ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Бахматова А.К. Email: Bakhmatova643@scientifictext.ru
Бахматова Анна Константиновна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой альянс государства и частного бизнеса с целью реализации стратегически важных и общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. Эффективность реализации проекта ГЧП должна быть обоснована еще на стадии инициации. При оценке эффективности ГЧП следует учитывать различные цели у партнеров, его создающих. Оценка экономической эффективности апробирована и имеет ряд утвержденных методик, тогда как оценка общественной эффективности предусмотрена только для публичной стороны. Общественная эффективность в одинаковой мере должна оцениваться частной стороной, рассматривающей долгосрочную перспективу своей деятельности в масштабах страны или региона. Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), инфраструктура, инвестиционный проект, эффективность.
PROBLEMS OF EFFICIENCY ASSESSMENT OF THE STATE-PRIVATE
PARTNERSHIP PROJECT Bakhmatova A.K.
Bakhmatova Anna Konstantinovna — PhD in Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF MANAGEMENT, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, ST.PETERSBURG
Abstract: public-private partnership (PPP) is an alliance of the state and private business with the aim of implementing strategically important and socially significant projects in a wide range of areas of activity. The effectiveness of the PPP project implementation should be justified at the initiation stage. When assessing the effectiveness of PPPs, different objectives should be taken into account by the partners who create it. The evaluation of economic efficiency has been tested and has a number of approved methods, while the evaluation of public effectiveness is provided only for the public side. Public efficiency should be equally assessed by a private party that considers the long-term perspective of its activities on a national or regional scale.
Keywords: public-private partnership (PPP), infrastructure, investment project, efficiency.
УДК 65.011.46
Реализация инвестиционных проектов на основе государственно -частного партнерства (ГЧП) представляет собой качественно новый этап взаимодействия государства и частного бизнеса. Партнерство позволяет преодолеть дефицит возможностей государства и его субъектов по финансированию инфраструктурных проектов. Такое взаимодействие отличается масштабностью, высокой эффективностью использования ресурсов, возможностями реализации инноваций, позволяет использовать преимущества сторон партнерства для повышения качества услуг и эффективности управления объектами общественной инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство является драйвером социально-экономического развития страны. Эффективность реализации проектов ГЧП должна быть обоснована еще на стадии их инициации. Партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий [1]. Поэтому при оценке эффективности проектов ГЧП следует изначально учитывать различные цели у партнеров его создающих. Если для частного партнера, в подавляющем большинстве случаев, приоритетной, однако, не
единственно важной, является экономическая эффективность проекта, то для государственного партнера, помимо экономической эффективности, важными показателями являются показатели общественной эффективности, включающие в себя оценку последствий реализации проекта государственно-частного партнерства.
Что касается оценки экономической эффективности проекта ГЧП, то существует достаточное число апробированных в мировой практике и используемых компаниями -частными партнерами методик. На эти же методики опираются и уполномоченные органы государственной власти, производя отбор инвестиционных проектов для реализации инфраструктурных задач на федеральном и региональном уровнях.
Так, методика оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, утвержденная Приказом от 30 ноября 2015 года №894 [3] включает в себя расчет эффективности на основании критериев финансовой эффективности проекта и социально-экономического эффекта от реализации проекта. Проект признается финансово эффективным, если чистая приведенная стоимость проекта больше или равна нулю рублей. Социально -экономический эффект признается достаточным для оценки проекта, если цели и задачи проекта соответствуют не менее чем одной цели и (или) задаче государственных (муниципальных) программ; показатели проекта соответствуют значениям не менее чем двух целевых показателей государственных (муниципальных) программ.
Таким образом, практика оценки социально-экономической эффективности проекта государственно-частного партнерства имеет ограничения по применению его частной стороной, участвующей в проекте. Хотя показатели общественной эффективности, такие как социальная, экологическая, инфраструктурная, инновационная оценка могут быть не менее важны, чем показатели экономической эффективности для компании, рассматривающей долгосрочную перспективу своей деятельности в масштабах страны или региона.
Некоторые из направлений оценки, составляющих общественную эффективность проекта, сложно выразить в количественных показателях и оценить их экономико-математическими методами, тем не менее представляется важным учитывать их при анализе эффективности проекта ГЧП [2]. Рассмотрим методы оценки наиболее часто встречающихся направлений общественной эффективности инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства.
