УДК: 336.148 УЛЕЗЬКОВА ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВ-
НА
студентка 5 курса Института экономики и управления Уральского федерального университета, e-mail: elizabeth180997@gmail.com
САВЧЕНКО НАТАЛЬЯ ЛЬВОВНА
к.э.н., доцент кафедры финансового и налогового менеджмента,
Уральский федеральный университет e-mail: n.l.savchenko@urfu.ru
БЕРЕЗЮК МАРИЯ ВИКТОРОВНА
к.э.н., доцент кафедры экономики природопользования Уральского федерального университета, e-mail: m.v.berezyuk@urfu.ru
ПЕЛЫМСКАЯ ИРИНА СЕРГЕЕВНА
к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях Уральского федерального университета, e-mail: i.s.pelymskaya@urfu.ru
D0l:10.26726/1812-7096-2020-10-165-174 ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ КОНТРОЛЬНОЙ ПАЛАТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ШАДРИНСКА)
Аннотация. Цель и предмет. Цель данного исследования заключается в проведении анализа оценки эффективности деятельности контрольно-счетных органов в муниципальном образовании, выявление основных проблем в методике оценки и ее совершенствование. Предметом исследования является оценка эффективности деятельности внешнего муниципального финансового контроля (на примере Контрольной палаты муниципального образования — г. Шадринска). Информационная база и методы исследования. Информационной базой исследования выступили Бюджетный кодекс РФ, федеральные нормативно-правовые акты в области государственного (муниципального) финансового контроля, материалы Контрольной палаты муниципального образования — г. Шадрин-ска, Контрольно-счетных органов Курганской области, научно-практические статьи и материалы. Для проведения исследования были использованы методы системного, сравнительного, статистического анализа, а также метод экспертных оценок. Результаты исследования и практическая значимость. В ходе анализа были рассмотрены действующие методические указания по оценке эффективности деятельности контрольно -счетных органов на местном уровне. На примере контрольно-счетного органа муниципального образования выявлены существующие проблемы организации муниципального финансового контроля и оценки эффективности деятельности Контрольной палаты. Сформулированы недостатки существующих методик. Предложены рекомендации по совершенствованию методики оценки эффективности деятельности контрольно-счетного органа. Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью использования методики оценки эффективности на уровне муниципального образования любого субъекта РФ при подготовке и составлении годового отчета о деятельности контрольно-счетного органа. Научная новизна. На основе анализа существующих методик по оценке эффективности деятельности контрольно-счетных органов и выявленных проблем в их деятельности разработана авторская методика оценки эффективности деятельности органов внешнего муниципального финансового контроля. Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетный орган, контрольная палата, эффективность, методика оценки эффективности, контрольная
деятельность.
ULEZKOVA ELIZAVETA SERGEEVNA
5th year student of the Institute of Economics and Management Ural Federal University, e-mail: elizabeth180997@gmail.com
SAVCHENKO NATALIA LVOVNA
Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Financial and Tax Management, Ural Federal University
e-mail: n.l.savchenko@urfu.ru
BEREZIUKMARIA VIKTOROVNA
Ph. D. in Economics, associate Professor of environmental Economics Ural Federal University, e-mail: m.v.berezyuk@urfu.ru
PELYMSKAYA IRINA SERGEEVNA
Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management at Metallurgical and Machine-Building
Enterprises Ural Federal University, e-mail: i.s.pelymskaya@urfu.ru
PROBLEMS OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE BODIES ' ACTIVITIES MUNICIPAL FINANCIAL CONTROL (ON THE EXAMPLE OF THE CONTROL CHAMBER OF THE MUNICIPALITY OF SHADRINSK)
Abstract. Purpose and object. The purpose of this study is to analyze the evaluation of the effectiveness of the control and accounting bodies in the municipality, identify the main problems in the evaluation methodology and improve it. The subject of the study is the evaluation of the effectiveness of the external municipal financial control (on the example of the Control Chamber of the municipality — the city of Shadrinsk). Information base and research methods. The information base of the research was the Budget Code of the Russian Federation, federal normative legal acts in the field of state (municipal) financial control, materials of the Control Chamber of the municipality of Shadrinsk, Control and Accounting bodies of the Kurgan region, scientific and practical articles and materials. Methods of systematic, comparative, and statistical analysis, as well as the method of expert assessments, were used to conduct the study. The results of the research and practical significance. In the course of the analysis, the current guidelines for assessing the effectiveness of the activities of control and accounting bodies at the local level were considered. On the example of the control and accounting body of the municipality, the existing problems of the organization of municipal financial control and evaluation of the effectiveness of the Control Chamber are identified. The disadvantages of the existing methods are formulated. Recommendations for improving the methodology for evaluating the effectiveness of the control and accounting body are proposed. The practical significance of research results associated with the use of methods of assessment of efficiency at the level of municipal formation of any subject of the Russian Federation in the preparation and drafting of the annual report on the activities of the audit authority. Scientific novelty. Based on the analysis of existing methods for assessing the effectiveness of the control and accounting bodies and the identified problems in their activities, the author's methodology for evaluating the effectiveness of the external municipal financial control bodies is developed.
