Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / образовательный процесс профессиональные кадры / управление персоналом / работодатели / адаптивные системы образования / training / educational process / professional personnel / personnel management / employers / adaptive education systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Екатерина Олеговна, Круть Анатолий Александрович

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса для подготовки кадров, способных реализовать определенные виды компетенций и требований работодателей в области управления. Отечественное образование относительно недавно столкнулось с проблемой нехватки кадров в системе управления и организовало обучение на базе колледжей и вузов, однако, организация такого подхода не возымела должного эффекта. В работе представлены научные подходы к данной проблеме (Н.А. Зарубовой, Д.А. Пастуховой, Т.Н. Мельникова, В. К. Виттенбек, М.Е. Кирягиной и др.), раскрыты подходы к проблеме подготовки кадров. Предложены перспективные направления применения различных методов и подходов в обучении на основе психолого-педагогических характеристик обучающихся. Это можно рассматривать какадаптивный подход, направленный на активизацию адаптивных навыков и качеств в образовании как социальной системе, имеющей первостепенное значение при подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления. В основу обучения должен быть включен и интегративный подход, который предполагает объединение различных дисциплин и знаний в единую систему, чтобы обучающиеся могли лучше понимать взаимосвязь между ними и применять полученные знания в практической деятельности. В связи с этим возникает необходимость обращения к толкованию адаптивного и интегративного процессов подготовки специалистов для сферы управления в вузах как процесса, в котором должно проходить формирование специалистов под воздействием рынка образовательных услуг, требований работодателей и процесса переформирования общества под воздействием социальных рисков и вопросов перехода к повсеместной цифровизации отраслей хозяйства. Авторами приводятся примеры проводимых при обучении тренингов и даются отдельные рекомендации для подготовки таких специалистов. Цель исследования заключалась в поиске эффективных методов и условий подготовки управленческих кадров для народного хозяйства России. Были использованы методы обобщения научно-педагогической литературы, педагогического эксперимента и теоретического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьева Екатерина Олеговна, Круть Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PERSONNEL TRAINING FOR PERSONNEL MANAGEMENT

The article deals with the organization of the educational process for the training of personnel capable of implementing certain types of competencies and requirements of employers in the field of management. Domestic education has relatively recently faced the problem of a shortage of personnel in the management system and organized training on the basis of colleges and universities, however, the organization of such an approach has not had the desired effect. The paper presents scientific approaches to this problem (N. A. Zarubova, D. A. Pastukhova, T. N. Melnikova, V. K. Wittenbeck, M. E. Kiryagina, etc.), reveals approaches to the problem of personnel training. Promising areas of application of various methods and approaches in teaching based on the psychological and pedagogical characteristics of students are proposed. This can be considered as an adaptive approach aimed at activating adaptive skills and qualities in education as a social system of paramount importance in the training of specialists in the field of public and municipal administration. An integrative approach should be included in the basis of training, which involves combining various disciplines and knowledge into a single system so that students can better understand the relationship between them and apply the knowledge gained in practice. In this regard, there is a need to turn to the interpretation of adaptive and integrative processes of training specialists for the field of management in universities as a process in which specialists should be formed under the influence of the educational services market, the requirements of employers and the process of reshaping society under the influence of social risks and issues of transition to widespread digitalization of economic sectors. The authors give examples of trainings conducted during training and give separate recommendations for the training of such specialists. The purpose of the study was to find effective methods and conditions for training managerial personnel for the national economy of Russia. Methods of generalization of scientific and pedagogical literature, pedagogical experiment and theoretical analysis were used.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_10

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ PROBLEMS OF PERSONNEL TRAINING FOR PERSONNEL MANAGEMENT АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент,

доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

КРУТЬ Анатолий Александрович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Академия ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: a.transport62@mail.ru;

