Научная статья на тему 'Накопительная пенсионная система, встроенная в современный спекулятивный фондовый рынок, как инструмент дестабилизации экономики (на примере Российской Федерации)'

Накопительная пенсионная система, встроенная в современный спекулятивный фондовый рынок, как инструмент дестабилизации экономики (на примере Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ИНСТИТУТ / ФАКТОР / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВЫЕ СПЕКУЛЯЦИИ / ДЕФИЦИТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ / ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ / ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ РФ / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ / ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриянов В. П.

В статье приведен ряд данных о нестабильности и дестабилизирующем национальную экономику характере институтов накопительной пенсионной системы Российской Федерации и их операций на современном спекулятивном фондовом рынке. Показана взаимосвязь дефицита государственного бюджета и роста внутреннего долга Российской Федерации с трансфертами из государственного бюджета страны дефицитному бюджету Пенсионного фонда РФ. Приведены частные экономические эффекты от возможной модернизации пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Накопительная пенсионная система, встроенная в современный спекулятивный фондовый рынок, как инструмент дестабилизации экономики (на примере Российской Федерации)»

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ МЕСЯЦА

УДК 338.242.42

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, ВСТРОЕННАЯ В СОВРЕМЕННЫЙ СПЕШЯТИВНЫЙ

фондовый рынок, как инструмент

ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ (на примере Российской Федерации)*

В. П. АНДРИЯНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономики, финансов и статистики E-mail: andriyanovvp@mail. ru Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

В Федеральном законе от 13.12.2010 N° 357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» (далее - Закон № 357-Ф3) [10] на 2011-2013 гг., соответственно, были заложены следующие прогнозируемые показатели:

- объем ВВП РФ в размере 50,389 трлн руб., 55,95 трлн руб., 61,92 трлн руб.;

- общий объем доходов федерального бюджета -8,844554761 трлн руб., 9,503469245 трлн руб., 10,379889320 трлн руб.;

- общий объем расходов федерального бюджета - 10,658558761 трлн руб., 11,237919245 трлн руб., 12,175569320 трлн руб.;

- дефицит федерального бюджета - 1,814004000 трлн руб., 1,734450000 трлн руб., 1,795680000 трлн руб.;

* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансы и кредит». 2012. № 47 (527).

- величина прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ - 4 938 руб., 5 343 руб., 5 765 руб.;

- объем бюджетных ассигнований из фе -дерального бюджета бюджету ПФР -2 341 728 700,4 тыс. руб., 2 561 355 718,6 тыс. руб., 2 803 343 452,0 тыс. руб.;

- верхний предел государственного внутреннего долга РФ на конец года - 5,1483903169 трлн руб., 6,9763867922 трлн руб., 8,8262703102 трлн руб.;

- верхний предел государственного внешнего долга РФ на конец года - 55,6 млрд долл. США (или 44,9 млрд евро), 65,2 млрд долл. (или 52,1 млрд евро), 75,6 млрд долл. (или 58,2 млрд евро);

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение (т. е. прирост эмиссии госу-

дарственных ценных бумаг в валюте РФ) -как один из источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета -1,3407571941 трлн руб., 1,5044082102 трлн руб., 1,4852871098 трлн руб.;

— разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются за счет выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение (т. е. прирост эмиссии государственных ценных бумаг РФ в иностранной валюте) -как один из источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета -137 529 846,6 тыс. руб., 174 409 728,6 тыс. руб., 176 114 058,1 тыс. руб.

Отдельно необходимо отметить, что в Законе № 357-Ф3, в частности в приложениях «Распределение бюджетных ассигнований» на 2011—2013 гг., приводятся основные прогнозируемые показатели, относящиеся к пенсионному обеспечению. Так, бюджетные ассигнования на пенсионное обеспечение (подразд. 01) на 2011—2013 гг., соответственно, планируются в размере 2 095 059 669,0 тыс. руб., 2 281 392 794,3 тыс. руб. и 2 491 222 727,3 тыс. руб. В том числе трансферты бюджету ПФР в целях:

— финансового обеспечения валоризации величины расчетного пенсионного капитала -527 684 785,4 тыс. руб., 575 306 358,5 тыс. руб., 630 140 387,4 тыс. руб.;

— софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния -5 000 000,0 тыс. руб., 7 500 000 тыс. руб., 10 000 000,0 тыс. руб.;

— покрытия дефицита бюджета ПФР -875 930 000,0 тыс. руб., 959 362 233,2 тыс. руб., 1 084 379 795,1 тыс. руб.

Может сложиться мнение, что когда решение принято на высшем государственном уровне (с привлечением множества специалистов, ученых, руководителей высшего уровня и политиков), то это решение правильно, рационально и эффективно и не подлежит анализу, критике, улучшению и замене. Однако мировой финансово-экономический кризис 2008 г. и текущие частные проявления финансово-экономической нестабильности в отдельных странах в очередной раз показали, что это не так. В частности, в работе автора [3] было показано, что трансферты бюджету ПФР из федерального бюджета в целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет

средств Фонда национального благосостояния не нужны, так как соответствующая доплата к пенсии будет гарантирована при 8 %-ном депозитном доходе только на дополнительные пенсионные взносы граждан и только за срок, равный 10 годам реализации Программы для каждого из участников (при размещении сумм, эквивалентных дополнительным пенсионным взносам граждан, в рамках этой Программы в коммерческих банках). Таким образом, трансферты для этой цели из госбюджета Пенсионному фонду РФ на 2011—2013 гг. общим объемом 22,5 млрд руб. не нужны (5 000 000,0 тыс. руб. + 7 500 000,0 тыс. руб. + 10 000 000,0 тыс. руб.). Кроме этого, в работе автора [2] было показано, что соответствующим образом организованная солидарная пенсионная система в 2010 г. (и вплоть до 2031 г.) с учетом изменения демографической нагрузки и даже при 5 %-ной безработице (при неизменности уровня цен, номинальной заработной платы и ряда прочих факторов, без дефицита ПФР) обеспечила бы средний размер трудовой пенсии по старости в РФ выше его величины (после индексации на 01.02.2011). Поэтому в рамках представленного исследования сложившаяся структура расходов ПФР для обеспечения нынешних пенсионеров в рамках госбюджета РФ и ее обоснованность рассматриваться не будут.

