Научная статья на тему 'Проблемы платных медицинских услуг в условиях лишения свободы'

Проблемы платных медицинских услуг в условиях лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
380
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / HEALTH CARE / ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL FACILITIES / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ УИС / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / PAID MEDICAL SERVICES / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ADDITIONAL TREATMENT AND PREVENTIVE CARE / INMATES / HEALTH CARE FACILITIES OF THE PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павленко Андрей Анатольевич

Одним из элементов реализации права осужденного на охрану здоровья является возможность получения им дополнительной лечебно-профилактической помощи, оплачиваемой за счет собственных средств. Порядок предоставления осужденным дополнительной лечебно-профилактической помощи (далее ДЛПП) определен в п. 125-128 Правил внутреннего распорядка ИУ, причем без указания конкретного перечня медицинских услуг, присутствующего в ПВР СИЗО. Однако данный законный интерес в силу ряда причин на практике используется крайне редко и не отражается статистически ни в одной из форм отчетности. По результатам общероссийского анкетирования представителей 56 ФКУЗ МСЧ ФСИН России и 114 иных сотрудников УИС из Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов были выявлены актуальные проблемы предоставления платных медицинских услуг. Ведущей причиной относительно редкого применения ДЛПП является отсутствие средств у осужденных и их способности самостоятельно оплатить эти услуги. Кроме того, было отмечено несовершенство правовой базы предоставления платных медицинских услуг. Основным направлением совершенствования нормативных основ в рассматриваемой сфере является выработка четкого алгоритма действий всех служб, участвующих в предоставлении ДЛПП в местах лишения свободы. Вместе с тем, несмотря на организационные трудности, подавляющее число респондентов обеих групп высказались за сохранение самого института платных медицинских услуг для лиц, лишенных свободы. Предлагаем законодательно закрепить возможность осужденного на получение платных медицинских услуг в ч. 6 ст. 12 и ч. 5 ст. 101 УИК РФ, как было в ИТК РСФСР 1970 г. Алгоритм реализации этого права считаем целесообразным изложить в отдельном разделе (параграфе) Правил внутреннего распорядка ИУ, специально посвященном данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павленко Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of paid medical services in the conditions of imprisonment

One of the elements of the right to health of the convicted person is the ability to receive an additional treatment and preventive care, paid from his own funds. The order of granting additional therapeutic and preventive care (here and after ATPC) is defined in paragraphs 125-128 Internal Regulations of the Correctional Facility, without a specific list of medical services, which is present in the Internal Rules of jail. However, this legitimate interest due to the number of reasons, is rarely used in practice and does not reflected statistically in any of the reporting forms. According to the results of the nationwide survey of the representatives of 56 Federal Governmental Institutions Medical Sanitary Units of the Federal Penitentiary Service of Russia and 114 other staff members of the Penal System of the Ural, Siberian and Far Eastern federal districts the actual problems of paid medical services have been identified. The leading reason for the relatively rare usage of the ATPC is the lack of funds from the convicts and their low ability to pay for these services themselves. In addition, the imperfection of the legal framework of paid medical services was noted. The main direction of improving the regulatory framework in this sphere is to develop a clear algorithm of all services involved in providing the ATPC in prison. However, despite the organizational difficulties, the overwhelming majority of respondents in both groups were in favor of the preservation of the institution of paid medical services for persons, deprived of their liberty. We offer to legislate the opportunity of the convicted person to receive paid medical services in part 6, Art. 12 and part 5, Art. 101 of the Criminal Executive Code of Russian Federation, as it was in the Correctional Labor Code of the RSFSR 1970. We consider that the algorithm of the realization of this right will be appropriate to be set out in a separate section (paragraph) of the Internal Regulations of Correctional Facility, specifically dedicated to this issue.

Текст научной работы на тему «Проблемы платных медицинских услуг в условиях лишения свободы»

В. Ф. Маргелова (г. Рязань), преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Grishko Natalia Alexandrovna: Ryazan Higher Airborne Command Red Banner Order of Suvorov twice School named after General Army V. F. Margelov (Ryazan), lecturer in humanities and natural science disciplines. E-mail: [email protected]

УДК 343.828

А. А. Павленко

ПРОБЛЕМЫ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Одним из элементов реализации права осужденного на охрану здоровья является возможность получения им дополнительной лечебно-профилактической помощи, оплачиваемой за счет собственных средств. Порядок предоставления осужденным дополнительной лечебно-профилактической помощи (далее — ДЛПП) определен в п. 125-128 Правил внутреннего распорядка ИУ, причем без указания конкретного перечня медицинских услуг, присутствующего в ПВР СИЗО. Однако данный законный интерес в силу ряда причин на практике используется крайне редко и не отражается статистически ни в одной из форм отчетности.

