Научная статья на тему 'Спекулятивная сущность институтов накопительной пенсионной системы, их нестабильность и дестабилизирующие проявления'

Спекулятивная сущность институтов накопительной пенсионной системы, их нестабильность и дестабилизирующие проявления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ИНСТИТУТ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ПАЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / ФАКТОР / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ФИНАНСОВЫЕ СПЕКУЛЯЦИИ / ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриянов В.П.

В статье приведены системные данные и выводы о дестабилизирующих экономику. Государство и общество институтов современной накопительной пенсионной системы РФ, встроенной в спекулятивный фондовый рынок. Показаны масштабы их дестабилизирующего роста по сравнению с ВВП и фондовым рынком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андриянов В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спекулятивная сущность институтов накопительной пенсионной системы, их нестабильность и дестабилизирующие проявления»

Пенсионная система

Удк 338.242.42

спекулятивная сущность институтов накопительной пенсионной системы, их нестабильность и дестабилизирующие проявления

В. П. АНДРИЯНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и статистики E-mail: andriyanovvp@mail ru Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

В статье приведены системные данные и выводы о дестабилизирующих экономику, государство и общество институтах современной накопительной пенсионной системы РФ, встроенной в спекулятивный фондовый рынок. Показаны масштабы их дестабилизирующего роста по сравнению с ВВП и фондовым рынком.

Ключевые слова: накопительная пенсионная система, обязательное пенсионное страхование, негосударственное пенсионное страхование, институт, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, паевой инвестиционный фонд, фактор, фондовый рынок, валовой внутренний продукт, финансовые спекуляции, дестабилизация экономики.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), управляющие компании (УК) и паевые инвестиционные фонды (ПИФ) как спекулятивно-финансовые субъекты системы пенсионного обеспечения граждан, осуществляющие вложения денег в спекуляции ценными бумагами и недвижимостью, а также в страховые компании и банки, и как субъекты частной собственности обладают особой нестабильностью не только в финансовой эффективности, но и в факте своего существования, и каждый из них хочет получать свою, разрешенную законодательс-

твом, долю дохода - и это помимо удовлетворения совместного с ними интереса других участников фондового рынка. Так, стоимость чистых активов (СЧА) всех российских ПИФов (средств населения и юридических лиц, находящихся в управлении), с которыми, в частности, работают УК и НПФ, снизилась с 552,81 млрд руб. на 01.06.2008 до 307,40 млрд руб. на 01.01.2010 [24], т. е. на 245,41 млрд руб., или на 44,4 %. То же относится и к НПФ, в частности в результате нарушения законодательства, банкротства, несоответствия ужесточающимся требованиям законодательства РФ к НПФ, окончания срока лицензии и укрупнения на основе слияния число НПФ, имеющих лицензии, сократилось с 296 в 2004 г. до 159 в 2010 г. [19]. Список НПФ, которым Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) по состоянию на 01.01.2011 аннулировала лицензии за нарушение требований законодательства РФ, представлен на официальном сайте ФСФР России [30]. Далее можно привести некоторые факты, которые показывают только пять из возможных направлений злоупотреблений НПФ с деньгами:

1) скупка малоизвестной нерейтинговой УК по завышенным рыночным ценам низколиквидных акций (по 130,22 руб. за акцию) на 821 млн руб.

Далее эти деньги, которые находились в распоряжении этой УК и принадлежали четырем НПФ, через 2 мес. обесценились до 11,36 руб. за акцию, т. е. от 821 млн руб. этих четырех НПФ осталось 71,62 млн руб. Организаторы действия (как правило, это собственники-руководители фирм - эмитентов акций, собственники-руководители УК и НПФ) получили наличные деньги, а пенсионерам остались низколиквидные ценные бумаги на незначительную сумму [18];

2) негосударственный пенсионный фонд, который на 31.03.2009 занимал 75-е место среди крупнейших НПФ (объем пенсионных резервов — 158,547 млн руб., количество участников — 27 038 чел., количество получающих негосударственную пенсию - 2 007 чел., объем пенсионных выплат — 1,294 млн руб.), получил убытки от инвестирования и с начала 2009 г. перестал выплачивать пенсии, а с 01.07.2009 у него истек срок выданной 16.04.1996 лицензии N° 117. На 03.03.2011 долг этого НФП перед вкладчиками составил 83 млн руб. «Обманутым» пенсионерам вернули 5 млн руб. Судебные приставы по всей РФ ищут имущество и ценные бумаги НПФ (однако, по оценке экспертов, клиенты фонда вряд ли вернут свои средства в полном объеме, а компенсационного фонда, аналога системы страхования вкладов, на пенсионном рынке нет) [25; 32; 33];

3) 1 млрд руб. (принадлежащие одному из региональных отделений Пенсионного фонда РФ (ПФР), «оказались» в банке, который испытывал проблемы с исполнением обязательств и был лишен лицензии) в результате финансовых махинаций были утрачены и разыскивались на 04.03.2009 Главным управлением МВД в рамках уголовного дела, открытого по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере») [17];

4) на 16.04.2009 по ч. 4 ст. 159 УК РФ было возбуждено уголовное дело о хищении 6,4 млн руб. из НПФ его бывшими руководителями [8];

5) в апреле—июне 2011 г. в ПФР стали поступать жалобы от застрахованных граждан о неправомерном переводе их пенсионных накоплений из ПФР в НПФ [26].

Кроме крупных промышленных корпораций,

инвестиционных групп, банков и прочих компаний

к скупке и организации НПФ проявляют интерес

и страховые компании, так как они имеют свои эффективные агентские сети по привлечению клиентов, а услуга в виде «обязательного пенсионного страхования» не может конкурировать, по мнению некоторых из них, со страхованием жизни.

Управляющие компании и ПИФы (как игроки на фондовом рынке) не только не гарантируют доходов, но с учетом колебаний рыночной стоимости ценных бумаг не гарантируют и сохранности вкладов (и это прописывается в договорах для всех вкладчиков в паевые инвестиционные фонды).

Желание (в рамках закона и в нарушение закона) использовать значительные денежные суммы пенсионной накопительной системы для личного обогащения участвующих в организации деятельности пенсионной системы (ее денежными средствами и ценными бумагами) очень велико и морально оправдано, так как эти деньги законодательно (либо по недомыслию, либо по злому умыслу) все равно предназначены не для производительной деятельности, а для чисто финансовых спекуляций (а современное государство, если не прекратит своего существования, все равно не бросит своих пенсионеров и будет стараться обеспечить им хотя бы прожиточный минимум). Анализ всех факторов спекулятивной нестабильности УК пенсионных фондов и скрытой в них возможности для дестабилизации и разрушения экономики и злоупотреблений для личного обогащения управляющих и владельцев за счет, в частности, вкладчиков и их пенсионного будущего - тема многих работ.

Далее будут представлены некоторые факторы, которые подтверждают спекулятивную дестабилизирующую экономику, государство и общество сущность накопительной пенсионной системы и ее институтов, функционирующих на основе современного спекулятивного фондового рынка, а также причины нецелесообразности создания этих институтов с точки зрения товарного обеспечения пенсионеров.

Фактор 1. С учетом прогноза динамики демографической нагрузки (вплоть до 2031 г.), текущей номинальной заработной платы и целесообразно организованной распределительной пенсионной системы создание накопительной пенсионной системы в РФ социально и экономически нецелесообразно.

Обоснования выводов, приведенных при раскрытии данного фактора и сделанных на основе официальных данных Федеральной службы госу-

дарственной статистики (Росстата), ПФР и вычислений автора, предствлены в работе [3].