Keywords: municipal financial control, control and audit body, the chamber of control, efficacy,
Муниципальный финансовый контроль занимает исключительное место в системе государственного финансового контроля, координируя работу на муниципальном уровне, поддерживая при этом экономическую безопасность страны. Внешний муниципальный финансовый
контроль призван обеспечить эффективное использование средств местных бюджетов Российской Федерации. За более чем 20 лет существования в стране финансового контроля до сих пор не выработана единая система оценки эффективности деятельности контрольно-счетных органов на муниципальном уровне. Поэтому вопросы о степени эффективности осуществляемого финансового контроля, а также об уровне результативности использования государственного (муниципального) имущества, финансов, которые находятся в ведении контрольно-счетных органов, представляют особый интерес.
В нашей стране проблемой оценки эффективности деятельности контрольно-счетных органов занимались такие исследователи, как С. И. Ломакин, С. П. Опенышев, В. Д. Чечеткин и другие. На основе их работ, а также на основе положений Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» [7] (далее - ФЗ РФ № 6-ФЗ) были разработаны две методики оценки эффективности деятельности органов муниципального финансового контроля. Основные коэффициенты, используемые в данных методиках, представлены в таблице 1.
№ Методические указания Используемые коэффициенты Итоговый результат
1. Методика научно-методического совета Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (АКСОРФ) Экономической эффективности (количественный), выяв-ляемости (суммарный и количественный), возвратности, персональной нагрузки (количественный и суммарный), степени охвата контролем (суммарный). Сумма рангов за год
2. Методика определения результатов деятельности муниципальных контрольно-счетных органов Московской области Охвата контролем, результативности, возмещений, реализации, привлечения к ответственности, взаимодействия с правоохранительными органами, применения бюджетных мер принуждения, привлечения по материалам контрольно-счетного органа к административной ответственности, использования в деятельности сайта (страницы, раздела), контрольно-счетного органа, использования в деятельности Портала Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ, использования в деятельности методических рекомендаций и стандартов, интегральный коэффициент. Сумма всех коэффициентов
пального финансового контроля заложены четыре основных критерия:
1. Экономичность - отношение суммы восстановленных средств к численности сотрудников контрольно-счетного органа.
2. Двойственность - отношение величины расходов, связанных с осуществляемыми проверками, к сумме расходов бюджета.
3. Результативность - отношение суммы выявленных нарушений к общему объему охваченных проверкой средств.
4. Интенсивность - отношение количества проверенных объектов к численности сотрудников контрольно-счетного органа [19, с. 131].
Основной целью представленных методик является создание единой структурированной системы государственного (муниципального) внешнего финансового контроля [6]. Но в то же время данные методики не являются полными, так как в них рассматривается только относительно небольшой круг вопросов, связанных с деятельностью контрольно-счетных органов.
Далее рассмотрим существующие проблемы в области осуществления оценки деятельности контрольно-счетных органов. В ходе проведенного исследования данные проблемы были структурированы и представлены рекомендации по их устранению (таблица 2).
