7. Наумов, А. О. «Мягкая сила» и публичная дипломатия Китайской народной республики на современном этапе. - Режим доступа: http://www.spa.msu.ru/uploads/files/aspirantura/mjagkaja_sila_i_publitchnaja_ diplomatija_knr_na_sovremennom_etape.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 01.06.2020).
8. Ruan, Zongze. The Belt and Road Initiative is Shaping a Shared 21st Centure / Ruan Zongze // China International Studies. - 2019. - № 76. - P. 5-26.
References
1. Publichnaya diplomatiya: Teoriya i praktika [Public Diplomacy: Theory and Practice]. Ed. by M. M. Leb-edeva. Moscow, Aspekt Press Publ., 2017, 272 p.
2. Bartoshch, A. Publichnaya diplomatiya v konfliktakh sovremennosti [Public diplomacy in modern conflicts]. Available at: http://nvo.ng.ru/concepts/2017-07-21/11_957_diplomatia.html (Accessed: 31.05.2020).
3. Akhundov, N. A. Narodnaya diplomatiya v sovremennoy mirovoy politike [People's diplomacy in modern world politics]. Available at: http://cheloveknauka.com/narodnaya-diplomatiya-v-sovremennoy-mirovoy-politike (Accessed: 01.06.2020).
4. Krivozhikh, S. V. Publichnaya diplomatiya KNR: stanovlenie i razvitie [Public diplomacy of the PRC: formation and development]. Available at: https://disser.spbu.ru/disser2/disser/krivohij_public_diplomacy_disser.pdf (Accessed: 01.06.2020).
5. Gancherenok, I. I. Meganauki i gosudarstvennoe upravlenie [Megascience and public administration]. Vestnik Moskovskogo gosuniversiteta im. M. V. Lomonosova. Seriya 21 [Bulletin of the Lomonosov Moscow State University. Series 21], 2009, no. 1, pp. 25-33.
6. Gancherenok, I. I., Knyazev, S. N. Realnost i mify o sinergetike ili sinergiya i sinergetika v gosudarstvennom upravlenii [Reality and myths about synergy or synergy and synergy in public administration]. Pravo i obrazovanie (Rossiya) [Law and Education (Russia)], 2006, no. 5, pp. 92-99.
7. Naumov, A. O. "Myagkaya sila" i publichnaya diplomatiya Kitayskoy narodnoy respubliki na sovre-mennom etape [Naumov, A. O. "Soft power" and public diplomacy of the People's Republic of China at the present stage]. Available at: http://www.spa.msu.ru/uploads/files/aspirantura/mjagkaja_sila_i_publitchnaja_diplomatija_knr_na_ sovremennom_etape.pdf (Accessed: 01.06.2020).
1. Ruan, Zongze. The Belt and Road Initiative is Shaping a Shared 21st Centure. China International Studies, 2019, no. 76, pp. 5-26.
ПРОБЛЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЁ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Бабанов Александр Альбертович, доктор политических наук, кандидат философских наук,
доцент
Волжский институт экономики, педагогики и права
Российская Федерация, 414111, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Советская, 6
E-mail: [email protected]
В современных условиях жизнедеятельности человечества не потеряла актуальности проблема, требующая включения любого человека в общую социальную целостность и саму структуру общества. Социализация человека здесь занимает одно из главных мест в процессе становления его как личности. Формирование качеств и свойств человека происходит в рамках конкретной социокультурной среды, которая вносит свои коррективы. Конкретная среда обитания имеет целый набор различных институтов, в той или иной степени влияющих на формирование определённого набора социальных потребностей и интересов индивида. Социализация личности формирует определённый мотивационный механизм действия личности, назначение которого - достижение определённой цели. В данной статье осуществлён краткий анализ различных подходов к социализации. Рассмотрены основные возрастные этапы формирования качеств человека, жизненные пути личности, а также типы, модели и основные стадии политической социализации.
Ключевые слова: человек, индивид, личность, интересы, ценности, социализация, модели политической социализации, типы политической социализации, стадии политической социализации
PROBLEMS OF UNDERSTANDING THE SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL AND ITS POLITICAL COMPONENT.