На основе данных Росстата о численности занятого в экономике РФ населения на конец каждого месяца 2010 г. [10; 11] и среднемесячной начисленной заработной платы одного работника в РФ в 2010 г. [16], при ставке страховых пенсионных взносов 20 %, отчисления со всей номинальной зарплаты в РФ за 2010 г., без ограничения максимального годового дохода, с которого уплачиваются страховые взносы в ПФР, должны были бы составить 3 535,353 млрд руб. Средняя пенсия при этом, при солидарной пенсионной системе и 39,505 млн пенсионеров, по данным Росстата, состоящих на учете в органах ПФР на 01.10.2010 [35], составила бы 7 457,61 руб., т. е. на 126,39 руб. меньше фактически назначенного среднего размера пенсии со всеми надбавками 2009 г. и I полугодия 2010 г. в 7 584 руб. в июне 2010 г. [15]. То есть, при солидарной пенсионной системе без ограничения предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд, ПФР по итогам 2010 г. имел бы дефицит в объеме 59,916 млрд руб., а по факту дефицит ПФР составил 1 166,3 млрд руб. [23], т. е. в 19,4654 раза больше (или больше на 1 846,54 %).

Для ликвидации дефицита ПФР в размере 59,916 млрд руб (в 2010 г.) (который имел бы место при солидарной пенсионной системе без ограничения предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд, чтобы распределительная солидарная пенсионная система стала бездефицитной) необходимо было бы трудоустроить со средней номинальной зарплатой 1 183 745 чел., или 21 % из 5,645 млн чел. (по методологии МОТ) [16] (общая численность безработных в 2010 г. в среднем за месяц), т. е. каждого 5-го из безработных, или 63,1 % из 1,875 млн чел. [16] (численность официально зарегистрированных безработных в 2010 г. в среднем за месяц).

А если бы уровень безработицы был меньше или в идеале стремился к нулю (или страховые взносы в ПФР остались на уровне 28 % до 01.01.2005 или были бы уже на уровне 26 % с 01.01.2011), то ПФР, при солидарной пенсионной системе без ограничения предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд, функционировал бы с профицитом (и даже с существенным), и вопрос об уровне пенсий был бы уже разрешен на уровне, сравнимом с лучшими

мировыми образцами. В частности, при существовавшем в 2010 г. в РФ уровне безработицы, при солидарной пенсионной системе без ограничения предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд, и страховых взносах в ПФР по ставке 26 % средняя пенсия составила бы 9 694,89 руб., т. е. на 2 110,89 руб. больше фактически назначенного среднего размера пенсии со всеми надбавками 2009 г. и I полугодия 2010 г. в 7 584 руб. в июне 2010 г. [15]. Или (при назначенной средней пенсии в 7 584 руб. в июне 2010 г.) ПФР имел бы профицит в размере 1 000,6885 млрд руб., или можно было бы уменьшить ставку страховых взносов в ПФР с равными для всех фирм условиями до 20,34 %.

Таким образом, накопительная пенсионная система не была нужна вплоть до конца 2010 г. даже при заявляемой низкой эффективности реального сектора экономики и чрезмерном росте чисто спекулятивного фондового рынка.

В соответствии со средним вариантом демографического прогноза Росстата в 2031 г. [34] (при условии сохранения текущих цен, прожиточного минимума, средней номинальной заработной платы, повышения с 2011 г. ставки страховых пенсионных взносов до 26 % и полной занятости экономически активного населения) совокупные годовые страховые взносы в ПФР в 2031 г. составят 5 034,04 млрд руб. А средняя расчетная пенсия (при солидарной пенсионной системе, без ограничения облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда) в 2031 г. составит 10 469 руб. Она будет выше фактически назначенной в современных условиях средней пенсии в июне 2010 г. [15] в 7 584 руб. на 2 885 руб. и даже будет выше среднего размера трудовой пенсии по старости в 8 498 руб. [36] (после индексации трудовых пенсий 36,6 млн российских пенсионеров на 8,8 % с 01.02.2011 на 1 971 руб.).

При уровне безработицы в 2031 г. в 5 % от экономически активного населения расчетная пенсия (при солидарной пенсионной системе без ограничения облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда, при ставке страховых пенсионных взносов в ПФР в 26 % от суммы оплаты труда) составит 9 946 руб. в месяц и даже будет выше среднего размера трудовой пенсии по старости в 8 498 руб. [36] (после индексации трудовых пенсий 36,6 млн российских пенсионеров на 8,8 % с 01.02.2011 на 1 448 руб.). Получается, что и в 2031 г. накопительная пенсионная система будет не нужна, даже в условиях роста

демографической нагрузки за счет пенсионеров и при не совсем удачном выборе фонда оплаты труда в качестве объекта налогообложения.

Представленные рассуждения учитывают фактическое (в 2010 г.) и прогнозируемое (в 2031 г.) соотношение занятых и пенсионеров в РФ с учетом фактической продолжительности жизни граждан (разной у мужчин и женщин) на пенсии и с учетом этого доказывают ненужность накопительной пенсионной системы даже без учета инвестиционного дохода по накапливаемым страховым взносам в ПФР вплоть до 2031 г.

Фактор 2. С учетом данных, анализа и выводов, приведенных ранее при раскрытии фактора 1, и которые будут рассмотрены далее при раскрытии фактора 3 [4], а также данных Росстата о среднем варианте демографического прогноза в 2031 г. в России [34] повышение пенсионного возраста в России ни для обеспечения экономики России трудовыми ресурсами, ни для разрешения проблемы денежного обеспечения пенсионеров не является необходимым.

Фактор 3. Любая экономика (при любой демографической нагрузке), обеспечивающая (даже с учетом международных экономических связей) потребление своих граждан (достаточное для их воспитания и развития) находится на уровне расширенного воспроизводства (продуктов и услуг автоматически должно хватать на всех граждан, в том числе и на пенсионеров, — в противном случае государство, экономика и граждане прекращают свое существование). Пенсионерам, кроме денежного обеспечения, нужно и соответствующее под него обеспечение продуктами и услугами, которые являются результатами текущей деятельности экономики. Поэтому с точки зрения принципа здравого смысла и логики накопление сбережений в виде ценных бумаг (с нефиксированной стоимостью) современного спекулятивного фондового рынка, напрямую не связанного с реальным производством, не нужно и опасно с точки зрения стабилизации экономики, обеспечения устойчивых темпов реального экономического роста и развития, безопасности экономики, государства и общества. Денежная масса страны в основе своей должна быть предназначена для обеспечения текущего объема производства и торговли и в какой-то степени для накопления. И, если прирост накапливаемой денежной массы (в частности в целях пенсионного обеспечения граждан) превысит темпы роста реального ВВП

(как результата деятельности реального сектора экономики), то это автоматически будет приводить к установлению определенного соответствия между объемом денежной массы и текущим объемом национального производства в текущих рыночных ценах, т. е. к соответствующему увеличению темпов инфляции и обесцениванию денег (в том числе и тех, которые находятся на пенсионных счетах). Выручки от текущей деятельности экономики, обеспечивающей продуктами и услугами всех граждан страны, автоматически должно хватать на всех (все виды потребностей). За счет текущего производства должны обеспечиваться потребности пенсионеров, за счет выручки от текущей производственной деятельности должны осуществляться пенсионные выплаты (а не за счет спекулятивных финансовых и производственных операций). И только от реальной эффективности и организации экономики и государства будут зависеть уровень и доля дохода собственников капитала, реальный уровень жизни граждан и структура их потребления, оптимальность демографической структуры населения, возможности экономического роста и развития и т. д.

Фактор 4. Полный ввод в действие современной накопительной пенсионной системы (в итоге в масштабах существенно больших, чем ВВП страны), заложенная в ней тенденция к неудержимому дальнейшему росту, ее функционирование как спекулятивного института современного спекулятивного фондового рынка являются одним из значимых факторов дестабилизации и угрозы разрушения экономики, государства и общества.

