4. Дерябо С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. М.: РАО; Психол. ин-т. 1997. 214 с.
5. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 476 с.
6. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 68 с.
7. Кобылянский В. А. Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества. Новосибирск: РИФ, 2004. 318 с.
8. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 1988. 237 с.
9. Николина В. В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 47 с.
10. Роговая О. Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008. 398 с.
REFERENCES
1. Andreeva N. D. Sistema ekologo-pedagogicheskogo obrazovanija studentov-biologov v peda-gogicheskom vuze: Dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2000. 326 s.
2. Artemenko N. M. Priroda i esteticheskoe vospitanie shkol'nikov. M.: Prosveshchenie, 1978. 72 s.
3. Girusov Je. V Ekologicheskaja kul'tura / Kul'tura: teorii i problemy: Ucheb. posobie dlja studentov i aspirantov gumanit.spec. M., 1995. S. 239-254.
4. Derjabo S. D. Uchitelju o diagnostike effektivnosti obrazovatel'noj sredy. M.: RAO; Psihol. in-t, 1997.
214 s.
5. Derjabo S. D. Ekologicheskaja pedagogika i psihologija. Rostov-n/D: Feniks, 1996. 476 s.
6. KaganM. S. Filosofskaja teorija tsennosti. SPb.: Petropolis, 1997. 68 s.
7. Kobyljanskij V A. Filosofija sotsiojekologii: problemy obshchej teorii vzaimodejstvija prirody i ob-shchestva. Novosibirsk: RIF, 2004. 318 s.
8. Lihachev D. S. Pis'ma o dobrom i prekrasnom. M., 1988. 237 s.
9. Nikolina V V. Teoreticheskie osnovy formirovanija emocional'ntscennostnogo otnoshenija uchash-chihsja k prirode v processe obuchenija geografii: Avtoref. dis. .d-ra ped. nauk. SPb., 1999. 47 s.
10. Rogovaja O. G Stanovlenie ekologo-pedagogicheskoj kompetentnosti specialista v oblasti obra-zovanija: Dis. . d-ra ped. nauk. SPb., 2008. 398 s.
Чэнь Го
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПО МУЗЫКАЛЬНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В УНИВЕРСИТЕТАХ КНР
Статья освещает направления, по которым должны разрабатываться учебные планы для магистратуры по музыкальным специальностям в педагогических вузах Китая. В ней анализируются вопросы развития у магистрантов педагогических и исследовательских способностей, умения понимать и оценивать музыку, владеть исполнительскими навыками.
Ключевые слова: высшее образование в КНР, магистрант, педагогические дисциплины, методические приемы, научно-исследовательская подготовка, восприятие музыки, исполнение музыки, комплекс компетенций.
Chen Guo
Master’s Degree Programmes in the Area of Musical Education in the Universities of China
The paper addresses the aspects that should be considered when designing courses for graduate students majoring in music in normal universities of China. The graduate students are
to acquire teaching skills, research skills, skills in interpreting and evaluating music, as well as performing skills.
Keywords: higher education in China, graduate student, courses in pedagogy, methodological approaches, training in research, perception of music, performing music, acquired competences.
В условиях активного совершенствования магистерского образования в КНР проблема этого образования становится одной из ключевых для высшей школы. Она постоянно возникает и на факультетах музыки, в чем не последнюю роль играет развитие музыкознания. По данным статистики от 2009 года, по всей стране насчитывается 69 вузов, где есть магистратура по музыкальным специальностям. Среди них — 15 консерваторий, один исследовательский институт, 27 педагогических вузов, 24 университета. На данный момент становление магистратуры по музыкальным специальностям связано с целым рядом проблем, обусловленных комплексом компетенций, которыми должен владеть магистрант. Их анализу посвящена настоящая статья.
1. Педагогическая подготовка. Магистранты консерваторий коренным образом отличаются от магистрантов по музыкальным специальностям из вузов других типов, особенно педагогических. Если не учитывать их педагогическую подготовку, то они явно проигрывают в сравнении с магистрантами консерваторий по уровню музыкальной подготовки. Консерватория нацелена на воспитание профессиональных му-зыкантов-исполнителей, музыковедов и композиторов, педагогические вузы делают упор на подготовку музыкантов-педагогов. Поэтому необходимо усилить обучение магистрантов этих специальностей педагогическим навыкам.
