Научная статья на тему 'Проблемы оценки конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг'

Проблемы оценки конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITIVE ADVANTAGE / СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / COMPANY STRATEGY / УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / LEVEL OF COMPETITIVENESS / РЕЗЕРВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / RESERVES OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кара А.Н

В статье рассматриваются актуальные проблемы оценки конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг. Анализируются уровни конкурентоспособности и взаимосвязь экономических категорий «конкурентоспособность», «конкурентное преимущество», «стратегия реализации конкурентных преимуществ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of competitiveness in the formation of strategies for service businesses

This article discusses the current problems of assessment of competitiveness in the formation of strategies for service businesses. Analyzed the levels of competitiveness and the interrelationship of economic categories «competitiveness», «a competitive advantage», «the strategy for implementing a competitive advantage».

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг»

конкурентоспособность предприятий сферы услуг

проблемы оценки конкурентоспособности при формировании стратегий

предприятий сферы услуг

__Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы оценки конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг. Анализируются уровни конкурентоспособности и взаимосвязь экономических категорий «конкурентоспособность», «конкурентное преимущество», «стратегия реализации конкурентных преимуществ».

КараА.Н.

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления, Поволжский государственный университет сервиса wagaf@mail.ru

На практике разработка и внедрение стратегий по реализации конкурентных преимуществ должны базироваться на результатах диагностики финансового состояния предприятий сферы услуг и их потребительской привлекательности, проводимой в рамках оценки конкурентоспособности. Однако в настоящее время это сопряжено с рядом проблем:

- в научной литературе не отражена модель, характеризующая взаимосвязь и взаимозависимость конкурентоспособности и инструментов ее достижения;

- отсутствует комплексная количественная методика ее оценки, что затрудняет исследование преимуществ и недостатков по сравнению с конкурирующими предприятиями;

- не определены рекомендации по повышению конкурентоспособности, обусловленные выявлением конкурентных преимуществ;

- не сформированы профессиональные навыки предприятий сферы услуг по разработке и реализации мероприятий, направленных на ее обеспечение.

Все вышеизложенное указывает на необходимость продолжения исследований в данном

'йское предпринимательство, 2009, № 6 (2)

направлении: обоснования теоретических положений обеспечения конкурентоспособности, разработки комплексной количественной методики ее оценки и рекомендаций по формированию стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность услуги

Глобализация мировой экономики и усиление конкурентной борьбы на международных и национальных рынках привели к тому, что проблеме оценки и обеспечения конкурентоспособности стало уделяться значительное внимание.

В настоящее время российская экономика характеризуется приоритетным развитием сферы услуг, сопровождающимся не менее интенсивным конкурентным противостоянием взаимодействующих на данном рынке предприятий. Эффективность деятельности предприятий сферы услуг, обусловленная их конкурентоспособностью, зависит от множества факторов и, в первую очередь, умения рационально использовать собственные преимущества и возможности. Под обеспечением в экономике (в том числе конкурентоспособности) понимается совокупность принимаемых мер и используемых средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов [1]. В научных трудах конкурентоспособность интерпретируется по-разному в зависимости от характера объекта, к которому это понятие относится. Так, А.М. Кротков и Ю.Я. Еленева рассматривают три уровня конкурентоспособности:

- оперативный, характеризуемый показателем конкурентоспособности услуг;

- тактический, представляемый комплексным показателем состояния предприятия;

Ключевые слова:

конкурентное преимущество; стратегия предприятия; уровень конкурентоспособности; резервы конкурентоспособности

Keywords:

competitive advantage; company strategy; level of competitiveness;

reserves of competitiveness

конкуренция

обн

_____от ]

-----про

____ся т

_____в м

--(эко

- стратегический, отражающий рост стоимости предприятия, оцениваемый соответствующим показателем [4, 5].

Необходимо, однако, отметить, что ни один из ученых, занимающихся данной проблемой, не исследует конкурентоспособность предприятий сферы услуг и конкурентоспособность услуг как самостоятельные экономические категории, оперируя понятиями «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара» или «конкурентоспособность продукции». В этом отношении следует указать, что если рассматривать товар с позиции маркетинга, то он представляет собой все то, что может быть предложено рынку для продажи, а, следовательно, это не только материальные объекты, но и услуги, идеи и т.д. [6]. Иными словами, услуга - это специфический товар, который помимо отличительных признаков (неосязаемость, неспособность к хранению и транспортированию, неотделимость от источника, одновременность процесса производства и потребления) характеризует-еми же параметрами, что и обычный товар материально-вещественном воплощении (экономические, нормативные, технические и маркетинговые параметры).