ANANYEVA Ekaterina Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

Croot Anatoly Alexandrovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a.transport62@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса для подготовки кадров, способных реализовать определенные виды компетенций и требований работодателей в области управления. Отечественное образование относительно недавно столкнулось с проблемой нехватки кадров в системе управления и организовало обучение на базе колледжей и вузов, однако, организация такого подхода не возымела должного эффекта. В работе представлены научные подходы к данной проблеме (Н.А. Зарубовой, Д.А. Пастуховой, Т.Н. Мельникова, В. К. Виттенбек, М.Е. Кирягиной и др.), раскрыты подходы к проблеме подготовки кадров. Предложены перспективные направления применения различных методов и подходов в обучении на основе психолого-педагогических характеристик обучающихся. Это можно рассматривать какадаптивный подход, направленный на активизацию адаптивных навыков и качеств в образовании как социальной системе, имеющей первостепенное значение при подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления. В основу обучения должен быть включен и интегративный подход, который предполагает объединение различных дисциплин и знаний в единую систему, чтобы обучающиеся могли лучше понимать взаимосвязь между ними и применять полученные знания в практической деятельности. В связи с этим возникает необходимость обращения к толкованию адаптивного и интегративного процессов подготовки специалистов для сферы управления в вузах как процесса, в котором должно проходить формирование специалистов под воздействием рынка образовательных услуг, требований работодателей и процесса переформирования общества под воздействием социальных рисков и вопросов перехода к повсеместной цифровизации отраслей хозяйства. Авторами приводятся примеры проводимых при обучении тренингов и даются отдельные рекомендации для подготовки таких специалистов. Цель исследования заключалась в поиске эффективных методов и условий подготовки управленческих кадров для народного хозяйства России. Были использованы методы обобщения научно-педагогической литературы, педагогического эксперимента и теоретического анализа.

Abstract. The article deals with the organization of the educational process for the training of personnel capable of implementing certain types of competencies and requirements of employers in the field of management. Domestic education has relatively recently faced the problem of a shortage of personnel in the management system and organized training on the basis of colleges and universities, however, the organization of such an approach has not had the desired effect. The paper presents scientific approaches to this problem (N. A. Zarubova, D. A. Pastukhova, T. N. Melnikova, V. K. Wittenbeck, M. E. Kiryagina, etc.), reveals approaches to the problem of personnel training. Promising areas of application of various methods and approaches in teaching based on the psychological and pedagogical characteristics of students are proposed. This can be considered as an adaptive approach aimed at activating adaptive skills and qualities in education as a social system of paramount importance in the training of specialists in the field of public and municipal administration. An integrative approach should be included in the basis of training, which involves combining various disciplines and knowledge into a single system so that students can better understand the relationship between them and apply the knowledge gained in practice. In this regard, there is a need to turn to the interpretation of adaptive and integrative processes of training specialists for the field of management in universities as a process in which specialists should be formed under the influence of the educational services market, the requirements of employers and the process of reshaping society under the influence of social risks and issues of transition to widespread digitalization of economic sectors. The authors give examples of trainings conducted during training and give separate recommendations for the training of such specialists. The purpose of the study was to find effective methods and conditions for training managerial personnel for the national economy of Russia. Methods of generalization of scientific and pedagogical literature, pedagogical experiment and theoretical analysis were used.

Ключевые слова: обучение, образовательный процесс профессиональные кадры, управление персоналом, работодатели, адаптивные системы образования.

Keywords: training, educational process, professional personnel, personnel management, employers, adaptive education systems.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Круть А.А. Проблемы подготовки кадров для управления персоналом // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 10-12. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_10.

For citation: Ananyeva E.O., Croot A.A. Problems of personnel training for personnel management // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 10-12. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_10.

Статья поступила в редакцию: 20.06.2023

Введение. Развитие государства определяется многими его составляющими. И дело не только в стратегиях и тактиках определения политики государства, направленной на развитие частного предпринимательства, что в условиях санкционного давления вышло на первостепенное место. Дело в том, что коммерческая деятельность хозяйствующих субъектов не может проходить в беспорядочном варианте. Для четкой постановки деятельности таких организаций требуются соответствующие кадры. Однако, стоит отметить, что несмотря на множество учебных заведений, предлагающих программы подготовки подобного персонала, грамотных специалистов в данной области очень мало. Все это диктует необходимость определения условий наиболее эффективного применения различных подходов к подготовке требуемых специалистов.

Цель исследования. Поиск эффективных методов и условий подготовки специалистов в области управления народным хозяйством и соответствия требований работодателей к обучению таких кадров.

Методы. Проведены анализ научно-педагогических подходов к исследуемой проблематике, моделирование различных ситуаций, изучение и обобщение документов о деятельности образовательных организаций, отзывов работодателей о молодых специалистах после их нахож-

Теоретико-исторические правовые науки

дения на практике в организациях. Были изучены научные труды Н. А. Зарубовой, Д. А. Пастуховой, Т. Н.Мельникова, В. К. Виттенбек, М.Е. Киря-гиной и других по организации подхода при обучении специалистов в области управления.