Проблема 1: постоянное изменение законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Анализ нормативной базы, устанавливающей работу органов муниципального финансового контроля, показывает частое ее изменение. Так, контрольно-счетные органы работают на основе действующего законодательства в области бюджетного, финансового права и иных нормативно-правовых актов: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ [1], Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ», ФЗ РФ № 6-ФЗ [7], местные НПА в области организации работы контрольно-счетных органов, а также установленные стандарты. К сожалению, изменения связаны с меняющейся экономической, социальной ситуацией в стране, поэтому данные нормативно-правовые акты требуют регулярного изменения, что говорит о неразрешимости данной проблемы. Так, органам муниципального финансового контроля следует только корректировать и подстраивать свою деятельность под частые изменения в законодательстве.
№ Проблемы оценки эффективности муниципальных контрольно-счетных органов Рекомендации по устранению проблем
1. Постоянное изменение законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля В полной мере неразрешимая проблема, контрольно-счетным органам следует корректировать и подстраивать свою деятельность под частые изменения в законодательстве
2. Небольшая штатная численность контрольно-счетных органов на местах. Небольшой охват контролем объема бюджета муниципального образования. С расширением штата Контрольной палаты осуществить делегирование полномочий. Минимизация загруженности при выполнении полномочий сотрудниками контрольно-счетных органов.
3. Относительно небольшая классификация выявленных в ходе проведения контрольных, экспертно-аналитических мероприятий и иных проверок финансовых нарушений и ошибок. Доработать специалистами контрольно-счетных органов классификацию выявленных нарушений и ошибок, а именно - расширить классификатор «Иные нарушения».
4. Отсутствие информации за прошлые отчетные периоды на официальном сайте государственного (муниципального) контроля ГИС ЕСГФК. Проработать и обеспечить доступность и открытость информации на официальном сайте государственного (муниципального) контроля ГИС ЕСГФК не только за отчетный период, но и за предыдущие периоды.
5. П Отсутствие методических рекомендаций оценивания эффективности деятельности на местном уровне роблема 2: небольшая штатная численность к Создать и принять в работу Методические указания с включением коэффициента Расчетной численности муниципальных служащих контрольно-счетного органа, а также разработать основные и дополнительные показатели и Методику оценки эффективности деятельности контрольно-счетных органов субъекта РФ :штрш1й^речвтинйр01метйдв]йа местах.
Проблема 3: небольшой охват контролем объема бюджета муниципального образования, который ведет к загруженности сотрудников контрольной палаты, а значит, и к изменениям сроков проверки, задержки выполнения мониторинга и наличию ошибок в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, составлению отчетов и опубликованию результатов на сайте ГИС.
Проблема 4: относительно небольшая классификация выявленных в ходе проведения контрольных, экспертно-аналитических мероприятий и иных проверок финансовых нарушений и ошибок. По результатам контрольных мероприятий контрольно-счетные органы отмечают нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц, ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью, при формировании и исполнении бюджетов, необеспечении эффективности и результативности использования средств, низком уровне исполнения доходов, росте кредиторской задолженности, необеспечении финансирования мероприятий, предусмотренных бюджетной росписью, росте сумм штрафов, пени, неустоек, уплаченных по судебным решениям, иных нарушениях.
Проблема 5: отсутствие информации за прошлые отчетные периоды на официальном сайте Государственной информационной системы осуществления государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений (ГИС ЕСГФК). Это ведет к затруднению обеспечения доступности и открытости информации о деятельности контрольной палаты в Сети. При этом Контрольная палата позиционирует, чтобы материалы проведенных проверок и экспертиз являлись для граждан, депутатов Думы и Администрации одним из источников объективной информации о состоянии городских финансов, уровне бюджетной дисциплины, качестве бюджетного планирования и других аспектах, связанных с бюджетным процессом. Следовательно, предлагается проработать данную проблему и
обеспечить полное наличие и представление информации сотрудниками на сайте ГИС ЕСГФК.
Проблема 6: отсутствие методических рекомендаций оценивания эффективности деятельности на местном уровне. Проблемой также является недостаточность проработки методических указаний в работе муниципального финансового контроля, отсутствие единой структурированной системы оценки эффективности деятельности органов муниципального финансового контроля, следствием чего является невозможность охвата всех позиций контроля, оценки их деятельности.
