УДК 614.2:343.8 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ОСУЖДЕННЫМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВГО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Иванов М. Е., Дехнич С. Н., Каманин Е.И., Охапкин А.С., Беркс П.М.
Цель. Исследование проблемы предоставления платных медицинских услуг осужденным в учреждениях уголовно исполнительной системы.
Новизна: Проведено социологическое исследование среди осужденных, медицинских работников государственного и частного секторов, а так же ведомственных медицинских работников ФСИН.
Методология проведения работы. Представлены результаты исследования нормативно - правовых актов регулирующих правоотношения по оказанию платных медицинских услуг и социологического опроса осужденных, и поставщиков медицинских услуг. Использован метод экспертных оценок - на основе анкетирования врачей УФСИН.
Результаты. Установлены основные правовые и организационные трудности предоставления платных медицинских услуг осужденным в пенитенциарных учреждениях и способы их решения.
Область применения. Данные результаты могут быть использованы при разработке нормативно-правовых актов и гражданско-правовых договоров по предоставлению платных медицинских услуг осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: платные медицинские услуги, пенитенциарные
учреждения, осужденные.
LEGAL AND INSTITUTIONAL PROBLEMS OF PAID MEDICAL SERVICES IN THE PENAL CORRECTION SYSTEM INSTITUTIONS
Ivanov M. Y., Dekhnich S.N., Kamanin Y.I., Okhapkin A.S., Berks P. M.
Purpose of the research work. To study the issue of providing paid medical services to convicts in the penal correction system institutions.
Novelty: There was conducted a case study among prisoners, medical workers of public and private sectors, as well as medical workers of the Federal Penitentiary Service.
Methodology of the research work. There are presented the results of the study of the legal acts that regulate paid medical services provision and the data of the survey conducted among convicts and health care providers. There has been used the method of peer review based on the survey of the FPS physicians.
Results. There have been determined the major legal and institutional problems of the provision of paid medical services to convicts in penitentiary facilities and ways of their solution.
Practical implication: These results can be used to develop regulations and civil contracts for the provision of paid medical services to convicts in the penal correction system institutions.
Keywords: paid medical services, penitentiary facilities, convicts.
В настоящее время, трудно найти какую-либо другую часть отечественной системы здравоохранения, менее проблемную,
противоречивую, требующую детального изучения и реформирования, чем тюремная медицина, хотя история ее развития началась более четырех веков назад и представляет большой интерес для работников пенитенциарной системы.
Этот вопрос важен еще и потому, что условия жизни заключенных в местах лишения свободы и состояние оказания им медицинской помощи во все времена являлись объективным мерилом гуманности и прогрессивности общества [1].
Научное исследование и философское осмысление данной отрасли медицины в настоящее время актуально как никогда, в свете затянувшейся реализации реформы здравоохранения России в целом, и начавшегося глобального реформирования Федеральной службы исполнения наказаний, в частности.
Важность изучения организации медицинской помощи осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обусловлена тем, что значительная часть населения страны отбывает наказание в виде лишения свободы. По официальным данным пресс-службы ФСИН России на 01.09.2012 в пенитенциарных учреждениях содержится 717400 человек.
Проблемы здоровья общества неизбежно входят во взаимосвязь и взаимозависимость с медицинским обеспечением Федеральной службы исполнения наказаний. Ежегодно возрастает социальная и экономическая значимость пенитенциарной медицины, нередко, отдельные случаи заболеваний и смерти в учреждениях уголовно - исполнительной системы приобретают широкомасштабный общественный резонанс.
Необходимо отметить, что медицина данной отрасли претерпевает как общие, характерные для всего здравоохранения проблемы (нехватка оборудования, оснащения, кадровый дефицит), так и собственные специфические трудности - (нередкая удаленность учреждений от крупных населенных пунктов, подчиненность и зависимость от руководства с немедицинским образованием, ограничения, связанные с режимными требованиями и особыми правилами безопасности).
В соответствии с отечественным и международным законодательством осужденные к лишению свободы не являются лицами, лишенными
гражданства, и, соответственно, сохраняют правовой статус граждан нашей страны [4]. Таким образом, право на здоровье, гарантированное Конституцией Российской Федерации, распространяется на них в полном объеме и субъектами оказания медицинской помощи, помимо ведомственных медицинских учреждений, могут выступать государственные, муниципальные и частные медицинские организации [5].
Примечательно, что порядок оказания медицинской помощи в рамках базовой программы государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь относительно полно изложен в межведомственном совместном приказе Минюста и Минздравсоцразвития [3], в то время как правоотношения при оказании платных медицинских услуг урегулированы недостаточно.
