Научная статья на тему 'Проблемы отбывания наказания женщинами в современных условиях'

Проблемы отбывания наказания женщинами в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2798
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / НРАВСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кунц Елена Владимировна

Рассматриваются психологические аспекты проблемы отбывания наказания осужденными женщинами, пути их дальнейшей социальной адаптации в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы отбывания наказания женщинами в современных условиях»

Е. В. Кунц

ПРОБЛЕМЫ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ жЕНщИНАМИ в современных условиях

Рассматриваются психологические аспекты проблемы отбывания наказания осужденными женщинами, пути их дальнейшей социальной адаптации в современном обществе.

Ключевые слова: психологические особенности осужденных женщин, социальная адаптация, исправление осужденных, нравственное и правовое воспитание, предупреждение преступности.

Одной из наиболее характерных черт личности женщин-преступниц является их дезадаптация в современном обществе. Поэтому ресоциализация их после освобождения от наказания — одна из основных задач государства.

Вся работа по исправлению осужденных может рассматриваться как подготовительный этап их социальной адаптации к условиям жизни на свободе1.

Организация работы по предупреждению преступности женщин должна складываться из ряда взаимосвязанных этапов, совокупность которых необходимо направить на формирование у данной категории осужденных социально значимой активной жизненной позиции.

Особое внимание заслуживает проблема оказания психологической помощи и поддержки осужденным женщинам. Известно, что значительный процент осужденных женщин составляют лица, страдающие различного рода психическими отклонениями, не исключающими вменяемости. При исполнении уголовного наказания в отношении таких лиц преследуется цель излечить женщин, обеспечив им усиленную ресоциализацию с учетом их психического здоровья.

Нарушение способности к социальной адаптации у женщин после выхода на свободу, безусловно, вызывает также режим исправительного учреждения, навязывающий им образ жизни подростка: размеренность жизни, обязательный распорядок, невозможность принимать самостоятельные решения, касающиеся собственной судьбы, выбора образа жизни, профессии, одежды, круга общения, отсутствие семьи, возрастание эмоционального напряжения, повышенный уровень агрессивности.

Взрослые женщины, оказавшись на свободе, начинают вести себя как дети: провоцируют мелкие ссоры, им свойственны эмоциональная неуравновешенность, безответственность. Такое поведение женщины затрудняет ее выживание на воле.

Нарушение способности к социальной адаптации, привычка к инфантильному образу жизни, разрыв социальных связей затрудняют адаптацию женщины к жизни на воле после выхода из заключения.

А. В. Дулов считал, что нужно учитывать психологию преступников и рекомендовал классифицировать их во избежание вредного влияния худших на менее испорченных2.

Известный австрийский психолог Виктор Франкл, который провел три года в нацистских лагерях, писал, что для него одним из наиболее тягостных психологических обстоятельств жизни в лагере было то, что многие люди, находящиеся в лагере, не имели и не знали своего «срока». Высказывания Франкла можно отнести к депрессивному настроению тех женщин, которым некуда выходить, которых никто и ничто не ждет на свободе, кроме нищеты, безработицы, одиночества и страха оказаться вновь в заключении3.

Криминологическое изучение женщин, отбывающих наказание в Челябинской женской колонии — учреждении ЯВ № 48/5, показало, что лица женского пола, осужденные за насильственные преступления, очень часто совершают насильственные действия, ведущие к лесбийской любви. Осужденные за имущественные преступления менее эмоциональны. У этих женщин антисоциальные установки более устойчивы, в связи с чем у них отсутствуют чувство вины и раскаяние за содеянное. Указанные психологические особенности имеют двойственную роль в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Женщины, по сравнению с мужчинами, более дезадаптированы в условиях исправительного учреждения, эта категория осужденных является одной из наиболее «сложных» для исправления.

Специфика женской психологии выдвигает определенные сложности в исправлении данной категории преступников.

Сотрудники исправительных учреждений утверждают, что большинство женщин, осужденных за насильственные преступления, страдают различными психологическими отклонениями в пределах нормы. Им присущи агрессивность, повышенная эмоциональная возбудимость, большая внутренняя тревожность. Завышенные притязания часто становятся причиной конфликтов. Преодолеть указанные состояния осужденные могут благодаря проводимым психологами аутотренингам. Воспитательная работа с осужденными женщинами включает в себя систему мероприятий, способствующих преодолению их личностных деформаций, духовному, интеллектуальному и физическому развитию, формированию лучших женских и материнских качеств, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

Исправление осужденных женщин необходимо выстраивать с учетом обстоятельств совершенных ими преступлений, а также всестороннего изучения их индивидуальных личностных качеств, в связи с чем особое внимание следует уделять наличию прежних судимостей, родственных связей, изучению материалов уголовного дела.

При выборе тем для бесед, подготовке и проведении различных мероприятий с осужденными следует учитывать, во-первых, особенности женской психологии, во-вторых, наличие у женщины материнского инстинкта, в-третьих, склонность женщины к доброму и прекрасному. При правильно построенной работе психологов можно достичь хороших результатов.

В рамках правового воспитания следует обеспечить доступ женщин к законодательным актам. Правовое образование женщин, содержащихся в колонии, особенно актуально. Многие осужденные не знают своих прав и обязанностей. Это касается вопросов отсрочки отбывания наказания беременными женщинами и осужденными женщинами, имеющими малолетних детей, регистрации и расторжения брака, лишения и восстановления родительских прав, осуществления права на жилье и т. д.

C осужденными целесообразно проводить беседы об основах правового статуса человека, гражданских правах, возможности оказания психологической помощи.