В Федеральном законе от 10.12.2010 № 355-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» (далее - Закон № 355-ФЗ) [11] на 2011—2013 гг., соответственно, были заложены следующие показатели:

— прогнозируемый общий объем доходов -5 137 380 785,6 тыс. руб., 5 654 847 702,6 тыс. руб., 6 245 345 455,9 тыс. руб.;

— часть доходов, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий - 4 718 121 267,0 тыс. руб., 5 158 543 684,9 тыс. руб., 5 667 541 111,9 тыс. руб.;

— общий объем межбюджетных трансфертов ПФР (из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ) из части доходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий -2 346 350 392,4 тыс. руб. (2 341 728 700,4 тыс. руб. + 4 621 692,0 тыс. руб.), 2 566 353 063,9 тыс. руб. (2 561 355 718,6 тыс. руб. + 4 997 345,3 тыс. руб.), 2 808 678 880,3 тыс. руб. (2 803 343 452,0 тыс. руб. + 5 335 428,3 тыс. руб.);

— общий объем расходов - 4 822 389 403,0 тыс. руб., 5 301 240 412,3 тыс. руб., 5 843 209 620,7 тыс. руб.;

- часть расходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии - 4 709 464 739,4 тыс. руб., 5 158 543 684,9 тыс. руб., 5 667 541 111,9 тыс. руб.;

- предельный объем профицита - 314 991 382,6 тыс. руб., 353 637 290,3 тыс. руб., 402 135 835,2 тыс. руб. (в 2011 г. из предельного объема профицита его часть в объеме 8 656 527,6 тыс. руб. не была связана с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в 2012-2013 гг. весь объем профицита связан с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий).

На покрытие дефицита бюджета ПФР были запланированы средства федерального бюджета за 2010 г. в размере 1 166,3 млрд руб., в 2011 г. - 875,93 млрд руб. [12], в 2012 г. - 980,36 млрд руб. (17,5 % доходов бюджета ПФР), в 2013 г. - 1,11 трлн руб. (18,1 % доходов бюджета ПФР) [13].

Принципиально, на основе логических заключений, общий объем межбюджетных трансфертов ПФР должен покрывать текущий дефицит ПФР и обеспечивать его профицит (можно расчетным способом определить фактический дефицит ПФР за счет вычитания из общего объема межбюджетных трансфертов ПФР предельного объема профицита). Расчетный дефицит ПФР за 2011-2013 гг., соответственно, составляет 2 031 359 009,8 тыс. руб. (2 346 350 392, 4 тыс. руб. - 314 991 382,6 тыс. руб.), 2 212 715 773,6 тыс. руб. (2 566 353 063,9 тыс. руб.

- 353 637 290,3 тыс. руб.), 2 406 543 045,1 тыс. руб. (2 808 678 880,3 тыс. руб. - 402 135 835,2 тыс. руб.). Сравнение свидетельствует о том, что расчетный дефицит в каждом году существенно выше запланированного и существенно повышается в течение 2011-2013 гг. Нехорошо, когда, как минимум, понятие «дефицит» размывается другими принципами организации ПФР и его взаимодействием с государством.

Расчетный дефицит ПФР в представленном исследовании показывает, насколько самодостаточен ПФР по сравнению с объемом текущих социальных выплат и издержками при их реализации (т. е. какую долю составляют текущие страховые взносы в общей части расходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии).

Самодостаточность ПФР, в % = (Часть расходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, тыс. руб. - Расчетный

дефицит ПФР, тыс. руб.) х 100 %% / Часть расходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, тыс. руб. Так, в 2011-2013 гг. этот параметр, соответственно, составляет 56,866 % (4 709 464 739,4 тыс. руб. - 2 031 359 009,8 тыс. руб.) х 100 % /

4 709 464 739,4 тыс. руб.), 57,106 % (5 158 543 684,9 тыс. руб. - 2 212 715 773,6 тыс. руб.) х 100 % /

5 158 543 684,9 тыс. руб.), 57,538 % (5 667 541 111,9 тыс. руб. - 2 406 543 045,1 тыс. руб.) х 100 % / 5 667 541 111,9 тыс. руб.). За 3 года в прогнозе можно наблюдать слабую положительную динамику роста самообеспеченности ПФР в среднем на 0,336 % (57,538 % - 56,866 %) / 2 года) в год (при арифметической прогрессии ПФР выйдет на полную (100 %-ную) самообеспеченность для выполнения своих ежегодных текущих функций (после 2013 г.) только через 126,4 года (100 % - 57,538 %) / 0,336 %), при условии, если не учитывать прочих факторов. Но это единственная очень слабая положительная динамика для накопительной пенсионной системы ПФР. При нестабильности современных финансовых и экономических национальных систем тенденция слишком слаба, чтобы связывать с ней положительные ожидания, хотя при множестве мелких положительных факторов может сложиться и преобладающая положительная тенденция.

Без учета тонкостей пенсионного обеспечения приведем, в частности, следующую информацию с официального сайта ПФР [9]:

1) «Основа Вашей будущей пенсии - обязательные страховые взносы... работодателей в... ПФР. В 2011 г. по закону они составляют 26 % от годового заработка работника в пределах 463 тыс. руб. по каждому месту работы. Эти платежи поступают на. индивидуальный лицевой счет» работника;

2) «Средства страховых взносов работодателей распределяются между двумя частями Вашей будущей пенсии: страховой и накопительной. Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 01.01.2002, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных Вами до 2002 г. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 01.02.2011 фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 2 963 руб. 07 коп. Средства страховой части Вашей будущей пенсии фиксируются на Вашем индивидуальном лицевом счете и ежегодно индексируются государством в

соответствии с ростом средней заработной платы и ростом доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста доходов Пенсионного фонда» 1; 3) «Накопительная часть трудовой пенсии формируется в обязательном порядке у работающих граждан 1967 г. рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (в 2011 г. - 6 % от фонда оплаты труда гражданина, но не более 463 тыс. руб. в год);... Средства накопительной части Вашей будущей пенсии учитываются ПФР в специальной части Вашего индивидуального лицевого счета. По Вашему решению они передаются одной из управляющих компаний или негосударственному пенсионному фонду для инвестирования. Для работающих граждан старше 1967 г. рождения все 26 % страховых взносов в ПФР с 2005 г. идут на формирование страховой части будущей пенсии».

