Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОДАЖ'

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОДАЖ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЫТ / ЛОГИСТИКА / РЯД / ЦЕНА / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мунилкина А.А.

В статье рассмотрены вопросы планирования сбыта продукции, особенности в Российской практике продаж: логистическая деятельность, сбалансированность складских запасов, оптимизация финансовой деятельности.In article questions of planning of sales, especially in the Russian practice of sales: logistics activities, the balance of inventory, optimization of financial activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОДАЖ»

Мунилкина А.А. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОДАЖ

В статье рассмотрены вопросы планирования сбыта продукции, особенности в Российской практике продаж: логистическая деятельность, сбалансированность складских запасов, оптимизация финансовой деятельности.

Ключевые слова: сбыт, логистика, ряд, цена, бизнес.

In article questions of planning of sales, especially in the Russian practice of sales: logistics activities, the balance of inventory, optimization of financial activity.

Key words: marketing, logistics, range, price, business.

Несмотря на достаточно серьезное развитие экономики в современной России, у нас осталось еще много компаний, которые буквально вчера показывали бурный рост, а сегодня остановились в своем развитии, а то и просто угасают.

Бизнес, являясь составной частью нашей жизни, живет по тем же правилам, что и человек. Наблюдая за компаниями, динамично развивающимися, через какое-то время (год, три, пять или даже десять лет), об этой компании уже не вспоминают. Все методы, которыми пользовалась успевающая организация становятся якорем.

Для необходимости занимать хотя бы текущее положение на рынке необходимо находиться в постоянном энергичном движении вперед, и, реализовав очередную креативную идею, надо иметь на подходе следующую. Бизнес, как растущий живой организм, живет и развивается по этой схеме, от простого к сложному, проходя все этапы развития эволюции. Рассмотрим основные этапы развития и остановимся на текущих, поскольку для подавляющего большинства компаний среднего уровня наиболее критичным моментом становится переход от второго этапа к третьему, когда «фирма» пытается стать «компанией». Именно в этот переломный момент, когда необходимо проведение четкого разграничения полномочий, функционала и задач, с попутным разграничением уровней ответственности, компании зачастую и сталкиваются с нежеланием владельца идти на делегирование полномочий, поскольку владелец.

Основное направление деятельности сводится к оперативному управлению, в то время как тактические вопросы и, что еще хуже, стратегические, отходят на второй план. В течение определенного периода времени компания продолжает свое движение по инерции, затем потихонечку начинает стагнировать, после чего наступает этап заката.

Из выше сказанного необходимо рассмотреть проблему планирования логистической деятельности торгово-закупочной компании.

Одна из ключевых проблем, с которыми сталкиваются торгово-закупочные компании - это проблемы сбалансированности складских запасов, т.е. проблемы товарного портфеля компании. Пополнение складских запасов, как и сбыт, не может являться процессом бесконтрольным, ибо рано или поздно наступит момент, когда рост продаж в 1% будет достигаться только путем увеличения объема складских запасов в 10%, и в самый неподходящий момент финансисты произносят сакраментальное: «а у нас денег нет...».

Сложилось субъективное мнение, что почти во всех компаниях средней руки («фирма») закупки практически целиком и полностью отданы на откуп менеджерам по снабжению, которые, исходя из своего опыта и интуиции, формируют товарный портфель компании, и над деятельностью которых происходит только эпизодический контроль со стороны руководства. Многие из них действительно являются профессионалами своего дела, прекрасно знают свою номенклатуру. Однако, пытаясь делать свою работу качественно, они зачастую работают разрозненно. Наблюдаются элементы конструктора, из которого не создано нечто целое. Это первый момент. Вторым моментом можно считать некорректность к подходу по решению задач, который не претерпел качественного видоизменения с тех пор, когда было «бесконечное количество денег, и полное отсутствие конкурентов». Надо отдать должное тем редким профессионалам, которые пытаются на имеющийся практический опыт наложить некую научную основу. Закупки совершаются исходя из интуитивно-эмпирических подходов, которые, в редких случаях, сопровождаются поверхностным анализом в локальный период времени («как оно продается сейчас»). И менеджер, «угадывая» ориентировочные объемы продаж в оперативной перспективе на самые ходовые позиции (позиции группы «А») достигает достаточно хорошей оборачиваемости по ним, в то время как по множеству остальных товар на складе накапливается, срок его оборачиваемости постепенно растет.

Планирование сбыта, снабжения и финансов. В основе планирования находится прогноз, опирающийся на статистические данные прошлых периодов и некие экспертные оценки в виде корректирующих коэффициентов. Любое планирование «на перспективу» является своеобразным прогнозом.

