Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Недвижай С.В., Тинякова А.Ю.

Статья посвящена рассмотрению трудностей и особенностей, возникающих при оценке результативности деятельности учреждений в сфере оказания медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

важно;

3)провести реорганизацию организации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное предприятие находится в очень тяжелом положении, и чтобы реанимировать его деятельность необходимы большие структурные и производственные изменения, вливание капитала извне, инвестиции в крупных размерах.

Использованные источники:

1.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г. В. Савицкая - 5-е изд перераб и доп. - Инфра-М, 2012. - 536 с.

2.Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / А. Д. Шеремет - 2-е изд перераб и доп. - Инфра-М, 2011. - 365 с.

3.Салахутдинова Э.Р., Бударина Я.Е. Экспресс-анализ финансового состояния [Электронный ресурс]: сборник / URL: http://elibrary.ru / (дата обращения 09.10.2014.).

4.Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки [Текст]: учебник / М.Н. Крейнина. - М.: Финансы и статистика, 2011, - 139 с.

Недвижай С.В., к.э.н.

доцент Тинякова А.Ю. студент 1 курса магистратуры ФГАОУВПО «СКФУ» Россия, г. Ставрополь ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Аннотация: статья посвящена рассмотрению трудностей и особенностей, возникающих при оценке результативности деятельности учреждений в сфере оказания медицинских услуг. Ключевые слова: результативность, качество.

В последние годы все большую значимость приобретает проблема оценки качества учреждений сферы социального обслуживания, в том числе это касается учреждений сферы здравоохранения. Данная проблема объясняется тем, что оказание медицинской помощи является услугой и влечет следующие затруднения при оценке результативности [1]:

- заявительный принцип оказания услуг затрудняет возможность оценитьстепень охвата целевой группы;

- медицинские услуги не могут быть полностью формализованы, что затрудняет разработку прозрачных и четких критериев оценки;

- многообразные внешние условия могут повышать или снижать вероятность положительных изменений;

- изменения в жизни людей нередко носят отсроченный характер по отношению к времени оказания услуги.

Формирование ключевых показателей для оценки результативности в деятельности медицинских учреждений ориентированы на различные нормативные документы, где мы можем проследить классификацию показателей эффективности в сфере здравоохранения.

Их применения способствует основой для оценки достижения целевых значений результативных критериев с целью определения эффективности выполнения государственного (муниципального) задания. Определить эффективность и результативность деятельности субъектов системы здравоохранения не представляется возможным.

Понятие «результативность» обычно трактуется как степень достижения заранее поставленных целей. Однако, в отличие от общеэкономической категории эффективности, в сфере здравоохранения даже при использовании квалифицированного персонала и современной медицинской техники может быть «нулевой» и «отрицательный» результат. В связи с этим целесообразно рассматривать такое понятие как результативность медицинских услуг [2].

Выделяют три типа результативности медицинских услуг: социальную, медицинскую и экономическую [3]. При этом наиболее важными считаются первые две, так как без учета результатов медицинской и социальной эффективности не может быть посчитана экономическая эффективность.

Социальная результативность по отношению к конкретному больному измеряется возможностью возвращения его к трудоспособности и активной жизненной позиции в обществе, на уровне медицинских учреждений и отрасли определяется следующими показателями: уровень смертности, рождаемости, удовлетворенность населения системой оказания медицинских услуг.

Медицинская результативность на уровне одного пациента представляет собой улучшение состояния его здоровья, на уровне учреждений здравоохранения и отрасли в целом измеряется такими показателями, как объем оказанных медицинских услуг, число пациентов, относящихся к той или иной социальной группе, снижение уровня заболеваемости населения.

Экономическая результативность рассматривается как соотношение полученного эффекта от оказанных медицинских услуг и затраченных ресурсов. Наиболее значимым показателем здесь выступает количественный общий экономический эффект, полученный в результате проведения оздоровительных мероприятий, а также ожидаемый потенциальный эффект от них. В связи с существующими проблемами оценки качества оказываемых медицинских услуг, наиболее корректно измерить можно только экономическую результативность.

