Mikhailova Svetlana Mikhailovna, candidate of Economics, associate Professor South-West state University, Kursk, Russia
ANALYSIS OF USE OF FORMS OF UNKNOWN CALCULATIONS IN RUSSIA
Abstract: The article answers the actual theoretical questions connected with non-cash settlements in the Russian Federation
Keywords: Non-cash settlements, money turnover, commercial banks, the Central Bank of Russia
УДК 336.1
ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ Михайлова Светлана Михайловна, к.э.н., доцент Горохов Александр Анатольевич, к.т.н., доцент Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
Статья отвечает на актуальные теоретические вопросы, связанные с проблемами пенсионной системы РФ.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, социальная защита, социальные риски, социальное страхование.
В связи с сложившейся ситуацией в государственных финансах России, крайне важно решить вопросы стабилизации дефицита пенсионной системы. Размер бюджетного трансферта достиг предельного значения и его дальнейший рост будет угрожать финансовой стабильности всей страны. Приоритетом пенсионной реформы должно быть создание устойчивой пенсионной системы (ограничение роста дефицита пенсионной системы) при трансферте федерального бюджета на уровне не более 3% - 5% ВВП.
Рассмотрим социальную сферу российской экономики, используя статистику по безработице и занятого населения (табл.1):
Таблица 1 - Социальное положение в России [1]
2013 2014 2015
Население всего, млн. чел. 143,3 143,7 146,3
Численность э.а.н., млн. чел. 75,5 75,4 76,6
Численность занятых, млн. чел. 71,4 71,5 72,3
Количество безработных, млн. чел. 4,1 3,9 4,2
Уровень экономической активности 68,5% 68,9% 69,1%
Уровень занятости 64,8% 65,3% 65,3%
Уровень безработицы 5,5% 5,2% 5,6%
За 3 года численность населения увеличилась на 3 млн. человек (вхождение Крыма в состав РФ), но это не сильно изменило количество экономически-активного населения. Как результат можно наблюдать положительную тенденцию к росту уровню занятости и ее численности.
Одной из особенностей экономически активного населения России явля-
ется то, что доля занятых в государственном секторе составляет 50%. Таким образом, около 28,6 млн. человек получают зарплату из бюджета, это значит, что формирование у них накопительной пенсии идет за счет бюджета Российской Федерации.
Из всех стран мира, лишь в Египте и Белоруссии общее число занятых в госсекторе выше, чем в России. В дополнение к этому, доля госсектора в экономике России достигает 50% ВВП [2].
Еще одна проблема заключается в том, что, по разным источникам, около 25% заняты в неформальном секторе - получают «черную» заработную плату [3]. По расчетам Академии труда и социальных отношений, к неформальному сектору относится 37,9% от фонда оплаты труда всей национальной экономики России. Это так называемые «серые» зарплаты [4], когда между работником и работодателем оформляется трудовой договор с изначально низким заработком (окладом) с целью уменьшения взносов во внебюджетные фонды, а оставшуюся часть получает в «конверте».
Еще одним очень важным моментом является то, что в России работники не ощущают себя причастными к формированию доходов пенсионной системы. Россия является одной из немногих стран, в которых все пенсионные взносы оплачиваются исключительно работодателем. Однако это лишь номинально, ведь фактически все бремя ложится на работника. Если работодатель готов потратить на сотрудника условные 100 рублей, то, в конечном счете, ему безразлично, в какой пропорции уйдут эти средства. При ставке налогов 20%, 80 рублей достанется работнику, но при ставке 30% работнику достанется уже 70 рублей. Этот же эффект проявляется и в случае работников с высокими зарплатами. Начисление пенсионных взносов по ставке 22% происходит только до порога в 876 тысяч рублей накопительным итогом с начала года, далее взносы взымаются по ставке 10%. Выходит, что работники с высокой и очень высокой зарплатой (превышающей 2 средних зарплаты по стране) получают преимущества в виде 12% от зарплаты, которая достается им вместо бюджета ПФР, снижая их пенсионные права и, как следствие, фактический коэффициент замещения.
