Научная статья на тему 'Проблемы оценки уровня концентрации бизнеса в розничной торговле'

Проблемы оценки уровня концентрации бизнеса в розничной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНЦИЯ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лещева В.Б., Храмова И.Ю.

В статье отмечается, что в сфере розничной торговли наблюдается тенденция усиления процессов концентрации бизнеса. Данные процессы напрямую влияют на состояние конкуренции и эффективность работы механизма рыночной экономики в целом. Антимонопольное законодательство составная часть механизма защиты конкуренции от потенциальных угроз. В его рамках разработан порядок оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. Однако предлагаемая методика не учитывает отраслевой специфики. Рассматриваются проблемы применения методики для оценки состояния конкурентной среды в сфере розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки уровня концентрации бизнеса в розничной торговле»

УДК 339.137

проблемы оценки уровня концентрации бизнеса в розничной торговле

в. б. лещева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового менеджмента E-mail: lesheva-vera@mail. ru

и. ю. храмова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, бухгалтерского учета и аудита E-mail: khramova. irina@mail. ru нижегородский коммерческий институт

В статье отмечается, что в сфере розничной торговли наблюдается тенденция усиления процессов концентрации бизнеса. Данные процессы напрямую влияют на состояние конкуренции и эффективность работы механизма рыночной экономики в целом. Антимонопольное законодательство — составная часть механизма защиты конкуренции от потенциальных угроз. В его рамках разработан порядок оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. Однако предлагаемая методика не учитывает отраслевой специфики. Рассматриваются проблемы применения методики для оценки состояния конкурентной среды в сфере розничной торговли.

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, доминирующее положение, конкурентная среда, конкуренция, недобросовестная конкуренция, розничная торговля, торговая сеть, экономическая концентрация, уровень концентрации.

Формирование конкурентной среды на региональном рынке декларируется органами государственной власти как одна из приоритетных задач социально-экономического развития региона. Практическая ее реализация требует создания эффективного механизма защиты конкуренции от потенциальных угроз, составной частью которого является антимонопольное законодательство. По уровню развития антимонопольного законодательства Россия занимает 19-е место в ежегодном

рейтинге антимонопольных ведомств мира [9]. Однако по ключевому показателю «интенсивность конкуренции на товарных рынках», непосредственно отражающему состояние конкуренции, она занимает лишь 124-е место из 142 [9]. Таким образом, налицо явное противоречие между высоким уровнем развития антимонопольного законодательства и эффективностью его применения.

Потенциальная угроза развитию конкуренции кроется в процессах консолидации, повышающих уровень концентрации бизнеса в розничной торговле.

С одной стороны, процессы концентрации и консолидации позволяют реализовать критически значимые для отрасли эффекты масштаба при закупке товаров, в логистике, привлечении финансовых ресурсов. Только крупные компании имеют возможность осуществлять масштабные инвестиции в инновационные технологии и методы работы, позволяющие снижать издержки и повышать эффективность товаропроводящей системы.

С другой стороны, усиление концентрации приводит к появлению фирм, доминирующих на рынке.

Само по себе доминирующее положение не следует рассматривать как негативное явление. Лейтмотивом конкуренции и легитимной целью каждого предприятия является достижение успеха,

занятие лидирующих позиций на рынке. Доминирующее положение не является основанием для применения санкций в отношении организаций, занимающих определенную долю рынка, до тех пор пока хозяйствующие субъекты не злоупотребляют своим преимуществом или не прибегают к согласованным действиям, запрещенным антимонопольным законодательством.

Федеральной антимонопольной службой (ФАС) разработана методика оценки уровня доминирования для осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и реорганизацией хозяйствующих субъектов и соблюдением норм законодательства по защите конкуренции [3, 5]. В силу определенных причин антимонопольное законодательство РФ не учитывает отраслевой специфики, что приводит к определенным проблемам при применении данной методики к предприятиям сферы розничной торговли.

Прежде чем перейти к их рассмотрению, уточним понятие «концентрация бизнеса» применительно к сфере розничной торговли. Концентрацию бизнеса, по мнению авторов, следует понимать как состояние или процесс, при котором на основе внутреннего и (или) внешнего роста наиболее крупные предприятия объединяют в себе (концентрируют в своих руках) наиболее крупные или непропорционально растущие части суммарного объема продаж в сравнении с остальными субъектами рынка. В условиях ограниченного роста потребительского спроса рост продаж может быть достигнут в результате победы в конкурентной войне («маркетинговой войне») за потребителя, т. е. в результате ухода с рынка конкурентов.