С учетом того, что в ПФР выделяются доходы и, соответственно, расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (в основном за счет инвестиций на фондовом рынке, в частности, денег, получаемых в объеме 6 п. п. от 26 % страховых взносов в ПФР людей 1967 г. рождения и младше), можно признать, что фактический дефицит ПФР в основном равен общему объему межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду (из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ) из части доходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Этот дефицит имеет устойчивую тенденцию к росту и с учетом этого самообеспеченность ПФР в 2011—2013 гг. еще меньше, чем при предыдущем расчете и имеет еще меньшую тенденцию к росту:

Самодостаточность ПФР, в % = (Часть расходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, тыс. руб. - Объем межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду (из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ), тыс. руб.) х 100 %% / Часть расходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, тыс. руб.).

1 Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

В 2011—2013 гг. этот показатель, соответственно, составляет 50,178 % (4 709 464 739,4 тыс. руб. -2 346 350 392,4 тыс. руб.) х 100 % / 4 709 464 739,4 тыс. руб.), 50,250 % (5 158 543 684,9 тыс. руб. -2 566 353 063,9 тыс. руб.) х 100 % / 5 158 543 684,9 тыс. руб.), 50,443 % (5 667 541 111,9 тыс. руб. -2 808 678 880,3 тыс. руб.) х 100 % / 5 667 541 111,9 тыс. руб.). За 3 года в прогнозе можно наблюдать слабую положительную динамику роста самообеспеченности ПФР в среднем на 0,1325 % (50,443 % — 50,178 %) / 2 года) в год и при арифметической прогрессии ПФР выйдет на полную (100 %-ную) самообеспеченность после 2013 г. для выполнения своих ежегодных текущих функций через 374 года (100 % — 50,443 %) / 0,1325 %), если не учитывать прочих факторов.

Необходимо отметить, что при наличии дефицита у ПФР с 2002 по 2010 г. и его планировании на 2011—2013 гг. у граждан РФ на страховой части пенсионных счетов в ПФР не должно быть абсолютно ничего и на них числятся абстрактные денежные суммы, да еще подлежащие ежегодной индексации, проще говоря, фиксируется внутренний долг государства перед будущими пенсионерами, а реальные деньги физически «направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам» [9]. Велик ли этот долг? Поскольку пенсионер не имеет права потребовать свои страховые пенсионные накопления из расчета на весь планируемый срок дожития и распоряжаться ими, то и долг государства в доли страховой части пенсии перед каждым пенсионером не превышает ежегодных размеров фиксированного базового размера пенсии по старости, который на 2011 г. составлял 35 556,84 руб. (2 963,07 руб. (базовый размер пенсии по старости в 2011 г.) х 12 мес.) на пенсионера в год, или 1,404672964200 трлн руб. (35 556,84 руб. х 39,505 млн пенсионеров) на 39,505 млн пенсионеров, которые, по данным Росстата, состоят на учете в органах ПФР на 01.10.2010 [15]. Этот долг составлял 27,284 % (1,404672964200 трлн руб. х 100 % / 5,1483903169 трлн руб.) от внутреннего долга РФ на 2011 г., хотя и не включался в него. Долг посчитан на пенсионеров, а не на людей в трудоспособном возрасте, потому что людям в трудоспособном возрасте, в основном, пенсия не выплачивается, и с этой точки зрения перед ними и нет фактического долга государства. И говорить о накопленных суммах на весь срок дожития не приходится. То есть, не обеспеченные не только продуктами и услугами, но и финансово, обязательства государства в доли страховой части пенсии перед гражданами РФ с учетом ежегодной индексации прирастают пока вполне умеренно, хотя

и составляют существенную сумму в 1,405 трлн руб. (на 2011 г.).

Особо необходимо отметить следующие числовые соотношения. Из приведенных ранее данных можно наблюдать, что в 2011-2013 гг. дефицит государственного бюджета РФ (1,814004000 трлн руб., 1,734450000 трлн руб. и 1,795680000 трлн руб. соответственно) меньше объема межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду из федерального бюджета (2,3417287004 трлн руб., 2,5613557186 трлн руб. и 2,8033434520 трлн руб. соответственно), а общий объем межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду (из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ) (2,3463503924 трлн руб., 2,5663530639 трлн руб. и 2,8086788803 трлн руб. соответственно) больше дефицита ПФР (0,87593 трлн руб., 0,98036 трлн руб. и 1,11000 трлн руб. соответственно), и наблюдается рост государственного внутреннего долга (5,1483903169 трлн руб., 6,9763867922 трлн руб. и 8,8262703102 трлн руб. соответственно), и рост государственного внешнего долга (55,6 млрд долл., 65,2 млрд долл. и 75,6 млрд долл. соответственно).

На основании официальных данных Росстата и ПФР и вычислений автора, приведенных в работе автора [2], сделаны выводы о нецелесообразности и опасности введения накопительной пенсионной системы в принципе и для России, ее экономики, и для общества, в частности. Расчеты показывают, что при солидарной пенсионной системе без ограничения максимального годового дохода, с которого уплачиваются страховые взносы в ПФР, при ставке страховых пенсионных взносов 26 %, с учетом роста демографической нагрузки по среднему варианту прогноза Росстата, с 2010 г. и вплоть до 2031 г. накопительная пенсионная система в РФ не нужна. Пенсионное обеспечение в существующих на 2010 г. ценах будет выше среднего достигнутого уровня с 01.02.2011 даже при существовавшем уровне безработицы в РФ в 2010 г. и 5 %-ном уровне безработицы в 2031 г. Таким образом, если бы в РФ не внедрялась дестабилизирующая экономику, государство и общество спекулятивная накопительная пенсионная система, встроенная в чисто спекулятивный современный фондовый рынок, а имела место целесообразно организованная солидарная пенсионная система, то межбюджетные трансферты Пенсионному фонду не потребовались бы. А так как на 2011-2013 гг. объем межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду из федерального бюджета больше дефицита государственного бюджета, то федеральный бюджет России с учетом общего объема межбюджетных трансфертов Пенсионному