По результатам общероссийского анкетирования представителей 56 ФКУЗ МСЧ ФСИН России и 114 иных сотрудников УИС из Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов были выявлены актуальные проблемы предоставления платных медицинских услуг. Ведущей причиной относительно редкого применения ДЛПП является отсутствие средств у осужденных и их способности самостоятельно оплатить эти услуги. Кроме того, было отмечено несовершенство правовой базы предоставления платных медицинских услуг. Основным направлением совершенствования нормативных основ в рассматриваемой сфере является выработка четкого алгоритма действий всех служб, участвующих в предоставлении ДЛПП в местах лишения свободы. Вместе с тем, несмотря на организационные трудности, подавляющее число респондентов обеих групп высказались за сохранение самого института платных медицинских услуг для лиц, лишенных свободы.

Предлагаем законодательно закрепить возможность осужденного на получение платных медицинских услуг в ч. 6 ст. 12 и ч. 5 ст. 101 УИК РФ, как было в ИТК РСФСР 1970 г. Алгоритм реализации этого права считаем целесообразным изложить в отдельном разделе (параграфе) Правил внутреннего распорядка ИУ, специально посвященном данной проблеме.

Ключевые слова: охрана здоровья; осужденные; исправительные учреждения; лечебно-профилактические учреждения УИС; дополнительная лечебно-профилактическая помощь; платные медицинские услуги.

A. A. Pavlenko

THE PROBLEMS OF PAID MEDICAL SERVICES IN THE CONDITIONS OF IMPRISONMENT

One of the elements of the right to health of the convicted person is the ability to receive an additional treatment and preventive care, paid from his own funds. The order of

© Павленко А. А., 2017.

granting additional therapeutic and preventive care (here and after — ATPC) is defined in paragraphs 125-128 Internal Regulations of the Correctional Facility, without a specific list of medical services, which is present in the Internal Rules ofjail. However, this legitimate interest due to the number of reasons, is rarely used in practice and does not reflected statistically in any of the reporting forms.

According to the results of the nationwide survey of the representatives of 56 Federal Governmental Institutions Medical Sanitary Units of the Federal Penitentiary Service of Russia and 114 other staff members of the Penal System of the Ural, Siberian and Far Eastern federal districts the actual problems of paid medical services have been identified. The leading reason for the relatively rare usage of the ATPC is the lack offunds from the convicts and their low ability to pay for these services themselves. In addition, the imperfection of the legal framework of paid medical services was noted. The main direction of improving the regulatory framework in this sphere is to develop a clear algorithm of all services involved in providing the ATPC in prison. However, despite the organizational difficulties, the overwhelming majority of respondents in both groups were in favor of the preservation of the institution of paid medical services for persons, deprived of their liberty.

We offer to legislate the opportunity of the convicted person to receive paid medical services in part 6, Art. 12 and part 5, Art. 101 of the Criminal Executive Code of Russian Federation, as it was in the Correctional Labor Code of the RSFSR 1970. We consider that the algorithm of the realization of this right will be appropriate to be set out in a separate section (paragraph) of the Internal Regulations of Correctional Facility, specifically dedicated to this issue.

Keywords: health care; inmates; correctional facilities; health care facilities of the Penal System; additional treatment and preventive care; paid medical services.

Правовое регулирование и организация медико-санитарного обеспечения лиц, лишенных свободы, исходят из содержания конституционного права граждан России (ст. 41 Конституции РФ) на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое нашло свое отражение в ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Охрана здоровья осужденных как направление деятельности исправительных учреждений отражено в ст. 101 УИК РФ и в п. 4 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Одним из элементов реализации рассматриваемого права осужденного является возможность получения им дополнительной лечебно-профилактической помощи, оплачиваемой за счет собственных средств. Необходимо отметить, что это именно дополнительная помощь (курсив мой — А. П.), так как в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее — Закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на

медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (данные программы ежегодно утверждаются постановлениями Правительства РФ), а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг. Осужденные в этом праве не ограничены, на них распространяются лишь некоторые ограничения при выборе врача и медицинской организации (ч. 8 ст. 21 Закона № 323-ФЗ).