По точному замечанию авторов книги «Маркетинговые войны», пока рынки растут, места до поры до времени хватает всем. А дальше, когда нет возможности черпать материальные ресурсы извне (т. е. с новых рынков сбыта), компаниям приходится думать о том, у кого отнять уже имеющиеся рынки полностью или частично [11]. Полностью «отнять рынок» удается только в результате поглощения конкурента, т. е. в рамках процессов консолидации.

Первый пореформенный период в России (с 1990 по 2005 г.) характеризовался быстрым ростом количества субъектов бизнеса розничной торговли. По мере насыщения рынка рост замедлялся. В настоящее время наблюдается сочетание тенденций увеличения розничного товарооборота, с одной

стороны, и сокращение числа хозяйствующих субъектов, обеспечивающих этот рост, — с другой.

Однако данная тенденция отнюдь не означает сокращения точек продаж. Она во многом обусловлена процессами консолидации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли. Если в 2009 г. в секторе розничной торговли, по данным исследования компании «Эрнст энд Янг», было заключено 32 сделки по слиянию и поглощению на сумму 1,2 млрд долл. [1, 2], то в 2010 г. — уже 62 сделки на общую сумму 4 255, 5 млрд долл. [14].

В 2011 г. ОАО «Дикси групп» приобрело торговую сеть «Виктория», компания X5 Retail Group завершила покупку торговых сетей «Копейка» и «Остров», ОАО «Седьмой континент» купил сеть «Мосмарт». По мнению ряда экспертов, в 2012 г. отрасль ожидают новые слияния и поглощения.

Процессы экономической концентрации в розничной торговле напрямую связаны с деятельностью торговых сетей, их стремлением стать лидером в отрасли. Оборот розничной торговли, приходящийся на торговые сети, показывает устойчивую динамику роста. Если в 2010 г. оборот розницы увеличился на 12,9 %, то оборот розничных сетей — на 22,1 % (табл. 1).

Растет и доля оборота торговых сетей в товарообороте розничной торговли, о чем свидетельствуют представленные данные [10]. В 2011 г. тенденция повышения роли торговых сетей сохранилась. По предварительным данным, оборот розничной торговли в 2011 г. возрос на 7,2 %, а оборот торговых сетей увеличился на 8,4 %. К аналогичному выводу можно придти и на основе изучения данных о структуре формирования оборота розничной торговли за два последних года, приведенные в табл. 2.

Анализ данных табл. 2 позволяет проследить две тенденции:

— возрастает доля хозяйствующих субъектов, относящихся к малому организованному бизнесу, что позволяет говорить о приобретении малым бизнесом цивилизованных форм развития;

— происходит укрупнение среднего бизнеса, в том числе и в результате происходящих процессов консолидации. Доля крупного бизнеса приближается к 35 %.

Процесс концентрации бизнеса в розничной торговле в целом характерен для крупных городов, преимущественно — городов-миллионников. В настоящее время, по данным агентства INFOline, 70 % товарооборота продуктового ритейла приходятся на

Таблица 1

Оборот розничной торговли по торговым сетям в 2009—2010 гг. [8]

Показатель 2009 2010 Темп роста, %

Млрд руб. Проценты Млрд руб. Проценты

Оборот розничной торговли, всего 14 584,7 100 16 468,6 100 112,9

Оборот розничной торговли по торговым сетям 2 135,1 14,6 2 606,6 15,8 122,1

Таблица 2

Структура формирования оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам

в 2010—2011 гг., в процентах к итогу [10]

Показатель 2010 2011 отклонение

Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках 12,5 11,5 —1,0

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность 25,9 25,1 —0,8

Малые предприятия 25,1 25,5 +0,4

Субъекты среднего предпринимательства 3,6 3,3 —0,3

Субъекты, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства 32,9 34,6 +1,7

20 регионов. Самыми освоенными продуктовыми сетями территориями стали Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татарстан и Башкирия, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Самарская и Челябинская области [13].

К сожалению, в большинстве своем информация о концентрации на рынке розничной торговли приводится без учета внутриотраслевой сегментации, что создает определенные трудности для исследования процессов концентрации. По мнению авторов, следует:

— оценивать показатели концентрации на рынке розничной торговли с учетом их деления на показатели концентрации рынка розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами;

— оценивать уровень концентрации по укрупненным товарным группам.

