Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьева К.В.

В статье рассмотрены проблемы планирования доходов бюджета России. Предложены пути и решения этих проблем.The article deals with problems of planning budget revenues in Russia. The ways and solutions to these problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

кооперации. - 2010. - №2. - С.162 - 165.

3. Мухаметлатыпов Р. Ф., Ибрагимов У. Ф. Экономико-стоимостная модель труда: проблемы методологии и категориального анализа: Учебное пособие. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. — 308 с.

4. Ходыревская В.Н. К вопросу об эффективном управлении деловой активностью организации // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - Курск, 2010. - №4. - С. 4-6.

5. Ходыревская В.Н., Желудкова И.Ю. Мотивация как инструмент повышения эффективности трудового процесса при управлении человеческими ресурсами // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - Курск,2009. - № 1. - С. 3-7.

6. Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. -Режим доступа. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.11.2015).

УДК 336.144

Артемьева К.В. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ

В статье рассмотрены проблемы планирования доходов бюджета России. Предложены пути и решения этих проблем.

Ключевые слова: бюджет, государство, расходы, доходы, фонд, налогоплательщик.

The article deals with problems of planning budget revenues in Russia. The ways and solutions to these problems.

Tags: budget, government spending, income fund, the taxpayer. Государственное регулирование играет большую роль в формировании и развитии структуры общества. Одним из рычагов, позволяющих регулировать социальную и экономическую политику, является, прежде всего, финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.

Аккумулируя все налоги в бюджетном фонде, государство затем в процессе перераспределения финансирует важнейшие направления жизни и деятельности общества в целом, а также отдельного индивида. Необходимо отметить, что именно за счёт налоговых поступлений государство удовлетворяет потребности своих граждан.

Основное бремя обеспечения жизни населения Российской Федерации несет на себе федеральный бюджет. На сегодняшний день ведутся различные дискуссии, а также вносятся значительные изменения в

Бюджетный Кодекс Российской Федерации, что отражается и на самих поступлениях в бюджет.

Действующая система сбора средств федерального бюджета имеет ряд недостатков, вследствие чего бюджет недополучает денежные средства, либо получает их, но не в достаточном количестве. К проблемам, связанным с формированием доходной части бюджета, за счёт налоговых поступлений относятся следующие проблемы:

Ненадлежащее исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Опасность таких правонарушений заключается в том, что они перекрывают каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней, что в свою очередь снижает результативность бюджетной и налоговой политики Правительства России и субъектов Федерации.

Государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов в период посткризисной стабилизации была направлена на расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов.

Проблемы, негативно влияющие на устойчивость и сбалансированность субнациональных бюджетов, по-прежнему остаются нерешенными. В результате сохраняется зависимость бюджетов большинства регионов от федерального центра, формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов.

Если в Бюджетном кодексе Российской Федерации закрепить норматив для городских округов не 30%, а 60%, то бюджет городского округа будет бездефицитным. Для решения обозначенной проблемы необходимо внести изменения с Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 61, 61.1, 61.2) в части доходов от налога на доходы физических лиц перераспределить его следующим образом по видам муниципальных образований: 50% - городским округам; 30% - муниципальным районам; 20% - городским и сельским поселениям, входящим в муниципальные районы.

Оценка ожидаемых налоговых поступлений производится службой федерального казначейства. Она крайне важна, так как на ее основе определяется сальдо, которое предстоит покрыть из других источников. В первую очередь эту разницу пытаются покрыть за счет разделяемых налогов, собираемых на данной территории. Некоторые из органов местного самоуправления являются «донорами» - налоговые поступления на их территории превышают сумму, которая может быть им оставлена на основании среднего уровня перераспределения или установленного для них потолка расходов, если последний покрывается ниже этого среднего уровня; другие - «получателями», поскольку сбалансированность бюджетов достигается дотациями, в то время как «доноры», чьи расходы могут быть

обеспечены поступлениями от собственных или разделяемых налогов, их недополучают.

Необходимо отметить, что переход муниципальных образований на траекторию развития требует поиска принципиально иных источников финансирования. Если уровень текущих муниципальных расходов определяется величиной текущих доходов, то привлечение заемных ресурсов позволяет органам местного самоуправления перейти к целевому планированию расходов - принимать новые муниципальные программы и финансировать их за счет займов. Такой подход представляется справедливым, поскольку создаваемые в рамках инвестиционных проектов объекты муниципальной инфраструктуры функционируют в течение десятков лет, использование займов дает возможность не только в короткие сроки обеспечить финансирование проектов, но и равномерно распределить бремя расходов между всеми поколениями жителей.

Для этих целей налоговые органы должны информировать местные администрации муниципальных образований: об уплаченных суммах в целом по соответствующим видам налогов и сборов; о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных),

реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов.

В настоящее время только часть земельных участков полноценно оформлена и внесена в кадастр. Основная проблема состоит во множестве поставщиков и неоднозначности информации, передаваемой в налоговые органы для определения земельного налога.

Для решения этой проблемы Правительству РФ необходимо выработать общую концепцию формирования сведений о земельных участках и установить жесткий контроль за правильностью их предоставления.

Большой проблемой, по-прежнему, остается нецелевое использование земельных участков (размещение на участках под индивидуальное жилищное строительство моек автотранспорта, станций технического обслуживания, магазинов, многоквартирных жилых домов и офисных зданий). В федеральном законодательстве четко не сформулировано содержание понятия «использование земли не по целевому назначению».

Итак, нужно отметить, что в настоящее время существует достаточно много проблем формирования налоговых доходов бюджетов разных уровней Бюджетной системы Российской Федерации. Это пробелы в налоговом законодательстве, низкая обеспеченность и высокая дотационность местных бюджетов, уклонение от налогообложения юридических и физических лиц, наличие просроченных платежей и т.д. И для решения этих проблем необходимо совершенствовать налоговую систему Российской Федерации, усилить контроль за поступлением налоговых доходов в бюджеты и за их эффективным использованием, а также осуществлять поиск действенных мер по взысканию просроченных платежей.

Использованные источники:

1. Бородуля Е.Б. Оценка результативности деятельности современного предприятия / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. - 2015. -№ 5. - С. 20-24.

2. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М., 2008. - 402с.

3. Дмитриев С.П. Особенности кредитования сельхозпроизводителей в современных условиях / С.П. Дмитриев, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. - 2015. -№ 6.

4. Жирнов, А.В. К вопросу о продовольственной безопасности в условиях санкций / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Международный научный журнал. -2015. - №1. - С. 7-10.

5. Жирнов, А.В. О необходимости принятия многовариантных предпринимательских решений и возможности их обоснования / А.В. Жирнов // Экономика и предпринимательство. - 2015.- № 9-2. - С. 11231127.

6. Жирнов, А.В. Роль охраны труда в обеспечении мотивации работника / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина //Экономика и социум. - 2014. -№ 3-1 (12).-С.647-650.

7. Жирнов, А.В. Экономические санкции и продовольственная безопасность / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 147-149.

8. Жуков А. И. Одна из проблем формирования местных бюджетов // Финансы и кредит. - 2005. - №6. - С.27.

9. Лапшина, Г.В. Методика исследований социальной ответственности агробизнеса. / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Агробизнес в устойчивом развитии сельской местности. 70 лет УГСХА»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2013. - С. 55-60.

10. Официальный сайт Службы Государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru

11. Федеральный бюджет России. Проблемы его формирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //referat.yabotanik.ru/j ekonomika/ federalnyj-bjudzhet-rossii-problemy-egoformirovaniya/78691/74238/page2.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.