Научная статья на тему 'Формирование территориальных (региональных) пространств непрерывного профессионального образования'

Формирование территориальных (региональных) пространств непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ (РЕГИОНАЛЬНЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ / REQUIREMENTS FOR THE FORMATION OF TERRITORIAL (REGIONAL) EDUCATIONAL ENVIRONMENTS / AND TERRITORIAL (REGIONAL) EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаров Константин Юрьевич

Система непрерывного профессионального образования должна обладать свойством целостности, входящие в нее элементы входят в многоуровневые развивающиеся подсистемы. Территориальное (региональное) образовательное пространство является одной из таких подсистем. В настоящее время территориальные образовательные пространства динамически развиваются. Необходимо определить систему требований к этим структурам, которая должна соответствовать также изменяющимся и новым задачам в современных условиях получения профессионального образования, а также требования, касающиеся особенностей многоуровневого и вариативного профессионального, педагогического, профессионально-педагогического образования. Анализ общих требований привел к выводу, что они представляют разнородную совокупность, которой трудно сопоставить какуюлибо жесткую модель. Предлагается методологический подход, заключающийся в том, что территориальные (региональные) пространства непрерывного профессионального образования, как и система непрерывного профессионального образования в целом, будет в достаточной мере соответствовать этим требованиям, если будет построена на принципах открытых систем. Современные пространства непрерывного профессионального образования следует рассматривать как экспериментальные области, где специалисты моделируют и апробируют новые формы социально-профессиональных отношений и новые технологии профессионального образования. В этом смысле пространство непрерывного профессионального образования должно представлять собой среду, формирующую социально-профессиональный образ будущего и механизмы его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TERRITORIAL (REGIONAL) EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Continuous vocational education system should possess the integrity of the property. Its constituent elements included in the multi-level subsystems. Fast developing territorial (regional) educational environment should be considered as one of these subsystems. Currently regional educational environment is developing dynamically. It is necessary to define the system requirements for these structures, which should correspond with also changing and modern challenges in present conditions of vocational education, as well as the requirements for a multi-level and variable vocational education as well as teacher training. Analysis of common requirements has led to the conclusion that they are combined into diverse set which is difficult to compare with any rigid model. The methodological approach is proposed, which consists in the fact that the territorial (regional) area of ​​continuing vocational education, as well as the whole system of continuous vocational education, would sufficiently meet these requirements, if it is built on the principles of open systems. Modern environments of continuous vocational education should be regarded as experimental areas where experts model and experimenting with new forms of social and professional relationships and new vocational training techniques. In this sense, the environment of continuous vocational education should be a medium-forming social and professional image of the future and the mechanisms of its formation as well.

Текст научной работы на тему «Формирование территориальных (региональных) пространств непрерывного профессионального образования»

Комаров Константин Юрьевич

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ (РЕГИОНАЛЬНЫХ) ..

УДК 377.014

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ (РЕГИОНАЛЬНЫХ) ПРОСТРАНСТВ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Комаров Константин Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург (Россия) Аннотация. Система непрерывного профессионального образования должна обладать свойством целостности, входящие в нее элементы входят в многоуровневые развивающиеся подсистемы. Территориальное (региональное) образовательное пространство является одной из таких подсистем. В настоящее время территориальные образовательные пространства динамически развиваются. Необходимо определить систему требований к этим структурам, которая должна соответствовать также изменяющимся и новым задачам в современных условиях получения профессионального образования, а также требования, касающиеся особенностей многоуровневого и вариативного профессионального, педагогического, профессионально-педагогического образования. Анализ общих требований привел к выводу, что они представляют разнородную совокупность, которой трудно сопоставить какую- либо жесткую модель. Предлагается методологический подход, заключающийся в том, что территориальные (региональные) пространства непрерывного профессионального образования, как и система непрерывного профессионального образования в целом, будет в достаточной мере соответствовать этим требованиям, если будет построена на принципах открытых систем. Современные пространства непрерывного профессионального образования следует рассматривать как экспериментальные области, где специалисты моделируют и апробируют новые формы социально-профессиональных отношений и новые технологии профессионального образования. В этом смысле пространство непрерывного профессионального образования должно представлять собой среду, формирующую социально-профессиональный образ будущего и механизмы его формирования.