Поскольку Федеральная служба государственной статистики не предоставляет подобного рода информации, при рассмотрении данного вопроса будем опираться на данные информационного агентства INFOLine [13]. Данное агентство проводит ежегодное исследование 100 наиболее крупных торговых сетей России (пороговое значение для попадания в рейтинг — 4,2 млрд руб.). Сам рейтинг ТОП-100 является показателем концентрации рынка

розничной торговли: на ТОП-100 розничной торговли приходится 20 % розничного товарооборота. При этом на ТОП-10 (Магнит, Х5, Ашан, Метро, Реал, М-видео, О'Кей, Эльдорадо, Дикси, Лента) приходится 50 % топ-100 [13].

Розничная торговля продуктами питания, иначе именуемая как сегмент FMCG (fast moving customer goods — товары массового спроса — продукты питания и некоторые виды сопутствующих непродовольственных товаров), один из самых быстро растущих сегментов розничной торговли РФ. Торговые сети FMCG составляют 51 % в рейтинге «INFOLINE&RETAILER RUSSIA TOP — 100» и занимают в обороте розничных сетей 65,6 %. В табл. 3 приведены данные о структуре оборота розничной торговли в РФ.

Из приведенных данных следует, что оборот, приходящийся в среднем на одну торговую сеть FMCG, превышает соответствующий показатель сетей, специализирующихся на продаже непродовольственных товаров. Таким образом, тенденции в развитии торговых сетей FMCG являются определяющими для всей розничной торговли РФ.

Рассмотрим более подробно динамику изменения выручки от продаж как наиболее часто используемого для оценки показателей уровня концентрации в отрасли по 10 крупнейшим торго-

Таблица 3

Структура оборота розничной торговли в динамике за 2000—2010 гг., % [13]

Группа товаров 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Оборот розничной торговли, всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Продовольственные товары 48,9 48,4 47,8 47,3 47,1 46,6 46,2 46,8 48,6 48,7

Непродовольственные товары 51,1 51,6 52,2 52,7 52.93 53,3 53,8 53,2 51,4 51,3

Таблица 4

Выручка без ЦДС торговых сетей сегмента FMCG в 2009—2011 гг., млрд руб.

Торговая сеть 2009 2010 Темп роста, в процентах к 2009 2011 Темп роста, в процентах к 2010

Х5 Retail Group 275,5 341,6 124,0 452,5 132,5

Магнит 169,9 236,2 139,0 335,7 142,1

Auchan Group 158,4 178,1 112,4 240,5 (прогноз) 135,0

Metro Group 127,5 118,0 92,5 —

О'Кей 67,0 82,7 123,4 92,27 111,6

Лента 55,6 70,6 127,0 —

Дикси групп 54,3 64,8 119,4 102,2 157,7

Х5 Retail Group («Копейка», «Копейка Супер») 54,9 61,2 111,5 —

Седьмой Континент 44,6 46,3 103,8 —

Виктория 32,83 36,8 112,1 —

вым сетям сегмента FMCG. В качестве источника информации использованы материалы информационного агентства INFOLine и данные с сайтов торговых сетей (табл. 4).

Как видно из анализа данных табл. 4, ведущими компаниями на рынке продуктового ритейла в России выступают три крупнейшие по обороту розничные сети:

— Х5 Retail Group;

— ОАО «Магнит»;

— Auchan Group.

Если рассматривать ситуацию изолированно, то видно, что только в пределах сегмента FMCG ТОП-100 налицо действительно высокий уровень концентрации в отрасли, сопоставимый с ситуацией в странах Европы. Если же данные по указанным сетям пересчитать исходя из показателей всего рынка продовольственного ритейла, то показатели концентрации будут несопоставимо меньшими. Так, доля продаж пятерки лидеров FMCG ТОП-100 в обороте по продовольственным товарам по рынку в целом составит всего около 12 %, что свидетельствует о слабой концентрации на рынке торговли продовольственными товарами.

Например, в Германии уровень концентрации в данном сегменте, по данным Федерального картельного ведомства, существенно выше: если в 1999 г. 7 крупнейших предприятий занимали более 70 % рынка, то в 2011 г. доля 4 крупнейших предприятий составляла 85 % рынка [12].

Доминирующее положение, занимаемое хозяйствующим субъектом на рынке, является той пограничной чертой, после которой начинается наблюдение за процессами концентрации и систематическим осуществлением монополистической деятельности.

