Научная статья на тему 'Некоторые подходы к оценке рисков в государственно-частном партнерстве'

Некоторые подходы к оценке рисков в государственно-частном партнерстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИИ / РИСКИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметова Лиана Раисовна, Ахметов Ильнур Вазирович, Гавриленко Ирина Григорьевна

Представлены основные подходы к оценке рисков в государственно-частном партнер-стве (ГЧП), обзор и анализ. Оценка рисков и эффективности проектов является важнейшим инструментом при реализации проектов ГЧП. В настоящее время отсутствуют единая сло-жившаяся практика и единые определенные способы осуществления анализа рисков про-ектов ГЧП. Во многих странах мира существуют методические рекомендации по проведению оценки рисков, подготовленные государственными органами, уполномоченными по реали-зации проектов государственно-частного партнерства. На практике возникает большая про-блема: какие риски могут понести партнеры при реализации проектов ГЧП. Рассмотренный в статье зарубежный опыт оценки рисков и эффективности проектов ГЧП, а также суще-ствующие методы отечественной практики дают возможность понять сложившуюся ситуа-цию в данном направлении и предложить наиболее подходящий метод оценки в наших условиях. Рассмотрены качественные (проведение опросов, SWOT-анализ, метод Дельфи) и количественные (метод корректировки нормы дисконта, анализ чувствительности показа-телей эффективности, метод сценариев, дерево решении, имитационное моделирование) методы оценки рисков реализации проектов ГЧП. При реализации проектов ГЧП особенно выделяется проведенная с привлечением экспертов со стороны государства и частного пар-тнера, качественная оценка рисков проекта при достаточном объеме данных о стоимости проекта и способах его реализации, в том числе с финансовой точки зрения. Это позволит дать реалистичное представление о возможных рисках проекта и их размерах и в дальней-шем осуществить квалифицированное управление ими в процессе реализации проекта ГЧП, а также рационально распределить их между участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахметова Лиана Раисовна, Ахметов Ильнур Вазирович, Гавриленко Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO ASSESSING RISKS IN THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

The main approaches to assessment of risks in the public-private partnership (PPP), the review and the analysis are presented in article. Assessment of risks and efficiency of projects is the major tool at implementation of projects of PPP. Now there are no uniform established prac-tices and certain uniform ways of implementation of risk analysis of projects of PPP. In many countries of the world there are methodical recommendations about evaluating risks prepared by public authorities, representatives for implementation of projects of public-private partnership. In practice there is a big problem: what risks partners at implementation of projects of PPP can incur. The estimates of risks considered in article foreign experience and efficiency of projects of PPP and also the existing methods of domestic practice, give the chance to understand current situation in this direction and to offer the most suitable method of assessment under our condi-tions. Methods of assessment of risks of implementation of projects of PPP are considered qualitative (holding polls, SWOT analysis, the Delfi method) and quantitative (a method of cor-rection of norm of discount, the analysis of sensitivity of indicators of efficiency, a method of scenarios, a tree the decision, imitating modeling). At implementation of projects of PPP, it is especially allocated, the carried-out with involvement of experts from the state and the private partner, quality standard of risks of the project at the sufficient volume of data on project cost and ways of his realization, including from the financial point of view. It will allow to give a realistic idea of possible risks of the project and their sizes and further to exercise the qualified control of them in the course of implementation of the project of PPP, and it is also rational to distribute them between participants.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к оценке рисков в государственно-частном партнерстве»

Economy and management in branches and fields of activity

АхметоваЛ.Р. Аккте1ога Ь. Я.

аспирант кафедры «Региональная экономика иуправление», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной техническийуниверситет », г. Уфа, Российская Федерация

Ахметов И.В. Аккте1ог1. V.

