УДК 336. 143
ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
Чумичева Галина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, [email protected].
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Россия
THE PROBLEM OF BUDGET EXPENSES PLANNING
Chumichyova G.A.
В статье рассматривается бюджетная политика России в части бюджетных расходов, исследуются проблемы и перспективы эффективности их формирования и использовании, а также анализируются расходы бюджета Российской Федерации в современных условиях.
Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, расходы бюджетов.
This article refers to budgetary policy of Russia in budget expenses, problems and perspectives of their forming and usage effectiveness are also studied. Present budget expenses of Russian Federation are also analyzed.
Key words: budget, budgetary policy, budget expenses
Социально-экономическое развитие общества предполагает наличие бюджета и бюджетных отношений. Бюджет появляется тогда, когда государство в свою финансовую деятельность включает плановое начало - составляет смету доходов и расходов на определенный период и определенные цели.
Опыт социально-экономического развития разных стран показывает, что в бюджетной политике государства всегда есть эффективные средства для решения актуальных задач роста экономики, благосостояния и социальной стабильности в стране. На основе экономико-математических моделей установлено, что для принятия эффективных бюджетных решений необходимо все доходы и расходы государства увязывать в единой модели.
Бюджетные расходы необходимы. Это предопределено деятельностью любого государства. Эффективное формирование и расходование средств бюджета связано с выполнением государством задач, возложенных на него обществом. Бюджетный кодекс РФ определяет расходы бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Следует сделать акцент на том, что формирование расходов бюджетов бюджетной
системы в настоящее время осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, что является новшеством (начиная с 2008 г.) при формировании бюджетов бюджетной системы РФ. Прежде всего это обусловлено разграничением полномочий различных уровней государственной власти: федеральной, субъектов
федерации, местного самоуправления. Выполнение таких расходных обязательств осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов: федерального, субъектов федерации и местных.
Необходимо понять, что с экономической точки зрения расходы бюджета представляют собой, прежде всего, денежные отношения. В сегодняшней практике эти отношения достаточно сложны и многогранны. Так, они возникают у государства с юридическими и физическими лицами. Далее это отношения между органами государственной власти и местного самоуправления. Все эти денежные отношения возникают по поводу распределения и использования денежных фондов различных уровней бюджета.
Категория расходов бюджета весьма многообразна и проявляется через определенные конкретные виды. Каждый вид расходов рассматривается двояко. Это качественная и количественная характеристика. В настоящее время качественная и количественная характеристики расходов бюджета прописаны Бюджетным кодексом РФ. Качественная показывает направления расходов бюджета в разделе «классификация расходов». Количественная более сложная. Она определяет величину бюджетных расходов.
Важная роль государства в социальных преобразованиях, экономической жизни общества, осуществлении научных исследований, внешнеэкономической деятельности обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Конкретика бюджетных расходов тем не менее связана с действием многочисленного ряда факторов: природа и функции государства, уровень социально-экономического развития страны. А главное, в современной жизни она связана с достаточно сложной и многообразной разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и видами бюджетов. Сочетание всех названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, что предопределяет управление ею. Как уже отмечалось, в связи с принятием новой редакции Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации во многом изменилось и с точки зрения научных исследований представляет большой интерес.
Прежде всего были определены направления использования бюджетных ассигнований. Основанием для получения бюджетных средств явились так называемые расходные обязательства. Расходные обязательства установлены по уровням власти: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местного самоуправления. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к расходным обязательствам относятся обусловленные законом обязанности органов власти различного уровня предоставлять физическому или юридическому лицу различные финансовые средства из соответствующего бюджета.
В современной практике основные бюджетные ассигнования направлены на оказание государственных и муниципальных услуг, финансирование социального обеспечения населения, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями. Производителям товаров, работ и услуг, которыми могут быть как юридические, так и физические лица, могут направляться и бюджетные субсидии. Следует добавить, что к бюджетным ассигнованиям относятся как межбюджетные трансферты, так и обслуживание долга. Затраты на возмещении вреда в результате незаконных действий органов государственной власти или местного самоуправления остаются также важными направлениями бюджетных расходов. Из всех перечисленных направлений расходов бюджета сегодня, по моему мнению, крайне важными и проблемными стали расходы на государственные и муниципальные нужды.
Расходы на оказание государственных или муниципальных услуг направлены в первую очередь на выполнение задач бюджетных учреждений. Государственные и муниципальные финансы на эти цели могут предоставляться как юридическим, так и физическим лицам. Актуальной в настоящий момент является проблема эффективности использования бюджетных средств на оплату государственных и муниципальных контрактов. Эти контракты заключаются государственными или муниципальными органами власти на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Для того чтобы понять суть проблемы, необходимо выяснить, что подразумевается под государственными и муниципальными нуждами.
Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления своих функций. Под муниципальными нуждами понимаются потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для местного самоуправления, например,
различные товары и продукты питания, необходимые школам и детским садам, услуги по ремонту и строительству дорог и др. Государственные или муниципальные нужды, оплачиваемые из государственного или муниципального бюджетов, и являются предметом нашего исследования.
Государственными и муниципальными заказчиками выступают органы государственной власти и местного самоуправления. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд имеет свой порядок, закрепленный законодательством. Прежде всего размещение заказов осуществляется на основе заключения контрактов с исполнителями заказов.
Исполнителями могут быть юридические лица, так называемые специализированные организации, с правом заключения контракта путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
При размещении заказа путем проведения открытого конкурса создается конкурсная комиссия. Состав комиссии не может быть менее 5 человек.
Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Участниками размещения заказа могут быть и физические лица.
Вопросы размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд являются наиболее обсуждаемыми на текущий момент. Безусловно, государственные и муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Однако, как показывает практика, эффективность таких контрактов требует серьезного совершенствования.
Рыночная экономика внесла серьезные изменения в финансовую деятельность государства в целом и бюджета в частности. Но тем не менее, на мой взгляд, те недостатки, которые были присущи директивному планированию в части обеспечения предприятий финансовыми и материальными ресурсами «перешли» и в новую эпоху. Заключение контрактов предусматривает победу в конкурсе на получение государственного или муниципального заказа. Серьезным основанием для такой победы является более низкая цена за услуги, чем у других участников торгов.
Такая картина наблюдалась и при поставке материально-технических ресурсов государственным предприятиям. Было жесткое прикрепление потребителей к поставщикам, которое осуществлялось Госснабом РСФСР. Основанием служило наличие более рентабельной доставки ресурсов. Страдало же качество выполненной продукции
или услуги. Как показывает практика, в настоящее время более низкая цена за услуги не может служить наиболее веским аргументом при получении государственного заказа. Примеров достаточно много. Так, например, плохое качество продуктов питания, поставляемые в школы, когда страдали дети, плохое качество дорог и др.
Предприятия бюджетной сферы, как и когда-то государственные предприятия, не имеют самостоятельности в решении хозяйственных вопросов из-за отсутствия самостоятельности в решении использования финансовых ресурсов. Строгая регламентация не всегда эффективна. Так, в директивном планировании все предприятия рассчитывали плановую потребность в материальных ресурсах. Затем составлялись заявки, и выделялись фонды в пределах определенных финансовых ресурсов на закупку различных материалов. Однако в течение планового периода могла измениться ситуация по потребности в ресурсах или ассортименте необходимых товаров. Происходило это нередко в силу иногда и объективных причин (например, изменился спрос населения). В этом случае страдали и потребитель, и предприятие. Так, например, при оказании услуги по ремонту сложнобытовой техники на предприятии нередко не оказывалось нужной детали, чтобы заменить испорченную. Хотя производственные запасы и были сформированы в полном объеме. Это приводило к потере прибыли организации, жалобам населения на низкое качество услуг и обслуживания и т.д. Предприятия не имели возможности самостоятельно приобрести недостающие материальные ресурсы, т. к. это считалось нарушением финансовой дисциплины. Можно сравнить с «глотком свежего воздуха», когда, например, предприятиям сферы услуг разрешили самостоятельно приобретать материальные ресурсы в пределах определенных финансовых лимитов в магазинах розничной торговли. Хотя эти лимиты были ограничены, возросли объемы и качество не только услуг, но и обслуживания.
В настоящее время предприятия, получающие бюджетные средства тоже испытывают похожие затруднения. Проблемы эффективности расходования бюджетных средств и сегодня актуальны. От их решения зависит качество жизни населения. Поэтому основными целями бюджетной политики в настоящий момент и на перспективу являются обеспечение бюджетной устойчивости и создание условий для оказания качественных государственных услуг. Это требует создания условий для развития прогрессивных межбюджетных отношений.
Основой бюджетной системы был и остается федеральный бюджет. От его формирования зависит макроэкономическая стабильность страны. Величина и структура расходов федерального бюджета на перспективу формируются исходя из объемов
бюджетных ассигнований, предусмотренных в предыдущем плановом периоде. Главным ориентиром являются принятые на очередной финансовый год расходные обязательства государства по социально-экономическому развитию страны. Так, в очередном финансовом году (2013 г.) подлежат сокращению расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность, на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Если проанализировать структуру расходов федерального бюджета РФ на 2013-2015гг., то можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимают бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств по национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Например, к 2015 году они должны составить 20,3% всего бюджета, хотя и имеют тенденцию к снижению.
