каждой отдельной дисциплине, не всегда связываются с мировоззрением, провозгласившим своей целью сохранение и устойчивое развитие общества и окружающей среды.

Устранение этой разделенное™ и создание ситуации, при которой каждому предмету естественного цикла соответствует свое предназначение в процессе и результате естественнонаучного образования — это основа содержательного обновления в подготовке будущего учителя. Например, общий подход к движению материи как изменение ее состояния приводит к тому, что, наряду с механическим и электромагнитным движением, следует рассматривать химическую, биологическую и тому подобные формы движения материи. В то же время, несмотря на многообразие форм движения, качественное различие между ними не позволяет сводить их к чему-то одному: электромагнитную к механической или химическую к биологической.

Все материальные объекты в окружающем нас мире всегда обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии всех элементов материи, благодаря чему они объединяются в системы.

Материальное единство мира проявляется во всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов и явлений в мире, в возможности взаимопревращений форм движущейся материи, во взаимной связи всех структурных уровней материи. Теория и практика межпредметных связей непрерывно развивается, выполняя следующие

функции: координацию учебных дисциплин; системообразование; обеспечение преемственности в обучении; формирование научного мировоззрения [Тесленко и др., 2008].

Понимание связей и отношений между фактами и явлениями в живой и неживой природе, на первый взгляд мало связанными между собой, а нередко и не согласованными во времени их предъявления, облегчается благодаря специальному структурированию учебного материала на основе модульно-эвристических комплексов. Каждый комплекс рассматривается как система на основе следующих принципов: целостности, структурности, иерархичности.

В таких комплексах реализуются не только информационные функции содержания естественнонаучных учебных дисциплин в виде модулей, но и развивающие функции на основе знаний о закономерностях умственного развития студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Обеспечение развивающей функции обучения при использовании комплексов осуществляется на основе эвристических методов. Содержание информации, задаваемое для усвоения, является готовым продуктом чужого опыта, а чтобы его усвоить, необходимо осуществить определенную деятельность. Это присвоение есть процесс личностно значимый и в этом смысле субъективный, но это процесс, осуществляемый по объективным законам организации человеческой деятельности, в которой выделяются цели, мотивы, реализующие потребности студента, а также средства деятельности на основе систематизации научных фактов, структурных форм материи, свойств тел, методов исследования и т. д.

Эвристические методы и приемы разнообразны как по содержанию, так и по функции. Одни описываются в виде правил для поиска смысла информации, развития способностей сравнивать информацию и делать выводы. Другие методы и приемы обеспечивают не столько усвоение информации в их предметном содержании, сколько организацию процесса усвоения (целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки результатов усвоения содержания).

Эвристические методы и приемы следующего типа обеспечивают самоактивность обучаемых, создавая благоприятные условия для индивидуализации обучения.

Следует отметить, что эвристические методы формулируются в виде эвристических предписаний, задающих стратегии и тактики наиболее вероятного направления поиска решения проблемы. Следовательно, эвристические методы — эта система правил и принципов, которые задают наиболее вероятностные правила деятельности для стимулирования интуитивного мышления и генерирования новых идей. К ним относятся: метод эвристических вопросов, метод многомерных матриц, методы инверсии, эмпатии, синектики и другие. Эвристические методы находят широкое применение также в проведении различных по форме учебных занятий: дискуссий, эвристических игр, диалоговых лекций и т. д.

Второй аспект обновления естественнонаучного образования касается усиления деятельностной составляющей, т. е. усиления роли каждого студента в процессе подготовки его творческой самостоятельности в повышении уровня обученности по основным фундаментальным понятиям естественного цикла. Ситуация обновления с учетом этого аспекта требует от преподавателя вуза приоритета информационно-деятельностного и индивидуально-ориентированного подходов в организации уровневого практико-ориентированного обучения будущего учителя для построения индивидуально-образовательного маршрута студента — будущего учителя: «индивид — личность — субъект — субъективная позиция», имеющего формирующий — корректирующий характер:

Базовый уровень Деятельностный (формирование уровень

и развитие —* (формирование

компетенций) и развитие

Исследовательский Творческий

уровень

(саморазвитие

будущего

уровень

(творческое

саморазвитие

будущего

учителя)

профессиональных учителя) компетентно стей)

Координация учебных дисциплин на основе межпредметных связей должна обеспечивать такое расположение учебных предметов в учебном плане, при котором бы достигалось развитие теоретических знаний и интеллектуальных умений. Этому должна способствовать запланированная в модульно-эвристических комплексах исследовательская деятельность, которую студенты осуществляют с учащимися на специальных экспериментальных площадках в средних общеобразовательных учреждениях. Это могут быть исследования: форм движения материи (физическая, биологическая, химическая); свойств вещества, изучаемых химией и биологией; изучение особенностей живого вещества; проектирование физических полей, их видов и основных свойств и т. д. Организационные уровни, обеспечивающие реализацию межпредметных связей, — это разработка инновационных программ, средств, способов, пособий, учебников, позволяющих формировать у будущего учителя систему компетенций для осуществления коммуникативной деятельности в школе.