фонду (из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ) только за счет этого фактора (замена накопительной пенсионной системы солидарной при соответствующей организации последней, следствием чего является отсутствие необходимости в межбюджетных трансфертах Пенсионному фонду) имел бы на 2011-2013 гг., соответственно, следующий устойчиво растущий профицит (результат получается за счет вычета из общего объема межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду дефицита госбюджета): 0,5323463924 трлн руб. (2,3463503924 трлн руб. - 1,814004000 трлн руб.), 0,8319030639 трлн руб. (2,5663530639 трлн руб. -1,734450000 трлн руб.), 1,0129988803 трлн руб. (2,8086788803 трлн руб. - 1,795680000 трлн руб.).

Таким образом, государственный внутренний долг РФ, соответственно, на конец 2011-2013 гг. должен составить 5,1483903169 трлн руб., 6,9763867922 трлн руб., 8,8262703102 трлн руб. С учетом дефицита и накопленного внутреннего долга РФ на конец 2011 г. он сократился бы к концу 2013 г. (за счет отсутствия необходимости финансировать ПФР при замене накопительной пенсионной системы рационально организованной распределительной) до 2,7711419803 трлн руб. (5,1483903169 трлн руб. -0,5323463924 трлн руб. - 0,8319030639 трлн руб. -1,0129988803 трлн руб.), т. е. он был бы на конец 2013 г. меньше в 3,185 раза (8,8262703102 трлн руб. / 2,7711419803 трлн руб.), или составил бы всего 31,3965 % (2,7711419803 трлн руб. х 100 % / 8,8262703102 трлн руб.) от запланированного на конец 2013 г.

В Законе № 355-ФЗ указаны источники и объемы внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2011-2013 гг., основным по объему среди которых является разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение. Дефицит федерального бюджета, в частности, с избытком (профицитом) покрываемый трансфертами Пенсионному фонду из федерального бюджета, создан совершенно искусственно (как за счет регрессивной шкалы налогообложения взносов в ПФР и формирования накопительной части трудовой пенсии, так и за счет формирования профицита ПФР в результате избыточных трансфертов Пенсионному фонду из федерального бюджета).

Дополнительные доходы наиболее состоятельных граждан, образующиеся в результате освобождения от обязательных страховых взносов в ПФР годового заработка свыше 463 тыс. руб., идут

в их свободное личное использование, а избыточные трансферты в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии (в результате обмена на ценные бумаги) поступают в личное свободное распоряжение бывших собственников этих бумаг, причем без обязательства обратного выкупа (в частности, если это акции).

Так как в расчетах за точку отсчета принят внутренний долг РФ на конец 2011 г., а рассматривается период с начала 2011 по конец 2013 г., то внутренний долг РФ мог бы быть дополнительно сокращен за счет отсутствия необходимости во внутреннем финансировании дефицита госбюджета, которого не было бы, в частности, за счет прироста в 2011 г. эмиссии государственных ценных бумаг в валюте РФ в объеме 1,3407571941 трлн руб. В итоге внутренний долг РФ к концу периода с 2011 по 2013 г. сократился бы до 1,4303847862 трлн руб. (2,7711419803 трлн руб. — 1,3407571941 трлн руб.), т. е. был бы на конец 2013 г. меньше в 6,1706 раза (8,8262703102 трлн руб. / 1,4303847862 трлн руб.), или составил бы всего 16,206 % (1,4303847862 трлн руб. х 100 % / 8,8262703102 трлн руб.) от запланированного на конец 2013 г.

А использование профицита госбюджета по упрощенной схеме в качестве кредита, хотя бы под минимальную процентную ставку, равную ставке рефинансирования Банка России (8,25 % с 03.05.2011 [14]), дало бы дополнительный доход от использования профицита 2011г. в 2012—2013 гг. и профицита 2012 г. в 2013 г. в размере 0,1600924401510225 трлн руб. (0,5323463924 трлн руб. х 1,0825 х 1,0825 — 0,5323463924 трлн руб. + 0,8319030639 трлн руб. х 1,0825 — 0,8319030639 трлн руб.). В итоге внутренний долг РФ, если бы профицит госбюджета за 2011—2013 гг. и доходы от его использования в качестве кредита пошли бы на погашение внутреннего долга РФ в конце 2013 г., снизился бы еще больше, и в конце 2013 г. составил бы 1,2702923460489775 трлн руб. (1,4303847862 трлн руб. — 0,1600924401510225 трлн руб.) вместо планируемых 8,8262703102 трлн руб.

Кроме этого, снижение ранее накопленного внутреннего долга с конца 2011 г. на сумму 3,8780979708510225 трлн руб. (5,1483903169 трлн руб. (верхний предел государственного внутреннего долга на 01.01.2012) — 1,2702923460489775 трлн руб. (величина государственного внутреннего долга на 01.01.2014 с учетом выдвинутых ранее предложений) и недопущение прироста внутреннего долга РФ в 2012—2013 гг. на сумму 3,6778799933 трлн руб. (8,8262703102 трлн руб. (верхний предел государственного внутреннего долга на 01.01.2014) —

5,1483903169 трлн руб. (верхний предел государственного внутреннего долга на 01.01.2012) позволяет (с учетом выдвинутых ранее предложений) дополнительно сократить внутренний долг РФ на величину издержек по обслуживанию долга РФ (в частности в результате отказа от выплаты дохода государством по размещенным государственным ценным бумагам РФ на весь срок их обращения с учетом их планируемого прироста к выпуску в 2011—2013 гг. в валюте РФ в объеме 4,3304525141 трлн руб. (1,3407571941 трлн руб. + 1,5044082102 трлн руб. + 1,4852871098 трлн руб.), а также на величину расходов в сотни миллионов рублей за услуги банкам, обслуживающим долг РФ2.

