Научная статья на тему 'Динамика развития и прогноз угасания системы негосударственного пенсионного страхования в Российской Федерации, встроенной в современный спекулятивный фондовый рынок'

Динамика развития и прогноз угасания системы негосударственного пенсионного страхования в Российской Федерации, встроенной в современный спекулятивный фондовый рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ / СИСТЕМА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / УЧАСТНИКИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ / ПЕНСИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ / ДИНАМИКА / ТЕМП ИЗМЕНЕНИЯ / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриянов В.П.

В статье на основе анализа динамики основных параметров системы негосударственного пенсионного страхования России за 2004-2011 гг., с учетом объективных закономерностей современной экономической действительности РФ прогнозируется неизбежность прекращения существования данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андриянов В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития и прогноз угасания системы негосударственного пенсионного страхования в Российской Федерации, встроенной в современный спекулятивный фондовый рынок»

Пенсионное обеспечение

Удк 338.242.42

динамика развития и прогноз угасания системы негосударственного пенсионного страхования в российской федерации, встроенной в современный спекулятивный фондовый рынок

В. П. АНДРИЯНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и статистики Е-mail: andriyanovvp@mail. т Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

В статье на основе анализа динамики основных параметров системы негосударственного пенсионного страхования России за 2004-2011 гг., с учетом объективных закономерностей современной экономической действительности РФ прогнозируется неизбежность прекращения существования данной системы.

Ключевые слова: система обязательного пенсионного страхования, система негосударственного пенсионного страхования, пенсионные накопления, пенсионные резервы, участники негосударственных пенсионных фондов, пенсионные выплаты, негосударственная пенсия, динамика, темп изменения, прогноз.

На основе данных о негосударственных пенсионных фондах (НПФ) и управляющих компаниях (УК) [6] была рассмотрена динамика развития (пределы и темпы изменения основных показателей) системы негосударственного пенсионного страхования в РФ за период с 31.12.2004 по 30.06.2011,

оценены ее итоговое состояние, перспективы и масштаб дестабилизирующего влияния на экономику, государство и общество (табл. 1, 2).

Целесообразно исследовать эту динамику в разрезе четырех основных показателей деятельности НПФ в рамках системы негосударственного пенсионного страхования по годам:

1) количество участников (изменение в количестве и процентах к предыдущему году) на 31.03.2008, 31.12.2008, 31.03.2009, 30.06.2009, 30.09.2009, 30.06.2010 - в кварталы, предшествующие этим датам, наблюдались спады в численности участников НПФ;

2) количество получающих негосударственную пенсию (изменение в количестве и процентах к предыдущему году) на 31.12.2008: в IV квартале 2008 г. наблюдался спад в численности получающих негосударственную пенсию;

3) пенсионные выплаты (изменение в процентах к предыдущему году) - в пределах отдельного года накопительным итогом по кварталам;

4) средние пенсионные выплаты в расчете на 1 чел. в 1 мес. (изменение в процентах к предыдущему году):

на 31.12.2004: 5 530 851 чел., 500 606 чел., 4 961 млн руб., 825,83 руб. / чел. в мес. (4 961 млн руб. за год / 500 606 чел. получающих негосударственную пенсию / 12 мес.);

на 31.12.2005:

• 6 059 152 чел.: +528 301 чел. (6 059 152 чел.

- 5 530 851 чел.), или +9,552 % (6 059 152 чел. -5 530 851 чел.) ■ 100 % / 5 530 851 чел. - к итогу 2004 г.;

• 704 781 чел.: +204 175 чел. (704 781 чел. -500 606 чел.), или +40,786 % 704 781 чел. - 500 млн руб. - 4 961 млн руб., или +52,348 % (7 558 млн руб. - 4 961 млн руб.) ■ 100 % / 4 961 млн руб. - к итогу 2004 г.;

• 893,66 руб. / чел. в мес.: (7 558 млн руб. / 704 781 чел. / 12 мес.), +67,83 руб. (893,66 руб. / чел. в мес. - 825,83 руб. / чел. в мес.), или + 8,214 % (893,66 руб. / чел. в мес. - 825,83 руб. / чел. в мес.) ■ 100 % / 825,83 руб. / чел. в мес. - к итогу 2004 г.;

на 31.12.2006:

• 6 420 712 чел.: +361 560 чел. (6 420 712 чел.

- 6 059 152 чел.), или +5,967 % (361 560 чел. ■ 100 % / 6 059 152 чел.) - к итогу 2005 г.;

• 865 457 чел.: +160 676 чел. (865 457 чел. -704 781 чел.) или +22,798 % (160 676 чел. ■ 100 % / 704 781 чел.) - к итогу 2005 г.;

• 10 317 млн руб.: +2 759 млн руб. (10 317 млн руб. - 7 558 млн руб.) или +36,504 % (2 759 млн руб. ■ 100 % / 7 558 млн руб.) - к итогу 2005 г.;

• 993,41 руб. / чел. в мес.: (10 317 млн руб. / 865 457 чел / 12 мес.) +99,75 руб. / чел. в мес. (993,41 руб. / чел. в мес. - 893,66 руб. / чел. в мес.), или +11,162 % (+99,75 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 893,66 руб. / чел. в мес.) - к итогу 2005 г.;

на 31.12.2007:

• 6 757 122 чел.: +336 410 чел. (6 757 122 чел.

- 6 420 712 чел.), или +5,239 % (+336 410 чел. ■ 100 % / 6 420 712 чел.) - к итогу 2006 г.;

• 1 026 178 чел.: +160 721 чел. (1 026 178 чел.

- 865 457 чел.), или +18,571 % (+160 721 чел. ■ 100 % / 865 457 чел.) - к итогу 2006 г.;

• 13 843 млн руб.: +3 526 млн руб. (13 843 млн руб. - 10 317 млн руб.), или +34,177 % (+3 526 млн руб. ■ 100 % / 10 317 млн руб.) - к итогу 2006 г.;

• 1 124,16 руб. / чел. в мес.: (13 843 млн руб. / 1 026 178 чел. / 12 мес.), или +130,75 руб. / чел. в мес. (1 124,16 руб. / чел. в мес. - 993,41 руб. / чел.

в мес.), или +13,162 % (+130,75 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 993,41 руб. / чел. в мес.) - к итогу 2006 г.;

на 31.12.2008:

• 6 746 269 чел.: - 10 853 чел. (6 746 269 чел. -6 757 122 чел.), или - 0,161 % (-10 853 чел. ■ 100 % / 6 757 122 чел.) - к итогу 2007 г.;

• 1 131 423 чел.: +105 245 чел. (1 131 423 чел. -1 026 178 чел.), или+10,256 % (+105 245 чел. ■ 100 % / 1 026 178 чел.) - к итогу 2007 г.;

• 17 515 млн руб.: +3 672 млн руб. (17 515 млн руб. - 13 843 млн руб.), или +26,526 % (+3 • 1 290,04 руб. / чел. в мес.: 17 515 млн руб. / 1 131 423 чел. / 12 мес. +165,88 руб. / чел. в мес. (1 290,04 руб. / чел. в мес. - 1 124,16 руб. / чел. в мес.), или +14,756 % (+165,88 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 124,16 руб. / чел. в мес.) - к итогу 2007 г.;

на 31.12.2009:

• 6 756 976 чел.: +10 707 чел. (6 756 976 чел. -6 746 269 чел.), или +0,159 % (+10 707 чел. ■ 100 % / 6 746 269 чел.) - к итогу 2008 г.;

• 1 274 535 чел.: +143 112 чел. (1 274 535 чел. -1 131 423 чел.), или+12,649 % (+143 112 чел. ■ 100 % / 1 131 423 чел.) - к итогу 2008 г.;

