УДК 796 КривошеееД.Н., Паршиков А.Т.
Кривошеев Д.Н.
Институт физической культуры, спорта и здоровья Кафедра спортивных дисциплин и методики их преподавания Московский педагогический государственный университет
(г. Москва, Россия)
Научный руководитель: Паршиков А.Т.
доктор педагогических наук, профессор Институт физической культуры, спорта и здоровья Кафедра спортивных дисциплин и методики их преподавания Московский педагогический государственный университет
(г. Москва, Россия)
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ-СПАСАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ФИТНЕС-КЛУБА
Аннотация: статья посвящена проблемам отечественной подготовки инструкторов-спасателей в условиях фитнес-клуба и пути их решения. Представлены практические и теоретические рекомендации и результаты оценки отечественной подготовки инструкторов-спасателей.
Ключевые слова: инструктора-спасатели, медицинская подготовка, первая помощь, отечественная подготовка.
Введение. Профессиональная деятельность инструкторов-спасателей требует поиска новых подходов и решений к организации их профессиональной подготовки, создания новых эффективных систем обучения для достижения
высокого уровня теоретических и практических знаний в профессиональной деятельности.
Специалисты по спасению утопающих (Лопухин В.Л., Панаев В.Т., Соколов В.Т., Каретный С.Т., Коновалов Е.Д. и др.) считают, что инструктор-спасатель должен обладать не только хорошими навыками плавания и высоким уровнем психической подготовленности, но и отлично знать типологию травм и заболеваний для оказания квалифицированной доврачебной помощи.
Профессиональная деятельность инструкторов-спасателей требует поиска новых подходов и решений к организации их профессиональной подготовки, создания новых эффективных систем обучения для достижения высокого уровня теоретических и практических знаний в профессиональной деятельности.
В Отечественной и зарубежной практике подготовки спасателей большое внимание уделяется тренировкам, позволяющим закрепить весь теоретический материал. Основная часть практической подготовки ведется с использованием различных тренажеров, позволяющих создать обстановку максимально приближенную к условиям реальной чрезвычайной ситуации.
Проработка различных сценариев и действий также помогает в подготовке к возможным трудностям и опасностям во время происшествий.
Если сравнивать подготовку инструкторов-спасателей в США и России, то в Соединенных Штатах Америки подготовка не ограничивается только теоретическими и практическими аспектами. В их подготовке активно применяются различные онлайн курсы и программы дистанционного обучения.
Такие изменения в системе обучения позволяют не только сделать обучение более комфортным и доступным, делая возможным прохождение курса независимо от времени и местонахождения, но и значительно снизить затраты на организацию обучения (учебные пособия, переезды и проживание в другом городе, заработные платы преподавателей).
Следующая проблема отечественной подготовки инструкторов-спасателей кроется в материальном обеспечении. Приборы, тренажеры, макеты,
учебно-методическая литература и пособия должны давать больше информации касательно теоретических аспектов подготовки и возможности практической работы для каждого обучаемого.
Для решения данной проблемы необходимо обновить старые пособия, взяв из них самую ценную часть материала и объединив с зарубежными источниками, также стоит добавить в изучение больше зарубежной литературы. Также необходимо добавить новые виды инвентаря и специального оборудования, которое уже имеется у спасателей в США
Не менее важную роль в качественном обучении играет инструктор, так как 70% информации предоставляет квалифицированный инструктор, профессионал своего дела. Это распространенная проблема во многих фитнес-клубах России. Необходимо нанимать на должность инструктора людей, обладающих грамотной речью, высокой педагогической культурой, умением найти подход к каждому обучающемуся и, разумеется, способному результативно подать материал и проводить процесс теоретической и практической подготовки инструкторов - спасателей в условиях фитнес-клуба.
И один из основополагающих моментов в подготовке, которому уделяется недостаточное внимание - это обучение анализу, оценке и умению принимать грамотные решения во время чрезвычайной ситуации.
Отсутствие должного уровня подготовки инструкторов-спасателей в условиях фитнес-клуба ведет к необратимым последствиям во время чрезвычайных ситуаций, когда спасатель не имеет достаточных знаний, как практических, так и теоретических, чтобы отличить венозное кровотечение от артериального и остановить его. Или отсутствие навыков спасения утопающего, которое может привести к гибели, как утопающего, так и самого инструктора.
