Научная статья на тему 'Экономическая сущность, структура и специфика бухгалтерских расходов'

Экономическая сущность, структура и специфика бухгалтерских расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самохина Алиса Александровна

Экономическая сущность бухгалтерских издержек, основные цели и методы начисления. Преимущества и недостатки бухгалтерского метода издержек. Сущность, специфика и условия признания расходов будущих периодов с точки зрения бухгалтерского учёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность, структура и специфика бухгалтерских расходов»

Экономическая сущность, структура и специфика бухгалтерских

расходов.

Самохина Алиса Александровна

аспирант Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

tm-46-4@yandex.ru

Аннотация: Экономическая сущность бухгалтерских издержек, основные цели и методы начисления. Преимущества и недостатки бухгалтерского метода издержек. Сущность, специфика и условия признания расходов будущих периодов с точки зрения бухгалтерского учёта.

Annotation: Economic essence of accounting costs, main objectives and accrual methods. Benefits and shortcomings of an accounting approach of expenses. Essence, specifics and conditions of recognition of deferred expenses.

Ключевые слова: Бухгалтерские издержки. Расходы будущих периодов.

Keywords: Accounting costs, deferred expenses

Экономическая деятельность любой компании неразрывно связана с расходованием ресурсов. В современное время одними из главных задач являются: рациональное использование расходов, оптимизация их суммы и уровня для достижения предусмотренных объёмов прибыли. Решение данных задач приводит организацию к децентрализованному управлению, а также делегированию части общих финансовых управленческих полномочий и ответственности на более низкие управленческие уровни.

«Расходование ресурсов, осуществляемое с целью достижения определенного коммерческого результата, принято называть издержками»1.

С точки зрения методов оценки расходования ресурсов различают две группы издержек:

1) Бухгалтерские издержки;

2) Экономические издержки (которые в свою очередь подразделяются на трансформационные издержки или издержки производства и трансакционные издержки или издержки взаимодействия субъектов экономики)

В данной статье будут подробно рассмотрены бухгалтерские издержки. Это обусловлено тем, что аналитических данных о вопросе бухгалтерских издержек в литературе очень мало. С точки зрения технического проведения бухгалтерский счетов по расходам теряется экономический смысл и понятие бухгалтерских издержек, в связи с чем отсутствует всяческое экономическое понимание расходов, а также их сущности с точки зрения бухгалтерского учёта.

В данной статье основными задачи являются:

1) Обосновать сущность и основные статьи бухгалтерских издержек;

2) Определить цели бухгалтерских издержек

3) Исследовать недостатки бухгалтерского метода издержек

4) Определить признаваемые и не признаваемые расходы в бухгалтерском учете с точки зрения Законодательства

5) Обосновать сущность расходов будущих периодов

1. Сущность и основные статьи бухгалтерских издержек

В соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учёте от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ любая компания обязана вести бухгалтерский учёт, на счетах которого отражаются все хозяйственные операции.

1 Микроэкономика: практический подход (ManagerialEconomics) : учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - 7-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2014. - 688 с.

На счетах бухгалтерского учёта отражены такие события хозяйственной жизнедеятельности предприятия, которые подтверждены документами, то есть позволяют получить стоимостную оценку. Величина издержек и стоимость использованных ресурсов в бухгалтерском учёте выражается в той цене, по которой данных ресурсы и издержки были приобретены предприятием. Это бухгалтерский способ оценки издержек, которые включает в себя существенный недостаток - расходы, которые не имеют стоимостного выражения не входят в состав бухгалтерских расходов, но могут учитываться в экономических моделях.

Процесс формирования бухгалтерских расходов обусловлен в первую очередь нуждами производства, то есть расходованием сырья, износом машин и оборудования, использование наёмного труда и т.д. Вторым определяющим фактором служить взаимодействие субъектов экономики, то есть расходование денежных, трудовых и материальных ресурсов, заключение договор, защита приобретённых прав собственности и т.п.

Рассмотрим основные статьи бухгалтерских издержек:

1) Материальные расходы. Это такие расходы, как: оплата материалов, сырья, топлива, энергии, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов.

2) Расходы на использование наёмного труда: заработная плата наёмных работников, компенсация за задержку заработной платы, расходы на приобретение трудовых книжек, оплата труда иностранного гражданина, оплата сверхурочной работы, доплата за совместительство, выплаты по договорам гражданско-правового характера, оплата труда при временных переводах работника на другую работу, выплаты работникам, занятым на тяжёлых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, процентные надбавки и районные коэффициенты и другие аналогичные выплаты, предусмотренные трудовыми договорами.

