Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/170EVN515.pdf DOI: 10.15862/170EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/170EVN515)
УДК 334.72
Фирсова Ольга Николаевна
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Россия, Орел1 Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=818723
Критерии оценки и направления повышения конкурентоспособности предпринимательских структур
1 302042, Россия, Орловская обл., г. Орел, ул. Планерная, д. 57, кв. 177
Аннотация. В современных экономических условиях актуальной проблемой является поддержание эффективного функционирования предпринимательских структур и повышение их конкурентоспособности. Успешное решение задачи предотвращения экономического спада и обеспечение экономического, научно-технического, социального развития предпринимательских структур возможно только в случае грамотно сформированной системы и механизмов управления, в которых оптимальным образом сочетаются различные элементы деятельности субъектов предпринимательства и рычаги различной природы (мотивационные, организационные, экономические и др.). Конкурентоспособность является одним из основных элементов, характеризующих состояния предпринимательских структур, как субъектов хозяйственной системы, определяющей перспективы дальнейшего развития, возможность достижения стратегических целей и задач. Поддержание и увеличение конкурентоспособности может рассматриваться и как одна из функциональных стратегических целей субъектов предпринимательских структур. Главная задача субъектов предпринимательской деятельности состоит в удержании своей ниши в жестких условиях конкуренции на рынке. Для грамотного поведения и успешной конкурентной борьбы на рынке каждому субъекту предпринимательской структуры следует проводить оценку конкурентоспособности по различным критериальным группам, результаты которой будут являться основой функционирования предпринимательских структур и принятия эффективных мер по повышению своих конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: предпринимательство; субъекты предпринимательской деятельности; предпринимательские структуры; конкурентоспособность; конкурентные преимущества; оценка конкурентоспособности; направления повышения конкурентоспособности; направления государственной поддержки предпринимательских структур.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Фирсова О.Н. Критерии оценки и направления повышения конкурентоспособности предпринимательских структур // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015)
http://naukovedenie.ru/PDF/170EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/170EVN515
Конкурентоспособность является одним из основных показателей предпринимательской деятельности, которая определяет перспективы дальнейшего развития, возможность достижения стратегических целей и заданий. Поддержание и увеличение конкурентоспособности может рассматриваться и как одна из функциональных стратегических целей субъектов предпринимательства2.
Конкурентоспособность является важной составляющей микросреды предпринимательских структур, без учета и изучения которой невозможна разработка
приемлемой стратегии и тактики функционирования субъектов предпринимательской деятельности на рынке.
Конкурентоспособность отдельного субъекта предпринимательской деятельности в определенном сегменте рынка выступает как обобщенная оценка его конкурентных преимуществ в вопросах формирования ресурсного потенциала, качества удовлетворения потребительского спроса и достигнутой эффективности функционирования хозяйственной системы субъекта Рыночные отношения диктуют предпринимательским структурам четкие конечные цели в конкурентной борьбе, а именно - максимальное удовлетворение требований потребителя и эффективность производственно-экономической деятельности. Реализация этих целей состоит в поиске и использовании конкретных преимуществ, обеспечивающих достижение прочных конкурентных позиций на рынке.
В современных рыночных условиях одним из важных элементов производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских структур является оценка качества их деятельности и конкурентоспособности. Значимость такой оценки обусловлена рядом причин, среди которых можно отметить: необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции (товаров, работ, услуг), выбор субъектами предпринимательства партнеров для организации совместной деятельности, привлечение средств инвестора для организации конкурентоспособного производства, составление маркетинговых программ для выхода на новые рынки сбыта и другие3.
В целом оценка конкурентоспособности предпринимательских структур предполагает проведение определенной работы, что будет являться предпосылкой для принятия конкретных решений по повышению конкурентоспособности (таблица 1).
2 Иванова И.В. Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур [Текст] / И.В. Иванова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 175.
3 Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом, 2010. №6. С. 52.
Таблица 1
Критерии оценки и направления повышения конкурентоспособности предпринимательских структур (составлена автором)
Направление деятельности Критерии и направления оценки Основное мероприятия повышения конкурентоспособности
1. Торгово-производственная деятельность Объем и состав товарооборота Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента за счет увеличения показателей широты и новизны. Стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды и других факторов.
Производственная мощность предприятия Производственная мощность - максимальный возможный выпуск продукции производственной единицы. Увеличение возможно за счет: • Выявление резервов увеличения выпуска продукции путем увеличения загрузки оборудования; • Сравнение использования производственных возможностей предприятия в различные периоды времени.
Положение торговой сети Оптимизировать деятельность торговых точек с целью улучшения работы и увеличения прибыли за счет снижения затратной составляющей.
2. Финансовая деятельность Рентабельность деятельности и использования капитала Отдачу собственного капитала можно повысить, увеличив в составе совокупного капитала долю заемных средств. При этом, рентабельность активов становится выше, когда становится выше и прибыльность продукции, также будет выше отдача всех внеоборотных активов, скорость оборота данных оборотных активов, когда будут ниже общие затраты на одну единицу продукции и затраты по основным экономическим элементам (материалов, средств труда).