• 22 152 млн руб.: +4 637 млн руб. (22 152 млн руб. - 17 515 млн руб.), или +26,474 % (+4 637 млн руб. ■ 100 % / 17 515 млн руб.) - к итогу 2008 г.;

• 1 448,37 руб. / чел. в мес.: 22 152 млн руб. / 1 274 535 чел. / 12 мес. +158,33 руб. / чел. в мес. (1 448,37 руб. / чел. в мес. - 1 290,04 руб. / чел. в мес.), или+12,273 % (+158,33 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 290,04 руб. / чел. в мес.) - к итогу 2008 г.;

на 31.03.2010:

• 6 807 540 чел.: +50 564 чел. (6 807 540 чел. -6 756 976 чел.), или +0,748 % (+50 564 чел. ■ 100 % / 6 756 976 чел.) - итог на I квартал 2010 г. к итогу 2009 г.;

• 1 298 901 чел.: +24 366 чел. (1 298 901 чел. -1 274 535 чел.), или +1,912 % (+24 366 чел. ■ 100 % / 1 274 535 чел.) - итог на I квартал 2010 г. к итогу 2009 г.;

• 6 184 млн руб.: пенсионные выплаты в I квартале 2010 г. - 96 млн руб. (22 152 млн руб. суммарные пенсионные выплаты за 2009 г. - 15 872 млн руб. суммарные пенсионные выплаты за 9 мес. 2009 г.); (6 184 млн руб. - 6 280 млн руб.), или - 1,529 % (-96 млн руб. ■ 100 % / 6 280 млн руб.) - пенсионные выплаты за I квартал 2010 г. к пенсионным выплатам за IV квартал 2009 г.;

• +1 279 млн руб.: (6 184 млн руб. - 4 905 млн руб.) - пенсионные выплаты за I квартал 2009 г.,

или +26,075 %, (+1 279 млн руб. ■ 100 % / 4 905 млн руб.) - пенсионные выплаты за I квартал 2010 г. к пенсионным выплатам за I квартал 2009 г.;

• 1 586,98 руб. / чел. в мес.: (6 184 млн руб. / 1 298 901 чел. / 3 мес.) - средние пенсионные выплаты за I квартал 2010 г.;

• 1 642,43 руб. / чел. в мес.: 22 152 млн руб. -15 872 млн руб. / 1 274 535 чел. / 3 мес. - средние пенсионные выплаты за IV квартал 2009 г.;

• - 55,45 руб. / чел. в мес.: 1 586,98 руб. / чел. в мес. - 1 642,43 руб. / чел. в мес., или - 3,376 % (-55,45 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 642,43 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за I квартал 2010 г. к средним пенсионным выплатам за IV квартал 2009 г.;

• 1 419,45 руб. / чел. в мес.: 4 905 млн руб. / 1 151 858 чел. / 3 мес. - средние пенсионные выплаты за I квартал 2009 г.;

• +167,53 руб. / чел. в мес.: 1 586,98 руб. / чел. в мес. - 1 419,45 руб. / чел. в мес., или +11,802 % (+167,53 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 419,45 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за I квартал 2010 г. к средним пенсионным выплатам за I квартал 2009 г.;

на 30.06.2010:

• 6 779 579 чел.: - 27 961 чел. (6 779 579 чел. -6 807 540 чел.), или - 0,411 % (-27 961 чел. ■ 100 % / 6 807 540 чел.) - итог на II квартал 2010 г. к итогу на I квартал 2010 г.;

• 1 321 488 чел.: +22 587 чел. (1 321 488 чел. -1 298 901 чел.), или +1,739 % (+22 587 чел. ■ 100 % / 1 298 901 чел.) - итог на II квартал 2010 г. к итогу на I квартал 2010 г.;

• 12 829 млн руб.: пенсионные выплаты за первое полугодие 2010 г. +2 669 млн руб. (12 829 млн руб. - 10 160 млн руб. пенсионные выплаты за

I полугодие 2009 г.), или +26,270 %; (+2 669 млн руб. ■ 100 % / 10160 млн руб.) - пенсионные выплаты за первое полугодие 2010 г. к пенсионным выплатам за первое полугодие 2009 г.;

• 6 645 млн руб.: (12 829 млн руб. - 6 184 млн руб.) пенсионные выплаты за II квартал 2010 г. +461 млн руб. (6 645 млн руб. - 6 184 млн руб.), или +7,455 %; (+461 млн руб. ■ 100 % / 6 184 млн руб.) - пенсионные выплаты за II квартал 2010 г. к пенсионным выплатам за I квартал 2010 г.;

• +1 390 млн руб.: 6 645 млн руб. - (10 160 млн руб. - 4 905 млн руб.) пенсионные выплаты за

II квартал 2009 г. (6 645 млн руб. - 5 255 млн руб.), или +26,451 %; (+1 390 млн руб. ■ 100 % / 5 255 млн

руб.) - пенсионные выплаты за II квартал 2010 г. к пенсионным выплатам за II квартал 2009 г.;

• 1 676,14 руб. / чел. в мес.: 12 829 млн руб. -6 184 млн руб. / 1 321 488 чел. / 3 мес. - средние пенсионные выплаты за II квартал 2010 г.

• +89,16 руб. / чел. в мес. (1 676,14 руб. / чел. в мес. - 1 586,98 руб. / чел. в мес.), или +5,618 % (+89,16 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 586,98 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за II квартал 2010 г. к средним пенсионным выплатам за II квартал 2010 г.;

• 1 489,47 руб. / чел. в мес.: 10 160 млн руб. -4 905 млн руб. / 1 176 033 чел. / 3 мес. - средние пенсионные выплаты за II квартал 2009 г.;

• +186,67 руб. / чел. в мес.: (1 676,14 руб. / чел. в мес. - 1 489,47 руб. / чел. в мес.), или +12,533 % (+186,67 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 489,47 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за II квартал 2010 г. к средним пенсионным выплатам за II квартал 2009 г.;

на 30.09.2010:

• 6 803 835 чел.: +24 256 чел. (6 803 835 чел. -6 779 579 чел.), или +0,358 % (+24 256 чел. ■ 100 % / 6 779 579 чел.) - итог на III квартал 2010 г. к итогу на II квартал 2010 г.;

• 1 342 976 чел.: +21 488 чел. (1 342 976 чел. -1 321 488 чел.), или +1,626 % (+21 488 чел. ■ 100 % / 1 321 488 чел.) - итог на III квартал 2010 г. к итогу на II квартал 2010 г.;

• 19 556 млн руб.: пенсионные выплаты за 9 мес. 2010 г. +3 684 млн руб. (19 556 млн руб. -15 872 млн руб. пенсионные выплаты за первые 9 мес. 2009 г.), или +23,211 % (+3 684 млн руб. ■ 100 % / 15 872 млн руб.) - пенсионные выплаты за первые 9 мес. 2010 г. к пенсионным выплатам за первые 9 мес. 2009 г.;

• 6 727 млн руб.: 19 556 млн руб. - 12 829 млн руб. - пенсионные выплаты за III квартал 2010 г.;

• +82 млн руб.: 6 727 млн руб. - 6 645 млн руб., или+1,234 % (+82 млн руб. ■ 100 % / 6 645 млн руб.) -пенсионные выплаты за III квартал 2010 г. к пенсионным выплатам за II квартал 2010 г.;

• +1 015 млн руб.: 6 727 млн руб. (15 872 млн руб. - 10 160 млн руб.) - пенсионные выплаты за III квартал 2009 г.;

• 6 727 млн руб.: - 5 712 млн руб., или+17,770 % (+1 015 млн руб. ■ 100 % / 5 712 млн руб.) - пенсионные выплаты за III квартал 2010 г. к пенсионным выплатам за III квартал 2009 г.;

• 1 669,67 руб. / чел. в мес.: 19 556 млн руб. -

12 829 млн руб. / 1 342 976 чел. / 3 мес. - средние пенсионные выплаты за III квартал 2010 г.

