ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Ш.С. Бурханова, студент
Научный руководитель: И.В. Горбунова, канд. юрид. наук, доцент Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-1-134-136
Аннотация. Посягательства на права несовершеннолетних - актуальная проблема современного общества. Статья посвящена обзору административных правонарушений данного вида, которые закреплены в различных главах КоАП РФ. Рассматриваются проблемные аспекты института административной ответственности родителей, не исполняющих или исполняющих ненадлежащим образом обязанности по воспитанию и содержанию детей. Выявлены отдельные недостатки действующего законодательства, сформулированы возможные пути решения существующих проблем.
Ключевые слова: права несовершеннолетних, правонарушения, родители, законные представители, члены семьи, домашнее насилие.
На момент принятия в конце 2001 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) [1] в нём содержалось всего 6 статей, так или иначе закрепляющих ответственность за нарушение прав несовершеннолетних. Три нормы располагались в главе 5 КоАП РФ: ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», ст. 5.36 «Нарушение порядка и сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 5.37 «Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передача его под опеку (попечительство) или в приемную семью». Еще два состава были в гл. 6 КоАП РФ: ст. 6.7 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения» и ст. 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ». Один состав содержался в гл. 20 - ст. 20.22 «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических
средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ».
За 20 лет перечень статей существенно расширился. В частности, был добавлен состав, направленный на защиту политических прав (ст. 5.11 КоАП РФ), в котором предусмотрена ответственность за привлечение несовершеннолетних к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Ещё целый ряд статей направлен на защиту прав несовершеннолетних в рамках семейных отношений. Так статьями 5.35, 5.35.1 закреплена ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Статьи 5.36 и 5.37 направлены на охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гл. 6 была дополнена ст. 6.17 «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», которая стала следствием принятия Федерального закона 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [3], а также статьями 6.19 «Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации
детей» и 6.20 «Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов».
В гл. 6 также была внесена ст. 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», которая установила ответственность за пропаганду среди несовершеннолетних гомосексуализма и лесбиянства. Стоит отметить, что данная статья оспаривалась в Европейском Суде по правам человека и Конституционном Суде РФ. ЕСПЧ ожидаемо признал норму противоречащей Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституционный Суд РФ противоречий не выявил [2].
Помимо этого, в гл. 6 были добавлены статьи 6.23 «Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака» и 6.24 ч.2 «Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака», полезность которых не вызывает сомнений.
Также несколько статей было добавлено в гл. 12, которые направлены на защиту прав детей в сфере безопасности дорожного движения. Так, в 2013 году была введена ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, закрепившая ответственность за нарушение требований перевозки детей, установленных в Правилах дорожного движения (далее - ПДД), а сами требования в 2017 году были существенно изменены в сторону повышения безопасности несовершеннолетних. В частности, были установлены нормы перевозки детей в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля.
В 2016 году ст. 12.23 КоАП РФ была дополнена тремя новыми частями. В частности, была введена ответственность за нарушение Правил организованной перевозки группы детей автобусами, где закреплены требования к автобусам, водителям, сопроводительным документам, к перевозке группы детей в ночное время и другие требования.
Ряд статей гл. 14 также касается прав несовершеннолетних. Например, ч. 5 ст. 14.1.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за допуск детей в игорные заведения или их привлечение в качестве
работников. А продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий влечет ответственность по ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ.
В 2018 году ст. 20.2 КоАП РФ была дополнена нормой, устанавливающей административную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании.
Таким образом, за время существования Кодекса административная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних значительно расширила свою область и в настоящий момент продолжает дополняться и совершенствоваться. Нужно отметить, что, несмотря на достаточно серьезный подход законодателя к гарантиям прав несовершеннолетних, в данной области законодательства об административных правонарушениях остаются проблемы.
Некоторые учёные предлагают дополнить административную ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию таким видом наказания, как общественные работы [4, с. 14-18]. Некоторые авторы в также предлагают ужесточить штрафы, а также ввести в качестве санкций обязательные работы, уклонение от которых образует самостоятельный состав административного правонарушения [5, с. 16-24]. Однако, думается, что такие меры, скорее, поставят и без того неблагополучные семьи в ещё более сложное экономическое положение, нежели решат проблему.
Сложностью выявления правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию является их высокая латент-ность. Довольно часто произошедшее нарушение прав ребёнка остаётся в стенах дома и не становится известно широкому кругу лиц, который мог бы как-то повлиять на ситуацию, путём привлечения ви-
новных к ответственности. Думается, что боте органов прокуратуры, органов внут-объективным признаком таких нарушений ренних дел, комиссий по делам несовер-может являться хроническая учебная шеннолетних, органов опеки и попечи-неуспеваемость ребёнка при отсутствии тельства и образовательных организаций и родительского контроля и другие призна- должна быть направлена, прежде всего, на ки, очевидные для окружающих. создание благоприятных условий в семье
В завершении статьи необходимо отме- для проживания, воспитания и развития тить, что эффективная защита прав несо- ребёнка, а не на установление карательных вершеннолетних возможна только при си- мер. стемной, совместной и согласованной ра-
Библиографический список
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.] // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. № 24-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2014. - № 6.
3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 // СЗ РФ. 2010. №38. Ст. 99.
4. Банщикова С.Л. Обязательные общественные работы как мера воздействия на лиц, не исполняющих родительские обязанности // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2011. - № 1 (40). - С. 14-18.
5. Михеева Л.Ю. Ответственность родителей за воспитание детей: направления реформы законодательства / Л.Ю. Михеева // Семейное и жилищное право. - 2005. - № 4. -С. 16-24.
PROBLEMS OF RESPONSIBILITY FOR ADMINISTRATIVE OFFENSES INFRINGING ON THE RIGHTS OF MINORS
Sh.S. Burkhanova, Student
Supervisor: I.V. Gorbunova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Khakass State University named after N.F. Katanov (Russia, Abakan)
Abstract. Encroachments on the rights of minors are an urgent problem of modern society. The article is devoted to the review of administrative offenses of this type, which are fixed in various chapters of the Administrative Code of the Russian Federation. The problematic aspects of the institution of administrative responsibility ofparents who do not perform or perform improperly duties for the upbringing and maintenance of children are considered. Some shortcomings of the current legislation are identified, possible solutions to existing problems are formulated.
Keywords: rights of minors, offenses, parents, legal representatives, family members, domestic violence.