Как отмечалось, ФАС разработана методика оценки уровня доминирования. В 2006 г. был утвержден Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке (далее — Порядок), в который в 2010 г. были внесены уточнения в связи с внесением изменений в ряд положений законодательства. В этом документе [6] указывается на необходимость оценки состояния конкуренции при слиянии коммерческих организаций или присоединении (создании) коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями или имуществом, которые являются основными фондами и (или) нематериальными активами другой коммерческой или финансовой организации, при превышении предела, установленного Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Необходимо получить согласие антимонопольного органа на осуществление сделок по слиянию и присоединению коммерческих организаций к другой коммерческой организации, если суммарная стоимость их активов или активов их групп лиц превышает 7 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций превышает 10 млрд руб. [3]. Рекомендуется проводить анализ состояния конкурентной среды в несколько этапов.

Дадим краткую содержательную характеристику каждого этапа с точки зрения особенностей применения методики к рынку услуг розничной торговли.

На первом этапе определяется временной интервал исследования товарного рынка «...в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации» [6]. Порядок предусматривает проведение ретроспективного или перспективного анализа в зависимости от цели исследования. Однако исследование, целью

которого является определение степени доминирования хозяйствующего субъекта в результате сделок по консолидации бизнеса (в форме слияния или присоединения), следует проводить с использованием как ретроспективного, так и перспективного анализа, чтобы можно было предпринять предупреждающие действия по регулированию процессов консолидации и исполнения норм закона.

Следует учитывать также и то, что основной оценочный показатель уровня концентрации бизнеса объем продаж (применительно к розничной торговле — оборот розничной торговли) подвержен сезонным колебаниям или может различаться в разные временные периоды в течение одного года по причине установления продавцами разных цен.

Оценка уровня концентрации бизнеса и возможности консолидации бизнеса должна производиться не менее чем за два года. Временной интервал исследования необходимо отсчитывать от предполагаемой даты подписания договора о слиянии (присоединении), т. е. год до и после подписания договора.

Таким образом, следует использовать данные ретроспективного анализа и результаты планирования субъектов договора. Для повышения степени объективности оценок можно использовать данные прогноза, составленного независимыми экспертами.

На втором этапе производится определение продуктовых границ товарного рынка, что означает процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Порядок не устанавливает нормативной обязанности использовать конкретный метод определения границ, но содержит достаточно подробное описание подходов и способов определения товаров и выявления взаимозаменяемых товаров, входящих в одну группу.

Методы определения продуктовых границ товарного рынка сгруппированы по направлениям, которые по своей значимости могут быть расставлены в следующем порядке:

1) методы, основанные на изучении мнения покупателей;

2) методы, основанные на результатах наблюдения за товарным рынком и экономико-статистических расчетах;

3) методы, основанные на экспертных оценках товаров и учитывающие особенности потребления тех или иных товаров;

4) методы, основанные на информации, предоставленной поставщиками товаров.

Подробные рекомендации, изложенные в данном документе, касаются конкретных видов товаров или группы взаимозаменяемых товаров и не учитывают отраслевой специфики. Это с точки зрения применения данной методики к оценке уровня концентрации бизнеса к сфере розничной торговли позволяет говорить об их ограниченном характере и требует дополнения. Следует расширить толкование понятия «товарный рынок», учитывая:

— специфику формирования ассортимента розничной торговли;

— ее отраслевые особенности организации продаж.

В частности, применительно к розничной торговле под продуктовыми границами в целях оценки уровня доминирования следует понимать услуги по продаже в розницу. При этом надо рассматривать отдельно услуги по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе непродовольственных товаров — товаров длительного пользования и повседневного спроса.

Определение географических границ товарного рынка (третий этап) является, на взгляд авторов, одним из самых спорных и сложных вопросов по определению границ возможной и допустимой консолидации конкурировавших экономических субъектов. Географические границы, по определению, — это границы территории, на которой приобретатель имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Особенностью новой редакции порядка определения географических границ является то, что товарные рынки не подразделяются на федеральный, межрегиональные, региональные, местные или локальные. Основным критерием определения географических границ являются экономические возможности приобретения товара на данной территории. Главным признаком отнесения субъектов к одному товарному рынку следует считать признак цены на соответствующие товары, поставляемого с другой территории. Если такая цена превышает на 10 % средневзвешенную цену на товары, реализуемые на данной территории, то такие территории должны относиться к другим товарным рынкам.

При определении географических границ обобщается мнение покупателей (приобретателей товара). Одним из основных методов определения

географических границ является «тест гипотетического монополиста». При проведении теста в качестве географических границ товарного рынка рассматриваются границы наименьшей территории, на которой продавцы могут осуществить повышение цены товара баз соответствующей такому повышению цены утраты экономической выгоды от продажи товара (снижению прибыли от продажи и рентабельности продаж данного товара).