3) Отчисления на социальные нужды: страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в

Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхование га обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4) Амортизация: отчисление по установленным Законодательством нормам, отражающие износ основного капитала. В соответствии с п. 17 ПБУ6/01 амортизация не начисляется:

а) По объектам жилищного фонда - жилые дома, общежития, квартиры и прочее. В том случае, если они не используются для извлечения дохода.

б) По объектам основных средств, используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации, при условии, что данные объекты является законсервированными, то есть не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, а также для управленческих нужда организации либо для предоставления организацией за плату во времееное владение и пользование.

в) по объектам основных средств не коммерческих организаций. Для таких объектов основных средств вместо амортизации в конце каждого отчётного года производится начисление износа по установленным нормам амортизационных отчислений.

г) По объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, то есть это такие объекты, как: земельные участки и объекты природопользования; предметы, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям и т.п.

5) Расходы на маркетинг, рекламу, юридическое обеспечение и т.п.

6) Прочие затраты: комиссионные платежи банку за кассовое и банковское обслуживание; проценты за кредит, арендные платежи, оплата

работ и услуг, оказываемых другими фирмами, налоги и сборы, включаемые Законодательством в издержки производства.

Таким образом, весь смысл бухгалтерского подхода к учёту расходов сводится к вопросу: «сколько заплатила фирма, чтобы произвести данное благо?»

2. Цель бухгалтерских издержек

Система бухгалтерских издержек является фундаментом оценки коммерческой деятельности предприятия. Так как расходы на ресурсы имеют чётко сформулированное, однозначное и объективное денежное выражение. Вследствие этого, бухгалтерские издержки являются важнейшим показателем для оценки бизнеса. Помимо прочего, бухгалтерские издержки отражают внешние обязательства предприятия. При анализе неоплаченных бухгалтерских издержек можно определить долги фирмы, то есть способность или неспособность своевременного погашать их выражает правовые последствия для судьбы компании.

Важным фактов является то, что все методы бухгалтерских расчётов чётко регламентированы Законодательства: закреплены нормативными актами, утверждены федеральными органами исполнительной власти. Нарушение принятых норм и правил влечёт серьёзные юридические и финансовые последствия. Благодаря этому данные бухгалтерского учёта пригодны для объективной оценки состояния компании, а также для сравнения положения дел на разных предприятиях.

Поэтому бухгалтерский баланс изучают все, кто заинтересован в получении объективной информации о компании.

Пользователи бухгалтерской информации:

1) Государственные контролирующие органы. На основе данных бухгалтерского и налогового учёта определяется налоговая база компании.

2) Органы статистики. Опираясь на бухгалтерские отчёты компании. Органы статистики подсчитывают многие общенациональные показатели.

3) Акционеры компании. Годовая бухгалтерская отчётность акционерных компаний является открытой.

4) Инвесторы, а также потенциальные инвесторы. Для привлечения новых инвесторов, собственники компании стремятся разместить информацию о годовой бухгалтерской отчётности в открытой печати, информационных ресурсах, на сайте компании и т.д.

5) Коммерческие банки. Бухгалтерская информация необходима банкам для принятия решения о кредитовании той или иной компании.

Бухгалтерский учёт различных стран существенно различается друг от друга. Это является следствием уровня развития и образования в каждой стране, а также её экономическими и политическими особенностями. Также свой вклад в различия вносят способы производства, уровень инфляции, темпы экономического развития и другие экономические факторы.

Основной для создания международной системы бухгалтерского учёта послужила система учёта в США - она наиболее разработана и содержит методические основы учёт в международных объединениях.2

Правила ведения бухгалтерского учёта приводятся в соответствие с мировыми стандартами и являются одними из самых рациональных с точки зрения МСФО - их адаптация к национальным стандартам. Которая предполагает постепенное совершенствование российский правил учёта и отчётности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

3. Недостатки бухгалтерского метода издержек

Для целей отражения в бухгалтерском учёте все расходы организации можно разделить на две большие группы:

1) Расходы по обычным видам деятельности (те расходы, которые связаны с выпуском продукции, выполнение работ или оказанием услуг).

2 МСФО: основные различия между техникой учёта в России и за рубежом. / Стелла Николаевна Щадилова, профессор, заведующая кафедрой учёта и финансов Московского инженерно-физического института (государственный университет) (МИФИ) // е1^апит.гиСгатьи. Корпоративные финансы

Такие расходы учитываются на затратных счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу».

2) Прочие расходы, к которым относятся все остальные расходы, в связи с осуществлением прочих операций: расходы по займам и кредитам, сдаче имущества в аренду (если это не основной вид деятельности), штрафы, пени, неустойки, расходы на банковское обслуживание и прочие. Данные расходы учитываются на счёте 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы».

