Научная статья на тему 'Необоснованность создания накопительной пенсионной системы в Российской Федерации'

Необоснованность создания накопительной пенсионной системы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / РАЗМЕР / МИНИМУМ / ДЕФИЦИТ / ФОНД / СТРАХОВАНИЕ / ВЗНОС / НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриянов В.П.

В статье приведены общие данные об уровне пенсионного обеспечения граждан РФ в сопоставлении с прожиточным минимумом, показана динамика роста дефицита Пенсионного фонда РФ и названы его причины. С учетом среднего варианта прогноза Росстатом возрастной структуры, численности населения и роста демографической нагрузки показана необоснованность введения накопительной пенсионной системы в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андриянов В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необоснованность создания накопительной пенсионной системы в Российской Федерации»

30 (72) - 2011

Пенсионное обеспечение

УДК 338.242.42

НЕОБОСНОВАННОСТЬ СОЗДАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в. п. андриянов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и статистики Е-mail: andriyanovvp@mail.ru Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

В статье приведены общие данные об уровне пенсионного обеспечения граждан РФ в сопоставлении с прожиточным минимумом, показана динамика роста дефицита Пенсионного фонда РФ и названы его причины. С учетом среднего варианта прогноза Росстата возрастной структуры, численности населения и роста демографической нагрузки показана необоснованность введения накопительной пенсионной системы в РФ.

Ключевые слова: пенсионная система, размер, минимум, дефицит, фонд, страхование, взнос, нагрузка.

Основной целью пенсионного обеспечения является гарантированное ежемесячное денежное обеспечение граждан в период после трудоспособного по законодательству возраста для обеспечения жизни на уровне не ниже прожиточного с учетом денежных доходов за трудовую деятельность. Вне зависимости от состояния экономической действительности, если не наступит крах экономики и государства и личного поведения индивидов, государство выступает гарантом достижения этой цели пенсионного обеспечения даже в случае финансовой несостоятельности государственного пенсионного фонда.

Государство, принимая на себя гарантии по пенсионному обеспечению граждан, нейтрализует недостатки личного поведения граждан в аспекте накоплений для денежного обеспечения их нетру-

доспособного пенсионного будущего и возможные кризисные и инфляционные явления в экономике. Граждане с низкими доходами не смогут сами накопить себе на пенсию, а граждане с достаточными для пенсионных сбережений доходами с учетом нестабильности современной экономики, вынужденных личных обстоятельств или неразумного потребительского поведения могут потерять свои сбережения в результате обесценивания или потратить их, уничтожив финансовую возможность своего выживания в нетрудоспособном пенсионном возрасте.

В России пенсионным обеспечением заняты: Пенсионный фонд РФ (ПФР); Государственная управляющая компания — Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк); управляющие компании (УК) (на 02.08.2010 в России было 57 УК), негосударственные пенсионные фонды (НПФ) (на 17.12.2010 г. - 122 НПФ) [18].

В настоящее время в РФ существуют государственная и негосударственная пенсионные системы. Негосударственная система может быть только накопительной: что вложил за трудовой период деятельности, с этой суммы можешь и получать с учетом инвестиционного дохода на свои накопления, если выбранный пенсионером НПФ не обанкротится.

В средствах массовой информации много написано о крахе частных пенсионных фондов за рубежом в связи с общими финансово-экономическими кризисами и банкротством отдельных компаний, с потерей медицинских страховок и пенсий работниками обанкротившихся компаний и вкладчиками в эти фонды. Государственный пенсионный фонд может функционировать как на накопительной (с дополнительными инвестиционными доходами), так и на солидарной основе. Распределительная (солидарная) пенсионная система основана на формировании доходов пенсионного фонда за счет налогообложения фонда заработной платы работающих граждан, т. е. сегодняшние пенсионеры получают пенсию из пенсионных отчислений занятых в настоящее время.

