Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕОРИЯ / ПРАКТИКА / CONTROL / STATE CONTROL / FINANCIAL CONTROL / THEORY / PRACTICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабаданова Джамиля Аминуллаевна, Омаров Магомед Магомедович

Целью работы является характеристика государственного финансового контроля, изучение теоретических основ и их практического применения. В процессе исследования были использованы следующие методы: метод классификации, анализ, синтез. Результаты. В статье рассмотрен государственный контроль, дана характеристика основным теоретическим аспектам, а также изучена современная практика государственного контроля. Область применения результатов. Результаты приведенной статьи могут быть использованы при изучении основных аспектов государственного финансового контроля и анализе современной практики. Выводы. Фундаментальным условием, обеспечивающим формирование эффективной системы государственного финансового контроля, является создание единого законодательного акта, включающего в себя все нормы контроля. В нем должно быть четко указано, какие органы осуществляют государственный финансовый контроль и какие полномочия они имеют, кому подчиняются эти органы и какие органы подчиняются им, какие права и обязанности имеют лица, проводящие проверку, по каким правилам будет проводиться эта проверка, по каким нарушениям будет осуществляться проверка, а также какие органы будут проводить проверку определенных нарушений и какие меры ответственности будут приняты по отношению к нарушителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рабаданова Джамиля Аминуллаевна, Омаров Магомед Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FINANCIAL CONTROL: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

The purpose of this work is to characterize the state financial control, study the theoretical foundations and their practical application. The following methods were used in the research process: classification method, analysis, and synthesis. Results. The article deals with state control, describes the main theoretical aspects, and studies the modern practice of state control. The scope of the results. The results of this article can be used in the study of the main aspects of state financial control and analysis of modern practice. Summary. The fundamental condition that ensures the formation of an effective system of state financial control is the creation of a single legislative act that includes all the rules of control. It should be clearly indicated which bodies carry out state financial control and what powers they have to submit to these bodies, and what bodies are subject to them, what rights and obligations are those carrying out the test of what rules will be carried out this check on what violations should be validated and which bodies will inspect certain violations and what sanctions will be taken against the violators.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 336 РАБАДАНОВА ДЖАМИЛЯ АМИНУАААЕВНА

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» «Дагестанский государственный университет», e-mail: salyhat1@rambler.ru

ОМАРОВ МАГОМЕД МАГОМЕДОВИЧ

магистрант 2 года обучения направления «Финансы и кредит» «Дагестанский государственный университет».

e-mail: genadiy.golovkin.98@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация. Целью работы является характеристика государственного финансового контроля, изучение теоретических основ и их практического применения. В процессе исследования были использованы следующие методы: метод классификации, анализ, синтез. Результаты. В статье рассмотрен государственный контроль, дана характеристика основным теоретическим аспектам, а также изучена современная практика государственного контроля. Область применения результатов. Результаты приведенной статьи могут быть использованы при изучении основных аспектов государственного финансового контроля и анализе современной практики. Выводы. Фундаментальным условием, обеспечивающим формирование эффективной системы государственного финансового контроля, является создание единого законодательного акта, включающего в себя все нормы контроля. В нем должно быть четко указано, какие органы осуществляют государственный финансовый контроль и какие полномочия они имеют, кому подчиняются эти органы и какие органы подчиняются им, какие права и обязанности имеют лица, проводящие проверку, по каким правилам будет проводиться эта проверка, по каким нарушениям будет осуществляться проверка, а также какие органы будут проводить проверку определенных нарушений и какие меры ответственности будут приняты по отношению к нарушителям.

Ключевые слова: контроль, государственный контроль, финансовый контроль, теория, практика.

RABADANOVA JAMILIA AMINULLAEVNA

Ph. D., associate Professor of the Department of Finance and credit»

«Dagestan state University», e-mail: salyhat1@rambler.ru

OMAROVMAGOMED MAGOMEDOVICH

2-year master's degree in Finance and credit» «Dagestan state University». e-mail: genadiy.golovkin.98@mail.ru

STATE FINANCIAL CONTROL: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

Abstract. The purpose of this work is to characterize the state financial control, study the theoretical foundations and their practical application. The following methods were used in the research process: classification method, analysis, and synthesis. Results. The article deals with state control, describes the main theoretical aspects, and studies the modern practice of state con-

trol. The scope of the results. The results of this article can be used in the study of the main aspects of state financial control and analysis of modern practice. Summary. The fundamental condition that ensures the formation of an effective system of state financial control is the creation of a single legislative act that includes all the rules of control. It should be clearly indicated which bodies carry out state financial control and what powers they have to submit to these bodies, and what bodies are subject to them, what rights and obligations are those carrying out the test of what rules will be carried out this check on what violations should be validated and which bodies will inspect certain violations and what sanctions will be taken against the violators. Keywords: control, state control, financial control, theory, practice.