Таким образом, представленный анализ проблем оценки эффективности деятельности органов муниципального финансового контроля позволяет сделать вывод о необходимости создания универсальной методики оценки эффективности.
В ходе данного исследования также был проанализирован опыт Совета органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля Курганской области [15], включая контрольно-счетные органы г. Кургана [8], г. Шадринска [10, 11, 12], контрольно-счетные палаты Далматовского [9], Катайского [13], Кетовского [14], Куртамышского [16] и Мишкинского [17] районов Курганской области на предмет оценки эффективности их деятельности. В результате чего был сделан вывод о целесообразности принятия за основу оценки эффективности деятельности контрольных органов двух базовых методик (табл. 1) с учетом поправок и доработок.
Так, основными итоговыми коэффициентами из базовых методик являются: коэффициент экономической эффективности, выявляемости, возвратности, персональной нагрузки, степени охвата контролем, результативности, реализации, привлечения к ответственности, взаимодействия с правоохранительными органами, использования в деятельности сайта (страницы, раздела) КСО, использования в деятельности методических рекомендаций.
Несмотря на относительно широкий круг коэффициентов в используемых методиках, они не раскрывают в полной мере и не позволяют оценить работу органов муниципального финансового контроля со всех сторон. Поэтому необходимо расширить круг показателей для повышения объективности методики и задействования в оценке эффективности деятельности КСО по-
№ Наименование коэффициента Формула Примечания
I. Эффективность
1 Коэффициент неэффективного использования государственных (муниципальных) средств (К1), % Нэи/Нк х 100 Нэи - объем неэффективного расходования средств; Нк - объем выявленных финансовых нарушений.
2 Коэффициент выявляемости при проведении внешней проверки (К2), % Нвп/Нк х 100 Нвп - количество нарушений при проведении внешней проверки; Нк - объем выявленных финансовых нарушений.
3 Коэффициент финансовой обеспеченности (К3), тыс. руб./шт ед. ФО/Чксо ФО - финансовое обеспечение деятельности КСО в отчетном периоде; Чксо - численность сотрудников КСО.
II. Интенсивность
4 Коэффициент интенсивности экспертно-аналитических заключений (К4), % Зэа/(Мэа+Мк) х 100 Зэа - количество экспертно-аналитических заключений; Мэа - число проведенных экспертно-аналитических мероприятий; Мк - число проведенных контрольных мероприятий.
5 Коэффициент интенсивности экспертно-аналитических мероприятий (суммарный, К5), % Мэа/(Мэа+Мк) х 100 Мэа - число проведенных экспертно-аналитических мероприятий; Мк - число проведенных контрольных мероприятий.
6 Коэффициент интенсивности контрольных мероприятий (суммарный, К6), % Мк/(Мэа+Мк) х 100 Мк - число проведенных контрольных мероприятий; Мэа - число проведенных экспертно-аналитических мероприятий.
7 Коэффициент интенсивности экспертно-аналитических мероприятий (количественный, К7), ед./шт. ед. Мэа/Чксо Мэа - число проведенных экспертно- аналитических мероприятий; Чксо - численность сотрудников КСО.
8 Т Г 1 1 и я
Коэффициент интенсивности контрольных мероприятий (количественный, К8), ед./шт ед. л Мк/Чксо vww.rppe.ru Мк - число проведенных контрольных мероприятий; Чксо - численность сотруднико в КСО.69
Для более полной оценки эффективности деятельности органов муниципального финансового контроля предлагаются дополнительные показатели эффективности (таблицы 3, 4).
В качестве дополнительных коэффициентов при оценке эффективности деятельности органов муниципального финансового контроля предлагается использовать разделение критериев, представленное в Методике научно-методического совета Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (АКСОРФ) по: эффективности, интенсивности, результативности, а также ввести новый критерий - открытости.
Таблица 4
Дополнительные показатели оценки эффективности деятельности органов
№
Наименование коэффициента
Формула
Примечания
III. Результативность
Коэффициент выполнения предписаний и представлений (К9), %
Пв/Пн х 100
Пв - число выполненных предписаний и представлений;
Пн - число направленных предписаний и представлений.
Коэффициент выполнения информационных писем (К10), %
ИПв/ИПн х 100
ИПв - число выполненных информационных писем;
ИПн - число направленных информационных писем.