• -6,47 руб. / чел. в мес.: (1 669,67 руб. / чел. в мес. - 1 676,14 руб. / чел. в мес.), или - 0,386 % (-6,47 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 676,14 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за III квартал 2010 г. к средним пенсионным выплатам за II квартал 2010 г.;

• 1 563,51 руб. / чел. в мес.: 15 872 млн руб. -10 160 млн руб. / 1 217 771 чел. / 3 мес. - средние пенсионные выплаты за III квартал 2009 г.;

• +106,16 руб. / чел. в мес. (1 669,67 руб. / чел. в мес. - 1 563,51 руб. / чел. в мес.), или +6,790 % (+106,16 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 563,51 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за III квартал 2010 г. к средним пенсионным выплатам за

III квартал 2009 г.;

на 31.12.2010:

• 6 609 143 чел.: - 194 692 чел. (6 609 143 чел. -6 803 835 чел.), или - 2,862 % (-24 256 чел. ■ 100 % / 6 803 835 чел.) - итог на IV квартал 2010 г. к итогу на III квартал 2010 г.;

• - 147 833 чел.: 6 609 143 чел. - 6 756 976 чел., или - 2,188 % (-147 833 чел. ■ 100 % / 6 756 976 чел.) -итог 2010 г. к итогу 2009 г.;

• 1 358 272 чел.: +15 296 чел. (1 358 272 чел. -1 342 976 чел.), или +1,139 % (+15 296 чел. ■ 100 % / 1 342 976 чел.) - итог на IV квартал 2010 г. к итогу на III квартал 2010 г.;

• +83 737 чел.: 1 358 272 чел. - 1 274 535 чел., или +6,570 % (+83 737 чел. ■ 100 % / 1 274 535 чел.) -итог 2010 г. к итогу 2009 г.;

• 26 630 млн руб. - пенсионные выплаты на конец 2010 г.: +4 478 млн руб. (26 630 млн руб. - 22 152 млн руб.), или +20,215 % (+4478 млн руб. ■ 100 % / 22 152 млн руб.) - итог 2010 г. к итогу 2009 г.;

• 7 074 млн руб. (26 630 млн руб. - 19 556 млн руб.) - пенсионные выплаты за IV квартал 2010 г.;

• +347 млн руб.: (7 074 млн руб. - 6 727 млн руб.), или +5,183 % (+347 млн руб. ■ 100 % / 6 727 млн руб.) - пенсионные выплаты за IV квартал 2010 г. к пенсионным выплатам за III квартал 2010 г.;

• +794 млн руб.: 7 074 млн руб. - (22 152 млн руб. - 15 872 млн руб.) - пенсионные выплаты за

IV квартал 2009 г.;

• 7 074 млн руб. - 6 280 млн руб., или+12,643 % (+794 млн руб. ■ 100 % / 6 280 млн руб.) - пенсионные выплаты за IV квартал 2010 г. к пенсионным выплатам за IV квартал 2009 г.;

• 1 736,03 руб. / чел. в мес.: (26 630 млн руб. -

19 556 млн руб.) / 1 358 272 чел. / 3 мес. - средние пенсионные выплаты за IV квартал 2010 г.;

• +66,36 руб. / чел. в мес.: 1 736,03 руб. / чел. в мес. - 1 669,67 руб. / чел. в мес., или +3,974 % (+66,36 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 669,67 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за IV квартал 2010 г. к средним пенсионным выплатам за

III квартал 2010 г.;

• 642,43 руб. / чел. в мес. (22 152 млн руб. -15 872 млн руб.) / 1 274 535 чел. / 3 мес. - средние пенсионные выплаты за IV квартал 2009 г.;

• +93,60 руб. / чел. в мес. (1 736,03 руб. / чел. в мес. - 1 642,43 руб. / чел. в мес.), или +5,699 % (+93,60 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 642,43 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за IV квартал 2010 г. к средним пенсионным выплатам за

IV квартал 2009 г.;

• 1 633,82 руб. / чел. в мес.: (26 630 млн руб. / 1 358 272 чел. / 12 мес.) - средние пенсионные выплаты за 2010 г.;

• +185,45 руб. / чел. в мес.: 1 633,82 руб. / чел. в мес. - 1 448,37 руб. / чел. в мес., или +12,804 % (+185,45 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 448,37 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за 2010 г. к средним пенсионным выплатам за 2009 г.;

на 31.03.2011:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 6 695 543 чел.: +86 400 чел. (6 695 543 чел. -6 609 143 чел.), или +1,307 % (+86 400 чел. ■ 100 % /

6 609 143 чел.) - итог на I квартал 2011 г. к итогу 2010 г.;

• 1 367 210 чел.: +8 938 чел. (1 367 210 чел. -1 358 272 чел.), или +0,658 % (+8 938 чел. ■ 100 % / 1 358 272 чел.) - итог на I квартал 2011 г. к итогу 2010 г.;

• 6 993 млн руб.: пенсионные выплаты в I квартале 2011 г.: - 81 млн руб. (6 993 млн руб. -

7 074 млн руб. млн руб.), или - 1,145 %;

• -81 млн руб. ■ 100 % / 7 074 млн руб. - пенсионные выплаты за I квартал 2011 г. к пенсионным выплатам за IV квартал 2010 г.;

• +809 млн руб.: 6 993 млн руб. - 6 184 млн руб., или +13,082 % (+809 млн руб. ■ 100 % / 6184 млн руб.) - пенсионные выплаты за I квартал 2011 г. к пенсионным выплатам за I квартал 2010 г.;

• 1 704,93 руб. / чел. в мес.: 6 993 млн руб. / 1 367 210 чел. / 3 мес. - средние пенсионные выплаты за I квартал 2011 г.;

• -31,10 руб. / чел. в мес.: 1 704,93 руб. / чел. в мес. - 1 736,03 руб. / чел. в мес., или - 1,791 % (-31,10 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 736,03 руб. /

чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за I квартал 2011 г. к средним пенсионным выплатам за IV квартал 2010 г.;

• +117,95 руб. / чел. в мес.: 1 704,93 руб. / чел. в мес. - 1 586,98 руб. / чел. в мес., или +7,432 % (+117,95 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 586,98 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за I квартал 2011 г. к средним пенсионным выплатам за I квартал 2010 г.;

на 30.06.2011:

• 6 651 146 чел.:-44 397 чел. (6 651 146 чел. -6 695 543 чел.), или - 0,663 % (-44 397 чел. ■ 100 % / 6 695 543 чел.) - итог на II квартал 2011 г. к итогу на I квартал 2011 г.;

• 1 401 731 чел.: +34 521 чел. (1 401 731 чел. -1 367 210 чел.), или +2,525 % (+34 521 чел. ■ 100 % / 1 367 210 чел.) - итог на II квартал 2011 г. к итогу на I квартал 2011 г.;

• 14 891 млн руб.: пенсионные выплаты за первое полугодие 2011 г.; +2 062 млн руб. (14 891 млн руб. - 12 829 млн руб.), или +16,073 % - пенсионные выплаты за I полугодие 2010 г.;

• +2 062 млн руб. ■ 100 % / 12 829 млн руб. -пенсионные выплаты за первое полугодие 2011 г. к пенсионным выплатам за I полугодие 2010 г.;

• 7 898 млн руб.: 14 891 млн руб. - 6 993 млн руб. - пенсионные выплаты за II квартал 2011 г.;

• +905 млн руб.: 7 898 млн руб. - 6 993 млн руб., или +12,942 % (+905 млн руб. ■ 100 % / 6993 млн руб.) - пенсионные выплаты за II квартал 2011 г. к пенсионным выплатам за I квартал 2011 г.;

• +1 253 млн руб. (7 898 млн руб. - 6 645 млн руб.) - пенсионные выплаты за II квартал 2010 г., или +18,856 %;

• +1 253 млн руб. ■ 100 % / 6 645 млн руб. - пенсионные выплаты за II квартал 2011 г. к пенсионным выплатам за II квартал 2010 г.;

• 1 878,15 руб. / чел. в мес.: (14 891 млн руб. -6 993 млн руб.) / 1 401 731 чел. / 3 мес. - средние пенсионные выплаты за II квартал 2011 г.;

• +173,22 руб. / чел. в мес. (1 878,15 руб. / чел. в мес. - 1 704,93 руб. / чел. в мес.), или +10,160 % (+173,22 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 704,93 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за II квартал 2011 г. к средним пенсионным выплатам за I квартал 2011 г.;

• +202,01 руб. / чел. в мес.: (1 878,15 руб. / чел. в мес. - 1 676,14 руб. / чел. в мес.), или +12,052 % (+202,01 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 1 676,14 руб. / чел. в мес.) - средние пенсионные выплаты за II

квартал 2011 г. к средним пенсионным выплатам за II квартал 2010 г.