Обоснование выводов, приведенных при раскрытии данного фактора, расчеты автора (на основе официальных данных Росстата и ПФР) приведены в работе [2].

При допущении, что из максимально возможного трудового стажа для мужчин (44 года) и женщин (39 лет) в среднем «пропадает» 4 года и число мужчин равно числу женщин, средний максимальный трудовой стаж в трудоспособном возрасте составляет 37,5 года.

Если бы накопительная пенсионная система в полном объеме функционировала в 2010 г., т. е. все пенсионеры РФ полностью заработали и получали бы пенсию на основе своих пенсионных страховых накоплений, то только в государственном пенсионном фонде без инвестиционного дохода (при ставке страховых взносов в ПФР в 20 % и обложении

номинальной заработной платы до 415 тыс. руб. в год [14]) было бы накоплено 73,125 трлн руб. (со средним, ежегодно капитализируемым, инвестиционным доходом в 6 % годовых в ПФР за 37,5 года сконцентрировалось бы более 272,9636 трлн руб.). С учетом отчислений со всей номинальной заработной платы в 2010 г. (т. е. без ограничения облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда, при ставке страховых пенсионных взносов 26 %, введенной с 01.01.2011) в ПФР без инвестиционного дохода, на конец 2010 г. было бы накоплено 172,3485 трлн руб. (а со средним, ежегодно капитализируемым, инвестиционным доходом в 6 % годовых в ПФР сконцентрировалось бы более 632,717 трлн руб.). Однако все деньги, сконцентрированные ПФР для выполнения его функции по государственному пенсионному обеспечению граждан, в условиях современной накопительной пенсионной системы должны быть вложены в спекуляции на фондовом рынке.

Для простейшего анализа возможного прироста фондового рынка от полного ввода в действие накопительной пенсионной системы этот подход вполне показателен, так как, в частности, вместе с возможным ростом реального ВВП будут расти и доходы граждан (и все это с учетом инфляционной составляющей). Полный ввод в действие современной накопительной пенсионной системы РФ предполагает в будущем, что подавляющая часть текущих пенсионных страховых взносов будет вкладываться в рынок ценных бумаг (в приведенном ранее примере предполагается, что в чисто спекулятивный современный фондовый рынок вкладываются все страховые взносы в пенсионный фонд).

Капитализация (текущая рыночная стоимость) всего фондового рынка РФ составила на 31.12.2010 942,32 млрд долл (по курсу Банка России на эту дату 1 долл. = 30,4769 руб.) и увеличилась за декабрь 2010 г. на 16,24 % [27] (и это при износе основных фондов в 45,3 % на конец 2009 г., по данным Росста-та) [31]. Объем ВВП РФ за 2010 г., по уточненной оценке Росстата [6], составил в текущих ценах 44,9392 трлн руб. Таким образом, капитализация всего фондового рынка РФ в текущих рыночных ценах на 31.12.2010 в размере 28,719 трлн руб. составила 63,91 % от текущего ВВП.

Таким образом, в РФ (при условии полного ввода накопительной пенсионной системы в 2010 г. (под выросший за счет только пенсионных отчислений фондовый рынок), при ограничении облагаемой

пенсионным налогом суммы оплаты труда (без учета и с учетом инвестиционных доходов ПФР) и без ограничения облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда (без учета и с учетом инвестиционных доходов ПФР) с учетом фондового рынка, превосходящего только в этой доле своего прироста ВВП страны по фактическим данным за 2010 г., должно быть напечатано дополнительное количество денег, обслуживающих эту долю фондового рынка, так как в условиях дефицита государственного бюджета РФ и выхода российской экономики из экономического кризиса других источников не предвидится, ведь в институт (в виде только государственного накопительного пенсионного фонда РФ) заложен только механизм его дальнейшего спекулятивного роста и, соответственно, усиления его дестабилизирующего, разрушающего влияния на экономику, государство и общество. Предположительно, что сверхобъем (по сравнению с ВВП) накапливаемых в пенсионных фондах денежных средств послужит одним из основных факторов, повышающих спекулятивную стоимость имеющихся ценных бумаг и их дополнительную эмиссию.

По сравнению с капитализацией всего фондового рынка РФ на 31.12.2010 в объеме 28,719 трлн руб. объем фондового рынка РФ (в результате введения накопительной пенсионной системы в полном объеме в 2010 г., а также за счет только пенсионных отчислений, при ограничении облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда, без учета и с учетом инвестиционных доходов ПФР, без ограничения облагаемой пенсионным налогом суммы оплаты труда, без учета и с учетом инвестиционных доходов ПФР, используемых для непроизводительных финансовых спекуляций) может вырасти в десятки раз (и это возможное влияние на фондовый рынок только от введения накопительной пенсионной системы государственного обеспечения граждан, а ведь существуют и другие участники фондового рынка, а также инфляционные и спекулятивные тенденции). В частности, при темпах инфляции, например, в 5 % годовых через 37,5 года (средний максимальный трудовой стаж в трудоспособном возрасте — условный срок полного ввода в действие накопительной пенсионной системы) цены вырастут более чем на 523,3 % (увеличчение в 6,233 раза).

По факту страховые пенсионные взносы вкладываются в спекуляции с ценными бумагами, а инвестиционный доход по ним является результатом этих спекуляций, и в итоге средства пенсионных

фондов напрямую не связаны с инвестициями в реальный сектор экономики и при любом финансово-экономическом кризисе накопления пенсионных фондов в ценных бумагах могут обесцениться в десятки и даже сотни раз. То же явление ждет РФ от полного ввода в действие накопительной пенсионной системы по факту и в будущем. Ранее уже была представлена степень дестабилизирующей угрозы для экономики, государства и общества со стороны современного спекулятивного непроизводительного фондового рынка в результате его роста только за счет полного ввода в действие государственной накопительной пенсионной системы в РФ, а ведь существуют еще и более неустойчивая и более спекулятивная негосударственная пенсионная система и другие факторы спекулятивной дестабилизации экономики в виде остальной части фондового рынка, современных страховых и банковских систем, спекулятивного валютного курса и свободного спекулятивного ценообразования.

Государственная накопительная пенсионная система в виде обязательного пенсионного страхования отличается тем, что она как инструмент дестабилизации экономики, государства и общества, функционирующий в рамках спекулятивного современного фондового рынка, создана государством и вне конкуренции и при всемерной поддержке государства будет развиваться до приведенных ранее масштабов по сравнению с ВВП и более, пока экономика не погибнет во время очередного кризиса (в существенной связи с этой пенсионной системой) либо пока государство, осознав опасность этой пенсионной системы, не откажется от нее, создав другой механизм, включающий и денежное, и товарное обеспечение граждан в пенсионном возрасте.

Законодательством РФ [22] определены структура вложений (основные направления и их доли в %) и основные направления вложений средств ПФР и НПФ в государственные ценные бумаги разного уровня, в котируемые ценные бумаги отечественных и зарубежных фирм, в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками НПФ, в банковские депозиты в рублях и иностранной валюте, в облигации международных финансовых организаций, в ипотечные ценные бумаги (и все эти направления инвестирования в определяющей степени являются непроизводительными по отношению к реальному сектору экономики). В случае финансово-экономического кризиса все

обязательства по пенсионному обеспечению может взять на себя только государство в доступном для него объеме. Но что будет способно сделать государство, когда незначительное обесценивание денежных средств, накопленных в спекулятивной форме только в ПФР (в результате полного ввода в действие накопительной пенсионной системы в объеме больше, чем ВВП страны за год, и, соответственно, существенно больше доходной части государственного бюджета), сразу будет сравнимо с расходной частью государственного бюджета РФ и во много раз превысит обязательства государства по текущему пенсионному обеспечению граждан? В частности, на 2011 г. в РФ были запланированы следующие показатели: объем ВВП - 50,389 трлн руб.; доходы госбюджета - 8,844554761 трлн руб.; расходы госбюджета - 10,658558761 трлн руб.; дефицит госбюджета - 1,814004000 трлн руб.; верхний предел государственного внутреннего долга на конец года - 5,1483903169 трлн руб.; верхний предел государственного внешнего долга - 55,6 млрд долл. США (или 44,9 млрд евро) [20]; общий объем межбюджетных трансфертов пенсионному фонду из федерального бюджета из части доходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 2 341 728 700,4 тыс. руб.; часть расходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, - 4 709 464 739,4 тыс. руб. [21]. А ведь в подобной ситуации перед государством встанут проблемы кардинального плана по спасению экономики, всех граждан и государства вообще.