Коэффициент результативности (К11), %
Зп/Чксо х 100
Зп - число подготовленных заключений КСО;
Чксо - численность сотрудников КСО.
IV. Открытость
Коэффициент выполнения жалоб (К12), %
Жв/Жп х 100
Жв - число выполненных жалоб органами КСО;
Жп - число поступивших жалоб в орган КСО.
Коэффициент работы с порталом ГИС ЕСГФК (К13), %
Чгис/Чксо х 100
Чгис - число сотрудников, зарегистрированных на портале ГИС ЕСГФК; Чксо - число сотрудников КСО.
Коэффициент заполненности портала ГИС ЕСГФК (К14), %
Ргис/Робщ х 100
Ргис - количество заполненных разделов на портале ГИС ЕСГФК; Робщ - общее число разделов на портале ГИС ЕСГФК.
Для оценки эффективности предлагается использовать коэффициенты неэффективного использования государственных (муниципальных) средств, выявляемости при проведении внешней проверки, финансовой обеспеченности:
1. Коэффициент неэффективного использования государственных (муниципальных) средств (К1) отражает, какую долю в объеме выявленных финансовых нарушений занимает объем неэффективного расходования средств.
2. Коэффициент выявляемости при проведении внешней проверки (К2) показывает результативность работы Контрольной палаты. Он представляет соотношение количества нарушений при проведении внешней проверки и общего объема выявленных финансовых нарушений.
3. Коэффициент финансовой обеспеченности (К3) отражает экономическую составляющую формирования штатной численности в контрольно-счетном органе. Данный коэффициент показывает, сколько в среднем получает сотрудник муниципального контрольно-счетного органа за период.
Для оценки интенсивности предлагается использовать коэффициенты интенсивности экс-пертно-аналитических заключений, а также суммарные и количественные коэффициенты интенсивности экспертно-аналитических мероприятий и интенсивности контрольных мероприятий [5]. В методических указаниях определения результатов деятельности муниципальных КСО представлен общий коэффициент, поэтому предлагается разбить данный показатель на несколько коэффициентов:
1
2
3
4
5
6
- коэффициент интенсивности экспертно-аналитических заключений (К4) показывает, сколько подписанных экспертно-аналитических заключений по результатам экспертно-аналитических заключений приходится в общей доле проведенных мероприятий, включая экс-пертно-аналитические и контрольные;
- коэффициент интенсивности экспертно-аналитических мероприятий (суммарный, К5) отражает долю проведенных экспертно-аналитических мероприятий в общей доле проведенных мероприятий, включая экспертно-аналитические и контрольные;
- коэффициент интенсивности контрольных мероприятий (суммарный, К6) отражает долю проведенных контрольных мероприятий в общей доле проведенных мероприятий, включая экспертно-аналитические и контрольные;
- коэффициент интенсивности экспертно-аналитических мероприятий (количественный, К7) показывает, сколько экспертно-аналитических мероприятий приходится на каждого сотрудника контрольно-счетного органа;
- коэффициент интенсивности контрольных мероприятий (количественный, К8) показывает, сколько контрольных мероприятий приходится на каждого сотрудника контрольно-счетного органа.
Следует отметить, что все коэффициенты используются в соответствии с ФЗ РФ № 6-ФЗ.
Для оценки результативности деятельности контрольно-счетного органа предлагается использовать коэффициенты выполнения предписаний и представлений, выполнения информационных писем и коэффициент результативности [20]. В методических указаниях определения результатов деятельности муниципальных КСО представлен общий коэффициент, поэтому предлагается также разбить данный показатель на несколько коэффициентов:
- коэффициент выполнения предписаний и представлений (К9) отражает процент выполненных предписаний и представлений в общей доле направленных предписаний и представлений по итогам проведения проверочных мероприятий контрольно-счетным органом;
- коэффициент выполнения информационных писем (К10) отражает процент выполнения информационных писем в общей доле направленных информационных писем по итогам проведения проверочных мероприятий контрольно-счетным органом;
- коэффициент результативности (К11) показывает, сколько подготовленных заключений контрольно-счетным органом приходится на одного сотрудника органа муниципального финансового контроля.
