ВОЗМОЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Л.А. Десятирикова
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к использованию компьютерных средств при обучении математике младших школьников, решение которой автор видит в разработке и реализации интегрированного спецкурса «Организация компьютерной поддержки при обучении математике в начальной школе».
Ключевые слова: компьютерные средства обучения математике, методические приемы, средства и формы подготовки студентов к использованию компьютерных средств обучения, виды методических задач.
112
Summary. The article deals with the problem of training future primary school teachers to use computer tools in teaching mathematics to primary school children. The solution of this problem the author sees in the development and implementation of an integrated study course "Organization of computer support for teaching mathematics in primary school".
Keywords: computer training tools in teaching mathematics, methodical techniques, means and forms of training students to use computer-assisted learning, types of methodical problems.
В связи с переходом на новые стандарты начального общего образования, предписывающие использование компьютерных средств в учебном процессе, к качеству методической деятельности учителя начальных классов предъявляются новые требования. Благодаря реализации целевой программы модернизации российского образования была создана материальная база для использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Но, как показывает анализ практики обучения младших
Преподаватель XX
ЕК
школьников, анкетирование учителей начальной школы г. Благовещенска, огромный арсенал компьютерных средств еще недостаточно востребован при обучении математике.
Решение данной проблемы можно реализовать в двух направлениях.
Первое направление предполагает расширение содержание курса «Методика преподавания математики» дополнительным модулем «Использование компьютера в изучении курса математики начальной школы». Данное направление имеет место в педагогических университетах Воронежа, Ка-4 / 2012
луги, Красноярска [1]. По нашему мнению, включение такого модуля в методический курс является нецелесообразным, так как:
1) время, предлагаемое авторами, на изучение модуля (6-12 аудиторных часов); недостаточно для приобретения студентами практического опыта проектирования компьютерных средств, адекватных конкретным условиям обучения математике младших школьников; 2) уменьшение аудиторных часов, отводимых на изучение методического курса, может отрицательно повлиять на качество методико-математической подготовки студентов.
Реализацию второго направления мы видим в разработке интегрированного спецкурса «Организация компьютерной поддержки при обучении математике в начальной школе», целью которого является формирование опыта применения компьютерных средств в процессе обучения математике младших школьников.
Отбор содержания спецкурса и организация учебной деятельности студентов в рамках спецкурса осуществляются на основе следующих принципов:
1) принцип взаимосвязи теории и практики, который рассматривает теорию информатизации начального общего образования как средство для прогрессивного изменения практики обучения математике младших школьников, а практику обучения младших школьников математики как источник, цель и критерий научно обоснованного выбора компьютерных средств обучения математике;
2) принцип направленности на формирование у студентов общих способностей проектирования компью-
терной поддержки при обучении математике младших школьников. Данный принцип основывается на том, что комплекс дидактических умений, которыми студенты овладевают в методическом курсе ориентирован прежде всего на урок, что предполагает овладение студентами общими способами проектировочной деятельности, направленной на организацию и управление учебной деятельностью младших школьников в конкретных условиях урока математики;
3) принцип интеграции в содержании спецкурса математических, психологических, педагогических знаний и знаний в области информационных технологий. Сложный механизм этой интеграции заключается в том, что методические знания в области применения компьютерных средств обучения математике, представленные в виде идей, положений, технологий, рекомендаций, приемов, видов учебных действий, включают в себя: содержание математических понятий, свойств, способов действий; закономерности процесса обучения и воспитания; психологические особенности развития младшего школьника и усвоение им знаний, умений и навыков, способы обработки и представления математической информации;
4) принцип развития методического мышления, направленного на осознанный выбор цифровых образовательных ресурсов, адекватных целям, содержанию, организации учебной деятельности и продуктивного общения младших школьников на уроке математики. Данный принцип предполагает использование мыслительных операций, ситуации выбора, конструирования, определение связей и установление зависимостей.
113
114
Подготовку будущих учителей начальных классов к использованию компьютерных средств на уроках математики целесообразно осуществлять в соответствии с этапами.