В современных условиях рациональное и эффективное использование бюджетных средств и государственной собственности является приоритетной задачей органов государственной власти и управления. В этой связи сфере государственного финансового контроля уделяется самое пристальное внимание. Повышению значимости государственного финансового контроля способствует формирование целостной теоретико-методической основы его определения, которая соответствовала бы требованиям современности. Проблемам государственного финансового контроля неоднократно уделялось и в настоящее время уделяется значительное внимание как со стороны представителей научного сообщества, так и со стороны работников финансовой сферы.

Государственное финансовое регулирование оказывает влияние на экономические и социальные процессы, направленные на предотвращение возможных или устранение существующих дисбалансов [19, с. 7]. Оно также направлено на обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности путем сосредоточения финансовых ресурсов в некоторых сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других [16, с. 3].

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет его назначение и содержание [7, с. 79]. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается [14, с. 84].

Необходимость финансового контроля является его огромным значением в развитии экономика и социальной сферы, в том числе он выполняет следующие функции:

- обеспечение качественного и эффективного управления деятельностью хозяйствующих субъектов, их соответствие нормам финансового и другого законодательства [18, с. 4];

- защита интересов всех экономических субъектов, включая как государственные органы и предприятия, организации, так и частные лица [4, с. 6];

- содействие реализации направлений государственной финансовой, социальной, валютной и кредитной политики, проведение реформ во всех сферах экономики и общественной жизни [20, с. 2];

- выявление внутренних резервов для использования финансовых ресурсов всеми экономическими и юридическими лицами;

- создание условий для улучшения финансового баланса и устойчивости во всех областях финансовой системы государства [18, с. 5].

Несмотря на большое разнообразие подходов к толкованию финансового контроля, не все из них содержат научно обоснованный характер. Отсутствие единой методологии, понятийного аппарата и функциональных особенностей финансового контроля среди теоретиков и практиков снижает его эффективность, не способствует достижению целей и задач, призванных решаться органами государственного финансового контроля.

«Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов» [8, с. 16], а «правильно выстроенная система ее реализации является важной частью обеспечения поступательного развития экономического субъекта» [15, с. 63]. Таким образом, финансовый контроль выступает неотъемлемой частью финансовых отношений и распространяется как на сферу органов государственной власти и местного самоуправления, так и на сферу функционирования хозяйствующих субъектов.

«Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов как в

фондовой, так и нефондовой формах» [8, с. 16]. Следовательно, финансовые ресурсы, выступая объектом финансовых отношений, всегда находятся в собственности конкретного субъекта, который определяет механизм их распределения и использования. Именно формальная сторона формирования эффективного механизма распределения и использования финансовых ресурсов непосредственно связана с финансовым контролем.

Обратимся к терминологии финансового контроля. Как было отмечено выше, в учебной и научной литературе существуют различные трактовки термина «финансовый контроль».

Например, в учебнике «Финансы» под редакцией А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной под финансовым контролем понимается «совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства» [10, с. 145].

По мнению Л. А. Дробозиной, государственный финансовый контроль представляет собой «комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства» [11, с. 385].

М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Б. И. Сабанти государственный финансовый контроль определяют как «совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативно-правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств» [11, с. 94].

В. А. Алешин и А. И. Зотова понимают под государственным финансовым контролем «комплексную систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующуюся на конституции и других законах государства, предлагающих прежде всего проверку соблюдения финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, средства внебюджетных фондов, средства органов местного самоуправления и т. д.» [1, с. 89].

Государственный финансовый контроль, по мнению С. В. Барулина, представляет собой «контроль, осуществляемый органами публичной законодательной и исполнительной власти, а также специально созданными контролирующими органами с целью обеспечения законности, целесообразности, результативности и эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и доходов государства и муниципальных образований» [2, с. 140].