В правилах внутреннего распорядка предусмотрены нормы о том, что при желании осужденного получить платную медицинскую услугу, администрация учреждения обязана предоставить ему ее в течение 3 дней [2]. То есть материальные нормы права по этому вопросу существуют, в то же время механизм и последовательность предоставления таких услуг до настоящего времени не разработаны, что является констатацией факта отсутствия процессуальных норм данных правоотношений.
Целью настоящего исследования являлось определение основных трудностей, связанных с реализацией платных услуг для осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии строгого режима.
Материалы и методы. Для осуществления работы использовались аналитический и социологический методы. В ходе исследования проанализированы 23 нормативных документа, регулирующих правоотношения по оказанию медицинской помощи в виде платных медицинских услуг.
Социологический опрос проводился в форме анонимного анкетирования. Было разработано 2 вида анкет - для опроса осужденных и для опроса субъектов предоставляющих платные услуги.
Для выявления проблемных вопросов и разработке в дальнейшем мероприятий по оптимизации работы, первая анкета содержала вопросы -отношения к платным медицинским услугам, готовности их приобретать, структуре потребности потенциальных услуг, причинах невозможности потребления услуг, трудностях в получении платных медицинских услуг. Использовались вопросы открытой и полузакрытой формы. Объем выборки составил 475 респондентов (осужденных и медицинских работников). Вторая анкета - для поставщиков медицинских услуг содержала вопросы об информированности возможного предоставления услуг осужденным в колониях, структуре предлагаемых услуги и причинах затрудняющих предоставление таких платных медицинских услуг - также была построена на вопросах открытой и полузакрытой формы. Объем выборки составил 50 единиц. Помимо этого, методом экспертной оценки врачами ведомственной системы изучено отношение пенитенциарных медиков к внедрению платных услуг, трудностей и преимуществ данного вида медицинской помощи. В качестве экспертов были привлечены 25 врачей УИС Смоленской области.
Результаты и обсуждение.
Большинство респондентов (67,7%) из числа потребителей медицинских услуг (осужденные колонии строгого режима) признали позитивно правомерным возможность получения платных медицинских услуг в местах лишения свободы. Негативно относящиеся к платным медицинским услугам осужденные, свое нежелание получать данный вид медицинской помощи объясняют отсутствием денежных средств (33,3%) и нежеланием платить принципиально, считая, что медицинскую помощь государство обязано оказывать бесплатно (14,3%).
Изучение потребности в различных видах медицинских услуг свидетельствует о самой высокой доле (64,3%) нуждаемости осужденных в стоматологических услугах (таб.1).
Таблица 1
Структура потребности в различных видах медицинских услуг на основании мнения осужденных (%)
Вид медицинских услуг Уровень потребности
Стоматологические 64,3
Диагностические 22,1
Лечебно-профилактическая помощь узких специалистов 13,6
Пятая часть респондентов (22,1%) указала на потребность в диагностической помощи (инструментальной и лабораторной). Доля нуждающихся в лечебно-профилактической помощи составила 13,6%. При этом наибольшая часть приходится на медицинские услуги врачей таких узких специальностей как офтальмолог (37,5%), уролог (20.6%), невролог (16,7%), кардиолог (16,3%); в значительно меньшей доле -психотерапевт (5.2%), оториноларинголог (3.7 %). Полученные показатели потребности в
медицинских услугах объясняются их специфическими свойствами. В отличие от предлагаемых другими отраслями услуг, когда потребитель самостоятельно может определять потребность в них, осужденные без участия врача способны оценить нуждаемость в медицинской помощи в ограниченном спектре. В наибольшей мере доступно для собственного суждения о необходимости стоматологических услуг, в случае неудовлетворительного самочувствия -возможно оценить потребность в диагностическом обследовании.
Проведенное анкетирование осужденных позволило выявить основные причины недоступности платных медицинских услуг. Приоритет потребности осужденных в стоматологических услугах, достаточно дорогостоящих, объясняет доминирование барьеров финансового характера на пути их получения (70,3%)- отсутствие средств на счете и (или) отсутствие работы (таб. 2).
Таблица 2
Основные трудности реализации медицинских услуг осужденным в учреждения ФСИН, на основании мнения пациентов, производителей,
экспертов (%)
Трудности реализации Респонденты
Пациенты (осужденные колонии строго режима) Эксперты (врачи учреждений ФСИН) Поставщики (врачи государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, частные медицинские организации)
Трудность организации - 61,2 27,8
Трудность транспортировки 23,1 26,2
Низкая платежеспособность пациентов 70,3 6,7 6,4
Трудность сохранения медицинской конфиденциальности 4,0 4,2 33,0
Трудность предоставления гарантий результата и качества 6,3 2,6 -
Отсутствие информации о качестве услуг 8,7 2,2 -
Чувство страха при работе с осужденными - - 6,6
Препятствия со стороны администрации учреждений 10,7 - -
В меньшей степени затрудняли доступ к платной медицинской помощи такие причины, как бюрократические преграды со стороны работников администрации учреждений (10,7 %), отсутствие информации о качестве услуг (8,7%), отсутствие гарантийных обязательств со стороны поставщиков услуг (6,3%), трудности сохранения медицинской тайны (4,0 %).
