УДК 343 .81 СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ МИШУСТИН,
ББК 67.409.13 начальник кафедры режима и охраны
М71 в уголовно-исполнительной системе
(Самарский юридический институт ФСИН России),
e-mail: rinvuis@yandex.ru © Мишустин С. П., 2015
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ЛЕЧЕБНЫХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Реферат: предметом статьи являются нормативно-правовые акты в сфере исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях. Цель - выявление и определение проблем, пробелов и противоречий в действующих нормативных правовых актах в указанной сфере и выработка предложений по совершенствованию законодательства.
Лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы занимают особое место, поскольку выполняют двойную задачу - изоляцию осужденных и их лечение от социально значимых заболеваний: открытой формы туберкулеза, алкоголизма и наркомании.
По статусу указанный элемент в составе уголовно-исполнительной системы является исправительным учреждением, в которых в настоящее время содержится более полусотни больных осужденных.
Деятельность лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы регламентирует целый спектр нормативно-правовых актов как международного, так и внутрироссийского уровня. Учитывая, что рассматриваемый вид ИУ имеет специфический статус, вопросы исполнения наказаний, лечения осужденных, контрольно-надзорных мероприятий регламентируются различными министерствами и ведомствами (Минюст России, Минздрав России, ФСИН России, Росздравнадзор, Роспотребнад-зор и т. д.).
Нормы закона (ст. 101 УИК РФ), в которых указываются места и виды лечения осужденных, а также категории больных осужденных, представляются запутанными, в результате даже практические работники не всегда могут идентифицировать тот или иной вид мест лечения осужденных. Предлагается четкая регламентация мест и видов лечения, а кроме того, категорий осужденных, проходящих лечение.
В соответствии с законом осужденные в лечебных исправительных учреждениях имеют тот же статус, что и осужденные в других видах исправительных учреждений. Нормы, регламентирующие статус осужденных на ведомственном уровне (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), достаточно скудны и малосодержательны. Вместе с тем в отдельных случаях эти нормы подменяют собой нормы закона. Конечно, это не совсем верно. С учетом специфики общественных отношений в лечебных исправительных учреждениях и статуса этих учреждений предлагается принятие отдельных Правил внутреннего распорядка.
Представленные проблемы должны обратить на себя внимание со стороны как законодательной, так и исполнительной власти.
Ключевые слова: правовое регулирование, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, медицинские части, уголовно-исполнительная система, социально значимые заболевания, стационарное лечение, амбулаторное лечение, осужденный, открытая форма туберкулеза, алкоголизм; наркомания, охрана здоровья, медицинская помощь, больница, принудительное лечение.
На сегодняшний день в системе наказаний (ст. 44 УК РФ) лишение свободы на определенный срок является одной из наиболее сложных мер государственного принуждения. Процесс применения (назначения и исполнения) этого наказания достаточно широк и разнообразен. Для исполнения лишения свободы создан широкий спектр исправительных учреждений (ИУ), в том числе тех, где отбывают наказание больные осужденные. Речь идет о лечебных ис-
правительных учреждениях (ЛИУ), в которых отбывают наказание осужденные, больные такими социально значимыми заболеваниями, как открытая форма туберкулеза, алкоголизм и наркомания. Сегодня в уголовно-исполнительной системе (УИС) таких учреждений насчитывается 67, в них содержится более 55 тыс. человек.
В настоящий момент процесс исполнения наказания в отношении больных осужденных регулируется целым спектром нормативно-правовых ак-
тов как международного, так и государственного уровня (Конституция РФ, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты министерств и ведомств).
В п. 9 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН/111 от 14 декабря 1990 г. «Основные принципы обращения с заключенными» подчеркивается, что «заключенные пользуются медицинским обслуживанием, имеющимся в данной стране, без дискриминации в связи с их юридическим положением». Фактически аналогичную позицию определяет ст. 41 Конституции РФ, которая отмечает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, подразумевая, что это право неотчуждаемо для лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Международные стандарты, учитывая разный опыт оказания медицинской помощи у государств, отмечают, что больных заключенных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения. Очевидно, что в нашей стране речь идет о лечебных учреждениях для больных осужденных. Такие учреждения должны располагать оборудованием и лекарствами, необходимыми для должного медицинского ухода за больными и их лечением, а также достаточно квалифицированным персоналом [1, с. 58-71]. Европейские пенитенциарные правила 2006 г. практически повторяют и несколько расширяют указанные выше международные стандарты, касающиеся обращения с заключенными.
УИК РФ отмечает, что наказание в виде лишения свободы исполняется лечебным исправительным учреждением (ст. 16). Для этой цели в УИС создаются специальные места лишения свободы (ст. 74 УИК РФ). Однако при анализе разд. IV УИК РФ становится очевидным, что этот Закон не раскрывает порядок и условия исполнения наказания в ЛИУ. Кроме того, УИК РФ на этот счет не делает отсылочных норм. Это, по мнению Л. В. Комаровой, является упущением, так как исполнение лишения свободы в отношении больных осужденных имеет не только внутрисистемное, но и общесоциальное значение, затрагивает многие проблемы общественной безопасности. Сам порядок и условия исполнения наказания в ЛИУ должны быть направлены на ресоциализацию личности осужденного: в медицинском плане - как больного, а в социальном - как лица, совершившего преступление [2, с. 71-72].