За анализируемый период (с 31.12.2004 по 30.06.2011) самым значимым внешним негативным воздействием для деятельности НПФ явился мировой финансово-экономический кризис 2008 -2009 гг. (по мнению некоторых экспертов он продолжается до настоящего времени). Перечислим последствия этого кризиса для НПФ и УК.

1. В рамках системы негосударственного пенсионного страхования.

С 31.12.204 по 31.12.2007 число участников НПФ неуклонно ежеквартально увеличивалось: с 5 530 851 чел. до 6 757 122 чел. Снижение наблюдалось:

- в I квартале 2008 г. (на 31.03.2008): -107 870 чел. (6 649 252 чел. - 6 757 122 чел.), или на - 1,596 % (-107 870 чел. ■ 100 % / 6 757 122 чел.);

- в IV квартале 2008 г. (на 31.12.2008): -21 946 чел. (6 746 269 чел. - 6 771 215 чел.), или на - 0,324 % (= -21 946 чел. ■ 100 % / 6 771 215 чел.);

- в I квартале 2009 г. (на 31.03.2009): -17 980 чел. (6 728 289 чел. - 6 746 269 чел.), или на -0,267 % (-17 980 чел. ■ 100 % / 6 746 269 чел.);

- во II квартале 2009 г. (на 30.06.2009): -316 656 чел. (6 411 633 чел. - 6 728 289 чел.), или на -4,706 % (= -316 656 чел. ■ 100 % / 6 728 289 чел.);

- в III квартале 2009 г. (на 30.09.2009): -57 476 чел. (6 354 157 чел. - 6 411 633 чел.), или на -0,896 % (-57 476 чел. ■ 100 % / 6 411 633 чел.);

- во II квартале 2010 г.: - 27 961 чел. (6 779 579 чел. - 6 807 540 чел.), или на - 0,411 % (-27 961 чел. ■ 100 % / 6 807 540 чел.);

- в IV квартале 2010 г.: - 194 692 чел. (6 609 143 чел. - 6 803 835 чел.), или на - 2,862 % (-194 692 чел. ■ 100 % / 6 803 835 чел.);

- во II квартале 2011 г.: - 44 397 чел. (6 651 146 чел. - 6 695 543 чел.), или на - 0,663 % (-44 397 чел. ■ 100 % / 6 695 543 чел.).

Достигнув максимума в I квартале 2010 г. (31.03.2010) в 6 807 540 чел., численность участников на 30.06.2011 сократилась до 6 651 146 чел.: на -156 394 чел. (6 651 146 чел. - 6 807 540 чел.), или -2,297 % (-156 394 чел. ■ 100 % / 6 807 540 чел.).

Только в IV квартале 2008 г. (на 31.12.2008) отмечалось незначительное уменьшение количества получающих негосударственную пенсию в НПФ: -4 172 чел. (1 131 423 чел. - 1 135 595 чел.), или на - 0,367 % (-4 172 чел. ■ 100 % / 1 135 595 чел.) за квартал.

В IV квартале 2008 г. (на 31.12.2011) отмечалось снижение суммы пенсионных резервов НПФ: -43 844 млн руб. (462 898 млн руб. - 506 742 млн руб.), или на - 8,652 % (-43 844 млн руб. ■ 100 % / 506 742 млн руб.), которое было компенсировано только в III квартале 2009 г.

2. В рамках системы обязательного пенсионного страхования:

- отмечалось снижение суммы пенсионных накоплений в НПФ в III квартале 2008 г. (на 30.09.2008): -3 156 млн руб. (39 917 млн руб. -43 073 млн руб.), или на - 7,327 % (-3 156 млн руб. ■ 100 % / 43 073 млн руб.); в IV квартале 2008 г. (на 31.12.2008): -4 376 млн руб. (35 541 млн руб. -

Показатели функционирования НПФ

39 917 млн руб.), или на - 10,963 % (-4 376 млн руб. ■ 100 % / 39 917 млн руб.);

- отмечалось снижение суммы пенсионных накоплений в УК в I квартале 2008 г. (на 31.03.2008): -126 млн руб. (12 062 млн руб. - 12 188 млн руб.), или на - 1,034 % (-126 млн руб. ■ 100 % / 12 188 млн руб.); в III квартале 2008 г. (на 30.09.2008): -1 720 млн руб. (10 551 млн руб. - 12 271 млн руб.), или на - 14,017 % (-1 720 млн руб. ■ 100 % / 12 271 млн руб.); в IV квартале 2008 г. (на 31.12.2008): -1 434 млн руб. (9 117 млн руб. - 10 551 млн руб.), или на -13,591 % (-1 434 млн руб. ■ 100 % / 10 551 млн руб.); в I квартале 2009 г. (на 31.03.2009): -13 млн руб. (9 104 млн руб. - 9 117 млн руб.), или на - 0,143 % (-13 млн руб. ■ 100 % / 9 117 млн руб.).

Таблица 1

и УК с 31.12.2004 по 30.06.2011, млн руб.

В рамках системы обязательного пенсионного страхования В рамках системы негосударственного пенсионного страхования

Дата окончания отчетного периода, год Сумма пенсион- Сумма пенсион- Сумма пенси- Ежегодные пенсионные выплаты Доля ежегодных пенсионных выплат от суммы пенсионных резервов НПФ Прирост суммы пенсионных резервов Доля пенсионных выплат за период (год или квартал)

(квартал) ных накоплений в УК ных накоплений в НПФ онных резервов НПФ НПФ за период (за год - до 31.12.2009 или квартал) от прироста суммы пенсионных резервов НПФ за этот период, %

31.12.2004 2 967 1 135 169 792 4 961 2,922 - -

31.12.2005 5 578 2 007 277 365 7 558 2,725 107 573 7,026

31.12.2006 9 373 9 965 405 229 10 317 2,546 127 864 8,069

31.12.2007 12 188 26 757 472 889 13 843 2,927 67 660 20,460

31.12.2008 9 117 35 541 462 898 17 515 3,784 -9 991 Нет прироста

31.12.2009 14 869 77 168 564 373 22 152 3,925 101 475 21,830

31.03.2010 17 819 115 391 583 945 6 184 4,236 19 572 31,596

30.06.2010 18 058 142 003 591 219 12 829 (6645) 4,340 7 274 91,353

30.09.2010 18 927 147 051 612 040 19 556 (6 727) 4,260 20 821 32,309

31.12.2010 19 505 155 352 643 268 26 630 (7 074) 4,140 31 228 22,653

31.03.2011 23105 248 514 657 162 6993 4,256 13 894 50,331

30.06.2011 25 325 301 472 669 448 14 891 (7 898) 29 782* 4,449 12 286 64,285

Среднегодо- +115,932 +4 070,986 +45,273 +76,973 +8,042 -7,894 +125,378

вые темпы

изменения за

анализируемый период, %%

Примечание. Объем ежегодных пенсионных выплат приводится накопительным итогом внутри каждого года - за I квартал, за полугодие, за первые 9 мес. или за год в зависимости от указанной даты; в скобках указаны данные за квартал, предшествующий указанной дате.