Фактор 5. Демагогичность обоснования ввода накопительной пенсионной системы и угрожающие для экономики темпы роста вложений средств пенсионной системы в спекулятивный фондовый рынок по сравнению с темпами роста ВВП и темпами инфляции.

Снижение ставки взносов в ПФР и ограничение годового дохода, подлежащего обложению, явились значительным отказом государства от реализации функций по перераспределению доходов и социальной защите населения и в совокупности с формированием накопительной части трудовой пенсии и отказом от солидарной пенсионной системы привело к существенному дефициту ПФР. Богатые люди (в дополнение к сверхнеобходимым текущим доходам) при регрессивном налогообложении по взносам в ПФР получили гигантские суммы в

качестве прироста личного дохода, которые в противоречии со здравым смыслом и необходимостью повышения реальной производительной эффективности экономики не регулируются обязательствами вложения в реальный сектор экономики и в первую очередь идут на прирост чрезмерных текущих личных расходов и на спекуляции на современном спекулятивном фондовом рынке (способ быстро и с минимальными издержками еще больше увеличить свой личный капитал). Темпы прироста капитализации фондового рынка РФ спокойно поглотили это направление прироста расходов на ценные бумаги за счет спекулятивного роста цен на них. Дефициты государственного бюджета и ПФР в результате прироста личного дохода самых богатых граждан за счет указанного фактора были компенсированы и ежемесячно продолжают компенсироваться за счет инфляционных процессов в экономике (рост цен на продукты и услуги потребительского и промышленного назначения, выпускаемые реальным сектором экономики), а также за счет общего роста налоговой нагрузки на всех остальных граждан и мелкие и средние фирмы. То есть, вместо того, чтобы богатые заплатили за свои сверхдоходы, за них заплатили и платят бедные (и это в ситуации, когда средства труда принадлежат богатым). В Федеральном законе от 10.12.2010 № 355-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» (далее -Закон № 355-ФЗ) [21] на 2011—2013 гг., соответственно, были заложены следующие общие объемы межбюджетных трансфертов пенсионному фонду (из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ) из части доходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий: 2 346 350 392,4 тыс. руб. (2 341 728 700,4 тыс. руб. + 4 621 692,0 тыс. руб.), 2 566 353 063,9 тыс. руб. (2 561 355 718,6 тыс. руб. + +4 997 345,3 тыс. руб.), 2 808 678 880,3 тыс. руб. (2 803 343 452,0 тыс. руб. + 5 335 428,3 тыс. руб.). Таким образом, соответственно от таких же сумм в качестве налогов были освобождены самые богатые люди РФ, и они были потрачены ими на современном спекулятивном фондовом рынке и на чрезмерные текущие личные расходы, - хороший ежегодный подарок без каких-либо обязательств по расходованию в размере 4,656 % (2 346 350 392,4 тыс. руб. х 100 % / 50,389 трлн руб.), 4,587 % (2 566 353 063,9 тыс. руб. х 100 % / 55,95 трлн руб.), 4,536 % (2 808 678 880,3 тыс. руб. х 100 % / 61,92

трлн руб.) от ВВП (соответственно в 2011—2013 гг.), а также фактор существенного возможного прироста современного спекулятивного фондового рынка РФ на 8,170 % (2 346 350 392,4 тыс. руб. х 100 % / 28,7190 трлн руб.), 8,936 % (2 566 353 063,9 тыс. руб. х 100 % / 28,7190 трлн руб.), 9,780 % (2 808 678 880,3 тыс. руб. х 100 % / 28,7190 трлн руб.) (соответственно в 2011—2013 гг.) при 100 %-ном вложении в него этих средств по сравнению с капитализацией (текущей рыночной стоимостью) всего фондового рынка РФ на 31.12.2010 (28,7190 трлн руб.) и при износе основных фондов в 45,3 % на конец 2009 г., по данным Росстата [31].

И все это оправдывается демагогическими посылами:

— заявляется, что в соответствии с принципом социальной справедливости богатые люди свой долг перед обществом уже выполнили, выплачивая другие налоги с бизнеса, а на пенсию себе уже заработали. Какой долг они выполнили? Долг по личному обогащению - да, но в РФ есть и другие проблемы: старение и снижение численности населения, малая продолжительность и низкий уровень жизни населения, чрезмерный износ средств труда в реальном секторе экономики и технологическое отставание от других стран, инфляция и т. д.;

- заявляется, что «мы» не можем долго перекладывать низкие цены на плечи бизнеса (чтобы не отбить желание заниматься бизнесом, а высокие налоги не дают развиваться бизнесу). С плеч крупного бизнеса низкие цены на его продукцию за счет их повышения могут быть переложены только на плечи мелких предпринимателей и остальных граждан. По поводу отбития охоты заниматься бизнесом, да еще в России с малыми затратами на труд и без обязательств по восстановлению и развитию средств труда - это вряд ли, хотя можно попытаться провести эксперимент на некоторых олигархах, попытавшись отбить у них тягу к обогащению. Если же олигархи, возмущенные ограничением степени обогащения в РФ, больше не захотят обогащаться в РФ, являющейся для некоторых родиной, и будут обогащаться за рубежом, то корпорации по-прежнему будут возглавлять бывшие наемные менеджеры или их места за существенно меньшую зарплату займут по конкурсу самые талантливые и более эффективные, которые будут руководствоваться в своей деятельности не службой ради обогащения собственника-хозяина, а критериями реальной эффективности производства в рамках потребностей

всего общества. А снижение налогов без выдвижения условий по инвестированию высвободившихся средств в производство - это вообще абсурд;

- заявляется, что пенсионная система РФ не выдержит обязательств по выплате сверхвысоких пенсий со сверхвысоких доходов. Это утверждение основано на подмене понятий для сокрытия истины - пенсия граждан РФ, в соответствии со своей ролью, должна быть ограничена в определенных пределах, например от 0,6 до 0,8 размеров средней заработной платы в РФ (в идеале - до средней заработной платы), независимо от индивидуальных доходов, а повышенные налоговые отчисления богатых людей в ПФР автоматически должны пойти на реализацию функции государства по перераспределению доходов, или же, при достаточной реализации пенсионного обеспечения всех граждан, будут снижены налоговые отчисления со всех граждан РФ, а богатые не слишком обеднеют, если, например, с каждых 100 млн руб. в год отдадут в ПФР 26 млн руб., у них останется и на по-прежнему чрезмерный уровень потребления, и на спекуляции ценными бумагами, и даже на достойную старость. Зато не будут уничтожаться экономика, страна и общество. О нравственности богатых людей, их фактической стратегической установке «Я, мое богатство и мой бизнес против гнета государства, невыносимых требований наемных работников, против конкурентов, всех остальных производителей, граждан страны и всего мира», об их праве на единоличных началах на основе собственности на средства производства определять судьбы народов, о сущности понятия «демократия» и о порядке ее реализации нужно говорить отдельно.