В учебнике «Финансы» под редакцией В. П. Литовченко под государственным финансовым контролем понимается «неотъемлемая составная часть деятельности по управлению государством, функция, внутренне присущая управлению экономикой и подчиненная решению задач, стоящих перед государственной управляющей системой» [10, с. 588].

В терминологическом словаре «Финансы, денежное обращение и кредит» А. М. Литовских, И. К. Шевченко государственный финансовый контроль рассматривается как «контроль со стороны органов власти и управления РФ и субъектов РФ, а также специально созданных контрольных органов за соблюдением законодательства в сфере государственных бюджетов и внебюджетных фондов, налогов, финансовой деятельности государственных учреждений и предприятий, организацией денежных расчетов, ведения учета и отчетности» [4].

Таким образом, обобщая вышеперечисленные трактовки понятия государственного финансового контроля, можно сделать следующий вывод. Отсутствие единой трактовки данного понятия объясняется сложностью познания сущности экономической категории «финансы», ее распределительной и контрольной функций, а также недостаточным изучением проблем финансового контроля в рыночных условиях. Одни ученые уделяют больше внимания контрольной функции, другие - управленческой деятельности. На наш взгляд, обе точки зрения имеют право на существование. Так, в Лимской декларации руководящих принципов контроля говорится: «Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования» [5].

Отсутствие единой терминологии государственного финансового контроля в экономической литературе дополняется и тем, что многие понятия отождествляются, например, государствен-

ный финансовый контроль и государственный аудит, нет единого подхода и к трактовке содержания видов, форм и методов финансового контроля.

Учитывая вышеперечисленные определения, на наш взгляд, под государственным финансовым контролем следует понимать комплексную систему действий и операций, осуществляемых уполномоченными органами, по обеспечению обоснованности механизма распределения и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, в целях повышения эффективности использования государственных и муниципальных денежных средств и государственной и муниципальной собственности.

Поскольку эффективность государственного финансового контроля выступает конечной целью контрольных мероприятий, осуществляемых уполномоченными государственными органами, нам представляется необходимым дать оценку контрольной деятельности на примере Счетной палаты Республики Дагестан (РД).

Счетная палата Республики Дагестан является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Дагестан, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль на основе Конституции Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральными законами «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований», «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан», Регламентом Счетной палаты Республики Дагестан и иными нормативными правовыми актами.

Организация работы Счетной палаты строится на основополагающих принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

В 2018 году Счетной палатой проведено 97 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых проверена деятельность 333 учреждений и организаций, из них:

- главных администраторов и распорядителей бюджетных средств - 49;

- подведомственных учреждений - 258;

- предприятий и иных организаций - 26.

Основные показатели контрольной деятельности Счетной палаты РД в динамике за 20162018 годы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели контрольной деятельности Счетной палаты РД*

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год Темп прироста, %

Количество проведенных контрольных мероприятий 89 69 97 109,0

Объем проверенных средств, млн рублей 29938,3 37395,3 38428,6 128,4

Выявлено нарушений и недостатков, млн рублей 6170,6 12221,6 9362,6 151,7

Направлено представлений 118 64 51 43,2

Направлено предписаний 13 2 3 23,1

Направлено уведомлений о применении бюджетных мер принуждения 13 3 4 30,8

В бюджеты разных уровней восстановлено бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства, млн рублей 110,5 87,7 137,4 124,3

Количество материалов по итогам контрольных мероприятий, направленных в правоохранительные органы 44 69 88 2 раза

Возбуждено уголовных дел 5 10 12 2,4 раза

Вынесено (по состоянию на отчетную дату) судебных приговоров 2 3 4 2 раза

Количество составленных протоколов об административных правонарушениях 143 333 253 176,9

Общая сумма административных штрафов (тыс. рублей) 480,4 905,3 1 060,0 2,2 раза

Количество лиц, привлеченных за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности на основании представлений Счетной палаты РД, в том числе: 197 209 167 84,8

уволены с занимаемой должности 21 29 51 2,4 раза

*Составлено и рассчитано авторами. Источник: [3].

