24
Высшее техническое образование, 2018, том 2, № 1, с. 24-28
УДК 316.614
И. В. Коледа
Белорусский государственный технологический университет
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА
В статье рассматриваются проблемы, связанные с процессом формирования личности - социализацией. Автор обращает внимание на содержание этого процесса, социальную среду как определяющее условие социализации, выделяет основные этапы социализации и задачи, решение которых является объективной необходимостью для развития личности. В процессе социализации личность выступает не только как объект общественного воздействия, но и как субъект социального поведения. Выбирая партнеров общения, информационные каналы, стиль поведения, профессию, человек формирует себя как индивидуальность. От ценностных ориентаций, мировоззрения, социального опыта личности во многом зависит, каким будет его образ жизни. Процесс социализации личности - основной, ведущий и определяющий в ее появлении, формировании и развитии.
Ключевые слова: личность, социализация, социальная среда, воспитание, индивидуализация, интеграция, адаптация, автономизация, поведение, ценности.
I. V. Koleda
Belarusian State Technological University
SOCIALIZATION OF PERSONALITY: THE FEATURES OF THE PROCESS
The article deals with the problems associated with the process of personality formation - socialization. The author draws attention to the content of this process, the social environment as the determining condition of socialization, identifies the main stages of socialization and tasks whose solution is an objective necessity for the development of the individual. In the process of socialization, a person acts not only as an object of social influence, but also as a subject of social behavior. Choosing partners of communication, information channels, style of behavior, profession, a person forms himself as an individual. From the value orientations, outlook, social experience of personality in many ways depends on what will be his way of life. The process of socialization of the individual - the main, leading and determining in its appearance, formation and development.
Key words: personality, socialization, social environment, education, individualization, integration, adaptation, autonomy, behavior, values.
Введение. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам, что происходит в результате социализации человека. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Это процесс усвоения и воспроизводства человеком социального опыта, социальных норм и культурных ценностей, в ходе которого человек преобразует все это в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Таким образом, процесс социализации предполагает саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, к которому он принадлежит.
Основная часть. Определенный образ жизни и, как следствие, определенный образ мышления и поведения личности порождает социальная среда, т. е. все то, что окружает человека в его социальной жизни, конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий («городская среда», «деревенскай среда», «производственная среда», «артистическая среда» и т. п.). Нормы поведения, нормы морали,
убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. А так как правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах, то, соответственно, и поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.
В процессе накопления личностного социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентиры, система ценностей) и функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов, которая, в свою очередь, может стать причиной формирования асоциальных качеств личности.
Содержание понятия «социализация» по-разному раскрывается исследователями. Одни определяют социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивида, соответствующих их социальным ролям» [1]. Другие считают, что социализация близка к понятию «воспитание», которое «подразумевает направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, в то время как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» [2]. Социализацию определяют также как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, «принятие социальных функций и ролей, норм и правил поведения в обществе» [3].
Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, учреждении высшего (среднего специального, профессионально-технического) образования, на производстве, через средства массовой информации, самообразование.
Ведущую роль в формировании личности играют социальные факторы, к числу которых относят следующие:
- макросоциосреда - государственное устройство, уровень развития общества, особенности идеологического воздействия на людей средств массовой информации, пропаганды, этническая, религиозная обстановка в обществе, место и роль страны в системе международных отношений;
- микросоциосреда - это семья, друзья, школа, студенческая группа, трудовой коллектив и др., т. е. среда непосредственного контактного взаимодействия человека;
- воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы;
- деятельность - включаясь в разнообразные ее виды (игра, учебная, производственно-трудовая, научная), социальные отношения, человек усваивает социальный опыт, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер.
Выделяют следующие стадии социализации:
1) первичная социализация (стадия адаптации) - идет некритическое усвоение социального опыта, ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает (прежде всего родителям);
2) стадия индивидуализации - критическое отношение к общественным нормам поведения, появляется желание выделить себя среди других;
3) стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Здесь следует отметить, что интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же по каким-то причинам не принимаются, то возможны такие варианты, как, например, сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, или изменение себя («стать как все»), адаптация, внешнее соглашательство;
4) трудовая стадия - охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность;
5) послетрудовая стадия - время, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям (пожилой возраст).