Частные выводы. Должен ли объем национальной валюты, обслуживающий торговлю ценными бумагами, соответствовать максимальной рыночной стоимости всех ценных бумаг или в какой-то степени только максимальному дневному объему торгов (и это при изменении структуры торгуемых ценных бумаг и их собственников) плюс стоимость дополнительной эмиссии за год? В какой степени изменение структуры торгуемых ценных бумаг и их курсовой стоимости влияет на отвлечение денег из реального сектора экономики, на его эффективность и объемы ВВП? Должен ли рынок акций охватывать стоимость только средств труда отдельных компаний, средств труда или материальных и финансовых активов всех компаний или даже стоимость всего национального богатства страны? Это темы отдельных научных исследований и практической работы частных и государственных структур.

Явные проявления мирового финансового кризиса в 2008—2009 гг. и рост кризисных явлений в мировой экономике в августе—сентябре 2011 г. и по настоящее время непосредственно связаны с недостатками организации мировой и национальных финансовых систем, которые, в свою очередь, являются следствием имеющихся недостатков в организации мировой и национальных экономик.

Финансовые системы, во все большей степени функционирующие на спекулятивной основе и во все меньшей степени связанные с реальными секторами национальных экономики делают реальные производства продуктов и услуг все менее эффективными по сравнению с финансовыми спекуляциями, ведут к замедлению темпов роста и развития и сокращению реальных производств продуктов и услуг, чрезмерному износу средств труда, сокращению реальных доходов большинства населения

2 Касательно размера вознаграждений банкам по обслуживанию государственного долга см. [10].

стран и обесцениванию их сбережений, росту инфляции и усиленному отвлечению денег из реальных секторов экономик, а в итоге - к ускорению приближения и усилению проявления стагфляционной кризисности в экономиках, к нарастанию угрозы существования государств, экономик и обществ отдельных стран и всего мирового сообщества. Негативные события на национальных и мировых финансовых рынках (начиная с 2008 г.) вероятнее всего свидетельствуют о том, что денежная масса, обслуживающая финансовую систему, настолько превысила ее долю, обслуживающую реальный сектор мировой экономики, и что возможности современной финансовой системы по концентрации денег стали столь сильны, что любое регулирующее коллективное международное или национальное воздействие очень быстро нейтрализуется и финансово-экономическая ситуация при еще большей концентрации денег в спекулятивной финансовой системе еще более усугубляется. Кроме этого, современная финансовая система в значительной степени стала самодостаточным, быстрым, малозатратным инструментом для извлечения прибыли, концентрации денег, а также инструментом для попыток разрешения государственных проблем на чисто спекулятивных непроизводительных финансовых операциях. Эта финансовая система не только существенно утратила связь со своими функциями обслуживания производства и торговли, но и в значительной степени подрывает эти функции. Проблемы нового финансового и экономического порядка становятся все более актуальными, ведется все более активная работа по их разрешению руководителями государств, в том числе ведущих экономически развитых стран, а также специалистами и учеными.

Современная накопительная пенсионная система РФ принципиально связана со спекулятивным фондовым рынком и является его неотъемлемым инструментом при вложении накопительной части трудовых пенсий ПФР, НПФ и УК в рамках обязательного пенсионного страхования и страховых резервов НПФ в рамках негосударственного пенсионного страхования. Только в государственной накопительной пенсионной системе в рамках обязательного пенсионного страхования в пределе заложен рост фондового рынка, капитализация которого на конец 2010 г. составила 63,91 % от объема ВВП (в 14 раз больше объема ВВП России) за счет вложений взносов в ПФР3. Рост спроса на ценные бумаги со стороны растущей (за счет прироста стра-

3 Расчеты автора приведены в работе [1].

ховых взносов и неиспользуемых в полном объеме страховых взносов на выплаты пенсий, инвестиционного дохода на них, межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ) накопительной пенсионной системы ведет к спекулятивному росту курсовой стоимости уже эмитированных ценных бумаг, еще большему отвлечению денежной массы от реального сектора экономики для обслуживания фондового рынка, к усилению темпов инфляции, а в итоге - к постоянно текущему финансовому кризису и ускорению появления и усилению проявления очередного стагфляционного кризиса в экономике. При все большем приближении объема капитализации фондового рынка к объему ВВП и все большем последующем превышении ВВП за счет современной накопительной пенсионной системы РФ даже текущие колебания деловой активности на относительно спокойном с современной точки зрения фондовом рынке будут приобретать все более дестабилизирующее влияние на реальный сектор экономики (вплоть до угрозы существования экономике, государству и обществу). Накопительная пенсионная система РФ вызвала создание государственных (ПФР и ВЭБ) и множества частных (НПФ и УК) институтов, реализующих ее функции. При этом вложения (в частности, в государственные ценные бумаги) как минимум малодоходны или, при расходовании полученных государством денежных средств на текущие нужды, ведут к росту государственного внутреннего и внешнего долга. Вложения (в частности, в акции) по максимальной рыночной стоимости в настоящее время не связаны с реальным сектором экономики, т. е. абсолютно спекулятивны, они ведут к обогащению спекулянтов на фондовом рынке, получающих живые деньги без каких-либо обязательств по инвестированию в реальный сектор экономики в обмен на свидетельства о собственности, которая, с учетом износа и технологического отставания средств труда в РФ, стоит существенно ниже (разница эта увеличивается со спекулятивным ростом фондового рынка в настоящее время в определяющей степени за счет растущего спроса со стороны накопительной пенсионной системы РФ). Спекулятивный фондовый рынок приводит к все большей утрате связи стоимости ценных бумаг с уровнями износа и развития средств труда реального сектора экономики, утрате связи стоимости накопленных ценных бумаг в пенсионной системе с объемом производства продуктов и услуг и с эффективностью реального сектора экономики.