Относительно рассматриваемой сферы бизнеса распространим данный критерий оценки до уровня предприятия розничной торговли. Особое внимание при определении географических границ следует уделять критерию возможности получения экономической выгоды хозяйствующим субъектом в случае его доминирования на товарном рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но данный метод оценки может быть действенным, если не ограничены экономические возможности приобретения товара покупателями. Имеются в виду следующие:

— наличие возможности перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

— доступность транспортных средств для перемещения покупателей;

— если транспортные расходы и расходы, связанные с поиском и приобретением товара, не превышают выгоды от приобретения товара на другой территории, а также соблюдаются условия, правила и обычаи делового оборота.

Рассмотренному подходу к определению географических границ рынка противоречат положения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Этим законом устанавливается необходимость определения объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе:

— в границах городов федерального значения — Москвы или Санкт-Петербурга,

— в границах муниципального района, городского округа.

Объем определяется в денежном выражении за финансовый год.

Предусмотрено и определение доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации пот-

ребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год [4].

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» делает акцент на административных, а не экономических принципах определения границ рынка. Определение географических границ рынка должно быть основано на принципе доступности товаров покупателям без дополнительных издержек, не покрываемых выгодой от приобретения товаров на другой территории.

Определение состава хозяйствующих субъектов, которое производится на четвертом этапе оценки, основано на принципах:

1) принадлежности продавцов к одному товарному рынку;

2) окупаемости дополнительных издержек в течение года при вхождении на рынок для потенциальных продавцов;

3) достаточности количества выявленных хозяйствующих субъектов, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции.

В случае необходимости определяется также принадлежность хозяйствующих субъектов к группе лиц.

Если на рынке действует небольшое количество приобретателей (менее 15), то выявляются хозяйственные связи этих приобретателей с продавцами. Однако для розничной торговли данное положение рассматриваемого порядка вряд ли может иметь практическое значение.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке (пятый этап) осуществляется на основании одного из показателей, наиболее точно характеризующего результаты деятельности субъекта товарного рынка. Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж.

Выбор показателя для расчета следует осуществлять с учетом отраслевой специфики. Применительно к розничной торговле таким показателем должен быть не объем продаж, а показатель выручки от продажи товаров, что позволит обеспечить сопоставимость оценок объемов продаж при разных

схемах налогообложения. Как известно, в торговле применяются различные схемы налогообложения, в том числе упрощенные, исключающие уплату налога на добавленную стоимость.

В ряде случаев из-за отраслевых особенностей целесообразно применять другие показатели, которые позволят с точки зрения конкуренции более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке.

В качестве такого показателя в сфере розничной торговли вполне может использоваться размер торговых площадей хозяйствующих субъектов. По данным рейтинга «INFOLINE&RETAILER RUSSIA Т0Р-100», в абсолютном выражении более 62 % прироста площадей (1 млн м2 из 1,6 млн) в 2010 г. обеспечили продуктовые сети. Доля этих сетей в общем объеме площадей Т0П-100 достигла 56,1 %.

Если в 2008 г. более половины прироста торговых площадей обеспечивали шесть торговых сетей, то в 2009 г. 53,4 % прироста площадей рейтинга Т0П-100 обеспечили всего три сети. В 2010 г. 55,2 % прироста пришлось всего на 2 сети.

Эти данные свидетельствуют о существенном усилении уровня концентрации на рынке продуктового ритейла. Лидерами инвестиций в развитие торговых площадей выступают две российские сети:

—ОАО «Магнит»;

— X5 Retail Group.

Если в 2008 г. на долю X5 Retail Group и ОАО «Магнит» приходилось 25 % прироста торговых площадей, то по итогам 2010 г. прирост торговых площадей только этих двух сетей составил более 50 % прироста торговых площадей. Прибавим к этому показатели Группы Auchan, и получится, что 2/3 введенных торговых площадей новых магазинов, открытых в 2010 г., пришлось всего на эти 3 компании. Эти же сети являются лидерами и по объему продаж в сегменте FMCG ТОП-100.

Перечисленные параметры оценки объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке должны учитываться при создании и реорганизации коммерческих организаций, когда на осуществление таких действий в соответствии с Федеральным законом 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [3] требуется согласие антимонопольного органа.

Определение уровня концентрации товарного рынка (шестой этап) рекомендовано проводить на основе двух показателей:

— коэффициента рыночной концентрации (CR);

— индекса рыночной концентрации Герфинда-ля—Гиршмана (НН1).