*Условные данные за 2011 г. в целом получены удвоением итогов за первое полугодие 2011 г

Таблица 2

Показатели функционирования нПФ и Ук с 31.12.2004 по 30.06.2011 (часть 2)

В рамках системы негосударственного пенсионного страхования

дата окончания отчетного периода, год (квартал) количество участников нпф, чел. количество людей, получающих негосударственную пенсию Условно: количество работающих (не получающих пенсию) участников нПФ, чел. Условно: количество получающих средние ежемесячные пенсионные выплаты до 2009 г. за год, далее за квартал, руб. в мес. / чел. средний срок выплат пенсий, на который

Человек В процентах от количества участников нПФ негосударственную пенсию от числа работающих участников нпф, % хватит суммы пенсионных резервов нПФ при текущем годовом объеме пенсионных выплат, лет

31.12.2004 5 530 851 500 606 9,051 5 030 245 9,952 825,83 34,225

31.12.2005 6059 152 704 781 11,632 5 354 371 13,163 893,66 36,698

31.12.2006 6420 712 865 457 13,479 5 555 255 15,579 993,41 39,278

31.12.2007 6 757 122 1 026 178 15,187 5 730 944 17,906 1124,16 34,161

31.12.2008 6 746 269 1 131 423 16,771 5 614 846 20,151 1290,04 26,429

31.12.2009 6 756 976 1 274 535 18,863 5 482 441 23,428 1448,37 25,478

31.03.2010 6 807 540 1 298 901 19,080 5 508 639 23,579 1586,98 23,607

30.06.2010 6 779 579 1 321 488 19,492 5 458 091 24,212 1 676,14 23,042

30.09.2010 6 803 835 1 342 976 19,739 5 460 859 24,593 1 669,67 23,473

31.12.2010 6 609 143 1 358 272 20,551 5 250 871 25,868 1 736,03 24,156

31.03.2011 6 695 543 1 367 210 20,420 5 328 333 25,659 1 704,93 23,494

30.06.2011 6651 146 1 401 731 21,075 5 249415 26,703 1 878,15 22,478

Среднегодовые +3,116 +27,693 - +0,670 +25,895 +19,604 -5,370

темпы изменения

за анализируемый период, %%

Оценим пределы и средние темпы изменения общих показателей системы НПФ и УК за анализируемый период, т. е. за 6,5 лет или 26 кварталов. За этот период:

1) в рамках системы обязательного пенсионного страхования:

- сумма пенсионных накоплений в УК увеличилась с 2 967 млн руб. до 25 325 млн руб., или на 22 358 млн руб. (25 325 млн руб. - 2 967 млн руб.), со средними темпами прироста 3 440 млн руб. (22 358 млн руб. / 6,5 лет), +115,932 % (3 440 млн руб. ■ 100 % / 2 967 млн руб.) в год, или 860 млн руб. (22 358 млн руб. / 26 кварталов), +28,983 % (860 млн руб. ■ 100 % / 2 967 млн руб.) в квартал;

- сумма пенсионных накоплений в НПФ увеличилась с 1 135 млн руб. до 301 472 млн руб. - на 300 337 млн руб. (301 472 млн руб. - 1 135 млн руб.), со средними темпами прироста 46 206 млн руб. (300 337 млн руб. / 6,5 лет), +4 070,986 % (46 206 млн руб. ■ 100 % / 1 135 млн руб.) в год, или 11 551 млн руб. (300 337 млн руб. / 26 кварталов), +1 017,747 % (11 551 млн руб. ■ 100 % / 1 135 млн руб.) в квартал;

2) в рамках системы негосударственного пенсионного страхования:

- сумма пенсионных резервов НПФ увеличилась со 169 792 млн руб. до 669 448 млн руб. - на 499 656 млн руб. (669 448 млн руб. - 169 792 млн руб.), со средними темпами прироста 76 870 млн руб. (499 656 млн руб. / 6,5 лет), +45,273 % (76 870 млн руб. ■ 100 % / 169 792 млн руб.) в год, или 19 218 млн руб. (499 656 млн руб. / 26 кварталов), +11,318 % (19 218 млн руб. ■ 100 % / 169 792 млн руб.) в квартал;

- ежегодные пенсионные выплаты выросли с 4 961 млн руб. до 29 782 млн руб. - данные на 30.06.2011 прямо пропорционально пересчитаны на год (14 891 млн руб. / 0,50), или на 24 821 млн руб. (29 782 млн руб. - 4 961 млн руб.), со средними темпами прироста 3 819 млн руб. (24 821 млн руб. / 6,5 лет), +76,973 % (3 819 млн руб. ■ 100 % / 4 961 млн руб.) в год, или 955 млн руб. (24 821 млн руб. / 26 кварталов), +19,243 % (955 млн руб. ■ 100 % / 4 961 млн руб.) в квартал;

- доля ежегодных пенсионных выплат от суммы пенсионных резервов НПФ увеличилась с 2,922 до 4,449 % (данные на 30.06.2011 получены с учетом прямо пропорционального пересчета ежегодных пенсионных выплат на год) - на 1,527 п.п., со средними темпами прироста 0,235 п.п. (1,527 п.п. / 6,5

лет), +8,042 % (0,235 п.п. ■ 100 % / 2,922 %) в год, или 0,059 п.п. (1,527 п.п. / 26 кварталов), +2,010 % (0,059 п.п. ■ 100 % / 2,922 %) в квартал;

- ежегодный прирост суммы пенсионных резервов уменьшился со 107 543 млн руб. на 31.12.2005 до 52 360 млн руб. (данные на 30.06.2011 прямо пропорционально пересчитаны на год) [(669 448 млн руб. - 643 268 млн руб.) / 0,5)]: на - 55 183 млн руб. (107 543 млн руб. - 52 360 млн руб.), со средними темпами уменьшения - 8 490 млн руб. (-55 183 млн руб. / 6,5 лет), - 7,894 % (-8 490 млн руб. ■ 100 % / 107 543 млн руб.) в год, или 2 122 млн руб. (-55 183 млн руб. / 26 кварталов), - 1,974 % (2 122 млн руб. ■ 100 % / - 107 543 млн руб.) в квартал. При этом следует отметить, что на 31.12.2008 вместо прироста было уменьшение суммы пенсионных резервов: - 9 991 млн руб.;

- доля пенсионных выплат за период (год или квартал) от прироста суммы пенсионных резервов НПФ за этот же период, хотя изменялась очень неравномерно, увеличилась с 7,026 до 64,285 % -на 57,259 п.п. (64,285 % - 7,026 %), со средними темпами прироста 8,809 п.п. (57,259 п.п. / 6,5 лет), +125,378 % (8,809 п.п. ■ 100 % / 7,026 %) в год, или 2,202 п.п. (57,259 п.п. / 26 кварталов), +31,345 % (2,202 п.п. ■ 100 % / 7,026 %) в квартал;

- количество участников НПФ увеличилось с 5 530 851 чел. до 6 651 146 чел. - на 1 120 295 чел. (6 651 146 чел. - 5 530 851 чел.), со средними темпами прироста 172 353 чел. (1 120 295 чел. / 6,5 лет), +3,116 % (172 353 чел. ■ 100 % / 5 530 851 чел.) в год, или 43 088 чел. (1 120 295 чел. / 26 кварталов), +0,779 % (43 088 чел. ■ 100 % / 5 530 851 чел.) в квартал.