Исходя из всего вышесказанного можно смело заявить, что актуальность проблемы отечественной подготовки инструкторов-спасателей в условиях фитнес-клуба находится на очень высоком уровне.
В связи с этим перед исследованием были намечены следующие задачи:
1) Сравнительный анализ отечественной и зарубежной систем подготовок инструкторов - спасателей в условиях фитнес-клубов,
2) Выявление представлений работодателей и методистов по вопросам подготовки и работы инструкторов-спасателей,
3) Составить рекомендации по дальнейшему развитию процесса подготовки инструкторов-спасателей в условиях фитнес-клуба.
Методы и организация исследования. Для решения первой задачи были проведены:
- Анализ специальной литературы по проблеме данного исследования,
- Опрос работодателей и методистов по вопросам отечественной подготовки инструкторов - спасателей в условиях фитнес - клуба,
- Педагогические наблюдения за деятельностью инструкторов -спасателей.
Для решения второй задачи исследования нами было организовано комплексное тестирование инструкторов-спасателей как теоретических, так и
практических знаний на примере критических ситуаций в условиях фитнес-клуба с последующей экспертной оценкой его результатов.
В контрольном тестировании приняли участие 2 группы по 5 инструкторов-спасателей 1996 - 2001 годов рождения, работающих в сети фитнес-клубов Х-Бй (г. Москва).
Экспертами выступили: один тренер категории эксперт и два тренера категории мастер.
Данные тестирования и результаты их экспертной оценки послужили началом для создания программы подготовки инструкторов-спасателей.
Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав специальную литературу и проведя качественно-количественную оценку видеоматериалов подготовки и работы инструкторов-спасателей во время критических ситуаций, можно смело заявить, что инструктора-спасатели в своей работе используют такие виды подготовки, как: плавание вольным стилем с
ластами и без ласт, ныряние в длину с ластами и без ласт, буксировка пострадавшего, поиск и извлечение манекена с глубины до 4м в квадрате 3х3, освобождение от захватов, подача спасательного круга и конца Александрова с максимальным отклонением от заданной точки 1м, оказание доврачебной медицинской помощи. Берут за основу материал в основном отечественных писателей
Результаты контент-анализа действий спасателей во время критических ситуаций позволяют нам определить, что нагрузка во время спасения утопающего может превышать тренировочную в 3-5 раз, так как тонущий человек, под действием паники, может находиться в неадекватном состоянии, и его единственная цель будет забраться на какую-либо поверхность, которой как раз может оказаться спасатель, тем самым подвергнув обе жизни опасности.
Что касается физической подготовки инструктора-спасателя, то по общепринятым стандартам ВОСВОД для категории «старший спасатель» необходимо преодолеть дистанцию 200м вольным стилем без ласт за 4 мин, ныряние в длину на одном дыхании без ласт 25м, буксировка пострадавшего 50м.
На основании полученных данных можно составить собственную программу подготовки инструкторов-спасателей в условиях фитнес-клуба.
Данная программа основана на освоении и закреплении базовых элементов прикладного плавания с развитием скоростно-силовых показателей благодаря упражнениям из спортивной подготовки пловцов высокого уровня.
Программа включает в себя следующие нормативы:
- демонстрация техники спортивных способов плавания и специализированных упражнений без учета времени,
- проплывание способом кроль на груди дистанции 1500м без учета времени и дистанции 25 и 100м на время,
- проплывание кролем на груди с высоко поднятой головой, дистанция 400м без учета времени и 100м на время,
- проплывание способом кроль на спине, дистанция 100м на время,
- проплывание способом брасс на груди, дистанция 200м на время и 1500м без учета времени,
- проплывание способом брасс на спине, дистанция 100м на время,
- ныряние в длину на одном дыхании без ласт, дистанция 25м,
- буксировка пострадавшего, дистанция 25 и 50м.
Как видно из табл. 2, эксперты следующим образом оценили уровень владения испытуемыми техникой спортивных и прикладных способов плавания специализированных упражнений:
Таблица 1. Контрольные упражнения для оценки физической и технической
подготовленности инструкторов-спасателей по старой программе.