Кроме этого, можно отметить несправедливость механизмов формирования пенсий у самозанятых граждан. По состоянию на декабрь 2015 года, в РФ зарегистрировано 3 643 911 индивидуальных предпринимателей. При годовом доходе ниже 300 000 руб. (25 000 руб. в месяц), пенсионные взносы индивидуальных предпринимателей составляют 19 356 руб. (рассчитываются как 26% от 1 МРОТ, умноженные на 12), а если годовой доход выше - то еще 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб. Выходит, что при годовом доходе в 300 000 руб. взнос с наемного работника составит 66 000 руб. (при его участии исключительно в распределительной подсистеме), тогда как взнос индивидуального предпринимателя составит те же 19 356 руб. При этом, индивидуальные предприниматели претендуют на пенсии, равные пенсиям наемных работников, но тех взносов, которые выплачивают индивидуальные предприниматели, недостаточно, чтобы за-
работать право на страховую пенсию. Финансирование выплат ПФР страховых пенсий индивидуальным предпринимателям осуществляется за счет бюджетного трансферта и взносов наемных работников. Это также приводит к увеличению дефицита пенсионной системы и снижению коэффициента замещения. Очевидно, что назрела необходимость разработки более адекватного и соответствующего социально-экономическим реалиям механизма формирования пенсий среди индивидуальных предпринимателей. Ведь, по некоторым данным, средний доход индивидуального предпринимателя в России составляет 1,4 млн. рублей в год.
Рассмотрим процессы рождения и старения населения России.
Таблица 2 - Структура населения России [5]
2013 2014 2015 2016
Население всего, млн. чел. 143,3 143,7 146,3 146,5
Численность э.а.н., млн. чел. 75,5 75,4 76,6
Численность занятых, млн. чел. 71,4 71,5 72,3
Численность пенсионеров всего, млн. чел. 42,8 43,3 43,8 45,2
Доля пенсионеров 29,9% 30,1% 30% 30,8%
Количество занятых на одного пенсионера 1,65 1,63 1,65
Данные из таблицы 11 показывают рост числа пенсионеров при практически неизменном населении страны. К 2016 году доля пенсионеров составила 30,8% населения, их средняя продолжительность жизни (средний срок пребывания на пенсии) равен 20,79 лет. В результате сделаем вывод, что в России присутствует динамика старения населения, например, как в Германии в 2015 году.
Следует также обратиться к данным из таблицы 4, из которой можно заключить, что Россия по коэффициенту рождаемости (среднее число детей, приходящихся на одну женщину) опережает Германию на 0,4, но все же еще переходит уровень 2, который позволил бы обеспечить прирост будущего населения страны.
Немало важным при создании и реформировании пенсионной модели изучить возрастную структуру населения:
Таблица 3 - Возрастная структура населения России [6]
2016
Население РФ 146,3
Моложе трудоспособного возраста 31,30
Трудоспособный возраст 85,90
Старше трудоспособного возраста 29,1
По прогнозу Росстата к 2030 году численность населения в пенсионном возрасте увеличиться на 9 млн. человек при одновременном снижении
численности населения в трудоспособном возрасте на 11 млн. человек. Это произойдет за счет того, что в трудоспособный возраст переместятся крайне немногочисленные категории в возрасте от 5 до 19 лет - результат низкой рождаемости конца 90-х и начало 2000-х годов. [7]
Анализ социально-экономических и демографических особенностей России на современном этапе позволяет сделать вывод о необходимости изменения пенсионной системы РФ с целью ее большего соответствия возрастной структуре населения и возможностям государственного бюджета.
Список литературы
1. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_for се/#
2. http://www.kommersant.ru/doc/2233355
3. Соловьев А.К. Повышение пенсионного возраста в Российской Федерации: демографические условия и макроэкономические последствия // Журнал НЭА. 2015. № 3. С. 197.
4. Кувшинова О. Свободная касса // Ведомости, 2016. - № 4022
5. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/genera 1юп/#
6. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demo graphy/#
7. http://2020strategy.ru/data/2011/07/14/1214719772/8.pdf
8. Усиление конкурентной позиции промышленного предприятия на рынках инновационной продукции и улучшение качества реализуемых инвестиционных проектов/ Дорошенко Ю.А., Пронина Ю.О.// В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития, сборник докладов Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 20-летию института экономики и менеджмента. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2013. С. 201-205.
9. Ранжирование качественных характеристик инновационных проектов предприятия с позиции неценовой конкуренции/ Пронина Ю.О.// Белгородский экономический вестник. 2013. № 2 (70). С. 54-61.
10. Правовое воспитание населения России - залог успешного развития страны/ Пронина Ю.О.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 149-151.
11. Планирование и прогнозирование рыночной конъюнктуры/ Михайлова С. А.// В сборнике: Проблемы и методы управления экономической безопасностью регионов, Материалы межвузовской научной конференции профессорско-преподавательского состава. 2006. С. 194-198.
12. Анализ безработицы в рф на современном этапе/ Енютина А.В., Михайлова С.А.// В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества, сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. 2014. С. 102106.
13. Объемы реализации нефти, газа, электроэнергии и алмаза в Российской федерации/ Михайлова С.А., Окорокова А.Г.// В сборнике: Молодежь и XXI век -2015, материалы V Международной молодежной научной конференции в 3-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 154-160.