Причиной введения накопительной пенсионной системы вместо распределительной послужило следующее демагогическое утверждение, основанное на подмене понятий и сокрытии истинной причины данного предложения. Рост демографической нагрузки на занятых вследствие старения населения приведет к тому, что занятые не смогут отчислять необходимые суммы для пенсионного обеспечения пенсионеров. Для решения этой проблемы каждый сам должен накопить себе на пенсию. Очевидно, что пенсионерам не нужны ценные бумаги спекулятивного современного фондового рынка, либо вообще не связанные с какой-либо собственностью, либо спекулятивно многократно превышающие по стоимости изношенные средства труда, да еще не принадлежащие им лично, как именные ценные бумаги, а находящиеся в свободном,

в рамках закона, распоряжении посредников в виде НПФ и УК. Пенсионерам нужен определенный набор продуктов и услуг и соответствующие его текущей стоимости ежемесячные выплаты. Но для разрешения данной проблемы нужен не растущий спекулятивный фондовый рынок, а, в частности, повышение реальной производительной, а не номинальной денежной эффективности реального сектора экономики. А цель внедрения накопительной пенсионной системы (функционирующей не на инвестициях в покупку и ввод в действие новых технологий и средств труда в реальном секторе экономики, а на основе спекулятивного современного фондового рынка^ заключается в получении дополнительных финансовых возможностей для быстрого (с минимальными затратами) сверхобогащения узкого круга самых богатых людей страны и мира и для финансового покрытия недостатков управления государством, регулирования экономики и международных экономических связей.

Формирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования основано на вложениях в современные спекулятивные фондовые отечественный и зарубежный рынки денежных средств, получаемых в 2011 г. в рамках обязательного государственного пенсионного страхования в объеме 6 % от фонда оплаты труда гражданина 1967 г. рождения и моложе в размере до 463 тыс. руб. в год и в добровольном порядке от участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных добровольных страховых взносов, средств государственного софинан-сирования и взносов работодателей, если они являются третьей стороной указанной программы. В Законе № 355-ФЗ (на 2011-2013 гг. соответственно) были приведены данные, которые показывают:

- объем расходов ПФР, запланированных для формирования средств по финансированию накопительной части трудовой пенсии (Общий объем расходов ПФР - Часть расходов ПФР, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии), -112 924 663,6 тыс. руб. (4 822 389 403,0 тыс. руб. -

4 709 464 739,4 тыс. руб.), 142 696 727,4 тыс. руб. (5 301 240 412,3 тыс. руб. - 5 158 543 684,9 тыс. руб.), 175 668 508,8 тыс. руб. (5 843 209 620,7 тыс. руб. -

5 667 541 111,9 тыс. руб.);

- предельный объем профицита ПФР (искусственно созданного межбюджетными трансфертами Пенсионному фонду), который пойдет на формиро-

вание средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, - 306 334 855,0 тыс. руб. (314 991 382,6 тыс. руб. - 8 656 527,6 тыс. руб.), 353 637 290,3 тыс. руб., 402 135 835,2 тыс. руб. В итоге можно определить (на основе суммирования двух предыдущих показателей) размер «вливаний» в современный спекулятивный фондовый рынок (при достижении цели формирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии при обязательном пенсионном страховании граждан): 419 259 518,6 тыс. руб. (112 924 663,6 тыс. руб. + 306 334 855,0 тыс. руб.), 496 334 017,7 тыс. руб. (142 696 727,4 тыс. руб. + 353 637 290,3 тыс. руб.), 577 804 344,0 тыс. руб. (175 668 508,8 тыс. руб. + 402 135 835,2 тыс. руб.).

Таким образом, следует отметить, что по сравнению с накопленной за 9 лет с 01.01.2002 по 31.12.2010 суммой пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования в объеме 914798 млн. руб. [13] пенсионные накопления для финансирования накопительной части трудовой пенсии без учета инвестиционного дохода при определяющем участии государства получают (в 2011-2013 гг. соответственно) прирост в 45,831 % (419 259,5186 млн руб. х 100 % / 914 798 млн руб.), 54,256 % (496 334,0177 млн руб. х 100 % / 914 798 млн руб.), 63,162 % (577 804,3440 млн руб. х 100 % / 914 798 млн руб.), направляемый на современный спекулятивный фондовый рынок РФ.

На 30.06.2011 в рамках обязательного пенсионного страхования сумма пенсионных накоплений составила [13] всего 1 381 736,0 млн руб., в том числе

в ВЭБе (государственная управляющая компания -Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк - ВЭБ УК) - 1 054 938,0 млн руб., в НПФ -301 472,0 млн руб., в УК - 25 325,0 млн руб. На 30.06.2011 в рамках негосударственного пенсионного страхования сумма пенсионных резервов НПФ составила 669 448 млн руб. [13].

Далее приводятся данные о масштабах и темпах роста суммы пенсионных накоплений граждан в рамках обязательного пенсионного страхования и суммы пенсионных резервов НПФ в рамках негосударственного пенсионного страхования, которые были направлены на покрытие спекулятивного роста стоимости и эмиссионного роста фондового рынка, а также о темпах прироста реального ВВП и об фициальном темпе инфляции в РФ (табл. 1-3).

Представленные данные о динамике пенсионных накоплений в ВЭБ, НПФ и УК и о пенсионных резервах в НПФ иллюстрируют существенные темпы роста объема неэффективных по сравнению с кредитными ставками и фактическими темпами инфляции вложений в ВЭБ (отдельно можно рассмотреть вопрос и о доле и масштабах непроизводительного, в смысле невложений в реальный сектор экономики, расходования средств, вырученных от размещения государственных ценных бумаг), а также рост чисто спекулятивного непроизводительного современного фондового рынка за счет роста взносов в НПФ и УК темпами, большими, чем темпы прироста ВВП России. В итоге современная пенсионная система РФ стремительными темпами

Таблица 1

Сравнительный рост суммы пенсионных накоплений граждан в рамках обязательного пенсионного страхования

Дата Пенсионные накопления граждан Доходность накоплений в ВЭБ за год Пенсионные накопления граждан

Всего, млн руб. В ВЭБ, млн руб. В НПФ, млн руб. В УК, млн руб.

31.12 . 2002 47 173 45 561 0 1 612

31.12 . 2003 95 571 92 372 0 3 200

31.12 . 2004 98 475 94 373 7,33 1 135 2 967

31.12 . 2005 183 930 176 345 12,18 2 007 5 578

31.12 . 2006 286 411 267 073 5,67 9 965 9 373

31.12 . 2007 401 839 362 874 5,98 26 757 12 188

31.12.2008 387 764 343 106 -0,46 35 541 9 117

31.12 . 2009 572 629 480 592 9,52 77 168 14 869

31.12.2010 914 798 739 941 7,62 155 352 19 505

31.03.2011 1 215 901 944 282 6,06* 248 514 23 105

30.06.2011 1 381 736 1 054 938 5,91* 301 472 25 325

Источник: [13].

* Для внутригодовых показателей доходность показана нарастающим итогом с начала года.

Источник: [13].

* Первый год ввода в действие (с 01.01.2022) накопительной пенсионной системы в рамках обязательного пенсионного страхования.