Babanov Alexander A., D. Sc. (Policy), Ph. D. (Philosophy), Associate Professor
Volzhsky Institute of Economics, Pedagogy and Law
6 Sovetskaya St., Volgograd region, Volzsky, 404111, Russian Federation Federation
E-mail: [email protected]
In modern conditions of human activity, the problem that requires the inclusion of any person in the overall social integrity and the very structure of society has not lost its relevance. Socialization of a person here occupies one of the main places in the process of his formation as a person. The formation of human qualities and properties occurs within a specific socio-cultural environment, which makes its own adjustments. A specific human environment has a whole set of different institutions that influence the formation of a certain set of social needs and interests of an individual to a
greater or lesser extent. Socialization of the individual forms a certain motivational mechanism of action of the individual, the purpose of which is to achieve a certain goal. This article provides a brief analysis of various approaches to socialization. The main age stages of the formation of human qualities, life paths of the individual, as well as types, models and main stages of political socialization are considered.
Keywords: person, individual, personality, interests, values, socialization, models of political socialization, types of political socialization, stages of political socialization
В начале 60-х гг. ХХ столетия понятие «социализация» прочно вошло в лексикон политологов. Данная научная категория исследовалась представителями различных научных направлений, которые вносили свои коррективы в трактовке этого понятия, выделяя проблемы её осмысления опираясь на свою методологическую базу.
Американский социолог Ф. Г. Гиддингс1 в книге «Теория цивилизаций» употребил термин «социализация» в значении, близком современному, - «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [1, c. 4].
Известный учёный в области социологии А. И. Кравченко социализацию определял как «важнейший вид социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества» [2, с. 356].
Социализация личности у Р. Ю. Рахматуллина включала в себя социальную адаптацию -приспособление индивида к социально-экономическим условиям, социальным группам, ролевым функциям и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Иначе можно сказать, что внешняя среда включает экономические, политические, социальные, демографические условия, систему ценностей в обществе, культуру и менталитет народа, религиозные верования, законодательные акты и т. д. [3, с. 148-150].
В статье «Социализация» А. И. Ковалевой даётся подобное определение с некоторым акцентом: «двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе» [4, с. 139].
Личность всегда характеризуется активностью и играет большую роль в жизни общества, и, как следствие, направленность социализации будет влиять на этапы жизненного пути, которые формируются различно в зависимости от решаемых задач. С точки зрения биологии на социализацию будут влиять биологическое созревание или зрелость организма. С экономической точки зрения социализация может рассматриваться через периоды трудовой деятельности, дорабочий и послерабочий периоды. Возрастной подход к социализации личности является самым распространённым. С позиции демографического подхода процесс социализации личности осуществляется на трёх возрастных этапах. К первому этапу сторонники данного подхода относят детство и юность. Ко второму этапу - зрелый трудоспособный возраст человека, а к третьему этапу - лиц преклонного возраста. Конечно, необходимо учитывать, что границы этих возрастных этапов историчны и зависят от конкретных условий эпохи, страны, её социального строя, условий жизни, здравоохранения и т. д.
Психологи рассматривают социализацию личности через призму закономерностей и особенностей психического развития человека, выделяя этапы жизни человека, соответствующие становлению и полной психологической и поведенческой зрелости, этапы доличностного развития человека и развитие человеческой личности.
При осуществлении анализа процессов развития психических свойств индивида в ходе его социализации выделяются периоды оптимального становления некоторых свойств психики. В прошлом психологи рассматривали этапы развития человека, в основном, в детском возрасте, а сейчас вплоть до старчества. Известный учёный Б. Г. Ананьев считал, что возраст человека является основным в характеристике жизни. Он сформировал понятие социальных достижений личности и определил несколько этапов её жизни: детство (воспитание, обучение и развитие), юность (обучение, образование и общение), зрелость (профессиональное и социальное самоопределение личности, создание семьи и осуществление общественно полезной деятельности).
Последний период - старость - был для него уходом из общественно полезной и профессиональной деятельности при сохранении активности в сфере семьи.
В методологическом плане исследования Б. Г. Ананьева представляют собой хорошо просматривающийся прорыв к системному синтезу, что обусловлено целенаправленным изучением основных «ипостасей» человека - индивида, личности, субъекта деятельности и взаимосвязей
1 Американский социолог, профессор социологии в США (в Колумбийском университете), президент Американского социологического общества (1908), основатель первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете (1894).
между ними как целостно трактуемой системы, детерминирующей психические явления изнутри [5, с. 209-211].