На 31.03.2010 численность участников НПФ достигала максимума в 6 807 540 чел., т. е. с 31.12.2004 по 31.03.2010 (5,25 года или 21 квартал) количество участников НПФ увеличилось с 5 530 851 чел. до 6 807 540 чел. - на 1 276 689 чел. (6 807 540 чел. -

5 530 851 чел.), со средними темпами прироста 243 179 чел. (1 276 689 чел. / 5,25 лет), +4,397 % (243 179 чел. ■ 100 % / 5 530 851 чел.) в год, или 60 795 чел. (1 276 689 чел. / 21 квартал), +1,099 % (60 795 чел. ■ 100 % / 5 530 851 чел.) в квартал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 31.03.2010 по 30.06.2011 наметилась неустойчивая динамика к снижению количества участников НПФ, т. е. за 1,25 года или 5 кварталов количество участников НПФ уменьшилось с 6 807 540 чел. до

6 651 146 чел. - на 156 394 чел. (6 651 146 чел. -6 807 540 чел.) со средними темпами уменьшения -

125 115 чел. (-156 394 чел. / 1,25 года), - 2,262 % (-125 115 чел. ■ 100 % / 5 530 851 чел. - количество участников НПФ, принятое за первоначальные 100 % на 31.12.2004), или - 31 279 чел. (-156 394 чел. / 5 кварталов), - 0,566 % (-31 279 чел. ■ 100 % / 5 530 851 чел.) в квартал;

- количество получающих негосударственную пенсию увеличилось с 500 606 чел. до 1 401 731 чел. -на 901 125 чел. (1 401 731 чел. - 500 606 чел.), со средними темпами прироста 138 635 чел. (901 125 чел. / 6,5 лет), +27,693 % (138 635 чел. ■ 100 % / 500 606 чел.) в год, или 34 659 чел. (901 125 чел. / 26 кварталов), +6,923 % (34 659 чел. ■ 100 % / 500 606 чел.) в квартал;

- условно (подсчитано как разница между количеством участников НПФ и количеством получающих негосударственную пенсию): количество работающих (не получающих негосударственную пенсию) участников НПФ увеличилось с 503 0245 до 524 9415 чел. - на 219 170 чел. (5 249 415 чел. - 5 030 245 чел.), со средними темпами прироста 33 718 чел. (219 170 чел. / 6,5 лет), +0,670 % (33718 чел. ■ 100 % / 5 030 245 чел.) в год, или 8 430 чел. (219 170 чел. / 26 кварталов), +0,168 % (8 430 чел. ■ 100 % / 5 030 245 чел.) в квартал;

- условно (с учетом предыдущего абзаца): количество получающих негосударственную пенсию от числа работающих участников НПФ увеличилось с 9,952 до 26,703 % - на 16,751 п.п. (26,703 % - 9,952 %), со средними темпами прироста 2,577 п.п. (16,751 п.п. / 6,5 лет), +25,895 % (2,577 п.п. ■ 100 % / 9,952 %) в год, или 0,644 п.п. (16,751 п.п. / 26 кварталов), +6,474 % (0,644 п.п. ■ 100 % / 9,952 %)] в квартал;

- если не учитывать незначительной отрицательной внутригодовой динамики (в частности, в III квартале 2009 г. и в I квартале 2011 г.), то средние ежемесячные пенсионные выплаты в расчете на 1 чел. в мес. выросли с 825,83 до 1 878,15 руб. (во II квартале 2011 г.) - на 1 052,32 руб. / чел. в мес. (1 878,15 руб. / чел. в мес. - 825,83 руб. / чел. в мес.), со средними темпами прироста 161,90 руб. / чел. в мес. (1 052,32 руб. / чел. в мес. / 6,5 лет), +19,604 % (161,90 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 825,83 руб. / чел. в мес.) в год, или 40,47 руб. / чел. в мес. (1 052,32 руб. / чел. в мес. / 26 кварталов), +4,901 % (40,47 руб. / чел. в мес. ■ 100 % / 825,83 руб. / чел. в мес.) в квартал;

- средний срок выплат пенсий, на который хватит суммы пенсионных резервов НПФ при текущем

годовом объеме пенсионных выплат, сократился с 34,225 до 22,278 года - на 11,947 года (34,225 года -22,278 года) со средними темпами уменьшения -1,838 года (11,947 года / 6,5 года), - 5,370 % (-1,838 года ■ 100 % / 34,225 года) в год, или - 0,460 года (11,947 года / 26 кварталов), - 1,343 % (-0,460 года ■ 100 % / 34,225 года) в квартал.

За период с 31.12.2004 по 30.06.2011 по сравнению со средними годовыми темпами прироста количества участников НПФ (+3,116 % в год) сумма пенсионных накоплений, аккумулируемая из взносов в рамках системы обязательного пенсионного страхования и поступающая в распоряжение негосударственных УК, увеличивалась среднегодовыми темпами в 37,205 раза (+115,932 % / +3,116 %). Сумма пенсионных накоплений, аккумулируемая из взносов в рамках системы обязательного пенсионного страхования и поступающая в распоряжение негосударственных НПФ, увеличивалась среднегодовыми темпами в 1 306,478 раза (+4 070,986 % / +3,116 %). Сумма пенсионных резервов НПФ увеличивалась среднегодовыми темпами в 14,529 раза (+45,273 % / +3,116 %). Ежегодные пенсионные выплаты увеличивались среднегодовыми темпами в 24,703 раза (+76,973 % / +3,116 %). Доля ежегодных пенсионных выплат от суммы пенсионных резервов НПФ увеличивалась среднегодовыми темпами в 2,581 раза (+8,042 % / +3,116 %).

Прирост суммы пенсионных резервов НПФ уменьшался среднегодовыми темпами в 2,533 раза (-7,894 % / +3,116 %).

Доля пенсионных выплат за период (год или квартал) от прироста суммы пенсионных резервов НПФ за этот период увеличивалась среднегодовыми темпами в 40,237 раза (+125,378 % / + 3,116 %). Количество получающих негосударственную пенсию увеличивалось среднегодовыми темпами в 8,887 раза (+27,693 % / +3,116 %). Количество работающих (не получающих негосударственную пенсию) участников НПФ увеличивалось среднегодовыми темпами в 0,215 раза (+0,670 % / +3,116 %). Количество получающих негосударственную пенсию от числа работающих участников НПФ увеличивалось среднегодовыми темпами в 8,310 раза (+25,895 % / +3,116 %). Средние ежемесячные пенсионные выплаты увеличивались среднегодовыми темпами в 6,291 раза (+19,604 % / +3,116 %).

Средний срок выплат пенсий, на который хватит суммы пенсионных резервов НПФ при текущем годовом объеме пенсионных выплат, уменьшался

среднегодовыми темпами в 1,723 раза (-5,370 % / + 3,116 %).

При этом средние годовые темпы прироста суммы пенсионных накоплений, аккумулируемой из взносов в рамках системы обязательного пенсионного страхования и поступающей в распоряжение негосударственных УК (+115,932 %), суммы пенсионных накоплений, аккумулируемой из взносов в рамках системы обязательного пенсионного страхования и поступающей в распоряжение негосударственных НПФ (+4070,986 %), суммы пенсионных резервов НПФ (+45,273 %), ежегодных пенсионных выплат (+76,973 %), доли пенсионных выплат за период (год или квартал) от прироста суммы пенсионных резервов НПФ за этот период (+125,378 %), количество получающих негосударственную пенсию (+27,693 %), количество получающих негосударственную пенсию от числа работающих участников НПФ (+25,895 %), средние ежемесячные пенсионные выплаты (+19,604 %) превышали темп прироста ВВП и официальный темп инфляции в РФ в 2004-2010 гг. [2, 3, 5].

Из приведенных данных следуют некоторые выводы.

