Научная статья на тему 'Проблемы перехода педагогических университетов на уровневое образование'

Проблемы перехода педагогических университетов на уровневое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы перехода педагогических университетов на уровневое образование»

ПШГОГПКА П ТЙЮЛОГГШ ИРОФЖЮМАЬЮГО ОбРАЮЬАНМ

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ НА УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е.Н. Геворкян, проректор по научной работе Мваковского городского педагогического университета, доктор экономических наук, профессор

Система образования и воспитания наилучшим образом отражает культурное своеобразие любой цивилизации, Для России как евразийской цивилизации всегда было свойственно особое отношение к воспитанию детей, их образованию, примерами чего служат богатейшие традиции народной педагогики, наследие педагогических школ К.Д. Ушинского, В.А. Сухом-линского, А.С. Макаренко, а также создание в период Советского Союза мощнейшей воспитательной системы - пионерской и комсомольской организаций, которые, несмотря на излишнюю политизированность, до сих пор являются примером эффективной организации воспитания подрастающего поколения.

Русской педагогике никогда не были близки идеи свободного воспитания детей, их естественного взросле-нии и самостоятельного вхождения во взрослую жизнь. Поэтому в России педагогу традиционно отводится роль проводника ребенка во взрослую жизнь, духовного и интеллектуального наставника, скульптора его личности. Отсюда и сложившиеся традиции высшего педагогического образования. Далеко не во всех странах подготовка учителей осуществляется

в профильных педагогических вузах (институтах и университетах). Для европейского образования характерна подготовка учителей в классических университетах, где не предполагается фундаментальной проработанности концепции педагогического образования, выстраивания научно обоснованных учебных программ и планов.

Московский городской педагогический университет (МГПУ) с самого начала создавался правительством города Москвы как педагогический университет, что нашло отражение в обеспечении высоких стандартов учебно-воспитательного, научно-исследовательского процессов, материально-технической базы. В настоящее время на 22 факультетах, часть из которых объединена в 6 институтах университета, обучается 18 тысяч студентов. Ядро студенческого коллектива составляют молодые люди, связанные со школой семейными традициями — дети учителей и работников образовательной сферы, а также выпускники педагогических колледжей, базовых университетских школ, гимназий, лицеев, учебно-воспитательных комплексов. Более 900 человек обучаются в аспирантуре, докторантуре и системе соискательства.

Казанский педагогический журнал 12!2006

Сегодня МШУ реализует широкий спектр естественнонаучных, гуманитарных, социальных специальностей и специализаций по программам довузовского, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, что особенно важно для педагогического образования, поскольку формула «образование на всю жизнь» в этой сфере не может быть эффективной, «Образование через всю жизнь» -только такой подход должен сегодня характеризовать профессиональную деятельность педагога.

За 14 лет интенсивного развития в МГПУ создана архитектура непрерывного педагогического образования, где вертикали обеспечивают преемственность образования, его поступательный характер, а горизонтали-интеграцию, сотрудничество с учреждениями общего, профессионального образования, научно-исследовательскими институтами, общественными организациями.

Сотрудничество с учреждениями общего образования строится на взаимодействии с профильными классами в 250 школах Москвы, которые пришли на смену не оправдавшим Себя педагогическим классам. Задачи ориентации на педагогическую профессию, поиск наиболее мотивированных к этому роду деятельности учащихся успешно решаются в рамках экспериментальных площадок МГПУ и разнообразной профориентационной работы на всех уровнях университета. Результат - набор этого года. Средний конкурс - 3 человека вместо 2,4 в 2007 г. Целевой набор составил 321 студент. Принято 2 тыс, человек на бюджетное, около

2 тыс., человек на внебюджетное обучение.

В этом учебном году начата реализация проекта сетевого взаимодействия общеобразовательных и научных учреждений города Москвы и университета, что чрезвычайно важно для становления и развития учебнонаучного образовательного комплекса.