Ключевая норма УИК РФ (ч. 2 ст. 101), раскрывающая особенности классификации лечебных учреждений для осужденных в УИС, по своему содержанию представляется довольно сложной и тяжело воспринимающейся на слух. Согласно со-
держанию этой нормы законодатель определяет, что в УИС все больные осужденные, во-первых, обслуживаются, во-вторых, содержатся, и, в-третьих, амбулаторно лечатся. Для медицинского обслуживания законодатель отводит лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и медицинские части ИУ, в то время как для содержания и амбулаторного лечения осужденных - ЛИУ. Думается, что указанные три формы пребывания осужденных в указанных местах есть суть одного и того же, поскольку все они применяются (могут применяться) как в ЛПУ и медицинских частях ИУ, так и в ЛИУ. В противном случае законодатель мог бы более четко пояснить каждую форму пребывания осужденных в ЛПУ, медицинских частях ИУ и ЛИУ.
Кроме того, несколько запутывает классификацию ЛПУ и ЛИУ наличие указанных в норме Закона однотипных мест лечения. Так, только хорошо знающий УИС человек может четко определить отличие специальной туберкулезной больницы как ЛПУ от ЛИУ, где содержатся и амбулатор-но лечатся осужденные, больные открытой формой туберкулеза. С позиции правового регулирования исполнения наказания в лечебных учреждениях еще больше путает ситуацию наличие в одном регионе нескольких ЛИУ и ЛПУ. Так, в ГУФ-СИН России по Самарской области есть три учреждения, имеющие статус лечебных. К ним относятся: ФКЛПУ Областная туберкулезная больница, ФКЛПУ Областная соматическая больница и ФКУ ЛИУ-4 для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза. По определению получается, что осужденный, проходящий курс лечения от туберкулеза, по различным основаниям может временно или на постоянной основе отбывать наказание в разных видах лечебных учреждений.
Для решения указанной проблемы мы предлагаем обратиться к Порядку организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденному Минздравсоцразвития России и Минюстом России от 17 октября 2005 г. № 640/190 (далее - Порядок). В нем указывается, что в ЛПУ осужденные получают стационарную помощь и стационарное обследование, в то время как в ЛИУ осужденные проходят амбулаторное лечение. Вместе с тем следовало бы несколько унифицировать ч. 2 ст. 101 УИК РФ и представить ее в следующем виде.
«2. В уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (общесоматичсекие, специальные психиатрические и туберкулезные больницы), лечебные исправи-
тельные учреждения (для осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией) и медицинские части исправительных учреждений.
2.1. В лечебно-профилактических учреждениях осужденные получают стационарную помощь (обследование).
2.2. В лечебных исправительных учреждениях осужденные проходят амбулаторное лечение.
2.3. В медицинских частях исправительных учреждений осужденные, как правило, получают первичную медицинскую помощь. С учетом имеющихся возможностей медицинские части исправительных учреждений оказывают иные виды медицинской помощи, установленные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».
Представляется, что отсутствие какой-либо правовой регламентации исполнения и отбывания наказания в ЛИУ, неоднозначность и противоречивость диспозиции ч. 2 ст. 101 УИК РФ приводит к недостаточному пониманию персоналом ИУ назначения и объективной роли ЛИУ в системе мест лишения свободы и УИС в целом. Это подтверж-дают и проведенные нами опросы среди персонала ИУ и СИЗО ГУФСИН России по Самарский области. Так, только 26 % опрошенных нами сотрудников и работников учреждений могли четко указать назначение ЛИУ и его отличие от ЛПУ.
Очевидно, что процесс исполнения и отбывания наказания должен носить социальный характер, где симбиоз составляют наказание исправительное, а также медицинское воздействие. Естественно, реализация указанных сегментов должна быть подкреплена соответствующим статусом субъектов, вступающих в различные правоотношения. Но на этот счет закон ничего не определяет. Для осу-
жденных в ЛИУ установлен общий правовой статус, закрепленный в разделе 2 УИК РФ. Учитывая специфику деятельности ЛИУ, это представляется не совсем правильным. Справедливо отмечает А. П. Скиба, что сложность реализации или отсутствие законодательного закрепления отдельных прав больных осужденных приводит их к иждивенческому отношению к лечению и применению средств исправления. В результате наблюдается демонстративное поведение таких осужденных, которым выгодно иметь заболевание и целенаправленно ухудшать состояние здоровья, что не оценивается с точки зрения их исправления [3, с. 12].
