Научная статья на тему 'Проблемы патриотического воспитания граждан в современных условиях'

Проблемы патриотического воспитания граждан в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2189
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / FATHERLAND / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / YOUTH / SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магомедова Муслимат Алхилаевна

Статья посвящена проблемам патриотического воспитания молодежи на современном этапе. Отмечается также и то, что в современных условиях патриотизм приобретает такие черты, как неустойчивость, неопределенность и противоречивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of patriotic education of nationals in present conditions

The article analyzes problems of patriotic education of youth at present. It is noted that in present conditions patriotism obtains wavering, uncertain and contradictory character.

Текст научной работы на тему «Проблемы патриотического воспитания граждан в современных условиях»

УДК 1:316(075) М-12

Магомедова Муслимат Алхилаевна

кандидат философских наук,

научный сотрудник Учреждения Российской академии наук Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН [email protected]

Проблемы патриотического воспитания граждан в современных условиях

Аннотация:

Статья посвящена проблемам патриотического воспитания молодежи на современном этапе. Отмечается также и то, что в современных условиях патриотизм приобретает такие черты, как неустойчивость, неопределенность и противоречивость.

Ключевые слова: Отечество, патриотизм, патриотическое воспитание, молодежь, духовные ценности.

Сегодня наше Отечество находится на этапе глубоких и масштабных преобразований, направленных на то, чтобы преодолеть кризисные явления в государственной и общественной жизни, придать мощный поступательный импульс развитию Российского государства.

Экономическая и политическая дезинтеграция, вызванная распадом СССР, значительное социальное расслоение общества, девальвация духовных ценностей, клевета на нашу историю оказали сильное негативное воздействие на общественное сознание народа.

Широкое распространение, особенно среди молодежи, получили равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государственным институтам, правовой нигилизм.

Все это происходит на фоне снижения позитивной воспитательной роли российской культуры, искусства, средств массовой информации как важнейших факторов формирования у россиян высоких нравственных качеств, гражданственности, чувства ответственности за судьбы страны, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества. Усиливается тенденция к утрате нашим обществом традиционного российского патриотического сознания и естественного чувства любви к своему Отечеству у молодого поколения россиян.

Такое состояние российского общества вызывает у истинных патриотов глубокую озабоченность, стремление словом и делом

72

помочь возрождению России, активизировать работу по патриотическому воспитанию граждан как основу консолидации общества и укрепления государства.

Заметным шагом в этом направлении стало принятие Правительством государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [1].

Проблема патриотизма как фактора безопасности региона наиболее актуальна на Юге России, для которого характерны поли-этничность, поликонфессиональность, активные миграционные процессы, неоднородность социально-экономического пространства, различная степень урбанизации субъектов федерации, расположенных в этом регионе, значительная социально-политическая конфликтность, проявления терроризма и экстремизма, наличие комплекса проблем, связанных с геополитическим и пограничным положением. Социокультурные особенности региона создают специфическую среду, влияющую на формирование ценностных установок и ориентаций молодых людей.

Проблеме формирования патриотического сознания в целом на Северном Кавказе посвящено немало разноплановых работ политического, социологического, философского, педагогического и другого характера, а также публицистики.

В отечественной философской, исторической, социологической и политической литературе имеются работы, которые, так или иначе, затрагивают различные аспекты проблемы формирования патриотизма в полиэтничном регионе. Современные проблемы формирования патриотизма в России и Дагестане рассматриваются в работах А.К. Алиева, А.Г. Агаева, Р.М. Магомедова, О.М. Муртуза-лиева, О.А. Омарова, Е.С. Ананьевой и многих других [2].

Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. На возможности семьи в воспитании патриотизма и дружбы народов указывали М.С. Джунусов, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин,

A.И. Холмогоров. Методика воспитания в семье патриотизма и дружбы народов в контексте советского патриотизма и социалистического интернационализма описаны в исследованиях Х.Н. Абдурахимовой, Н.Н. Булановой, И.В. Кожевина и Р.Г. Кухарчук, Н.Х. Мирзоева,

B.И. Чекалина и др.

Важную роль в формировании современной теории и практики патриотического воспитания населения, патриотизма и дружбы народов в России в современных условиях сыграло последовательное проведение Республиканских научно-практических конференций Региональным центром этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук; трех Всероссийских научно-практических конференций «Воспитание патриотизма, дружбы

73

народов, гражданственности» под эгидой Российской академии образования и Дагестанского государственного педагогического университета; Межрегиональной научно-практической конференции, проведенной Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др. [3].

Несомненно, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., 65-ю годовщину окончания которой отметили народы России, было немало истинного патриотизма.

Но что случилось с нашим сознанием в начале XXI века? Каким оно стало, способны ли многие из нас, зачастую доведенные до отчаяния, думать о патриотизме, идти на самопожертвование, когда надо каждой семье выживать поодиночке. С патриотическим воспитанием в России происходит своеобразная трансформация. Оно все больше приобретает чисто вербальный характер.

Общеизвестно, что истинный патриотизм - один из высших оплотов национального духа, который нельзя разрушать полностью. Тем не менее в результате сотрясения основ советского патриотизма российский патриотизм приобрел такие черты, как неустойчивость, неопределенность и противоречивость [4, с. 350].

Россия, на наш взгляд, переживает депатриотизацию общества. Причина этого очевидна. Это борьба с патриотизмом в России, подрыв устоев жизни. Несомненно, в этих условиях патриотизму необходимо отстаивать свое право на существование, так как идет процесс девальвации духовно-нравственных ценностей, упадок культуры, кризис воспитания, ухудшение жизни общества, изменение национальной психологии, усиление влияния Запада, очернение истории страны.