Рассматриваемая норма является специальной по отношению к другим положениям Закона № 323-ФЗ: к уже упоминаемой ч. 2 ст. 19 и к ст. 26 «Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи», не предусматривающей для осужденных ограничений на получения платной помощи. В этом же законе впервые в отечественном законодательстве появилась ст. 84 «Оплата медицинских услуг», в

которой выделены платные медицинские услуги и платные немедицинские услуги (бытовые, сервисные, транспортные и др.). В соответствии с ч. 7 этой статьи были приняты Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006), детально регламентирующие процедуру оказания этих услуг.

Непосредственно порядок предоставления осужденным дополнительной лечебно-профилактической помощи определен в п. 129-131 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», далее — ПВР ИУ). В указанном порядке преимущественным местом предоставления этих услуг определены лечебно-

профилактические или лечебные исправительные учреждения УИС (п. 129 ПВР ИУ), что представляется абсолютно обоснованным, исходя из необходимости обеспечения режимных требований.

В п. 129 ПВР ИУ определено, что платные медицинские услуги осужденным предоставляются специалистами лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения. Вместе с тем, нет нормативного запрета на оказание подобных услуг и медицинскими работниками УИС. Для осуществления платных медицинских услуг необходимо указание об этом в уставе ФКУЗ МСЧ Федеральной службы исполнения наказаний среди видов приносящей доход деятельности. Цены на эти услуги определяются в соответствии с Порядком определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями ФСИН России (приказ ФСИН России от 11.07.2013 № 401). Данным Порядком установлено, что Перечень платных медицинских услуг, оказываемых учреждением, цены (тарифы) на медицинские услуги, а также изменения в перечень платных медицинских услуг и изменения цен (тарифов) на медицинские услуги

утверждаются приказом учреждения (п. 5).

Однако в исключительных случаях, когда невозможно предоставить необходимую медицинскую услугу в условиях учреждений УИС, она по заключению лечащего врача ИУ может быть выполнена в соответствующем учреждении здравоохранения (п. 129 ПВР ИУ). В этой связи необходимо отметить, что механизм реализации указанной нормы не регламентирован. Прежде всего, не определен порядок расчета стоимости этапирования (перемещения) осужденного в медицинское учреждение государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Важно еще раз отметить, что наличие у осужденного права на получение дополнительных платных медицинских услуг не освобождает должностных лиц учреждения УИС от обязанности по созданию условий для реализации прав осужденных на получение бесплатной медицинской помощи, поскольку в соответствии с п. 9 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (приказ Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190), предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. При несоблюдении указанных гарантий на защиту прав осужденного встает суд [1].

Вместе с тем, получение осужденными платных медицинских услуг в силу ряда обозначенных и иных причин, рассмотренных А. П. Скибой [6, с. 26-28], на практике используется крайне редко и не отражается статистически ни в одной из форм отчетности. Так, по данным специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, проведенной 12-18 ноября 2009 г., дополнительные лечебно-профилактические услуги

предоставлялись примерно 11-17 % осужденных [2, с. 132, 314-315, 429-430]. Причем это практически не связано с состоянием их здоровья и местом

расположения колонии. Хотя объективная возможность предоставления таких услуг существовала практически всегда, оплачивать такие услуги большинство осужденных не в состоянии [7, с. 114, 116].

Вызывает недоумение и то обстоятельство, что рассматриваемые положения законодательно закреплены в ч. 7 ст. 99 УИК РФ «Материально-бытовое обеспечение осужденных» как один из видов обычных дополнительных платных услуг, а не как возможность реализации права осужденного на охрану здоровья (ч. 6 ст. 12 Кодекса) и составная часть медико-санитарного обеспечения (ст. 101 УИК РФ). Подобный подход заложен и в ПВР ИУ, раздел XVII «Порядок приобретения осужденными продуктов питания, вещей, предметов и оказания им дополнительных услуг» которого содержит в том числе и перечень дополнительных услуг, оказываемых по инициативе осужденных и оплачиваемых за счет их собственных средств (п. 110). Необходимо отметить, что в ПВР ИУ 2016 г. впервые появился подобный перечень, включающий и три вида медицинских услуг:

- консультации врачей-специалистов медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения;

- подбор, изготовление очков, протезов, ортопедической обуви;

- отдельные виды инструментального, лабораторного обследования, а также лечения, протезирования зубов.