1. При среднем сроке выплат пенсий, на который хватит суммы пенсионных резервов НПФ при текущем годовом объеме пенсионных выплат, в 22,478 года (на 30.06.2011) и при сохранении среднегодовых темпов его уменьшения (31.12.2004 по 30.06.2011) на 1,838 года, через 1,892 года [(22,478 года - 19 лет) / 1,838 года] средний срок выплат пенсий, на который хватит суммы пенсионных резервов НПФ при текущем годовом объеме пенсионных выплат, станет меньше официального срока дожития (ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости) в 19 лет или в 228 мес. (с 01.01.2013) [11], принятого для системы обязательного пенсионного страхования. А через 12,230 года (22,478 года / 1,838 года) система негосударственного пенсионного страхования прекратит свое существование из-за отсутствия средств.

2. Доля пенсионных выплат за II квартал 2011 г. от суммы прироста пенсионных резервов НПФ составила 64,285 %. При сохранении среднегодовых темпов ее увеличения с 31.12.2004 по 30.06.2011 на +8,809 п.п. через 4,054 года [(100,000 % - 64,285 %) / 8,809 п.п.] пенсионные выплаты сравняются с приростом пенсионных резервов за текущий период с учетом инвестиционного дохода на них. Пенсионные резервы НПФ начнут ускоренно уменьшаться вплоть до их исчерпания.

3. Количество получающих негосударственную пенсию от количества участников НПФ составило на 30.06.2011 - 21,075 %. При сохранении среднегодовых темпов их прироста с 31.12.2004 по 30.06.2011 +1,850 п.п. [(21,07 % - 9,051 %) / 6,5 лет] через 15,635 года [(50,000 % - 21,075 %) / 1,850 п.п.] количество получающих негосударственную пенсию составит 50 % от числа участников НПФ и будет продолжать увеличивать свою долю в их составе.

В итоге пенсионные выплаты сравняются с приростом пенсионных резервов за текущий период с учетом инвестиционного дохода на них, а пенсионные резервы НПФ начнут ускоренно уменьшаться вплоть до их исчерпания. По приблизительной оценке экспертов, учитывая неустойчивую динамику сокращения числа участников НПФ с 6 807 540 чел. на 31.03.2010 до 6 651 146 на 30.06.2011, необходимость выплачивать наследникам выкупные суммы, максимальный трудовой стаж до пенсии для мужчин (44 года) и для женщин (39 лет) при среднем трудовом стаже в 41,5 года, средний возраст вступающих в НПФ в 37 лет (16 лет + 41,5 год / 2), до среднего выхода на пенсию всех участников НПФ в 57,5 лет осталось существенно меньше 12,5 лет (57,5 лет - 8 лет - 37 лет), а кризисный период превышения расходов над доходами для НПФ начнется ранее половины этого срока в 6,25 лет.

Сбудется ли пессимистический прогноз и прекратит ли система негосударственного пенсионного страхования свое существование?

К факторам, определяющим такую возможность и в итоге - срок существования и эффективность системы негосударственного пенсионного страхования, можно отнести:

- приток новых участников и объем их взносов;

- долю получающих негосударственную пенсию от числа участников НПФ и объем ежегодных пенсионных выплат;

- объем накопленных страховых резервов и доходность от их вложений;

- общую финансово-экономическую ситуацию в стране и мире, определяющую рыночную стоимость и доходность вложений страховых резервов НПФ и УК на фондовом рынке и по другим направлениям.

Принципиально система негосударственного пенсионного страхования может прекратить свое существование:

1) в любой момент при финансово-экономическом кризисе из-за:

- обесценивания вложений страховых резервов НПФ и УК в ценные бумаги,

- обесценивания и снижения доходов по этим вложениям,

- снижения страховых взносов в результате роста безработицы и обесценивания доходов и сбережений населения;

2) в результате исчерпания страховых резервов НПФ по следующим причинам:

- утрата доверия со стороны населения и снижение притока новых участников;

- уменьшение притока взносов из-за негаранти-рованности дохода и даже сохранения покупательной способности страховых взносов, вложенных в спекулятивный фондовый рынок;

- низкая ликвидность, управляемость и доходность на долгосрочных периодах страховых взносов для их плательщиков по сравнению с банковской системой,

- неэффективность по доходам и структуре инвестиций этой системы для состоятельных граждан при одновременном росте доли получающих негосударственную пенсию среди участников НПФ;

3) в любой момент в результате законодательного запрета государством как избыточного для экономики, чисто спекулятивного, дестабилизирующего и разрушающего государство, экономику и общество института.

Система может существовать неопределенно долго:

- при сохранении определенной пропорции между делающими взносы и получающими негосударственную пенсию участниками системы негосударственного пенсионного страхования (с учетом равенства или превышения прироста суммы пенсионных резервов и доходов по ним ежегодных пенсионных выплат и расходов на функционирование НПФ);

- если доля собственников НПФ в капитале НПФ будет существенно больше страховых резервов рядовых участников системы негосударственного пенсионного страхования и фонды будут скорее выступать как спекулятивные инвестиционные инструменты собственников НПФ, чем институты, обеспечивающие дополнительный к государственной пенсии пенсионный доход рядовым участникам НПФ.

На 31.03.2010 количество участников НПФ достигло максимума в 6 807 540 чел. После чего

наметилась неустойчивая тенденция к их сокращению. На 30.06.2011 количество участников НПФ сократилось до 6 651 146 чел. - на 156 394 чел. (6 651 146 чел. - 6 807 540 чел.), или - 2,297 % (-156 394 чел. ■ 100 % / 6 807 540 чел.). Это можно объяснить:

- естественной смертностью участников НПФ;

- разрывом договоров, прекращением платежей в НПФ по причине роста недоверия к спекулятивному фондовому рынку вообще и к НПФ как частным спекулятивным институтам;

- резким спадом курсовой стоимости ценных бумаг и доходов по ним в результате начавшегося в 2008 г. мирового финансового кризиса, признаки которого проявляются до сих пор и начинают снова усиливаться.

Предполагается, что без модернизации современных финансовой и экономической систем это станет все более усиливающимся и все менее поддающимся нейтрализации государством неотъемлемым негативным свойством современных социально-экономических систем.

Помимо этого с 31.03.2010 по 30.06.2011 увеличилось количество получающих негосударственную пенсию: с 1 298 901 чел. до 1 401 731 чел. - на +102 830 чел. (1 401 731 чел. - 1 298 901 чел.), или +7,917 % (+102 830 чел. ■ 100 % / 1 298 901 чел.), что логически объясняется их выходом на пенсию.

Одновременно в дополнение к сокращению числа участников НПФ рост количества получающих негосударственную пенсию привел к уменьшению числа участников НПФ, вносящих страховые взносы. То есть рост числа пенсионеров среди участников НПФ приводит к двойному негативному эффекту: сокращается объем страховых взносов и одновременно увеличивается объем пенсионных выплат.

Одной из особенностей системы негосударственного пенсионного страхования является то, что в отличие от параллельно существующей системы обязательного пенсионного страхования число получающих негосударственную пенсию может сравняться с общим количеством участников НПФ. Данные об устойчивом росте численности получающих негосударственную пенсию и росте их доли в общем количестве участников НПФ за 6,5 указывают на эту тенденцию, которую еще больше усиливает, тенденция (хотя и неустойчивая) к снижению общей численности участников НПФ. Как только сумма годовых пенсионных выплат и прочих расходов на

функционирование НПФ превысит годовую сумму страховых пенсионных взносов и инвестиционных доходов на них, начнется движение к исчерпанию суммы пенсионных резервов НПФ и прекращению существования системы негосударственного пенсионного страхования как массового явления. В идеале останутся НПФ крупных корпораций, членство в которых будет обязательным для их работников. Эти корпорации смогут при сохранении числа занятых и их доходов (как и в системе обязательного пенсионного страхования) поддерживать превышение работающих членов НПФ над получающими негосударственную пенсию и быть дополнительным источником дохода для владельцев фирм.

