Научная статья на тему 'Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса'

Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / TOURISM BUSINESS / ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигулин А.А.

Разработаны теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса в виде понятия «инновационно-креативный туристический продукт», вектора конкурентного преимущества потребителя к туристическому товару, диссипативно-структурирующей модели обеспечения конкурентоспособности предприятия, группировки и направлений совершенствования методов обеспечения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES ENTERPRISE COMPETITIVENESS TOURISM BUSINESS

The theoretical and methodological framework for ensuring the competitiveness of enterprises in the tourism business as the concept of «innovative and creative tourism product», the vector of competitive advantage to the consumer of tourist goods, dissipative-structuring models to ensure the competitiveness of the enterprise, groups and areas of improvement methods to ensure competitiveness.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 637.5:658.562

А.А. Жигулин

канд. техн. наук, доцент, кафедра экономики и предпринимательства, Донецкий филиал Европейского университета, Украина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

Аннотация. Разработаны теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса в виде понятия «инновационно-креативный туристический продукт», вектора конкурентного преимущества потребителя к туристическому товару, диссипативно-структурирующей модели обеспечения конкурентоспособности предприятия, группировки и направлений совершенствования методов обеспечения конкурентоспособности.

Ключевые слова: предприятие туристического бизнеса, конкурентоспособность.

A.A. Zhigulin, Donetsk branch of the European University

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES ENTERPRISE COMPETITIVENESS TOURISM

BUSINESS

Abstract. The theoretical and methodological framework for ensuring the competitiveness of enterprises in the tourism business as the concept of «innovative and creative tourism product», the vector of competitive advantage to the consumer of tourist goods, dissipative-structuring models to ensure the competitiveness of the enterprise, groups and areas of improvement methods to ensure competitiveness.

Keywords: tourism business, enterprise competitiveness.

Постановка проблемы. До 2010 года в Украине реализовывалась стратегия экономического роста с помощью соответствующего механизма. В период с 2013 по 2020 годы идет переориентация экономического развития на стратегию обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на уровне государства, регионов и предприятия. Важное место отводится предприятиям туристического бизнеса. Обеспечить конкурентоспособность предприятия можно, исследовав теоретические и методологические основы данного процесса. Изложенное свидетельствует об актуальности освещения теоретических и методологических основ обеспечения конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса.

Обзор научной литературы и публикаций. Проблему обеспечения конкурентоспособности предприятия решали как отечественные, так и зарубежные ученые. Фатхутдинов Р. считает, что система обеспечения конкурентоспособности формируется за счет аппарата инновационного, стратегического, производственного и тактического менеджмента предприятия [1]. Более расширенный взгляд на системность обеспечения конкурентоспособности представлен в трудах Кравченко С.А. Автор связывает данный процесс с адаптацией экономического механизма функционирования предприятия к конкуренции [2]. Кротков А.М. и Эленева Ю.А. предлагают дополнить экономический механизм функционирования предприятия процессами обеспечения конкурентоспособности в рыночной (конкурентоспособность продукции) и инвестиционной (увеличение стоимости капитала) сферах его деятельности [3]. Драган О.И. выделяет следующие подсистемы системы обеспечения конкурентоспособности предприятия: информационная, научная, правовая, нормативная, ресурсная, социально-трудовая, технико-технологическая, организационно-экономическая и финансово-инвестиционная [4].

Недостатком результатов исследований перечисленных авторов является отсутствие

связи процесса обеспечения конкурентоспособности с базовой конкурентной стратегией предприятия. Портер М. рекомендует обеспечивать конкурентоспособность за счет концентрации всех видов деятельности предприятия на базовой конкурентной стратегии: или лидерство в издержках, или дифференциация, или фокусирование (рынок, сегмент) [5]. Недостатком его подхода является то, что предлагаемые стратегии не охватывают всего спектра конкурентных отношений между предприятиями и не привязаны к определенным областям применения.

Выделение нерешенной части проблемы. Вместе с тем, в научной литературе отсутствует обощающий подход к описанию теоретических и методологических основ обеспечения конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса.

Целью исследования, результаты которого представлены в статье, является разработка подхода к описанию теоретических и методологических основ обеспечения конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса.

Изложение основного материала исследования. Структура результатов проведенного исследования приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности предприятия туристического бизнеса

Теоретические результаты исследования состоят в следующем.

- Разработана диссипативно-структурирующая модель обеспечения конкурентоспособности предприятия за счет действия синергетически взаимосвязанных методов, каждый из которых соответствует базовой конкурентной стратегии (или «инновационно-креативная дифференциация», или «экономия на издержках», или «высокое качество»), общечеловеческим, международным и национальным нормативам, а их совокупность способствует удержанию или расширению рыночной доли, что проявляется через неотрицательный тренд показателей деятельности, на которую влияют циклы развития экономики государства.