Еще один уровень взаимодействия - педагогические колледжи. Университет всегда уделял и уделяет большое внимание вопросам сотрудничества с зтим звеном педагогического образования. С первых лет создания университета были внедрены учебные планы по подготовке специалистов на базе среднего специального образования. Выпускники педагогических колледжей имеют возможность получить высшее образование по 49 специальностям и направлениям подготовки, в том числе по программам бакалавриата и магистратуры, а затем продолжить обучение в аспирантуре по 30 научным специальностям.

Переход на уровневое образование стал решающим моментом в жизни университета. На ученом совете МГПУ был принят план-график перехода на данную систему образования. Разрабатываются и лицензируются программы подготовки бакалавров и магистров, проводятся консультации со специалистами других вузов. В марте 2008 года проведет конференция по проблемам перехода на уровневое образование в Департаменте образования города Москвы. В июле 2008 года состоялся первый выпуск бакалавров по ряду направлений ПОДГОТОВКИ,

4

Педагогика и психология профессионального образования

При переходе на уровневое образование обозначился целый ряд проблем, связанных с тем, что педагогические университеты должны быть генераторами развития педагогики как науки, ибо именно они теснейшим образом связаны с внедрением науки в практику образования.

Однако российская педагогика всегда была ориентирована на практическую востребованность. Стремление к «полезности» обернулось тем, что современная педагогическая наука слабо ориентирована на исследования проблем и закономерностей воспитания и обучения детей. Чрезвычайно мала доля основательных, тщательных экспериментальных апробаций предлагаемых новшеств. Зачастую педагогические исследования - это пропаганда тех или иных технологий, агитация в пользу их внедрения в широкую образовательную практику, в лучшем случае технологичное изложение проблем образования.

Все системы знаний представлены в современном мире исследовательской ветвью, ориентированной на поиск нового знания, новой информации, и образовательной ветвью, направленной на сохранение и передачу накопленного опыта. В соответствии с этим выделяются научные направления и учебные дисциплины, Например, наука «химия» и учебная дисциплина «химия», наука «математика» и дисциплина «математика», В системе высшего образования эта дифференциация представлена направлениями подготовки уче-ных-исследователей (как правило, в классических университетах) и учителей - преподавателей учебных дисциплин (в педагогических вузах).

При изобилии вузов, реализующих подготовку учителей, ни одно учебное заведение не готовит сегодня по содержанию педагога-исследователя, учецого-педагога. Этот процесс реализуется исключительно в системе послевузовского образования, а также в сфере самообразования. И это в то время, когда способность к научно-исследовательской деятельности, требующей методологической базы, навыков организации исследовательской деятельности, умения самостоятельно решать проблемы, становится практической необходимостью.

Современная образовательная среда является сегодня сложнейшей многоуровневой системой. С одной стороны, это вариативность самих образовательных учреждений. Так, например, в Москве функционируют общеобразовательные учреждения более 40 типов и видов. Каждая школа имеет право выбирать образовательную программу и учебно-методиче-ские комплекты к ним, определять профиль научно-исследовательских работ, тематику экспериментальных площадок. Сегодня в профессиональной педагогической ере® принято говорить о «школьном укладе» как особой среде, где не просто происходит передача знаний от учителя к ученику, но и идут процессы активного поиска знаний самим ребенком, где Дети проводят большую часть своего времени, где закладываются и формируются основные качества их личности, где в то же время, происходит профессиональный рост Педагогов. Естественно, что каждый уклад требует от педагогов особых профессиональных компетенций. В таких условиях становится невозможным «зата-

Казанский педагогический журнал 12!2006

чивание» будущего учителя' под определенную образовательную модель. Решением может стать формирование у студентов базовых способностей и компетентностей, обеспечивающих их вхождение в исследовательскую инновационную образовательную Среду.

На заседании Совета по науке, технологиям и образованию 15 сентября 2008 года обсуждался вопрос о системных изменениях в школе, о модели школы будущего, о способах достижения высокого качества и нового содержания школьного образования. Поводом для такого обсуждения явились результаты социологических опросов, по которым 70 процентов российских граждан высказались за необходимость изменений в школе, а более половины считают, что качество образования снижается.

