Научная статья на тему 'Группировка и учет затрат на издательско-полиграфических предприятиях по экономическим элементам'

Группировка и учет затрат на издательско-полиграфических предприятиях по экономическим элементам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Керимов В. Э.

Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности в форме приложения к балансу (форма № 5). Данная группировка дает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных фондах, фонде оплаты труда и т. д. Поэлементная группировка показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенный период, независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы. В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» для всех предприятий установлен единый перечень экономически однородных видов затрат: −материальные затраты; −затраты на оплату труда; −отчисления на социальные нужды; −амортизация; −прочие затраты. В предлагаемой статье рассматриваются особенности группировки затрат по экономическим элементам для организаций, занимающихся издательско-полиграфической деятельностью, приводится пример ведения учета затрат в разрезе экономических элементов с использованием двух систем учета финансового и управленческого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Группировка и учет затрат на издательско-полиграфических предприятиях по экономическим элементам»

УПРАВЛЕНЦЕМ учет

ГРУППИРОВКА И УЧЕТ ЗАТРАТ НА ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ

В.Э. Керимов,

доктор экономических наук,

профессор Финансовой академии при Правительстве РФ

На издательско-полиграфических предприятиях по экономическому содержанию затраты группируют в разрезе экономических элементов и статей калькуляции.

Экономическим элементом называется первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 для всех предприятий установлен единый перечень экономически однородных видов затрат:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Поэлементная группировка показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенный период независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы.

Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности в форме приложения к балансу (форма № 5). Данная группировка дает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных фондах, фонд оплаты труда и т. д.

В издательско-полиграфической деятельности затраты по экономическим элементам группируются следующим образом.

В элемент «Материальные затраты» включаются расходы, связанные с приобретением и использованием материально-производственных

запасов (далее — МПЗ). К бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы:

- используемые в качестве сырья и материалов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);

- предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары для перепродажи;

- используемые для управленческих нужд издательства.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации позаказного планирования затрат на полиграфических предприятиях (далее — Методические рекомендации) в состав материальных затрат включают расходы:

- на материалы, используемые при изготовлении издательской продукции (бумага, картон, переплетные материалы и др.), для обеспечения издательского процесса, для нужд реализации издательской продукции (упаковка, предпродажная подготовка и т. д.), для хозяйственных нужд (содержание и эксплуатация основных средств и т. д.);

- на запасные части и расходные материалы, используемые для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, производственно-хозяйственного инвентаря и другого имущества;

- на комплектующие изделия и полуфабрикаты, используемые для изготовления издательской продукции или требующие дополнительной обработки в издательстве;

- на топливо и энергию всех видов;

- на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. К

работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных работ по подготовке изданий, обслуживание основных средств, транспортные услуги и т. д. Расходы на приобретение материальных ресурсов отражаются исходя из их фактической себестоимости в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ), возникающих до момента принятия МПЗ к учету. К числу фактических затрат на приобретение МПЗ относятся расходы на материалы по ценам их приобретения, транс-портно-заготовительные расходы и расходы по доведению материалов до состояния, пригодного к использованию.

Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный капитал издательства, определяется исходя из цены, согласованной учредителями (если иное не предусмотрено законодательством РФ), и транспортно-заготовительных расходов.

Фактическая себестоимость МПЗ, полученных по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и иного имущества, определяется исходя из их текущей рыночной цены на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной ценой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Фактическая себестоимость МПЗ, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимостной оценки переданных или подлежащих передаче активов с учетом транспортно-заготовительных расходов. Стоимостная оценка переданных или подлежащих передаче активов устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах издательство определяет цену аналогичных активов. При невозможности установить цену переданных или подлежащих передаче активов фактическая себестоимость МПЗ, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ.

Оценка МПЗ, цена за учетную единицу которых определена в иностранной валюте, проводится путем пересчета суммы в иностранной валюте в

рубли по курсу Банка России, действующему на дату их принятия к бухгалтерскому учету. Последующая переоценка МПЗ в связи с изменением курса иностранной валюты не производится.