14. Новый вид мирового стратегического сырья/ Михайлова С.А., Соснин А.В.// В сборнике: Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития сборник научных статей. 2016. С. 77-81.
15. Системные основы регулирования деятельности предприятий мясной промышленности/ Сухорукова О.А., Михайлова С.А.// Известия Тульского государственного
университета. Серия: Экономика. Управление. Финансы. 2005. № 1. С. 161-164.
16. Внешнеэкономическая деятельность в товароведении/ Михайлова С. А.// учебное пособие / Курск, 2010.
17. Внебюджетные фонды как компоненты социальной защиты в Российской федерации/ Пайкович П.Р., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 259-266.
18. Экономическое содержание и назначение государственных внебюджетных фондов/ Пайкович П.Р., Горохов А. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 266-271.
19. Сущность и характеристика мирового рынка золота/ Горохов А. А., Пайкович П.Р.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 81-87.
20. Структура и особенности мирового рынка золота/ Горохов А.А., Пайкович П.Р.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 87-93.
21. Структура и особенности мирового рынка золота/ Горохов А. А., Пайкович П.Р.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 87-93.
22. Экономическое содержание и назначение государственных внебюджетных фондов/ Пайкович П.Р., Горохов А. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 266-271.
23. Особенности производства и реализации золота на международных рынках/ Горохов А. А., Пайкович П.Р.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 2 (20). С. 49-53.
24. Анализ бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ/ Пайкович П.Р.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 2 (20). С. 137-142.
25. Бюджет как инструмент государственного регулирования экономики/ Пайкович П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С. 81-86.
26. Федеральный бюджет как инструмент экономического развития/ Пайкович П.Р.// диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 2002
27. Иностранный венчурный капитал/ Пайкович П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52-2). С. 85-88.
28. Воздействие государственных расходов на экономический рост/ Пайкович П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-1 (62-1). С. 41-46.
29. Бюджетная система РФ/ Пайкович П.Р.// Курск, 2017.
30. Пути повышения эффективности управления государственным долгом/ Пайко-вич П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 235-240.
31. Бюджетные ассигнования в инновационную экономику/ Пайкович П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45-1). С. 131-134.
32. Финансы и кредит/ Пайкович П.Р.// Москва, 2015.
33. Бюджетные расходы и их эффективное использование/ Пайкович П.Р.// В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития, Сборник статей Международной научно-практической конференции . Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2014. С. 198-205.
34. Инновационная экономика и ее финансовые механизмы/ Пайкович П.Р.// В сборнике: Наука и технологии в современном обществе, материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: Искужин Т.С., (отв. редактор) Идельбаев М.Х., Хасанова Г.М., Абакачева М.Б., Нигматуллин О.Б. (отв. секретарь). 2014. С. 141-149.
35. Анализ структуры и динамики расходов населения РФ/ Пайкович П.Р.// В сборнике: Наука молодых - будущее России/ сборник научных статей международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 3 томах. Юго-Западный государственный университет. 2016. С. 260-264.
36. Внутренний государственный долг РФ/ Пайкович П.Р.// В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития, сборник научных статей 6-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 204-207.
Paykovich Petar Radoslavovich, docent (e-mail: [email protected])
Russian economic university Plekhanov, Moscow, Russia.
PROBLEMS OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article answers the actual theoretical questions connected with the problems of the pension system of the Russian Federation.
Keywords: Pension provision, social protection, social risks, social insurance.
СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КОНТИНГЕНТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ Морозова Анна Валентиновна, к.соц.н., начальник отдела (e-mail: [email protected]) Фомин Александр Юрьевич, студент
Брянский государстенный технический университет, г.Брянск, Россия
В данной статье анализируются результаты социологического опроса, проведенного авторами по проблемам становления и функционирования системы комплектования воинских подразделений рядовым и сержантским составом в добровольном порядке (по контракту).
Ключевые слова: контрактная служба, Вооруженные Силы РФ, денежное довольствие, военная служба, сержантский состав.
Введение
В последние два десятилетия модернизация Вооруженных Сил (ВС) России имеет ярко выраженную позитивную динамику: утверждаются новые образцы вооружения, улучшается инфраструктура армии, существенно растет профессиональное мастерство военнослужащих. При этом на сегодняшний день вопрос перевооружения ВС РФ к 2018 году все еще остается открытым.
Принципиально важным этапом реформирования стало уменьшение к 2008 году контингента военнослужащих, реализованное по решения Министерства обороны РФ. Наибольшее по численности сокращение было проведено среди офицерского состава - примерно 300 тысяч человек, таким образом, численность офицерского состава сократилась почти в два раза. Реформа военного образования заключалась и в сокращении некото-