Сложно говорить о формировании патриотизма, когда проводится умышленная фальсификация истории. С малых лет детям внедряется в сознание, что их предки воевали с Россией. Все это вызывает тревогу за воспитание молодежи, формирование ее нравственности, то чувство, осознание России своей страной. Вместо этого уже в раннем возрасте формируется негативное отношение к России, да и к русским. Еще раз необходимо с особой силой подчеркнуть: идет открытая фальсификация истории Российского государства и межнациональных отношений.

В недалеком прошлом патриотизм сводился к военнопатриотической тематике. Эта тенденция во многом сохраняется, о чем свидетельствуют различные программы патриотического воспитания граждан. Сегодня необходим перенос акцентов с военнопатриотического воспитания на общее патриотическое, нужно быть патриотичным в условиях общемировой интеграции.

В современных условиях в содержании патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовные ценности:

74

- гражданственность, надпартийность, надкорпоративность;

- общенациональность в государственном масштабе;

- патриотизм, преданность своему Отечеству;

- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010» (далее - Программа), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422, является продолжением реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

В качестве обобщенных оценочных показателей реализации Программы нравственно-духовными ориентирами первые два места занимают:

1) повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;

2) упрочение единства и дружбы народов РД.

В настоящее время Федеральная целевая программа дополнена принятыми региональными программами (например, в Республике Дагестан, Новосибирской области, Самарской области и др.), которые также связывают патриотическое воспитание с миротворческим образованием, воспитанием в духе дружбы народов и формирования толерантного сознания у детей и молодежи.

Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического

75

воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Одной из концептуальных общегосударственных задач сегодня является разработка методологии и теории воспитания российского патриотизма и дружбы народов, значительное повышение роли социальных институтов воспитания, в том числе учебных заведений, семьи и т.д.

Воспитание молодого поколения должно стать общенародным делом. Создание условий для счастья молодых - задача национального масштаба, требующая совместных усилий власти, педагогики, науки, культуры, религиозных общин и всех слоев нашего общества. Ведь российская молодежь сегодня - это 38 миллионов граждан в возрасте от 14 до 30 лет, составляющих 27% населения страны. В недалеком будущем - это основной трудовой ресурс страны, от гражданской позиции, духовно-нравственных установок и социальной ответственности которого зависит будущее всей России, ее устойчивое развитие. Поэтому особое значение приобретает выстраивание системы работы с молодежью, обеспечение взаимодействия государства, общественных и религиозных институтов в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодого поколения, стимулирование творческой, инновационной активности молодежи, сохранение физического и духовного здоровья, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде.

В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого вмешательства извне и любых проявлений терроризма.

Исходя из вышеперечисленного, можно предположить принятие ряда мер, необходимых для нормального развития общества и формирования чувства долга и уважения к Отечеству, а именно:

- поднять на должный уровень современного государства производственную и социальную инфраструктуру;

- для молодых ученых и талантливых личностей создать условия для научной и творческой работы, чтобы не было «утечки мозгов» за границу;

- создать новую эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у населения любви к Отечеству, готовности к укреплению основ общества и государства, достойному и честному выполнению обязанности гражданина и патриота Отечества, осуществлять мероприятия по активизации патриотического воспитания на всех его уровнях;

- формировать у молодежи уважительное отношение к военной истории Отечества, участникам войн и военных конфликтов, готовность служить обществу и государству;

76

- активизировать борьбу с негативными и чуждыми проявлениями в молодежной среде - преступностью, наркоманией, проституцией и т.д.;

- формировать и культивировать как основу патриотизма идеи духовного единства и сотрудничества, дружбы народов, межнационального согласия.

Ссылки:

1. См.: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» от 16 февраля 2001 г. № 122; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 11 июля 2005 г. № 422.

2. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968; Его же. Новая жизнь - новые традиции. Махачкала, 1965; Его же. Северный Кавказ: современные проблемы этнополити-ческого развития. Махачкала, 2003; Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1994; Магомедов Р.М. История Дагестана. Махачкала, 1968; Его же. Дагестан: исторические этюды. Махачкала, 1975; Его же. Единство народов - великое благо Дагестана. Махачкала, 2001; Его же. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992; Ананьева Е.С. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся профтехучилищ // Патриотическое воспитание населения Дагестана в современных условиях: материалы Республиканской научно-практической конференции 8 февраля 2000. Махачкала, 2000. С. 137-142; Муртузалиев О.М. Воспитывать истинных патриотов Родины // Патриотическое воспитание населения Дагестана в современных условиях: материалы Республиканской научно-практической конференции 8 февраля 2000. Махачкала, 2000. С. 34-42; Омаров О.А., Омаров К.О., Мирзаева А.Р. Патриотическое воспитание учащейся молодежи Республики Дагестан: опыт монографического исследования. Махачкала, 2005.

3. См.: Патриотическое воспитание молодежи Дагестана. Материалы Республиканской научно-практической конференции 28 ноября 2008 г., Махачкала, 2009; Патриотическое воспитание населения Дагестана в современных условиях. Материалы Республиканской научно-практической конференции 8 февраля 2000 года /ред. кол.: А.К. Алиев, Б.Г. Ахмедов, М.М. Гусаев, Н.Э. Казиев, А.И. Османов, З.З. Сулейманова, С.Х. Халилов. Махачкала, 2000; Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (14-15 ноября 2001 г.). М., 2003; Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). М., 2001; Патриотизм, гражданственность, дружба народов - приоритетные ценности воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 25-26 ноября 2003 г); Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (4-5 июня, 2002 г.). М., 2003 и др.

4. Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики (90-е годы XX века). М., 2004.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.