Ключевые слова: образование, непрерывное профессиональное образование, модернизации систем профессионального образования, территориальные (региональные) образовательные пространства, требования к формированию территориальных (региональных) образовательных пространств.

FORMATION OF TERRITORIAL (REGIONAL) EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© 2016

Komarov Konstantin Yurievich, candidate of pedagogical sciences, associate professor Ural State Vocational-pedagogical University, Ekaterinburg (Russia) Abstract. Continuous vocational education system should possess the integrity of the property. Its constituent elements included in the multi-level subsystems. Fast developing territorial (regional) educational environment should be considered as one of these subsystems. Currently regional educational environment is developing dynamically. It is necessary to define the system requirements for these structures, which should correspond with also changing and modern challenges in present conditions of vocational education, as well as the requirements for a multi-level and variable vocational education as well as teacher training. Analysis of common requirements has led to the conclusion that they are combined into diverse set which is difficult to compare with any rigid model. The methodological approach is proposed, which consists in the fact that the territorial (regional) area of continuing vocational education, as well as the whole system of continuous vocational education, would sufficiently meet these requirements, if it is built on the principles of open systems. Modern environments of continuous vocational education should be regarded as experimental areas where experts model and experimenting with new forms of social and professional relationships and new vocational training techniques. In this sense, the environment of continuous vocational education should be a medium-forming social and professional image of the future and the mechanisms of its formation as well.

Keywords: education, continuing professional education, modernization of the vocational education system, and territorial (regional) educational environment, requirements for the formation of territorial (regional) educational environments.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» система непрерывного образования представлена как совокупность обладающих свойством преемственности взаимодействующих между собой государственных образовательных стандартов разных уровней, образовательных программ, органов управления образованием и сети образовательных организаций. Система непрерывного профессионального образования должна обладать свойством целостности. Это означает, что входящие в нее элементы составляют не механическую совокупность, а входят в подсистемы различного уровня. Одной из разновидностей таких подсистем является динамически развивающиеся территориальные (региональные) образовательные пространства [1, 2].

Это логически приводит к изменению отечественной парадигмы системы образования в целом и профессионального образования в частности. Некоторые ключевые особенности современного непрерывного профессионального образования могут быть представлены в виде совокупности требований, которым должна удовлетворять многоуровневая и вариативная система профессионального образования.

Это общие требования к системе образования в целом, которая должна соответствовать новым и изменяющимся задачам и условиям получения образования, а также требования, касающиеся особенностей

многоуровневого и вариативного профессионального, педагогического, профессионально-педагогического образования [3, 4, 5].

Анализ общих требований приводит к выводу, что они представляют собой разнородную общность, с которой сложно соотнести какую- либо жесткую модель. Наиболее адекватный подход заключается в том, что система непрерывного профессионального образования, которая могла бы в достаточной мере соответствовать этим требованиям, может быть построена на принципах открытых систем. По отношению к системе непрерывного профессионального образования эти принципы должны быть интерпретированы особенно тщательно.

Общие требования, которые могут быть предъявлены к системе непрерывного профессионального образования нового типа в связи с пониманием глубинных изменений в социальной, научной, информационной, профессиональной, а также педагогической средах, влияющих на характер этого образования, могут быть сформулированы следующим образом [4, 6, 7]:

- система непрерывного профессионального образования должна «быть приспособленной к вовлечению актуальных новых научных знаний, но при этом сохранить независимость от них, поскольку многие знания отвергаются, не успев найти технологического развития» [4, 6];

- система непрерывного профессионального образования должна быть приспособленной к изменениям с

Комаров Константин Юрьевич ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ (РЕГИОНАЛЬНЫХ) ...