Схожие нормы содержатся и в Федеральном законе от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Там также законодатель объединил дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги, но в отличие от УИК РФ посвятил регулированию этих вопросов отдельную ст. 26 «Дополнительные платные услуги». В этой статье закреплено, что при наличии соответствующих условий администрация мест содержания под стражей обеспечивает подозреваемым и обвиняемым

дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются Правилами внутреннего распорядка СИЗО.

В этой связи заслуживает внимания норма, регулирующая платные медицинские услуги в местах лишения свободы, в предшественнике УИК РФ — Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г. (далее — ИТК). Законом РФ от 12.06.1992 № 2988-1, внесшим в целый ряд статей ИТК существенные изменения, направленные на гуманизацию условий отбывания наказаний, ст. 57 Кодекса «Медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы» была дополнена ч. 4: «Осужденный имеет право обратиться за консультацией и лечением в систему платных медицинских услуг. Оплата таких услуг и приобретение необходимых лекарств осуществляются самим осужденным или его родственниками за счет собственных средств. Консультирование и лечение в таких случаях проводятся в медико-санитарной части по месту отбывания наказания под наблюдением персонала медико-санитарной части». В данном случае позиция законодателя, определившего место платных медицинских услуг как элемента именно медицинской помощи (курсив мой — А. П.) заключенным, представляется нам более обоснованной, чем позиция авторов УИК РФ.

Для упорядочения правового регулирования и процедуры получения осужденными платных медицинских услуг п. 81 Комплексного плана научного обеспечения деятельности ФСИН России на 2015 год (утвержден директором Федеральной службы исполнения наказаний 24.12.2014) было предусмотрено проведение исследования, результатом которого явился аналитический обзор [5]. В ходе указанного исследования нами было проведено анкетирование двух групп респондентов.

Первую группу составили слушатели, проходящие повышение квалификации в Томском институте повышения квалификации работников ФСИН России. Всего было опрошено 114 представите-

лей оперативно-режимной и воспитательной служб ИК, ВК, СИЗО и тюрем, представляющих Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Вторую группу сформировали представители 56 ФКУЗ МСЧ ФСИН России (от каждого МСЧ был представлен один вариант ответов с учетом консолидированного мнения сотрудников учреждения по поставленным вопросам). Анкетирование было организовано Управлением организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России. Анкеты были одинаковы для обеих групп и состояли из 2-х частей.

В первой были представлены извлечения из нормативных правовых актов, регламентирующих рассматриваемую сферу. Вторая часть анкеты представляла собой 4 вопроса для свободного описания ситуации, без предложенных вариантов ответа. Эти вопросы касались распространенности на практике указанных норм; обозначения факторов, затрудняющих широкое применение получения осужденными дополнительной лечебно-профилактической помощи; определения направлений совершенствования

нормативно-правовой базы ДЛИН; целесообразности существования самого института получения осужденными дополнительной лечебно-профилактической помощи, оплачиваемой за счет их собственных средств.

Ответы респондентов первой группы предоставили крайне скудную информацию. Так, всего 32 чел. (28 %) из 114 отметили наличие применения указанных норм на практике. Среди видов ДЛПП респондентами этой группы выделили случаи:

- оказания стоматологической помощи, включая протезирование — 18 (57 % от всех случаев предоставления ДЛПП);

- приобретение очков — 3 (10 %);

- приобретение лекарств — 1 (1 %);

- иные услуги (консультации различных узких специалистов) — 10 (32 %).

Кроме того, подавляющее большинство респондентов (29 из 32 чел., или 90 %), имевших информацию о ДЛПП, отметили, что такие услуги оплачивались за счет родственников и адвокатов, без договора с осужденным. Следует отметить, что все респонденты-немедики высказались против полного запрета на получение осужденными ДЛПП.

Респонденты второй группы — представители 56 ФКУЗ МСЧ ФСИН России, предоставили намного более информативные ответы [3, с. 37-49].