Факты показывают, что при стабильно и нестабильно функционирующей экономике свободные сбережения граждан в банковской системе, при гарантированности сохранности вкладов и доходов по ним, в настоящее время достаточно доходны для обеспечения личного текущего потребления граждан на пенсии. Сбережения находятся в личной собственности в их полном распоряжении в любой момент времени, в большей степени инвестируются в реальный сектор экономики и процесс инвестирования, в большей степени регулируется государством с учетом его функций по стабилизации рыночной экономики и стимулированию экономического роста.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) за III квартал 2010 г., в целом по РФ [13] величина прожиточного минимума пенсионера составила 4 532 руб. в месяц, в том числе: минимальные наборы продуктов питания — 1 963 руб., непродовольственных товаров — 792 руб., услуг — 1 777 руб.

Стоимость минимального набора определяется на основе цен на продукты питания, входящие в него, и норм их потребления для мужчины трудоспособного возраста. Набор определяется в расчете на одного человека в месяц, в его состав включены: хлеб ржано-пшеничный, хлеб пшеничный, мука пшеничная, рис, пшено, бобовые, вермишель, картофель, капуста, морковь, лук репчатый, огурцы свежие, яблоки, сахар, конфеты, печенье, говядина, свинина, птица, баранина, рыба мороженая, сельдь, молоко, сметана, масло животное, творог, сыр, яйца, маргарин, масло растительное, соль, чай, специи [14]. По сообщению Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания пенсионера в среднем по РФ за III квартал 2010 г.

составила 43,3 % от прожиточного минимума пенсионера [13].

По данным Росстата за III квартал 2010 г., в целом по РФ стоимость минимального набора непродовольственных товаров в величине прожиточного минимума пенсионера составила — 792 руб. [13]. В частности, на транспорт, одежду, бытовые мелочи остается в месяц 792 руб., или 26,04 руб. в день, что уже недостаточно для удовлетворения потребностей в них. Расходы на лекарства (даже для пенсионеров, получающих доплату за инвалидность), ремонт или покупку бытовой техники, мебели и т. п. просто не укладываются в эту сумму.

В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов» величина прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ на 2011 г. определяется в размере 4 938 руб. [9].

По данным опроса центра стратегических исследований компании ООО «Росгосстрах» в конце 2009 г., россияне считали, что для достойной жизни необходим доход в среднем 40 тыс. руб. в месяц [2]. За III квартал 2010 г. в целом по РФ среднедушевые денежные доходы населения в месяц составили 18 453 руб. [13], среднемесячная начисленная (номинальная) заработная плата одного работника составила 21 031 руб. По предварительным данным Росстата, в ноябре 2010 г. денежные доходы на душу населения составили 19 160 руб., среднемесячная начисленная заработная плата одного работника составила 21 559 руб., численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по РФ на сентябрь 2010 г. составила 18,9 млн чел., или 13,5 % от общей численности населения [13, 16].

Средний размер трудовой пенсии по старости с 01.04.2010 достиг 8 180 руб., а средний размер социальной пенсии составил 4 757 руб. (с 01.07.2010) [17]. Начиная с 01.01.2010 были установлены социальные доплаты к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе. Федеральную социальную доплату к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в конце 2010 г. ПФР выплачивал в 66 субъектах РФ 2,76 млн чел. неработающим пенсионерам, местные органы соцзащиты выплачивали региональную доплату в 18 регионах 2,42 млн пенсионерам, всего доплату получали 5,18 млн неработающих пенсионеров [9].