Как свидетельствуют данные таблицы 1, в 2018 году отмечен существенный прирост числа проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой РД. Так, в сравнении с 2016 годом прирост составил 9 %, а в сравнении с 2017 годом - 40,6 %. Наряду с увеличением количества проведенных Счетной палатой РД контрольных мероприятий наблюдается рост объема охваченных проверкой бюджетных средств. За анализируемый период в абсолютном выражении прирост составил 8490,3 млн руб. и 28,4 % в относительном выражении.

В 2018 году суммы выявленных нарушений Счетной палатой РД по результатам проведенных контрольных мероприятий составили 9362,6 млн руб. По сравнению с 2017 годом они уменьшились на 2859 млн руб., или на 23,4 %.

По состоянию на 1 января 2019 года в бюджеты разных уровней возмещено бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства в сумме 137,4 млн рублей (см. рис. 1).

Рис. 1. Суммы восстановленных бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства, млн рублей.

Как видно из рисунка 1 и таблицы 1, объемы восстановленных бюджетных средств в 2018 году имеют динамику роста в сравнении с 2017 годом. Прирост составил 49,7 млн руб., или 56,7 %. По сравнению с 2016 годом величина восстановленных бюджетных средств увеличилась на 24,3 %.

В соответствии со статьей 21 Закона Республики Дагестан от 15 ноября 2011 года № 72 «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти и местного самоуправления, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

Следует отметить из представленных в таблице 1 данных, что количество принятых бюджетных мер принуждения по всем видам существенно сократилось. Всего в адрес главных распорядителей (распорядителей) средств республиканского бюджета Республики Дагестан и иным участникам бюджетного процесса в 2018 году было направлено 51 представление, 3 предписания и 4 уведомления о применении бюджетных мер принуждения. В рамках работы по профилактике и предупреждению нарушений законодательства, на основании представлений Счетной палаты в аппаратах управления органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, а также подведомственных им учреждениях к дисциплинарной ответственности привлечено 167 должностных лиц, из которых 51 освобождены от занимаемых должностей (рис. 2).

Следует отметить, что на фоне сокращения числа лиц, привеченных к дисциплинарной ответственности, возрастает количество лиц, освобожденных от занимаемой должности. Данный факт свидетельствует, с одной стороны, о сокращении количества нарушений, совершаемых должностными лицами в аппаратах управления органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, а с другой - об ужесточении мер воздействия к нарушителям бюджетного законодательства.

4а urn ч pi ГШ1 уг iiLF им х

■ 11 |Ш вл 1"Н'N п к mttctifiHtm

ли in 2017г IflMr

Рис. 2. Количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, в том числе уволенных за 2016-2018 годы.

Информация о выявленных нарушениях и материалы отдельных контрольных мероприятий в соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты направлялись в правоохранительные и надзорные органы.

По результатам рассмотренных материалов в 2018 году возбуждено 12 уголовных дел и составлено 253 протокола об административных правонарушениях. Общая сумма административных штрафов составила 1060 тыс. рублей (рис. 3).

Как видно из рисунка 3 и таблицы 1, за 2016-2018 годы при увеличении числа составленных протоколов об административных правонарушениях на 76,9 % общая сумма уплаченных административных штрафов возросла в 2,2 раза.

Следует отметить, что за анализируемый период количество материалов по итогам контрольных мероприятий, направленных в правоохранительные органы, увеличилось в 2 раза, число возбужденных уголовных дел - в 2,4 раза, а вынесенных судебных приговора в 2 раза (табл. 1).

■ к0Л II Ч^Г ГВЛ № T2H.1Î КН 1.1

протокол» rf и чыз1 m- [раТЛЬЛы! м pirn H api UJPHURl rj j

• 04ш*я пн!

1щшк1 |л1 |[кпыч штрафов (тыс. рублен-?

:&]тг. 201 в ж.

Рис. 3. Показатели административной практики за 2016-2018 годы.

О структуре выявленных нарушений свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, по результатам контрольной деятельности Счетной палатой РД в 2018 году было выявлено бюджетно-финансовых нарушений на общую сумму 9362,6 млн рублей.