По первому вопросу обращает на себя внимание факт, что 1/3 опрошенных МСЧ (19 из 56, или 34 %) неизвестны случаи предоставления осужденным дополнительной лечебно-профилактической помощи, оплачиваемой за счет их собственных средств.

Из 37 МСЧ (66 %), в которых имеется опыт ДЛПП, широко она применялись только в 3 (5 %) учреждениях, нередко — в 22 (40 %), и единичные факты получения осужденными дополнительной лечебно-профилактической помощи, оплачиваемой за счет их собственных средств, отметили 12 МСЧ (21 %).

Варианты оплаты (отметили 18 МСЧ): за счет самих осужденных — всего 11 % (2 ответа), за счет родственников и адвокатов, без договора с осужденным — 89 % (16 ответов). Этот показатель практически совпадает с результатами первой группы — 90 %.

По видам ДЛПП ответы распределились следующим образом (всего 78 вариантов):

1. стоматологическая помощь — 38 (49 %), в том числе протезирование — 26 (33 % всех респондентов и 70 % от стоматологии);

2. диагностические мероприятия (консультации узких специалистов, инструментальные и лабораторные исследования) — 30 (39 %);

3. приобретение лекарственных средств и изготовление очков — 6 (8 %);

4. непосредственно лечебные мероприятия — 2 (4 %).

По второму вопросу респондентами было названо 195 факторов, затрудняющих

широкое применение получения осужденными дополнительной лечебно-профилактической помощи, оплачивае-

Таблица 1. Факторы,

мой за счет их собственных средств, которые были объединены нами в семь групп и представлены в таблице 1.

затрудняющие широкое применение ДЛПП

№ п/п Наименование группы факторов Кол-во ответов Доля в структуре ответов ( %)

1. Правовые 19 10

2. Организацио нные 36 19

3. Относящиеся к осужденным 77 39

4. Относящиеся к организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения 39 20

5. Относящиеся к медицинской службе УИС 15 8

6. Коррупционные (оперативно-режимные) риски, злоупотребление осужденным правом на охрану здоровья (см. подр. [4]) 6 3

7. Отсутствие проблем с ДЛПП 3 1

ВСЕГО: 195 100

При ответе на третий вопрос анкеты применения ДЛПП, ответы также были

относительно предложений по измене- сгруппированы в семь групп, которые

нию нормативно-правовой базы, направ- представлены в таблице 2. ленных на повышение эффективности

Таблица 2. Предложения по совершенствованию ДЛПП

№ п/п Наименование группы факторов Кол-во ответов / кол-во ответов 1-6 Доля в структуре ответов / доля в ответах 1-6 ( %)

1. Правовые 9 19 / 28

2. Организационные 1 2 / 3

3. Относящиеся к осужденным 11 23 / 34

4. Определить конкретный перечень ДШ1П 2 4 / 6

5. Относящиеся к медицинской службе УИС 8 18 / 26

6. Предупреждение коррупционных (оперативно-режимных) рисков, злоупотребления осужденным правом на охрану здоровья 1 2/3

7. Пет проблем, нет предложений, затрудняюсь, нет ответа 15 32

ВСЕГО: 47/32 100 / 100

На четвертый вопрос анкеты о целесообразности нормативной регламентации ДЛПП, оплачиваемой за счет собственных средств осужденных, из-за их неприменения на практике, ответы были разделены на два блока. Первый составили ответы о сохранении либо отказе от рассматриваемой медицинской помощи в принципе. Большинство — 78 % (43 ответа) высказались за необходимость со-

хранения этого института. За исключение получения осужденными ДЛПП было 17 % респондентов (10 ответов), еще 5 (3 МСЧ) ответить затруднились.

Второй блок ответов на четвертый вопрос составили предложения по совершенствованию дополнительной лечебно-профилактической помощи, представленные в таблицу 3.

Таблица 3. Направления совершенствования ДЛПП

№ п/п Наименование группы факторов Кол-во ответов Доля в структуре ответов ( %)

1. Правовые (совершенствовать нормативную базу) 45 51

2. Совершенствование процедуры оплаты ДЛИЛ 13 15

3. Относящиеся к осужденным 6 7

4. Относящиеся к организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения 19 21

5. Относящиеся к медицинской службе УИС 5 6

ВСЕГО: 88 100

Результаты анкетирования позволяют ми такого алгоритма выбраны: подготов-

сделать следующие выводы.

