Научная статья на тему 'Проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров по стандартам Ворлдскиллс'

Проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров по стандартам Ворлдскиллс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLDSKILLS / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / COMPETENCE / RETRAINING OF PERSONNEL / ADVANCED TRAINING / INTERNSHIP PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишкильдина С.А., Лукин А.А., Кручинина А.А.

Авторы статьи рассматривают механизм реализации переподготовки и повышения квалификации кадров по национальным проектам РФ на базе Академии Ворлдскиллс Россия. Международное движение WorldSkills создано для развития профессиональных компетенций, повышения престижа высококвалифицированных кадров и демонстрации важности прикладных навыков для экономического роста и личного успеха. В ядре движения лежат чемпионаты профессионального мастерства, где соревнуются представители различных профессий. Академия Ворлдскиллс Россия структурное подразделение Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Академия создана в 2017 году и предназначена для организации образовательной деятельности с целью распространения лучшего мирового и отечественного опыта подготовки кадров на основе стандартов WorldSkills. По ряду национальных проектов Академия Ворлдскиллс задействована в реализации задач двух из них: Федеральный проект «Молодые профессионалы» в рамках Национального проекта «Образование»; Федеральный проект «Старшее поколение» в рамках Национального проекта «Демография». Предпринятое исследование организации работ по этим проектам позволило выявить пути реализации массовых образовательных программ по переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартам Ворлдскиллс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишкильдина С.А., Лукин А.А., Кручинина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of retraining and advanced training of personnel according to Worldskills standards

The authors of the article consider the mechanism for implementing retraining and advanced training of personnel for national projects of the Russian Federation on the basis of the WorldSkills Russia Academy. The WorldSkills international movement was created to develop professional competencies, increase the prestige of highly qualified personnel, and demonstrate the importance of applied skills for economic growth and personal success. The core of the movement is the professional skill Championships, where representatives of various professions compete. WorldSkills Academy Russia is a structural division of the Union "Agency for the development of professional communities and workers "Young professionals (WorldSkills Russia)". The Academy was established in 2017 and is designed to organize educational activities in order to spread the best international and domestic experience of training based on WorldSkills standards. For a number of national projects, the WorldSkills Academy is involved in the implementation of the tasks of two of them: the Federal project "Young professionals" within the National project "Education"; the Federal project " Older generation "within the National project"Demographics". The study of the organization of work on these projects allowed us to identify ways to implement mass educational programs for retraining and advanced training of personnel according to WorldSkills standards.

Текст научной работы на тему «Проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров по стандартам Ворлдскиллс»

Проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров по стандартам Ворлдскиллс

о сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

Ишкильдина София Аркадьевна,

кандидат технических наук, кафедра управления, Тольяттин-ская академия управления, S.Ishkildina@yandex.ru

Лукин Артем Александрович,

студент магистратуры Тольяттинская академия управления, г. Тольятти

a.lukin@worldskills.ru

Кручинина Анастасия Александровна,

магистрант, Тольяттинская академия управления, a.kruchinina@worldskills.ru

Авторы статьи рассматривают механизм реализации переподготовки и повышения квалификации кадров по национальным проектам РФ на базе Академии Ворлдскиллс Россия. Международное движение WorldSkills создано для развития профессиональных компетенций, повышения престижа высококвалифицированных кадров и демонстрации важности прикладных навыков для экономического роста и личного успеха. В ядре движения лежат чемпионаты профессионального мастерства, где соревнуются представители различных профессий.

Академия Ворлдскиллс Россия - структурное подразделение Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Академия создана в 2017 году и предназначена для организации образовательной деятельности с целью распространения лучшего мирового и отечественного опыта подготовки кадров на основе стандартов WorldSkills. По ряду национальных проектов Академия Ворлдскиллс задействована в реализации задач двух из них: Федеральный проект «Молодые профессионалы» в рамках Национального проекта «Образование»; Федеральный проект «Старшее поколение» в рамках Национального проекта «Демография». Предпринятое исследование организации работ по этим проектам позволило выявить пути реализации массовых образовательных программ по переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартам Ворлдскиллс. Ключевые слова: WorldSkills, компетенция, переподготовка кадров, повышение квалификации, стажировочная площадка.