** Прирост данных за I квартал 2011 г *** Прирост данных за I полугодие 2011 г.

Таблица 2

Сравнительный рост суммы пенсионных накоплений граждан в рамках обязательного пенсионного страхования и суммы пенсионных резервов НПФ в рамках негосударственного

пенсионного страхования

Дата Сумма накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования Сумма накоплений в рамках негосударственного пенсионного страхования в НПФ

Накопления граждан в ВЭБ Накопления граждан суммарно вНПФи УК

млн руб. В % к предыдущему году млн руб. В % к предыдущему году млн руб. В % к предыдущему году

31.12 .1999 0 - 0 - 10 525 -

31.12 .2000 0 - 0 - 15 642 48,618

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31.12 .2001 0 - 0 - 33 641 115,068

31.12 .2002 45 561* - 1 612* - 51 417 52,840

31.12 .2003 92 372 102,744 3 200 98,511 89 557 74,178

31.12 .2004 94 373 2,166 4 102 28,188 169 792 89,591

31.12.2005 176 345 86,860 7 585 84,910 27 365 63,356

31.12.2006 267 073 51,449 19 338 154,951 405 229 46,100

31.12.2007 362 874 35,871 38 945 101,391 472 889 16,697

31.12.2008 343 106 -5,448 44 658 4,669 462 898 -2,113

31.12.2009 480 592 40,071 92 037 106,093 564 373 21,922

31.12.2010 739 941 53,964 174 857 89,986 643 268 13,979

31.03.2011 944 282 27,616** 271 619 55,338** 657 162 2,160**

30.06.2011 1 054 938 42,571*** 326 797 86,894*** 669 448 4,070***

Таблица 3

Динамика темпа роста реального ВВП и темпа инфляции в РФ за период с 2004 по 2010 г.

Год Индекс физического объема ВВП, в % к предыдущему году Изменение физического объема ВВП за год, % Темп инфляции за год, %

2004 107,2 7,2 11,7

2005 106,4 6,4 10,91

2006 108,2 8,2 9,00

2007 108,5 8,5 11,87

2008 105,2 5,2 13,28

2009 92,2 -7,8 8,80

2010 104,0 4,0 8,78

Источник: [6; 9; 12].

превращается в фактор дестабилизации экономики, государства и общества на основе все большего роста спекулятивного современного фондового рынка, отвлечения денег из реального сектора экономики, необходимой эмиссии денег для обеспечения роста фондового рынка, спекулятивного роста цен на ценные бумаги (в результате, в частности, роста спроса на них со стороны НПФ и УК и отдельно со стороны состоятельных граждан, несущих меньшую

налоговую нагрузку), узаконенной государством инфляции на энергоносители, услуги ЖКХ и прочие товары, роста налогового бремени на мелкий бизнес и граждан с уничтожением их покупательной способности.

Фактор 6. Вклад государства в усиление дестабилизирующего воздействия на экономику в результате, в частности, введения современной накопительной пенсионной системы, встроенной в современный спекулятивный фондовый рынок, и ее поддержания.

В дополнение к современной накопительной пенсионной системе в рамках обязательного государственного страхования и в рамках негосударственного страхования существенный дестабилизирующий вклад в рамках компенсации выпадающих доходов (от регрессивного, в частности, пенсионного налогообложения доходов состоятельных граждан, формирования накопительной части пенсии за счет вложения денежных средств в спекулятивный фондовый рынок и сознательных, для покрытия дефицита и обеспечивающих профицит ПФР, трансфертов из госбюджета Пенсионному

фонду РФ) вносит государство за счет внутренних и внешних заимствований для покрытия дефицита госбюджета на основе продажи государственных ценных бумаг и, таким образом, на основе еще большего роста современного спекулятивного фондового рыка и отвлечения денег из реального сектора экономики.

При рассмотрении ранее факторов 1-3, 5 и на основании работ [2-5] было представлено, что при целесообразно и эффективно организованной распределительной пенсионной системе накопительная пенсионная система ни для денежного обеспечения пенсионеров, ни для повышения реальной производительной эффективности и нормального функционирования национальной экономики не только не нужна, но и разрушительна. Дефицита пенсионной системы в принципе не должно быть, пока существуют государство, общество и экономика, а следовательно, не должно быть и необходимости в трансфертах из госбюджета для финансирования дефицита ПФР и не должно быть дефицита госбюджета и роста внутреннего и внешнего долга РФ по причине этих трансфертов, что имеет место в РФ в настоящее время. То есть дефицит госбюджета РФ на 2011-2013 гг. искусственно и необоснованно был запланирован [20] как результат трансфертов Пенсионному фонду РФ.

В Законе № 357-ФЗ (на 2011-2013 гг. соответственно) были заложены прирост эмиссии государственных ценных бумаг РФ в валюте РФ (как один из источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета) в объеме 1,3407571941 трлн руб., 1,5044082102 трлн. руб., 1,4852871098 трлн руб. и прирост эмиссии государственных ценных бумаг РФ в иностранной валюте (как один из источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета) в объеме 137 529 846,6 тыс. руб., 174 409 728,6 тыс. руб., 176 114 058,1 тыс. руб. В итоге (на конец 2011-2013 гг. соответственно) планировались: верхний предел государственного внутреннего долга РФ - 5,1483903169 трлн руб., 6,9763867922 трлн руб., 8,8262703102 трлн руб.; верхний предел государственного внешнего долга РФ - 55,6 млрд долл. США (или 44,9 млрд евро), 65,2 млрд долл. (или 52,1 млрд евро), 75,6 млрд долл. (или 58,2 млрд евро).

Использование государством заимствованных денежных средств на текущие непроизводительные нужды (в частности на текущие пенсионные выплаты) вместе с обеспечением доходов на выпущенные

государственные ценные бумаги и расходов финансовым институтам на организацию и обслуживание долга страны ведут к росту внутреннего и внешнего долга страны, который приведет к очередному уничтожению сбережений граждан и обессмысливанию их жизни и росту налогов на граждан и фирмы, а также к подрыву настоящего и будущего национальной экономики. Но использование государством заимствованных денежных средств, в частности на текущие пенсионные выплаты, в основном ведет к росту потребительских расходов и в итоге к росту производства в реальном секторе экономики РФ. Вложение же заимствованных государством денежных средств в современный спекулятивный фондовый рынок для формирования накопительной части пенсий (кроме всего ранее указанного) приведет к усиленному оттоку средств из реального сектора экономики за счет самих вложений и спекулятивного роста цен на ценные бумаги в результате роста спроса на них с соответствующими дестабилизирующими последствиями для экономики, государства и общества в виде роста цен, роста кредитного процента, спада производства, роста степени износа основных фондов, дальнейшего технологического отставания РФ, роста безработицы, снижения уровня жизни граждан, обесценивания сбережений и т. д.

Из приведенных при рассмотрении фактора 4 данных следует, что формирование накопительной части пенсий граждан РФ в 2011 -2013 гг. предполагалось осуществлять за счет инвестирования всего (создаваемого трансфертами из госбюджета РФ) профицита и части расходов ПФР в современный спекулятивный фондовый рынок. Для решения текущих социально-экономических проблем деньги могли бы и должны были быть вложены в средства труда, новые технологии, заработную плату работников реального сектора экономики, а в итоге они оказались выведенными из реального сектора экономики, что характеризуется нарастанием дестабилизирующих последствий для экономики, государства и общества. То есть за счет настоящего и будущего граждан, фирм и государства был создан и реализуется мощнейший инструмент концентрации денежной массы в распоряжении наиболее состоятельных граждан для чрезмерного личного уровня их потребления и финансовых спекуляций как наиболее доходных и наименее затратных. А агенты ПФР в виде НПФ, УК и ПИФ получают в обмен на денежные средства долговые ценные

бумаги или ценные бумаги о праве собственности на изношенные средства труда.

Фактор 7. Нерегулируемый необоснованный рост и кризисные сокращения современного спекулятивного фондового рынка РФ как нарастающая чрезвычайная угроза дестабилизации экономики, общества и государства РФ в совокупности со встроенной в него современной накопительной пенсионной системой РФ.