Направление деятельности
Критерии и направления оценки
Основное мероприятия повышения конкурентоспособности
Финансовое положение и способность к
оплате предприятия
Необходимо провести анализ структуры баланса. Структурные перекосы баланса - рост кредиторской или дебиторской задолженностей - также могут оказывать негативное влияние на финансовое состояние предприятия. Увеличение кредиторской задолженности обычно происходит, когда компания не справляется с оплатой обязательств перед контрагентами. Это также может являться следствием нехватки оборотных денег. В таком случае проанализируйте дебиторскую задолженность по каждому контрагенту. Сократите сроки оплаты за отгруженную продукцию. По возможности примените санкции (пени) к недобросовестным покупателям._
Объем и структура оборотного капитала и его использование
Для поддержания ликвидности предприятие должно иметь высокий уровень оборотного капитала, а для повышения доходности предприятие должно снижать запасы оборотных средств, чтобы не допустить наличия неиспользуемых текущих активов.
Объем и состав инвестиционных вложений
Поиск новых источников финансирования.
3.
Кадровая работа
Обеспечение рабочей силой (полнота штату, их соответствие потребностям, кадровый резерв)
Формирование грамотной политики управления человеческими ресурсами, разработка плана планирования привлечения рабочей силы.
Продуктивность и
эффективность _труда_
Определение соотношение темпов роста продуктивности и эффективности труда и роста заработной планы, поиск векторов развития._
Уровень заработной платы и социальных
выплат, ее соответствие рыночным условиям
Постепенное повышение уровня заработной платы в зависимости от рыночных условий, а также от производительности труда персонала.
Направление деятельности Критерии и направления оценки Основное мероприятия повышения конкурентоспособности
Стабильность состава коллектива (текучесть кадров и ее причины) Стабилизация кадров - одно из основных средств повышения производительности труда, для чего требуется разработка специальных программ, в которых предусматриваются: • создание условий труда, организация труда и режима работы; • обеспечение потребностей в жилье, детских садах, медицинском обслуживании; • разнообразие производственных функций рабочих (привлечение к управлению); • совершенствование системы оплаты и стимулирования труда; • адаптация в трудовом коллективе; • внутрипроизводственное движение кадров; • гарантии занятости вне зависимости от конъюнктуры рынка; • привлечение временных работников в периоды подъема; • маневрирование трудовыми ресурсами в пределах компании; • переквалификация кадров; • сокращение рабочей недели в период ухудшения конъюнктуры; • дополнительные отпуска и досрочный выход на пенсии (ухудшение конъюнктуры); • неполный рабочий день; • работа по контрактам; • работа по созданию резерва в руководстве кадров.
4. Коммерческая деятельность Ассортиментная политика Расширение и стабилизация имеющегося ассортимента и анализ ассортиментной политики конкурентов.
Направление деятельности Критерии и направления оценки Основное мероприятия повышения конкурентоспособности
Ценовая политика Совершенствование ценовой политики предприятия возможно по следующим направлениям: 1) совершенствование системы реализации ценовой политики за счет: а) совершенствования применения методов ценообразования; б) использования новых методов ценообразования; в) усовершенствования взаимодействия между элементами системы; г) изменения числа субъектов управления и (или) повышение квалификации действующих; д) улучшения материального обеспечения системы; е) улучшения взаимодействия системы с другими системами предприятия; 2) активизация сбора коммерческой информации относительно основных потребителей для принятия управленческих решений по оптимизации цен; 3) реализация конкретных мероприятий по оптимизацию цены.
Рекламная деятельность Рекламная работа должна быть направлена в первую очередь на установление регулярных информационных связей оптового звена со своими покупателями-оптовыми и розничными торговыми предприятиями - для воздействия на них в целях увеличения закупок товаров.
5. Организационная и управленческая деятельность Система планирования Проектирование, освоение новой и повышение качества изготавливаемой продукции является важнейшим направлением деятельности предприятия, имеющим своей целью обеспечение допустимых темпов научно-технического прогресса и повышение качества выпускаемой продукции. Планирование внедрения прогрессивной технологии механизации и автоматизации производства. Планирование мероприятий по совершенствованию управления, систем планирования и организации производства включает важнейшие работы, направленные на специализацию производственных подразделений, механизацию и автоматизацию управления производства, совершенствование организации подготовки производства и материального обеспечения, форм и методов внутрифирменного хозрасчета. План модернизации и замены устаревшего оборудования, оснастки и инструмента.
После проведения оценки конкурентоспособности предпринимательским структурам необходимо провести сравнение проанализированных критериальных групп с аналогичными показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми показателями, показателями оцениваемого субъекта предпринимательства за прошлые периоды времени или с
нормативными показателями, характеризующими эталонную (идеальную) модель конкурентоспособности предприятия, принятую в зависимости от целей оценки. Полученные результаты оценки конкурентоспособности должны являться основой для дальнейшего развития субъектов предпринимательства и реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности, представленных в таблице 1.
Однако, вместе с тем для обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур при всей важности создания современных технико-технологических условий производства, необходимо также уделять внимание формированию адекватной данным условиям государственной поддержки российских предпринимательских структур, которая может строиться по определенной схеме (рисунок 1).