В 2018 году в соответствии с поручением главы Республики Дагестан Счетной палатой принимались меры, направленные на профилактику (предупреждение) нарушений и недостатков в бюджетно-финансовой сфере, результатом чего явилось снижение общего объема выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом на 2859,0 млн рублей, или 23,4 % (за 2017 год - 12221,6 млн рублей). В частности, наблюдается снижение объема выявленных нарушений по следующим показателям:

Таблица 2

Структура выявленных Счетной палатой РФ бюджетно-финансовых нарушений за 2016-2018 годы.*

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год

млн руб. уд. вес, в % млн руб. уд. вес, в % млн руб. уд. вес, в %

Выявлено нарушений и недостатков, млн рублей, из них: 6170,6 100 12221,6 100 9362,6 100

1) нецелевое использование бюджетных средств 106,8 1,7 132,9 1,1 87,2 0,9

2) завышение стоимости выполненных работ 58,9 1,0 387,6 3,2 49,1 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) неэффективное использование бюджетных средств 718,9 11,7 1782,6 14,6 974,1 10,4

4) неправомерные (незаконные) расходы 2125,6 34,4 1852,4 15,2 2629,8 28,1

5) нарушение законодательства о контрактной системе 540,1 8,8 1490,6 12,2 2363,3 25,2

*Составлено и рассчитано авторами. Источник: [3].

1. Средства, использованные не по целевому назначению, - на 45,7 млн рублей, или 34,4 % (за 2017 год - 132,9 млн рублей, за 2018 год - 87,2 млн рублей). Как правило, значительная часть указанного вида нарушений складывалась из-за неправильного отражения финансовыми органами и главными распорядителями кодов бюджетной классификации. В результате в 2017 году объем средств, использованных не по целевому назначению, увеличился до 132,9 млн рублей.

2. Неэффективные (избыточные) расходы - на 808,5 млн рублей, или 43,4 % (за 2017 год -1 782,6 млн рублей, за 2018 год - 974,1 млн рублей).

В структуре выявленных нарушений бюджетного законодательства в анализируемом периоде наибольший удельный вес приходился на нарушения, связанные с неэффективным использованием бюджетных средств - 10,4 %, неправомерными расходами бюджетных средств - 28,1 % и нарушением законодательства о контрактной системе - 25,2 %. Следует отметить, что в 2016-2018 годах нарушения, связанные с незаконным расходованием бюджетных средств, составили наибольший удельный вес - 34,4 %, 15,2 % и 28,1 % соответственно. Также следует отметить, что за анализируемый период существенно вырос объем нарушений законодательства о контрактной системе с 8,8 % до 25,2 % в структуре выявленных нарушений.

Положительным фактом следует отметить формирование устойчивого тренда к снижению нарушений, связанных с неэффективным использованием бюджетных средств. Их объем в структуре выявленных нарушений сократился за 2016-2018 годы на 1,3 %, а в сравнении с 2017 годом - на 4,2 %.

Отрицательным фактом в использовании бюджетных средств является рост выявленных нарушений в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок с нарушением установленного порядка. Так, если на данный вид нарушения в 2016 году приходилось 540,1 млн руб. выявленных нарушений, то в 2018 году - 2363,3 млн руб. (прирост составил 4,3 раза).

Таким образом, из анализа структуры выявленных нарушений можно сделать вывод, что нарушения в 2016-2017 годах стали носить неправомерный характер, а, следовательно, снизился уровень законности использования государственных и муниципальных финансов.

Наконец, об эффективности контрольной работы Счетной палаты РД можно судить на основании расчетов, произведенных в таблице 3.

Таблица 3

Эффективность и результативность контрольной деятельности Счетной палаты РД за 2014-2017 годы.*

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год

Объем охваченных проверкой бюджетных средств, приходящихся на одну проверку, млн руб. 336,4 541,9 396,2

Суммы выявленных нарушений, приходящихся на одну проверку, млн руб. 69,3 177,1 96,5

Удельный вес выявленных нарушений в общем объеме охваченных проверкой бюджетных средств, % 22,6 32,7 24,4

Удельный вес восстановленных средств в общем объеме выявленных нарушений, % 1,8 0,7 1,5

*Составлено и рассчитано авторами. Источник: [3].

При увеличении количества проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой Республики Дагестан за 2016-2018 годы (на 8 проверок, или на 9 %) объем охваченных проверкой бюджетных средств за анализируемый период увеличился на 8490,3 млн руб., или на 28,4 %. Следовательно, если в 2016 году на одну проверку приходилось 336,4 млн руб. охваченных проверкой средств, то в 2018 году — 396,2 млн руб., что свидетельствует о повышении эффективности и результативности контрольной работы Счетной палаты РД.