Сократятся размер и доля межбюджетных трансфертов. К 2015 г. они должны составить 584,9 млрд. руб., что на 5,1% ниже предыдущего года, а в 2013 г. - 624,9%. Это говорит о том, что субъекты Российской Федерации должны будут увеличивать доходную часть своих бюджетов.
За период 2012-2015 гг. сокращается финансирование на национальную экономику (с 13,8% в 2012 г. до 11,6% в 2015 г.), а также на ЖКХ (с 136,9 млрд. руб. до 115,4 млрд. руб.).
Большое внимание государство уделяет социальной политике. Расходы бюджета на эти цели занимают значительное место. Так, в 2015 г. расходы на социальную политику должны составить 29,7% всех расходов федерального бюджета.
Главными социальными приоритетами бюджетной политики в очередном финансовом году и плановом периоде остаются такие, как выполнение принятых обязательств по социальной защите населения (выплата социальных пособий и компенсаций). Реалии сегодняшнего времени требуют повышения адресности предоставления социальной помощи. Большой документооборот по реализации этих условий требует разработки научных программ с привлечением специалистов разных научных направлений
Крайне важными остаются вопросы по обеспечению расходных обязательств в сфере здравоохранения, культуры и образования. Как показывает практика, несмотря на то, что расходы по этим направлениям по всем уровням бюджетов соответствовали ассигнованиям на оказание государственных или муниципальных услуг, а также в формировании единых норм и правил, желаемый результат не был достигнут, в том числе и по тем причинам, которые были рассмотрены в статье. Следует отметить, что расходы
на социальную политику достаточно высоки и в перспективе их снижение не планируется. Скорее наоборот. Так, к 2015 г. они должны составить 4197.0 млрд.руб., что на 263,8 млрд.руб. больше уровня 2012 г. Таким образом, вопросы финансирования выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд остаются актуальными в настоящее время и требуют научного подхода к их решению.
Если говорить о социальных расходах в целом по бюджетной системе РФ, то их удельный вес в 2012 г. составил 34,5 %, к 2015 г. данный показатель должен составить 33.6%. Это свидетельствует о том, что во всех уровнях бюджета значительное место занимают расходы по социальной политике. Чтобы обеспечивать выполнение таких обязательств по расходам, безусловно, необходимо развивать материально-техническое производство, создавать новые технологии и новые рабочие места, обеспечивая их рабочей силой.
Нами уже отмечалось, что «при распределении средств из федерального бюджета в настоящее время имеет смысл учитывать такой показатель экономического развития региона, как уровень безработицы. Стимулировать работу органов власти, начиная с муниципальных образований, к его снижению».[2]
При проведении конкурсного отбора на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при оценке эффективности деятельности предприятий было бы целесообразным ввести такой показатель, как создание новых рабочих мест.
Если говорить о сфере здравоохранения, то и в настоящее время, и в перспективе главной задачей государства является обеспечение доступности качественной медицинской помощи. В связи с этим запланирована передача субъектам Российской Федерации обязанностей по обеспечению лекарственными средствами граждан по некоторым заболеваниям. Это предполагает также увеличение объемов заказов государства на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг на региональном и муниципальном уровнях.
Расходы федерального бюджета на образование в 2015 г. составят 573.0 млрд. руб., это 4,1% всех расходов. Несмотря на то, что в федеральном бюджете РФ по сравнению с 2012 г. они снижаются на 45,4 млрд. руб., в целом по бюджетной системе РФ расходы на эти цели увеличиваются и составят в 2015 г. 3156,5 млрд. руб. против 2453.4 млрд. руб. в 2012 г. Здесь тоже просматривается тенденция к повышению роли других уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Так, до 2015 г. запланировано финансовое
обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, передать в компетенцию региональных органов власти. Расходы планируется отнести на региональные и муниципальные бюджеты РФ.
Главная роль федерального бюджета проявилась и в том, что, федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период запланирована финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Например, в части капитального ремонта многоквартирных домов для молодых семей и создания условий для ипотечного кредитования.
Перспективы бюджетной политики в экономике заключаются в создании новой экономической модели. Суть ее в том, чтобы создать такую экономику, которая вывела бы Российскую Федерацию в международном разделении труда на новый уровень. Россия может и должна стать не только поставщиком сырья и энергоносителей, но и правообладателем многих передовых технологий в области науки, торговли и производства. Для этого у нее есть все ресурсы: материальные, трудовые и финансовые.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.
2. Министерство финансов России [Электронный ресурс]: http://www.minfin.ru (дата обращения 06.12.2012).