Научная статья на тему 'Проблемы отражения информации в статистической и бухгалтерской отчётности'

Проблемы отражения информации в статистической и бухгалтерской отчётности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вашкина Наталья Анатольевна, Чибисова Таисия Ивановна, Подъяблонская Наталья Ивановна

Рассмотрены проблемы несоответствия данных бухгалтерской (финансовой) статистической отчётности, их достоверности в отражении финансового состояния и результатов хозяйственной деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы отражения информации в статистической и бухгалтерской отчётности»

УДК 65.012. 45: 657.24 + 657.22

Н.А.Вашкина, Т.И.Чибисова, Н.И.Подъяблонская

ПРОБЛЕМЫ ОТРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СТАТИСТИЧЕСКОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ

Бухгалтерская отчётность -единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам (Приказ МФ РФ от

15.01.2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчётности организации»).

Статистическая отчётность -организационная форма наблюдения, при которой сведения о деятельности предприятий поступают в статистические органы или вышестоящие организации в указанные сроки в виде определённых отчётов по специально утверждённым формам и показателям.

Бухгалтерская и статистическая отчётность призвана достоверно и полно отражать финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Жёсткие требования к достоверности и полноте отчётности должны гарантировать стабильность и надёжность в отношениях предприятия с государством, акционерами, поставщиками, потребителями и персоналом.

Источником статистической и бухгалтерской информации являются результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Однако различные стороны его функционирования отражаются структурными отделами управления в разнообразных первичных документах. К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что в статистической и бухгалтерской отчётности достаточно часто встречаются методологические и арифметические ошибки.

Одной из причин искажения информации является дублирование и несогласованность в работе служб: отделов труда и за-

работной платы, бухгалтерии, планового, финансового, производственного и других подразделений предприятия. Разные требования к периодичности предоставления информации, к форме учёта и отчётности, классификации статистических данных не позволяет избавиться от ошибок уже на уровне предприятия, а в комитете статистики или ИМНС РФ это сделать практически невозможно.

Если при составлении отчётности не было сделано ошибок и у составителей не было желания что-либо исказить, тем не менее, необходимо с предельной осторожностью относиться к анализу информации статистических и бухгалтерских форм отчётности.

Допущенные ошибки можно разделить на объективные и субъективные. В первую группу можно свести те, что связаны с наличием разнообразных методик, каждая из которых учитывает свойства данного вида экономичных показателей. К субъективным ошибкам можно отнести несовершенство учёта и стремление налогоплательщиков занизить суммы налогов.

В первом примере рассмотрим вопросы учета и отчетности основных фондов. В балансе предприятия по форме № 1 «Бухгалтерский баланс» основные фонды отражаются по остаточной стоимости, а в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» - по первоначальной. В статистической форме 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и др. нефинансовых активов» отражены наличие, рассчитаны состав и движение фондов по их остаточной и полной стоимости, начислена амортизация и сделан подсчет суммы затрат на капитальный ремонт. Формы заполняются бухгалтером, характери-

зуют одну и ту же информацию, поэтому отраженные в них показатели должны иметь одинаковые численные значения. Однако данные бухгалтерских форм нередко противоречат показателям статистической отчётности.

Правила формирования в бухгалтерском учёте информации об основных средствах организации устанавливается ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» (утверждён приказом МФ РФ от

30.03.2001 г. № 26н), в котором даётся определение первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости и рассмотрены правила начисления амортизации по основным средствам.

Данные раздела № 3

«Амортизируемое имущество» формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», сдаваемой в налоговые органы и формы №11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и др. нефинансовых активов», предоставляемой в органы статистики, включают расчёт остаточной стоимости основных средств. Согласно ПБУ 6/01 п.18 амортизация по основным средствам может быть начислена одним из четырёх способов:

- линейный способ

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Срок полезного использования основных средств для всех способов совпадает, а значение остаточной стоимости на отчетную дату зависит от выбранного способа начисления амортизации основных средств.