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» - официальный оператор международного некоммерческого движения WorldSkills International, миссия которого - разработка стандартов подготовки кадров. Девиз организации: «Делай мир лучше силой своего мастерства!» («Improving the world with the power of skills!»). [1]

Академия Ворлдскиллс Россия - структурное подразделение Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Академия создана в 2017 году и является развитием проекта «Базовый центр профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров», который был успешно реализован Союзом в 2016 году.

Назначение Академии - образовательная деятельность с целью распространения лучшего мирового и отечественного опыта подготовки кадров на основе стандартов WorldSkills International и Ворлдскиллс Россия в системе профессионального образования и профессионального обучения.[2]

Стандарт компетенций WorldSkills включает в себя описание стандартных (типовых) видов работ; описание знаний и умений, необходимых для осуществления работ; требования к оборудованию, инструментам и материалам, необходимым для выполнения работ; требования к организации рабочего места для выполнения работ. [3, с. 133]

За год Академия Ворлдскиллс обучает более 50 тысяч человек по всей России. Основной показатель - масштабность. Академия работает во всех 85 субъектах Российской Федерации, организуя большое сетевое обучение. В 2019 году к движению Ворлдскиллс присоединились 600 центров обучения, которые также могут обучать по стандартам Ворлдскиллс в последующих годах и удержания планки качества.

Проблема заключается в том, что практики реализации таких массовых программ для граждан в нашей стране не существует, организация проводится впервые. Поэтому есть потребность в описании процессов реализации программ для последующего использования.

Решение проблемы возможно через проектирование новых организованностей (организаций, рабочих групп, людей), которые должны суметь снять проблемы - решить задачи. Это могут быть организованности, заимствованные из прошлого, работающие на существующем материале. [4, с. 7]

В этой связи авторы статьи ставят следующие исследовательские задачи:

- проанализировать деятельность Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по основным проектам;

- определить приоритетные проекты Академии Ворлдскиллс и составить маршрутную карту реализации основных образовательных программ;

- определить конструктор подготовки образовательных программ.

С 2019 года в Российской Федерации реализуется ряд национальных проектов. Академия Ворлдскиллс задействована в реализации задач двух из них:

- Федеральный проект «Молодые профессионалы» в рамках Национального проекта «Образование». Основная миссия - обеспечение конкурентоспособности среднего профессионального образования.

- Федеральный проект «Старшее поколение» в рамках Национального проекта «Демография». [5]

В рамках организации работ по вышеназванным федеральным проектам у Академии Ворлдскиллс сформированы четыре основных направления:

1. Обучение экспертов чемпионатов Ворлдскиллс и экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс.

2. Работа с преподавателями (мастерами производственного обучения) организаций среднего профессионального образования. С 2016 года Академия Ворлдскиллс реализует программы повышения квалификации в соответствии со стандартами Ворлдскиллс.

3. Программы обучения граждан старше 50 лет, а также предпенсионеров по двум типам программ: профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.

4. Работа с управленческими командами, представляющими региональные системы профессионального образования, а именно: руководители региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере профессионального образования, руководители профессиональных образовательных организаций, руководители организаций высшего образования, представители ключевых работодателей.

Для реализации этих масштабных задач Академия Ворлдскиллс оперирует двумя информационными платформами.

Задача первой - обеспечить обучение граждан старше 50 лет и предпенсионеров. На этой платформе происходит обмен данными с ресурсами Федеральной службы по труду и занятости. Служба курирует обучение и, соответственно, может обмениваться с Академией Ворлдскиллс данными о людях, которые прошли обучение, какую подготовку они получили, результаты подготовки, их дальнейшая профессиональная траектория.

Г

.Молодые профессионалы

-31—

Лсчограф!»

