Научная статья на тему 'Проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению математике с использованием компьютерных средств'

Проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению математике с использованием компьютерных средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / СРЕДСТВА И ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / COMPUTER TRAINING FACILITIES IN MATHEMATICS / PRINCIPLES / INSTRUCTIONAL TECHNIQUES / RESOURCES AND FORMS OF TRAINING STUDENTS TO USE COMPUTER-ASSISTED LEARNING / THE TYPES OF METHODOLOGICAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Десятирикова Людмила Анатольевана

Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к использованию компьютерных средств при обучении математике младших школьников, решение которой автор видит в разработке и реализации интегрированного спецкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению математике с использованием компьютерных средств»

проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению математике

с использованием компьютерных средств

TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO USE COMPUTER TOOLS IN TEACHING MATHEMATICS

Л. А. Десятирикова

Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к использованию компьютерных средств при обучении математике младших школьников, решение которой автор видит в разработке и реализации интегрированного спецкурса.

Ключевые слова: компьютерные средства обучения математике, средства и формы подготовки студентов к использованию компьютерных средств обучения.

Переход на новые стандарты начального общего образования предъявляет новые требования к качеству методической деятельности учителя начальных классов, которая в значительной степени обеспечивается использованием компьютерных средств в учебном процессе.

Под компьютерными средствами обучения математике мы понимаем совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих использование и разработку цифровых образовательных ресурсов математического содержания.

Проблеме внедрения компьютерных средств обучения в учебный процесс посвящены научные труды А. П. Ершова, Е. И. Машбица, Б. С. Гершунского, Э. И. Кузнецова, А. А. Кузнецова, Я. А. Ваграменко, В. М. Монахова. Дидактический потенциал использования компьютерных средств в обучении младших школьников математике нашел отражение в научных исследованиях Ю. А. Иванова (1990), Л. Г. Сандаковой (1991), Л. Л. Бурковой (1994), Н. Б. Истоминой, И. Б. Нефедовой (1997), А. В. Молокова (2009), русскому языку - Е. В. Кувакиной, С. Г. Макеева (2009), учебным предметам в начальной школе -А. В. Молоковой, И. Б. Мыловой, Г. Г. Брусницкой, информатике - Ю. А. Первина, И. В. Ряхиновой - и другими.

На основе научных исследований разработана и реализована целевая программа модернизации российского образования, в том числе и начального общего образования, которая позволила создать прочную материальную базу, обеспечивающую современную начальную школу огромным спектром аппаратных и программных средств. Так, по данным Государственной Статистики по Амурской области на конец 2011 г. в рамках программы «Внедрение

L. A. Desyatirikova

The article is devoted to the problem of training of future elementary school teachers to use computer tools for teaching mathematics to primary school children, the decision of which the author sees in the development and implementation of an integrated study course „Organization of computer support for teaching mathematics in elementary school."

Keywords: computer training facilities in mathematics, principles, instructional techniques, resources and forms of training students to use computer-assisted learning, the types of methodological problems.

современных образовательных технологий» в общеобразовательные учреждения каждый кабинет начальной школы оборудован хотя бы одним компьютером с офисным программным обеспечением, мультимедийной установкой, выходом в Интернет. Каждый третий кабинет начальной школы оборудован интерактивными досками, принтерами, сканерами, видеокамерами. В распоряжении учителя начальных классов имеются электронные справочники, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), обучающие программы для начальной школы, что позволяет создавать электронные библиотеки наглядных пособий, электронные плакаты, накапливать электронные образовательные ресурсы, создавать дидактические материалы для учащихся в форме электронных тренажеров, тестовых систем [1].

Но, как показывают практика обучения младших школьников, социологический опрос учителей начальных классов г. Благовещенска и Амурской области, анкетирование студентов факультета начальных классов БГПУ (всего 135 респондентов), огромный арсенал компьютерных средств недостаточно используется в процессе обучения младших школьников математике. Недостаточное использование компьютерных средств в обучении математике в начальной школе обусловлено:

1) отсутствием специальных исследований в области подготовки будущих учителей начальных классов к использованию компьютерных средств при обучении математике;

2) отсутствием в содержании курса «Методика преподавания математики» темы, отражающей идею использования компьютерных средств обучения математике младших школьников;

3) вариативностью учебно-методических комплектов по математике для начальной школы, в которых реализуется авторская концепция обучения младших школьников, что в большинстве случаев не соответствует предлагаемым разработчиками цифровым образовательным ресурсам;

4) трудностями, которые учителя и студенты испытывают в практике при проектировании компьютерных средств к уроку математики.

Основные затруднения связаны: с определением целей использования компьютерных средств на каждом этапе усвоения математического содержания (49% опрошенных); с разработкой ЦОР, адекватных методам и формам обучения математике, этапам организации учебной деятельности младших школьников (56%). Студенты и учителя отмечают проблемы, связанные с визуализацией математических объектов и моделированием математических отношений (76%), с выбором цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих мотивацию учащихся, активизирующих их умственную деятельность и продуктивное общение (82%). Обозначенные трудности связаны с особенностями переноса теоретических знаний из области использования компьютерных средств в учебном процессе в практику обучения младших школьников математике. Возникает проблема поиска эффективных средств формирования у будущих учителей начальных классов умений проектировать компьютерные средства для обучения математике младших школьников, адекватных специфике методико-математической подготовки в вузе.

Предлагаются различные направления решения данной проблемы.

Например, расширение содержания курса «Методика преподавания математики» дополнительным модулем «Использование компьютера в изучении курса математики начальной школы». Данное направление имеет место в педагогических университетах городов Воронежа, Калуги, Красноярска [2].

По нашему мнению, включение такого модуля в методический курс является нецелесообразным, так как: 1) количество часов (6-12 аудиторных часов), предлагаемое авторами для изучения модуля, недостаточно для приобретения студентами практического опыта проектирования компьютерных средств, адекватных конкрет-

ным условиям обучения математике младших школьников; 2) уменьшение аудиторных часов, отводимых на изучение методического курса, может отрицательно повлиять на качество методико-математической подготовки студентов.

Мы видим решение проблемы в разработке интегрированного спецкурса, целью которого является формирование опыта применения компьютерных средств в процессе обучения математике младших школьников. Будущие учителя начальных классов на спецкурсе учатся анализировать цифровые образовательные ресурсы, которые предлагаются разработчиками для начальной школы; осознанно осуществлять выбор в соответствии с технологией обучения математике младших школьников, целями и содержанием урока, этапами организации учебной деятельности на уроке; разрабатывать и применять в методико-математиче-ской деятельности собственные цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие компьютерную поддержку на различных этапах урока математики в сочетании с традиционными средствами.

Из проведенного нами исследования видно, что современный учитель начальных классов имеет целый арсенал ЦОР для эффективного обучения математике; но, к сожалению, этому препятствует ряд проблем, главная из которых - проблема подготовки будущих учителей начальных классов, умеющих проектировать компьютерные средства для обучения математике младших школьников. Мы считаем, что данную проблему целесообразно решать путем внедрения спецкурса.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Образование в Амурской области в условиях реализации приоритетного национального проекта: записка / ред. кол.: Е. Н. Гудим, Г. А. Серебрякова, Н. А. Пархоменко; Амурстат. Благовещенск, 2011. 46 с.

2. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Начальная школа: cб. учеб.-метод. материалов для пед. вузов / отв. ред. Н. П. Безрукова. М.: Университетская книга, 2008. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.