Нормати вы Способы передви жения Техника спортивных способов плавания и специализиро ванных упражнений (баллы) Время преодол ения дистан ции 25 м Время преодол ения дистанц ии 50 м (сек) Время преодол ения дистанц ии 100 м (сек) Время преодол ения дистан ции 200м (сек) Преодол ение дистан ции 400м без учета времени Преодо ление дистанц ии 1500м без учета времени Количе ство циклов на дистанц ии 25 метров (раз)
Кроль на груди + + + + +
Кроль на груди с высоко поднято й головой + - — + — + — +
Кроль на спине + + +
Брасс на груди + + +
Брасс на спине + — — + + — — +
Нормати вы Способы передви жения Техника спортивных способов плавания и специализиро ванных упражнений (баллы) Время преодол ения дистан ции 25 м Время преодол ения дистанц ии 50 м (сек) Время преодол ения дистанц ии 100 м (сек) Время преодол ения дистан ции 200м (сек) Преодол ение дистан ции 400м без учета времени Преодо ление дистанц ии 1500м без учета времени Количе ство циклов на дистанц ии 25 метров (раз)
Треджен на груди + + - - - - - +
Ныряние на одном дыхании + + - - - - -
Буксиров ка пострадав шего + + + - - - -
Нормативы Способы передвижен ия Техника спортивных способов плавания и специализирован ных упражнений (баллы) Время преодолен ия дистанции 25 м Время преодолен ия дистанции 50 м (сек) Время преодолен ия дистанции 100 м (сек) Преодолен ие дистанции 400м без учета времени (баллы) Преодолен ие дистанции 1500м без учета времени (баллы) Количест во циклов на дистанци и 25 метров (раз)
Кроль на груди 3.5±0.4 15.4±0.3 - 144.30±1.4 - 3.2±0.7 20.2±0.2
Кроль на груди с высоко поднятой головой 3.2±0.5 16.1±0.2 - - - - 22.4±0.6
Кроль на спине 3.9±0.3 - 149.40±1.5 - 22.6±0.8
Брасс на груди 3.7±0.3 - - 154.20±3.5 4.3±0.5 4.0±0.3 15.0±0.9
Брасс на спине 4.1±0.4 - - - - - -
Треджен на груди 3.4±0.5 18.6±0.5 - - - - 14.0±1.4
Нормативы Техника Время Время Время Преодолен Преодолен Количест
спортивных преодолен преодолен преодолен ие ие во
способов ия ия ия дистанции дистанции циклов
плавания и дистанции дистанции дистанции 400м без 1500м без на
Способы специализирован 25 м 50 м 100 м учета учета дистанци
передвижен ных (сек) (сек) времени времени и 25
ия упражнений (баллы) (баллы) метров
(баллы) (раз)
Ныряние в —
длину на 4.3±0.2 — — — — —
одном
дыхании
Буксировка 3.1±0.6 — — — — — —
пострадавш
его
Результатом «хорошо» по пятибалльной шкале (4 — 4.5 балла), эксперты оценили такие нормативы, как: техника плавания способами «кроль на спине» (3.9±0.3), брасс на спине (4.1±0.4) и ныряние в длину на одном дыхании (4.3±0.2), преодоление дистанции 400м без учета времени способом «брасс на груди» (4.3±0.5) и преодоление дистанции 1500м без учета времени способом «брасс на груди» (4.0±0.3).
Результатом «удовлетворительно» по пятибалльной шкале (3.3 — 3.9 балла), эксперты оценили такие нормативы: техника способа «кроль на груди» (3.5±0.4), техника способа «брасс на груди» (3.7±0.3), техника способа «треджен на груди» (3.4±0.5).
Результатом «неудовлетворительно» по пятибалльной шкале (до 3.3 баллов), эксперты оценили такие нормативы: техника плавания способом
«кроль на груди с высоко поднятой головой» (3.2±0.5), техника выполнения упражнения «буксировка пострадавшего» (3.1±0.6), преодоление дистанции 1500 м без учета времени способом кроль на груди (3.2±0.7).
Проведенный экспертами анализ количества циклов на дистанции 25м показал, что результат гораздо ниже ожидаемого, исходя из полученных данных, можно заявить, что результат измерения количества циклов близок к «неудовлетворительно».
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что уровень технической и физической подготовленности инструкторов - спасателей находится на весьма низком уровень, вопреки всем ожиданиям. Проанализировав данные результаты, можно смело заявить, что во время подготовки необходимо, во-первых, акцентировать внимание на технической составляющей базовых способов плавания, во-вторых, общей физической подготовке инструкторов-спасателей в условиях фитнес-клуба.
Замерив показатели подготовленности инструкторов-спасателей, тренировавшихся по старой программе, можно приступать к тренировочному процессу по измененной, объединенной с зарубежными источниками программе.
Норматив Техника Время Время Время Преодоле Преодоле Количес
ы спортивных преодоле преодоле преодоле ние ние тво
способов ния ния ния дистанц дистанци циклов
плавания и дистанц дистанци дистанци ии 400м и 1500м на
специализиров ии 25 м и 50 м и 100 м без без учета дистанци
Способы анных (сек) (сек) учета врем и 25
передвиже упражнений врем ени метров
ния (баллы) ени (балл ы) (бал лы) (раз)
Кроль на 4.1±0.3 14.5±0.4 - 142.20±1. - 3.8±0.5 18.2±0.2
груди 4
Кроль на 20.4±0.4
груди с высоко 3.6±0.5 15.3±0.3 - - - -
поднятой
головой
Кроль на 4.2±0.3 - 146.00±1. - 20.6±0.5
спине 5
Брасс на 4.0±0.2 - - 150.20±3. 4.6±0.5 4.2±0.4 13.0±0.7
груди 5
Брасс на 4.1±0.3 - - - - - -
спине
Треджен на груди 3.6±0.6 17.1±0.2 - - - - 13.0±1.2
Норматив ы Способы передвиже ния Техника спортивных способов плавания и специализиров анных упражнений (баллы) Время преодоле ния дистанц ии 25 м Время преодоле ния дистанци и 50 м (сек) Время преодоле ния дистанци и 100 м (сек) Преодоле ние дистанц ии 400м без учета врем ени (балл ы) Преодоле ние дистанци и 1500м без учета врем ени (бал лы) Количес тво циклов на дистанци и 25 метров (раз)
Ныряние в длину на одном дыхании 4.5±0.2 - - - - -
Буксировк а пострадав шего 3.8±0.4 - - - - - -
Исходя из полученных результатов можно смело заявить, что новая программа подготовки инструкторов-спасателей в условиях фитнес-клуба по всем показателям лучше предыдущей.
Заметен значительный рост технической подготовки занимающихся, а также их скоростно-силовые показатели во время преодоления коротких отрезков и показатели выносливости при плавании на длинные дистанции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание. - М.: - Астрель, 2002. 160;
2. Козлов А.В. Прикладное плавание. - СПб., 1998. - 47 с;
3. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи [Текст] /Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 280 с., ил;
4. Ванькова Ж.С. Обучение технике спортивных способов плавания: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. [Текст] — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 84 с;
5. Высоцкий Ю. М. Прикладное плавание: Учебное пособие. [Текст] - Санкт-Петербург: СПб.: Изд-во БПА, 2002. - 158 с;
6. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. [Текст] — М.: Высшая школа, 1978. — 144 с;
7. Козлов А.И. Основы техники спортивного и прикладного плавания: Пособие для студентов заоч. отд. фак. физ. воспитания. — Белгород, 1971. — 40 с;
8. Кононов С.В. Развитие специальных физических качеств в процессе обучения прикладному плаванию студентов железнодорожных вузов [Текст] : диссертация... кандидата педагогических наук: Санкт-Петербург, 2007.- 123 с;
9. Тарасов В.В. Прикладное плавание в процессе профессионального образования курсантов ВМУЗов [Текст] / В.В. Тарасов, Г.А. Яковлев, И.В. Русакова. - СПб.: ГАФК, 1998 -197 с;
10. Terry Laughlin. Total Immersion: The Revolutionary Way To Swim Better, Faster, and Easier - 320 с
Krivosheev D.N., Parshikov A. T.
Krivosheev D.N.
Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)
Scientific advisor: Parshikov A.T.
Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)
PROBLEMS OF DOMESTIC TRAINING OF RESCUE INSTRUCTORS IN FITNESS CLUB
Abstract: article is devoted to the problems of domestic training of rescue instructors in a fitness club and ways to solve them. Practical and theoretical recommendations and the results of the assessment of the national training of rescue instructors are presented.
Keywords: rescue instructors, medical training, first aid, domestic training.