Научная статья на тему 'Проблемы организационной культуры государственной службы в условиях трансформации современного российского общества'

Проблемы организационной культуры государственной службы в условиях трансформации современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
856
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гарифова Альбина Рамилевна

В условиях трансформации современного российского общества определенный интерес представляют проблемы организационной культуры государственной службы. Изучение организационной культуры государственной службы становится сегодня перспективным направлением научной деятельности, в рамках которого решаются проблемы эффективного функционирования государственного аппарата. Формирование сильной организационной культуры государственной службы является необходимым условием эффективного функционирования и развития данного социального института. Как показывает мировой опыт, успешная реализация программы реформирования государственной службы сопряжена с изменением сложившейся по своей сути организационной культуры государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Civil Service Organizational Culture in the Conditions of Modern Russian Society Transformation

The article deals with the problems of civil service organizational culture in conditions of modern Russian society transformation. Nowadays study of organizational culture of state service is becoming the prospective direction of scientific activity, which allows us to solve the problems of the state machinery effective functioning. Formation of powerful civil service organizational culture is the necessary condition of this social institute effective functioning and developing. As the world practice shows, successful execution of civil service reform is connected with some changes in civil service organizational culture.

Текст научной работы на тему «Проблемы организационной культуры государственной службы в условиях трансформации современного российского общества»

профессиональные ценности - к организационным социокультурным изменениям. Как отмечает профессор В.Л. Романов, «исследования свидетельствуют, что чувство долга, социальной ответственности, стремления делать добро, следование традициям служения Родине и т.д., формирующие ядро государственного корпуса, укрепляют новый тип государственной службы как службы государства народу - верховному субъекту власти» [2, с. 46].

Таким образом, формирование корпоративных ценностей государственной гражданской службы, нацеленных на общенациональные интересы, будет способствовать не только воспитанию у служащих этических основ и высокой нравственности, но и превращению государственного аппарата в авангард преобразований, пользующийся высокой степенью доверия граждан.

Библиографический список

1. Калиниченко, Л. А. Социальная организация государственной службы [Текст] / Л. А. Калиниченко. - М., 2000.

2. Романов, В. Л. К становлению новой парадигмы обществоведения [Текст] / В. Л. Романов // Синергетика: человек, общество. - М., 2000.

А.Р. Гарифова,

аспирант Казанского государственного технологического университета им. С.М. Кирова

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

юбой социальный процесс, социальное явление наполняются определенным культурным содержанием. Рассмотрение организаций как сообществ взаимодействующих индивидов, имеющих единообразное понимание своих целей, ценностей, норм и правил поведения, привело к появлению понятия организационной культуры.

В последние годы интерес к организационной культуре усилился в связи с тем, что возросло понимание влияния, которое культура оказывает на функционирование организации. Многочисленные исследования показывают, что процветающие организации отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа организации, во благо всех заинтересованных в ее деятельности сторон.

Проблемы организационной культуры освещаются как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Вместе с тем исследований, посвященных орга-

низационной культуре, сложившейся в российских организациях, с привлечением конкретных эмпирических данных явно недостаточно.

Перестройка современного российского общества, изменения в экономической, политической и других сферах жизнедеятельности общества повлекли за собой трансформацию социокультурной ее составляющей. Потеря ориентиров деятельности индивидов, неопределенность статуса субъекта социальной жизни - все это можно характеризовать как кризис ценностей, необходимых человеку для осуществления выбора моделей своего поведения.

В обществе утрачены многие прежние ценностные ориентации, новые же пока не установились ни в общественном, ни в личном сознании. В настоящее время идет активный поиск этих ценностей, путей и методов ценностной переориентации жизнедеятельности людей, в том числе внутри организаций. Формирование новой организационной культуры возможно только на основе широкого распространения демократических ориентиров общественной жизни, рыночной направленности развития экономики.

При становлении этой новой модели культуры следует учитывать опыт передовых западных стран, но не забывать достижений национальной культуры. Механический перенос западного опыта на российскую почву далеко не всегда бывает эффективен. Россия - страна с богатой культурой, в том числе и культурой управленческой деятельности. Возрождение отечественной организационной культуры с учетом положительного опыта советского периода, на базе новых ценностных ориентаций, несомненно, принесет пользу развитию экономики, существенно улучшит социально-психологический климат нашего общества.

Интерес представляют проблемы организационной культуры государственной службы, на наш взгляд, малоизученные и в зарубежной, и в отечественной социологии. Изучение организационной культуры государственной службы, как правило, ограничивается прикладными исследованиями. Их теоретической базой являются сформированные за рубежом, под влиянием интереса к решению практических проблем управления, концепции организационной культуры [1].

Изучение организационной культуры государственной службы за рубежом активизировалось в 1990-х годах. Это было вызвано изменением общественных ожиданий, обращенных к аппарату управления, а также переосмыслением организационных основ государственной службы [2, с. 34-64; 3, с. 29]. В частности, А. Лоутон и Э. Роуз подчеркивают, что в культуре государственных организаций наблюдаются консервация устаревших ценностей и норм служебной деятельности, отставание от новых идей и опыта коммерческих структур [4]. Д. Осборн, П. Пластрик и другие специалисты рассматривают развитие организационной культуры как один из механизмов реформирования системы государственной службы и приведения государственных структур в соответствие с новыми условиями жизнедеятельности общества [2; 3; 5].