О динамике увеличения объемов нарушений в бюджетной сфере свидетельствует показатель, характеризующий суммы выявленных нарушений, приходящихся на одну проверку. За анализируемый период данный показатель увеличился с 69,3 млн руб. до 96,5 млн руб. Однако при общей динамике увеличения данного показателя в сравнении с 2017 годом он существенно снизился со 177,1 млн руб. до 96,5 млн руб. Следовательно, ужесточение мер воздействия по результатам проводимых Счетной палатой РД контрольных мероприятий привело к сокращению объемов нарушений в бюджетной сфере.

Об эффективности и результативности контрольной работы также свидетельствует объем выявленных в ходе проверок нарушений. Так, при увеличении охвата контрольными мероприятиями бюджетных средств на 28,4 % за анализируемый период отмечен рост сумм выявленных нарушений и недостатков на 51,7 %.

Критерий результативности контрольной работы определяется как отношение общего объема выявленных нарушений к общему объему проверенных средств. Так, значение данного показателя в 2016 году составило 22,6 %, в 2018 году - 24,4 %. Динамика изменения данного показателя, с одной стороны, свидетельствует о повышении уровня результативности контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой Республики Дагестан, поскольку доля выявленных нарушений в общем объеме охваченных проверкой средств увеличилась на 1,8 %, а с другой - о снижении масштабов нарушений в бюджетной сфере, что также является следствием эффективности, проводимой контрольной и экспертно-аналитической работы.

Важным критерием результативности контрольных мероприятий является показатель отношения восстановленных бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства к общему объему выявленных нарушений. Если даже контрольные мероприятия носят эффективный характер, то есть в ходе проверок выявляются нарушения бюджетного законодательства, но при этом объемы восстановленных бюджетных средств ничтожно малы, то говорить о результативности контрольной работы не приходится.

Как видно из произведенных в таблице 3 расчетов, объемы восстановленных бюджетных средств в общем объеме выявленных нарушений ничтожно малы и показывают отрицательную динамику изменения. Так, в 2018 году удельный вес восстановленных бюджетных средств составил 1,5 % от общего объема выявленных Счетной палатой РД нарушений, что меньше соответствующего показателя 2016 года на 0,3 %.

Таким образом, результаты контрольной работы Счетной палаты Республики Дагестан за 2016-2018 годы свидетельствуют:

1. Об увеличении объемов нарушений в бюджетной сфере с 69,3 млн руб. до 96,5 млн руб., приходящихся на одну проверку.

2. Об увеличении объемов нарушений в бюджетной сфере, поскольку при увеличении охвата проверками бюджетных средств на 9 % отмечено возрастание сумм выявленных нарушений на 51,7 %.

3. Об увеличении объемов взысканных бюджетных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства на 26,9 млн руб.

4. Несмотря на положительную динамику повышения эффективности проводимых контрольных мероприятий, по-прежнему суммы восстановленных бюджетных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства в общем объеме выявленных нарушений по результатам проведенных проверок незначительны (1,5 % в 2018 году).

Важной, на наш взгляд, проблемой российской системы государственного контроля является отсутствие единой иерархии органов государственного финансового контроля. Наличие большого количества контрольных органов приводит к нарушению одного из обязательных принципов финансового контроля, а именно - принципа системности. Известно, что система -это совокупность элементов, которые взаимосвязаны между собой и образуют единую целостность. Единая система предполагает не только иерархичность, но и четкое разделение полномочий и функций контрольных органов. Несмотря на то, что контрольные органы в России объединены одной целью, функции их порой дублируются, из-за чего они не могут обеспечить общество эффективной контрольной деятельностью. И вследствие отсутствия единой системы государственного финансового контроля возникают проблемы с выработкой эффективной финансовой политики.

Отдельно следует выделить проблему законодательной базы, которая не отвечает основным задачам государства в финансовой сфере. Нет единого законодательного акта, в котором содержатся все нормы финансового контроля. Чтобы контроль был эффективным, прежде всего нужно четко сформулировать цели контрольной деятельности и обеспечить их согласованность с интересами потребителей данной информации.