Аналогичная ситуация

114

Н.А.Вашкина, Т.И.Чибисова, Н.И.Подъяблонская

складывается при учёте нематериальных активов. Согласно п.15 ПБУ 14 \2000 «Учёт нематериальных активов» (утвер-

ждён приказом МФ РФ от 16.10.2000 г. № 91н), амортизация по нематериальным активам начисляется одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ описания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Срок полезного использования нематериальных активов для всех способов совпадает, а значение остаточной стоимости на отчетную дату также зависит от выбранного способа начисления амортизации по нематериальным активам.

На предприятии для расчёта амортизации по основным средствам или нематериальным активам выбирают один из вышеперечисленных способов, причём его должны использовать для расчёта показателей, как в формах бухгалтерской, так и статистической отчётности. Однако достаточно часто данные этих форм между собой не совпадают.

Форма 1 «Бухгалтерский

баланс» и форма 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» сдаются в ИМНС РФ, а форма № 11 «Сведения о наличии и движении фондов (средств) и др. нефинансовых активов» - в территориальные органы статистики. Однако не всегда данные этих форм отчётности соответствуют между собой. Налоговая инспекция проверяет безошибочность исчисления налога на имущество и контролирует расчет налогооблагаемой базы. В случае несопоставимости данных бухгалтерской отчетности у налоговых органов есть право провести на предприятии инвентаризацию фондов.

Численные значения стоимости основных фондов представляют собой моментный ряд. Среднегодовая стоимость определяется по формуле средней

хронологической моментного ряда. С помощью балансового метода учитывается движение фондов. При несоответствии формы № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» и формы № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и др. нефинансовых активов» отчётность не отвечает одному из важнейших требований - достоверности.

Второй пример касается учёта и отчётности численности и фонда заработной платы в формах статистической отчётности П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и 1-Т «Отчёт по труду (годовой). Формы заполняются бухгалтером или экономистом и отражают одну и ту же информацию.

Однако, на практике, они достаточно редко имеют одинаковые численные значения соответствующих показателей.

Режим времени работы трудящихся представляет чередование труда и отдыха, поэтому численность выступает в виде моментного динамического ряда. Фонд оплаты труда можно представить только в виде интервального ряда. Это позволяет отчитывающимся хозяйствующим субъектам представлять в контролирующие организации различные численные данные о среднегодовой численности,

среднегодовой заработной плате тем самым уходить от налогов. Для того, чтобы уменьшить величину уплаченных налогов, руководство большого числа предприятий используют механизм занижения фонда заработной платы до минимально возможного размера.

В соответствии с трудовым кодексом РФ (ТК РФ) заработная плата работников складывается из различных видов выплат и зависит от квалификации, отработанного времени, должности, условий труда, территории (региона), коллективного договора, выполнения норм выработки, соблюдения правил и

норм организации труда подчинённым специалистами и руководителями предприятия.

Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.133 ТК РФ), который часто менялся в зависимости от роста инфляции в стране. Это учитывают методики учёта и способы расчёта показателей отчётности. Например, он составлял до 01.07.00 г.

- 83,49 руб, с 01.07.00 г. МРОТ (минимальный размер оплаты труда) определён Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82 -ФЗ (в ред. от 29.04.2002 г.), с 01.07.00 г. его сумма составила 132 руб, с 01.01.01 г. она выросла до 200, с 01.07.01 г. - 300, а с 01.05.02 г. минимальный размер оплаты труда- 450 руб.

Сбор на милицию и сбор на уборку территории определялись в процентном отношении от МРОТ и среднесписочной численности, т. е. в первую очередь от правильного подсчёта среднесписочной численности. Формы П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и 1-Т «Отчёт по труду (годовой)» предусматривают стандартный расчёт, однако, при определении ФОТ, существуют определённые особенности, указанные в Методических рекомендациях МНС, которые утверждены

Приказом МНС РФ от

05.07.2002 г. № БГ-3-05/ 344.