В то же время данные экспертной оценки медицинскими работниками пенитенциарных учреждений, непосредственно оценивающих здоровье осужденных и соответствующую ему потребность в медицинской помощи, свидетельствуют о единодушном мнении врачей (98,8%) о необходимости внедрения платных услуг, которые смогут существенно расширить диагностические и лечебные возможности медицинских частей колоний в современных условиях. Логично, что адекватная медицинская помощь возможна только при условии правильной первоначальной диагностики. Поэтому в структуре потенциально поставляемых медицинских услуг, по мнению пенитенциарных медиков, должны превалировать диагностические, включая лабораторные (46,1 %), инструментальные (33,6%), и
консультативные, особенно консультации узких специалистов (20.3%).
Приоритет консультативно-диагностической помощи определяет отличие в оценке медицинскими работниками трудностей предоставления платных медицинских услуг осужденным. Доминирующей преградой (61.2 %), как свидетельствуют данные таблицы 2, указана проблема организации оказания платных услуг, так как на пенитенциарных медиков автоматически возлагаются все мероприятия по оформлению и доставке на режимную территорию сторонних врачей, их сопровождению, что отражается на использовании рабочего времени при отсутствии даже потенциальной возможности оплаты. На второе место ставят проблемы по транспортировке осужденных к месту получения неотделимых от поставщика услуг (23,1%), которая требует конвоирования не менее 3 человек, специального транспорта, водителя. В настоящее время оплата труда этих лиц в данной ситуации законодательно не предусмотрена.
В определенной доле случаев, по мнению пенитенциарных медиков, проявляются преграды, обусловленные неплатежеспособностью осужденных и затруднением оплаты (6,7%). Наличные деньги, к обороту запрещены, операции с безналичными средствами на лицевых счетах осужденных, часто
совершаются медленно, так как согласовываются и проходят через Федеральное казначейство, ряд осужденных имеют непогашенные денежные иски, и при любом поступлении денег на счет, вступает в силу приоритет фискализации денег в пользу истца. В меньшей мере проблемами являются нежелание осужденных получать медицинскую помощь за деньги из-за отсутствия достоверной информации о предоставляемых услугах (2,2%), беспокойства по поводу сохранения медицинской тайны о диагнозе и факте обращения за медицинской помощью (4,2 %,), недоверия из-за отсутствия гарантии результата и качества (2,6 %).
Результаты, полученные на основании опроса поставщиков медицинских услуг из числа представителей центральных районных больниц, частных медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей, показал, что большинство респондентов (98,4 %) готовы к предоставлению платных медицинских услуг и даже заинтересованы в таком расширении своей деятельности. Но они также обозначили целый ряд трудностей в предоставлении медицинской помощи такого нового для данных учреждений контингента пациентов, как осужденные. Самой весомой проблемой является отсутствие гарантий права пациента на врачебную тайну (33,0%). Обеспечение охраны при конвоировании и на всем протяжении получения услуги ставит под сомнение конфиденциальность оказания медицинской помощи. Практически в равной значительной мере респонденты указывают на сложность организации (27,8 %) и доставки пациентов к неотделимым от поставщиков услугам (26,2 %), что может приводить к их удорожанию. Например, ультразвуковое исследование, стоит в 2-3 раза дороже при транспортировке пациента из дальних колоний.
Сомнения в платежеспособности и способе оплаты выражают 6,4 % опрошенных врачей. Незначительная часть медицинских работников (6,6%) выразила полное нежелание предоставлять медицинские услуги из-за чувства страха.
Выводы.
1. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о потребности большинства осужденных (67,7%) в платных медицинских услугах,
2. Большинство поставщиков медицинских услуг (98,4%) числа представителей центральных районных больниц, частных медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей выразили готовность к их предоставлению.
3. Большинство медицинских работников пенитенциарных учреждений (98,8%) считают необходимым внедрение платных услуг.
4. Определены основными препятствия для развития платных медицинских услуг в учреждения УИС: отсутствие нормативно-правового акта, четко регулирующего правоотношения по предоставлению платных медицинских услуг осужденным, сложность организации предоставления из-за необходимости охраны, затруднителен способ оплаты, отсутствие гарантии конфиденциальности.
Таким образом, для всесторонней реализации права на медицинскую помощь гражданам, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы в колониях, необходима разработка подзаконных нормативно правовых актов, предусматривающих подробное и тщательное описание всех возможных субъектов, особенностей и механизмов регулирования данных правоотношений, разработка вариантов особой формы гражданско-правовых договоров, в которых будут предусмотрены все необходимые нормы по соблюдению медицинской тайны, оплате всех участников правоотношений, помимо заказчика и исполнителя, а так же возможные, дополнительные гарантийные обязательства.