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Цифровые технологии

и моделирование», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной техническийуниверситет», г. Уфа, Российская Федерация

Гавриленко И.Г. СаггИепко I. С.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Региональная экономика иуправление», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной техническийуниверситет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 334

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РИСКОВ В ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Представлены основные подходы к оценке рисков в государственно-частном партнерстве (ГЧП), обзор и анализ. Оценка рисков и эффективности проектов является важнейшим инструментом при реализации проектов ГЧП. В настоящее время отсутствуют единая сложившаяся практика и единые определенные способы осуществления анализа рисков проектов ГЧП. Во многих странах мира существуют методические рекомендации по проведению оценки рисков, подготовленные государственными органами, уполномоченными по реализации проектов государственно-частного партнерства. На практике возникает большая проблема: какие риски могут понести партнеры при реализации проектов ГЧП. Рассмотренный в статье зарубежный опыт оценки рисков и эффективности проектов ГЧП, а также существующие методы отечественной практики дают возможность понять сложившуюся ситуацию в данном направлении и предложить наиболее подходящий метод оценки в наших условиях. Рассмотрены качественные (проведение опросов, SWOT-aнaлиз, метод Дельфи) и количественные (метод корректировки нормы дисконта, анализ чувствительности показателей эффективности, метод сценариев, дерево решении, имитационное моделирование) методы оценки рисков реализации проектов ГЧП. При реализации проектов ГЧП особенно выделяется проведенная с привлечением экспертов со стороны государства и частного партнера, качественная оценка рисков проекта при достаточном объеме данных о стоимости проекта и способах его реализации, в том числе с финансовой точки зрения. Это позволит дать реалистичное представление о возможных рисках проекта и их размерах и в дальнейшем осуществить квалифицированное управление ими в процессе реализации проекта ГЧП, а также рационально распределить их между участниками.

Ключевые слова: государство, бизнес, государственно-частное партнерство, эффективность, университет, инновации, риски, управление.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

SOME APPROACHES TO ASSESSING RISKS IN THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

The main approaches to assessment of risks in the public-private partnership (PPP), the review and the analysis are presented in article. Assessment of risks and efficiency of projects is the major tool at implementation of projects of PPP. Now there are no uniform established practices and certain uniform ways of implementation of risk analysis of projects of PPP. In many countries of the world there are methodical recommendations about evaluating risks prepared by public authorities, representatives for implementation of projects of public-private partnership. In practice there is a big problem: what risks partners at implementation of projects of PPP can incur. The estimates of risks considered in article foreign experience and efficiency of projects of PPP and also the existing methods of domestic practice, give the chance to understand current situation in this direction and to offer the most suitable method of assessment under our conditions. Methods of assessment of risks of implementation of projects of PPP are considered qualitative (holding polls, SWOT analysis, the Delfi method) and quantitative (a method of correction of norm of discount, the analysis of sensitivity of indicators of efficiency, a method of scenarios, a tree the decision, imitating modeling). At implementation of projects of PPP, it is especially allocated, the carried-out with involvement of experts from the state and the private partner, quality standard of risks of the project at the sufficient volume of data on project cost and ways of his realization, including from the financial point of view. It will allow to give a realistic idea of possible risks of the project and their sizes and further to exercise the qualified control of them in the course of implementation of the project of PPP, and it is also rational to distribute them between participants.

Key words: state, business, public-private partnership, efficiency, university, innovations, risks, management.

В настоящее время все большее значение приобретают проекты на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Они представляют собой абсолютно новую ступень взаимодействия государства и бизнеса, позволяющую преодолеть ограниченные возможности государства и его субъектов в финансировании социальных и инфраструктурных проектов. Проекты ГЧП отличаются масштабностью, высокой эффективностью использования ресурсов, возможностями реализации инноваций, помогают эффективно реализовать преимущества предприятий частной формы собственности с целью повышения качества услуг и эффективности управления объектами общественной инфраструктуры [1]. Потребность в обеспечении наибольшей эффективности взаимодействия государства, экономики и бизнеса приводит к необходимости уточнения методических подходов к экономическому обоснованию проектов, реализуемых на принципах ГЧП, с учетом специфики национальной экономики, выявления возможных рисков, методов их оценки и форм управления ими. Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о том, что отдельные аспекты

изучаемого направления нашли отражение в трудах зарубежных и отечественных ученых, в частности А. Акинтой, М. Бекка, Ф. Бюргера, М. Льюиса, М. Пангерана, В. Базиле-вича, В. Боронос, И. Запатринои, Н. Котенко, Д. Назарова и других [2]. Тем не менее, сложность методик оценки рисков и эффективности проектов государственно-частного партнерства и недостаточное их отражение в научных публикациях обусловливают дальнейшее углубление исследований в данном направлении. В связи с этим, основной целью исследования является анализ существующих в настоящий момент методов оценки рисков и эффективности проектов ГЧП с учетом зарубежного опыта и отечественной практики, выделение их преимуществ и недостатков, а также конкретные рекомендации по их практическому применению [3].