Студент, выполняя исследования, разрабатывает педагогический проект, который представляет собой систему и структуру собственных действий для реализации конкретной исследовательской задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий. Все это способствует: выявлению готовности студента к проведению исследования по психолого-дидактическим проблемам; сформированное™ умения анализировать педагогический опыт с опорой на современные достижения науки и практики; формированию опыта применения различных приемов, методов научного поиска; обогащению опыта научного объяснения, описания и систематизации инновационных процессов в среде образования, опыта педагогического моделирования и проектирования; овладению основами, методами, этапами проведения и анализа результатов педагогического исследования.

Таким образом, необходимость специальной подготовки к исследовательской деятельности будущего учителя требует пересмотра общей системы подготовки педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла, сохраняя при этом целостность и непрерывность педагогического образования, преемственность базового педагогического образования, образования магистров, аспирантов и докторантов, а также их переподготовку и повышение квалификации. Направленность на научное исследование нацеливает его на поиск наиболее результативных методик и образовательных технологий и научно обоснованное доказательство их эффективности.

Третий аспект представляет собой формирование у студента ценностной составляющей естественнонаучного образования.

Ценностный аспект — формирование у будущего учителя совокупности специфических ценностей коммуникативной деятельности. Эта совокупность представлена цен-ностями-знаниями, которые определяют владение студентами соответствующим понятийным терминологическим аппаратом естественнонаучных учебных предметов; ценностями-качествами, представленными многообразием взаимосвязанных и взаимодополняющих качеств личности будущего учителя.

Еще одной составляющей являются ценности-отношения (коммуникативная составляющая), раскрывающие совокупность отношений студентов и учащихся, внутреннюю позицию каждого по отношению к себе, собственной учебно-познавательной деятельности. Она рассматривается с точки зрения психологического наполнения (умение будущего учителя строить общение), информационного (функционирование у студентов понятийно-терминологического аппарата), функционального (построение коммуникации в ходе учебно-познавательной деятельности с помощью разнообразных форм и методов).

Таким образом, можно выделить последовательность ценностей [Тесленко и др., 2008]:

1) «ценности-знания» — это составляющая рассматривается как информационно-образовательное поле, в рамках которого можно управлять обучением;

2) «ценности — функционирование знаний» — это составляющая расширяет информационно-образовательное поле в пространстве и во времени и помогает формировать естественнонаучное мировоззрение студентов;

3) «ценности — коммуникации знаний» — предполагает вхождение студента в информационно-образовательное пространство и включает его в оценку информации, ее переработки в точке соприкосновения с внутренними и внешними информационными потоками. Данная составляющая рассматривается также и с точки зрения психологического наполнения: умение строить общение, самостоятельно работать с информацией, использовать различные информационные источники и т. д.;

4) «ценности — естественнонаучное мировоззрение» — представляет собой конечный и наивысший результат естественнонаучного образования.

Анализ сегодняшней ситуации подготовки будущего учителя по предметам естественнонаучного цикла показывает, что основной аспект в профессиональной подготовке делается на формирование у студентов ценности знаний и ценности их функционирования. Остальные две группы ценностей являются практически западающими в системе естественнонаучного образования.

Основным результатом должен стать набор обновленных в социальном заказе ценностей на основе дисциплинарной конструкции естественнонаучного образования. Все это требует построения специальной измерительной технологии для эффективной организации тестовой и оценочной деятельности преподавателей и самоконтроля учебной деятельности студентов. Методологической основой создания подобной технологии оценки качества является переход к концепции преподавания дисциплин естественного цикла как содействия развитию студента в аксеологическом аспекте, формирования у них на этой основе естественнонаучного мировоззрения.

Обновление качества естественнонаучной подготовки будущего учителя требует пересмотра методологии и технологии его определения. Качество естественнонаучной подготовки — это социальный критерий состояния и результативности процесса образования, его соответствие сегодняшним потребностям общества.

Во-первых, в соответствии с современной парадигмой педагогического образования и ориентацией педагогических вузов на выбор инновационной системы подготовки студентов важной задачей становится выбор стратегий развития образования и разработки инновационных подходов, методик и технологий.

Во-вторых, на этапе базовой профессиональной подготовки будущего учителя необходимы целостная система инновационных процессов в образовании, владение критериями и методами оценки их эффективности.

В-третьих, необходима специальная подготовка будущего учителя к исследовательской деятельности, формирующей у него способности к научно-исследовательской деятельности, научному осмыслению практики образования и воспитания.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: повышение уровня профессиональной подготовки учительских кадров по дисциплинам естественнонаучного цикла, приведение его в соответствие с требованием современного общества к естественнонаучному образованию возможно при условиях: существенной перестройки организации и содержания профессиональной подготовки в современном педагогическом вузе; раскрытия общности фундаментальных естественнонаучных понятий, законов, теорий и методов исследований; организации экспериментальной базы для исследования и проектной деятельности будущих учителей в средних учебных заведениях.

Библиографический список

1. Гурьев А.И. Межпредметные связи в процессе преподавания физики: монография / Алт. гос. техн. ун-т. Барнаул, 2002. 228 с.

2. Концепция и программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя КГПУ. Красноярск: ГИО КГПУ, 2000. 38 с.

3. Тесленко В.И., Эверт Н.А., Залезная Т.А. Профессиональное становление будущего учителя физики в обновленном педагогическом образовании: монография / Красноярск, гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2008. 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.