:

НА1ШОНАЛЬНЫЕ

Щ'ИШМ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ про ты

ПРОЕКТЫ АКАДЕМ] Ш

1 ЦИФРОВАЯ

ЮТМЛСТРУКТУМ

На схеме 1 авторы статьи сформировали общее направление работ по проектам Академии Ворлдскиллс.

Задачами Академии являются: общая организация работ, разработка образовательных программ, консультации, аудит качества реализации программ.

В 201б году обучение началось сразу с нескольких программ — с обучения директоров, экспертов и преподавателей. С 2017 года был создан онлайн курс для того, чтобы обучать экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена в больших масштабах (более 25 000 человек ежегодно). В 2018 году появился ещё ряд направлений. В 2019 год Академия получила аккредитацию по охране труда, новое направление по предпенси-онерам и новый сайт, который направлен на данную целевую группу. Академия Ворлдскиллс владеет эксклюзивным правом базового обучения по стандартам Ворлдскиллс. Никакие другие организации не могут выдавать документы экспертам чемпионата, только Союз Ворл-дскиллс. Это было сделано специально, чтобы обеспечить качество подготовки. [3]

На схеме 2 авторы статьи представили маршрутную карту организации основных программ подготовки граждан.

П.ЪТТфО["1.1 HVlllllilIIUCfelEUy.nl

Схема 1. Проекты Академии Ворлдскиллс

Вторая платформа называется Академия Ворлдскиллс Россия и направлена на обеспечение обучения преподавателей (мастеров производственного обучения). Это базовая платформа, которая связана с ресурсом Союза eSim, хранящим профили всех людей, так или иначе задействованных в движении Ворлдскиллс.

Схема 2. Маршрутная карта организации основных программ подготовки

Для организации основных программ подготовки задачей Академии является формирование банка эталонных программ. Для этого необходимо выполнение следующих этапов:

1. Анализ ситуации по компетенции, проведение экспертизы ранее разработанных программ - определение примерного перечня и типов программ, необходимых по компетенции.

2. Редактирование и правка программ - приведение программ в соответствие актуальной версии стандарта компетенции Ворлдскиллс, устранение выявленных противоречий и несоответствий в содержании программ, несоответствий содержания программы и её типа

3. Дополнительная разработка программ - разработка программ, соответствующих стандарту Ворлдскиллс по компетенции, формирование пакета эталонных программ для использования центрами обучения по стандартам Ворлдскиллс для реализации образовательных программ

Авторы статьи зафиксировали пять ключевых принципов, которые нужно учитывать центрами обучения при разработке образовательных программ (схема 3).

Стоит отметить, что в рамках планирования реализации образовательных программ необходимо оснащение мастерских современной материально-технической

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о es о es

о ш m

X

<

m О X X

базой для проведения практических занятий. Они оснащаются в соответствии со стандартами Ворлдскиллс. Один из элементов стандартов каждой компетенции — это инфраструктурный лист, который задаёт требования к оборудованиям и материалам, используемым при подготовке по определенной компетенции. На базе мастерских также проводятся профессиональные пробы, мастер-классы и прочие мероприятия по профессиональной ориентации.

ЗКММ МНИ* нужно ДДГЬ (и • К*КОЙ ,-g последовательности), чтобы ом мог |

требований

НуЖНО IHITb «

и уметь

делпь!)^/' п

4 2

□ □□

что должен делать в процессе обучения, чтобы научиться »то делать?

te

уметь делать на

Ш

Схема 3. Пять принципов конструктора образовательных программ

В стратегических планах Союза Академии Ворлдскиллс до конца 2024 года 35000 человек пройдут повышение квалификации. К настоящему времени среди обученных по требованиям стандартов Ворлдскиллс насчитывается 5300 человек. [2]

Для того, чтобы обеспечить выполнение всех шагов, Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Союзом определили ряд действий в соответствии с которыми будет дальнейшая реализация федерального проекта:

- формирование методических рекомендаций по оснащению мастерских современной материально-технической базой;

- формирование методических рекомендаций по повышению квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения);

- отбор стажировочных площадок, на которых проходит повышение квалификации;

- формирование системы опережающей подготовки в регионах, создание центров опережающей профессиональной подготовки.