Методы оценки социальной эффективности ГЧП отражают удовлетворенность общества (либо какой-то его целевой группы) результатами проекта, соответствие потребностям и целям общества, его основным ценностям. Такими направлениями могут быть: повышение уровня занятости населения, повышение образовательного или духовного уровня в обществе, повышение качественного уровня социальных услуг, защищенности населения от различных угроз. Оценить эффективность данных направлений можно путем сравнительного анализа уровня удовлетворенности населения до и после реализации проекта. На стадии предварительного анализа эффективности проекта такую оценку можно провести путем социологических исследований и опросов, с учетом ожиданий и интересов членов общества.
При оценке экологической эффективности ГЧП трудно выделить единую методику расчета из-за многообразия возможного воздействия деятельности предприятий на окружающую среду. В зависимости от сферы деятельности и специализации ГЧП в качестве примера можно привести уровень выбросов на единицу продукции; абсолютные показатели, такие как общий объем выбросов, площади рекультивированных земель. Для предварительной оценки эффективности проекта, а также для текущего мониторинга, наиболее удобной является оценка уровня экологических платежей предприятия до и после реализации проекта или какого либо его этапа.
Инфраструктурную эффективность ГЧП целесообразно рассматривать, в связи с тем, что инфраструктурные проекты характеризуются значительной капиталоемкостью и длительным периодом окупаемости капиталовложений. Как правило, это сложные и масштабные проекты, несущие высокие необратимые затраты для участника партнерства, так как что значительная часть инвестиций должна быть вложена в проект задолго до того, как он начнет приносить прибыль. Для оценки инфраструктурной эффективности проекта следует предварительно оценить обеспеченность выбранного региона объектами инфраструктуры, в том числе и путем сравнения обеспеченности подобными объектами в более развитых регионах, имеющих аналогичные потребности в таких объектах.
При оценке инновационной эффективности проектов ГЧП следует учитывать прямые и косвенные эффекты от внедрения инноваций. Прямые эффекты обуславливают достижение высоких технических характеристик, снижение издержек, снижение сроков реализации
проектов, развитие новых направлений деятельности. Среди косвенных проектов можно отметить создание собственной инновационной базы, повышение профессионального и интеллектуального уровня человеческого капитала, приобретение явных конкурентных преимуществ.
Таким образом, общественная эффективность ГЧП на стадии предварительной оценки проекта, должна быть проанализирована с позиций воздействия на общество, с привлечением экспертных мнений, социологических исследований, сравнительного анализа с аналогичными реализованными проектами, наработанной мировой и отечественной практикой.
В связи с этим, принятие управленческого решения о целесообразности реализации проекта в рамках государственно-частного партнерства должно осуществляться на комплексной основе, включающей в себя количественную и качественную оценку проекта с позиции целей и задач альянса.
Список литературы / References
1. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России. Проблемы становления // Отечественные записки, 2004. № 6 (24).
2. Ваславская И.Ю., Хакимова С.Д., Кузнецова Т.В. Методы оценки эффективности проектов государственно - частного партнерства. Российская практика // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 8. № 2, 2016.
3. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2015 № 40375).
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Головина В.В.1, Дорожкина Е.И.2. Email: Golovina643@scientifictext.ru
'Головина Вера Викторовна — кандидат экономических наук, доцент; 2Дорожкина Елена Игоревна — магистрант, кафедра рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: одним из ключевых направлений политики продвижения фармацевтических компаний является работа не только с конечными потребителями, но и с врачами и фармацевтами, что в условиях активного развития Интернета, определяет необходимость использования онлайн-инструментов продвижения с целью повышения эффективности коммуникаций с этими группами. Одним из таких инструментов являются специализированные социальные сети, которые открывают новые возможности для построения корпоративного имиджа и продвижения фармацевтических компаний в условиях, когда конкуренция на рынке довольно высока.
Ключевые слова: продвижение фармпроизводителей, специализированные социальные сети, Интернет-продвижение.
SPECIALIZED SOCIAL NETWORKS AS A PROMOTION TOOL OF PHARMACEUTICAL MANUFACTURERS IN THE INTERNET Golovina V.V.1, Dorozhkina E.I.2
'Golovina Vera Victorovna - PhD in Economics, Associate Professor; 2Dorozhkina Elena Igorevna - undergraduate, ACADEMIC DEPARTMENT OF ADVERTISING, DESIGN AND PUBLIC RELATIONS PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW