Научная статья на тему 'Проблемы подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования'

Проблемы подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / THE CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING / OPEN FORMATION / INFORMATION TECHNOLOGY / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батищев А. В.

В статье анализируются изменения, происходящие в современном образовании, характеризующие формирование системы непрерывного профессионального образования, основанной на принципах открытой образовательной системы и связанные с этим процессом изменения требований к преподавателю. Рассматриваются вопросы подготовки педагогических кадров в вузах для системы непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батищев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PREPARATION OF PEDAGOGICAL SHOTS FOR SYSTEM OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION

In article the changes occurring in modern formation, systems of the continuous vocational education based on principles of open educational system and connected with this process by change of requirements to the teacher characterizing formation are analyzed. Questions of preparation of pedagogical shots in high schools for system of continuous vocational education are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

А.В. БАТИЩЕВ

кандидат экономических наук, доцент, зав.отделом информационной поддержки факультета дистанционного обучения Госуниверситета - УНПК

Е-та11:Ьа11вНсНеь@ов1и.ги Тел. 8 920 8124247

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются изменения, происходящие в современном образовании, характеризующие формирование системы непрерывного профессионального образования, основанной на принципах открытой образовательной системы и связанные с этим процессом изменения требований к преподавателю. Рассматриваются вопросы подготовки педагогических кадров в вузах для системы непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, открытое образование, информационные технологии, преподаватель.

Проблема институционализации новых мировых тенденций в развитии содержания и форм образования обнаружилась в начале 70-х годов XX века [1]. Эти тенденции отразили движение общества к информационному. Одной из новых форм организации образования явилось открытое образование. В области профессионального образования это привело к необходимости формирования системы непрерывного профессионального образования, основанного на принципах открытой образовательной системы, обеспечивающей возможность человеку в соответствии со своими индивидуальными потребностями реализовать свое «образование через всю жизнь».

Принципы открытости в образовании выражаются, как правило, в возможности проявления субъектом своей воли, в познанной необходимости, в независимости, отсутствии каких-либо ограничений и стеснений. В высшем профессиональном образовании это прежде всего - «политика доступности», означающая следующее [2]:

1) свобода в поступлении, например, в вуз (отказ от любых условий и требований для зачисления на обучение; «политика открытых дверей»);

2) свобода в планировании обучения (относительная свобода составления индивидуальной программы обучения путем комбинирования курсов; «индивидуальная образовательная траектория развития личности»);

3) свобода в выборе времени и темпов обучения (прием в течение всего года и отсутствие ограничения сроков обучения или темпа обучения);

4) свобода в выборе места обучения (органи© А.В. Батищев

зация учебного процесса такова, что имеет место выбор того, где, как и с кем обучаться; «точки открытого доступа»);

5) свобода выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям личности, особенно в дальнейшем, когда обучение может перерасти для обучаемого и обучающего в образовательный консалтинг);

6) свобода выбора средств обучения и форм доставки знаний.

Для реализации на корпоративном (университетском, институтском) уровне вышеперечисленных положений требуется разработка новых организационных структур и институциональных форм в области образования. Идея создания такой организационной структуры признается и поддерживается большинством российских специалистов, но к детальному смысловому определению и к формам ее конкретной реализации отношение неоднозначное. В настоящее время существует целый ряд организационных структур (открытые университеты, институты, школы; факультеты, кафедры открытого, дистанционного (дистантного) обучения; институты, факультеты непрерывного образования и т.д.) в той или иной степени реализующих образовательные технологии на принципах открытого образования.

В этой связи необходимым условием успешной работы преподавателя в современной системе непрерывного профессионального образования является, во-первых, повышение перечня основных профессиональных требований (таблица 1), предъ-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

являемых к таким преподавателям, во-вторых, непрерывное повышение его квалификации в соответствии с изменениями в формах, технологиях, средствах и методах обучения.

Таблица 1.