Список литературы
1. Актуальные вопросы пенитенциарного здравоохранения. Под ред.
A.С. Кононца и А.В. Бобрика. М., 2004.
2. Приказ МЗ и СР РФ и МЮ РФ от 17.10.2006 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».
3. Приказ МЮ РФ от 03.20.2005 №205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
4. Уголовно-исполнительное право России: под ред. В. И.Селиверстова. М., 2005.
5. Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3.
References
1. Aktualnye voprosy penitentsiarnogo zdravookhraneniya [Current issues of penitentiary healthcare]. M., 2004, ed. A.S. Kononets and A.V. Bobrik
2. Prikaz MZ i SR RF i MYu RF ot 17.10.2006 № 640/190 «O poryadke organizatsii meditsinskoy pomoshchi litsam, otbyvayushchim nakazanie v mestakh lisheniya svobody i zaklyuchennym pod strazhu» [Order of the Russian Federation Ministry of Health and the Russian Federation Ministry of Justice from 17.10.2006 № 640/190 "On the on the organization of medical assistance to persons serving sentences in prisons and detainees].
3. Prikaz MYu RF ot 03.20.2005 №205 «Ob utverzhdenii pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nykh uchrezhdeniy» [The Order of the RF Ministry of Justice from 03.20.2005 N205 "On the approval of the Internal Regulations of Correctional Institutions"].
4. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii [Penal law in Russia]: ed.
B.I.Seliverstov. Moscow, 2005.
5. Federalnyy Zakon «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii», ot 21 noyabrya 2011 g. N 323-FZ [The Federal Law "On the basics of health protection of the Russian Federation citizens," from November 21, 2011 N 323-FZ].
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Иванов Михаил Евгеньевич, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
Смоленская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Смоленской области» ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019, Россия e-mail: [email protected]
Дехнич Светлана Николаевна, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, кандидат медицинских наук, доцент Смоленская государственная медицинская академия Министерства
здравоохранения и социального развития РФ ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019, Россия e-mail: [email protected]
Каманин Евгений Иванович, главный врач ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», заведующий кафедрой оториноларингологии, доктор медицинских наук, профессор
ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» пр. Гагарина 27 г. Смоленск, 214019, Россия e-mail: [email protected]
Смоленская государственная медицинская академия Министерства
здравоохранения и социального развития РФ ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019, Россия
Охапкин Александр Сергеевич, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии, доктор медицинских наук, профессор Смоленская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития РФ ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019, Россия e-mail: oz-sgma@mail. ru
Беркс Павел Михайлович, депутат Смоленской областной Думы, председатель комиссии по регламенту и депутатской этике Смоленской областной Думы, доктор медицинских наук, Заслуженный врач Российской Федерации
Смоленская областная Дума
площадь Ленина, д. 1, г. Смоленск, 214008, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Ivanov Mihail Evgenievich, assistant of the department of public health and healthcare
Smolensk State Medical Academy of Healthcare and Social Development of Russia
Federal state institution ".Penal colony № 2 FPS Russia's Smolensk region "
28, Krupskoy str., Smolensk, 214019, Russia e-mail: [email protected]
Dekhnich Svetlana Nikolaevna, head of the department of public health and healthcare, Candidate of Medicine, associate professor
Smolensk State Medical Academy of Healthcare and Social Development of Russia 28, Krupskoy str., Smolensk, 214019, Russia e-mail: [email protected]
Kamanin Yevgeny Ivanovich, head doctor of State Budget Healthcare Department Smolensk Regional Clinical Hospital; Department Chairman of otorhinolaryngology, Doctor of Medicine, professor
Regional State Budget Healthcare Department Smolensk Regional Clinical Hospital 27 Gagarina avenue, Smolensk, 214019, Russia
Smolensk State Medical Academy of Healthcare and Social Development of Russia 28, Krupskoy str., Smolensk, 214019, Russia e-mail: [email protected]
Okhapkin Aleksander Sergeevich, head of the department of psychiatric, narcology and medical psychology, Doctor of Medicine, professor
Smolensk State Medical Academy of Healthcare and Social Development of Russia 28, Krupskoy str., Smolensk, 214019, Russia e-mail: oz-sgma@mail. ru
Berks Pavel Mikhailovch, Deputy of Smolensk Regional Duma, Chairman of the Committee of Regulation and deputy ethic of Smolensk Regional Duma, Doctor of Medicine, Honoured Doctor of Russian Federation
Smolensk Regioal Duma
214018, Smolensk, Lenin Square 1, Russia
e-mail: [email protected]
Рецензент:
Отвагин Игорь Викторович, ректор, доктор медицинских наук, профессор ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»