Как отмечалось выше, реализация проектов ГЧП обусловлена наличием рисков. Среди наиболее часто встречающихся рисков, присущих проектам, которые реализуются на основе государственно-частного партнерства, можно выделить:

1. финансовые;

2. коммерческие;

- 75

Economy and management in branches and fields of activity

3. политические;

4. экологические.

Чтобы провести оценку рисков проекта и дать обоснование их влияния на эффективность возможно применить нижеописанные методы.

Статистический метод — суть заключается в установлении уровня угрозы возможности наступления риска в зависимости от степени вероятности его возникновения. Для этого, как правило, применяется дисперсионный анализ — оцениваются отдельные показатели (факторы), влияющие на периодичность возникновения угроз.

Для отечественной практики степень вероятности возникновения угроз оценивается по нормативу:

— до0,1 — низкий уровень угрозы;

— от 0,11 до 0,25 — средний уровень угрозы;

— более 0,25 — высокий уровень угрозы.

Необходимо отметить, что неповторимость и ограниченность реализации многих проектов затрудняет применение этого метода из-за отсутствия в статистической выборке достоверного количества случаев возникновения рисков.

Метод целесообразности затрат основывается на определении уровня угрозы возникновения риска того, что будет превышен объем средств, которые будут потрачены при выполнении условий договора, согласованных с партнерами. Для каждого этапа исполнения условий договора ГЧП уровень угрозы возникновения такого риска определяется в частном порядке. На практике применение этого метода, по нашему мнению, несет определенные сложности из-за того, что необходимо достоверное количественное измерение риска на каждом отдельном этапе реализации проекта, учитывая всю непредвиденность реалий нынешней отечественной экономики.

Метод экспертной оценки содержит в себе проведение оценки рисков группой экспертов. Данный метод широко применяется на практике.

Метод аналогов основан на определении уровня угрозы возникновения риска путем

анализа международного опыта. Данный метод является особенно актуальным для проектов, реализуемых с участием иностранных партнеров [4].

Несмотря на то, что в практике уже широко применяются методы определения рисков, до сих пор не существует наиболее точного критерия выбора наилучшего метода. Есть место субъективного подхода в оценке уровня угрозы их возникновения, обусловливающее необходимость более детального изучения методических подходов в соответствии с действующей международной практикой.

При оценке эффективности проектов ГЧП необходимо учесть тот факт, что у партнеров, его создающих, могут быть разные цели. В частности, для частного партнера первоочередной является финансовая эффективность проекта, что, естественно, упрощает ее оценку ввиду существования достаточного числа методик, а для государственного партнера, как правило, более важными показателями являются: социальная, инфраструктурная, экологическая, инновационная, бюджетная (как по направлению повышения поступлений в бюджет, так и снижения бюджетных расходов) оценка. Вследствие этого оценку эффективности ГЧП можно условно разделить на финансовую эффективность и общественную, включающую в себя все стороны последствий воздействия проекта на общество. Некоторые составляющие общественной эффективности проекта трудно выразить в количественных показателях и оценить экономико-математическими методами, но, тем не менее, не учитывать их при анализе эффективности ГЧП нельзя.