Сумма материальных расходов уменьшается на сумму учтенных возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов издательства, образовавшиеся в процессе изготовления издательской продукции (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению. Оценка возвратных отходов издательства проводится следующим образом:

- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

- по договорной цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

В элемент «Затраты на оплату труда» включают любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами и коллективными договорами.

В соответствии с Методическими рекомендациями к расходам издательства на оплату труда относятся:

• суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в издательстве формами и системами оплаты труда;

• суммы начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и т. п.;

• суммы начислений стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, за совмещение профессий, за знание иностранных языков и т. п.;

• расходы на частичную оплату или бесплатное предоставление работникам коммунальных услуг, питания и продуктов, бесплатного жилья

(денежная компенсация за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг) в соответствии с установленным законодательством РФ порядком;

• расходы на бесплатно выдаваемые работникам в соответствии с законодательством РФ предметы (включая форменную одежду, обмундирование), остающиеся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);

• сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей в соответствии с законодательством РФ о труде;

• расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

• доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

• суммы денежных компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работника;

• суммы начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией, сокращением численности или штата работников издательства;

• сумма единовременных вознаграждений за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством РФ;

• суммы надбавок, обусловленных районным регулированием оплаты труда, в том числе по районным коэффициентам, за непрерывный стаж работы, за работу в тяжелых природно-климатических условиях в соответствии с законодательством РФ;

• расходы на оплату труда на время учебных отпусков, предоставляемых работникам издательства в соответствии с законодательством РФ;

• расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности в соответствии с законодательством РФ;

• суммы платежей (взносов) по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) по отдельным видам договоров добровольного страхования (договоров негосударственного пенсионного обеспечения), заключенных в пользу работников издательства со страховыми организациями (негосу-

дарственными пенсионными фондами), имеющими лицензии на ведение соответствующих видов деятельности в РФ;

• суммы начислений штатным работникам издательства во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

• расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

• расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате издательства, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

• суммы доплат инвалидам, предусмотренные законодательством РФ;

• другие виды выплат в пользу работников, предусмотренных трудовыми договорами и (или) коллективными договором.

Суммы авторского вознаграждения, выплачиваемые по договорам на создание и использование произведений науки, литературы и искусства, не включаются в состав фонда заработной платы и выплат социального характера.

В элемент «Отчисления на социальные нужды» включают суммы единого социального налога по установленным ставкам в фонды социального страхования, пенсионного фонда и медицинского страхования, а также взносов на дополнительное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний:

- от суммы расходов на оплату труда работников списочного и несписочного состава издательства;

- от суммы авторского гонорара, а также выплат по договорам гражданско-правового характера (единый социальный налог и дополнительное страхование в Фонд социального страхования РФ в данном случае не начисляются).

В элемент «Амортизация» включают сумму амортизационных отчислений от стоимости амортизируемого имущества. Амортизируемым имуществом являются основные средства и нематериальные активы, которые принадлежат издательству на праве собственности и используются им для извлечения дохода.

Амортизация основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 может начисляться одним из следующих способов:

- линейным;

- уменьшаемого остатка;

- по сумме чисел лет срока полезного использования;

- пропорционально объему продукции (работ). В соответствии с ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается:

• при способе уменьшаемого остатка исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года;

• при остальных способах исходя из первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств.

При приобретении основных средств, бывших ранее в эксплуатации, издательство рассчитывает амортизацию на оставшийся срок их полезного использования.

Амортизация не начисляется по основным средствам стоимостью до 20 000 руб. за единицу (их стоимость списывается на расходы издательства в момент передачи объекта основных средств в эксплуатацию) и по библиотечным фондам.

Амортизация нематериальных активов в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 может начисляться одним из следующих методов:

- линейным;

- уменьшаемого остатка;

- пропорционально объему продукции (работ). В соответствии с ПБУ 14/2000 годовая сумма

амортизационных отчислений рассчитывается:

• при способе уменьшаемого остатка исходя из остаточной стоимости объекта нематериальных активов на начало отчетного года;

• при остальных способах исходя из первоначальной стоимости объекта нематериальных активов.