Исходя из учебных планов для магистратуры в различных педагогических вузах Китая, мы видим, что в них исключительно мал удельный вес дисциплин педагогической направленности. Так, в планах педвузов провинций Шаньдун и Хунань только в последнем вузе есть педагогические пред-
меты, а в шаньдунском институте их крайне мало, что, несомненно, сказывается на уровне педагогической подготовки. Несомненно, исполнительское искусство, теория и история музыки крайне важны для будущего преподавателя, но еще более значимо для него освоение педагогической науки и овладение педагогическими приемами. «Работник образования в сфере различных видов искусства в первую очередь — педагог и только потом — художник», справедливо отмечено в докладе Го Шэнцзяня [2, с. 138]*. Только усвоив прогрессивные педагогические методы и приемы, можно передать свои знания и умения другому. Особенно это актуально для развития творческого потенциала студентов благодаря музыке. Нужно знать, какими методами можно активизировать воображение, усилить творческий подход, следовательно, владеть методикой реализации этих задач. Для достижения таких высоких требований магистранты музыкальных специальностей должны быть высококвалифицированными, многосторонне развитыми специалистами. Владение эффективными педагогическими приемами должно быть одной из составляющих этой многосторонности.
2. Научно-исследовательская подготовка. Нельзя не согласиться с Ли Джань-сюйем, что «обучение в магистратуре строится на базе специальных знаний и навыков с большим упором на развитие исследовательских способностей, творческого подхода студентов к изучаемым проблемам. В результате этого выпускник становится широко востребован обществом, так как он способен создавать новые ценности для социума и науки. Поэтому в процессе обучения студенты должны не только уметь решать стандартные проблемы, но и благодаря по-
исковым и исследовательским навыкам находить ответы на вопросы, требующие творческого подхода» [5, с. 64].
Магистранты музыкальных специальностей педвузов отличаются от магистрантов научных специальностей. Как свидетельствуют Бао Шуймэй и Гао Цзе, «цель подготовки магистрантов естественнонаучного профиля основана на накоплении базовых знаний и постепенной специализации, целью подготовки в большей степени является углубление и применение полученных знаний» [1, с. 139]. Сказанное, несомненно, относится и к подготовке музыкантов-
педагогов. Такое обучение предполагает многочисленные научные мероприятия, направленные на приобретение научно-
исследовательских компетенций. Подготовка магистрантов отличается от базовой вузовской (бакалаврской) тем, что в ней «воспитываются исследовательские навыки,
главным становится исследовательский аспект» [1, с. 142]. В этом — одно из принципиальных отличий магистерского образования от бакалаврского. Обучение в магистратуре в качестве основной черты включает исследовательскую составляющую, «оно отличается от предыдущей ступени тем, что в нем очень важно участие в научных и исследовательских мероприятиях, магистранты проводят работу по специальным темам и направлениям...» [7, с. 64]. В КНР прием студентов в высшие учебные заведения проводится через систему общегосударственных экзаменов. Адаптация к этой системе делает студентов настоящими экспертами по сдаче экзаменов, но далеко не всегда они сильны в исследованиях.
Помимо этого, педагог в области музыки
— это будущая деятельность тех, кто обучается в магистратуре по музыке. Выдающийся педагог-музыкант высокого класса, помимо знаний в области теории музыки, исполнительства, композиции и т. д., также должен владеть методикой и навыками исследователя. Использование исследовательских инноваций интенсифицирует образо-
вательный процесс, так как привносит в него новые идеи.
Должно быть правильное понимание, что значат термины исследование и инновационность. «Что касается преподавателя музыки, занятого практической педагогической работой, то нельзя узко понимать его исследовательскую деятельность, нельзя считать, что сюда входят только подготовка плана занятий, написание статей. При наличии большого опыта он силен в суммировании результатов, в обнаружении новых вопросов, решение которых он ищет в процессе преподавания. Это — хороший путь исследователя. В этой связи воспитание исследовательских способностей и изучение методов передачи знаний одинаково важно» [2, с. 130].
В учебный план Шаньдунского педагогического университета включены только такие дисциплины, как «Изучение музыкальных материалов», «Консультации по написанию специальных статей», в которых присутствует исследовательский компонент. Можно наблюдать целый ряд дисциплин, в которых присутствуют исследовательские задачи, в учебном плане Хунаньского педагогического университета. В частности, на композиторской** специальности есть «Теория традиционной гармонии и методы исследования соответствующих материалов», «Исследование гармонии современных народов», на вокальной специальности
— курс «Исследование теории вокала». Однако не на всех специальностях есть подобные дисциплины исследовательского профиля.