Рассмотрим методы оценки наиболее часто встречающихся направлений общественной эффективности ГЧП. Выделяют социальные методы эффективности оценки ГЧП, отражающие удовлетворенность общества результатами проекта, соответствие его потребностям и целям, его основным ценностям. Такими направлениями могут быть: повышение уровня занятости населения, повышение образовательного или духовного уровня в обществе, повышение качествен-

ного уровня каких-либо социальных услуг, защищенности населения от различных угроз. Оценить эффективность данных направлений можно путем сравнительного анализа уровня удовлетворенности населения до и после реализации проекта. На практике на стадии предварительного анализа эффективности проекта такую оценку можно провести через социологические исследования и опросы с учетом ожиданий и интересов членов общества [5]. Можно рассмотреть инфраструктурную эффективность ГЧП. Инфраструктурные проекты (ИП) характеризуются значительной капиталоемкостью и длительным периодом окупаемости капиталовложений. Как правило, это сложные и масштабные проекты. Другой важной характеристикой ИП являются высокие необратимые затраты. Это означает, что значительная часть инвестиций должна быть вложена в проект в самом начале, задолго до того, как он наберет обороты и начнет приносить прибыль [6]. Для оценки эффективности инфраструктурного проекта следует предварительно оценить обеспеченность выбранного региона объектами инфраструктуры, потребность региона в данных объектах, в том числе и путем сравнения обеспеченности подобными объектами в более развитых регионах, имеющих аналогичные выбранному региону потребности. Например, инновационная эффективность проектов ГЧП, при оценке которой следует учитывать прямые и сопровождающие эффекты от внедрения инноваций. Прямые эффекты обуславливают достижение требуемых технических характеристик, снижение издержек, снижение сроков реализации проектов, развитие новых направлений деятельности. Что касается сопутствующих эффектов, то важным является создание собственной инновационной базы, повышение профессионального и интеллектуального уровня персонала, создание положительного образа инновационного предприятия, что в современных условиях является заметным конкурентным преимуществом. Таким образом, общественная эффективность ГЧП на стадии предварительной оценки должна быть проанализирована

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

с позиций воздействия на общество, с привлечением экспертных мнений, социологических исследований, сравнительного анализа с аналогичными реализованными проектами, наработанной мировой и отечественной практикой. Государственно-частное партнерство является важным инструментом развития экономики народного хозяйства. Однако эффективность реализации подобных проектов должна быть обоснована еще в их пре-динвестиционной фазе. При этом должны быть учтены не только экономические, но и социальные эффекты реализации проекта. В связи с этим, принятие решения о целесообразности реализации проекта должно осуществляться на комплексной, мультикрите-риальной основе.

На пути к эффективному управлению рисками проектов государственно-частного партнерства следующим за этапами идентификации и классификации рисков является этап оценки рисков, то есть определение величины (степени) риска качественными и количественными способами.

Оценка рисков и последующий анализ возможности снижения негативных последствий от возникновения рискового события позволяет выработать оптимальную систему распределения и управления рисками. Вместе с тем, осуществление оценки рисков без предварительной их идентификации, классификации невозможно. В этом заключается комплексный подход к анализу рисков, позволяющий получить наиболее исчерпывающую информацию о положительных и отрицательных результатах реализации проекта.

В большинстве случаев государственные и частные партнеры проекта используют разные методы оценки рисков. Государственный партнер оценивает риски с точки зрения социальной значимости проекта и особое внимание уделяет характеристикам проекта, не связанным с возникновением рискового события. Частный партнер уделяет больше внимания именно разнообразным видам рисков, которые могут возникнуть при реализации проекта ГЧП, и их стоимостной оценке. В результате сложение на этапе кон-

Economy and management in branches and fields of activity

курсных процедур диаметрально противоположных подходов к оценке рисков приводит к построению достаточно целостной системы вероятностей возникновения неопределенности на этапе реализации проекта ГЧП.

От результатов проведенной оценки рисков зависит итоговая стоимость реализации проекта. Именно поэтому выбор оптимального способа управления риском не возможен без проведения оценки рисков качественными, а также количественными способами, основанными на теории вероятностей, математической статистике и теории исследований операций [5].

В зависимости от информации, которой владеет экономический субъект при принятии решения об участии в проекте государственно-частного партнерства, оценка риска может производиться следующими способами: на основании существующей информации о рисковой ситуации; на основании расчета приемлемого для экономического субъекта уровня риска в зависимости от варьируемых исходных параметров в условиях заданных ограничений, оценки качества принимаемых решений по итогам оценки полученных результатов.