В соответствии с принципами гласности, открытости работы контрольно-счетного органа, а также в соответствии с ФЗ РФ № 6-ФЗ предлагается, кроме того, использовать в новой методике коэффициент выполнения жалоб, коэффициент работы с порталом ГИС ЕСГФК, а также коэффициент заполненности портала ГИС ЕСГФК:
- коэффициент выполнения жалоб (К12) показывает процент выполнения жалоб органами муниципального финансового контроля в общем количестве поступивших в орган жалоб;
- коэффициент работы с порталом ГИС ЕСГФК (К13) отражает, сколько сотрудников зарегистрировано и работает с порталом в общей численности сотрудников КСО. Данный коэффициент позволяет оценить степень загруженности сотрудников в работе с порталом ГИС ЕСГФК;
- коэффициент заполненности портала ГИС ЕСГФК (К14) показывает открытость и доступность предоставленной информации на официальном портале государственного (муниципального) контроля ГИС ЕСГФК. Он отражает процент заполненных разделов на портале ГИС ЕСГФК в общем объеме разделов данного портала.
Для оценки эффективности работы органов муниципального финансового контроля предлагается рассчитать среднее значение коэффициентов в соответствии с формулой (1):
Кср = (Ю+К2+...+Ю4)/14, (1)
где Кср - рассчитанное среднее значение дополнительных коэффициентов;
№ Результат (среднее значение коэффициентов) Критерий оценки эффективности деятельности КСО
1. Более 75 % Деятельность КСО эффективна
2. От 50% до 75 % включительно Деятельность КСО относительно эффективна
3. Менее 50 % Деятельность КСО недостаточно эффективна
На заключительном этапе предлагается ранжировать полученные результаты в следующем порядке: ранг 1 присваивается наименьшему значению, следующие ранги присваиваются в порядке возрастания полученных результатов.
Таким образом, представленная методика будет иметь более объективный и достоверный результат [20], она полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Также органы муниципального финансового контроля должны своевременно и регулярно проводить оценку эффективности своей деятельности (как минимум раз в год, включая в расчеты результаты, полученные за предыдущие два года) [21].
В дальнейшем представленная методика может быть использована в качестве составной части общей структурированной методики оценки эффективности деятельности органов му-
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 года № 145-ФЗ// СПС Консультант-Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
2. Дмитриев С. Ю. Оценка эффективности внешнего финансового контроля в муниципальном образовании // Финансы и кредит. - 2015. - № 25 (649). - С. 11-22.
3. Методика определения отдельных критериев, характеризующих уровень открытости и доступности информации о деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Московской области: Решение Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате Московской области от 18.09.2017 года № 8 // Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Московской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ksp.mosreg.ru (дата обращения 14.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
4. Методика определения результатов деятельности муниципальных контрольно-счетных органов Московской области: Решение Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате Московской области от 22.12.2017 года № 9 // Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Московской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ksp.mosreg.ru (дата обращения 14.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
5. Мутьева А. Ю. К вопросу о видах муниципального контроля //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-3. - С. 215-218.