Указанные проблемы имеют продолжение и в ведомственном нормотворчестве. На уровне нормативно-правового обеспечения и конкретизации процесса исполнения лишения свободы в ЛИУ эту роль призваны выполнить Правила внутреннего распорядка ИУ (далее - ПВР ИУ). Однако, учитывая скудность норм УИК РФ и других законов относительно порядка и условий исполнения и отбывании наказания в ЛИУ, получается, что конкретизировать в ПВР ИУ в целом-то нечего. Об этом свидетельствует раздел XXI ПВР в ИУ с его пятью пунктами (пп. 139-143). Кроме того, думается, что по своему содержанию отдельные нормы этого раздела носят материальный характер (например, пп. 140 и 142) и должны быть размещены в соответствующих нормах УИК РФ, а не ПВР ИУ.
Не первый год в УИС действуют ПВР различных видов в ИУ. В целом они прекрасно адаптированы ко всем видам мест лишения свободы (ИК, ВК, тюрьмам), кроме лечебных учреждений. Учитывая специфику деятельности таких учреждений, считаем целесообразным принятие отдельного ПВР для ЛИУ и ЛПУ, в котором учесть вопросы, конкретизирующие порядок исполнения и отбывания наказания с позиции обеспечения осужденных лечением от социально значимых заболеваний.
Считаем, что представленные в статье проблемы правового регулирования исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях в перспективе найдут разрешение со стороны законодателя, Минюста России и ФСИН России.
Список литературы
1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Уголовно-исполнительное право : сб. нормативных актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. М., 1997. С. 58-71.
2. Комарова Л. В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. 186 с.
3. Скиба А. П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2013. 38 с.
SERGEY PETROVICH MISHUSTIN,
head of the mode and protection in penal system department (Samara legal institute of the FPS of Russia), e-mail: rinvuis@yandex.ru © Mishustin S. P., 2015
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF EXECUTION PUNISHMENTS IN MEDICAL CORRECTIONAL FACILITIES
Annotation: the subject of the present article is normative legal acts in the sphere of an execution of the punishment in medical correctional facilities. The purpose is the identification and definition of problems, gaps and contradictions in the current regulations in the specified sphere and development of suggestions for improvement of the legislation.
Medical correctional facilities of penal system take a special place as they carry out a double task - isolation of convicts and their socially significant diseases treatment: open form of tuberculosis, alcoholism and drug addiction.
According to the status the specified element as a part of the penal system is a correctional facility which contains more than fifty ill convicts now.
Activity of medical correctional facilities of penal system regulates the whole range of normative legal acts of both the international, and national level. Taking into consideration that this type of correctional institution has a specific status, questions of execution of punishments, treatment of the convicts, control and supervising measures etc. are regulated by various ministries and departments (The Ministry of Justice of the Russian Federation, Ministry of Health of the Russian Federation, Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, Federal service on supervision in health sector of the Russian Federation, Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare of the Russian Federation, etc.).
Provisions of the law (Art. 101 of the penitentiary code of the Russian Federation) in which places and types of treatment of convicted persons are specified, and also categories of the sick convicts are represented confused, as a result even practical workers can not always identify this or that type of places of treatment of convicts. The precise regulation of places and types of treatment, but also the categories of convicts under treatment is offered.
According to the law convicted persons in medical correctional facilities have the same status, as convicts in other types of correctional facilities. The norms regulating the status of convicts at the departmental level (internal regulation of correctional facilities) are rather poor and empty. But at the same time, in some cases these norms substitute for themselves provisions of the law. Of course, it isn't absolutely right. Therefore taking into account specifics of the public relations in medical correctional facilities and the status of these establishments the adoption of some internal regulations is offered.
The present problems have to attract attention from outside both legislative, and executive power.
Key words: legal regulation, medical correctional facilities, treatment-and-prophylactic establishments, medical parts, penal system, socially significant diseases, hospitalization, out-patient treatment, the condemned, open form of tuberculosis, alcoholism, drug addiction, health protection, medical care, hospital, compulsory treatment.
References
1. Minimal'nye standartnye pravila obrashheniia s zakljuchennymi [Minimum standard rules of the treatment of prisoners]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo : sbornik normativnyh aktov [Penitentiary right: collection of regulations]. Moscow, 1997, pp. 58-71.
2. Komarova L. V. Pravovoe regulirovanie ispolneniia nakazaniia v lechebnyh ispravitel'nyh uchrezhdeni-iah: Dis. ... kand. jurid. nauk [Legal regulation of an execution of the punishment in medical correctional facilities. Cand. legal sci. diss.]. Krasnodar, 2001. 186 р.
3. Skiba A. P. Ispolnenie ugolovnyh nakazanii v otnoshenii bol'nyh osuzhdennyh: teoretiko-prikladnoe issledovanie, Avtoref. dis. d-ra jurid. nauk [Execution of criminal penalties concerning the patients condemned: teoretiko-applied research. Dr. legal sci. diss. abstract]. Riazan, 2013. 38 p.