При существенных взносах в 20 % с номинальной зарплаты до 415 тыс. руб. в год в 2010 г. и при 26 % - до 463 тыс. руб. в год в 2011 г., из которых в 2011 г. только 6 п.п. направлялось на формирование накопительной части пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования [4], система обязательного пенсионного страхования РФ, фактически являющаяся распределительной [7], остается дефицитной и требует значительных средств из федерального бюджета для покрытия дефицита ПФР:

- в 2010 г. - 1 166,3 млрд руб.;

- в 2011 г. - 875,93 млрд руб. [10];

- в 2012 г. - 980,36 млрд руб.;

- в 2013 г. - 1,11 трлн руб. [12].

А общий объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджету ПФР планировался [1]:

- в 2011 г. - 2,34 трлн руб.;

- в 2012 г. - 2,56 трлн руб.;

- в 2013 г. - 2,80 трлн руб.

И это без учета трансфертов бюджету ПФР из бюджетов субъектов РФ. В 2010 г. в силу низких доходов большинства населения и усиления этой тенденции по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары по причине концентрации денег крупными корпорациями и чисто спекулятивными финансовыми институтами из 39,5 млн пенсионеров - 5,18 млн в рамках системы обязательного пенсионного страхования получали доплату к своей пенсии до прожиточного минимума [8, 13], т. е. доход большинства населения не позволяет участвовать в системе негосударственного пенсионного страхования.

А самое главное то, что при существенном превышении числа работающих граждан РФ (при

непрерывном росте их номинальных доходов, в том числе и по инфляционным причинам) количества пенсионеров, чей срок дожития с 01.01.2013 определяется в 19 лет, или 228 мес. [11], фактически люди на пенсии в среднем живут существенно меньше [1]. Однако система обязательного пенсионного страхования РФ остается дефицитной.

При отсутствии принципа обязательности участия для всех граждан и гарантий сохранения страховых взносов и инвестиционных доходов по ним в силу спекулятивной сущности и нестабильности фондового рынка, несмотря на законодательные попытки регулирования, система негосударственного пенсионного страхования объективно нестабильна и нежизнеспособна по сравнению с государственной системой обязательного пенсионного страхования. Она как чисто спекулятивный участник (институт) современного спекулятивного фондового рынка вносит постоянно растущий, дестабилизирующий и разрушающий экономику, государство и общество эффект по мере роста собственных резервов НПФ и усиливающегося перевода пенсионных накоплений в рамках системы обязательного пенсионного страхования, которые в основном вкладываются в ценные бумаги.

Современный спекулятивный фондовый рынок во всем мире и в России проявил себя:

- как инструмент спекулятивной концентрации денег;

- как один из наиболее мощных источников финансовых и стагфляционных кризисов;

- как мощнейший инструмент дестабилизации и разрушения экономик, государств и обществ.

Проблема дестабилизирующего влияния финансовых спекуляций стала одной из важнейших на всех международных встречах представителей стран и экономических форумах и конференциях.

Система негосударственного пенсионного страхования, встроенная в современный спекулятивный фондовый рынок, при наличии страхования банковских вкладов - прекрасного инструмента для инвестирования реального сектора экономики и накопления денежных средств граждан (в том числе на старость), является совершенно избыточным и чрезвычайно разрушительным институтом для экономики, государства и общества. Она необходима всего лишь для обогащения собственников фирм - эмитентов ценных бумаг и финансовых спекулянтов и перераспределения собственности, особенно в условиях искусственно создаваемых финансовых кризисов.

При этом вместо эффективного вложения для ликвидации дефицита ПФР в рамках существующего законодательства происходит усиленный переток получаемых средств в менее контролируемую негосударственную пенсионную систему. Так, в I квартале 2011 г. [6] из общего прироста пенсионных накоплений в рамках системы обязательного пенсионного страхования в размере 301 013 млн руб. (1 215 901 млн руб. - 914 798 млн руб.) Государственная управляющая компания ВЭБ получила 20 4341 млн руб. (944 282 млн руб. - 739 941 млн руб.). А НПФ и УК в сумме получили 96 762 млн руб. [(248 514 млн руб. - 155 352 млн руб.) + (23 105 млн руб. - 19 505 млн руб.)].

Во II квартале 2011 г. [6] из общего прироста пенсионных накоплений в рамках системы обязательного пенсионного страхования в размере 165 835 млн руб. (1 381 736 млн руб. - 1 215 901 млн руб.) Государственная управляющая компания ВЭБ получила 110 656 млн руб. (1 054 938 млн руб. -944 282 млн руб.), а НПФ и УК в сумме получили 55 178 млн руб. [(301 472 млн руб. - 248 514 млн руб.) + (25 325 млн руб. - 23 105 млн руб.)]. На 30.06.2011 [6] пенсионные резервы НПФ (669 448 млн руб.) и сумма пенсионных накоплений граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования в распоряжении НПФ и УК [326 797 млн руб. (301 472 млн руб. + 25 325 млн руб.)] вместе составили 996 245 млн руб., что сравнимо с суммой пенсионных накоплений граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования со средствами ПФР в Государственной управляющей компании ВЭБ в размере 1 054 938 млн руб.

В итоге сформирован и продолжает усиливаться дестабилизирующий спекулятивный финансовый институт в виде системы негосударственного пенсионного страхования (с его средними пенсионными выплатами в размере 1 878,15 руб. в мес. / чел. на 30.06.2011). Его выплаты существенно ниже величины прожиточного минимума пенсионеров, установленного в соответствии с федеральным законодательством [10] в целом по РФ на 2011 г. в размере 4 938 руб. До этого минимума государство обязуется доплачивать в рамках государственного пенсионного страхования.

Дестабилизирующие возможности данного института в виде отвлечения денег из реального сектора экономики в фондовый рынок, ускоренной капитализации фондового рынка (всего лишь роста курсовой стоимости ценных бумаг) за счет дополнительного

спроса на ценные бумаги и снижения текущего потребительского спроса граждан быстро увеличиваются.

Список литературы

1. Андриянов В. П. Несостоятельность предложений по увеличению пенсионного возраста в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 29.

2. Валовой внутренний продукт. Национальные счета. Официальные статистические данные. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/account/.

3. Данные о месячной и годовой инфляции в табличной форме. Уровень инфляции в России. URL: http://уровень-инфляции. рф/таблица_инф-ляции. aspx.

4. Изменения для плательщиков страховых взносов в 2011 году. URL: http://www. pfrf. ru/press_ center/26810.html.

5. Индексы физического объема (1996-2010 гг.) URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/account.

6. Индикаторы. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), пенсионная реформа, накопительная

часть пенсии, обязательное пенсионное страхование. URL: http://npf. investfunds. ru/indicators/.

7. Как увеличить свою будущую пенсию? Будущим пенсионерам. URL: http://www. pfrf. ru/ pensions/.

8. На федеральную социальную доплату к пенсии в 2011 году ПФР направит 34,5 млрд рублей. URL: http://www. pfrf. ru/press_center/26244.html.

9. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-Ф3.

10. Основные параметры проекта бюджета ПФР на 2011 год. URL: http://www. pfrf. ru/press_ center/23541.html.

11. Пенсионное обеспечение. Пенсионный словарь. URL: http://www. pfrf. ru/pension_ glossary/13574.html.

12. Правительство РФ одобрило основные параметры бюджетов ПФР, ФСС и ФФОМС. URL: http://www. pfrf. ru/press_center/19435.html.

13. Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда РФ (до 2002 г. в органах социальной защиты населения). URL: http://www. gks. ru/dbscripts/Cbsd/DBInet. cgi.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансы и кредит»

ISSN 2071-4688

Выпускается с 1995 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80—100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34131 71222 45029

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.