6. Научно-методический совет Ассоциации контрольно-счетных органов РФ // Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ach-fci.ru/ AKSOR/NmsAKSOR.html (дата обращения 14. 09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
7. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 07.02.2011 года № 6-ФЗ // СПС Консультант-Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
8. Об отчете Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2018 год: Решение Курганской городской думы от 27.03.2019 года № 46 // Официальный сайт муниципального образования город Курган. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kurgan-city.ru (дата обраще-ния10.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
9. Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Далматовского района за 2018 год: Решение Далматовской районной думы от 30.01.2019 года № 300 // Официальный сайт Администрации Далматовского района. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dalmatovo.su (дата обращения 10.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
10. Отчет Контрольной палаты муниципального образования - город Шадринска за 2017 год: Решение Шадринской городской думы от 21.02.2018 года № 297 [электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации муниципального образования - города Шадринск. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.shadrinsk-city.ru/ (дата обращения 10.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
11. Отчет Контрольной палаты муниципального образования - города Шадринска за 2018 год: Решение Шадринской городской думы от 24.01.2019 года № 483 // Официальный сайт Администрации муниципального образования - города Шадринска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.shadrinsk-city.ru/ (дата обращения 10.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
12. Отчет Контрольной палаты муниципального образования - города Шадринска за 2019 год: Решение Шадринской городской думы от 18.02.2020 года № 669 // Официальный сайт Администрации муниципального образования - города Шадринска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.shadrinsk-city.ru/ (дата обращения 10.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
13. Отчет о деятельности Контрольно-счетной комиссии Катайского района за 2018 год: Решение Катайской районной думы от 28.02.2019 года № 286 // Официальный сайт Администрации Катайско-го района. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://katayskraion.ru (дата обращения 10.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
14. Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Кетовского района за 2018 год // Официальный сайт Администрации Кетовского района. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ketovo45.ru (дата обращения 10.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
15. Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Курганской области за 2018 год // Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Курганской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://kspkurgan.ru/ (дата обращения 10.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
16. Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Куртамышского района за 2018 год // Официальный сайт аАдминистрации Куртамышского района. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://region-kurtamysh.com/ (дата обращения 10.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
17. Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Мишкинского района Курганской области за 2018 год //Официальный сайт Администрации Мишкинского района. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mishkino.kurganobl.ru (дата обращения 10.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
18. Оценка эффективности работы контрольно-счетных органов муниципальных образований: опыт Ульяновской области // Официальный сайт Счетной палаты Ульяновской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spuo.ru/metodic/ (дата обращения 14.09.2020), свободный. - Загл. с экрана.
19. Фостащенко А. Д. Система критериев оценки эффективности деятельности контрольных органов //MODERN SCIENCE. - 2019. - № 12-5. - С. 130-134.
20. Хромов Е. Н., Чирков Д. А. Муниципальный финансовый контроль: проблемы реализации и перспективы развития // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2015. - № (370). - С. 25-29.
21. Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы // Экономическая наука и практика: материалы VМеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - 2017. - С. 53-57.
References:
1. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 31.07.1998 goda № 145-FZ // SPS Kon-sul'tant-Plyus. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 14.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
2. Dmitriev S. YU. Ocenka effektivnosti vneshnego finansovogo kontrolya v municipal'nom obrazovanii // Fi-nansy i kredit. - 2015. - № 25 (649). - S. 11-22.
3. Metodika opredeleniya otdel'nyh kriteriev, harakterizuyushchih uroven' otkrytosti i dostupnosti informacii o deyatel'nosti kontrol'no-schetnyh organov municipal'nyh obrazovanij Moskovskoj oblasti: Reshenie Soveta kontrol'no-schetnyh organov pri Kontrol'no-schetnoj palate Moskovskoj oblasti ot 18.09.2017 goda № 8 // Ofi-cial'nyj sajt Kontrol'no-schetnoj palaty Moskovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// ksp.mosreg.ru (data obrashcheniya 14.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
4. Metodika opredeleniya rezul'tatov deyatel'nosti municipal'nyh kontrol'no-schetnyh organov Moskovskoj oblasti: Reshenie Soveta kontrol'no-schetnyh organov pri Kontrol'no-schetnoj palate Moskovskoj oblasti ot 22.12.2017 goda № 9 // Oficial'nyj sajt Kontrol'no-schetnoj palaty Moskovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ksp.mosreg.ru (data obrashcheniya 14.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
5. Mut'eva A. YU. K voprosu o vidah municipal'nogo kontrolya // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2016. - № 2-3. - S. 215-218.
6. Nauchno-metodicheskij sovet Associacii kontrol'no-schetnyh organov RF // Oficial'nyj sajt Associacii kontrol'no-schetnyh organov RF. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ach-fci.ru/AKSOR/ NmsAKSOR.html (data obrashcheniya 14.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
7. Ob obshchih principah organizacii i deyatel'nosti kontrol'no-schetnyh organov subëktov Rossijskoj Federacii i municipal'nyh obrazovanij: Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 goda № 6-FZ // SPS Konsul'tant-Plyus. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 14.09.2020), svobod-nyj. - Zagl. s ekrana.