Одним из главных недостатков метода бухгалтерских издержек является то, что учитываются расходы лишь тех ресурсов, которые компания приобрела со стороны. С этой точки зрения бухгалтерские издержки делят на явные и неявные. Явные издержки - это те, которые, как было уже сказано, приобретены со стороны (материалы, сырьё, труд наёмных работников и т.п.). Явные издержки отражаются в денежной форме со счетов фирмы поставщикам ресурсов. Неявные (внутренние) издержки - это те, которые находятся в собственности компании. Поэтому их не нужно нигде покупать. А это обозначает, что данные расходы не отражаются в бухгалтерских документах, хотя в действительно они существуют.

Собственными ресурсами компании обычно являются предпринимательские способности её владельцев, земля и капитал предпринимателя или акционеров. В рыночной экономике это очень важный показатель, однако данный вид расходов остаётся за рамками бухгалтерского метода издержек.

Также недостатком и ограниченностью бухгалтерского метода издержек является другая сторона его преимущества как стандартизации и строгого регламентированного порядка. Так не всё, что потрачено

компанией, бухгалтер имеет права назвать расходами, то есть не все издержки предприятия отражаются в бухгалтерском учёте.

4. Признаваемые и не признаваемые расходы в бухгалтерском учете с точки зрения Законодательства

Согласно п. 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации», следующие издержки можно отнести к бухгалтерским расходам:

1) Расходы, связанные с приобретение или созданием внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.) Учёт данных расходов осуществляется следующим образом: Дебет счета 08 «Капитальные вложения» с последующим списанием на счёт 01 «Основные средства» или на счёт 04 «Нематериальные активы»;

2) Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг;

3) Суммы, перечисленные по договорам комиссии, поручения, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. Начисление и перечисление данных сумм отражается записями на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»

4) Суммы, перечисленные в порядке предварительной оплаты или в качестве аванса либо задатка за счёт оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ или услуг. Учёт таким сумм отражается в бухгалтерском учёте по дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» или дебету счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета)

5) Средства, перечисленные в порядке погашения полученных организацией кредитов и займов. Такие суммы списываются в дебет счета 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и счета 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» с кредита счетов учёта денежных средств (50, 51, 52) или счетов учета реализации при передаче в счет погашения займов материальных ценностей.

6) Расходы, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений. Учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».

7) Расходы по перечислению с расчетного счета организации денежных средств по поручению третьих лиц (удержание из заработной платы работников и перечисление в соответствующие адреса подоходного налога, алиментов, погашения выданных работникам кредитов и стоимости проданных в кредит товаров и т.п.).

8) Уплата отдельных видов налогов и сборов, суммы которых в соответствии с действующим законодательством не относятся на себестоимость или финансовые результаты деятельности организации (НДС, акцизы, экспортные пошлины, налог на прибыль и т.п.)

9) Другие расходы, не связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности организации.

Обоснованные расходы - это экономически оправданные издержки, оценка которых выражена в денежной форме. Экономическая оправданность данных расходов должна оцениваться с учётом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или экономической деятельности.

В налоговом законодательстве не дано определение понятия экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности и эффективности полученного результата. В соответствии с ч.1 ст. 8 Конституции РФ налогоплательщик осуществляет её самостоятельно на свой страх и риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать её эффективность и целесообразность.

Все расходы должны быть документально подтверждены и оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с этим, чтобы расходы можно было принимать к бухгалтерскому учёту, необходимо выполнение следующих условий:

1) Расходы должны производиться в соответствии с конкретным договором, требование законодательных и нормативных актов, обычаями делового этикета

2) Сумма расходов должна быть определяемой

3) Организация должна оплатить и принять на себя обязанность оплатить данные расходы

В соответствии с вышесказанными, можно сделать вывод. Что бухгалтерский и налоговый учет расходов определяется по одним и тем же правилам. Отличие заключается лишь в том, что у них различные принципы группировки по их видам, статьям и элементам расходов, а также перечнем расходов, не признаваемых таковым для целей бухгалтерского и налогового учёта.

5. Расходы будущих периодов

Расходы будущих периодов относятся на издержки производства и обращения в течение того срока, к которому они относятся. Они также включаются в себестоимость ежемесячно равными долями в суммах, обоснованных договорами или собственными расчётами предприятий. Аналитический учет расходов будущих периодов ведётся отдельно по каждому виду расходов.