За счет средств Пенсионного фонда РФ получают пенсии 36,5 млн чел. [12] (по данным Росста-та, численность пенсионеров, состоящих на учете в органах ПФР, в 2010 г. составляла: на 1 апреля —

39 368 тыс. чел., на 1 июля — 39 412 тыс. чел., на 1 октября — 39 505 тыс. чел.) [22]. Из 39,5 млн пенсионеров 5,18 млн чел., или 13,1 % от общего числа пенсионеров РФ, на декабрь 2010 г. получали пенсию, равную прожиточному минимуму. Стоимость набора социальных услуг, дополнительное материальное обеспечение и другие меры социальной поддержки, установленные законодательством субъектов РФ в денежном выражении, в частности льготы по коммунальным услугам, выплаты по инвалидности, предполагающие безусловное целевое расходование, учитываются вместе с пенсией в общем доходе пенсионера, который и сравнивается с прожиточным минимумом [9]. Доплат на лекарства и лечение инвалидам не хватает в связи с неудержимым спекулятивным ростом цен на лекарства и медицинские услуги, и только по этому фактору не учитываемых пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума гораздо больше, чем 13,1 %.

Начиная с 2001 г. бюджет ПФР стал дефицитным [8], его размер в 2002 г. составил 23,2 млрд руб., в 2003 г. — 13,4 млрд руб., в 2004 г. — уже 33,9 млрд руб. и к 2009 г он возрос до 400 млрд руб. [1, 10]. На покрытие дефицита бюджета ПФР в 2010 г. запланированы средства федерального бюджета в размере 1 166,3 млрд руб., в 2011 г. — 875,93 млрд руб. [15], в 2012 г. — 980,36 млрд руб. (17,5 % доходов бюджета ПФР) и в 2013 г. — 1,11 трлн руб. (18,1 % доходов бюджета ПФР) [19].

На основе приведенных данных видно, насколько бедны российские пенсионеры, а прогноз роста дефицита ПФР показывает снижение его возможностей по денежному обеспечению пенсионеров. Считается, что прогнозируемый рост дефицита ПФР обусловлен ростом демографической нагрузки, в частности ростом числа пенсионеров по сравнению с числом граждан в трудоспособном возрасте.

Коэффициент демографической нагрузки — это обобщенная количественная характеристика возрастной структуры населения, показывающая нагрузку на общество непроизводительным населением. Он рассчитывается как отношение суммы числа детей и лиц пенсионного возраста к численности населения трудоспособного возраста.

По оценке Росстата, численность постоянного населения РФ на 1 декабря 2010 г. составила 141,8 млн чел. и с начала года уменьшилась на 81,6 тыс. чел., или на 0,06 % [7].

Численность экономически активного населения в декабре 2010 г. составила, по предварительным итогам обследования населения, 75 млн чел.,

или около 53 % от общей численности населения страны, 5,4 млн чел., или 7,2 % экономически активного населения классифицировались как безработные в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,6 млн чел., в том числе 1,4 млн чел. получали пособие по безработице [7].

Средний размер назначенной ежемесячной пенсии в РФ в июне 2010 г. вырос на 47 % по сравнению с июнем 2009 г. и составил 7 584 руб., или 35,1 % от средней начисленной зарплаты [20].

В 2010 г. тарифы страховых взносов были сохранены на уровне 2009 г., и из совокупного тарифа в 26 % работодатели отчисляли в ПФР 20 %, с 1 января 2011 г. совокупная ставка страховых взносов возросла до 34 %, из которых 26 % работодатели должны уплачивать в ПФР. Максимальный годовой доход, с которого уплачиваются страховые взносы, с 01.01.2011 увеличен с 415 тыс. руб. до 463 тыс. руб. [5]. Расчет отчислений в ПФР с номинальной заработной платы приведен в таблице.

Таким образом, при ставке страховых пенсионных взносов 20 % отчисления со всей номинальной заработной платы в РФ за 2010 г. должны были составить 3 535,35308 млрд руб. Средняя пенсия при этом при солидарной пенсионной системе составила бы 7 457,61 руб. (3 535,35308 млрд руб. / 12 мес. / 39,505 млн пенсионеров), т. е. на 126,39 руб. меньше фактически назначенного среднего размера пенсии со всеми надбавками в 2009 г. и в первом полугодии 2010 г. в 7 584 руб. [20]. Следовательно, по итогам 2010 г. ПФР при солидарной пенсионной системе без ограничения предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд, имел бы дефицит в объеме 59,9164434 млрд руб. (126,39 руб. х х 39,505 млн пенсионеров х 12 мес.), а по факту дефицит составил 1 166,3 млрд. руб. [15], т. е. больше в 19,46544 раза, или на 1 846,54 %.

