Корнилов И.К.
д.соц.н., к.т.н., профессор, Московский политехнический университет
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВЫСШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ
Ключевые слова: инженер, образование, проблема, промышленное производство, инновационная деятельность, творчество.
Keywords: engineer, education, problem, industrialproduction, innovative activity, creativity.
После того как автор этой статьи выступил в 1998 г. на первом международном симпозиуме «Упаковка, этике-тирование и маркировка товаров на пороге XXI века» с докладом «Подготовка специалистов индустрии упаковки к инновационной деятельности», к нему подошли руководители предприятий отрасли с одним вопросом: «У Вас есть выпускники, способные к инновационной деятельности?» [8]. При этом директоров предприятий не интересовал уровень знаний выпускников - инженеров; им были нужны специалисты с новым типом мышления.
Это выступление было связано с проведённым в 1995-1996 гг. конкретным социологическим исследованием «Система подготовки инженеров» [9]. Полевое исследование было проведено среди студентов выпускных курсов втузов, слушателей военно-инженерных академий, инженеров различных специальностей, научных работников, преподавателей и аспирантов втузов, патентоведов (всего 1245 респондентов более чем из 20 организаций).
Вот некоторые итоги данного исследования. На вопрос «Нужно ли менять систему подготовки инженеров?» 69,5% студентов отметили «да». На вопрос же «В каком направлении следует менять систему подготовки инженеров» 83% опрошенных выбрали ответ «воспитание инженерного мышления». Значительную роль научно-технического творчества в деятельности инженера признают 98% респондентов. Причём важность гуманитарных знаний отмечают 83,4%.
С тех пор прошло более 20 лет. Что изменилось в системе подготовки будущих командиров производства?
В исследовании «Роль науки в развитии инновационного производства: экспертная оценка» отмечается: «У большинства компаний наблюдается дефицит специалистов инженерного профиля, у 65% компаний - менеджеров, которые необходимы для успешного управления реализацией инновационного развития (организаторов процесса исследования, трансфера, производства инновационной продукции, её продвижения на рынок), практически у половины -учёных-исследователей» [9, с.87]. Из рис. 1 видно, что одна из основных проблем Российской промышленности - это нехватка инженеров.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
инженеры менеджеры ученые
Рисунок 1.
Кадры, дефицит которых ощущается в компании для успешного управления реализацией
инновационного развития, %
12 ноября 2018 года состоялось очередное Всероссийское экономическое собрание, посвящённое профессиональному празднику «День экономиста». Приведём некоторые данные, подготовленные членами Вольного экономического общества России [1, 2].
86_
_68_
48
«Для многих производственных компаний группа ключевых специалистов - инженеры. Согласно данным экспертного опроса, вузы уделяют основное внимание подготовке инженеров-профессионалов. Практически в 2 раза меньше вузов нацелены на подготовку инженеров-энциклопедистов («мастеров на все руки»), инженеров-технологов (способных обеспечить освоение высоких наукоёмких технологий и их внедрение в производство) и инженеров по трансферу технологий (способных обеспечить трансфер научных идей в технологию, организовать производство инновационной продукции на их основе). Около трети вузов собираются в будущем уделять основное внимание подготовке инженеров-энциклопедистов и инженеров-технологов (табл. 1).
Таблица 1
Квалификации, по которым вузы готовят и по которым намерены готовить инженеров
в будущем, % [10]
Вид инженерной деятельности Вуз уделяет основное внимание сегодня Вуз намерен уделить основное внимание в будущем
Инженеры-профессионалы (систематики, способные к творческой работе на всех этапах создания инновационного продукта, его изготовления и обеспечения эксплуатации) 82,0 8,0
Инженеры-энциклопедисты («мастера на все руки») 46,0 34,0
Инженеры-технологи (способные обеспечить освоение готовых высоких наукоёмких технологий и их внедрение в производство) 48,0 32,0
Инженеры по трансферу технологий (способные обеспечить трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе) 42,0 26,0
Отмечается также, что по крайней мере половина заведующих кафедрами, связанных с подготовкой инженеров, сетуют на отсутствие современного научного оборудования и, тем более, на отсутствие возможности использовать уникальное научное оборудование.
Таблица 2
Экспертная оценка востребованности инженеров различной квалификации компаниями для выполнения совместного с вузами и НИИ инновационного проекта, % [10]
Вид инженерной деятельности В наибольшей степени используются сегодня Сегодня имеется острый дефицит Потребуются, прежде всего, в будущем
Инженеры-профессионалы (систематики, способные к творческой работе на всех этапах создания инновационного продукта, его изготовления и обеспечения эксплуатации) 92,0 6,0 2,0
Инженеры-энциклопедисты 68,0 10,0 22,0
Инженеры-технологи (способные обеспечить освоение готовых наукоёмких технологий и их внедрение в производство) 62,0 30,0 8,0
Инженеры по трансферу технологий (способные обеспечить трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе) 62,0 26,0 12,0
Следует отметить несколько особенностей, связанных с результатами данного исследования.
Многие эксперты признают недостаточную квалификацию работников предприятий, что в дальнейшем может привести как к спаду производства, так и к невозможности предприятий интегрироваться в инновационный процесс. Именно поэтому становится актуальным повышение квалификации сотрудников предприятий с привлечением к данному процессу ведущих научно-образовательных центров регионов. Среди основных проблем, тормозящих переход предприятий на активное производство инновационной продукции (недостаток государственной поддержки, недостаточность финансирования, устаревшее оборудование и др.) первое место по значимости занимает «нехватка высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов».