В течение отчетного года сумма амортизационных отчислений независимо от выбранного способа расчета начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В элемент «Прочие затраты» включаются:

- расходы на авторские вознаграждения (авторский гонорар), уплачиваемые по договорам на создание и использование литературных произведений и других производных произведений;

- суммы налогов и сборов (за исключением единого социальною налога, страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и взносов на дополнительное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний), начисленные в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах;

- суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);

- расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуги пожарной охраны и иные услуги охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций защиты экономической информации и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);

- расходы на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ;

- расходы, связанные с набором работников, включая расходы на услуги специализированных компаний по подбору персонала;

- арендные (лизинговые) платежи за арендованное (полученное в лизинг) имущество. В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной по этому оборудованию амортизации;

- расходы на содержание служебного автотранспорта;

- денежная компенсация за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок;

- расходы на командировки;

- расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги;

- расходы на услуги государственного и (или) частного нотариуса;

- расходы на аудиторские услуги;

- расходы на услуги по предоставлению сторонними организациями работников (технического и управленческого персонала) для участия в издательском процессе либо для выполнения иных функций, связанных с выпуском и (или) реализацией издательской продукции;

- расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;

- расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, предусмотренных законодательством РФ;

- представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, а также участников,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа, независимо от места проведения указанных мероприятий;

- расходы на подготовку и переподготовку (в том числе повышение квалификации) кадров, состоящих в штате издательства, на основе договоров с учебными заведениями, имеющими государственную аккредитацию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус. При этом программа подготовки (переподготовки) должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста издательства в рамках его деятельности;

- расходы на канцелярские товары;

- расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;

- расходы на услуги банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы);

- расходы, связанные с приобретением права на использование компьютерных программ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. и обновление компьютерных программ и баз данных;

- расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка (маркетинг), сбор и распространение информации, непосредственно связанной с выпуском издательской продукции и ее реализацией;

- расходы на рекламу изданий (работ, услуг), товарного знака, включая участие в выставках и ярмарках;

- взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, в том числе профессиональным ассоциациям, творческим фондам и другим, если уплата таких взносов, окладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности издательства;

- взносы, уплачиваемые международным организациям, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности издательства;

- расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая расходы на содержание столовых, объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы;

- расходы на научно-исследовательские разработки некапитального характера, связанные с совершенствованием издательского процесса;

- расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями;

- периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности (в частности, авторскими правами);

- расходы, направленные на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (при соблюдении условий, установленных законодательством РФ);

- платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости;

- расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате издательства;

- расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и на недостающие экземпляры периодических печатных изданий в упаковках;

- расходы на замену, списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в установленные сроки (морально устаревшей) продукции, списываемой издательством в установленном порядке;

- другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

На издательско-полиграфических предприятиях учет затрат в разрезе экономических элементов можно вести традиционно, в рамках действующего бухгалтерского учета, либо с использованием двух систем учета — финансового и управленческого. Новый план счетов (2001 г.) для этого предоставляет все возможности. В нем, в частности, синтетические позиции 30—39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат в разрезе экономических элементов. При этом связь между финансовой и производственной бухгалтерией можно организовать с помощью отражающих счетов, т. е. счетов-экранов.

Если издательско-полиграфическое предприятие организует ведение двух систем учета, то для учета затрат могут быть открыты следующие синтетические позиции.

Таблица

Схема учетных записей в финансовой и управленческой бухгалтерии

Номер операции Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета Сумма, руб.