Согласно последним изменениям в Законодательство касаемо бухгалтерского учета, действующим с 2011 года, в форме бухгалтерского баланса больше нет строки "Расходы будущих периодов". Данные расходы отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов. Однако, далеко не все расходы, относящиеся по своему определению к расходам будущих периодов, могут быть признани активами. Примером могут служить расходы на страхования. Разъяснения по этому

поводу даны в письме Министерства финансов от 12.01.2012 № 07-02-06/5: «В случае если какие-либо затраты соответствуют условиям признания определенного актива, ...то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива.

В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся».

Некоторые расходы, относящиеся в бухгалтерском учете к будущим периодам, в налоговом учете могут быть приняты в текущем периоде. Например, расходы на приобретение неисключительных прав на использование программного обеспечения (в случае, если в договоре с контрагентом не указан конкретный срок использования программы).

На практике часто путают расходы будущих периодов и авансы выданные. Однако, авансы выданные - это перечисление средств в счет оплаты работ и услуг, выполняемых в будущем, но оплачены они уже сейчас. Касаемо расходов будущих периодов, то это расходы на выполненные работы и услуги, которые по времени использования их для производственной деятельности организации относятся к будущим периодам.

Таким образом, для наглядного примера, рассмотрим расходы, которые относятся к расходам будущих периодов:

1) Расходы на неравномерно производимый ремонт основных средств при условии отсутствия ремонтного фонда;

2) Расходы на предварительную рекламу, то есть до фактической продажи продукта или оказания услуг;

3) Расходы на проектирование объектов, предусмотренных в планах строительства будущих лет;

4) Расходы на организованный найм работников;

5) Расходы на подготовительные производственные работы сезонного характера;

6) Расходы на консервацию и содержание машин и механизмов в связи с сезонным характером их использования;

7) Расходы связанные с рекультивацией земель;

8) Расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ);

9) Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (ст. 262 НК РФ);

10) Обязательно и добровольное страхование имущества (ст. 263 НК

РФ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11) Убыток от реализации амортизируемой собственности (п 3. ст. 268 НК РФ);

12) Другие расходы в соответствии с требованиями ст. 272, 273 НК

РФ);

На счетах бухгалтерского учёта расходы будущих периодов отражаются следующим образом:

Дебет 97 "Расходы будущих периодов" (25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.) - Кредит 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" (70 "Расчёты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчёты по социальному страхованию и обеспечению" и др.) - отражены расходы будущих периодов

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - Кредит 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами") - учтен НДС, уплаченный поставщику, при отнесении к расходам будущих периодов услуг сторонних организаций;

Дебет 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.) - Кредит 97

"Расходы будущих периодов" - расходы будущих периодов, полностью или частично списанные на затраты текущего отчетного периода.

Включение НЛС в состав налоговых вычетов производится в общеустановленном порядке после фактического получения работ или услуг при условии наличия у налогоплательщика соответствующих подтверждающих документов (счет-фактуры). Причём необязательно ждать месяца фактического списания расходов на счета учета затрат, так как в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации такое условие отсутствует.

При переходе на упрощенную систему ведения учета, остаток стоимости будущих расходов в полной сумме попадает в затраты и отражается в книге учета доходов и расходов. Поскольку при использовании упрощенной системы налогообложения налогоплательщики сегодня избавлены от обязанности вести бухгалтерский учет, то у них нет оснований разделять расходы на будущие и текущие, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. А поэтому весь дебетовый остаток по счету 97 признается тратами в настоящем времени.

Методика бухгалтерского учёта стандартизирована, что необходимо для объективной оценки состояния дел на предприятии, а также для сравнения дел в разных компаниях. В России в настоящее время стандарт бухгалтерского учёта является обязательным для всех коммерческих структур и контролируется налоговыми, банковскими и другими организациями. С переходом на путь рыночных преобразований в нашей стране осваиваются мировые стандарты в указанной сфере учёта расходов средств, используемых в производстве товаров и услуг.

Библиографический список:

1) Конституций Российской Федерации

2) Налоговый кодекс Российской Федерации

3) Письмо Министерства финансов от 12.01.2012 № 07-02-06/5

4) Положение по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99)

5) Положение по бухгалтерскому учёте "Расходы организации" (ПБУ

10/99)

6) План счетов бухгалтерского учёта

7) Микроэкономика: практический подход (ManagerialEconomics) : учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - 7-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2014. - 688 с.

8) МСФО: основные различия между техникой учёта в России и за рубежом. / Стелла Николаевна Щадилова, профессор, заведующая кафедрой учёта и финансов Московского инженерно-физического института (государственный университет) (МИФИ) // elitarium.ru Статьи. Корпоративные финансы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.