учетом сокращения циклов обновления знаний, умений и навыков;

- система непрерывного профессионального образования должна «обладать свойством интеграции разветвляющихся научных знаний, а в качестве основания для построения программ обучения иметь не только знания, отраженные в теориях, но и так называемые квазинаучные знания, имеющие конкретную явную форму, но зафиксированные в опыте людей, в обыденной практике» [4, 6];

- система непрерывного профессионального образования должна быть приспособленной к современным стратегиям социально-профессиональной жизнедеятельности людей, отличающимся инновационным характером, подразумевающим принятие профессионально значимых решений в условиях неопределенности;

- система непрерывного профессионального образования должна быть ориентирована на уточнение картины мира обучающимися через образование. В отличие от прежнего облика обучающей организации как организации, передающей знания, современное учреждение непрерывного профессионального образования должно стать источником создания новых знаний;

- должна формироваться такая профессионально-образовательная среда, которая бы способствовала, упорядочивала и целенаправленно управляла всеми теми коммуникационными каналами, по которым идет распространение как научного, так и квазинаучного знания;

- технологически система непрерывного профессионального образования должна быть способна к опережению в области создания научных и в меньшей степени квазинаучных знаний, к решению задачи применения знаний и информации к генерированию знаний. От непрерывного профессионального образования ожидается построение процесса, в центре которого находятся не некоторые научные знания и сведения, а инструментарий генерирования новых знаний и сущностей;

- современную систему непрерывного профессионального образования следует рассматривать как экспериментальную область, где специалисты моделируют и опробуют новые формы социально-профессиональных отношений и новые профессионально-ориентированные технологии. В этом смысле система непрерывного профессионального образования должна представлять собой реальную среду, формирующую социально-профессиональный образ будущего и механизмы его достижения; при этом она должна оставаться адекватной тенденциям общественно-исторического развития, способствовать приданию социально- профессиональному развитию гуманистического направления;

- особенно важно в современных условиях то, что система непрерывного профессионального образования должна содержать инновационные механизмы, основанные не на экстенсивном включении в профессионально-образовательный процесс новых дисциплин, связанных, например, с информационными технологиями, а на порождении и обновлении самих образовательных моделей различных уровней непрерывного профессионального образования .

Кроме перечисленного выше система непрерывного профессионального образования обладает рядом специфических характеристик, обусловленных особенностями этого социально-профессионального феномена, предназначенного и для образования взрослых [4, 5].

Создание системы непрерывного профессионального образования взрослых направлено на разрешение ряда противоречий, сложившихся в сфере профессионального образования :

- противоречие между общественными потребностями и запросами, с одной стороны, и качеством (содержанием) непрерывного профессионального образования с другой. «Оно существует в виде рассогласования потребностей в кадрах в условиях современной рыночной экономики и традиционной ориентации образования; духовных и культурных потребностей личностей и

уровня или направленности образования; потребностей в кадрах, удовлетворяющих интересы региона, и высоким креативным потенциалом подрастающего поколения [8, 9];

- между декларируемым равенством возможностей получения непрерывного профессионального образования и реальной его доступностью для различных групп населения; возможностью открытого дистанционного образования и стремлением жителей различных регионов получить образование, соответствующее современным вызовам, и практической невозможностью выбрать для обучения учебное заведение непрерывного профессионального образования , подходящее им по запросам, стоимости и территориальному расположению» [4, 10, 11];

- между функционально-территориальной и организационной структурами системы непрерывного профессионального образования ;

- противоречие между функционально-территориальными и организационными структурами системы непрерывного профессионального образования вместе взятыми и реальными потребностями регионов.

В качестве обучающихся как потенциальных пользователей образовательных услуг системы непрерывного профессионального образования рассматриваются различные субъекты [4, 12, 13, 14]:

- традиционные категории абитуриентов непрерывного профессионального образования - выпускники общеобразовательных школ, учреждений профподготовки, систем СПО и вузов;

- лица, собирающиеся сменить род профессиональной деятельности по различным обстоятельствам;

- преподаватели и консультанты, участвующие в процессах профессиональной подготовки и повышения квалификации в специализированных учебных центрах и на предприятиях.