Качественная оценка рисков позволяет выявить и идентифицировать возможные виды рисков, свойственных проекту, определить и описать причины и факторы, влияющие на уровень данного вида риска. Также в рамках качественной оценки осуществляются выявление и характеристика стоимостной оценки всех возможных последствий возникновения выявленных рисков, и предлагаются мероприятия по минимизации или компенсации этих последствий с расчетом стоимостной оценки этих мероприятий.

Рассмотрение каждого вида риска проекта государственно-частного партнерства может осуществляться с точки зрения причин возникновения данного типа риска, выявления негативных последствий возникновения рискового события, определения мероприятий по минимизации конкретных рисков, которые могут возникнуть при реализации проекта ГЧП.

Качественная оценка рисков должна проводиться на этапе разработки плана реализа-

ции проекта, что в дальнейшем с учетом полученной информации позволит осуществить количественный анализ рисков. Для целей качественного анализа рисков используются метод экспертных оценок, включающих комплекс логических и математико-ста-тистических методов и процедур, связанных с деятельностью эксперта по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. Среди методов экспертных оценок, применяемых при качественном анализе рисков можно выделить SWOT-aнaлиз, метод Дельфи, проведение опросов, оценку рисков на каждом этапе реализации проекта.

Количественная оценка рисков предполагает определение численных значений отдельных рисков и проекта в целом. Она производится с помощью разного рода математических моделей, общий смысл которых можно выразить через функцию вероятности наступления рискового события и потенциальных последствий от его возникновения. Для осуществления количественной оценки рисков необходимы данные произведенного базисного расчета показателей проекта и его примерной стоимости, а также качественного анализа рисков проекта. Наиболее распространенными методами, применяемыми при количественной оценке рисков инвестиционных проектов, в частности проектов ГЧП, являются метод корректировки нормы дисконта; анализ чувствительности показателей эффективности (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс рентабельности и др.); метод сценариев; дерево решений; имитационное моделирование — метод Монте-Карло [7].

При оценке рисков проекта могут быть использованы детерминированные, стохастические, лингвистические, игровые математические модели, а также модели эвристических правил. Возможность применения той или иной математической модели зависит от наличия исходных данных о проекте, условий выбора (определенности, неопределенности).

При анализе рисков проектов государственно-частного партнерства применимы такие методы анализа рисков, как вероятностный, экспертный анализ, метод анало-

гов, анализ показателей предельного уровня, анализ чувствительности проекта, анализ сценариев развития проекта, построение дерева решений.

Вероятностный анализ позволяет определить вероятность потерь на основе имеющихся статистических данных.

Экспертный анализ применяется в случае недостаточности или отсутствия исходной информации о проекте, и оценка рисков осуществляется экспертами.

В случае, если подобные проекты уже были осуществлены, то может применяться метод аналогов. В такой ситуации результаты уже реализованных проектов экстраполируются на разрабатываемый проект.

С помощью анализа показателей предельного уровня определяется степень устойчивости проекта к возможным изменениям условий его реализации.

Анализ чувствительности проекта позволяет оценить влияние значений различных исходных переменных на изменение результативных показателей проекта.

При проведении анализа сценариев развития проекта разрабатывается несколько сценариев реализации проекта ГЧП (наиболее вероятный, оптимистический и пессимистический) и осуществляется их сравнительная оценка, рассматриваются возможные варианты изменения показателей проекта.

На практике чаще применяется метод построения дерева решений, который представляет собой построение пошаговой схемы выполнения проекта ГЧП с последовательной оценкой риска его реализации на каждом из этапов.

Как правило, осуществление проектов ГЧП связано с большой вероятностью рисков, и решения в основном достигаются в условиях неопределенности, когда применение детерминированной и стохастической модели затруднено, и тогда, как правило, широко применяется теории игр.

Наглядно можно рассмотреть, к какой группе относится тот или иной фактор внешней или внутренней среды, построив, так называемую, матрицу решений. Она представляет собой комбинации определенных и неопределенных факторов, от которых зави-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

сит эффективность реализации проекта ГЧП (таблица 1).