Предлагается подход в следующем направлении - на первоначальном этапе спрогнозировать продажу по отдельно взятым позициям, и впоследствии объединить все полученные результаты в один, суммовой, с целью построения общего суммарного плана продаж. Однако при интервале допустимости «плюс-минус» 30% и постоянном контроле за движением товарных позиций, результаты прогноза можно считать достаточно хорошими, поскольку по закону больших чисел общий суммарный результат окажется достаточно близким к прогнозируемому, именно по сумме.

Но, прежде чем начнем формировать план закупок, необходимо

проведение мероприятий по формированию планов продаж, основанных на полученных расчетных прогнозах. Таким образом, на основе расчетных прогнозов продаж формируется план продаж, по каждой отдельно взятой позиции, из которого, в свою очередь, формируется план закупок, также по каждой позиции. План закупок рассчитывается путем сдвига временного интервала назад с периода продажи, на срок заказа и поставки, а также внесением в расчеты ориентировочной суммы по затратам (цена по закупке, условия оплаты). Как результат, для отдельно взятой позиции мы получим на расчетный период прогнозы продаж и планы продаж в количественном и суммовом выражении, а также планы закупок - количественные и суммовые.

Практика показала, что для решения большинства задач по прогнозированию продаж достаточно нескольких методов, вне зависимости от количества товарных позиций. Аддитивный, мультипликативный и метод Хольта-Винтерса для прогнозирования

Исходя из практического опыта, сделан вывод, что количество используемых для прогнозов методов может быть ограничен:

1) стабильность продаж на рассматриваемом временном промежутке;

2) анализ динамики (вне зависимости от того, рост или падение происходит на статистически рассматриваемом временном промежутке);

3) локальные «всплески» в поведении последних значений временного

ряда.

В систему (аналитическую, учетную, расчетную) «зашиваются» возможные методы, выбор из которых для каждой товарной позиции впоследствии осуществляется специальным алгоритмом, позволяющим на основе факторного анализа отобрать наиболее оптимальный для рассматриваемой позиции.

Использованные источники:

1. Бородуля, Е.Б. Проблема оценки эффективности экономической деятельности предприятия / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. -2014. -№2. -С. 43-49

2. Бородуля, Е.Б. Формирование системы показателей для оценки экономической деятельности предприятий в современных условиях / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. -2014. -№1. -с. 25-30.

3. Жирнов, А.В. К вопросу о продовольственной безопасности в условиях санкций / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. - 2015. - № 1. - с. 7-10.

4. Жирнов, А.В. Управление безопасностью и менеджмент организации / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Модели, системы, сети в экономике, природе и обществе / под ред. В.М. Володина, О.Н. Сафоновой. -Пенза: Изд-во ПТУ, 2011. -№ 1. -С. 58 -62.

5. Лапшин, Ю.А. Опыт реализации социальной ответственности агробизнеса в Ульяновской области / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. -2013. -№4. -С.

28-31.

6. Лапшина, Г.В. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования на эффективность деятельности предприятий АПК Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Н.В. Александрова, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. -2012. -№4. -С.56-59

7. Лапшина, Г.В., Лапшин Ю.А., Жирнов А.В. Анализ кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. 2013.-№ 3. -С. 71-74.

8. Невская, Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Нестерова. -М. : Издательство Юрайт, 2015. - 542 с.

9. Управление техническими системами: учебно-методический комплекс / Г.В. Лапшина, Е.Ю. Чупахина, А.В. Жирнов. -Ульяновск: УГСХА, 2009. -297 с.

Мухамадиярова Д.Р. студент 2 курса общеэкономическое отделение Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Россия, г. Казань МАЛЫЙ БИЗНЕС В СТРУКТУРЕ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ

Аннотация: Сектор малых и средних предприятий не в состоянии выйти на позиции, сравнимые с транснациональными корпорациями высокоразвитых стран, и не служит базой для создания устойчивых хозяйственных структур. Проблема эффективного предпринимательства не может быть решена лишь в плоскости предоставления государством больших свобод частному капиталу.

Решение видится в создании вертикально интегрированных структур, сопоставимых по концентрации промышленного производства и инвестиций с ведущими ТНК мира. В связи с поворотом к новому этапу развития ряд ученых и научные коллективы осмысляют и углубленно исследуют, какой должна быть социально-экономическая политика наступающего периода. В отечественной экономической науке уже имеются разработки, фундаментальные в теоретическом отношении и актуальные в практическом, которые могут и должны быть востребованы.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, инновации, интеграция , система, трансформация

Обеспечение экономического роста - проблема многогранная, особенно когда речь идет о стране, старающейся выйти из длительного периода кризисных явлений. При этом необходимо обеспечить устойчивый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.