Анализ потребностей этих и других потенциальных потребителей образовательных услуг, а также условий деятельности предприятий в России позволяет сформулировать ряд общих требований к обобщенному облику системы непрерывного профессионального образования [4, 15, 16, 17]:

Обеспечивать процесс получения профессионального образования, затем непрерывной и интенсивной профессиональной подготовки и переподготовки и развития всех членов общества. «Образование через всю жизнь» должно быть ключевым принципом организации системы [4, 8, 12,18].

Формировать и способствовать формированию традиционных и виртуальных образовательных учреждений непрерывного профессионального образования . Перед системой образования встает задача расширения сферы влияния за пределы «аудиторий».

В практическом плане - воплощать собою компетент-ностный подход к непрерывному профессиональному образованию и профессиональной подготовке взрослых. Это означает, что необходимо определить в качестве цели непрерывного профессионального образования овладение знаниями и умениями, требующимися для эффективного выполнения профессиональных функций на рабочем месте.

Быть способной удовлетворять разнородные потребности субъектов современного производства и общества. Речь идет о следующих потребностях:

- в получении и развитии комплекса знаний и умений, определяющих успешность профессиональной деятельности;

- связанных с перспективами своей профессиональной деятельности;

- социально-экономических потребностях регионов;

- социальных потребностях в информатизации профессиональной деятельности.

Позволять совмещать непрерывное профессиональное образование и профессиональную подготовку с основной деятельностью, обучаться без изменения рабо-

Комаров Константин Юрьевич педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ (РЕГИОНАЛЬНЫХ) ... науки

чего режима.

Обладать гибкостью - предоставлять возможность индивидуально выбирать темп и маршрут профессионального обучения.

Обладать свойством автономности, т. е. предоставлять возможность обучаться в любой момент и в любом месте, исключая многочасовое присутствие в классах.

Обладать свойством практичности. Здесь подразумевается возможность решения индивидами своих рабочих проблем в процессе обучения.

Обладать свойством реальной эффективности. То есть по завершении обучения каждый должен получить значимые результаты, реализовать собственные цели.

Обладать свойством результативности. Имеется в виду получение максимальных результатов при возможно минимальных затратах финансовых и временных ресурсов.

Обладать свойством экономичности, т. е. предоставлять возможность непрерывного профессионального образования в условиях ограничения финансовых ресурсов, обеспечивать доступ к обучению широкому кругу потребителей образовательных услуг.

Удерживать в своем составе и развивать деловую среду, т. е. предоставлять возможность приобретения деловых связей и налаживания деловых контактов.

Создавать психологически комфортную среду: обучение должно способствовать снятию стрессов, а не усугублять их.

Быть встроенной в систему профессиональной деятельности обучающихся, основываться на их индивидуальном опыте.

Создавать особенное коммуникативное пространство, позволяющее реализоваться разнообразным формам общения как между преподавателем-тьютором и обучающимися, так и внутри учебно-профессиональных групп. Другими словами, среда должна открывать каналы коммуникации.

Обеспечивать в соответствии с выгодами потребителя высокое разнообразие образовательных услуг, приближающееся к профессиональным услугам при одновременном обеспечении эффективности процесса.

От системы непрерывного профессионального образования , построенной с учетом всех вышеперечисленных требований, возможно ожидать следующего:

- участия в социальных процессах;

- создания поддерживающей среды;

- обеспечения возможности развития карьеры в условиях ограниченности вертикального роста;

- обеспечения возможности профессиональной мобильности в условиях развития и смены технологий;

- обеспечения возможности достойного присутствия на рынках труда, в том числе глобальном;

- обеспечения конвертируемости в условиях транснациональной глобализации;

- создания условий для функционирования и развития предприятий, имеющих преимущественно сетевую природу;

- участия в непрерывном наращивании человеческого капитала предприятий;

- повышения общего благосостояния при сокращении разрыва между различными слоями населения;

- обеспечения условий по предотвращению общественных кризисов, вызванных техногенной цивилизацией.