В ходе становления человека как личности происходит формирование определённого моти-вационного механизма его деятельности. Такие элементы механизма, как потребности и интересы, формирующиеся в ходе социализации, трансформируются в человеческие ценности, которые становятся внутренними побудителями человека к действию.
Рассмотрение системы ценностей может осуществляться в двух плоскостях: во-первых, с позиции способности личности к выбору системы ценностей и, во-вторых, с позиции возможности изменений данной системы ценностей, а, следовательно, и самой личности и её жизненного пути.
С позиции способности личности осуществлять самостоятельный выбор можно выделить два типа личностей с присущими им типами жизненных путей. Высший тип личности, обладающий способностями выбора своих верховных ценностей, и низший тип личности, опирающийся на простейшие жизненные потребности в простейших жизненных ситуациях.
Критерием социальной зрелости личности является направленность ценностной ориентации. Верховные ценности в процессе жизни человека могут меняться. Они зависят от направленности ценностной ориентации. Переоценка ценностей сложный и мучительный процесс для человека связанный с сомнениями, внутренней борьбой, терзаниями. В результате переоценки ценностей человек либо утрачивает смысл жизни, либо принимает новые ценности. И в первом, и во втором случае человек не остается прежним, внутренне это уже другой человек. Но не только внутренне, но и в силу того, что направленность ценностной ориентации определяет направленность поступков человека, внешнее поведение его меняется.
Таким образом, человеческий выбор является одним из самых сложных видов духовной деятельности, который требует сосредоточения всех духовных сил, в котором синтезируются работа интеллекта, эмоциональной составляющей индивида. Все эти качества и свойства человека формируются в ходе социализации.
Особое место у политологов занимает политическая социализация человека.
Исследование политической социализации осуществлялось учёными на разных этапах развития общества, но наибольший интерес к изучению данного понятия был проявлен Г. Хайменом1, который ввёл в 1959 г. данный термин в научный оборот. Данная категория также активно исследовалась Г. Алмондом, Р.Зигелем, Д. Истоном, П. Шараном, С. Вербой и др.
Рассматривая политическую социализацию, следует отметить, что основная часть учёных под данным термином понимали прежде всего последовательность передачи политических установок, представлений и норм от предшествующих поколений к последующим, а также процесс политического созревания человека и расстановки его политических ориентиров.
Общественный и личностный срезы политической социализации тесно связаны. Научные подходы исследования данного термина позволили выделить ряд основных типов, или моделей, политической социализации:
• гармоничный тип, отражающий складывание психологически нормальных отношений человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение к государству и закону, своим гражданским обязанностям;
• плюралистический тип, который характеризует признание равноправия человека с другими гражданами и отсутствием ограничений в формировании политических пристрастий, переходу к другим ценностям;
• гегемонистский тип, говорящий об отрицательном отношении человека к любым другим социальным и политическим системам, кроме существующей;
• конфликтный тип, который возникает в результате межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов.
Следует отметить, что данная типология достаточно условна. Конкретная социокультурная среда формирует свои особые направления политической социализации, которая имеет две основные формы - прямую и косвенную.
Говоря о прямой социализации, речь идёт о непосредственном приобретении личностью ярко выраженных политических ориентаций в виде политической реакции, определённой направленности поведения, политического участия, политической деятельности.
1 У Г. Хаймена политическая социализация личности осуществляется в процессе латентного и прямого этапов. На этапе латентной социализации каждый человек вначале формирует нормы и ценности, не связанные с политической направленностью, которые впоследствии начинают оказывать влияние, в том числе и на политическое поведение. Некоторые особенности раннего воспитания ребёнка в семье могут сказываться на особенностях поведения личности во взрослом возрасте.
Косвенная политическая социализация связана с формированием у человека социально значимых догм поведения, которые позволят повлиять на его политическую направленность деятельности, независимо от того, будет ли это непосредственное участие в политике или неучастие в ней. Политическая социализация проходит четыре стадии своего развития:
• во-первых, это ранняя социализация, начинающаяся с момента появления человека на свет и завершающаяся моментом поступления человека в школу;
• во-вторых, период формирования социальных качеств, осуществляющихся с момента поступления в образовательные учреждения и до их окончания (школа, вуз и т. д.);
• в-третьих, это этап социальной зрелости, охватывающий период трудовой деятельности человека;
• в-четвертых, последующий этап политической социализации, завершающийся моментом смерти человека.