В статье [2] приведены некоторые данные. Так, за 2006-2007 гг. произошла капитализация ценных бумаг предприятий РФ в 3 раза [1, с. 22], т. е. их рыночная цена повысилась на 200 %, но это повышение стоимости акций российских предприятий не имело почти никакого отношения к росту производства и повышению его эффективности, так как в соответствии с официальными данными Росстата [31] степень износа основных фондов в РФ на конец отчетного года составила: 2005 г. -

45.2 %; 2006 г. - 46,3 %; 2007 г. - 46,2 %; 2008 г. -

45.3 %, 2009 - 45,3 %, т. е. в 3 раза подорожали наполовину изношенные предприятия РФ. Это был всего лишь спекулятивный рост стоимости ценных бумаг на фондовом рынке, что привело к отвлечению денег из реального сектора экономики со всеми негативными социально-экономическими последствиями. На 03.10.2008 на фоне мирового финансово-экономического кризиса акции российских предприятий обесценились более чем в 2 раза (на 53,2 %) [7, с. 43].

При изношенности основных фондов на 45,3 % на конец 2009 г. (по данным Росстата) [31], что предполагает не только нарастание угрозы внезапного разрушения средств труда и остановки технологически и экономически связанных производств с негативными социальными последствиями, но и технико-технологическое отставание и снижение конкурентоспособности и производительной эффективности экономики, имеет место необоснованный рост курса акций предприятий РФ. В частности, при обесценивании на фоне мирового финансово-экономического кризиса акций российских предприятий на 03.10.2008 на 53,2 % [7, с. 43], на 01.01.2010 фондовый рынок РФ показал наивысший в мире рост за 2009 г. в размере 128 % [28]. На 21.12.2010 за последующие 12 мес. совокупная стоимость котирующихся на российских биржах акций, входящих в главный индекс, увеличилась на 49 %, при этом фондовый рынок Дании вырос на 29,9 %, Швеции -

29.4 %, Индии - 14,8 %, США - на 11,6 %, Японии -

на 9,6 %, Германии - на 5,1 %, Китая - на 3,3 %, во Франции он сократился на 6,5 %, в Италии - на 20,5 %, в Испании - на 25,6 %, в Греции - на 43,8 % [29]. Итого за 2009-2010 гг. фондовый рынок РФ вырос в 3,4 раза (2,28 Ч 1,49), или на 240 %. Само существование пенсионных фондов, управляющих компаний, инвестиционных фондов, страховых компаний основано и связано с существованием чисто спекулятивного роста фондового рынка РФ, что в итоге заканчивается стагфляционным кризисом.

Фактор 8. Вместе со спекулятивным и эмиссионным ростом фондового рынка на первоначальном этапе росло число и финансовые возможности спекулятивных институтов (участников) фондового рынка, а затем стала проявляться тенденция к сокращению их числа и укрупнению, в частности на основе слияния. Укрупнение пенсионных фондов позволяет им во все больших масштабах по каждому виду ценных бумаг соответствовать ограничению вложений в один вид ценных бумаг. Желание и возможность обогащаться узкому кругу лиц за счет средств вкладчиков на чисто финансовых спекуляциях можно проиллюстрировать следующими показателями: в РФ на 01.01.2000 существовало 26 ПИФов, а на 01.01.2010 - 1 252 работающих ПИФа, управляющих компаний - 13 и 328 соответственно, СЧА всех российских ПИФов (средств населения и юридических лиц, находящихся в управлении) на 01.01.2000 составляла 4,8 млрд руб., а на 01.01.2010 -307,40 млрд руб. (при этом на 01.06.2008 - 552,81 млрд руб.) [24], т. е. за 10 лет вложения денежных средств в фондовый рынок посредством ПИФов выросли в 63 раза (307,4 млрд руб. / 4,8 млрд руб.), при этом число негосударственных пенсионных фондов (НПФ), имеющих лицензии, в 2004 г. составляло 296, а в 2010 г. их осталось 159 [19]. Все это приводит рано или поздно к очередному финансовому или стагфляционному кризису с банкротством участников фондового рынка и обесцениванием ценных бумаг и национальных валют.

Фактор 9. Накопительная пенсионная система как постоянно и беспредельно усиливающийся фактор дестабилизации экономики, государства и общества.

Что же произойдет после полного ввода в действие накопительной пенсионной системы, когда в идеале страховая часть будущей пенсии физически не будет тратиться на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а все 100 % страховых взносов в рамках обязательного пенсионного страхования

будут инвестироваться по указанным в работе [22] направлениям? Не будем затрагивать частные случаи социального обеспечения нуждающихся категорий граждан (многодетных, инвалидов, малообеспеченных и т. п.), логичнее, что эти проблемы должны решаться без посредства Пенсионного фонда. В идеале все пенсионеры будут обеспечены за счет пенсионных отчислений в течение трудоспособного возраста и инвестиционного дохода от вложения этих отчислений на фондовом рынке, и проблемы самых бедных будут решаться за счет перераспределения страховых отчислений в ПФР и инвестиционных доходов на них или только за счет последних. Принципиально, в идеале, в финансовом плане, при отсутствии обвала фондового рынка (очевидно, что рассчитывать на это категорически нельзя), трансфертов из государственного бюджета не потребуется. В конце концов, если человечество не захочет вымереть, демографическая структура населения стабилизируется и при этом число работающих будет больше числа пенсионеров (если люди будут жить и трудиться существенно больше, то соответственно будет повышен и возраст выхода на пенсию). Можно утверждать, что под национальные и мировую экономики в настоящее время заложена финансовая бомба в виде неудержимо растущего фондового рынка со встроенным в него спекулятивным инструментом в виде современной накопительной пенсионной системы, в частности по следующим основаниям. В настоящее время страховая часть пенсии вообще не наследуется, а накопительная также остается в распоряжении пенсионного фонда, если пенсионер получал пенсию хотя бы один день. Таким образом, государственный пенсионный фонд все время увеличивает свой капитал за счет пенсионных взносов пенсионеров, проживших на пенсии меньше срока дожития, и инвестиционных доходов на них. И это первый фактор неудержимого роста современного спекулятивного фондового рынка от современной накопительной пенсионной системы. Принципиально то, что при накопительной пенсионной системе накопленных взносов с занятых с инвестиционным доходом на них за период расчетного трудового стажа должно хватить на пенсионные выплаты для соответствующего уровня жизни пенсионеров на срок дожития. Имеют место меняющиеся во времени тенденции роста номинальной заработной платы в условиях инфляции и повышения эффективности экономики и относительное по сравнению с ростом зарплат за-

нятых обесценивание доходов пенсионеров. То есть текущие взносы в ПФР с растущей номинальной зарплаты при превышении численности занятых числа пенсионеров всегда будут выше текущих выплат пенсионерам. И это второй фактор неудержимого роста современного спекулятивного фондового рынка от современной накопительной пенсионной системы. И текущие темпы инфляции, и повышающийся спрос на ценные бумаги за счет возможности более быстро обогатиться с меньшими издержками и за счет существенных вливаний денежных средств от современной накопительной пенсионной системы ведут к существенному росту стоимости ценных бумаг и еще большей относительной концентрации денежных средств для обслуживания чисто спекулятивного современного финансового сектора за счет реального сектора экономики, особенно в условиях, когда темпы прироста взносов в пенсионный фонд будут больше дополнительной эмиссии ценных бумаг. Профессионалы добавили бы еще несколько факторов, но не хотелось бы делать вклад мыслей в копилку разрушителей экономик, государств и обществ. Не будем рассматривать периодическую гибель пенсионных фондов во время финансовых, экономических и прочих кризисов, отметим только, что безудержный рост фондового рынка (как за счет роста стоимости ценных бумаг, так и за счет дополнительной эмиссии) темпами, превышающими реальный рост национальных экономик, в условиях обслуживания фондового рынка и реального сектора экономики одними и теми же денежными знаками из единой денежной массы, приведет не только на уровне национальных экономик, но и на уровне всего человечества к ускорению появления и усилению проявления каждого последующего финансового и стагфляционного кризиса с угрозой гибели всего человечества. И все лишь ради того, чтобы кое-кто мог обогатиться на финансовых спекуляциях за счет судеб экономики, государства, общества, в итоге - цивилизации.