1. Существуют реальные правовые и организационные проблемы с предоставлением осужденным к лишению свободы дополнительной лечебно-профилактической помощи, оплачиваемой за счет их собственных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Основным видом ДЛПП является стоматологическая помощь, в основном это протезирование, что объясняется возможностью ее оказания в условиях медицинской части учреждения УИС.

3. Ведущей причиной относительно редкого применения ДЛПП является отсутствие средств у осужденных и их способности самостоятельно оплатить эти услуги.

4. Подавляющее число респондентов обеих групп высказались за сохранение ДЛПП как элемента реализации осужденными к лишению свободы права на охрану здоровья.

5. Основным направлением совершенствования нормативно-правовой базы в целях повышение эффективности применения дополнительной лечебно-профилактической помощи представляется выработка четкого алгоритма действий всех служб ИУ, участвующих в предоставлении осужденным ДЛПП. Наиболее предпочтительными варианта-

ка отдельного приказа о проведении ДЛПП в УИС с подробными комментариями (определение исчерпывающего перечня видов медицинской помощи (услуг), разрешенных для получения осужденными за счет из собственных средств вывоз, конвой и т. д.) либо выделения отдельного раздела (параграфа), регламентирующего получение осужденными ДЛПП, в Правилах внутреннего распорядка ИУ.

Кроме того, предлагаем законодательно закрепить возможность осужденного получить платные медицинские услуги в ч. 6 ст. 12 и ч. 5 ст. 101 УИК РФ, как было в ст.57 ИТК РСФСР 1970 г.

В заключение отметим, что проведенное исследование выявило самые общие проблемы в сфере ДЛПП. Правовое регулирование и порядок получения осужденными этого вида медицинской помощи нуждаются в дальнейшем глубоком изучении. В конечном итоге это должно привести к переводу платных медицинских услуг для осужденных из декларативной и практически не применяемой на практике возможности в реальный инструмент реализации закрепленного в ст. 41 Конституции РФ права граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Литература

1. Апелляционное определение Белгородского областного суда от 11.06.2013 по делу № 33-1930 [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей , 12-18 ноября 2009 г. / под общ. ред. Ю. И. Калинина. — М.: ИД «Юриспруденция», 2012.

3. Павленко, А. А Платные медицинские услуги в местах лишения свободы : учебное пособие. — Осинники: ИП Бакланов Г. В., 2016.

4. Павленко, А. А. Злоупотребление правом на медицинскую помощь осужденными к лишению свободы при получении платных медицинских услуг // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : матер. Всеросс. научно-практ. конф., Томск 14-15 апреля 2016 года / под общ. ред. В. А. Уткина; Томский ИПКР ФСИН России. — Томск: Изд-во ООО «Офсет-ЦЕНТР», 2016. — Вып. 4.

5. Павленко, А. А. Реализация осужденными к лишению свободы права на дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет их собственных средств : аналитический обзор. — Томск: Томский ИПКР ФСИН России, 2015.

6. Скиба, А. П. Некоторые аспекты реализации конституционного права осужденных на охрану здоровья в условиях лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. — 2009. — № 1.

7. Уткин, В. А. Осужденные в колониях-поселениях. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября 2009 г. / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2011. — Вып. 1.

Сведения об авторе

Павленко Андрей Анатольевич: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск), доцент кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и правового обеспечения деятельности УИС, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]

Information about the author

Pavlenko Andrey Anatolevich: Tomsk Institute of the professional development of employees of the FPS of Russia (Tomsk), Associate Professor of the Department of execution of punishments not related to deprivation of liberty and legal support of the correctional system, сandidate of law. E-mail: [email protected]

УДК 347.155

Д. В. Хильман

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ

В статье освещаются отдельные вопросы нормативного правового регулирования реализации осужденными своих интеллектуальных прав. Рассматриваются личные неимущественные и исключительные интеллектуальные права по соответствующим институтам подотрасли, регулирующей гражданские отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности. Делаются выводы о специфике осуществления осужденными своих интеллектуальных прав.

Ключевые слова: лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы; осуществление интеллектуальных прав; личные неимущественные права; исключительные права.

© Хильман Д. В., 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.