Если же обратить внимание на то, что в процессе социализации развитие личности, ее становление происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе, тогда этапы социализации можно соотнести со следующими возрастными периодами:
- младенчество - от рождения до года;
- младший дошкольный возраст - 1-3 года;
- дошкольный возраст - 3-6 лет;
- младший школьный возраст - 6-10 лет;
- подростковый возраст - 11-14 лет;
- ранний юношеский возраст - 15-17 лет;
- юношеский возраст - 18-23 года;
- молодость - 23-33 года;
- зрелость - 34-50 лет;
- пожилой возраст - 50-65 лет;
- старший возраст - 65-80 лет;
- долгожительство - более 80 лет.
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия сводится к нормам, ценностям и знаниям [4, 5].
Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Естественно-культурные задачи - это достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющих определенные нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности и т. д.).
Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичные для каждого возрастного периода в конкретном социуме.
Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Решение задач всех трех групп является объективной необходимостью для развития личности. Если какая-либо группа задач или задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает ее неполноценной. Необходимость решения объективных возрастных задач побуждает человека ставить перед собой определенные цели. При этом человек не пассивен в решении объективных задач, он является в той или иной степени творцом своей жизни. Благодаря этому человек и рассматривается как субъект собственного развития, как субъект социализации.
Однако человек выступает не только как объект и субъект социализации. Он может стать и ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт.
Решение этих двух задач, которые, по сути, являются противоречивыми и в то же время едиными, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Они регулируются кажущимимся противоречивыми мотивами - «быть со всеми» и «оставаться самим собой».
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализацию установок на себя, устойчивости в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. В зависимости от того, что превалирует в процессе социализации в большей или меньшей степени - адаптация или автономизация, и происходит формирование личности. Кроме того, следует отметить, что социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
По мере познания окружающей его действительности, себя самого, своего существования и смысла жизни человек начинает осознавать личностную значимость тех или иных сторон, событий этой действительности. Человек все более начинает связывать удовлетворение своих потребностей и интересов с окружающим его миром. Предметы и явления объективной реальности, связанные с потребностями человека, становятся для него значимыми, приобретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности - это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей личности, находят в ней эмоциональный отклик и таким образом приобретают то или иное личностное значение.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Конечно же, существуют различия между социализацией детей и взрослых, в частности:
- социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации;
- взрослые могут оценивать нормы, дети же способны только усваивать их;
- социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Здесь следует отметить, что принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. И свойства личности, которые были сформированы ранее, не являются неизменными. Человек в процессе жизнедеятельности усваивает новые ценности, роли, навыки вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. А это уже процесс ре-социализации, который охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.
Заключение. Таким образом, процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства и соотношения разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве и во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности.
Личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений происходят под влиянием социальных обстоятельств. Процесс социализации личности - основной, ведущий и определяющий в ее появлении, формировании и развитии.
Литература
1. Смелзер Н. Социология / под ред. В. А. Ядова. М.: Феникс, 1994. 688 с.
2. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
3. Ревская Н. Е. Психология и педагогика. СПб.: Альфа, 2001. 304 с.
4. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 576 с.
5. Николаева Е. И. Психология семьи. СПб.: Питер, 2017. 386 с.
References
1. Smelser N. Sotsiologiya [Sociology]. Ed. V. A. Yadova. Moscow, Feniks Publ., 1994. 688 p.
2. Mudrik A. V. Obshcheniye vprotsesse vospitaniya [Communication in the process of education]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2001. 320 p.
3. Revskaya N. E. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. St. Petersburg, Alpha Publ., 2001. 304 p.
4. Stolyarenko L. D., Samygin S. I. Psikhologiya ipedagogika v voprosakh i otvetakh [Psychology and pedagogy in questions and answers]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2000. 576 p.
5. Nikolaeva E. I. Psikhologiya sem'i [Family Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2017. 386 p.
Информация об авторе
Коледа Инна Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь).
Information about the author
Koleda Ina Vladimirovna - PhD (History), Assistant Professor, the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, The Republic of Belarus).
Поступила 25.03.2018