Рисунок 1. Направления государственной поддержки предпринимательских структур
(составлен автором)
Все государственные меры по улучшению конкурентоспособности предпринимательских структур могут быть условно разделены на три следующих блока:
• меры финансового и налогового стимулирования;
• меры имущественно-инфраструктурной поддержки;
• меры снижения уровня административного давления4.
Предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Оно в своей деятельности направлено, прежде всего, на потребности местного, локального рынка. Таким образом, государственная политика поддержки развития предпринимательских структур, обеспечивающая рост их конкурентоспособности, должна быть тесно связана с особенностями развития субъектов предпринимательства в конкретном регионе РФ, и строиться на основе разработки программ социально-экономической системы поддержки субъектов предпринимательства в каждом конкретном регионе.
4 Фирсова О.Н. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности: рекомендации по организации и управлению предпринимательством в современных условиях хозяйствования [Текст] - Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2015. С. 15.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент [Текст] - М.: Инфра-М, 2010. - 288 с.
2. Быков В.А. Конкурентоспособность товара: научные основы, методы оценки, управление [Текст] - М.: Научная Книга, 2009. - 208 с.
3. Иванова И.В. Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур [Текст] / И.В. Иванова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). - СПб. Реноме, 2012. - С. 175-178.
4. Короткий Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление (для технически сложных изделий) [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. №10. С. 38 - 45.
5. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом, 2010. №6. С. 51- 59.
6. Маренков Н.Л., Схиртладзе А.Г. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции [Текст] - М.: Феникс, 2010. - 512 с.
7. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] - М.: Альпина бизнес букс, 2011. - 715 с.
8. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность [Текст] - М.: Экономика, 2010. - 512 с.
9. Фидельман Г., Дедиков С., Адлер Ю. Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности [Текст] - М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. -186 с.
10. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность [Текст] -М.: Юнити-Дана, 2011. - 272 с.
11. Фирсова О.Н. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности: рекомендации по организации и управлению предпринимательством в современных условиях хозяйствования [Текст] - Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2015. - 71 с.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Firsova Olga Nikolaevna
Orel State University Russia, Orel E-mail: [email protected]
The evaluation criteria and ways of increasing the competitiveness of business structures
Abstract. In the current economic conditions pressing problem is to maintain the efficient functioning of businesses and increase their competitiveness. The successful solution of the problem to prevent the recession and economic, scientific-technical, social development, business structures is only possible in the case of well-formed system and management mechanisms, which optimally combines various elements of business activities and levers of various nature (motivational, organizational, economic and et al.). Competitiveness is one of the main elements that characterize the state of the business organizations, as subjects of the economic system, which determines the prospects for further development, the ability to achieve the strategic goals and objectives. Maintaining and increasing competitiveness can be considered as one of the strategic objectives of the functional entities of entrepreneurial structures. The main goal of businesses is to maintain its niche in the tough competitive environment in the market. To conduct a competent and successful competition in the market structure of each business entity should assess the competitiveness of various criterial groups, the results of which will be the basis for the functioning of businesses and the adoption of effective measures to improve their competitive advantage.
Keywords: entrepreneurship; business entities; business organizations; competitiveness; competitive advantages; competitiveness assessment; ways of increasing competitiveness; directions of state support of business structures.
REFERENCES
1. Barinov V.A., Kharchenko V.L. Strategic Management [Text] - M.: INFRA M, 2010. - 288 p.
2. Bykov V.A. Competitiveness of the goods: the scientific basis, evaluation methods, management [Text] - M.: Scientific Books, 2009. - 208 p.
3. Ivanova I.V. Factors of competitiveness of enterprise structures [Text] / V.I. Ivanov // Problems and Perspectives of Economics and Management: Proceedings of the international. scientific. Conf. (St. Petersburg, April 2012). - SPb.: Renome, 2012. - S. 175-178.
4. Korotkiy Y.G. Trading competitiveness and its quantification (for the technically complex products) // Marketing in Russia and abroad. 2010. №10. C. 38 - 45.
5. Krotkov A.M., Eleneva Y.Y. The competitiveness of businesses: approaches to the criteria, evaluation methods // Marketing in Russia and abroad, 2010. №6. S. 51 - 59.
6. Marenkov N.L., Skhirtladze A.G. Management software product quality and competitiveness [Text] - M.: Phoenix, 2010. - 512 p.
7. Porter M. Competitive Advantage: How to achieve a good result and to ensure its stability [Text] - M.: Alpina Business Books, 2011. - 715 p.
8. Fatkhutdinov R.A. Strategic competitiveness [Text] - M.: Economics, 2010. - 512 p.
9. Fidelman G., Dedikov S., Adler Y. Alternative Management. The path to global competitiveness [Text] - M.: Alpina Business Books, 2010. - 186 p.
10. Filosofova T.G., Bykov V.A. Competition and competitiveness [Text] - M.: Unity Dan, 2011. - 272 p.
11. Firsova O.N. Business planning business: recommendations on the organization and management of business in the current economic conditions [Text] - Orel: VPO «Orel State University», 2015. - 71 p.