Формирование накопительной части трудовых пенсий граждан РФ в виде их трансформации в

спекулятивно переоцененные ценные бумаги (а также, в частности, регрессивная шкала страховых отчислений в ПФР) способствовали (при руководстве и усиленном, в частности за счет избыточных госбюджетных трансфертов ПФР, обеспечивающих последнему профицит вместо фактического дефицита, участии государства) усиленному обогащению продавцов акций, сверхобогащению состоятельных граждан без обязывания по инвестированию в реальный сектор экономики тех и других, а также способствовали усиленному спекулятивному росту стоимости ценных бумаг, оттоку денежных средств из реального сектора экономики, замедлению экономического роста, инфляции (в итоге имеем искусственно созданный государством дефицит ПФР, дефицит госбюджета, рост внутреннего и внешнего долга РФ, повышение дестабилизирующего влияния фондового рынка РФ на реальный сектор экономики и дестабилизацию финансового сектора России). И все эти негативные тенденции были запланированы, в частности, в проектах бюджетов РФ и ПФР на 2011—2013 гг.

Анализ динамики функционирования системы негосударственного пенсионного страхования в РФ за 6,5 лет с 31.12.2004 по 30.06.2011, проведенный на основе данных о НПФ и УК [8], показывает, что за указанный период, по сравнению со средними годовыми темпами прироста количества участников НПФ (+3,116 % в год), сумма пенсионных накоплений, аккумулируемая из взносов в рамках системы обязательного пенсионного страхования и поступающая в распоряжение негосударственных УК, увеличивалась среднегодовыми темпами в 37,205 раза большими, сумма пенсионных накоплений, аккумулируемая из взносов в рамках системы обязательного пенсионного страхования и поступающая в распоряжение негосударственных НПФ, увеличивалась среднегодовыми темпами в 1306,478 раза большими, сумма пенсионных резервов НПФ увеличивалась среднегодовыми темпами в 14,529 раза большими, ежегодные пенсионные выплаты увеличивались среднегодовыми темпами в 24,703 раза большими, доля ежегодных пенсионных выплат от суммы пенсионных резервов НПФ увеличивалась среднегодовыми темпами в 2,581 раза большими, прирост суммы пенсионных резервов НПФ уменьшался среднегодовыми темпами в 2,533 раза большими, доля пенсионных выплат за период (год или квартал) от прироста суммы пенсионных резервов НПФ за этот период увеличивалась среднегодовыми темпами в 40,237 раза большими, количество получающих негосударственную пенсию увеличивалось среднегодовыми темпами в

8,887 раза большими, количество работающих (не получающих негосударственную пенсию) участников НПФ увеличивалось среднегодовыми темпами в 0,215 раза меньшими, количество получающих негосударственную пенсию от числа работающих участников НПФ увеличивалось среднегодовыми темпами в 8,310 раза большими, средние ежемесячные пенсионные выплаты увеличивались среднегодовыми темпами в 6,291 раза большими, средний срок выплат пенсий, на который хватит суммы пенсионных резервов НПФ при текущем годовом объеме пенсионных выплат, уменьшался среднегодовыми темпами в 1,723 раза большими. При этом средние годовые темпы прироста суммы пенсионных накоплений, аккумулируемой из взносов в рамках системы обязательного пенсионного страхования и поступающей в распоряжение негосударственных УК (+115,932 %), суммы пенсионных накоплений, аккумулируемой из взносов в рамках системы обязательного пенсионного страхования и поступающей в распоряжение негосударственных НПФ (+4070,986 %), суммы пенсионных резервов НПФ (+45,273 %), ежегодных пенсионных выплат (+76,973 %), доли пенсионных выплат за период (год или квартал) от прироста суммы пенсионных резервов НПФ за этот период (+125,378 %), количества получающих негосударственную пенсию (+27,693 %), количества получающих негосударственную пенсию от числа работающих участников НПФ (+25,895 %), средних ежемесячных пенсионных выплат (+19,604 %) превышали темп прироста ВВП и официальный темп инфляции в РФ за период с 2004 по 2010 г. (год, индекс физического объема ВВП, в % к предыдущему году, его изменение за год, в % [4, 7], уровень инфляции в России, в % [4, 6, 7]): 2004 г. - 107,2 % (+7,2 %), 11,7 %; 2005 г. - 106,4 % (+6,4 %), 10,91 %; 2006 г. - 108,2 % (+8,2 %), 9,00 %; 2007 г. - 108,5 % (+8,5 %), 11,87 %; 2008 г. - 105,2 % (+5,2 %), 13,28 %; 2009 г. - 92,2 % (—7,8 %), 8,80 %; 2010 г. - 104,0 % (+4,0 %), 8,78 %.

Из приведенных данных по прогнозу по прямо пропорциональным зависимостям следует, что:

— при среднем сроке выплат пенсий, на который хватит суммы пенсионных резервов НПФ при текущем годовом объеме пенсионных выплат, в 22,478 года (на 30.06.2011) и при сохранении среднегодовых темпов его уменьшения с 31.12.2004 по 30.06.2011 на 1,838 года ежегодно, через 1,892 года средний срок выплат пенсий, на который хватит суммы пенсионных резервов НПФ при текущем годовом объеме пенсионных выплат, станет меньше официального срока дожития в 19 лет с 01.01.2013 [5], принятого для системы обязательного пенсион-

ного страхования, а через 12,230 года система негосударственного пенсионного страхования прекратит свое существование за отсутствием средств;

- доля пенсионных выплат за 2-й квартал 2011 г. (на 30.06.2011) от суммы прироста пенсионных резервов НПФ составила 64,285 % и при сохранении среднегодовых темпов ее увеличения с 31.12.2004 по 30.06.2011 на 8,809 п. п. ежегодно, через 4,054 года пенсионные выплаты сравняются с приростом пенсионных резервов за текущий период с учетом инвестиционного дохода на них и пенсионные резервы НПФ начнут ускоренно уменьшаться вплоть до их исчерпания;

- количество получающих негосударственную пенсию от количества участников НПФ составило на 30.06.2011 21,075 % и при сохранении среднегодовых темпов их прироста с 31.12.2004 по 30.06.2011 на 1,850 п. п. ежегодно, через 15,635 года количество получающих негосударственную пенсию составит 50,0 % от числа участников НПФ и будет продолжать увеличивать свою долю в их составе (в итоге пенсионные выплаты сравняются с приростом пенсионных резервов за текущий период с учетом инвестиционного дохода на них и пенсионные резервы НПФ начнут ускоренно уменьшаться вплоть до их исчерпания). А по приблизительной оценке (с учетом неустойчивой динамики сокращения числа участников НПФ с 6 807 540 чел. на 31.03.2010 до 6 651 146 на 30.06.2011, необходимости выплачивать наследникам выкупные суммы, максимального трудового стажа до пенсии (44 года для мужчин, 39 лет для женщин и средний трудовой стаж - 41,5 года), среднего возраста вступающих в НПФ (37 лет), срока существования НПФ (для большинства участников - более 8 лет) до среднего выхода на пенсию всех участников НПФ в 57,5 лет осталось существенно меньше 12,5 лет, а кризисный период превышения расходов над доходами для НПФ начнется ранее половины этого срока - в 6,25 лет.