3. Слуховая и критико-аналитическая подготовка. Музыка как вид искусства, воспринимаемого на слух, обусловлена сосуществованием, как минимум, двух процессов. Ими обусловлено становление ее содержания: 1) поток звуков, формирующихся в интонацию, что придает музыке, согласно известной теории интонации Б. В. Асафьева, содержательность; 2) восприятие звуков музыки как осмысленный процесс, направ-
ленный на постижение ее содержания. Для магистрантов по музыкальным специальностям музыкальная подготовка нацелена, в первую очередь, на воспитание слуха, что ведет, в конечном счете, к развитию навыков понимания и оценки музыкального произведения. Чтобы добиться этого, сначала надо овладеть умением слышать музыку, исполнять ее вокально или на инструменте, уметь ее записать. В результате навыков восприятия вырабатывается эмоциональная реакция на музыку, а с накоплением опыта исполнения и записи появляется способность давать музыке объективную, всестороннюю оценку. Последнее свидетельствует о достаточно высоком уровне профессиональной подготовки будущего преподавателя музыки.
Одним из условий развития этого навыка является острота внутреннего слуха — «внутрислуховых представлений»> (Б. М. Теплов) и музыкальность. Американский музыкант Б. Реймер определял это как эстетическое восприятие музыки. Уже при первом прослушивании человек очень чувствителен к музыке, во время ее восприятия у него возникает «чувство одухотворенности и утонченной чувствительности» [3, с. 62]. На основании опыта восприятия музыки можно различать особенности ее языка и стиля, вырабатывая их собственное понимание. Но подобное понимание музыки не возникает в одночасье, оно «складывается на основе большого опыта эмоционального восприятия. Это отчетливо видно на примере музыкального чувства и понимания принадлежности музыки к той или иной культуре. В результате можно научиться на основе своей модели восприятия понимать музыкальные произведения разных культур и вырабатывать по отношению к ним соответствующую реакцию, при этом не терять свежесть и остроту художественного восприятия. “Внутреннее ухо” вырабатывается на основе частого прослушивания произведений, которые сам анализируешь и играешь» [9, с. 9].
Второе условие — это способность понимать музыку. Известный китайский музыкант профессор Ян Яньди полагает, что понимание включает аспект «знания» и «разумения». То есть понимание связано с аналитическим актом. «В музыковедении как науке об абстрактом виде искусства понимание музыки означает умение определять ценность и неповторимость того или иного произведения» [10, с. 5]. Способность к пониманию основывается на базе умения разбираться в музыке, то есть относительно объективно оценивать и анализировать музыку. Как свидетельствует тот же автор, это
— «умение распознать стиль разных эпох, стран и жанров, одновременно тонко оценивать выражение индивидуальных черт в каждом конкретном исполнении того или иного произведения. Разница между высоким и низким уровнем становится все более очевидной для оценивающего, постепенно его вкусы и кругозор становятся все более широкими. По мере повышения способности эстетического восприятия музыки увеличивается запас знаний, познания постепенно прочно сливаются с процессом восприятия музыки» [10, с. 8].
Умение понимать и оценивать музыку требует длительной тренировки под правильным руководством. Сегодня это одна из животрепещущих задач в подготовке маги-странтов-музыкантов. На данный момент у многих студентов навыки понимания, анализа и оценки музыки развиты недостаточно.
4. Исполнительская подготовка. «Исполнение музыки — это творческая художественная деятельность, исходящая из самой сути музыки» [8, с. 242]. С одной стороны, исполнитель-музыкант стремится к тому, чтобы через понимание нотного текста полно и верно понять замысел композитора и суть его музыки. При этом содержательная сторона музыки воплощается через посредство исполнительской техники. С другой стороны, исполнитель должен передать свое собственное понимание произведения, то есть придать ему индивидуальные черты.
Так, известный английский дирижер Г. Вуд говорил, что запись музыки — «это мертвые знаки, обретает она жизнь только в исполнении» [6, с. 251].
Базисом для подготовки музыканта-исполнителя является доскональное знание и понимание произведения, строгое следование его стилю и идее. На этой основе в исполнении музыкант выражает свое личное отношение к произведению, привносит в него новые мысли и эмоции. На основе оригинала нужно создать свою интерпретацию. Подобное «порождение смысла происходит через соприкосновение человека с миром, а сам мир получает свое разъяснение только через призму человеческого восприятия» [4, с. 15]. При этом нельзя забывать, что «исполнительская техника — это гарант и средство превращения внутреннего замысла в его внешнее воплощение. Вы-
дающаяся техника и совершенное воплощение — это две взаимозависимые стороны процесса исполнения музыки» [8, с. 254]. Поэтому овладение техническими навыками во имя художественно значимого исполнения является важной частью подготовки магистранта-музыканта.
Итак, в заключение необходимо подчеркнуть, что образование магистранта — процесс многосторонний, включающий, как минимум, четыре составляющих: педагогическую подготовку, научно-исследовательскую подготовку, слуховую и критико-аналитическую подготовку, исполнительскую подготовку. В результате магистрант овладевает взаимосвязанными и дополняющими друг друга компетенциями, необходимыми высокопрофессиональному, творчески мыслящему педагогу-музыканту, востребованному нашим временем.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Вся литература с китайского языка переведена автором статьи — Чэнь Го.