Циклическое развитие экономики Украины можно показать на примере динамики ВВП в период 1996-2010 гг. С помощью пакета EViews получили, что эконометрическая модель (1), включающая три лаговые переменные, является значимой:

% = а + Ь%.1 + с%.2 +dYt_з. (1)

Результаты расчета модели с лагами третьего порядка приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Расчет модели с лагами третьего порядка

Dependent Variable: Y

Method: Least Squares

Date: 05/15/11 Time: 18:01

Sample(adjusted): 1999 2010

Included observations: 12 after adjusting endpoints

Variable Coefficient Std. Error t-Statistic Prob.

C -19089.54 42397.40 -0.450252 0.6645

Y(-1) 0.779430 0.273808 2.846631 0.0216

Y(-2) -2.586211 1.314371 -1.967641 0.0847

Y(-3) 3.959286 1.762733 2.246106 0.0549

R-squared 0.974909 Mean dependent var 500442.

Adjusted R-squared 0.965500 S.D.dependent var 339182.

S.E. of regression 63000.73 Akaike info criterion 25.2008

Sum squared resid 3.18E+10 Schwarz criterion 25.3625

Log likelihood -147.2053 F-statistic 103.612

Durbin-Watson stat 1.572826 Prob(F-statistic) 0.00001

Результаты расчета с использованием пакету EViews свидетельствуют о том, что модель

Yt = -19089,54 + 0,78 Yt-1 - 2,59Yt-2 +3,96Yt-3 (2)

является значимой.

Приведенному уравнению отвечает характеристическое уравнение третьего порядка:

23 - 0,782 + 2,592 - 3,96 = 0 (3)

Кубическое уравнение имеет один действительный корень Л1 = 0,985 и два комплексных сопряжених корня:

Л23 = 1,13 (Cos 2,022 ± i sin 2,022).

Общее решение однородного конечно-разностного уравнения, которое отвечает неоднородному уравнению (2) имеет такой вид:

Yt = C1 0,985t+1,13t(C2Cos2,022t+ C3Sin2,022t) (4)

Из (4) следует, что ВВП Украины колеблется, и циклы колебаний имеют тенденцию к сокращению до 3,5-4,0 лет. Очевидным является тот факт, что циклическое развитие экономики страны влияет на экономику отдельного предприятия через сокращение (увеличение)потребительского спроса.

- Сформирован вектор конкурентного преимущества потребителя к товару предприятия туристического бизнеса, который в условиях тотальной информатизации общества указывает на:

а) «экономичность» (время, деньги), если приобретается товар физиологического назначения (транспортировка и питание туристов),

б) «качество», в случае приобретения товаров, удовлетворяющих потребности в безопасности и комфорте (размещение и страхование туристов),

в) «инновационно-креативную дифференциацию», когда за счет товара удовлетворяются высшие потребности (туроперейтинг, познавательные, рекреационные, развлекательные и развивающие услуги).

- Раскрыта сущность понятия «инновационно-креативный туристический продукт», под которым понимается комплекс туристических услуг, направленный на физиологическую и социальную рекреацию на фоне удовлетворения высшей потребности туриста в самовыражении (его стремление с помощью информации и знаний к формированию инновационно-креативных способностей и возможностей, необходимых для сосуществования и совместного развития с природой в обществе с инновационно-креативной экономикой).

- Подход по использованию предприятием туристического бизнеса трех базовых конку-

рентных стратегий («экономия на издержках», «высокое качество», «инновационно-креативная дифференциация»), который, в отличие от существующего («лидерство в издержках», «дифференциация», «фокусирование») и с целью охвата всей области экономических отношений конкурирующих на рынке туристических товаров предприятий, уточняет сами стратегии и области их использования (сферы туризма, где выпускаются «экономные», «качественные» и «инновационно-креативные дифференцированные» товары, соответственно).

Методологические результаты исследования представлены методологией и методами обеспечения конкурентоспособности предприятия туристического бизнеса.

Методология обеспечения конкурентоспособности предприятия имеет структуру:

1) основа (философия целевой логической ориентации системы методов обеспечения конкурентоспособности предприятия на создание условий для саморазвития потребителя и работника за счет удовлетворения их интереса к потреблению и производству товара, соответственно;

2) характеристика (особенность управления предприятием в период перепроизводства товаров и жесткой борьбы за потребителя, использование таких принципов и подходов к управлению, как системный, процессный, ситуационный, бизнес-процессный подходы, условия повышенной неопределенности влияния факторов внешней среды - политические и экономические кризисы, техногенные и экологические катастрофы);