В качестве примера можно привести осуществление в Шаховской колонии строгого режима проекта «Документальный театр». Молодым драматургом Александром Родионовым на основе написанных женщинами-заключенными сцен, диалогов была поставлена пьеса. «Московский проект “Документальный театр” впервые в истории российского театра пытался навести мосты между всеми слоями общества, открыть двери творчества и славы для тех, кто никогда об этом не думал»4.

Необходимо организовать за осужденными хорошо продуманное систематическое и всестороннее наблюдение. Быть внимательными к ним, видеть отрицательные

и положительные поступки, уметь отмечать случайные от неслучайных, обращать внимание не только на злостных нарушителей дисциплины, но и на замкнутых, скрытных осужденных.

Сотрудники исправительного учреждения должны поддерживать постоянную связь с родственниками осужденных, оказывать через них положительное влияние на нарушителей дисциплины. В целях получения объективной характеристики осужденных следует обращаться в коллективы, где они ранее работали. Все методы и средства воздействия на осужденных женщин должны быть направлены на обеспечение соблюдения принципа гуманности, наибольшей педагогической целесообразности и максимальной действенности.

Большой положительный результат приносят собрания родственников осужденных, на которых обсуждаются вопросы их участия в процессе исправления и перевоспитания осужденных.

Работа клубов по интересам, литературные диспуты, выпуск стенгазет оказывают немалое воздействие на политическое и нравственное воспитание осужденных, поскольку все это является определяющим фактором при формировании их общеобразовательного и культурного кругозора, современных эстетических вкусов.

Следует возобновить моральные и материальные факторы поощрения победителей соревнований, совершенствовать методы индивидуальной работы с осужденными, привлекать общественность.

Огромную роль в исправлении осужденных женщин могут играть общественные организации: попечительские советы, советы родственников, патронаж, фонды, религиозные организации. Эти организации призваны оказывать и помощь в социальной адаптации женщин, освободившихся из колонии.

Проблема нравственного и эстетического воспитания тесно связана с половым воспитанием и предупреждением половых извращений в женских колониях. Это достигается благодаря выявлению лиц, занимающихся половыми извращениями, усилению контроля за их поведением, изоляции и привлечению к ответственности таких лиц. Необходимо повышать уровень разъяснительной работы о вреде половых извращений для здоровья и нравственности женщин, устанавливать в отдельных случаях за ними постоянное медицинское наблюдение с широким использованием методов психотерапии. Мысли и энергию осужденных женщин следует направлять на производственные работы, организовывать для них активный отдых и содержательный досуг.

Одна из главных задач изучения личности осужденных — найти в человеке его главный недостаток, искоренение которого повлечет за собой и устранение других, второстепенных нравственных пороков.

Пребывание в социальной изоляции оказывает большое негативное влияние на осужденных женского пола. В результате этого у большинства женщин нарушаются связи с социальной средой. Это вызывает необходимость создания сети центров социальной адаптации, которые позволят решить сразу многие постпенитенциарные проблемы, связанные с освобождением из мест лишения свободы, в том числе будут способствовать уменьшению рецидивной преступности.

Примечания

1 См.: ШмаровИ. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания (проблемы социальной адаптации). М., 1974. С. 12.

2 См.: Дулов А. В. Судебная психология. Минск, 1975. С. 7.

3 Тюрьма - не женское дело: Сб. материалов / Сост. Л. И. Альгерн. М., 2000. С. 30.

4 Российская газета. 2003. 19 нояб.

В. В. Шемякина

криминологическое значение тюремной субкультуры в местах лишения свободы для несовершеннолетних

Анализируются особенности криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних осужденных, особое внимание уделено влиянию тюремной субкультуры на несовершеннолетних лиц женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Ключевые слова: воспитательные колонии, криминальная субкультура, неформальный лидер, деперсонализация, стихийная стратификация, несовершеннолетние осужденные женского пола, социологический опрос.

Среди всех исправительных учреждений для несовершеннолетних именно воспитательные колонии отличаются присущими им субкультурными особенностями. Это объясняется комплексом качеств, свойственных несовершеннолетним, преломленных через призму социальных отношений. Кризисное состояние современного общества, отсутствие общественных институтов, призванных помогать подрастающему поколению, наличие большого количества соблазнов способствуют тому, что несовершеннолетние зачастую выбирают социально негативное поведение, а свои проблемы решают противоправным путем. Так, в 2003 г. почти каждое десятое (9,6 %) оконченное расследованием преступление было совершено несовершеннолетними или при их соучастии1.

В основе преступности несовершеннолетних лежит целый комплекс социально-психологических проблем, которые находят свое отражение в криминальной субкультуре, отрицающей уголовно-правовые запреты. Первой проблемой, с которой сталкивается молодой человек, вступая во взрослую жизнь, является период полового созревания. По оценкам психологов, пубертатный период начинается примерно в 12 лет и заканчивается в 15 или 16 лет2. Этот период характеризуется нарушением стабильности, свойственной детскому возрасту. В этом возрасте у подростка появляются новые желания и повышается половое влечение, которое психологи называют юношеской гиперсексуаль-ностью3, что во многом обуславливает его активность. От того, как будут реализованы возникшие желания и удовлетворено повышенное половое влечение, зависят дальнейшие сексуальные предпочтения несовершеннолетнего.

Сексуальная революция, игнорирующая большинство моральных запретов, спровоцировала во многом увеличение количества подростков с нетрадиционной половой ориентацией. Размытые сексуальные границы дозволенного в ряде случаев провоцируют несовершеннолетних на реализацию сексуальных желаний преступным путем. Кроме того, если у подростка не сформирована сексуальная культура, то возникающий духовный вакуум заполняется «уличными ценностями», являющимися частью криминальной субкультуры, которая, в свою очередь, отличается «сексуальным анархизмом», значительным преобладанием биологического над социальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.