Стажировочная площадка — это одна из передовых площадок в стране по компетенции Ворлдскиллс. Их может быть несколько по одной компетенции, в каждой из них есть сертифицированный эксперт, который является носителем профессиональной компетенции и готов транслировать методики подготовки в соответствии со стандартами Ворлдскиллс. Совместно со стажировоч-ными площадками Союз разрабатывает образовательную программу. [7]

Требования к организации стажировочных площадок представлены на схеме 4.

Схема 4. Требования к стажировочным площадкам

Таким образом, системная реализация обозначенных в статье мероприятий, становится неотъемлемой частью модернизации системы переподготовки и повышения квалификации кадров в Российской Федерации.

Литература

1. All Skills WorldSkills Scale Results. WorldSkills International [Электронный ресурс] // https://api.worldskills.org/resources/download/8739/9559/ (Дата обращения: 07.11.2019).

2. Академия Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс] // https://worldskillsacademy.ru/#/programs/2017/08/01/ (Дата обращения: 01.11.2019).

3. Крайчинская, С.Б. Модель подготовки по методу WorldSkills [Текст]/ С.Б. Крайчинская, А.Г. Реус // Модели и технологии в управлении и образовании. - 2019. - № 10. - С.132 - 136.

4. Христенко, В.Б. Технология системного мышления: Опыт применения и трансляции технологий системного мышления / В.Б Христенко., А.Г. Реус, А.П. Зин-ченко [и др.]; под ред. А.В. Макин. - М.: Издательство Альпина Паблишер, 2016. - 330с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Минпросвещения России [Электронный ресурс] // https://edu.gov.ru//2017/08/01/ (Дата обращения: 01.11.2019).

Problems of retraining and advanced training of personnel

according to Worldskills standards Ishkildina S-А., Lukin A.A., Kruchinina A.A.

Togliatti Academy of management

The authors of the article consider the mechanism for implementing retraining and advanced training of personnel for national projects of the Russian Federation on the basis of the WorldSkills Russia Academy. The WorldSkills international movement was created to develop professional competencies, increase the prestige of highly qualified personnel, and demonstrate the importance of applied skills for economic growth and personal success. The core of the movement is the professional skill Championships, where representatives of various professions compete. WorldSkills Academy Russia is a structural division of the Union "Agency for the development of professional communities and workers "Young professionals (WorldSkills Russia)". The Academy was established in 2017 and is designed to organize educational activities in order to spread the best international and domestic experience of training based on WorldSkills standards.

For a number of national projects, the WorldSkills Academy is involved in the implementation of the tasks of two of them: the Federal project "Young professionals" within the National project "Education"; the Federal project " Older generation "within the National project"Demographics". The study of the organization of work on these projects allowed us to identify ways to implement mass educational programs for retraining and advanced training of personnel according to WorldSkills standards. Keyword: WorldSkills, competence, retraining of personnel,

advanced training, internship platform. References

1. All Skills WorldSkills Scale Results. WorldSkills International

[Electronic resource] //

https://api.worldskills.org/resources/download/8739/9559/ (Date of access: 11/07/2019).

2. WorldSkills Russia Academy [Electronic resource] // https://worldskillsacademy.ru/#/programs/2017/08/01/ (Date of access: 11/01/2019).

3. Kraichinskaya, S. B. WorldSkills training model [Text] / S.B.

Kraichinskaya, A.G. Reus // Models and technologies in management and education. - 2019 .-- No. 10. - P.132 - 136.

4. Khristenko, V. B. Systemic thinking technology: Experience in the application and translation of systems thinking technologies / VB Khristenko., A.G. Reus, A.P. Zinchenko [et al.]; under the editorship of A.V. Makin. - M.: Publishing House Alpina Publisher, 2016 .-- 330s.

5. The Ministry of Education of Russia [Electronic resource] // https://edu.gov.ru/72017/08/01/ (Date of treatment: 01.11.2019).

X X

o

OD A C.

X

OD m

o

ho o ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.