Если коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля—Гиршмана указывают на различные уровни концентрации товарного рынка, то окончательное решение о типе рынка принимается с учетом определенных характеризующих рассматриваемый рынок признаков, перечисленных в Порядке [6].

Дополнительным ограничивающим признаком доминирования для розничной торговли в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» является площадь помещений хозяйствующих субъектов розничной торговли продовольственными товарами, составляющими торговую сеть, если их доля превышает 25 % объема всех реализованных на данной территории продовольственных товаров. Таким образом, в отношении организаций розничной торговли снижены пределы доминирования по сравнению с субъектами других отраслей.

Седьмым этапом является определение барьеров входа на товарный рынок. Это направлено на выявление обстоятельств, препятствующих или ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на соответствующем товарном рынке. К барьерам входа на товарный рынок относят:

— экономические ограничения, в том числе необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

— административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов;

— стратегию поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленную на создание барьеров входа на рынок;

— наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, которые создают преимущества для участников вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов и требуют обязательного участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок.

Из представленного перечня барьером для входа на рынок субъектов малого бизнеса в сфере розничной торговли в сложившихся в настоящее

время обстоятельствах и при имеющейся структуре рынка является деятельность крупных федеральных торговых сетей. Располагая большими возможностями по привлечению финансовых ресурсов, торговые сети:

— инвестируют в избыточные торговые площади;

— вытесняют с рынка представителей малого бизнеса;

— создают барьеры для входа на рынок вновь создаваемым потенциальным участникам товарного рынка.

Так создаются преимущества торговых сетей перед потенциальными участниками товарного рынка:

— по затратам на единицу продукции и по спросу на товар;

— по затратам на приобретение товара (поставщики предоставляют скидки сетям как постоянным приобретателям).

В качестве административного ограничения, препятствующего развитию малого бизнеса в сфере розничной торговли, можно рассматривать рекомендации органам местного самоуправления разработать схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующих муниципальных образований и последующей ликвидации объектов, расположение которых не соответствует утвержденной схеме [7, 8].

Таким образом, несмотря на доступность входа на товарные рынки для потенциальных объектов розничной торговли, существуют определенные экономические и административные барьеры, которые увеличивают издержки входа и продажи товаров и требуют контроля со стороны антимонопольных органов за соблюдением норм законодательства о защите конкуренции.

По результатам проведенного анализа дается оценка состояния конкурентной среды и перспектив изменения конкуренции и типа рынка при осуществлении сделок по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов. Выводы излагаются в аналитическом отчете. Однако юридический статус данного документа Порядком не определен.

Можно сделать следующий вывод. Несмотря на хорошую проработанность методологии оценки уровня концентрации бизнеса, остается довольно много вопросов по практическому

применению данной методики к оценке уровня доминирования хозяйствующих субъектов в отдельных отраслях.

Список литературы

1. Исследование «Российский рынок слияний и поглощений в 2009 год». URL: http:/www. ey. com/ Publication/vwLUAssets/MA-Market-Overview-2009-RU/$FILE/MA-Market-Overview-2009-RU. pdf.

2. Исследование «Рынок слияний и поглощений в России в 2010 году и I квартале 2011 года». URL: http://www. kpmg. com/RU/ru/IssuesAndInsights/ ArticlesPublications/Documents/S_MA_r. pdf.

3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

4. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 2S.12.2009 № 381-ФЗ.

5. Об утверждении порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке: приказ Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 № 10S.

6. Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке: приказ Федеральной антимонопольной службы от 2S.04.2010 № 220.

7. О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов: приказ министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области от 16.11.2010 № 2507.

S. О состоянии розничной торговли в 2010 году и I полугодии 2011 года. URL: http:/www. gks. ru.

9. Тезисы выступления руководителя ФАС России И. Артемьева о состоянии конкуренции в России на заседании Правительства Российской Федерации. 14.06.2012. URL: http://www. fas. gov. ru/analytical-materials/analytical-materials_30701 .html.

10. Торговля в России. 2011. URL: http:/www. gks. ru.

11. Траут Дж., Райе Э. Маркетинговые войны / пер. с англ. СПб.: Питер. 200S.

12. URL: http://www. bwb. gv. at/Veranstaltungen/ Seiten/VortragMundt. aspx.

13. URL: http://www. infoline. spb. ru/index. php.

14. URL: http://rating. rbc. ru/article. shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.