Подводя итог, необходимо отметить, что в статье представлена постоянно растущая, усиливающаяся и дестабилизирующая экономику, государство и общество сущность институтов современной накопительной пенсионной системы РФ, которые встроены в современный спекулятивный фондовый рынок. Проведенное исследование является обобщением выводов, указанных в других работах автора [2-5], и служит системообразующей основой для оценки состояния негосударственного пенсионного стра-

хования в РФ, взаимосвязи дефицита госбюджета и внутреннего и внешнего долга РФ с необходимостью финансовой поддержки ПФР и выработки основных взглядов на формирование неспекулятивной эффективной пенсионной системы.

Список литературы

1. Андриянов В. П. Рынок акций: от спекулятивного механизма дестабилизации к повышению реальной производительности экономики / Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы: сб. статей V Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С. 21-32.

2 . Андриянов В. П. Накопительная пенсионная система как спекулятивный фактор дестабилизации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 31 (73) С. 22-26.

3 . Андриянов В. П. Необоснованность создания накопительной пенсионной системы в Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011 № 30 (72). С. 49-56.

4 . Андриянов В. П. Несостоятельность предложений по увеличению пенсионного возраста в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 29 (71) С. 32-38.

5 . Андриянов В. П. Программа государственного софинансирования пенсий как угроза дестабилизации экономики, государства и общества // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 35 (77). С. 32-39.

6. Валовой внутренний продукт / Национальные счета / Росстат. URL: http://www. gks. ru/wps/ wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account.

7 . Вафин Э. Я. Современное состояние, проблемы и перспективы развития фондового рынка России / Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем: сб. статей VI Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2010. С.42-45.

8. В Сургуте возбуждено уголовное дело о хищении 6,4 млн руб. из негосударственного пенсионного фонда. 16.04.2009 г. / Пенсионные фонды / Фонды / FundsHub. Ru. URL: http://www. fundshub. ru/fonds/pension/6316.php.

9. Данные о месячной и годовой инфляции / Уровень инфляции в России. URL: httpV/уровень-инфляции. рф/таблица_инфляции. aspx.

10. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2010 г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости) / Оперативная информация / Занятость и заработная плата / Население / Росстат. URL: http://www. gks. ru/bgd/free/ b04_03/IssWWW. exe/Stg/d01/10.htm.

11. Занятость и безработица / Таблица 1. Динамика численности экономически активного населения на конец месяца / Занятость и безработица в ноябре 2010 г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости) / Оперативная информация / Занятость и заработная плата / Население / Росстат. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW. exe/Stg/d11/3-2.htm.

12. Индексы физического объема. 1996-2010 гг. / Годовые данные / Валовой внутренний продукт / Национальные счета / Официальные статистические данные / Росстат. URL: http://www. gks. ru/wps/ wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/#.

13. Индикаторы / Негосударственные пенсионные фонды, пенсионная реформа, накопительная часть пенсии, обязательное пенсионное страхование. Npf. investfunds. ru. URL: http://npf. investfunds. ru/indicators.

14. Интервью председателя правления ПФР А. Дроздова / Ведомости. 27.12.2010 / Пенсионный фонд РФ. URL: http://www. pfrf. ru/lead_ interview/15171.html.

15. Интерфакс: Средняя пенсия в РФ в июне выросла на 47 % в годовом сравнении. 02.08.2010 / Пенсионный фонд РФ. URL: http://www. pfrf. ru/ press_center/19595.html.

16. Информация о социально-экономическом положении России (краткий доклад) за 2010 г. 27.01.2011 / Росстат. URL: http://www. gks. ru/wps/ wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/ catalog/periodicals/doc_1140087276688 - Oper2. DOC.

17 . Лесовских И., Моторина А., Мазунин А. Пенсии растворили в проблемном банке / ПФР недосчитался 1 млрд руб. / КоммерсантЪ. 04.03.2009. URL: http://npf. investfunds. ru/news/11701.

18. Мазунин А. Фонды не стерпели бумагу / НПФ привели проверку в управляющую компанию Росбанка / КоммерсантЪ. 02.03.2009. URL: http:// npf. investfunds. ru/news/11691 .

19. Негосударственный пенсионный фонд / Википедия. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki.

20. О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.: Федеральный закон

от 13.12.2010 № 357-Ф3. URL: http://www. minfin. ru/ru/budget/federal_budget.

21. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.: Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2010 № 355-Ф3 / Рос. газ. 15.12.2010. URL: http://www. rg. ru/2010/12/15/budget-pens-dok. html.

22. О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»: Федеральный закон от 18.07.2009 № 182-ФЗ / Рос. газ. Федеральный выпуск № 4957. 22.06.2009. URL: http://www. rg. ru/2009/07/22/pensii-dok. html.

23. Основные параметры проекта бюджета ПФР на 2011 г. / Сообщения пресс-службы ПФР. 19.10.2010. URL: http://www. pfrf. ru/press_center/23541.html.

24. Паевой инвестиционный фонд / Википедия. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki.

25. Пенсионный фонд под арестом. 23.12.2009 / Пенсионные фонды / Фонды / FundsHub. Ru. URL: http://www. fundshub. ru/fonds/pension/6348.php.

26. ПФР завершил внеплановые проверки десяти НПФ / Пресс-центр. 01.07.2011 / Пенсионный фонд РФ. URL: http://www. pfrf. ru/press_ center/33762.html.

27. Российский рынок акций увеличил свою капитализацию за 2010 г. на 25,35 %. URL: http:// rugrad. eu/finances/actions/412288.

28. Российский фондовый рынок стал мировым лидером 2009 г. по темпам роста. 01.01.2010 г. / Экономика / РГРК «Голос России». URL: http://rus. ruvr. ru/2010/01/01/3387437.html.

29. Россия стала мировым лидером по росту фондового рынка / Финансы, биржи, РТС / Новости экономики, бизнес-новости / Информационное

агентство «Росбалт». URL: http://www. rosbalt. ru/2010/12/21/803047.html.

30. Список НПФ, которым ФСФР России аннулировала лицензии за нарушение требований законодательства Российской Федерации. URL: http:// www. fcsm. ru/ru/contributors/polled_investment/npf/ lists/unlegallicenses.

31. Степень износа основных фондов на конец года / Основные фонды / Предпринимательство / Росстат. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/enterprise/fund/#.

32. Хакасский НПФ. Полная информация о деятельности фонда. URL: http://npf. investfunds. ru/npf/125.

33. Ценные бумаги и имущество Хакасского негосударственного пенсионного фонда судебные приставы разыскивают по всей России / Лента новостей 03. 03 . 2011 / Новости «NOTA bene» / Ме-диагруппа «Юг Сибири». URL: http://www. ctv7. ru/news/newsfeed/?ELEMENT_ID=188.

34. Численность населения по отдельным возрастным группам. / Демографический прогноз до 2030 г. / Демография / Население / Официальная статистическая информация / Росстат. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/population/demo/progn3. htm.

35. Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда РФ (до 2002 г. в органах социальной защиты населения) / Численность пенсионеров и средний размер назначенных месячных пенсий по видам пенсионного обеспечения / Основные показатели пенсионного обеспечения / Уровень жизни / Население / Росстат. URL: http://www. gks. ru/dbscripts/Cbsd/DBInet. cgi.

36. 1 февраля трудовые пенсии россиян выросли на 8,8 % / Сообщения пресс-службы ПФР. 31.01.2011 / Пенсионный фонд РФ. URL: http://www. pfrf. ru/press_center/27606.html.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.