Дебет Кредит

Финансовая бухгалтерия

1 Приобретены и оприходованы на склад материалы 30 60 250 000

2 Начислена заработная плата персоналу организации 31 70 120 000

3 Произведены отчисления на социальные нужды 32 69 45 600

4 Начислена амортизация по основным средствам 33 02 32 400

5 Оплачены прочие производственные расходы 34 50, 51 2 000

6 Признана выручка от продажи продукции покупателям 62 90 600 000

7 Произведено закрытие счетов: — материальных затрат — затрат на оплату труда — отчислений на социальные нужды — амортизации — прочих затрат 35 35 35 35 35 30 31 32 33 34 250 000 120 000 45 600 32 400 2 000

8 Произведено закрытие счета расходов по обычной деятельности 90 35 450 000

9 Начислен НДС от суммы реализованной продукции 90 68 91 525

10 Определен финансовый результат от продажи продукции покупателям 90 99 58 475

Счета управленческого учета

1 Приобретены и оприходованы на склад материалы 10 30 250 000

2 Отражается расход материалов: — на основное производство — на общепроизводственные нужды — на общехозяйственные нужды 20 25 26 10 10 10 200 000 30 000 20 000

3 Начислена заработная плата: — основным производственным рабочим — общепроизводственному персоналу — общехозяйственному персоналу 20 25 26 31 31 31 60 000 30 000 30 000

4 Произведены отчисления на социальные нужды: — по основным производственным рабочим — по общепроизводственному персоналу — по общехозяйственному персоналу 20 25 26 32 32 32 22 800 11 400 11 400

5 Начислена амортизация по основным средствам: — по общепроизводственным объектам — по общехозяйственным объектам 25 26 33 33 25 000 7 400

6 Оплачены прочие производственные расходы 26 34 2 000

7 В конце месяца списаны общепроизводственные расходы 20 25 96 400

8 Выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция по фактической производственной (маржинальной) себестоимости 43 20 379 200

9 Признана выручка от продажи продукции покупателям 90 27 600 000

10 Списана фактическая производственная (маржинальная) себестоимость проданной продукции 27 43 379 200

11 В конце месяца списаны общехозяйственные расходы 27 26 70 800

Счета финансового учета:

30 «Материальные затраты»; 31. «Затраты на оплату труда»;

32 «Отчисления на социальные нужды»;

33 «Амортизация»;

34 «Прочие затраты»;

35 «Расходы по обычной деятельности»; 39 «Остатки материальных ценностей»; 90 «Продажи».

Счета управленческого учета:

10 «Материалы»;

20 «Основное производство»;

23 «Вспомогательные производства»;

25 «Общепроизводственные расходы»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

27 «Результаты производственной деятельности»;

30 «Материальные затраты»*;

31 «Затраты на оплату труда» *;

32 «Отчисления на социальные нужды» *;

33 «Амортизация» *;

34 «Прочие затраты» *;

43 «Готовая продукция» *;

90 «Продажи» *.

Примечание. Счета, отмеченные звездочкой, являются счетами-экранами.

При использовании счетов с двумя системами учета хозяйственные операции, связанные с производством и выпуском продукции, в финансовой и управленческой бухгалтерии могут быть отражены следующим образом (см. таблицу).

Как видно из данных таблицы, учет основных хозяйственных операций в управленческой бухгалтерии осуществляется в соответствии с ее задачами. Цикл учетных записей при этом варианте завершается сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 27 «Результаты производственной деятельности». В этом случае списание результата производственной деятельности (прибыль или

убыток) отражается не в управленческой, а в финансовой бухгалтерии. При этом управленческий учет можно организовать как по системе «директ-костинг», так и по системе «стандарт-кост».

Приведенные группировки затрат по экономическим элементам дают возможность получить представление о совокупной величине и структуре затрат издательства, связанных с производством и реализацией. Однако для грамотного руководства издательским процессом необходимо располагать подробной информацией о величине произведенных расходов в зависимости от места их возникновения и конкретной формы использования. Поэлементная группировка расходов таких сведений не дает. Поэтому для целей бухгалтерского учета и экономического анализа расходы, связанные с производством и реализацией издательской продукции, необходимо группировать по статьям калькуляции.

Методика группировки и учета затрат в разрезе статей калькуляции нами будет приведена в следующей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.