Подготовку персонала для деятельности в различных сферах интересов государства и общества ведут ВУЗы России, ориентируясь не только на опыт международных образовательных учреждений, но в первую очередь на требования работодателей.

Современный этап развития отечественного бизнеса нуждается, в первую очередь, в грамотных управленцах. Именно они в состоянии быстро реагировать на постоянно изменяющуюся действительность, выходить с предложениями по экстремальному реагированию и перепрофилированию деятельности, перестановку кадров, вносить предложения по необходимости переподготовки имеющихся работников и даже организовывать и проводить определенные обучающие вебинары, тренинги и иное. Организация обучения специалистов в области управления может проводиться различными способами, в зависимости от целей и задач, которые ставятся перед обучающимися. Вот некоторые из них:

1. Высшее образование. Студенты могут получить образование в университетах и колледжах, где они изучают различные аспекты управления, такие как финансы, маркетинг, управление персоналом и т.д.

2. Профессиональная переподготовка. Люди, уже работающие в сфере управления, могут получить дополнительное образование, чтобы улучшить свои навыки и знания.

3. Курсы и тренинги. Курсы и тренинги могут быть организованы для того, чтобы дать людям возможность быстро освоить определенные навыки или знания в области управления.

4. Семинары и конференции. Семинары и конференции могут предоставить участникам возможность узнать о последних тенденциях и новых технологиях в области управления.

5. Онлайн-обучение. Существует множество онлайн-курсов и программ, которые позволяют людям получить образование в области управления, не покидая своего дома.

6. Интернатура и стажировка. Интернатуры и стажировки могут быть организованы для того, чтобы дать людям возможность получить практический опыт в сфере управления.

7. Обучение на рабочем месте. Работодатели могут организовать обучение своих сотрудников на рабочем месте, чтобы улучшить их навыки и знания в области управления.

Рассматривая первый вариант подготовки специалистов, можно четко утверждать, что оно находится исключительно на теоретическом уровне. Это подтверждает сама характеристика таких студентов. Если рассматривать уровень колледжей, то это, как правило, лица, не достигшие возраста совершеннолетия, слабо обучающиеся в средней школе, то есть имеющие средний балл до четырех. Они находятся на иждивении в своих семьях, в которых чаще всего один родитель. Соответственно психическое развитие еще не имеет достаточный уровень для восприятия повышенного уровня знаний, нет жизненного опыта и оценка окружающей действительности все еще находится на уровне познания относительно базовых моментов жизнедеятельности. Уровень обучающихся ВУЗов несколько выше. Как правило, студенты уже имеют целевую направленность на получение высшего образования и занятия более высокой ниши в соответствующих отраслях и сферах деятельности гражданского общества. Однако, даже у такой категории все еще отсутствует установленная четкая жизненная позиция и опыт[1]. Именно поэтому при обучении таких специалистов на начальном этапе можно говорить об усвоении ими различных аспектов управления, таких как финансы, маркетинг, управление персоналом и т.д. В связи с таким положением следует проводить поиск новых подходов, которые способствовали бы адаптивному применению полученных теоретических знаний и практикой их применения в условиях, которые характеризуются сегодня как постоянно изменяющиеся в условиях появления новых социальных рисков и санкционного давления для получения качественного высшего профессионального образования.

Как один из возможных вариантов, можно рассматривать адаптивный подход. В данном случае, его следует понимать, как определенную перспективу, в которой процессы развития (адаптивные, разделяющие обучающихся на отдельные потоки, способные к наиболее быстрой адаптации в определенных социальных системах и т. д.). Например, образование и его компоненты в социальных системах рассматриваются как способность воспринимать воздействия внешнего давления и проявлять гибкость в отношении самих себя и адаптироваться к ним с учетом их внутренних потребностей, характеристик и способностей. Соответственно, целью подобного процесса обучения должно стать формирование таких основных качественных характеристик будущего специалиста, как профессиональная готовность к деятельности в условиях российского общества, которое на современном этапе развития, ориентировано на применение инновационных технологий и развития государства[2].