_ Резервы

_ конкурентоспособности

_ При изучении экономического содержания

_ конкурентоспособности предприятий сферы

_ услуг могут быть использованы те же подходы,

_ что и при исследовании конкурентоспособ-

_ ности товара, поскольку оценке подвергаются

_ аналогичные показатели.

__Проблема исследования конку-

в настоящее время рентоспособности предприятий

__сферы услуг направлена, в пер-

российская экономика вую очередь, на поиск возмож-

__ностей ее повышения, а именно:

характеризуется выявление ее резервов и направлений формирования и реализации конкурентных преимуществ. Резервы конкурентоспособ-развитием сферы услуг ности - это специфические

приоритетным

тнимательство, 2009, № 6 (2)

потенциальные возможности эффективность предприятия (планируемые

запасы товарно-материаль- деятельности предприятий ных ценностей, возможности

совершенствования техноло- сферы услуг зависит, гических процессов и обеспе-

чения их гибкости, улучшение в первую очередь, от умения использования основных про-

изводственных фондов и обо- рационально использовать ротных средств) [7].

Конкурентоспособность собственные преимущества

предприятий сферы услуг _

определяется тем, насколько и возможности качественно они способны удовлетворить самые разнообразные потребности своих клиентов. Это, _

в свою очередь, непосредственно связано с _

формированием и реализацией конкурентных преимуществ, обусловленных специфическими возможностями того или иного предприятия, в том числе в области научно-исследовательских разработок.

В этом отношении необходимо пояснить, что конкуренция и достижения науки являются элементами одной и той же функции - стимулирования экономического развития на основе реализации конкурентных преимуществ предприятий и удовлетворения спроса населения.

Следовательно, конкурентное преимущество _

предприятия - это сложное и многоаспектное

понятие. При этом иногда даже один и тот же _

исследователь не имеет однозначного сужде- _

ния, что связано со спецификой подхода, применяемого автором к исследованию данной проблемы.

Решение одной из самых актуальных задач _

современной экономики - обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг -напрямую зависит от выбранной стратегии по реализации конкурентных преимуществ.

Отметим, что категории «конкурентоспособ- _

ность», «конкурентные преимущества» и «стра- _

тегия предприятия сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ» являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.

конкурI

Рис. Модель обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг

российское предпринимательство, 2009, № 6 (2) _ у ^ ^

Обеспечение конкурентоспособности

Исходя из представленной модели (см. рис. на с. 88) обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, можно сделать следующие выводы:

- непосредственный источник конкурентоспособности и в то же время базовый элемент стратегии, направленной на ее обеспечение, - конкурентные преимущества, то есть конкурентоспособность - это результат реализации конкурентных преимуществ;

- конкурентные преимущества и конкурентоспособность, а также возможность их разработки и реализации подвержены влиянию различных факторов, и степень этого влияния определяет вероятность достижения поставленных целей;

- формирование конкурентных преимуществ и стратегии по их реализации осуществляется на основе выявленных в результате оценки соответствующих резервов конкурентоспособности.

Оценка конкурентоспособности позволяет выявить резервы ее повышения, исходя из которых предприятие в рамках формирования стратегии по реализации конкурентных преимуществ может разработать конкретные мероприятия, направленные на усиление своей позиции на рынке. Следует указать, что направления формирования конкурентной стратегии должны быть классифицированы, исходя из конкурентоспособности услуг и предприятия в целом.

На наш взгляд, обязательной для оценки является такая важная составляющая деятельности предприятия, как эффективность маркетинга. Она отражает не только результативность производственной деятельности предприятия, связанной с оказанием услуг, но и сбытовой, сервисной, рекламной

конкурент

конкурентоспособность предприятий сферы услуг определяется тем, наскольк качественно они способны

удовлетворить самые разнообразные потребност

своих клиентов

ия

и других его политик, без осуществления которых оказание услуг является нерациональным.

Литература

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2004. - 860 с.

2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов. - М.: Интел-Синтез, 2000. -610 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. - М.: Интел-Синтез, 1999. - 416 с.

4. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 6 (26). - С. 59-68.

5. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. - М.: Альфа-Пресс, 2004. - 160 с.

6. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 1999. - 1152 с.

7. Зайцев Н.Л. Экономика организации: учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2004. - 624 с.

Kara A.N.

Cand. of Econ. Sci, assistant professor of Economics and Management, Povolzhye State Service University

The competitiveness of business of the human services

problem of competitiveness in the formation of strategies for service businesses

_Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article discusses the current problems of assessment of competitiveness in the formation of strategies for service businesses. Analyzed the levels of competitiveness and the interrelationship of economic categories «competitiveness», «a competitive advantage», «the strategy for implementing a competitive advantage».

российс

кое предпринимательство, 2009, № б (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.