До 01.01.2005 максимальная ставка единого социального налога (ЕСН) была равна 35,6 % от фонда оплаты труда, 28 % перечислялись в федеральный бюджет на функционирование пенсионного фонда [11]. С 01.01.2005 по 31.12.2010 из совокупного тарифа в 26 % работодатели отчисляли в ПФР 20 %, с 01.01.2011 совокупная ставка страховых взносов возросла до 34 %, из которых 26 % работодатели должны уплачивать в ПФР [5].

Среднемесячная начисленная заработная плата в 2010 г. составила 21 090 руб. [7], следовательно,

Расчет отчислений в ПФР с номинальной заработной платы в 2010 г.

Численность занятого Среднемесячная Начисленная Отчисления в ПФР

Месяц в экономике населения начисленная заработная пла- заработная плата всех с номинальной заработной

на конец месяца, млн чел. та одного работника, руб. работников, млрд руб. платы, млрд руб.

Январь 67,7 18 938 1 282,1026 256,42052

Февраль 68 19 017 1 293,156 258,6312

Март 68,2 20 589 1404,1698 280,83396

Апрель 68,9 20 358 1423,5858 280,53324

Май 70,2 20 279 1 423,586 284,71716

Июнь 71 21 795 1 547,445 309,489

Июль 70,9 21 325 1 511,9425 302,3885

Август 71,2 20 753 1 477,6136 295,52272

Сентябрь 71,1 20 999 1 493,0289 298,60578

Октябрь 70,5 20 970 1 478,385 295,677

Ноябрь 70,2 21 486 1 508,3172 301,66344

Декабрь 69,6 26 643 1 854,3528 370,87056

Всего за год... - - 17 676,7654 3 535,35308

Источник: составлено автором по материалам [3, 4, 7].

годовые взносы в ПФР с номинальной зарплаты одного занятого в 2010 г. составили 50 616 руб. (при ставке страховых взносов в ПФР с фонда оплаты труда (ФОТ), равной 20 %). Таким образом, для ликвидации дефицита ПФР в 2010 г. в 59,9164434 млрд руб., который имел бы место при солидарной пенсионной системе без ограничения предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд, чтобы распределительная солидарная пенсионная система стала бездефицитной, необходимо было бы трудоустроить со средней номинальной зарплатой 1 183 745 чел. (59 916 443 400 руб. дефицита ПФР при солидарной системе / 50 616 руб. годовых страховых взносов в ПФР со средней номинальной зарплаты), или 21 % от общей численности безработных в 2010 г. в среднем за месяц — 5,645 млн чел. (по методологии МОТ) [7], т. е. каждого пятого из безработных, или 63,1 % из численности официально зарегистрированных безработных в 2010 г. в среднем за месяц, равной 1,875 млн чел. [7].

При заявляемой в РФ проблеме роста демографической нагрузки более оперативными, более экономичными, стратегически значимыми и системными, в частности для решения пенсионного обеспечения граждан, являются обеспечение максимальной занятости граждан и повышение реальной эффективности производства, так как они связаны не только с увеличением пенсионных взносов, приростом национального продукта, снижением расходов на поддержание малообеспеченных слоев населения, а и с приведением реальной эффективности экономики в соответствие с потребностями общества и выработкой методов и подготовкой к реализации программ по трудо-

устройству желаемого и стимулируемого прироста численности населения.

Оптимизация половозрастной структуры населения, в том числе и за счет повышения рождаемости, в ближайшей перспективе является стратегической и долговременной задачей в рамках социально-экономических преобразований в РФ, в том числе и для обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров. Если бы безработица в РФ была меньше на 63,1 % от численности официально зарегистрированных безработных в 2010 г. в среднем за месяц, или в идеале стремилась к нулю, или страховые взносы в ПФР остались бы на уровне 28 % до 01.01.2005, или были бы уже на уровне 26 % с 01.01.2011, то ПФР функционировал бы с существенным профицитом и вопрос об уровне пенсий был бы уже разрешен на уровне, сравнимом с лучшими мировыми образцами.