Кроме того, при подготовке таких специалистов стоит обратить внимание на увеличение объема возможностей применения полученных теоретических знаний на практике. Это говорит, что при разработке образовательных программ подготовке специалистов в области управления, из-за нехватки практических знаний и жизненного опыта, а также возраста обучающихся, стоит уделить определенное внимание увеличению их нахождения и обучения в условиях реальной будущей деятельности, общению с практическими работниками, имеющими подобный опыт и приобретению определенных коммуникаций. Значит, адаптивный подход в подготовке специалистов в области управления означает, что обучение должно быть индивидуализированным и адаптированным к потребностям каждого обучающегося[3]. Это может включать в себя оценку потребностей и целей каждого студента, а также предоставление индивидуальной поддержки и ресурсов. Такой подход может быть особенно полезен для студентов с различными уровнями знаний и опыта, а также для тех, кто имеет особые потребности или ограничения (например, по состоянию здоровья). Он может помочь обучающимся развивать свои сильные стороны и преодолевать слабые, а также обеспечить более эффективное и продуктивное обучение.

Для реализации адаптивного подхода могут использоваться различные методы, такие как индивидуальные консультации, групповые проекты, онлайн-курсы с возможностью персонализации и т.д. Важно также обеспечить доступ к достаточному количеству ресурсов и материа-

лов, чтобы каждый обучающийся мог выбирать те, которые наиболее соответствуют его потребностям и интересам[4].

Существуют и иные подходы к подготовке специалистов в области управления. Например, интегративный подход в обучении. Инте-гративный подход в обучении специалистов предполагает объединение различных дисциплин и знаний в единую систему, чтобы обучающиеся могли лучше понимать взаимосвязь между ними и применять полученные знания в практической деятельности. Этот подход может быть особенно полезен для специалистов в области управления, так как они должны иметь широкий круг знаний и умений, чтобы эффективно управлять организацией. Интегративный подход может помочь им понимать, как различные аспекты бизнеса взаимодействуют между собой и как они могут быть оптимизированы для достижения более высокой эффективности[5].

Для реализации интегративного подхода могут использоваться различные методы, такие как интерактивные лекции, кейс-стади, проекты, симуляции и т.д.[6]. Важно также обеспечить доступ к различным ресурсам и материалам, чтобы обучающиеся могли получить широкий круг знаний и умений в различных областях. Однако, генерация на таком образовательном уровне в формировании комплексного стиля обучения будущих «управленцев» даже с учетом подобных компонентов не будет полной без выделения личностных качеств. Например, таких как качеств лидера. Лидерские качества могут включать в себя такие черты, как коммуникабельность, умение работать в команде, принимать решения, мотивировать других и т.д. Выявление лидерских качеств может быть осуществлено через различные методы, такие как анкетирование, наблюдение за поведением студентов в рамках проектов и кейс-стадии, а также проведение специальных тренингов и семинаров по развитию лидерских навыков[7]. Развитие лидерских качеств у студентов может помочь им в дальнейшей карьере в области управления, так как эти навыки являются ключевыми для успешного руководства организацией. Кроме того, развитие лидерских качеств может способствовать формированию у студентов более широкого кругозора и понимания взаимосвязи между различными аспектами бизнеса.[8] Однако, при проведении тренингов в среде студентов, продолжающих свое обучение после окончания средней школы, проявились следующие моменты: отсутствие в группе ярко выраженных лидеров, которые с помощью своего авторитета или интеллектуальных способностей смогли бы организовать и сплотить группу на выполнение тренинговых заданий. Не было обучающихся, которые решали практические задания с учетом жизненного опыта и практики его применения ввиду отсутствия такового. Решение практических задач и выполнение тренингов основывалось только на выученной теории, которую обучающиеся не смогли адаптировать под реальные ситуации. [9]

Заключение. Таким образом, подготовка кадров для сферы управления на уровне обучения студентов колледжей и вузов необходима. Внедрение базовых знаний, прохождение практик и реализация имеющегося потенциала должны приветствоваться. Однако, подготовка именно специалистов в данной области на столь раннем возрастном уровне с не оформившимися жизненными целями и отсутствием жизненного опыта, с учетом все еще подростковой психики практически невозможна. Поэтому можно говорить об обучении специалистов по типу Сотрудник - новичок. [10]Такой работник некоторое время будет пытаться осознать принципы и цели деятельности организации, в которой он работает, и только набравшись опыта под руководством наставника, назначенного руководством в целях оказания помощи в адаптации на рабочем месте, сможет показать результат и продвинуться по карьерной лестнице к будущему управлению. Перспективы дальнейших исследований связаны с поиском эффективных подходов подготовки специалистов в области управления народным хозяйством России на базе высшего профессионального образования, изучением и распространением практического опыта такого обучения, переподготовки и повышения квалификации. Особый интерес может представить Президентская программа подготовки управленческих кадров и ее применения в различных регионах страны.