3) логическая структура деятельности (логика бизнес-проекта: цель - этапы развития предприятия - SWOT анализ - исследование рынка - емкость рынка - доля предприятия на рынке -динамика потребительского спроса - объем продаж по месяцам года - расходы на маркетинг - методы обеспечения конкурентоспособности в сфере управления маркетингом - производство по месяцам года - методы обеспечения конкурентоспособности в сфере управления производством -размещение мощностей, тип производства и т.п. - методы обеспечения конкурентоспособности в сфере управления персоналом - подбор, размещение, адаптация, мотивация, оценка, увольнение персонала - методы обеспечения конкурентоспособности в сфере управления персоналом - структура расходов - методы обеспечения конкурентоспособности в области управления затратами -прибыли или убытки по месяцам года - налог на прибыль - чистая прибыль - уровень рентабельности - планирование, формирование и использование прибыли - методы обеспечения конкурентоспособности в сфере управления прибылью - баланс движения денежных потоков - методы обеспечения конкурентоспособности в сфере управления финансами. Логика методологии состоит в роли, которую играют виды реализации процессов обеспечения конкурентоспособности предприятия (процессы обеспечения рентабельности и соответствия нормативам играют роль граничных условий, а основным считается процесс обеспечения соответствия деятельности предприятия базовой конкурентной стратегии, в котором диссипативно-структурирующий рыночный аспект "интерес потребителя" сочетается с самоорганизующейся и саморозвивающей внутренней характеристикой предприятия «интересом работника»;

4) временная структура деятельности (оценка эффективности методов обеспечения конкурентоспособности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе);

5) технология управления (методика обеспечения конкурентоспособности предприятия в краткосрочной перспективе; методики обеспечения конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе через приведение его деятельности (с помощью методов) к требованиям базовой конкурентной стратегии и норм государственного регулирования; механизм реализации процессов обеспечения конкурентоспособности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, который, в отличие от существующего, включает описание методов обеспечения конкурентоспособности и последовательную проверку их воздействия на сохранение или расширение рыночной доли, соответствие базовой конкурентной стратегии и нормам государственного регулирования; вывод об успешной реализации процессов обеспечения конкурентоспособности делают в случае положительного результата всех трех видов проверки.

Результаты исследования методов обеспечения конкурентоспособности представлены их новой группировкой и направлениями совершенствования:

- разработан методический подход к группировке методов обеспечения конкурентоспособности предприятия туристического бизнеса путем разделения их на вспомогательные и основные: первые нацелены на получение новых знаний о конкурентной макро- и микросреде предприятия, а вторые соответствуют цепочке наращения потребительской ценности продукта (формирование продукта, ценообразование, реклама, сбыт, производство, персонал, расходы, инвестиции и финансы); группировка, в отличие от существующей, позволяет сконцентрировать управление на завоевании конкурентного преимущества потребителя, что немаловажно в условиях потребительски-ориентированной конкурентной экономики;

- сформированы направления пополнения и совершенствования банка методов обеспечения конкурентоспособности предприятия туристического бизнеса (сбор и систематизация совокупностей унифицированных способов и приемов для формирования методов), которые, в отличие от существующих, уточняют критерии систематизации (по подсистемам системы управления предприятием и кольцами цепи наращивания потребительской ценности продукта), а также введено новое направление в виде корректировки методов на соответствие базовой конкурентной стратегии предприятия; отличительной чертой направлений является их ориентация на повышение уровня конкурентоспособности предприятия в дестабилизирующих условиях кризисов и информатизации общества.

Апробация теоретических и методологических основ обеспечения конкурентоспособности проводилась на предприятиях туристического бизнеса Донецкого региона (Украина) и дала положительный результат.

Выводы:

1. Теоретическими основами обеспечения конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса являются понятие «инновационно-креативный туристический продукт», вектор конкурентного преимущества потребителя к туристическому товару и диссипативно-структурирующая модель обеспечения конкурентоспособности предприятия за счет действия синергетически взаимосвязанных методов.

2. К методологическим основам обеспечения конкурентоспособности предприятия туристического бизнеса относятся соответствующие методология (основа, характеристика, логическая и временная структура деятельности, технология) и методы (группировка, направления пополнения и совершенствования банка).

3. Апробация теоретических и методологических основ обеспечения конкурентоспособности проводилась на предприятиях туристического бизнеса Донецкого региона (Украина) и дала положительный результат.

Список литературы:

1. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Эксмо, 2004. - С. 201-202.

2. Кравченко С.А. Адаптация сельскохозяйственных предприятий к условиям рынка: монография. - 2-е изд. испр. и доп. - Киев: ННЦ ИАЭ, 2006. - 449 с.

3. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Эленева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. -№ 6. - С. 59-67.

4. Драган О.И. Система забезпечення конкурентоспроможност пщприемств: методолопчы аспекти // В1СНИК ЖДТУ. - 2008. - № 2 (44). - С. 239-246.

5. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. -М.: Альпина Букс, 2005. - 454 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.