Результативность учреждений здравоохранения напрямую связана с оценкой качества и доступности медицинских услуг.

Качество оказания медицинских услуг рассматривается учеными с разных точек зрения. Так, согласно определению Международной организации по стандартизации, качество представляет собой некую совокупность характеристик продукции (в данном случае медицинской помощи), отражающих ее способность удовлетворять человеческие потребности с учетом существующих стандартов. Исследовательской группой, действующей в рамках Всемирной Организации Здравоохранения, был предложен системный подход к оценке качества, который рассматривает эту процедуру с точки зрения таких показателей как адекватность, экономическая эффективность и научно-технический уровень. При этом адекватность рассматривается как показатель, характеризующий соответствие используемого медицинского оборудования нуждам и ожиданиям населения, и оцениваемый на основании воздействия применяемой процедуры на здоровье и качество последующей жизнедеятельности пациента. Научно-технический уровень свидетельствует о том, насколько современными являются применяемые методы профилактики, диагностики и лечения [1].

В последнее время учеными рассматриваются аспекты качества медицинских услуг, которые можно представить в виде рисунка 1.

Рисунок 1 - составляющие качества медицинских услуг

Качество структуры характеризуется такими показателями как степень организованности работы персонала, уровень квалификации медицинских работников, материальное, техническое и лекарственное оснащение процесса оказания медицинских услуг.

Качество процесса оценивается по следующим признакам: соответствие стандартам медицинской помощи, верное направление при выборе медицинской технологии.

Качество конечного результата измеряется следующими показателями: экономическая и социальная эффективность, состояние здоровья населения, степень его удовлетворенности тем, на каком уровне были оказаны медицинские услуги, различные медико-демографические показатели.

Таким образом, результативность в сфере здравоохранения отражает те усилия, которые затрачивают управленцы в области оказания медицинских услуг на превращение затрат в качество. Оценка

результативности систем здравоохранения различных уровней позволяет в конечном итоге выявшънегативные тенденции в работе и осуществить поиск резервов ее совершенствования не только на уровне учреждений, но и на уровне отдельных территорий и страны в целом.Проведение сравнительного анализа показателей социальной, медицинской и экономической результативности с применением автоматизированной информационной системы является основой при принятии эффективных управленческих решений по тактическим и стратегическим вопросам в отношении степени расходования трудовых, материальныхи денежных ресурсов, деловой активности на рынке медицинских услуг.

Использованные источники:

1. Александрова А.Л.Методика мониторинга результативности услугздравоохранения на муниципальном уровне / А.Л.Александрова, А.Ю.Колесник, М.В.Якимович // Муниципальная экономика. - 2010. - №1. -с. 58-84.

2. Орлов Е.М., Соколова О.Н. Категория эффективности в системе здравоохранения / Е.М. Орлов, О.Н. Соколова // Фундаментальные исследования. - 2010. - №4. - с. 70-75

3. Определение элементов стратегии рационального управления системой здравоохранения / Е.Н. Лепяхова, С.В. Недвижай // Стратегия устойчивого развития регионов: XXI Всероссийская научно-практическая конференция. Новосибирск, 2014. с.

Неженская И. В. преподаватель

кафедра экономической теории, коммерческого и трудового права Уманский государственный педагогический университет

Украина, г. Умань АНАЛИЗ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ США И ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ БОРЬБЫ С НЕЙ В УКРАИНЕ НА ОСНОВЕ

ИЗУЧЕНИЯ АМЕРИКАНСКОГО ОПЫТА Аннотация. В статье рассмотрен опыт ведущих стран мира, в частности США, по борьбе с теневой экономикой. В результате полученной, проанализированной информации предлагается адаптировать и использовать основные направления для преодоления негативного влияния теневой экономике в отечественных условиях.

Ключевые слова: теневая экономика, опыт, коррупция На сегодняшний день проблемы детенизации экономической системы являются актуальными не только для стран постсоветского пространства, но и для ведущих экономик мира, таких как США и Европа. Очевидно, что теневой сектор Украины значительно отличается от западных стран масштабностью данного явления, социально-экономическими, а также структурными факторами, которые приводят к появлению теневого бизнеса,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.