Перечень основных профессиональных требований к преподавателю в системе непрерывного профессионального образования

№ Основные профессиональные требования в системе непрерывного профессионального образования

1 Способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникационными технологиями, интегрированными средствами разработки сетевых курсов и сетевых коммуникаций, мультимедийными технологиями

2 Обладать определенной психологической устойчивостью и работать с виртуальными студентами, когда преподаватель не видит своих студентов практически за все время обучения

3 Уметь работать в условиях распределенного времени

4 Быть внутренне хорошо организованным человеком, способным заранее подготовить все необходимые компоненты сетевого курса, разработать четкий календарь событий в течение курса и всех видов отчетности по учебным заданиям

5 Быть готовым к очень активному обмену информацией со студентами, поскольку без активного диалога и сетевых коммуникаций типа «преподаватель - студент(-ы)» и «студент - студент(-ы)», «студенты - студенты» технологии обучения сводятся лишь к немного модифицированному заочному обучению по переписке («корреспондентское обучение»)

6 Активно стимулировать и поощрять совместную работу студентов при выполнении учебных заданий посредством сетевых технологий

7 Быть готовым достаточно часто изменять или модифицировать содержательные стороны своего учебного сетевого курса

Преподаватель-консультант (тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата. В этом смысле одним из существенных моментов при становлении и развитии корпоративных структур непрерывного профессионального образования (института или факультета непрерывного образования) в вузах является и соответствующая подготовка новых педагогических кадров, способных разрабатывать учебные курсы нового поколения, организовывать и реализовывать учебный процесс на основе современных информационных технологий.

Часто получается так, что на начальном этапе становления корпоративной структуры непрерывного профессионального образования руководство образовательного учреждения, приняв решение об

активных действиях по развитию непрерывного профессионального обучения, стремится, в первую очередь, оснастить все образовательное учреждение современными компьютерами, объединить их в сеть, подключиться к Шете^ поставить современное программное обеспечение, полагая, что при этом учебный процесс развернется как бы сам собой. Однако, не преуменьшая значения вышеперечисленных действий, это - типичная ошибка игнорирования системного подхода. Требуется учитывать все элементы педагогической системы, включая участников образовательного процесса, и прежде всего подготовку преподавателей как в области средств информационных и коммуникационных технологий, так и педагогики современного образования.

При этом отметим, что анализ программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров показывает, что основное внимание до сих пор уделяется подготовке в области средств информационных и коммуникационных технологий, основываясь на ошибочной посылке о том, что знание и умение преподавателя использовать возможности этих технологий автоматически позволит эффективно использовать их в учебном процессе. Преподаватель в современной образовательной системе должен иметь представление:

• в какой системе образования ему предстоит работать (системе открытого образования);

• как готовить учебно-методический материал;

• о новой роли преподавателя, использующего всё богатство дидактических, программнотехнологических, аппаратно-технических и других возможностей системы;

• о правовом статусе преподавателя, и, прежде всего, - о его правах и обязанностях как субъекта образовательного права.

Технология взаимодействия участников процесса в системе непрерывного профессионального образования в первую очередь должна опираться на новейшие информационные технологии, т.е. технологии открытого и дистанционного обучения. Центральным звеном открытого и дистанционного обучения являются средства телекоммуникации. Они используются для обеспечения образовательного процесса: необходимыми учебными и учебнометодическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, обменом управленческой информацией внутри образовательной системы, выходом в международные информационные сети, а также для подключения к образовательному процессу зарубежных пользователей (студентов, преподавателей).

|ПЕДАГОШКАИППИХОЛОГИЯ

Библиографический список

1. Солдаткин В.И. Проблемы модернизации российского образования. Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: Матер. III Всеросс. научн.-практ. конф.-выставки. Омск: Изд-во ОмГУ 2004. С. 3-9.

2. Солдаткин В. И. Проблемы создания образовательной информационной среды открытого образования. Университетское управление. 2001. № 4(19). С. 14-17.

A.V. BATISHCHEV PROBLEMS OF PREPARATION OF PEDAGOGICAL SHOTS FOR SYSTEM OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION

In article the changes occurring in modern formation, systems of the continuous vocational education based on principles of open educational system and connected with this process by change of requirements to the teacher characterizing formation are analyzed. Questions of preparation of pedagogical shots in high schools for system of continuous vocational education are considered.

Key words: the continuous vocational training, open formation, information technology, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.