Библиография:

1. Ананьева Е.О. Подготовка кадров в условиях появления новых социальных рисков // В кн.: Подготовка кадров в системе ведомственного профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний в условиях вступления в силу ФГОС 3++. Сб. материалов научно-методической конференции. Рязань, 2021. С. 10-12.

2. Зарубова Н. А. Подготовка специалиста в сфере государственного и муниципального управления в вузе: адаптивный подход. - (Электронный ресурс). - URL: podgotovka-spetsialista-v-sfere-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya-v-vuze-adaptivnyy-podhod.pdf (дата обращения 01.06.2023).

3. Добрица В.П., Горюшкин Е.И. Применение интеллектуальной адаптивной платформы в образовании// Auditorium «Курский государственный университет», 2019. - № 1(21). - (Электронный ресурс). - URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-intellektualnoy-adaptivnoy-platformy-v-obrazovanii (дата обращения 10.06.2023).

4. Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Достоинства и недостатки перехода российской системы образования в онлайн среду // Евразийский юридический журнал. 2021. № 8(159). С. 160-161.

5. Кирягина М.Е. Интегративный подход к подготовке как основа повышения качества профессионального образования. - (Электронный ресурс). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-k-podgotovke-kak-osnova-povysheniya-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya(дата обращения 10.06.2023).

6. Маслова Л. Что такое интегративный подход. - (Электронный ресурс). - URL: https://opredelenie-ponyatiya-integrativnyy-podhod. (дата обращения 10.06.2023).

7. Пастухова Д.А., Мельников Т.Н., Виттенбек В.К. Исследование и развитие лидерских качеств студентов в процессе обучения. // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 302-306.

8. Царева В.А. Развитие лидерских качеств | Сообщество UP TO US. - (Электронный ресурс). - URL: https://uptu.community/razvitie-liderskikh-kachestv/ (дата обращения 10.06.2023).

9. Королёва Е.В. Развитие наставничества в сфере современной педагогической деятельности // Профессиональное образование и общество. - 2021. -№ 1(137). - С. 94-99.

10. Ананьева Е.О., Круть А.А. Коучинг в управлении персоналом организации // Евразийский юридический журнал. 2022. № 12(175). С. 217-219.

References:

1. Ananyeva E.O. Personnel training in the conditions of the emergence of new social risks // In the book: Training of personnel in the system of departmental professional education of the Federal Penitentiary Service in the conditions of entry into force of the Federal State Educational Standard 3++. Collection of materials of the scientific and methodological conference. Ryazan, 2021. pp. 10-12.

2. Zarubova N.A. Training of a specialist in the field of state and municipal management at a university: an adaptive approach. - (Electronic resource). - URL: podgo-tovka-spetsialista-v-sfere-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya-v-vuze-adaptivnyy-podhod. (accessed 1.09.2023).

3. Dobritsa V.P., Goryushkin E.I. Application of intellectual adaptive platform in education// Auditorium "Kursk State University", 2019. - 1 (21). - (Electronic resource). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-intellektualnoy-adaptivnoy-platformy-v-obrazovanii (accessed 10.09.2023).

4. Ananyeva E.O., Ivliev P.V. Advantages and disadvantages of the transition of the Russian education system to an online environment.//Eurasian Legal Journal. 2021. No. 8 (159). pp. 160-161.

5. Kiryagina M.E. Integrative approach to training as a basis for improving the quality of vocational education. - (Electronic resource). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-k-podgotovke-kak-osnova-povysheniya-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya (accessed 10.09.2023).

6. Maslova L. What is an integrative approach. - (Electronic resource). - URL: https://opredelenie-ponyatiya-integrativnyy-podhod. (accessed 10.09.2023).

7. Pastukhova D. A., Melnikov T. N., Wittenbek V. K. Research and development of leadership qualities of students in the learning process. // Problems of modern pedagogical education No. 67 - 3., 2020., pp. 302-306.

8. Tsareva V.A. Development of leadership qualities | Community UP TO US. - (Electronic resource). - URL: https://uptu.community/razvitie-liderskikh-kachestv.(accessed 10.09.2023).

9. Koroleva E. V. Development of mentoring in the field of modern pedagogical activity // Vocational education and society. — 2021. — № 1 (137). — Pp. 94-99.9.

10. Ananyeva E.O., Krut A.A. Coaching in the personnel management of the organization.//Eurasian Legal Journal. 2022. No. 12 (175). pp. 217-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.