Наконец, важнейшей проблемой государственного финансового контроля является борьба с нарушениями и преступлениями в финансовой сфере. В этой связи в целях создания единой и целостной системы государственного финансового контроля, позволяющей предотвращать подобные проблемы, на наш взгляд, необходимо принятие следующих мер:

- формирование концепции государственного финансового контроля на основе создания единой теоретической и нормативно-правовой базы, соответствующей современным условиям;

- приведение организационных структур государственного финансового контроля в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов РФ с четким распределением полномочий и сфер деятельности;

- жесткий подбор кадрового обеспечения в соответствии с квалификационными требованиями к специалистам, обладающим полномочиями по осуществлению контрольных действий;

- создание информационно-коммуникативной инфраструктуры для обеспечения взаимодействия между контрольными органами.

Таким образом, фундаментальным условием, обеспечивающим формирование эффективной системы государственного финансового контроля, является создание единого законодательного акта, включающего в себя все нормы контроля. В нем должно быть четко указано, какие органы осуществляют государственный финансовый контроль и какие полномочия они имеют, кому подчиняются эти органы и какие органы подчиняются им, какие права и обязанности имеют лица, проводящие проверку, по каким правилам будет проводиться эта проверка, по каким нарушениям будет осуществляться проверка, а также какие органы будут проводить проверку определенных нарушений и какие меры ответственности будут приняты по отношению к нарушителям. Все это позволит более полно внедрить основы Лимской декларации, будет отвечать принципам эффективности, законности, независимости, гласности и системности, способствовать укреплению экономики и созданию стабильной финансовой системы в целом. Литература

1. Алешин В. А., Зотова А. И. Финансы. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. -346 с.

2. Барулин С. В. Финансы. 2-е изд., стер. -М.: КНОПУС, 2013. -640 с.

3. Бюллетень Счетной палаты Республики Дагестан. - 2018. - № 1 (78). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spdag.ru. (дата обращения 20.04.2018), свободный. - Загл. с экрана.

4. Зарипова Р. Р. Понятие «Государственный контроль» как правовая категория: некоторые аспекты понимания // Инновационная наука. - 2017. - № 1-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstvennyy-kontrol-kak-pravovaya-kategoriya-nekotorye-aspekty-ponimaniya (дата обращения: 30.09.2019), свободный. - Загл. с экрана.

5. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая IXКонгрессом ИНТОСАИ в г. Лиме в 1977 г. //Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intosai.org/. (дата обращения 10.11.2019), свободный. - Загл. с экрана.

6. Литовских А. М., Шевченко И. К. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2003. - 135 с.

7. Нешитой А. С. Финансы: Учебник /А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. 10-е изд. - М., 2012. - 528 с.

8. Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - С. 16.

9. Селивановская Ю. И. Государственный финансовый контроль и уголовная ответственность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-i-ugolovnaya-otvetstvennost/ (дата обращения 10.09.2019), свободный. - Загл. с экрана.

10. Финансы: учебник для вузов / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 500 с.

11. Финансы: учебник для вузов /Под ред. В. П. Литовченко. 2-е изд., перераб. и испр. - М.: Дашков и К, 2007. - 588 с.

12. Финансы: учебник для вузов /Под ред. Л. А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 527 с.

13. Финансы: учебник для вузов / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевский, Б. И. Сабанти. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

14. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. - М.: Юрайт. - М, 2009. - 504 с.

15. Щедров В. И. К вопросу о сущности и функциях финансов // Финансы. - 2012. - № 3. - С. 63.

16. Akhunova Ye. A. Financial control as an element of management offinance and state financial regulation // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/financial-control-as-an-element-of-management-of-finance-and-state-financial-regulation (дата обращения: 30.09.2019), свободный. - Загл. с экрана.

17. Datsii Oleksandr Ivanovych Improving the formationof a system of financial control // Публiчне урядуван-ня. - 2017. - № 1 (6). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nAmproving-the-formationof-a-system-of-financial-control (дата обращения: 30.09.2019), свободный. - Загл. с экрана.

18. Meliksetyan S. N. The role of state financial control bodies in ensuring the financial security of Russia. International accounting. 2018; (13-14):15-18. (In Russ)

19. Roshchektaeva U. & Roshchektaev S. (2018). internal state (municipal) financial control in the context of the formation of the institutional structure. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 78-82. 10.31775/2305-3100-2018-3-78-82.