8. Ob otchete Kontrol'no-schetnoj palaty goroda Kurgana o deyatel'nosti za 2018 god: Reshenie Kurganskoj gorodskoj dumy ot 27.03.2019 goda № 46 // Oficial'nyj sajt municipal'nogo obrazovaniya gorod Kurgan. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.kurgan-city.ru (data obrashcheniya10.09.2020), svobod-nyj. - Zagl. s ekrana.
9. Ob otchete o deyatel'nosti Kontrol'no-schetnoj palaty Dalmatovskogo rajona za 2018 god: Reshenie Dalma-tovskoj rajonnoj dumy ot 30.01.2019 goda № 300 // Oficial'nyj sajt Administracii Dalmatovskogo rajona. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://dalmatovo.su (data obrashcheniya 10.09.2020), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
10. Otchet Kontrol'noj palaty municipal'nogo obrazovaniya - gorod SHadrinska za 2017 god: Reshenie SHa-drinskoj gorodskoj dumy ot 21.02.2018 goda № 297 [elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Administracii municipal'nogo obrazovaniya - goroda SHadrinsk. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.shadrinsk-city.ru/ (data obrashcheniya 10.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
11. Otchet Kontrol'noj palaty municipal'nogo obrazovaniya - goroda SHadrinska za 2018 god: Reshenie SHa-drinskoj gorodskoj dumy ot 24.01.2019 goda № 483 // Oficial'nyj sajt Administracii municipal'nogo obrazovaniya - goroda SHadrinska. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.shadrinsk-city.ru/ (data obrashcheniya 10.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
12. Otchet Kontrol'noj palaty municipal'nogo obrazovaniya - goroda SHadrinska za 2019 god: Reshenie SHa-drinskoj gorodskoj dumy ot 18.02.2020 goda № 669 // Oficial'nyj sajt Administracii municipal'nogo obrazovaniya - goroda SHadrinska. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.shadrinsk-city.ru/ (data obrashcheniya 10.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
13. Otchet o deyatel'nosti Kontrol'no-schetnoj komissii Katajskogo rajona za 2018 god: Reshenie Katajskoj rajonnoj dumy ot 28.02.2019 goda № 286 // Oficial'nyj sajt Administracii Katajskogo rajona. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://katayskraion.ru (data obrashcheniya 10.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
14. Otchet o deyatel'nosti Kontrol'no-schetnoj palaty Ketovskogo rajona za 2018 god // Oficial'nyj sajt Administracii Ketovskogo rajona. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ketovo45.ru (data obrashcheniya 10.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
15. Otchet o deyatel'nosti Kontrol'no-schetnoj palaty Kurganskoj oblasti za 2018 god // Oficial'nyj sajt Kontrol'no-schetnoj palaty Kurganskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://kspkurgan.ru/ (data obrashcheniya 10.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
16. Otchet o deyatel'nosti Kontrol'no-schetnoj palaty Kurtamyshskogo rajona za 2018 god // Oficial'nyj sajt aAdministracii Kurtamyshskogo rajona. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://region-kurtamysh.com/ (data obrashcheniya 10.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
17. Otchet o deyatel'nosti Kontrol'no-schetnoj palaty Mishkinskogo rajona Kurganskoj oblasti za 2018 god // Oficial'nyj sajt Administracii Mishkinskogo rajona. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// mishkino.kurganobl.ru (data obrashcheniya 10.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
18. Ocenka effektivnosti raboty kontrol'no-schetnyh organov municipal'nyh obrazovanij: opyt Ul'yanovskoj oblasti // Oficial'nyj sajt Schetnoj palaty Ul'yanovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// spuo.ru/metodic/ (data obrashcheniya 14.09.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
19. Fostashchenko A. D. Sistema kriteriev ocenki effektivnosti deyatel'nosti kontrol'nyh organov //MODERN SCIENCE. - 2019. - № 12-5. - S. 130-134.
20. Hromov E. N., CHirkov D. A. Municipal'nyj finansovyj kontrol': problemy realizacii i perspektivy razviti-ya //Buhgalterskij uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah. - 2015. - № (370). - S. 25-29.
21. SHepelev D. R. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' v Rossii: problemy i perspektivy // Ekonomicheskaya nauka ipraktika: materialy VMezhdunar. nauch. konf. (g. CHita, aprel' 2017g.). - 2017. - S. 53-57.