В частности, при существовавшем в 2010 г. в РФ уровне безработицы при солидарной пенсионной системе без ограничения предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд, и страховых взносах в ПФР по ставке 26 % средняя пенсия составила бы Яс = ЗПН хСсв хпхNп = 17 676,7654 млрд руб. х

х 0,26 х 12 х 39,505 млн чел. = 9 694, 89 руб., где Пс — средняя пенсия;

ЗПн — начисленная заработная плата всех работников в 2010 г.;

С — ставка страховых взносов в ПФР;

с. в * '

п — количество месяцев;

— общее количество пенсионеров.

Таким образом, средняя пенсия была бы на 2 110,89 руб. больше фактически назначенного среднего размера пенсии со всеми надбавками в

первом полугодии 2010 г. в размере 7 584 руб. [20]. При назначенной средней пенсии в 7 584 руб. в июне 2010 г., либо ПФР имел бы профицит в размере 1 000,6885134 млрд руб. (2 110,89 руб. х 39,505 млн пенсионеров х 12 мес.), либо можно было бы уменьшить ставку страховых взносов в ПФР с равными для всех фирм условиями до уровня:

С = 7584 х 12 х 39'505100% = 20,34%, 17 676,7654

где Ссв — возможная ставка страховых взносов.

Снижение ставки страховых взносов в ПФР особо значимо для малых и средних фирм, имеющих менее дорогое и менее производительное оборудование и большую долю в расходах на оплату труда в общих издержках производства по сравнению с крупным автоматизированным производством.

Расчет ставки налога косвенно иллюстрирует, каким дополнительным налоговым бременем ложится на национальный бизнес в целом, а в итоге на снижение его производственных возможностей ограничение облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда. С учетом этого накопительная пенсионная система до сих пор была не нужна, но она не будет нужна и в 2031 г. при росте демографической нагрузки за счет роста числа пенсионеров.

Как отметил в интервью 27.12.2010 г. председатель правления ПФР А. В. Дроздов [6], с зарплат не выше 415 тыс. руб. в год за 2010 г. ПФР предположительно соберет 1,95 трлн руб. взносов, или на 1 585,35308 млрд руб. меньше, чем мог бы получить при 20 %-ной ставке от всей номинальной заработной платы в РФ. Так было бы при солидарной пенсионной системе без ограничения облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда в 415 тыс. руб. в год.

Система государственного пенсионного обеспечения граждан, основанная на накопительном принципе, начала действовать в России с 01.01.2002 г. При максимальном трудовом стаже до выхода на пенсию 39 лет для женщин (с 16 до 55 лет) и 44 года для мужчин (с 16 до 60 лет) первые женщины, полностью заработавшие и получающие пенсию по накопительной системе с инвестиционными доходами, выйдут на пенсию в 2040 г., а мужчины — в 2045 г. Накопление сбережений пенсионеров на счетах пенсионных фондов не связано напрямую с производством продуктов и услуг для граждан, в том числе и для пенсионеров, а сам фондовый рынок обладает повышенной нестабильностью, и в итоге не гарантируется сохранение стоимости ценных бумаг.

Перечислим основные причины дефицита бюджета пенсионного фонда.

Замена солидарной пенсионной системы накопительной, когда страховые взносы идут не на выплату текущих пенсий, а на формирование накопительных пенсий и доходов по ним за счет текущих спекуляций на фондовом рынке. Первые выплаты пенсий по накопительной системе в полном объеме состоятся для женщин в 2040 г., а для мужчин в 2045 г. Не облагаются отчислениями в ПФР, в частности, дивидендные доходы по ценным бумагам, хотя было бы логичным для любого общества, что любые личные доходы, кроме пенсий пенсионеров и социальных пособий нуждающимся категориям граждан, поступающие в личное распоряжение и не расходуемые на инвестиции в реальный сектор экономики, должны облагаться соответствующими страховыми взносами, в том числе и в ПФР.