«Таким образом, основной целью создания системы непрерывного профессионального образования является становление образовательной среды, способной к формированию и предоставлению особенной образовательной услуги и механизма ее осуществления для различных категорий населения России» [4, 16, 17, 18, 19].

Эта услуга отличается от подобных услуг, так как обладает рядом преимуществ:

- принципиальная ориентация на использование развитых информационных технологий обучения;

- дистанционный облик образовательного процесса;

- ориентация на удовлетворение образовательных потребностей в актуальных областях жизни современного общества;

- открытый характер среды, где осуществляются образование и профессиональная подготовка.

В рамках деятельностного подхода основной целью создания системы непрерывного профессионального образования является построение управляемого результативного и эффективного процесса профессионального образования [18, 19, 20] . При этом «эффективность процесса означает предоставление образовательных услуг, необходимых различным категориям обучающихся» [4, 6], с максимальным использованием возможностей, обеспечиваемых свойствами всех форм получения непрерывного профессионального образования , включая дистанционную. Результативность процесса образования означает достижение целей образования при минимальном количестве ресурсов.

Удовлетворение данных требований в настоящее время реально на основе использования возможностей дистанционного непрерывного профессионального образования . Это создает объективные предпосылки к формированию единой информационной научно-образовательной среды непрерывного профессионального образования с учетом принципов построения системы дистанционного непрерывного профессионального образования .

Логичным представляется «воплощение в такой системе ряда новых и обновленных принципов организации профессионального образования как целостности.

Непрерывное образование - образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможность реализации собственной программы. Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Целью непрерывного образования является становление и развитие человека как в периоды его физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в период старения, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.

При этом понимание развития как непрерывного процесса соединяется с принципом развивающегося обучения, с ориентацией образовательно-воспитательной деятельности не только на познание, но и на преобразование действительности. Этим обусловлен переход от информационного к продуктивному учению, от школы памяти к школе мысли, чувства и активного социального действия.

Непрерывное образование, будучи педагогической системой, создается как целостная совокупность педагогических технологий, средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, повышения профессиональной и социальной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, выработки эстетического отношения к действительности в условиях перехода к рынку.

Непрерывное образование как система образования в Российской Федерации складывается как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, а также органов управления образованием» [4, 6].

Российская система непрерывного образования должна стать органичным компонентом мировой образовательной системы.

Непрерывное образование имеет ряд особенностей. К числу основных признаков относятся следующие:

формальный - увеличение временной протяженности образовательного процесса, распространение учебной АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

Комаров Константин Юрьевич

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ (РЕГИОНАЛЬНЫХ) ...

деятельности на период взрослой жизни человека;

- содержательный - целостность пожизненного образования;

- сущностный - ориентация на поступательное обогащение творческого потенциала личности.

В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция человека, общества, общественного производства обусловливала относительное постоянство структуры и содержания образования. Имел место тип «конечного» образования, при котором полученные человеком знания и умения сохраняли свою ценность на протяжении всей его жизни - «образование на всю жизнь».

Сегодня многие страны мира ищут и реализуют свои модели непрерывного профессионального образования [20, 21] . «В развитых странах резко выросла сеть учебных заведений всех типов, а число взрослых, обучающихся в различных сферах образования, превысило число школьников и студентов» [4, 16, 17, 18, 19]. Актуальна проблема непрерывного образования и в Российской Федерации. Само понятие непрерывности в образовательном пространстве следует соотнести:

- «к личности. В этом случае оно означает, что человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов, причем либо обучается в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием;

- к образовательным процессам (образовательным программам). Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому;

- к организационной структуре образования. Непрерывность в данном случае характеризует номенклатуру образовательных учреждений и их взаимосвязь, создающую пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, которые способны удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и у каждого человека»

[4, 20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, процесс профессионального образования в территориальных (региональных) образовательных пространствах должен обеспечивает возможность многомерного личностного развития в образовательном пространстве, а также создания условий для такого развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Многоуровневые вариативные модели формирования территориального (регионального) образовательного пространства / Г. М. Романцев [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. 176 с.

2. Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. Москва: Эвгес, 2004. 120 с.

3. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. Москва: Смысл, 2001. 365 с.

4. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование / С. А. Щенников. Москва: Наука, 2002. 527 с.

5. Комаров К. Ю. Методологические основы разработки инновационной модели территориального образовательного пространства / К. Ю. Комаров // Образование и наука. 2012. № 5. С. 37-50.

6. Новиков А. М. Регионализация профессионального образования: управление системой профессионального образования / А. М. Новиков [и др.]. Москва: Университетская книга, 2006. 176 с.

7. Регионализация профессионального образования: управление региональной системой профессионального образования: руководство: в 2 частях / А. М. Новиков

[и др.]. Москва: Изд-во НФПК, 2006. Ч. 1: Научно-методические рекомендации для работников региональных органов управления образованием. 146 с.

8. Чапаев Н. К. Основные позиции интегративно-це-лостного подхода / Н. К. Чапаев // Образование и наука. 1999. № 2 (2). С. 134-142.

9. Романов В. А. Содержание образования как компонент единого образовательного пространства / В. А. Романов // Kluczowe aspekty naukowej dzialalnoscl: materialy IX Miedzynarodowej naukowi-prakty- cznej konferencji [7-15 января 2014 г.]. Przemys, 2014. Vol. 7: Psycholo- gia i sochjologia. Pedagogiczne nauki. S. 64-67.

10. Романцев Г. М. Центр высшего педагогического образования - новая форма институциональной трансформации / Г. М. Романцев // Образование: цели и перспективы. 2010. № 10. С. 20-23.

11. Федоров В. А. Методологические основы дистанционного профессионально-педагогического образования / В. А. Федоров, К. Ю. Комаров // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинже- нерный университет им. В. П. Горячкина». 2006. Вып. 2 (17). С. 212-220.

12. Федоров В. А. Методологические подходы к разработке организационно-педагогических основ управления развитием профессионально-педагогического образования / В. А. Федоров // Образование и наука. 1999. №

1. С. 52-69.

13. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы) / А. М. Новиков. Москва: АПО, 1998. 132 с.

14. Романцев Г. М. Через традиции и инновации - к профессионализму / Г. М. Романцев // Регионы России. Национальные приоритеты. 2009. № 5. С. 70-71.

15. Федоров В. А. Оценка педагогической деятельности как подсистема модели управления качеством образования / В. А. Федоров, Г. М. Романцев // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: материалы 5-й Международной научно-методической конференции: в 2 томах / под общ. ред. А. С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2003. Т.

2. С. 148-152.

16. Федоров В. А. Теоретические аспекты непрерывного профессионально-педагогического образования / В. А. Федоров // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 2000. № 2 (4). С. 60-71.

17. Кубрушко П. Ф. Педагогическая инноватика: теория и практика: учебно-практическое пособие / П. Ф. Кубрушко, Л. И. Назарова; Департамент кадровой политики и образования М-ва сел. хоз-ва и продовольствия Рос. Федерации. Москва: Изд-во Моск. гос. агроинж. унта им. В. П. Горячкина, 2001. 40 с.

18. Комаров К. Ю. Феноменология территориального образовательного пространства / К. Ю. Комаров // Педагогическое образование в России. 2008. № 1. С. 20-24.

19. Комаров К. Ю. Образовательный портал: методология проектирования и управление знаниями / К. Ю. Комаров // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2002. № 1 (30). С. 122-128.

20. Куликова Е. А. Образовательный процесс в современных условиях развития информационных систем / Е. А. Куликова, К. Ю. Комаров // Частные вопросы образовательных технологий: сборник научно-методических материалов. Вып. 3. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. унта путей сообщ., 2004. С. 9-14.

21. Komarov K. Distributed Learning Environment: Aspects of Technology and Didactics / K. Komarov // The Journal for the integrated study of artificial intelligence cognitive science and applied epistemology. Learning and Education. 2001. Vol. 18, № 1-2. P. 29-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.