Данный документ разъясняет и уточняет методику подсчёта среднесписочной численности работников. Для расчёта средней величины выплат методика предусматривает намеренное занижение среднесписочной численности. Чтобы не завысить среднюю величину выплат, намеренно занижается среднесписочная численность. Если в организации работает более 30 чел., 10% самых высокооплачи-

ваемых сотрудников не учитываются при расчёте средней величины выплат. Если численность сотрудников - до 30 человек, то не учитываются уже 30% высокооплачиваемых работников. Если в организации работает 14 человек (менее 30), то не учитывается 14-30 % = 4 человека. Таким образом, для расчёта средней величины выплат, учитывается средняя численность работников, которая составляет 10 человек вместо 14.

Это может привести к тому, что информация по среднесписочной численности в бухгалтерской (финансовой) и статистической отчётности могут иметь различные численные значения. Поэтому бухгалтер также может допустить преднамеренные ошибки при расчёте тех налогов, в которых присутствует такой показатель, как численность.

Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по Единой тарифной сетке, по которой предусмотрено 18 разрядов (Постановление Правительства РФ от 30.03.2000 г. № 284 - Приложение к Постановлению Правительства РФ «Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы от 30.03.2000 г. № 284).

При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки (оклады), тарифная сетка, тарифные коэффициенты. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам проводятся с учётом единого тарифного квалификационного справочника работ и профессии рабочих, единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих.

Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться

□ Авторы статьи:

Вашкина Наталья Анатольевна

- канд.экон.наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и аудита

коллективными договорами, соглашениями с учётом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантии по оплате труда (ст.143 ТК РФ).

Руководитель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учётом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором (ст.144 НК РФ).

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ, а в иных организациях -по соглашению сторон трудового договора (ст.145 ТК РФ).

Оплата труда работников, занятых на тяжёлых работах (на работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, особыми климатическими условиями) устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 146, 147 ТК РФ).

Законодательством РФ предусмотрены и другие отступления: оплата труда при невыполнении норм выработки; браке; простое не по вине работника. Это является отклонением от норм по заработной плате (ст.155, 156, 157 ТК РФ).

На основе перечисленных законодательных документов формируется фонд оплаты труда (ФОТ), от которого начисляется единый социальный налог (ЕСН), состоящий из страхо-

вых взносов в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, фонд обязательного

Чибисова Таисия Ивановна

- ст.препод. кафедры бухгалтерского учёта и анализа

медицинского страхования и удерживается налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Организации обязаны перечислять их в бюджет и соответствующие внебюджетные фонды. К сожалению, на фоне растущей безработицы в стране, с появлением неучтённых наличных денег (так называемого «чёрного нала») на предприятиях ведётся двойной учёт. Руководствуясь ст.133 ТК РФ зачастую официально на предприятиях выплачивают минимальную заработную плату. Оставшаяся часть заработной платы выплачивается из неофициальных источников, что влечёт за собой занижение НДФЛ в бюджет и страховых выплат во внебюджетные фонды, искажение, предоставляемой в официальные органы информации. Это приводит к несогласованности в действиях различных отделов предприятия, в результате чего возникает несоответствие данных в документах, передаваемых в налоговые органы и органы статистики.

В стране уже предпринимаются попытки исправить данную ситуацию: введена регрессивная шкала по ЕСН, проводится реформа по пенсионному фонду: введены накопительные счета для работников по пенсионным страховым взносам. Рассматриваются проекты о пересмотре всех систем оплаты труда. Цель данных мероприятий заключается в том, чтобы заинтересовать организации, предприятия, учреждения, самих работников в заработной плате, начисляемой официально, и снизить ту её часть, которая выплачивается незаконными способами. Единая методика расчёта движения труда и заработной платы позволит избавиться от нарушений налоговой дисциплины.

Подъяблонская Наталья Ивановна

- ст.препод. кафедры бухгалтерского учёта и аудита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.