К увеличению дефицита привело также снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6 % от фонда оплаты труда, из которого 28 % перечислялись в федеральный бюджет на функционирование пенсионного фонда [11], до совокупного тарифа в 26 % (с 01.01.2005 по 31.12.2010), из которого работодатели отчисляли в ПФР 20 %.

В этот же период введено ограничение облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда в год в размере 415 тыс. руб. Для нейтрализации этого ограничения облагаемой пенсионным налогом годовой суммы оплаты труда более состоятельных граждан государство через систему налогообложения вынужденно увеличивает налоговое бремя или повышает величину текущих необходимых расходов для всех остальных граждан и фирм, что в итоге ведет к снижению совокупного спроса и производства национального продукта и особенно негативно сказывается на малообеспеченных слоях населения и производственных возможностях малого и среднего бизнеса.

Само подобное ограничение ввиду того, что граждане с годовым доходом более 415 тыс. руб. уже выполнили свою социальную роль перед обществом, несостоятельно. Никто не отменял функции государства по перераспределению доходов для поддержания социально незащищенных слоев населения и хотя бы частичного сглаживания абсурдного фактического неравенства в величине доходов, определяемого лишь своеволием собственников капитала при формировании цен, выделением сверхдохода на личное потребление из выручки компаний и т. д. Это проблема формирова-

7х"

53

ния и реализации гуманистической нравственной общесоциальной идеологии, а не идеологии вседозволенности, своеволия, эгоизма, индивидуализма и безнравственности, бесконечно стремящихся к всемогуществу собственников капитала.

Кроме того, подобное ограничение способствует выводу доходов состоятельных граждан из реального сектора экономики на их чрезмерное личное непроизводительное потребление, сбережению и спекуляции на фондовом рынке, безусловно, за счет уровня жизни других людей, в том числе пенсионеров, и за счет сокращения инвестиций в реальный сектор экономики. Этого противоречия не разрешает и повышение максимального годового дохода с 415 до 463 тыс. руб., с которого уплачиваются страховые взносы в ПФР с 01.01.2011 г. [5].

Максимальная гарантированная государством пенсия, по мнению автора, не должна быть больше средней заработной платы в стране, и люди, получающие более высокие доходы, не должны получать пенсию выше этой предельной величины, а за счет отчислений с их более высоких доходов должен обеспечиваться прирост пенсий другим гражданам до устанавливаемого государством минимального уровня.

В современной экономике России финансовые проблемы ПФР связаны не столько с регрессивной шкалой обложения оплаты труда, сколько с подменой понятий, в результате которой она была внедрена. При свободных рыночных ценах разнообразные налоговые ставки по разным объектам налогообложения в сумме должны обеспечить достаточные налоговые поступления для выполнения государством его функций, в том числе и для государственного пенсионного обеспечения граждан.

При высоком уровне безработицы и инфляции, низком уровне доходов значительной части населения, заявляемой как неотъемлемое свойство рыночной экономики, современные налоговые отчисления в ПФР от оплаты труда занятых принципиально занижают пенсионные отчисления ниже достаточного уровня жизни для пенсионеров.

Предприниматели относят заработную плату к минимизируемым издержкам производства, тогда как валовой внутренний продукт (ВВП) создается трудом всех занятых граждан, в том числе и прошлым трудом, овеществленным в средствах труда (зданиях, сооружениях, машинах, оборудовании, станках и т. д.). Стимул большинства наемных работников — это работать, чтобы выжили они сами и члены их семей. Известно, что номинальный

объем ВВП зависит кроме таких факторов, как численность занятых, уровень их квалификации, отработанное время, количество прочих ресурсов и эффективность их использования, в том числе производительность труда, и от максимизируемых предпринимателями цен.