1. Аналитический этап. На этом этапе студенты учатся анализировать цифровые образовательные ресурсы, которые предлагаются разработчиками для начальной школы; осознанно осуществлять выбор ЦОР в соответствии с технологией обучения математике младших школьников, целями и содержанием урока, этапами организации учебной деятельности на уроке; осознанному выбору и преобразованию ЦОР в соответствии с конкретными условиями обучения математике.
2. Конструктивный этап предполагает формирование у студентов умений разрабатывать и использовать в методико-математической деятельности собственные цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие компьютерную поддержку различных этапов урока математики в сочетании с традиционными средствами.
3. Проектировочный этап. На данном этапе у студентов формируется вся совокупность проектировочных умений (аналитических и конструктивных) для самостоятельного конструирования компьютерной поддержки процесса обучения математике младших школьников.
В соответствии с этапами организации учебной деятельности студентов в рамках спецкурса широко используются:
• методические приемы, в основу которых положены приемы сравнения, выбора, преобразования и конструирования компьютерных средств в соответствии с конкретными усло-
виями обучения математике младших школьников;
• идеальные средства обучения (система условных обозначений, видеозаписи, интегрированный пакет MS Office, единая образовательная коллекция цифровых образовательных ресурсов, алгоритмы визуализации математических объектов и математических отношений);
• материальные средства обучения (компьютерный кабинет, учебники математики и традиционные наглядные пособия; дидактические общеклассные и индивидуальные материалы, технические средства обучения).
Современные требования к подготовке студентов требуют применения интерактивных форм организации их учебной деятельности. При организации таких занятий необходимо широко использовать диалог, полилог, имитационное моделирование, деловые игры, проекты. В качестве организационных форм обучения целесообразно использовать лекции и лабораторные работы, а также самостоятельную и исследовательскую деятельность студентов.
Основным средством подготовки будущих учителей начальных классов к использованию компьютерных средств при обучении математике выступают методические задачи, которые в процессе обучения студентов выполняют мотивационную, интегрирующую, обучающую, развивающую, практико-ориентированную и контролирующую функции. В них находят отражение цели, содержание, методические приёмы, средства и формы организации учебной деятельности студентов.
Ориентируясь на систему методических задач, разработанных и экспе-
Преподаватель ^
4 / 2012
риментально апробированных в практике подготовки будущих учителей начальных классов к методико-математи-ческой деятельности Ю.С. Заяц [2], нами разработаны виды аналитических и конструктивных задач, в процессе решения которых у студентов формируются умения проектировать компьютерную поддержку при обучении математике младших школьников.
Нами выделены следующие виды учебно-методических задач:
1) аналитические задачи: на ориентировку в компьютерных средствах обучения математике, на использование ЦОР с учетом возрастных особенностей учащихся, на ориентировку в конкретных условиях обучения с целью применения ЦОР, на ориентировку в арсенале средств и способов проектирования ЦОР;
2) конструктивные задачи: задачи по обучению целеполаганию, определению задач обучения и последовательности их решения с помощью компьютерных средств, по обучению обоснованному выбору ЦОР для создания положительной мотивации младших школьников, по организации введения математических понятий и способов действий с использованием компьютерных средств обучения, по выбору компьютерных средств организации различных видов деятельности учащихся при усвоении математического содержания, по обучению выбору, преобразованию и кон-
струированию ЦОР для организации продуктивного общения на уроке, по обучению способам автоматизации контроля усвоения математического содержания младшими школьниками.
Таким образом, подготовка будущих учителей начальных классов к использованию компьютерных средств обучения математике младших школьников в рамках спецкурса «Организация компьютерной поддержки при обучении математике в начальной школе» открывает большие возможности в приобретении практического опыта организации процесса усвоения математического содержания младшими школьниками с компьютерной поддержкой, в расширении набора наглядных средств обучения и методических приёмов организации учебной деятельности учащихся с использованием компьютерных средств.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Начальная школа: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / 115 Отв. ред. Н.П. Безрукова. - М.: Университетская книга, 2008. - 160 с.
2. Заяц Ю.С. Методическая задача как средство формирования проектировочных умений у студентов факультета начальных классов в процессе методико-математической подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2005. - 20 с. ■