На 30.06.2011 количество участников НПФ составило 6 651 146 чел., сумма пенсионных резервов НПФ - 669 448 млн руб., сумма пенсионных накоплений в НПФ - 301 472 млн руб.

На систему негосударственного пенсионного страхования оказал влияние финансовый кризис 2008-2009 гг., оказывают влияние особенности государственного регулирования НПФ в РФ, издержки НПФ, состояние и функционирование экономики РФ в целом, нестабильность фондового рынка и прочие факторы. Для обеспечения нормального «эффективного» функционирования системы негосударственного пенсионного страхования темпы

роста суммы пенсионных резервов НПФ и УК (страховых пенсионных взносов и инвестиционных доходов по ним) должны быть больше суммы годовых темпов инфляции, темпов роста расходов на выплату пенсий и расходов на функционирование НПФ. Однако с учетом, в частности нестабильности современного спекулятивного фондового рынка и, соответственно, инвестиционной направленности НПФ и УК в основном в чисто финансовые спекуляции, система негосударственного страхования становится институтом дестабилизации экономики, государства и общества.

Приведенные фактические данные свидетельствуют о негативных для экономики, государства и общества проявлениях текущего функционирования и о перспективах развития ПФР, НПФ и УК, а также о необходимости отказа от накопительной пенсионной системы, функционирующей в рамках спекулятивного фондового рынка, устранения соответствующих государственных и частных организаций, занимающихся спекуляциями на фондовом рынке на страховые взносы участников пенсионной системы, разработки системы денежного и товарного обеспечения пенсионеров на принципах повышения эффективности, развития и роста реального сектора экономики. Проблема денежного и товарного обеспечения пенсионеров в современном мире не может быть разрешена изолированно, вне системного подхода. Ее решение должно быть связано с разработкой и реализацией идеологии и динамической модели развития общества будущего, с выделением в ней роли и места пенсионеров, с разработкой нового экономического порядка, включающего новые принципы и критерии организации экономики, с разработкой нового финансового порядка, в частности, основанного на изоляции чисто финансовых международных и национальных спекуляций от реального сектора экономики. И решаться проблемы, подобные этой, должны в рамках государственного заказа организованными на основе критериев идеологии общества будущего группами представителей различных организаций, с использованием значительного современного информационного и научного потенциала России (РАН) и других стран. Реализация традиционной формальной «текучки» в деле организации финансовой и экономической национальных систем в целях минимизации усилий исполнителей, бездумное копирование зарубежного опыта (особенно не вполне оправдавшей и дискредитировавшей себя за рубежом его части), примитивистская ориентация не на человечество в целом и на национальные культуры в его составе (а на создание сверхусловий для обогащения и

своевольного распоряжения всем миром узкого круга лиц и закрепление этого положения за счет уровней жизни и даже судеб всего остального человечества на основе вынужденного наемного труда), решение макроэкономических проблем вне системного стратегического подхода в рамках критериев гуманистической нравственной общесоциальной идеологии - подобные подходы недопустимы.

По итогам проведенного анализа можно говорить о ряде экономических эффектов.

Безусловный экономически оправданный эффект с 2009 по 2013 г. составляет 28,6 млрд руб. (2,5 млрд руб. + 3,6 млрд руб. + 5,0 млрд руб. + 7,5 млрд руб. + 10,0 млрд руб.) — в результате отказа от Программы государственного софинансирования пенсии гражданам Пенсионного Фонда РФ в части софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств государства. Ранее, а также в работе [3] уже говорилось о нецелесообразности выделения трансфертов бюджету ПФР из федерального бюджета в целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния, так как гарантированная ежемесячная надбавка к пенсии в 1 252 руб. (только на дополнительные пенсионные взносы гражданина общим объемом 120 тыс. руб. и только за срок, равный 10 годам реализации Программы для каждого из участников, укладывающихся в общую сумму 700 тыс. руб., подлежащих обязательному страхованию государством вкладов граждан) с 11 года хранения денег в коммерческих банках при доходе 8 % годовых будет больше на 199 руб. гарантированной надбавки к пенсии в размере 1 053 руб., заявляемой ПФР. Данный экономический эффект складывается из возврата в госбюджет РФ неоправданно выделенных ПФР из федерального бюджета дополнительных взносов в 2,5 млрд руб. и 3,6 млрд руб. по софинансирова-нию государством данной программы по итогам ее реализации в 2009—2010 гг. соответственно и отказа от трансфертов для этой цели из госбюджета Пенсионному фонду РФ на 2011—2013 гг. в объеме 5,0 млрд руб., 7,5 млрд руб. и 10,0 млрд руб. соответственно. При соотношении 50 % расходов на жилье и 50 % расходов на строительство объектов социально-культурной сферы и инфраструктуры (с учетом создания соответствующих рабочих мест и при цене 1-комнатной квартиры в новостройке или частного дома в 1 млн руб. (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) в сентябре 2011 г. на 28,6 млрд руб. можно было бы построить 14 300 квартир и заселить их молодоженами, детьми-си-

ротами и малоимущими, а также предоставить им работу на объектах социально-культурной сферы и инфраструктуры, построенных на сумму в 14,3 млрд руб. Это будут не только сэкономленные деньги — это решение насущных государственных проблем при эффективном производительном использовании этих денег. В соответствии с приведенными данными указанная программа должна быть закрыта и запрещена ее реклама.