Таким образом, отчисления в пенсионный фонд должны осуществляться не с минимизируемой в качестве издержек производства заработной платы, в том числе и в результате научно-технического прогресса, а с результатов хозяйственной деятельности. Отчисления со всей добавленной стоимости или с прибыли предприятий не так однозначны и равноценны для предпринимателей, как и фонд оплаты труда, и эта проблема требует дальнейшего изучения и разрешения по мере развития экономики и общества. Например, вариант отчислений в ПФР со всех издержек предприятия позволит:

- повысить связь собираемых налогов с текущим объемом производства и самообеспеченностью государства, экономики и общества в ресурсах, продуктах и услугах для простого и расширенного воспроизводства;

- уравняет в этом налоге в текущих условиях функционирования все фирмы, независимо от стоимости функционирующего капитала, численности занятых и объемов используемого сырья, так как все виды издержек являются результатом деятельности общества;

- повысит связь инвестиций фирм с ростом реальной эффективности и минимизацией непроизводительных расходов, в частности капитальных и непрофильных;

- при ряде условий будет способствовать снижению темпов монополизации экономики; повысит заинтересованность Российского союза промышленников и предпринимателей и лобби крупного бизнеса в росте масштабов малого и среднего бизнеса и реального сектора экономики в целом;

- повысит связь результативности реального сектора экономики с реальным уровнем жизни общества, в частности жителей пенсионного возраста;

- за счет остающейся при текущих рыночных ценах у фирм прибыли позволит повысить управляемость экономикой на основе налогообложения остающейся при этом прибыли;

- более точно оценивать с точки зрения удовлетворения общественных потребностей реальную эффективность экономики, инвестиционную

привлекательность и уровень спекулятивности отдельных производств и конкретные инвестиционные решения, в том числе и инновационные.

Возможен вариант пенсионных сборов в виде ставки акцизного налога с общей выручки фирмы. Вот тогда, с учетом повышения общей эффективности экономики, и могла бы понижаться ставка пенсионных отчислений, в частности от общих издержек для предпринимателей, при обеспечении максимальной пенсии граждан не более получаемой максимальной заработной платы наемным работникам. Это могло быть одним из общих стимулов повышения эффективности и производительности производства и для представителей бизнеса, и для работников.

Рассчитаем, какова будет пенсия в 2031 г. в соответствии с демографическими прогнозами Росстата при условии сохранения текущих цен, прожиточного минимума, средней номинальной заработной платы, повышения с 2011 г. ставки страховых пенсионных взносов до 26 % и полной занятости экономически активного населения.

Совокупные годовые страховые взносы в ПФР в 2031 г. составят:

В = Nх ЗП х п х Сп в = 76 504,2 х 21 090 х 12 х х 0,26 = 5 034,04 млрд руб., где В — совокупный годовой страховой взнос в ПФР;

N — количество занятых работников в трудоспособном возрасте в 2031 г. без учета работающих пенсионеров (средний вариант прогноза) [21];

ЗП — среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб.; п — число месяцев;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С — ставка страховых пенсионных взносов в

п. в *

ПФР.

Учитывая средний вариант прогноза [21], число пенсионеров в 2031 г. будет составлять 40 072 тыс. чел., средняя расчетная пенсия при солидарной пенсионной системе без ограничения облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда в 2031 г. составит 10 469 руб. и будет выше фактически назначенной в современных условиях средней пенсии в 7 584 руб. на 2 885 руб. и даже выше среднего размера трудовой пенсии по старости в 8 498 руб. [23] после индексации трудовых пенсий 36,6 млн российских пенсионеров на 8,8 % с 01.02.2011 г. на 1 971 руб.