20. Tatuev A. A., Ovcharova N. I., Galyuta O. N., Zalevskaya M. A. Contemporary financial control: challenges, contradictions and digital tools for development // Дайджест-финансы. 2019. №1 (249). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/contemporary-financial-control-challenges-contradictions-and-digital-tools-for-development (дата обращения: 30.09.2019), свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. Aleshin V. A., Zotova A. I. Finansy. - Rostov n/D: Feniks, 2009. -346 s.

2. Barulin S. V. Finansy. 2-e izd, ster. - M.: KNOPUS, 2013. -640 s.

3. Byulleten' Schetnoj palaty Respubliki Dagestan. - 2018. - № 1 (78). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.spdag.ru. (data obrashcheniya 20.04.2018), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

4. Zaripova R. R. Ponyatie «Gosudarstvennyj kontrol'» kak pravovaya kategoriya: nekotorye aspekty ponimaniya //Innovacionnaya nauka. - 2017. - № 1-1. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-gosudarstvennyy-kontrol-kak-pravovaya-kategoriya-nekotorye-aspekty-ponimaniya (data obrashcheniya: 30.09.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

5. Limskaya deklaraciya rukovodyashchih principov kontrolya, prinyataya IX Kongressom INTOSAI v g. Lime v 1977 g. // Mezhdunarodnaya organizaciya vysshih kontrol'nyh organov (INTOSAI). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.intosai.org/. (data obrashcheniya 10.11.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

6. Litovskih A. M., SHevchenko I. K. Finansy, denezhnoe obrashchenie i kredit: uchebnoe posobie. Taganrog: TRTU, 2003. - 135 s.

7. Neshitoj A. S. Finansy: Uchebnik/A. S. Neshitoj, YA. M. Voskobojnikov. 10-e izd. - M., 2012. - 528 s.

8. Rodionova V. M., SHlejnikov V. I. Finansovyj kontrol': Uchebnik. -M.: ID FBK-PRESS, 2002. - S. 16.

9. Selivanovskaya YU. I. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' i ugolovnaya otvetstvennost'. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-i-ugolovnaya-otvetstvennost/ (data obrashcheniya 10.09.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. Finansy: uchebnik dlya vuzov /Pod red. A. G. Gryaznovoj, E. V. Markinoj. - M.: Finansy i statistika, 2005. - 500 s.

11. Finansy: uchebnik dlya vuzov / Pod red. V. P. Litovchenko. 2-e izd., pererab. i ispr. - M.: Dashkov i K,

2007. - 588 s.

12. Finansy: uchebnik dlya vuzov /Pod red. L. A. Drobozinoj. -M.: YUNITI, 2002. - 527 s.

13. Finansy: uchebnik dlya vuzov / Pod red. M. V. Romanovskogo, O. V. Vrublevskij, B. I. Sabanti. 2-e izd., pererab. i dop. -M.: YUrajt-Izdat, 2006. - 462 s.

14. Finansy: Uchebnik dlya vuzov/ Pod red. prof. M. V. Romanovskogo, prof. O. V. Vrublevskoj, prof. B. M. Sabanti. - M.: YUrajt. - M, 2009. - 504 s.

15. SHCHedrov V. I. K voprosu o sushchnosti i funkciyah finansov // Finansy. - 2012. - № 3. - S. 63.

16. Akhunova Ye. A. Financial control as an element of management offinance and state financial regulation // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. № 5-2. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/financial-control-as-an-element-of-management-of-finance-and-state-financial-regulation (data obrashcheniya: 30.09.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

17. Datsii Oleksandr Ivanovych Improving the formationof a system of financial control // Publichne uryaduvannya. - 2017. - № 1 (6). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ improving-the-formationof-a-system-offinancial-control (data obrashcheniya: 30.09.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

18. Meliksetyan S. N. The role of state financial control bodies in ensuring the financial security of Russia. International accounting. 2018; (13-14):15-18. (In Russ)

19. Roshchektaeva U. & Roshchektaev S. (2018). internal state (municipal) financial control in the context of the formation of the institutional structure. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 78-82. 10.31775/2305-3100-2018-3-78-82.

20. Tatuev A. A., Ovcharova N. I., Galyuta O. N., Zalevskaya M. A. Contemporary financial control: challenges, contradictions and digital tools for development // Dajdzhest-finansy. 2019. №1 (249). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/contemporary-financial-control-challenges-contradictions-and-digital-tools-for-development (data obrashcheniya: 30.09.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.