Таблица 1. Факторы, влияющие на эффективность проектов ГЧП

Внешняя среда

Внутренняя среда Определенные факторы Неопределенные факторы

Определенные факторы Максимально благоприятная ситуация Серьезные угрозы внешней среды

Неопределенные факторы Слабый инвестиционный проект Минимально благоприятная ситуация

С точки зрения частного партнера, внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на принятие решений при оценке эффективности инвестирования, можно объединить в четыре группы. Внутренние определенные факторы отражают сильные стороны проекта ГЧП, внутренние неопределенные факторы — слабые стороны проекта. Внешние определенные факторы отображают возможности, которые представлены для реализации проекта ГЧП внешней средой, а внешние неопределенные факторы рассматриваются как угрозы в процессе реализации проекта, которые вызваны воздействием внешней среды.

Отметим, что при принятии решения по итогам анализа партнер оказывается в одной из описанных базовых ситуаций. При обладании хорошим инвестиционным потенциалом он может в полной мере его реализовать в сложившихся условиях внешней среды, то такую ситуацию можно в полной мере назвать максимально благоприятной для реализации проекта ГЧП. Таким образом, партнер может повысить степень эффективного использования своих возможностей.

В ситуации, когда внешние условия не позволяют партнеру в полной мере реализовать свои возможности, стратегия реализации проекта должна быть направлена на минимизацию внешних угроз в целях максимально эффективного использования своих возможностей.

На практике также имеет место быть и обратная ситуация. Благоприятные условия внешней среды не могут быть использованы частным партнером ввиду пробелов в самом

- 79

Economy and management in branches and fields of activity

инвестиционном проекте, например из-за сложившегося состояния инвестора или его недостаточной компетентности. В этом случае партнеру необходимо максимально снизить свои слабые стороны для более эффективного использования внешней среды.

Для инвестора ситуация, когда внешние неблагоприятные условия усиливают внутренние слабые стороны частного партнера проекта ГЧП, является наименее благоприятной. В таких условиях в случае принятия решения об участии в проекте ГЧП, в первую очередь, инвестору необходимо минимизировать свои внутренние слабости при учете угроз внешней среды. Вариантов выхода из сложившейся ситуации может быть, по крайней мере, два: отказ от реализации проекта и стремление реализовать проект, переждав неблагоприятную ситуацию.

Часто на практике по причине отсутствия данных и возможности осуществления количественных расчетов показателей риска применяются экспертные методы оценки рисков, основная задача которых состоит в получении субъективного мнения группы экспертов на основе индивидуального мнения о сложившейся ситуации каждого из них. При оценке рисков проектов государственно-частного партнерства могут применяться как коллективные методы оценивания, предполагающие выработку в процессе обсуждения единого мнения (например, метод «мозговой атаки», деловая игра), так и сбор индивидуальных мнений экспертов (анкетирование, метод Дельфи).

До сих пор не существует единой сложившейся практики и единых способов осуществления анализа рисков проектов ГЧП. Как правило, в большинстве стран мира имеются методические рекомендации по проведению оценки рисков, которые были подготовлены государственными органами, уполномоченными осуществлять реализацию проектов государственно-частного партнерства. Такие страны, как Великобритания, Канада, Австралия имеют уже весомый опыт исполнения проектов ГЧП. Однако они еще не имеют практических руководств по государственно-частному партнерству, содержащих подробные рекомендации по осуществлению 80 -

анализа, в том числе оценки рисков проектов ГЧП. Особое внимание органы власти данных стран уделяют сравнительному анализу эффективности реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства и государственного заказа.

Например, в Великобритании оценка рисков проектов ГЧП упоминается лишь косвенно в рамках рекомендаций по организации управления финансовыми потоками и финансовыми резервами в целях нейтрализации последствий, возникающих в процессе реализации проекта ГЧП.

Методические рекомендации, используемые в Канаде, предусматривают классификацию и оценку рисков проектов ГЧП, рекомендации по их распределению между партнерами проекта с точки зрения эффективности управления ими, но при этом не содержат каких-либо рекомендаций относительно способов осуществления количественной оценки рисков и подробной их классификации [8].