** На отдельных музыкально-педагогических факультетах в университетах КНР обучение ведется по разным специальностям. Эти факультеты готовят педагогов-музыкантов не для общего музыкального образования, а для воспитания специалистов определенных музыкантских профессий. К таким учебным заведениям относится Хунаньский педагогический университет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бао Шуймэй, Гао Цзе. Суть обучения в магистратуре через сравнение проектов по подготовке бакалавров и магистров // Исследование высшего образования. Пекин, 2006. № 1. 156 с.
2. Го Шэнцзянь. Доклад об изучении американской системы музыкального образования. Чанша: Изд-во Хунаньского педагогического университета, 2008. 376 с.
3. Дань На. Философия искусства. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1963. 288 с.
4. Дуфрэн. Эстетика и философия. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1985. 375 с.
5. Ли Чжаньсю. Рассуждения о тенденции упрощения образования магистрантов до уровня базового образования // Народная музыка. Пекин, 2006. № 8. 169 с.
6. Лю Чжицян, Хань Мэй. Известные высказывания великих музыкантов. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1989. 324 с.
7. Сюэ Тяньсян. Педагогика магистерского образования. Гуйлинь: Изд-во педагогического университета Гуанси, 2001. 275 с.
8. Цао Ли, Хэ Гу. Обучение музыке и психология учебного процесса. Шанхай: Шанхайское художественное издательство, 2000. 348 с.
9. Ян Яньди. Цели подготовки кадров в магистратуре по музыкальным специальностям // Журнал центральной консерватории. Пекин, 2005. № 3. 163 с.
10. Ян Яньди. Музыковедение как гуманитарная наука // Журнал центральной консерватории. Пекин, 1991. № 3. 174 с.
REFERENCES
1. Bao Shujmjej, Gao Cze. Sut' obuchenija v magistrature cherez sravnenie proektov po podgotovke bakalavrov i magistrov // Issledovanie vysshego obrazovanija. Pekin, 2006. № 1. 156 s.
2. Go Shjenczjan'. Doklad ob izuchenii amerikanskoj sistemy muzykal'nogo obrazovanija. Chansha: izd-vo Hunan'skogo pedagogicheskogo universiteta, 2008. 376 s.
3. Dan'Na. Filosofija iskusstva. Pekin: Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1963. 288 s.
4. Dufrjen. Estetika i filosofija. Pekin: Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1985. 375 s.
5. Li Chzhan'sju. Rassuzhdenija o tendentsii uproshchenija obrazovanija magistrantov do urovnja bazo-vogo obrazovanija // Narodnaja muzyka. Pekin, 2006. № 8. 169 s.
6. Lju Chzhicjan, Han' Mjej. Izvestnye vyskazyvanija velikih muzykantov. Pekin: Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1989. 324 s.
7. Sjuje Tjan'sjan. Pedagogika magisterskogo obrazovanija. Gujlin': Izd-vo pedagogicheskogo universiteta Guansi, 2001. 275 s.
8. Tsao Li, Hje Gu. Obuchenie muzyke i psihologija uchebnogo processa. Shanhaj: Shanhajskoe hudoz-hestvennoe izdatel'stvo, 2000. 348 s.
9. Jan Jan'di. Tseli podgotovki kadrov v magistrature po muzykal'nym spetsial'nostjam // Zhurnal tsen-tral'noj konservatorii. Pekin, 2005. № 3. 163 s.
10. Jan Jan'di. Muzykovedenie kak gumanitarnaja nauka // Zhurnal tsentral'noj konservatorii. Pekin, 1991. № 3. 174 s.
Е. Б. Дьякова
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Рассматривается дидактический потенциал учебных презентаций как средства обучения и методического сопровождения учителя истории на основе принципов деятельностного подхода к обучению.
Ключевые слова: методика обучения истории, деятельностный подход, учебные презентации.
E. Dyakova
Presentation As a Tool for Methodologial Support of Hystory Teachers of For Realisation the Active Approach to Teaching
The article considers the didactic potential of educational presentations as a tool of teaching and methodological support of teachers of history based on the principles of the active approach to teaching.
Keywords: methods of teaching history, active approach to teaching, educational presentations.
Переход на обучение на основе новых образовательных стандартов [15] предъявляет качественно иные требования к организации учебного процесса на основе принципов системно-деятельностного подхода. При этом в каждой предметной облас-
ти знания деятельностный подход имеет свою специфику и порождает свои методические проблемы. История как наука информационного характера преследует цель накопления и систематизации знаний о прошлом и не включает описания компо-