В.Л. Романов и В.С. Нечипоренко считают, что понятие «организационная культура государственной службы» включает в себя культуру «организационных внутрислужебных построений и отношений» [6, с. 31]. В отчете о научно-исследовательской работе РАГС дается более конкретное определение данного понятия: организационная культура государственной службы - это «историчес-

ки обусловленная социокультурная система, представляющая собой нормативно определенные формы и способы организации государственных служащих на основе гармонии ее подсистем (профессиональная культура, культура организации, информационная культура) в интересах достижения высокой результативности государственного управления» [7, с. 236]. В.В. Шуваева предлагает следующее определение понятия «организационная культура государственной службы»: это «комплекс ценностей и норм служебного поведения, принимаемых и разделяемых государственными служащими определенного государственного органа и являющихся продуктом их совместной деятельности» [8, с. 134].

Чтобы дать определение понятия «организационная культура государственной службы», необходимо вычленить особенности организационной культуры государственной службы. Рассматривая особенности организационной культуры государственной службы, следует определить специфические характеристики государственных органов. Среди этих характеристик выделим следующие:

- зависимость деятельности государственного органа от выборных должностных лиц;

- многоуровневая иерархическая структура государственного органа;

- организация государственного управления на принципах функционального разделения (решение отделено от исполнения, исполнение разделено по функциям, функции сконцентрированы в подразделениях, которые разбиты на должности, сведенные к конкретным задачам, задачи закреплены в инструкциях) [5, с. 399];

- государственные структуры близки к монополии в том смысле, что они практически не испытывают давления со стороны конкурентов и потребителей их услуг;

- в процессе осуществления государственным органом функций по обеспечению органической связи государства и общества формируется особый срез общественных отношений, характер которых определяет условия деятельности государственного органа [8, с. 33].

Особенности организационной культуры государственной службы определяются не только специфическим положением самого государственного органа. Большое значение имеет также статус государственных служащих как профессиональной группы, который определяется законодательством. Отметим, что уровень, вид государственной службы и функции, ей отведенные, тоже влияют на особенности организационной культуры государственной службы.

На основе изложенного сформулируем определение организационной культуры государственной службы: это наиболее стабильно и продолжительное время существующая качественная характеристика государственного органа как совокупности процессов и действий, ведущих к его органической целостности. Формирование сильной организационной культуры государственной службы является необходимым условием эффективного функционирования и развития данного социального института.

Разрешение существующего противоречия между необходимым уровнем организационной культуры государственной службы, с одной стороны, и его наличным (сегодняшним) состоянием - с другой, позволит создать условия

для повышения эффективности деятельности государственных органов и системы государственной службы. Таким образом, перспектива развития российского общества, государства во многом зависит от организационной культуры государственной службы.

В результате трансформации внешней среды работники государственной службы сталкиваются с новыми требованиями, целями и задачами. Изучение организационной культуры государственной службы становится сегодня перспективным направлением научной деятельности, в рамках которой решаются проблемы эффективного функционирования государственного аппарата. Государственная служба России призвана регулировать общественные процессы, обеспечивать целостность государства и реализацию интересов граждан.

Актуальность данной темы обусловлена кризисным состоянием отечественной государственной службы, очевидным проявлением которого является распространение таких аномальных явлений, как взяточничество, коррупция, безразличное отношение к интересам общества, государства и гражданина. В российском обществе наблюдается тенденция сращивания части государственных служащих с предпринимательскими структурами, роста коррумпированности должностных лиц, взяточничества, нравственного перерождения кадров. Отрицательный в общественном сознании образ чиновника-бюрократа и казнокрада мешает привлечению на государственную службу высокопрофессиональных специалистов, качественному укреплению кадрового потенциала, усиливает отчуждение общества от государственной власти, снижает ее авторитет [9, с. 235].

Как показывает мировой опыт, успешная реализация программы реформирования государственной службы сопряжена с изменением сложившейся по своей сути организационной культуры государственной службы. Однако в отечественной науке недостаточно социологических исследований, посвященных организационной культуре. Изучение же организационной культуры государственной службы приобретает важнейшее значение для экономики России.

Библиографический список

1. Оучи, У. Г. Методы организации производства: японский и американский подходы [Текст] / У Г. Оучи; пер. с англ. - М., 1984.

2. Госслужба: кадры на рубеже веков (зарубежный опыт) [Текст]. - М., 1998. - № 3.

3. Госслужба: тенденции развития (зарубежный опыт) [Текст]. - М., 1997.

4. Лоутон, А. Организация и управление в государственных учреждениях [Текст] / А. Лоутон, Э. Роуз. - М., 1993.

5. Осборн, Д. Управление без бюрократов: пять стратегий обновления государства [Текст] / Д. Осборн, П. Пластрик; пер. с англ. Л. И. Лопатникова. - М., 2001.

6. Социологический эскиз коллективного портрета госслужащих [Текст] : информационно-аналитический бюллетень. № 1 : Социология власти. - М., 2000.

7. Разработка и реализация государственной кадровой политики [Текст] : отчет о НИР / РАГС; руководитель В. Л. Романов. - М., 2001.

8. Шуваева, В. В. Организационная культура государственной службы как фактор формирования имиджа государственных служащих [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / В. В. Шува-ева. - Волгоград, 2003.

9. Фетисов, Э. Н. Социально-трудовая сфера: сущность, аспекты и формы проявления [Текст] /

Э. Н. Фетисов. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.