При наличии идеологии, в частности в виде развивающейся модели развития общества будущего, государства и экономики, состоящей из качественно и количественно сформулированных целей, появляется возможность их детализации для целей всех экономических субъектов и методов достижения этих целей в рамках общей организации экономической деятельности и образа жизни граждан, а также возможность оценки самих целей, их последствий и методов достижения. Это необходимо для достижения истинных целей, а не ложных, примером чего является Программа государственного софинансирования пенсии гражданам Пенсионного Фонда РФ.

Возможные явные эффекты, связанные с отказом от необоснованного введения накопительной пенсионной системы, функционирующей на основе современного спекулятивного фондового рынка, и заменой ее целесообразно и эффективно организованной распределительной пенсионной системой, связанной с повышением реальной эффективности национальной экономики и ростом реального ВВП в рамках создания и реализации гуманистической нравственной общесоциальной идеологии России, представлены далее.

Среди основных и возможных эффектов на 2011—2013 гг. можно выделить:

— отсутствие дефицита ПФР общим объемом 2,9196720283 трлн руб. (875 930 000,0 тыс. руб. + + 959 362 233,2 тыс. руб. + 1 084 379 795,1 тыс. руб.);

— отсутствие дефицита федерального бюджета общим объемом 5,344144 трлн руб. (1,814004000 трлн руб. + 1,734450000 трлн руб. + 1,795680000 трлн руб.);

— отсутствие необходимости в межбюджетных трансфертах бюджету ПФР из федерального бюджета общим объемом 7,706427871 трлн руб. (2 341 728 700,4 тыс. руб. + 2 561 355 718,6 тыс. руб. + 2 803 343 452,0 тыс. руб.) и в межбюджетных трансфертах бюджету ПФР из бюджетов субъектов РФ общим объемом 0,149544656 трлн руб. (4 621 692,0 тыс. руб. + 4 997 345,3 тыс. руб. + + 5 335 428,3 тыс. руб.) в общем объеме межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду из части до-

ходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 7,855972527 трлн руб. (7,706427871 трлн руб. + 0,149544656 трлн руб.);

- отсутствие необходимости в дополнительном размещении (дополнительной эмиссии) государственных ценных бумаг РФ (номинальная стоимость которых указана в валюте РФ), что является одним из источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, на общую сумму 4,3304525141 трлн руб. (1,3407571941 трлн руб. + 1,5044082102 трлн руб. + 1,4852871098 трлн руб.);

- получение профицита федерального бюджета РФ общим объемом 2,3772483366 трлн руб. (0,5323463924 трлн руб. + 0,8319030639 трлн руб. + 1,0129988803 трлн руб.);

- сокращение верхнего предела государственного внутреннего долга РФ на конец 2013 г. на 7,5559779641510225 трлн руб. (8,8262703102 трлн руб. - 1,2702923460489775 трлн руб.) с 8,8262703102 трлн руб. до 1,2702923460489775 трлн руб. (с учетом дополнительных предложений, указанных ранее).

Кроме этого, можно говорить о прочих экономических эффектах в виде роста потребительского спроса на реальные продукты и услуги (в частности со стороны пенсионеров и дополнительно занятых) в результате направления денег на производительное использование в реальном секторе экономике, резкого замедления роста спекулятивного фондового рынка и ограничения перетока денег из реального сектора экономики в спекулятивный финансовый сектор для обслуживания современного спекулятивного фондового рынка, повышения эффективности национальной экономики и повышения темпов роста реального ВВП РФ, роста занятости населения, сокращения годовых темпов инфляции, которые можно выявить и примерно оценить (в процессе дополнительного анализа с использованием прямых расчетов по явным причинно-следственным связям и корреляционных зависимостей).

Проект «Современная накопительная пенсионная система России, встроенная в современный спекулятивный фондовый рынок» по факту оказался нецелесообразным и дискредитировал себя, проявившись как инструмент дестабилизации и разрушения экономики, государства и общества.

Список литературы

1. Андриянов В. П. Накопительная пенсионная система как спекулятивный фактор дестабилизации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 31 (73). С. 22-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Андриянов В. П. Необоснованность создания накопительной пенсионной системы в Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 30 (72). С. 49-56.

3. Андриянов В. П. Программа государственного софинансирования пенсий как угроза дестабилизации экономики, государства и общества // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 35 (77). С. 32-39.

4. Валовой внутренний продукт / Росстат. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/account.

5. В Сургуте возбуждено уголовное дело о хищении 6,4 млн руб. из негосударственного пенсионного фонда. 16.04.2009. URL: http://www. fundshub. ru/fonds/pension/6316.php.

6. Данные о месячной и годовой инфляции в табличной форме. URL: httpV/уровень-инфляции. рф/таблица_инфляции. aspx.

7. Индексы физического объема. 1996-2010 гг. / Росстат. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/account.

8. Индикаторы / Негосударственные пенсионные фонды, пенсионная реформа, накопительная часть пенсии, обязательное пенсионное страхование. URL: http://npf. investfunds. ru/indicators.

9. Как увеличить свою будущую пенсию? / Пенсионный фонд РФ. URL: http://www. pfrf. ru/ pensions.

10. О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.: Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ. URL: http://www. minfin. ru/ru/budget/federal_budget.

11. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.: Федеральный закон от 10.12.2010 № 355-ФЗ. URL: http://www. rg. ru/2010/12/15/budget-pens-dok. html.

12. Основные параметры проекта бюджета ПФР на 2011 г. / Пенсионный фонд РФ. URL: http://www. pfrf. ru/press_center/23541.html.

13. Правительство РФ одобрило основные параметры бюджетов ПФР, ФСС и ФФОМС / Пенсионный фонд РФ. URL: http://www. pfrf. ru/ press_center/19435.html.

14. Ставка рефинансирования Банка России. URL: http://www. cbr. ru/print. asp?file=/statistics/ credit_statistics/refinancing_rates. htm.

15. Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда РФ (до 2002 г. в органах социальной защиты населения) / Росстат. URL: http://www. gks. ru/dbscripts/Cbsd/DBInet. cgi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.