При прогнозируемом уровне безработицы в 2031 г., равном 5 % от экономически активного

населения, расчетная пенсия при солидарной пенсионной системе, без ограничения облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда при ставке страховых пенсионных взносов в ПФР в 26 % от суммы оплаты труда, составит 9 946 руб. и даже будет выше среднего размера трудовой пенсии по старости в 8 498 руб. [23] после индексации трудовых пенсий на 8,8 % с 01.02.2011 на 1 448 руб. Получается, что в 2031 г. накопительная пенсионная система будет не нужна даже в условиях роста демографической нагрузки за счет пенсионеров и при не совсем удачном выборе фонда оплаты труда в качестве объекта налогообложения.

Приведенные рассуждения учитывают фактическое и прогнозируемое соотношение занятых в производстве и пенсионеров в РФ с учетом фактической продолжительности жизни граждан (разной у мужчин и женщин) на пенсии и доказывают ненужность накопительной пенсионной системы даже без учета инвестиционного дохода по накапливаемым взносам вплоть до 2031 г.

Список литературы

1. Барвинок Н. Пенсионный фонд пуст. Когда в России поднимут пенсионный возраст? // Московский комсомолец, 2010. 2 февраля.

2. Быховская П. Достойная жизнь дешевеет. URL: http://www.gazeta.ru/money/2009/10/27_a_ 3277315.shtml.

3. Занятость и безработица. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b 10_01 /IssWWW. exe/Stg/d 11/3-2.htm.

4. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2010 г. URL: http://www.gks. ru/bgd/ free/b04_03 /IssWWW. exe/Stg/d01 /10. htm.

5. Изменения для плательщиков страховых взносов в 2011 г. URL: http://www.pfrf.ru/press_ center/26810.html.

6. Интервью председателя правления ПФР А. Дроздова. URL: http://www.pfrf.ru/lead_ interview/15171. html.

7. Информация о социально-экономическом положении России за 2010 г. (краткий доклад). URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/ periodicals/doc_1140087276688 - Oper2.DOC.

8. Колодина И. Дефицит Пенсионного фонда предлагают покрыть за счет пересмотра единого социального налога // Российская Бизнес-газета, 2006. 17 января.

9. На федеральную социальную доплату к пенсии в 2011 г. ПФР направит 34,5 млрд руб. URL: http://www. pfrf. ru/press_center/26244.html.

10. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от 21.07.2007 № 182-ФЗ.

11. О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.2004 № 70-ФЗ.

12. О пенсионном фонде. URL: http://www.pfrf. ru/about.

13. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в III квартале 2010 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/d05/275.htm.

14. О стоимости минимального набора продуктов питания в июне 2010 г. URL: http://region. adm. nov. ru/news/press/24676.

15. Основные параметры проекта бюджета

ПФР на 2011 г. URL: http://www.pfrf.ru/press_ center/23541. html.

16. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения. URL: http://www.gks. ru/bgd/ free/B 10_00/IssWWW. exe/Stg/d11/6-0.htm.

17. Пенсионный фонд подводит итоги I полугодия. URL: http: //www. pfrf. ru/press_center/19753. html.

18. Пенсионный фонд Российской Федерации — инвестирование средств пенсионных накоплений. URL: http://www.pfrf.ru/investing.

19. Правительство РФ одобрило основные параметры бюджетов ПФР, ФСС и ФФОМС. URL: http://www. pfrf. ru/press_center/19435.html.

20. Средняя пенсия в РФ в июне выросла на 47 % в годовом сравнении. URL: http://www.pfrf. ru/press_center/19595.html.

21. Численность населения по отдельным возрастным группам. URL: http://www. gks.ru/free_doc/ new_site/population/ demo/progn3. htm.

22. Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда РФ (до 2002 г. — в органах социальной защиты населения). URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.

23. 1 февраля трудовые пенсии россиян выросли на 8,8 %. URL: http://www.pfrf.ru/press_ center/27606.html.

onews

10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит третий ежегодный форум

«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

' и п и m л. м I I

Основные вопросы форума:

- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;

- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;

- тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.

Отраслевые секции: госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: forum@cnews.ru

Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей

www.forum. cnews. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.