К сожалению, подавляющее большинство российских вузов не в состоянии удовлетворить вышеуказанные запросы руководителей предприятий. В табл. 3 приведены основные причинно-следственные связи такого положения [4-8].
Таблица 3
Реформы в высшем образовании России и их следствия
№ Содержание Следствия
1 Новые поколения стандартов Многократное и абсолютно бессмысленное переделывание рабочих программ и учебно-методического обеспечения
2 Переход на двухступенчатую модель в высшем образовании Бакалавры - это неполное высшее образование. Магистры - отсутствие комплексной подготовки. Итог - потеря социального института - подготовка инженеров.
3 Отмена вступительных экзаменов Невозможность реального контроля знаний абитуриентов
4 Внедрение ЕГЭ в средней школе Существенное ухудшение знаниевой компоненты, замена творческого, самостоятельного мышления на тестовое
5 Слияние вузов Ликвидация специалистов. Превращение высшего образования и конкретного вуза в обезличенную, бесправную организацию.
6 Подушевое финансирование Пониженные требования к уровню знаний студентов
7 Гигантская бюрократизация всех процессов Отсутствие времени и сил на реальную педагогическую работу
8 Тотальный контроль работы преподавателей Отсутствие доверия со стороны руководства. Потеря демократической атмосферы в университетах
9 Существенное увеличение учебной нагрузки Нивелирование положения ассистента и профессора
Каковы же основные причины стагнации отечественного промышленного производства. В табл. 4 размещены краткие выдержки из интервью с различными специалистами нашей страны (по материалам книги «Беседы об экономике» [1]).
Таблица 4
Причины стагнации отечественного производства
Направление Ситуация
Об отечественном оборудовании (впечатления о Международной выставке металлорежущего оборудования) «Экономические эпохи отличаются не тем, что производится, а чем производится. Если вы производите даже самую красивую и сложную вещь на чужом технологическом оборудовании, ни о какой импортонезависимости, технологической независимости речь не идёт. Нам нужен скачок производительности от трёх до пяти раз по несырьевым отраслям. Такой скачок сделать на имеющейся технологической базе в принципе невозможно»
Отсутствие приоритетов «Вижу основной грех разговоров о промышленной политике, а тем более её реализации, в том, что это - промышленная политика без приоритетов. У всех есть задание увеличить долю отечественной продукции - это смехотворная история. Если ты действительно хочешь получить тотальное импортозамещение, то ты должен закрыть страну, а это значит - обречь себя на технологическое захолустье»
Неэффективное образование «Модернизацию проводят те страны, которые тратят на образование около 7% и более от ВВП. В России в 2006 было 3,9%, а сейчас - 3,6, то есть в два раза меньше»
Нет собственных технологий Государство должно поддерживать собственные технологии. Проектные институты без поддержки государства превратились в бизнес-центры. Лаборатории закрылись
Слабая политика технологических заимствований, слабый пищепром «Треть продуктов питания - это импортные продукты. Экспорт у нас - 20 млрд. долларов, у США - 140, у Голландии - 90. В мясопроизводстве 94% оборудования - импортное, в молочной продукции - до 90%»
Высокая энергоёмкость «Показатель - интенсивность использования энергии на единицу ВВП у нас 0,34. Китай - 0,23, Индия - 0,14. У промышленно развитых стран - до 0,15»
Нетехнологичность управления «Любое разумное решение можно принять только в том случае, если используешь давно известные и точно сформулированные технологии принятия решений. Главный порок системы управления страной - это практически полное отсутствие ответственности на всех уровнях»
Низкая производительность труда «Главная проблема промышленности - производительность труда». Отставание по этому показателю достигает 5-8 раз
Выводы
1. Практически все источники, анализирующие основные проблемы промышленного производства в России, подчёркивают настоятельную необходимость подготовки специалистов, профессионально владеющих методами инновационной деятельности, способных к выполнению творческих заданий в различных областях деятельности.
2. Реформы и модернизация высшего технического образования привели к существенному снижению качества подготовки студентов. В редакциях последних государственных стандартов, касающихся подготовки как бакалавров, так и магистров, практически исчезли такие понятия как «инженер» и «инженерная деятельность».
Список литературы
1. Беседы об экономике / Под ред. С.Д. Бодрунова. - СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2018. - 488 с.
2. Бодрунов С.Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка. - СПб.: ИНИР, 2016. - 328 с.
3. Броудер Д., Кроули Э.Ф., Малмквист Й. и др. Переосмысление инженерного образования. Подход СБЮ. - М.: Высшая школа экономики, 2015. - 504 с.
4. Корнилов И.К. Инженерное образование будущего: новые смыслы // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12. / РАН. ИНИОН. - М., 2017. - Ч. 1. - С. 887-889.
5. Корнилов И.К. Основы инженерного искусства. - М.: МГУП, 2014. - 372 с.
6. Корнилов И.К. Методология подготовки специалистов к инновационной деятельности // Инновации. - СПб., 2008. - № 10. -С. 102-104.
7. Корнилов И. К. Подготовка инженеров России к инновационной деятельности // Сборник материалов международного Конгресса «Производство, наука и образование России: преодолеть стагнацию» (ПНО-11). - СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2016. -С. 189-195.
8. Корнилов И.К. Подготовка специалистов индустрии упаковки к инновационной деятельности // Первый международный симпозиум «Упаковка, этикетирование и маркировка товаров на пороге XXI века» / Тезисы докладов. - М., 1998. - 10 с.
9. Корнилов И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство. - М.: Мир книги, 1996. - 196 с.
10. Савинков В.И., Бакланов П.А. Роль науки в развитии инновационного производства: экспертная оценка. 2016. - 140 с.