С точки зрения направленности влияния и восприятия политических норм можно выделить активную и стабилизирующе-корректирующую фазы политической социализации. Долгий период времени процесс её изучения рассматривался с позиции усвоения человеком специальной информации для формирования системы взглядов в отношении государства, существования власти в различных политических режимах и т. д.
Не секрет, что любое общество заинтересовано в том, чтобы обеспечить консенсус государства и личности, если оно имеет целью добиться стабильного развития. Хотя в дальнейшем понимание политической социализации значительно усложнилось в результате обратного воздействия личности на общество и государство. Особое внимание стало уделяться мотивам и интересам, формам политической деятельности и всему тому, что связано с её политическим выбором.
Основными звеньями политической социализации выступают такие элементы институциональной подсистемы политической системы общества, как органы государственной власти, а также основные части политической инфраструктуры общества. По мере рассмотрения институтов политической социализации мы начинаем понимать, что они являются элементами специально созданной системы учреждений и органов, цель которых направлена на развитие индивидов, прежде всего путём образования и воспитания. Основная часть данных органов имеет официально-правовой статус. Наибольшее влияние, в том числе и в политическом становлении личности, принадлежит таким институтам, как семья, система образования, телевидение, радио, печать, партии, движения, блоки, религиозные организации и многим другим образованиям. Каждый институт имеет своё предназначение. Семья, к примеру, формирует систему мотивов политической социализации личности, школа формирует познавательные способности личности. Деятельность различных политических образований в той или иной степени направлена на привлечение личности к сфере профессиональной политики, и данная сфера будет востребована в том случае, если система взглядов личности будет совпадать с идеологией данных политических объединений. Немаловажное значение имеет также сфера профессиональной деятельности личности, которая особым образом влияет на характер, темпы и формы политической социализации.
В заключение хотелось бы отметить, что социализация - это процесс, позволяющий индивиду стать членом общества, впитывая его установки, формируя определённый набор социальных ролей. Именно в ходе социального взаимодействия с другими людьми у индивида происходит формирование определённого набора потребностей и интересов, трансформирующихся в дальнейшем в ценности, которые влияют на формирование своих собственных убеждений, моральных стандартов, привычек, всего того, что создаёт уникальность личности. Касаясь такого важного направления, как политическая социализация личности, следует отметить, что она является важнейшим средством овладения политической культурой общества.
Большое влияние на политическую социализацию личности оказывают различные политические институты, входящие в институциональную подсистему политической системы общества и, прежде всего, государства как основного института данной системы и других элементов политической инфраструктуры, таких как политические партии, движения, блоки, фракции и т. д. Данные институты участвуют в политической социализации и формируют в личности систему политических интересов и ценностей.
Список литературы
1. Мудрик, А. В. Социализация человек / А. В. Мудрик. - Москва : Академия, 2006. - 304 с.
2. Кравченко, А. И. Социология / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 863 с.
3. Рахматуллин, Р. Ю. Об онтологических основаниях логического мышления / Р. Ю. Рахматуллин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 9-2 (47).
4. Ковалева, А. И. Социализация / А. И. Ковалева // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2004. - № 1. -С. 139-143.
5. Ананьев, Б. Г. Основные характеристики человека и его развития / Б. Г. Ананьев // Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психол. - Москва : Наука, 1977. - С. 209-211.
References
1. Mudrik, A. V. Sotsializatsiya chelovek[Socialization of the person]. Moscow, Academy Publ., 2006, 304 p.
2. Kravchenko, A. I., Anurin, V. F. Sotciologiya [Sociology]. St. Petrsburg, Piter Publ., 2003, 863 p.
3. Rakhmatullin, R. Y. Ob ontologicheskikh osnovaniyakh logicheskogo myshleniya [About the ontological basis of logical thinking]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Vo-prosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal Sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice], 2014, no. 9-2 (47).
4. Kovaleva, A. I. Sotsializatsiya [Socialization]. Entsiklopediya gumanitarnykh nauk [Encyclopedia of Humanities], 2004, no. 1, pp. 139-143.
5. Ananev, B. G. Osnovnye kharakteristiki cheloveka i ego razvitiya [Main characteristics of a person and his development]. Ananev, B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On the problems of modern human knowledge]. Moscow, Nauka Publ., 1977, pp. 209-211.