Возможно, именно двухуровневая система педагогического образования обеспечит решение этой проблемы в том случае, если бакалавриат за четыре года будет давать базовое педагогическое образование, а магистратура обеспечит подготовку иеда-гога исследователя, педагога психо лога, который будет максимально готов к научному труду, исследовательской, экспериментальной деятельности, преподаванию педагогических дисциплин в колледжах и вузах. При этом содержание подготовки бакалавра и магистра должно быть неразрывно связано с содержанием стандарта общего образования. Учитель-выпускник педагогического вуза или классического университета должен быть ориентирован На обучение школьников на конкретном этапе. Логическим продолжением академи-

ческого стандарта Должен стать профессиональный стандарт, определяющий компетенции учителя Для того или иного уровня школьного образования. Дискуссионным является вопрос о том, в какой школе должен преподавать выпускник бакалавриата или магистратуры, выпускник педагогического или классического университета. По нашему мнению, учителем начальной школы может быть бакалавр-учитель начальной школы, подготовка которого осуществляется в педагогическом университете или на педагогическом факультете классического университета. В случае если право реализации образовательных программ бакалавриата будет дано педагогическим колледжам, их выпускники также смогут преподавать в начальной школе. При этом выпускники перечисленных выше учреждений профессионального образования должны дополнительно пройти психолого-педагогическую подготовку в педагогической интернатуре.

На вопросе о педагогической интернатуре следует остановиться отдельно. Он также рассматривался на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, и Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым дано, наряду с другими, поручение Правительству Российской Федерации «...Рассмотреть вопрос о введении годовой интернатуры для выпускников педагогических вузов, включающей прохождение практики в школах».

В педагогических вузах Правительства города Москвы в течение нескольких лет прообразом такой интернатуры является непрерывная педагогическая практика на выпус.к-

Педагогика и психология профессионального образования

ном пятом курсе, в ходе которой студенты, продолжая обучение, одновременно работают но своей специальности в образовательных учреждениях столицы. С учетом перехода на подготовку бакалавров эта практика (в виде педагогической интернатуры) требует законодательного закрепления и соответствующего экономического обеспечения.

Продолжая разговор о профессиональном стандарте, можно предположить, что учителем основной школы должен стать выпускник магистратуры или бакалавриата - предметник, подготовленный в педагогическом университете, на педагогическом факультете классического университета или другом факультете классического университета (физическом, математическом, историческом и так далее). При этом выпускники-бакалавры непедагогических факультетов классического университета должны пройти психолого-педагогическую подготовку в магистратуре или годичной интернатуре,

К работе в старшей школе, наряду с выпускниками магистратуры педагогических университетов, должны быть привлечены магистры из других университетов, в том числе классических, прошедшие годичную

подготовку в педагогической интернатуре.

Массовая подготовка бакалавров и магистров начнется в российских вузах с 2010 года, после принятия федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. А сегодня на территории Российской Федерации работает более 60 тыс. школ, две трети из которых - сельские школы. В этой связи особого внимания заслуживает проблема переподготовки педагогических кадров, которая должна стать обязательной для каждого учителя один раз в пять лет и содержать педагогическую и психологическую составляющие. При этом учитель должен иметь возможность самостоятельного выбора места прохождения переподготовки - педагогический или классический университет, институт повышения квалификации или академический институт. Информация о прохождении переподготовки должна стать одним из основных критериев при аттестации педагогических кадров, а самой аттестации следует придать общественно-государственный характер, привлечь к ее проведению профессиональные ассоциации, педагогическую общественность, представителей объединений работодателей.

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. В. Варганова, проректор по воспитательной работе Снежинской государственной физико-технической академии (СГФТА), г, Снежинск Челябинской области

В философии под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек, противостоящий внешнему

миру как объекту познания. Субъект не нечто пассивное, только воспринимающее воздействия Извне и перерабатывающее их способом, производ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.