В Австралии большое внимание отводится оценке стоимости проекта при различных способах его реализации и эффективному распределению риска между участниками проекта ГЧП. На практике расчет рисков как таковых не производится, а сводится к анализу теоретических исследований.

Рассмотренные примеры зарубежных стран по подходам к расчету рисков при реализации проектов ГЧП не должны восприниматься нами как существенные упущения со стороны их государственных органов. Сложившиеся в этих странах традиции принятия решений о реализации проектов в рамках ГЧП и реализация этих проектов подтверждают, что каждый проект по своей сути является уникальным, и оценка рисков по этой причине не может быть общей для всех проектов.

Вывод

Таким образом, на основании обзора практики анализа рисков реализации проектов ГЧП и способов оценки их эффективности можно прийти к выводу, что в большинстве случаев определить точное количественное значение каждого риска проекта государственно-частного партнерства на этапе его

подготовки весьма затруднительно. Однако оценку рисков обязательно нужно проводить, чтобы иметь представление о возможных проблемах в реализации проектов ГЧП. На данном этапе изученности вопроса оценки рисков можно отметить, что проведенная с привлечением экспертов со стороны государства и частного партнера качественная оценка рисков проекта при достаточном объеме данных о стоимости проекта и способах

Список литературы

1. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия — государство. Инновации в действии: Пер. с англ. / Под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2010. 237 с.

2. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовых проектов // Справочник руководителя учреждений культуры. 2005. № 12. С. 16-24.

3. Ахметова Л.Р., Валиев Ш.З. Современная система высшего образования в России // Наука сегодня: теория и практика: сб. науч. тр. Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / Уфимский государственный университет экономики и сервиса. 2015. С. 14-17.

4. Ахметов И.В., Никонова С.А., Ахметова Л.Р Перспектива развития рынка образовательных услуг высшего образования в Республике Башкортостан // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 2 (16). С. 135-140.

5. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. 315 с.

6. Манько H.H. Направления эффективного сотрудничества и организации государственно-частного партнерства // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2012. №2. С. 116-123.

7. Смородинская Н. Тройная спираль как новая матрица экономических систем // Инновационная экономика. 2011. № 4 (150). С. 66-78.

8. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

его реализации, в том числе с финансовой точки зрения, позволит дать более реалистичное представление о возможных рисках проекта и их размерах. Это, в свою очередь, позволит в дальнейшем осуществить квалифицированное управление рисками в процессе реализации государственно-частного партнерства и рационально распределить их между участниками проекта.

практики II Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 41-50.

References

1. Itskovich G. Triple helix. Universities — enterprises — state. Innovations in action: Transi, from Engl. / Ed. A.F. Uvarov. Tomsk: Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, 2010. 237 p.

2. Amuntz D.M. Public private partnership. Concession model of joint participation of the state and the private sector in the implementation of financial projects II Handbook of the head of cultural institutions. 2005. No. 12. P. 16-24.

3. AkhmetovaL.R., Valiev Sh.Z. The modern system of higher education in Russia II Science today: theory and practice Collection of proceedings of the International Correspondence Scientific and Practical Conference / Ufa State University of Economics and Service. 2015. P. 14-17.

4. Akhmetov I.V., Nikonova S.A., Akhme-tova L.R. Prospect of development of the market of educational services of higher education in the Republic of Bashkortostan II Bulletin of the UGNTU. Science, education, economics. Series: TheEconomy. 2016. No. 2 (16). P. 135-140.

5. Varnavsky V.G. Partnership between the state and the private sector: forms, projects, risks. Moscow: Nauka Publ., 2005. 315 p.

6. Manko N.N. Directions of effective cooperation and organization of public-private partnership II Scientific review. Series 1. Economics andLaw. 2012. No. 2. P. 116-123.

7. Smorodinskaya N. Triple helix as a new matrix of economic systems II Innovative economics. 2011. No. 4 (150). P. 66-78.

8. Varnavsky V. Public-private partnership: some issues of theory and practice II World Economy and International Relations. 2011. No. 9. P. 41-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.